Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.33

10. МОЙРЫ

a. Суще­ст­ву­ют три оде­тых в белое нераз­луч­ных мой­ры, кото­рых Эре­бу роди­ла Ночь. Зва­ли их Лахе­сис, Кло­то и Атро­пос — самая млад­шая по чину и самая ужас­ная из трех1.


b. Зевс, кото­рый взве­ши­ва­ет чело­ве­че­ские жиз­ни и сооб­ща­ет мой­рам о сво­их реше­ни­ях, мог потом пере­ду­мать и спа­сти по сво­е­му жела­нию тех, кому Атро­пос гото­ви­лась отре­зать нить жиз­ни, отме­рен­ную Лахе­сис и спряден­ную Кло­то на сво­ем вере­тене. Да, люди утвер­жда­ют, что в какой-то мере они могут сами управ­лять сво­ей судь­бой, избе­гая опас­но­стей. Поэто­му моло­дые боги сме­я­лись над мой­ра­ми, а неко­то­рые гово­рят, что Апол­лон одна­жды даже спо­ил их, чтобы спа­сти от смер­ти сво­его дру­га Адме­та2.

c. Дру­гие, напро­тив, утвер­жда­ют, что сам Зевс под­вла­стен мой­рам. В этом одна­жды при­зна­лась, про­ро­че­ст­вуя, пифий­ская жри­ца, посколь­ку мой­ры явля­ют­ся не детьми Зев­са, а детьми вели­кой боги­ни Необ­хо­ди­мо­сти (Анан­ке), с кото­рой не спо­рят даже боги и кото­рая зовет­ся «Могу­чей судь­бой»3.

d. В Дель­фах покло­ня­лись толь­ко двум боги­ням судь­бы: богине Рож­де­ния и богине Смер­ти. В Афи­нах стар­шей из трех богинь счи­та­лась Афро­ди­та Ура­ния4.

* * *

1. Кло­то — «пряду­щая», Лахе­сис — «отме­ря­ю­щая жре­бий», а Атро­пос — «та, кото­рую нель­зя избе­жать или отвра­тить». Мой­ра озна­ча­ет «часть» или «доля» (ср. доля, кото­рую полу­чал член родо­во­го сооб­ще­ства во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний и общей тра­пезы. — Прим. ред.).

с.34 2. Зевс назы­вал себя «води­те­лем судеб» (Пав­са­ний V. 15. 5. — Прим. ред.), став вер­хов­ным боже­ст­вом и полу­чив пра­во отме­рять жре­бий чело­ве­че­ской жиз­ни. Веро­ят­но поэто­му в Дель­фах исче­за­ет Лахе­сис — «отме­ря­ю­щая». Одна­ко тре­бо­ва­ние Зев­са счи­тать­ся отцом мойр не вос­при­ни­ма­лось серь­ез­но ни Эсхи­лом, ни Геро­до­том, ни Пла­то­ном (Зевс — отец мойр у Геси­о­да. Тео­го­ния 901—906. — Прим. ред.).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гомер. Или­а­да XXIV. 49; Орфи­че­ский гимн LIX; Геси­од. Тео­го­ния 217 и сл. и 904.
  • 2Гомер. Или­а­да VIII. 69 и XXII. 209; XVI. 434 и 441—443; Вер­ги­лий. Эне­ида X. 814—815; Гомер. Одис­сея I. 34; Или­а­да IX. 411.
  • 3Эсхил. Про­ме­тей 511—518; Геро­дот I. 91; Пла­тон. Государ­ство X. 617 b—e.
  • 4Пав­са­ний X. 24. 4.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1341658575 1304093169 1356780011 1356780012 1356780013