О целях семейного законодательства Октавиана Августа
с.222 В череде внутриполитических мероприятий, проведенных императором Августом, важное место занимает законодательство в отношении семьи и брака, составившее, по сути, главное содержание всей законодательной деятельности принцепса. Текст самих законов до нас не дошел. В трудах античных авторов (Проперция, Горация, Веллея Патеркула, Тацита, Флора, Диона Кассия и др.) содержатся лишь общие замечания о них. Наиболее полную информацию об этих законах дают нам юридические памятники и, прежде всего, Дигесты. Относительная скудость свидетельств источников по этому вопросу породила в современной историографии нескончаемые споры. Но несмотря на все попытки исследователей, всеобъемлющей оценки это законодательство все еще пока не получило.
с.223 В историографии в изучении семейного законодательства Августа наметилось несколько подходов. Ученые, представлявшие морализаторское направление, не стремились понять причин принятия семейно-брачного законодательства, вполне соглашаясь с их трактовкой в официозных источниках эпохи Августа. Их основное внимание было направлено на моральную оценку поступков Августа и его ближайшего окружения, с явным мотивом осуждения [1, c. 219; 2, c. 162; 3, c. 101; 4, p. 443, 445].
Большое число приверженцев имел демографический подход. Исследователи, занимавшие такую позицию, рассматривали брачное законодательство как один из стимулов увеличения гражданского населения, сократившегося за время гражданских войн [см., напр.: 5, p. 425—
В советской историографии, традиционно, большое внимание уделялось социальным и политическим причинам принятия законов о браке и семье. По мнению большинства ученых, семейная политика Августа была направлена на преодоление двух обстоятельств: численного уменьшения гражданского населения и просачивания в ряды гражданства провинциалов и вольноотпущенников [7, c. 403; 11, c. 418—
Современные исследователи стремятся выйти за рамки этих подходов, акцентируя свое внимание на отдельных аспектах семейного законодательства Августа. Оригинальную трактовку законов о браке и семье предложил М. Леви. Говоря о сословной направленности законов, итальянский ученый видит в них средство для шантажа аристократии [6, p. 175]. По мнению К. Галински, семейное законодательство Августа связано с «империалистической» политикой первого императора, законы которого были направлены на возрождение старой аристократии, призванной повелевать подчиненными народами. Поэтому она должна быть высокоморальной, так как только в этом случае завоевание Римом других народов оправдывает себя в глазах самих римлян и с точки зрения ius gentium [7, S. 126—
Таким образом, историография семейного законодательства Августа проделала эволюцию от общих морализаторских оценок к попыткам рационального объяснения целей и причин его принятия. Более чем с.224 за столетний период было выдвинуто довольно значительное количество теорий, но ни одна из них не получила всеобщего признания. По нашему мнению, законы Августа в отношении семьи и брака следует рассматривать в близкой зависимости от попыток принцепса укрепить свою моральную власть и идеологически обосновать свой, фактически, незаконный приход к власти. Аргументация этого утверждения и является целью нашей статьи. Такая трактовка семейного законодательства Августа позволит по-новому взглянуть на место этих реформ во внутренней политике Августа.
Теория «падения нравов» как причины упадка государства имела в Риме глубокие корни, уходящие еще в догосударственную эпоху. Ученые уже давно заметили особенности мировосприятия членов аграрных общин, одной из которых была и римская civitas. В их сознании были заложены цикличность и постоянство, когда из года в год основой их существования являлся успешный сбор урожая. В условиях низкого технического развития производства опыт, накапливавшийся в течение веков и передававшийся из поколения в поколение, являлся единственным залогом выживания общины. Забвение или отход от этого опыта грозили неурожаем и даже гибелью общины. Поэтому, отход от установлений предыдущих поколений, традиционного уклада жизни (вызванного, например, ростом материальных благ в обществе) в подсознании общинников ассоциировался с уходом от заветов предков, падением нравов и, в конечном счете, с упадком общины [15, с. 29—
Упоминания о падении нравов современного им общества находят еще в элогиях Сципионов [ILS, I, № 1—
Выход из создавшегося положения теоретически пытался обосновать Цицерон в своем трактате «О государстве». Для него, как и для его современников, причиной гражданских войн был отход от древних морально-этических норм, «падение нравов». Соответственно, Цицерон с.225 считал, что потушить гражданские войны и возродить былую славу Рима может лишь нравственная реформа. Для ее осуществления он предлагал увеличить монархическую составляющую трехчлена (монархии, республики и демократии, но в рамках республики) и поручить ее проведение частному лицу, которого он называет rector et gubernator rei publicae (руководитель и правитель государства) [см.: 16, c. 212—
Поэтому проведение в жизнь семейного законодательства играло огромную роль, ибо в глазах римлян только нравственная реформа общества может положить конец гражданским войнам и привести римскую civitas к процветанию.
Август провел такие законы. Но его реформы в новых условиях, когда в государстве в руках одного человека сосредоточилась огромная власть, получили новый смысл. Мы не будем здесь приводить все сохранившиеся сведения об этих законах, которые достаточно хорошо изложены как в российской, так и западной историографии [см.: 8, p. 17—
В 18 г. до н. э. было издано несколько законов, из которых мы знаем название двух. Это lex de maritandis ordinibus (закон о порядке браков сословий) и lex Julia de adulteriis coercendis (Юлиев закон против прелюбодеяний). Они касались только лиц сенаторского и всаднического сословий [Ulpian. Epit., XVI, 1]. Причем, сенаторам запрещалось вступать в брак с дочерьми вольноотпущенников, но это разрешалось представителям других сословий [Dig., XXIII, 2, 44]. Законами подтверждалась власть отца и мужа [Dig., XLVIII, 5, 24]. Законы выносили дела об адюльтере за рамки семьи, и делали их объектом публичного разбирательства перед судом (iudicia publica) [Paul. Sent., II, 2, 14].
В это же время Август провел ряд законов, не связанных с семьей, но направленных на оздоровление нравов римского общества. Самым значительным из них был lex sumptuana (закон против роскоши). По этому закону, нельзя было тратить на устройство каких-либо пиршеств более 400 сестерциев, если это был обыкновенный день, более 800 — если это был праздник, более 1000 — если это была свадьба. [Aul. Gell., II, 24, 14—
Строгости этого законодательства вызвали широкое недовольство в высших слоях общества, которое заставило Августа пойти на уступки. Результатом этого было издание в 9 г. н. э. так называемого закона Папия и Поппея (lex Papia Рорраеа). Закон устанавливал определенные преимущества для тех, кто имеет детей. Расширялись рамки родственных отношений, внутри которых разрешалась свобода завещаний. Был увеличен срок вдовства до 2, 5 лет [Tac. Ann., III, 25, 28; Gaius., II, 286a; III, 42—
Но действительность была далека от этой идеальной картины. Эти суровые законы не были популярны. Так, Светоний и Дион Кассий передают, что этими законами были недовольны всадники [Suet. Aug., 34; Dio Cass., LIV, 16, 1]. Также были недовольны и сенаторы. Не осмеливаясь выражать протест прямо, они часто задавали провокационные вопросы. Однажды, в сенате у Августа спросили, что сделать с тем гражданином, который был раньше любовником замужней женщины, а потом увел ее от мужа. Это был намек на самого Августа. [Dio Cass., LIV, 18]. О непопулярности законов свидетельствует и успех поэмы Овидия «Ars amandi».
Итак, законы вызвали широкое недовольство. Но в таком случае перед нами встает вопрос о целях этого законодательства. Нужно принять во внимание, что мышление древних народов, в том числе и римлян, было более иррациональным, чем у современных людей. Для римлян эпохи Августа его власть мотивировалась не политическими, а моральными основаниями, она была не «могуществом» (іmperіum), а «авторитетом» (auctorіtas) [RGDA, 34]. По нашему мнению, семейное законодательство Августа было составной частью ряда мероприятий, которые первый римский император провел на протяжении 18—
17 г. до н. э. стал поворотным годом принципата Августа. Именно в этом году были проведены секулярные игры, которые несли огромную идеологическую нагрузку. В сознании римлян ludi saeculares были символической границей, обозначавшей конец одного saeculum’а и начало другого. Во время их празднования все население должно было очиститься от прежних грехов (в нашем случае от скверны гражданских войн), чтобы в новой эпохе начать новую жизнь. Для наших дальнейших рассуждений весьма важно то, что сами римляне видели связь между проведением секулярных игр и принятием семейного законодательства. В частности, законы Августа о семье и браке упоминаются в секулярном гимне, который был написан Горацием специально для его исполнения с.227 во время празднования столетних игр [Hor. Carm. Saecul., 17—
Кроме того, в 17 г. до н. э. случилось еще одно важное событие. В этом году окончился первый десятилетний срок «чрезвычайной» магистратуры Августа. Источники сохранили указание на то, что принцепс стремился увязать проведение столетних игр с окончанием этого срока [см.: 21, с. 242—
Обычно считается, что первая попытка проведения lex de maritandis ordinibus относится к 28 г. до н. э., и в доказательство этому приводят едва ли не единственный источник — элегию Проперция, в которой поэт высказывал свою радость по поводу отмены какого-то закона [Prop., II, 7]. Однако в историографии существует весьма аргументированное мнение, разделяемое и нами, согласно которому, в 28 г. до н. э. Октавиан не принимал никакого закона о порядке браков сословий, а поводом для радости Проперция были известные шаги императора, направленные на отмену чрезвычайных распоряжений триумвиров [3, c. 258; 14, с. 228—
Вместе с тем, в литературе, кроме упомянутых выше 28 и 18 гг. до н. э., приводятся еще несколько дат, которые связаны с семейным законодательством — это 11 г. до н. э. и 4 и 9 гг. н. э. [11, c. 421]. Большинство ученых, вообще отказывается указать конкретную дату принятия этих законов, ограничивая их размытыми хронологическими рамками, между 18 г. до н. э. и 9 г. н. э. [9, c. 114—
с.228 Наиболее вероятной причиной того, что семейное законодательство было принято «единым пакетом» в 18 г. до н. э., было то, что в 17 г. до н. э. истекал срок власти Октавиана (в 27 г. до н. э. Август получил от сената imperium сроком на 10 лет, который после этого постоянно продлевался [Dio Cass., LIII, 16]) и, скорее всего, император хотел отпраздновать это событие особенно торжественным образом. Видимо, принцепс хотел подчеркнуть, что за время его «чрезвычайных полномочий» он своими действиями настолько способствовал возрождению римской общины, что логическим завершением нахождения его у власти стало окончательное очищение возродившегося общества от скверны гражданских войн и его вступление в новую счастливую эпоху. Следующий год после десятилетнего пребывания у власти Августа (сенат «продлил» ему власть еще на пять лет) стал для римского общества первым годом «золотого века», времени мира, процветания и могущества римского государства. А над всем этим стояла фигура одного человека — Августа, принявшего на себя титаническую заботу об опеке над римской общиной.
Забота о росте населения и, в частности, об увеличении числа будущих солдат была, скорее, официальным мотивом брачного законодательства, чем истинной его причиной [7, S. 127; 11, c. 426]. Законы распространялись, главным образом, на высшие слои, на низшие сословия распространялись лишь привилегии, связанные с многодетностью (а известно, что рядовыми воинами были выходцы именно из низших сословий). Исследователи, придерживающиеся мнения, что причиной принятия законов была забота о росте населения, ссылаются на данные римских цензов, которые приводит сам Август [RGDA, 8]. Но в науке существует достаточно аргументированная точка зрения [см.: 7, S. 127; 11, с. 418], разделяемая и нами, согласно которой инфильтрация вольноотпущенников в ряды римских граждан в конце республики и в эпоху Августа достигла очень больших масштабов, что, в конечном счете, (наряду с предоставлением гражданства отдельным общинам и воинам вспомогательных легионов) и сказалось на огромном разрыве между данными ценза 70 г. до н. э. (910 тыс. — [14, с. 225]) и данными — 14 г. н. э. (4937 тыс. — [RGDA, 8]).
Ко всему этому, принцепс, на протяжении всего времени нахождения у власти, широко рекламировал свои мероприятия, пользуясь литературной агитацией о близящемся «золотом веке». В «Энеиде» Вергилия прямо говорится, что «Август Цезарь, отцом божественным вскормленный, снова век вернет золотой на Латинские пашни» [Verg. Aen., VI, 789—
с.229 Еще одним актом этой пропаганды была чеканка монет с символикой секулярных игр и близкого прихода «Сатурнова царства». Для эпохи Августа известно 4 серии секулярных денариев. На одной из них, на реверсе, изображен Август, подающий римским гражданам специальные предметы для очищения [24, pl. XVII, 8]. Среди многих эмиссий, посвященных пропаганде наступившего «золотого века», наиболее характерны монеты с изображением колосьев и козерога, несущего рог изобилия, что указывало на пришедший век плодородия и изобилия [11, табл. V, 5, 6]. Идея вступления общества в новую эпоху выражалась и в скульптуре, и в архитектуре. Наиболее яркими памятниками такой пропаганды являются статуя Августа из Prima Porta и Алтарь Мира (Ara Pacis) [см.: 11, c. 536; 25, c. 11—
Таким образом, по нашему мнению, Август в 18—
Литература
1. Шампаньи. Цезари. — СПб.; М., 1882. — T. 1.
2. Ростовцев
3. Ферреро Г. Величие и падение Рима. — М., 1923 — Т. 5.
4. Syme R. The Roman revolution. — Oxf., 1939.
5. Cambridge Ancient History. — Cambr., 1934 — Vol. 10.
6. Levi
7. Galinsky К. Augustus legislation on morals and marriage // Philologus. — 1981 — Bd. 125.
8. Csillag P. The Augustan laws of family relations. — Budapest, 1976.
9. Сергеев
10. Ковалев
11. Машкин
12. Егоров
13. Шифман
14. Межерицкий
15. Кнабе
16. Утченко
17. Ferrero Raditsa L. Augustus’ legislation concerning marriage, procreation, love affairs and adultery // ANRW II. — 1980. — Bd. 13.
18. Wallace-Hadrill A. Family and inheritance in the Augustan marriage laws // PCPhS. — 1981. — Vol. 27. — № 8.
19. Badian
20. Покровский
21. Базинер О. Ludi saeculares. — Варшава, 1901.
22. Кнабе
с.231
23. Astolfi R. La lex Iulia et Papia — Padova, 1986.
24. Mattingly Н. Coins of the Roman Empire in the British museum. Catalogue. — London, 1965. — Vol. 1.
25. Чернышев
26. Zanker P. The power of images in the age of Augustus. — Ann Arbor, 1988.
27. Вулих
28. Clavel-Lévêque M. L’Empire en jeux. Espace symbolique et pratique sociale dans le monde romain. — P., 1984.
ПРИМЕЧАНИЯ