Рельефные медальоны из Китея
с.205 Керамика с украшениями в виде рельефных изображений (мегарские чаши) появляется в Греции, по-видимому, еще во второй половине IV в. до н. э. Во всяком случае, в эллинистический период она уже получает широкое распространение во всех уголках античного мира, включая и Северное Причерноморье. Особую же популярность она приобрела в римское время, когда к греческим мастерам присоединились их римские коллеги. Первоначальным центром производства рельефной керамики принято считать Пергам1, с.206 где находились мастерские, изготавливающие ювелирные изделия, с техникой которых связывается происхождение рельефных изображений на керамических сосудах2. По некоторым предположениям, производство такой керамики во II—
Целью нашей заметки является публикация небольшой, но зато лучшей, части подобной керамики из раскопок Китея — двух рельефных медальонов. Первый из них4 (рис. 1) представляет собой фрагмент донца чернолакового открытого сосуда, найденный в жилом помещении «Е» в слое II—
Судя по оборотной стороне, медальон был сначала оттиснут в форме, а затем наложен на дно еще не просохшего готового сосуда. Тип сосуда определить сложно, поскольку накладные рельефы могли украшать чаши и кубки самых различных форм6. Близкие аналогии нашему медальону обнаружены в Ольвии и Танаисе7. В фондах Керченского музея также есть несколько фрагментов с.207 рельефных медальонов, один из которых с изображением Гелиоса был найден автором во время охранных исследований в Керчи в период работы в Керченском историко-археологическом музее.
Рис. 1— |
Рельефные медальоны подобного типа по глине и манере украшения
Афродита и ее спутник Эрот в сакральном мировоззрении эллинистического периода стали самыми популярными божествами олимпийского пантеона во всем античном мире и на Боспоре, в частности. Храмы и святилища Афродиты засвидетельствованы в Пантикапее, Нимфее, Китее, Мирмекии, Фанагории, Гермонассе. Кепах и Горгиппии10. Афродита и божества ее круга повсеместно украшали памятники античного декоративно-прикладного искусства: посуду, терракоты, геммы, торевтику. Часто они фигурируют и на монетах. Традиция их рельефных погрудных изображений (бюстов) также свойственна эллинизму. На Боспоре, к примеру (в Тиритаке), известна находка бронзового штампа для с.208 изготовления рельефных изделий с бюстом Афродиты и Эротами за ее спиной, относящегося к концу III — II вв. до н. э.11 Учитывая большую роль культа Афродиты в Китее12, не исключено, что данный сосуд был приобретен китейцем — ее почитателем.
Второй медальон с рельефным портретным изображением мужчины13 (рис. 2) был найден на раскопе IV в большом открытом помещении, в южной части которого найдено несколько стационарных и переносных алтарей эллинистического времени. Наша же находка сделана в северной части помещения, где культурный слой эллинистического времени был снят до материка при перестройках римского времени. Нивелировка в этом районе, судя по материалу ям, имела место в самом начале I в. н. э. Вместе с медальоном в слое найдены фрагменты амфор II—
Оттиск представляет собой мужскую голову в профиль в повороте направо. Голова выполнена в невысоком рельефе. Перед нами портретное изображение мужчины зрелого возраста с крупными чертами волевого лица: лоб прорезан морщинами, под надбровными дугами глубоко сидящие большие глаза, массивный нос, слегка приоткрытые губы, резко очерченный подбородок. Обозначена носогубная складка. Волосы коротко острижены и зачесаны спереди на лоб; сбоку бакенбарды, ухо открыто. Прическа выполнена сплошной рельефной массой, заполненной мелкими насечками. В римском скульптурном портрете такой прием впервые применен в статуе Александра Севера (222—
В Северном Причерноморье портретные рельефные медальоны найдены в Ольвии, Херсонесе, Пантикапее, Неаполе Скифском, скифских городищах Алма Кермен и Золотая Балка. По своему количеству они даже превосходят находки из Греции и Малой Азии16. Как известно, практика изготовления таких портретов получает особенно широкое распространение в римское время.
с.209 Наиболее близкая аналогия нашему изображению — рельефный медальон из Золотой Балки. Автор его публикации трактует портрет как изображение представителя римского императорского дома Юлиев-Клавдиев, может быть, самого императора Августа и полагает, что чаши с изображениями императоров имели сакральный характер17. Распространение таких изделий, по ее мнению, осуществлялось римскими легионерами во время военных экспедиций. Судя по уже отмечавшимся стилистическим особенностям нашего медальона, время его изготовления — III в. н. э. К этому времени римское влияние на Боспоре было весьма значительным и имела длительную предысторию.
Еще в конце I в. до н. э. на Боспоре появляются золотые монеты с портретами Августа и Ливии, происходит переименование Пантикапея и Фанагории в Кесарию и Агриппию, царица Динамия посвящает статуи Августу и его жене Ливии. По некоторым предположениям, Динамия для получения власти ездила в Рим и получила поддержку Августа18. А ее сын Аспург, став царем, принял почетное прозвище φιλόκαισαρ. О силе римского влияния уже в I в. н. э. на Боспоре свидетельствует упомянутый Тацитом (Ann. XII. 16) факт вооружения боспорской армии по римскому образцу. В III же веке н. э. Боспор находился уже под полным контролем римских императоров. В Китее об этом свидетельствует известный мраморный стол общины кититов 234 г. н. э.
Таким образом, не исключено, что чаша (или чаши) с изображением императора (или члена его дома, поскольку «облик многочисленных принцев в портретах настойчиво повторял основные черты изображений императора»19) стали попадать на Боспор как средство пропаганды в результате проримской политики боспорских правителей, а отнюдь не обязательно были доставлены легионерами. Какому именно императору могло принадлежать изображение на нашем медальоне, предоставим судить искусствоведам.
Завершая исследование найденных нами медальонов с рельефными изображениями, хочется отметить несомненную ценность сосудов, на которых они оттиснуты. Причем ценность их чисто экономическая (лаковая посуда всегда была дорогой) дополнялась сакральным смыслом изображений на медальонах. Наличие двух таких памятников в Китее при общей незначительности числа их находок в городах Боспора позволяет говорить о нашем городе как одном из важных экономических и политических центров государства.
ПРИМЕЧАНИЯ