Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.37

13. ЗЕВС И ГЕРА

a. Толь­ко Зев­су — отцу небес — была под­власт­на мол­ния, и лишь страх перед ее смер­то­нос­ной силой делал послуш­ным его свар­ли­вое и вздор­ное семей­ство, рас­по­ло­жив­ше­е­ся на горе Олимп. Зевс опре­де­лял пути небес­ных тел, уста­нав­ли­вал зако­ны, при­во­дил к при­ся­ге и про­ро­че­ст­во­вал. Когда его мать Рея, пред­видя беды, кото­рые могут воз­ник­нуть из-за его похот­ли­во­сти, запре­ти­ла ему женить­ся, Зевс, рас­сер­див­шись, при­гро­зил овла­деть ею. И хотя она тут же пре­вра­ти­лась в ужас­ную змею, Зевс не испу­гал­ся и, сам пре­вра­тив­шись в змея и обра­зо­вав с ней один тугой узел, испол­нил свою угро­зу1. Имен­но с это­го нача­лись его бес­ко­неч­ные любов­ные похож­де­ния. От Феми­ды у него роди­лись Вре­ме­на Года и три боги­ни судь­бы, от Эври­но­мы — Хари­ты, от Мне­мо­зи­ны — три музы, при­чем с Мне­мо­зи­ной он про­вел на ложе девять ночей; неко­то­рые даже утвер­жда­ют, что ним­фа Стикс роди­ла ему Пер­се­фо­ну, цари­цу под­зем­но­го мира, на кото­рой силой женил­ся брат Зев­са Гадес2. Поэто­му он не стра­дал от недо­стат­ка вла­сти ни над, ни под зем­лей, при­чем его жена Гера не усту­па­ла ему толь­ко в одном: любо­го чело­ве­ка или зве­ря она при жела­нии мог­ла награ­дить даром про­ро­че­ства3.


b. Зевс и Гера посто­ян­но ссо­ри­лись. В отмест­ку за его частые супру­же­ские изме­ны Гера неред­ко уни­жа­ла Зев­са, при­бе­гая к ковар­ству. И хотя он мог поведать ей свои сек­ре­ты и ино­гда даже поль­зо­вал­ся ее сове­та­ми, пол­но­го дове­рия к Гере у Зев­са так и не появи­лось. Гера хоро­шо зна­ла, что, нане­си она мужу слиш­ком серь­ез­ную обиду, тот не пре­минет запу­стить в нее мол­нией, поэто­му она пред­по­чи­та­ла злые интри­ги в свя­зи, напри­мер, с появ­ле­ни­ем на свет Герак­ла, а порой заим­ст­во­ва­ла у Афро­ди­ты пояс, чтобы раз­жечь в муже страсть и тем самым осла­бить его волю4.

c. Одна­ко настал день, когда высо­ко­ме­рие и каприз­ность Зев­са ста­ли настоль­ко неснос­ны, что Гера, Посей­дон, Апол­лон и дру­гие олим­пий­цы, кро­ме Гестии, вне­зап­но окру­жи­ли его, спя­ще­го, и «око­ва­ли» сыро­мят­ны­ми рем­ня­ми сот­ней узлов так, что он не мог поше­ве­лить­ся. Он гро­зил им немед­лен­ной смер­тью, одна­ко в ответ боги, кото­рые пред­у­смот­ри­тель­но при­пря­та­ли подаль­ше его мол­нию, толь­ко оскор­би­тель­но сме­я­лись. Когда они уже празд­но­ва­ли свою победу и рья­но обсуж­да­ли, кому стать пре­ем­ни­ком Зев­са, нере­ида по име­ни Фети­да[1], пред­видя меж­до­усо­би­цу на Олим­пе, бро­си­лась на поис­ки сто­ру­ко­го Бри­а­рея, кото­рый, дей­ст­вуя все­ми рука­ми сра­зу, быст­ро раз­вя­зал рем­ни и осво­бо­дил сво­его хозя­и­на. Посколь­ку во гла­ве заго­во­ра сто­я­ла Гера, Зевс с помо­щью золотых брас­ле­тов под­ве­сил ее за запя­стья к небу, а к ногам при­вя­зал нако­валь­ни. Хотя все боги были до глу­би­ны души воз­му­ще­ны таким поступ­ком Зев­са, никто из них не осме­лил­ся прий­ти на помощь Гере, несмот­ря на ее жалоб­ные вопли. В кон­це кон­цов Зевс пообе­щал осво­бо­дить ее, если все боги дадут клят­ву боль­ше не вос­ста­вать про­тив него. С боль­шой неохотой каж­дый из богов дал такую клят­ву. Зевс нака­зал Посей­до­на и Апол­ло­на, ото­слав их раба­ми к царю Лао­медон­ту, для кото­ро­го они постро­и­ли город Трою. Осталь­ные боги были поми­ло­ва­ны как дей­ст­во­вав­шие по при­нуж­де­нию5.

с.38

* * *

1. Супру­же­ские отно­ше­ния меж­ду Зев­сом и Герой отра­жа­ют реаль­ные отно­ше­ния, харак­тер­ные для вар­вар­ской дорий­ской эпо­хи, когда жен­щи­ны поте­ря­ли былую роль в маги­че­ских обрядах, за исклю­че­ни­ем про­ро­честв, и посте­пен­но на них начи­на­ют смот­реть как на вещь.

2. Наси­лие, совер­шен­ное Зев­сом над зем­лей-боги­ней Реей, озна­ча­ет, что покло­няв­ши­е­ся Зев­су элли­ны вос­при­ня­ли от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные и погре­баль­ные обряды. То, что Рея запре­ти­ла Зев­су женить­ся, может озна­чать, что моно­га­мия ранее не была извест­на, а брак носил в основ­ном груп­по­вую фор­му. Рож­де­ние Феми­дой Вре­мен Года от Зев­са озна­ча­ет, что элли­ны под­чи­ни­ли себе кален­дар­ную систе­му: Феми­да («порядок») была Вели­кой боги­ней, кото­рая управ­ля­ла три­на­дца­ти­ме­сяч­ным годом, разде­лен­ным на два сезо­на лет­ним и зим­ним солн­це­сто­я­ни­ем. В Афи­нах оли­це­тво­ре­ни­ем этих Вре­мен Года были Тал­ло и Кар­по (пер­во­на­чаль­но «Кар­фо», свя­за­но с цве­те­ни­ем), что соот­вет­ст­вен­но озна­ча­ет боже­ства «цве­те­ния» и «зре­ло­го пло­да». В хра­ме этих божеств имел­ся алтарь, посвя­щен­ный фал­ли­че­ско­му Дио­ни­су (см. 27. 5). Их изо­бра­же­ния обна­ру­же­ны на наскаль­ных рисун­ках в Хат­ту­са­се или Пте­рии, где они явля­ют­ся дву­мя ипо­ста­ся­ми льви­цы-боги­ни Геп­ты, кото­рая лета­ет на дву­гла­вом сол­неч­ном орле.

3. Хари­та («гра­ция») была боги­ней в самой бла­го­де­тель­ной из сво­их ипо­ста­сей и появ­ля­лась тогда, когда вер­хов­ная жри­ца изби­ра­ла царя-жре­ца в каче­стве сво­его воз­люб­лен­но­го. Гомер упо­ми­на­ет двух харит — Паси­фею и Кале[2]. Две хари­ты — Аук­со («при­умно­жаю­щая») и Геге­мо­на («руко­во­ди­тель­ни­ца»), — кото­рых почи­та­ли афи­няне, соот­вет­ст­во­ва­ли двум Вре­ме­нам Года. Позд­нее харит ста­ли почи­тать в виде три­а­ды, как и богинь судь­бы, т. е. жен­скую три­а­ду в ее самой непре­клон­ной ипо­ста­си (см. 106. 3). Тот факт, что они пред­став­ле­ны как дети Зев­са, рож­ден­ные оке­а­нидой Эври­но­мой, озна­ча­ет, что вер­хов­ный вождь элли­нов мог рас­по­ря­жать­ся все­ми девуш­ка­ми, достиг­ши­ми брач­но­го воз­рас­та.

4. Музы, пер­во­на­чаль­но пред­став­лен­ные три­а­дой (Пав­са­ний IX. 29. 2), явля­ют­ся ее орги­а­сти­че­ской ипо­ста­сью. Пре­тен­зии Зев­са на зва­ние их отца явля­ют­ся более позд­ни­ми, посколь­ку Геси­од еще назы­ва­ет их дочерь­ми Геи-зем­ли и Возду­ха[3].

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Орфи­че­ский фраг­мент 58; Геси­од. Тео­го­ния 56.
  • 2Апол­ло­дор I. 3. 1.
  • 3Гомер. Или­а­да XIX. 407.
  • 4Там же I. 547; XVI. 458; VIII. 407—408; XV. 17; VIII. 397—404; XIV. 197—223.
  • 5Схо­лии к «Илиа­де» Гоме­ра XXI. 444; Цец. Схо­лии к Ликофро­ну 34; Гомер. Или­а­да I. 396 и XV. 18—22.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.552

  • [1]Пока­за­тель­но, что имен­но Фети­да при­хо­дит на помощь Зев­су и рас­стра­и­ва­ет заго­вор богов. Она отно­сит­ся к ста­рей­шим сти­хий­ным богам, ото­дви­ну­тым олим­пий­ца­ми на вто­рой план, а при­ход к вла­сти новых богов угро­жал ей и ей подоб­ным богам даль­ней­шим упад­ком. С дру­гой сто­ро­ны, как древ­нее боже­ство она наде­ле­на вла­стью над чудо­вищ­ны­ми суще­ства­ми ран­ней мифо­ло­гии, таки­ми, как Бри­а­рей.
  • [2]Ошиб­ка Грейв­са: хари­ты по име­ни Кале у Гоме­ра нет. Ошиб­ка, веро­ят­но, про­изо­шла пото­му, что Calē (по-греч. «пре­крас­ная») — эпи­тет жены Гефе­ста Хари­ты (Ил. XVIII. 382—383; оче­вид­но, здесь Хари­та — по-греч. «при­ят­ная» — имя соб­ст­вен­ное).
  • [3]Ошиб­ка Грейв­са. Имен­но Геси­од одно­знач­но назы­ва­ет роди­те­ля­ми муз Зев­са и Мне­мо­зи­ну (Теог. 53—54). Раз­но­го­ло­си­ца в вопро­се их про­ис­хож­де­ния начи­на­ет­ся позд­нее. Зем­лю и Небо в каче­стве роди­те­лей муз назы­ва­ют Мим­нерм и Алк­ман (Mimn. frg. 22 Gent. Pr.), дру­гие авто­ры назы­ва­ют их роди­те­ля­ми Гар­мо­нию, Апол­ло­на и др.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1341515196 1341747115 1356780014 1356780015 1356780016