Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.197

76. АНТИОПА




a. Неко­то­рые люди гово­рят, что когда Зевс соблаз­нил дочь Ник­тея Фиван­ско­го Антио­пу, она бежа­ла к царю Сики­о­на, кото­рый согла­сил­ся женить­ся на ней, что повлек­ло за собой вой­ну, где Ник­тей был убит. Дядя Антио­пы — Лик спу­стя неко­то­рое вре­мя победил в кро­ва­вой бит­ве вой­ско Сики­о­на и вдо­вой вер­нул Антио­пу в Фивы. Родив в при­до­рож­ных кустах Амфи­о­на и Зета, кото­рых Лик тут же отнес на гору Кифе­рон, Антио­па столк­ну­лась с про­дол­жав­шей­ся мно­го лет непри­яз­нью сво­ей тет­ки Дир­ки. Нако­нец она не вынес­ла сво­его заклю­че­ния в тем­ни­це и сбе­жа­ла в хижи­ну, где теперь жили Амфи­он и Зет, спа­сен­ные в свое вре­мя про­хо­див­шим мимо пас­ту­хом. Одна­ко они отка­за­лись при­ютить Антио­пу, при­няв ее за сбе­жав­шую рабы­ню. Тут при­бе­жа­ла Дир­ка, охва­чен­ная вак­хи­че­ским экс­та­зом, схва­ти­ла Антио­пу и пово­лок­ла ее назад.

«Ах, пар­ни, — вскри­чал пас­тух, — теперь вам пред­сто­ит убо­ять­ся эри­ний!» — «Поче­му имен­но эри­ний?» — спро­си­ли они. — «Пото­му что вы отка­за­лись защи­тить вашу мать, кото­рой теперь не избе­жать нака­за­ния от сви­ре­пой тет­ки».

Близ­не­цы, не мед­ля, пусти­лись в пого­ню, спас­ли Антио­пу, а Дир­ку при­вя­за­ли за воло­сы к рогам дико­го быка, кото­рый тут же ее и при­кон­чил1.

b. Дру­гие гово­рят, что отцом Антио­пы был реч­ной бог Асоп и что одна­жды ночью царь Сики­о­на овла­дел ею, выдав себя за ее мужа Лика. За это Лик про­гнал Антио­пу и женил­ся на Дир­ке, пре­до­ста­вив Зев­су воз­мож­ность уха­жи­вать за оди­но­кой Антио­пой, от кото­ро­го та и забе­ре­ме­не­ла. Дир­ка, подо­зре­вая, что это про­дел­ки Лика, заклю­чи­ла Антио­пу в мрач­ную тем­ни­цу, из кото­рой ее осво­бо­дил Зевс, чтобы она в поло­жен­ное вре­мя смог­ла родить на горе Кифе­рон Амфи­о­на и Зета. Бра­тья-близ­не­цы рос­ли сре­ди пас­ту­хов, кото­рые пре­до­ста­ви­ли Антио­пе убе­жи­ще, а когда они вырос­ли и поня­ли, как жесто­ко посту­пи­ли с их мате­рью, она без труда убеди­ла с.198 их ото­мстить за нее. Бра­тья встре­ти­ли Дир­ку, когда та, охва­чен­ная вак­хи­че­ским экс­та­зом, носи­лась по скло­нам горы Кифе­рон, при­вя­за­ли ее за воло­сы к рогам дико­го быка, а когда она скон­ча­лась, швыр­ну­ли на зем­лю. В том месте, где она упа­ла, забил источ­ник, кото­рый позд­нее назва­ли источ­ни­ком Дир­ки. Дио­нис не оста­вил смерть покло­няв­шей­ся ему Дир­ки неот­мщен­ной: он отнял разум у Антио­пы, и та ста­ла бро­дить по всей Гре­ции до тех пор, пока внук Сиси­фа Фок не изле­чил ее и не женил­ся на ней.

c. Амфи­он и Зет при­шли в Фивы, изгна­ли царя Лая и постро­и­ли ниж­ний город. Верх­ний город был постро­ен еще рань­ше Кад­мом. Зет часто сме­ял­ся над Амфи­о­ном за его увле­че­ние лирой, кото­рую пода­рил ему Гер­мес. «Она отвле­ка­ет тебя от полез­ной работы», — гова­ри­вал он. Но когда бра­тья ста­ли камен­щи­ка­ми, под зву­ки Амфи­о­но­вой лиры кам­ни сами ложи­лись куда надо, а Зет, кото­ро­му при­хо­ди­лось наде­ять­ся толь­ко на свою силу, посто­ян­но отста­вал от бра­та. Близ­не­цы сов­мест­но пра­ви­ли Фива­ми и там же жени­лись. Зет взял в жены Фиву, в честь кото­рой город и полу­чил свое назва­ние; рань­ше он назы­вал­ся Кад­мея. Амфи­он женил­ся на Нио­бе, всех детей кото­рой, за исклю­че­ни­ем двух, уби­ли Апол­лон и Арте­ми­да за то, что Нио­ба обиде­ла их мать Лето. Само­го Амфи­о­на тоже убил Апол­лон за то, что тот пытал­ся ото­мстить жре­цам в Дель­фах, и обрек его на муки в Аиде2. Амфи­он и Зет погре­бе­ны в одной моги­ле в Фивах, и она надеж­но охра­ня­ет­ся все вре­мя, пока солн­це нахо­дит­ся в созвездии Тель­ца, посколь­ку жите­ли фокий­ской Тито­реи пыта­ют­ся украсть зем­лю из кур­га­на и поло­жить ее на моги­лу Фока и Антио­пы. Одна­жды ора­кул ска­зал, что если удаст­ся пере­не­сти зем­лю, то пло­до­ро­дие Фокиды уве­ли­чит­ся, а пло­до­ро­дие Фив упа­дет3.

* * *

1. Эти два вари­ан­та мифа о Дир­ке пока­зы­ва­ют, как сво­бод­но чув­ст­во­ва­ли себя мифо­гра­фы в стрем­ле­нии при­ве­сти повест­во­ва­ние в соот­вет­ст­вие с основ­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми лите­ра­тур­ной тра­ди­ции, кото­рая в дан­ном слу­чае, веро­ят­но, воз­ник­ла на осно­ве несколь­ких сакраль­ных изо­бра­же­ний. Радост­ная Антио­па, выхо­дя­щая из тем­ни­цы, за кото­рой вид­на хму­рая Дир­ка, напо­ми­на­ет еже­год­ное появ­ле­ние Коры в сопро­вож­де­нии Гека­ты (см. 24. k). Она назва­на Антио­пой («про­ти­во­сто­я­щая») в этом кон­тек­сте пото­му, что ее лицо обра­ще­но к небу, а не опу­ще­но вниз, к пре­ис­под­ней; вто­рое ее имя — Ник­те­ида, а не Ник­тей, дано пото­му, что она воз­ни­ка­ет из мра­ка.

2. Лира Амфи­о­на, с помо­щью кото­рой он воз­вел сте­ны ниж­них Фив, не может иметь более трех струн пото­му, что Амфи­о­на нанял Гер­мес. Она была созда­на трех­струн­ной в честь жен­ской три­а­ды, кото­рая пра­вит в возду­хе, на зем­ле и в пре­ис­под­ней, так как имен­но ей моли­лись при воз­веде­нии город­ских фун­да­мен­тов, ворот и башен.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гигин. Мифы 8; Апол­ло­дор III. 5. 5; Пав­са­ний II. 6. 2; Еври­пид. Антио­па, фраг­мен­ты; Апол­ло­ний Родос­ский IV. 1090 и схо­лии к это­му месту.
  • 2Гомер. Одис­сея XI. 260 и сл.; Гигин. Мифы 7; Пав­са­ний IX. 5. 3 и 17. 4; Гора­ций. Посла­ния I. 18. 41; Апол­ло­ний Родос­ский I. 735—741.
  • 3Пав­са­ний IX. 17. 3.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1356780069 1303312492 1356780077 1356780078 1356780079