Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.150

56. ИО








a. Ио, дочь реч­но­го бога Ина­ха, была жри­цей арги­вской Геры. Зевс, кото­ро­го окол­до­ва­ла Иинкс, дочь Пана и Эхо, влю­бил­ся в Ио, а когда Гера обви­ни­ла его в супру­же­ской невер­но­сти и в нака­за­ние обра­ти­ла Иинкс в вер­ти­шей­ку, то он стал лгать, буд­то даже не при­ка­сал­ся к Ио. Затем он обра­тил Ио в белую коро­ву, кото­рую Гера тут же потре­бо­ва­ла себе и пере­да­ла ее Арго­су Паноп­ту, нака­зав при этом: «При­вя­жи тай­но это живот­ное в Немей­ской олив­ко­вой роще». Зевс же отпра­вил на выруч­ку Ио Гер­ме­са, а сам в обра­зе дят­ла поле­тел в Немею или, как утвер­жда­ют неко­то­рые, в Мике­ны. Хотя Гер­мес и слыл искус­ней­шим вором, он знал, что не смо­жет украсть Ио неза­мет­но от сто­гла­зо­го Аргоса, поэто­му для нача­ла он усы­пил Аргоса игрой на флей­те, нанес ему удар огром­ным кам­нем, отре­зал голо­ву и осво­бо­дил Ио. В напо­ми­на­ние об этом отвра­ти­тель­ном убий­стве Гера поме­сти­ла гла­за Аргоса на хвост пав­ли­на, а на Ио насла­ла ово­да, кото­рый жалил ее и гнал по все­му миру.

b. Сна­ча­ла Ио отпра­ви­лась в Додо­ну и вско­ре достиг­ла моря, кото­рое в ее честь ста­ли назы­вать Иони­че­ским. Но здесь она повер­ну­ла и отпра­ви­лась на север, к горе Гем, а оттуда, через дель­ту Дуная, обе­жа­ла по солн­цу весь Понт Эвк­син­ский, пере­пра­вив­шись через Бос­фор Ким­ме­рий­ский и под­няв­шись по реке Гиб­рист до само­го ее исто­ка в Кав­каз­ских горах, где все еще мучил­ся при­ко­ван­ный к ска­ле Про­ме­тей. Чтобы вер­нуть­ся в Евро­пу, ей при­шлось пере­сечь Кол­хиду, стра­ну хали­бов и фра­кий­ский Бос­фор; затем ей сно­ва при­шлось бежать через Малую Азию в Тарс и Иоп­пу[1], а оттуда — в Мидию, Бак­трию и Индию, а затем, прой­дя в юго-запад­ном направ­ле­нии всю Ара­вию и пере­пра­вив­шись через индий­ский Бос­фор (Баб-эль-Ман­деб­ский про­лив), она достиг­ла Эфи­о­пии. Там она пошла к севе­ру от исто­ков Нила, где пиг­меи ведут посто­ян­ную вой­ну с журав­ля­ми и, нако­нец, с.151 нашла покой в Егип­те. В Егип­те Зевс вер­нул ей чело­ве­че­ский облик, и, вый­дя замуж за Теле­го­на, она роди­ла Эпа­фа — ее сына от Зев­са, кото­рый все-таки при­кос­нул­ся к ней. Там же она учреди­ла покло­не­ние Иси­де, назы­вая этим име­нем Демет­ру. Эпаф, кото­рый, по слу­хам, был боже­ст­вен­ным быком Апи­сом, пра­вил всем Егип­том, а его дочь Ливия роди­ла от Посей­до­на Аге­но­ра и Бела1.

c. Одна­ко неко­то­рые счи­та­ют, что Ио роди­ла Эпа­фа в Эвбей­ской пеще­ре, извест­ной под назва­ни­ем Боос Ауле[2], после чего умер­ла от уку­са ово­да. Гово­рят так­же, что, будучи коро­вой, она из белой сна­ча­ла ста­ла фио­ле­то­во-крас­ной, а затем чер­ной2.

d. Дру­гие рас­ска­зы­ва­ют совсем иную исто­рию. Они гово­рят, что сын Иапе­та Инах пра­вил Арго­сом и осно­вал город Иопо­лис, посколь­ку под име­нем Ио в Арго­се неко­гда почи­та­ли луну, и назвал свою дочь Ио в честь луны. Запад­ный царь Зевс-Пикус отпра­вил сво­их слуг украсть Ио и овла­дел ею, лишь толь­ко она ока­за­лась в его двор­це. Родив ему дочь по име­ни Ливия, Ио сбе­жа­ла в Еги­пет, но ока­за­лось, что там пра­вит сын Зев­са Гер­мес, поэто­му ей при­шлось бежать на гору Силь­пий в Сирии, где она умер­ла от горя и позо­ра. Тем вре­ме­нем бра­тья и дру­гие род­ст­вен­ни­ки Ио, послан­ные Ина­хом, иска­ли ее, боясь вер­нуть­ся с пусты­ми рука­ми. Взяв в про­вод­ни­ки Трип­то­ле­ма, они сту­ча­лись в Сирии во все две­ри, кри­ча: «Да упо­ко­ит­ся дух Ио!» Нако­нец, они при­шли на гору Силь­пий, где при­зрак в обра­зе коро­вы ска­зал им: «Это я, Ио». Они сочли, что на этом месте погре­бе­на Ио, и реши­ли осно­вать там вто­рой Иопо­лис, кото­рый теперь назы­ва­ют Антио­хи­ей. В честь Ио иопо­ли­тане раз в год сту­чат­ся друг дру­гу в две­ри и выкри­ки­ва­ют те же сло­ва, а арги­вяне еже­год­но в память о ней погру­жа­ют­ся в тра­ур3.

* * *

1. Дан­ный миф содер­жит несколь­ко сюжет­ных линий. Арги­вяне покло­ня­лись луне в обра­зе коро­вы, посколь­ку рога­тая моло­дая луна счи­та­лась источ­ни­ком любой воды и, сле­до­ва­тель­но, кор­ма для скота. Три ее цве­та — белый для ново­лу­ния, крас­ный для пол­но­лу­ния и чер­ный для убы­ваю­щей луны — соот­вет­ст­ву­ют трем воз­раст­ным ипо­ста­сям лун­ной боги­ни — дев­ст­вен­ни­це, ним­фе и ста­ру­хе (см. 90. 2). Ио меня­ет свой цвет так же, как его меня­ет луна, а вме­сто «крас­но­го» мифо­гра­фы вста­ви­ли «фио­ле­то­вый» пото­му, что ion по-гре­че­ски — фиал­ка. Счи­та­лось, что дят­лы сту­чат по ство­лам дубов к дождю, а Ио была луной, при­но­ся­щей дождь. Пас­ту­хам очень нужен был дождь в кон­це лета, когда ово­ды напа­да­ли на ста­да и при­но­си­ли им мно­го муче­ний. В Афри­ке пле­ме­на негров-ското­во­дов до сих пор при появ­ле­нии ово­дов торо­пят­ся сме­нить паст­би­ще. Веро­ят­но, аргив­ские жри­цы Ио еже­год­но испол­ня­ли танец телок, изо­бра­жая при этом, как их муча­ют ово­ды. Наря­жен­ные дят­ла­ми муж­чи­ны сту­ча­ли в это вре­мя в дубо­вые две­ри и кри­ча­ли: «Ио! Ио!», при­зы­вая тем самым дождь, чтобы изба­вить скот от муче­ний. Не исклю­че­но, что так воз­ник миф о пре­вра­ще­ни­ях в коров коан­ских жен­щин (см. 137. s). Арги­вяне, осно­вав­шие коло­нии в Эвбее, на Бос­фо­ре, на Пон­те Эвк­син­ском, в Сирии и Егип­те, при­нес­ли с собой этот танец дождя. Вер­ти­шей­ка, кото­рая счи­та­лась основ­ной орги­а­сти­че­ской с.152 пти­цей луны-боги­ни, вила гнезда на ивах и поэто­му была свя­за­на с маги­ей воды (см. 152. 2).

2. Леген­да, при­ду­ман­ная для того, чтобы объ­яс­нить рас­про­стра­не­ние это­го риту­а­ла на восток, а так­же схо­жесть куль­та Ио в Гре­ции, Иси­ды в Егип­те, Астар­ты в Сирии и Кали в Индии, насло­и­лась на две не свя­зан­ные меж­ду собой исто­рии: одна повест­во­ва­ла о свя­щен­ной луне-коро­ве, кото­рая блуж­да­ла по небе­сам, охра­ня­е­мая звезда­ми (она име­ет мно­го обще­го с ирланд­ской леген­дой о Зеле­ном Стрип­пе­ре), а вто­рая — о жри­цах луны, кото­рых пред­во­ди­те­ли вторг­ших­ся элли­нов, назы­вав­шие себя Зев­са­ми, насиль­но бра­ли в жены, к ужа­су мест­но­го насе­ле­ния. Гера, будучи женой Зев­са, затем пред­ста­ет испы­ты­ваю­щей рев­ность к Ио, хотя Ио — все­го лишь одно из имен «воло­окой» Геры. В арги­вском празд­ни­ке опла­ки­ва­ния Ио мно­гое напо­ми­на­ет опла­ки­ва­ние Демет­рой Пер­се­фо­ны, осо­бен­но если учесть, что в мифах Ио при­рав­ни­ва­лась к Демет­ре. Более того, раз в три года в Келе­ях близ Корин­фа празд­но­ва­лись мисте­рии Демет­ры, кото­рые, как утвер­жда­лось, были осно­ва­ны бра­том Келея царем Элев­си­на. Гер­ме­са назы­ва­ют сыном Зев­са-Пику­са («дятел»), при­чем Ари­сто­фан в «Пти­цах» (480) обви­ня­ет Зев­са в том, что он украл ски­петр дят­ла. Пана так­же счи­та­ют сыном Гер­ме­са и ним­фы Дрио­пы, а латин­ско­го Пана — Фав­на пола­га­ли сыном Пику­са («дятел»), кото­ро­го Кир­ка пре­вра­ти­ла в дят­ла за то, что он отверг ее любовь (Овидий. Мета­мор­фо­зы XIV. 6). На крит­ской моги­ле Фав­на была эпи­та­фия: «Здесь лежит дятел, кото­рый так­же был Зев­сом» (Суда под сло­вом Pi­cos). Все трое были пас­ту­ше­ски­ми бога­ми, во вла­сти кото­рых был дождь. Имя Ливии обо­зна­ча­ло дождь, и зим­ние дожди при­хо­ди­ли в Гре­цию из Ливии.

3. То, что Зевс был отцом Эпа­фа, став­ше­го пред­ком Ливии, Аге­но­ра, Бела, Эгип­та и Даная, пред­по­ла­га­ет, что покло­няв­ши­е­ся Зев­су ахей­цы пыта­лись рас­про­стра­нить свою власть на все «мор­ские наро­ды» юго-восточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья.

4. Миф о пиг­ме­ях и журав­лях повест­ву­ет о высо­ко­рос­лых ското­вод­че­ских пле­ме­нах, кото­рые ворва­лись в вер­хо­вья Нила из Сома­ли и оттес­ни­ли пиг­ме­ев даль­ше на юг. Их назы­ва­ли «журав­ля­ми» пото­му, что, как рань­ше, так и сей­час, они часто сто­ят на одной ноге, под­жав дру­гую и под­дер­жи­вая ее рукой за лодыж­ку, опер­шись при этом на копье.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Кал­ли­мах. О пти­цах, Фр. 100; Апол­ло­дор II. 1. 3; Гигин. Мифы 145; Суда под сло­вом Io; Луки­ан. Раз­го­во­ры богов 3; Мосх. Идил­лия II. 53; Геро­дот I. 1 и II. 41; Гомер. Или­а­да III. 6; Эсхил. Про­ме­тей при­ко­ван­ный 705 и Про­си­тель­ни­цы 547 и сл.; Еври­пид. Ифи­ге­ния в Тавриде 382 и сл.; Цец. Схо­лии к Ликофро­ну 835 и сл.
  • 2Стра­бон X. 1. 3; Суда под сло­вом Isis.
  • 3Иоанн Мала­ла. Хро­ни­ки II. с. 28.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.556

  • [1]Иоп­па — совре­мен­ная Яффа вбли­зи Тель-Ави­ва.
  • [2]Боос Ауле — в пере­во­де с гре­че­ско­го — «бычий двор», оче­вид­но, в свя­зи с Ио — коро­вой. Но воз­мож­но, что это назва­ние лишь впо­след­ст­вии было свя­за­но с нею.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1303242327 1335253318 1356780057 1356780058 1356780059