Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.156

59. КАДМ И ГАРМОНИЯ




a. Когда Кадм отслу­жил восемь лет рабом у Аре­са в искуп­ле­ние за убий­ство Каста­лий­ско­го дра­ко­на, Афи­на вру­чи­ла ему во вла­де­ние Бео­тию. С помо­щью «посе­ян­ных людей» он постро­ил фиван­ский акро­поль, назван­ный в его честь «Кад­мея», и после того, как его посвя­ти­ли в мисте­рии, кото­рым Зевс обу­чил Иасия, женил­ся на Гар­мо­нии, доче­ри Афро­ди­ты и Аре­са. Дру­гие гово­рят, что Кад­му ее вру­чи­ла Афи­на, когда он был в Само­фра­кии1.

b. Это была пер­вая свадь­ба смерт­но­го, на кото­рой при­сут­ст­во­ва­ли Олим­пий­цы. В доме Кад­ма, кото­рый сто­ял на месте нынеш­не­го фиван­ско­го рын­ка, уста­но­ви­ли для них две­на­дцать золотых кре­сел, и все боги яви­лись с подар­ка­ми. Афро­ди­та пода­ри­ла Гар­мо­нии зна­ме­ни­тое золо­тое оже­ре­лье работы Гефе­ста, кото­рое пер­во­на­чаль­но Зевс в знак сво­ей люб­ви пода­рил сест­ре Кад­ма Евро­пе и кото­рое дела­ло его вла­де­ли­цу столь пре­крас­ной, что перед ее кра­сотой нель­зя было усто­ять2. Афи­на дала ей золо­че­ное оде­я­ние, при­даю­щее хозяй­ке боже­ст­вен­ное досто­ин­ство, а так­же несколь­ко флейт. Гер­мес пода­рил лиру. Сам Кадм пода­рил Гар­мо­нии еще одно бога­тое оде­я­ние. Мать Иаси­о­на Элек­тра обу­чи­ла ее обрядам Вели­кой боги­ни, а Демет­ра обес­пе­чи­ла ей хоро­шие уро­жаи ячме­ня тем, что воз­лег­ла с Иаси­о­ном на три­жды вспа­хан­ном поле, когда все празд­но­ва­ли свадь­бу. Фиван­цы до сих пор пока­зы­ва­ют место, где во вре­мя свадь­бы игра­ли на флей­тах, пели музы и играл на лире Апол­лон3.



c. Уже в ста­ро­сти, чтобы уми­ло­сти­вить Аре­са, кото­рый так и не смог до кон­ца про­стить ему убий­ство змея, Кадм отрек­ся от фиван­ско­го тро­на в поль­зу вну­ка Пен­фея, кото­ро­го его дочь Ага­ва роди­ла от «посе­ян­но­го чело­ве­ка» Эхи­о­на, и зажил тихой жиз­нью в горо­де. Одна­ко когда Пен­фей погиб от рук сво­ей мате­ри, Дио­нис пред­ска­зал, что Кадм и Гар­мо­ния, пра­вя колес­ни­цей, запря­жен­ной тел­ка­ми, ста­нут во гла­ве вар­вар­ских орд. Эти вар­ва­ры, про­дол­жал ора­кул, будут опу­сто­шать гре­че­ские горо­да до тех пор, пока не огра­бят храм Апол­ло­на и не полу­чат за это заслу­жен­ное нака­за­ние. Одна­ко Арес спа­сет Кад­ма и Гар­мо­нию, обра­тив их в змей, и они будут веч­но жить в доволь­стве на Ост­ро­вах Бла­жен­ных4.

d. Узнав о про­ро­че­стве, Кадм и Гар­мо­ния уеха­ли на ост­ров, где жили энхе­леи, кото­рые, когда на них напа­ли илли­рий­цы, по сове­ту Дио­ни­са при­зна­ли сво­и­ми пра­ви­те­ля­ми Кад­ма и его супру­гу. К это­му вре­ме­ни Ага­ва вышла замуж за илли­рий­ско­го царя Лико­фер­са, при дво­ре кото­ро­го она нашла убе­жи­ще после убий­ства Пен­фея. Услы­шав о том, что ее роди­те­ли сто­ят во гла­ве вой­ска энхе­ле­ев, Ага­ва уби­ла Лико­фер­са и отда­ла цар­ство Кад­му5.

e. Уже в ста­ро­сти, когда про­ро­че­ство пол­но­стью сбы­лось, Кадм и Гар­мо­ния, как и долж­но было слу­чить­ся, пре­вра­ти­лись в чер­ных змей с сини­ми пят­на­ми и были отправ­ле­ны Зев­сом на Ост­ро­ва Бла­жен­ных. Неко­то­рые, прав­да, гово­рят, что Арес пре­вра­тил их в львов. Тела их погреб­ли в Илли­рии, где Кадм постро­ил город Бутоя. Его трон уна­сле­до­вал Илли­рий, сын Кад­ма, родив­ший­ся, когда тот был уже немо­лод6.

с.157

* * *





1. Женить­ба Кад­ма на Гар­мо­нии в при­сут­ст­вии две­на­дца­ти олим­пий­ских богов напо­ми­на­ет свадь­бу Пелея и Фети­ды (см. 81. l) и, веро­ят­но, свиде­тель­ст­ву­ет о при­зна­нии все­ми элли­на­ми захва­тив­ших Фивы кад­мей­цев, кото­рые полу­чи­ли под­держ­ку афи­нян и были долж­ным обра­зом посвя­ще­ны в Само­фра­кий­ские мисте­рии. То, что Кадм осно­вал Бутою, гово­рит о жела­нии илли­рий­цев счи­тать­ся с гре­ка­ми и участ­во­вать в Олим­пий­ских играх. Кад­му дол­жен был при­над­ле­жать ора­кул в Илли­рии, посколь­ку он изо­бра­жал­ся там в обра­зе змея. Львы, в кото­рых, как утвер­жда­ют, были пре­вра­ще­ны Кадм и Гар­мо­ния, были, воз­мож­но, осно­ва­ни­я­ми ани­ко­ни­че­ско­го изо­бра­же­ния Вели­кой боги­ни, как на зна­ме­ни­тых «Льви­ных вра­тах» в Мике­нах. Мифо­граф пред­по­ла­га­ет, что в ста­ро­сти, когда кон­чал­ся срок его цар­ст­во­ва­ния, Кад­му раз­ре­ши­ли уехать и осно­вать коло­нию, а не пре­да­ли его смер­ти (см. 117. 5).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Пав­са­ний IX. 5. 1; Дио­дор Сици­лий­ский V. 48; Апол­ло­дор III. 4. 2.
  • 2Дио­дор Сици­лий­ский V. 49 и IV. 65. 5; Пин­дар. Пифий­ские оды III. 94; Пав­са­ний IX. 12. 3; Фере­кид. Цит. по: Апол­ло­дор III. 4. 2.
  • 3Дио­дор Сици­лий­ский V. 49; Пав­са­ний IX. 12. 3.
  • 4Гигин. Мифы 6; Апол­ло­дор III. 4. 2; Еври­пид. Вак­хан­ки 43 и 1350.
  • 5Гигин. Мифы 184 и 240.
  • 6Овидий. Мета­мор­фо­зы IV. 562—602; Апол­ло­дор III. 5. 4; Апол­ло­ний Родос­ский IV. 517.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1341658575 1335253318 1356780060 1356780061 1356780062