Легендарные родословные в позднереспубликанском Риме
Перевод с англ. А. В. Зарщикова, О. В. Любимовой.
Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.
с.153
Род моей тётки Юлии восходит по матери к царям, по отцу же к бессмертным богам: ибо от Анка Марция происходят Марции-цари, имя которых носила её мать, а от богини Венеры — род Юлиев, к которому принадлежит и наша семья*.
Когда квестор Г. Юлий Цезарь в 69 г. до н. э. начал этими словами речь на похоронах своей родной тётки1, он не притязал на какую-то уникальную славу, присущую только для «великолепного Цезаря», но отдавал дань особой форме фамильной гордости, разделяемой многими аристократами поздней Республики.
Юл, на происхождение от которого претендовали Юлии, обычно идентифицировался с Асканием, сыном Энея. Однако были и другие версии, одна из которых считает Юла сыном Аскания и братом Эмила, предка-эпонима патрициев Эмилиев2. Помимо Венеры, матери Энея, царский дом Трои, а также, следовательно, и династия Альбы Лонги, основанная Асканием, вели происхождение от Юпитера через Дардана, Эрихтония и Троя3; поэтому более поздняя версия происхождения Эмилиев, связывавшая их с Амулием, царём Альбы, делала их потомками Юпитера через Ассарака, сына Троя и прадеда Энея4. Должно быть, по той же причине император Гальба, последний из патрицианских Сульпициев, начинал своё фамильное древо с Юпитера, поскольку один из Сульпициев, бывший в конце II в. до н. э. магистратом по чеканке монеты, изобразил на своей монете Лавинийскую свинью, что может означать притязание на происхождение от Троя и альбанских царей5.
Безусловно, не все троянцы были Энеадами. Гий и Клоний были среди сподвижников Энея и основали рода Геганиев и Клелиев, две альбанские фамилии, которые предположительно получили патрицианское достоинство от Тулла с.154 Гостилия6. Патриции Сергии вели происхождение от троянца Сергеста, Навтии — от Навта, получившего от Диомеда Палладий и, таким образом, основавшего культ Минервы (т. е. Паллады), за который были ответственны Навтии7. Среди членов сената неизвестно ни одного патриция Навтия после консула 287 г., и ни одного Гегания — после середины 4 века, так что история об их троянских предках, вероятно, имеет очень давнее происхождение.
Величайшим из патрицианских домов, по крайней мере, по своей собственной оценке8, являлись Фабии, мнения которых о своём происхождении были весьма разнообразны. Их предком считался первый человек, выкопавший в земле западни для ловли диких зверей (foveae), в честь которого его потомки первоначально именовались Фовиями или Фодиями9. Объяснение достаточно необычное, чтобы быть правдой, но слишком приземлённое, чтобы остаться неисправленным. Его связали с легендой о посещении Гераклом области будущего Рима (тогда населённой Эвандром и его аркадянами) на обратном пути после десятого подвига, связанного со стадом Гериона: в такой яме у берегов Тибра он зачал прото-Фабия с «то ли нимфой, то ли местной женщиной», определённой в некоторых версиях как дочь Эвандра10. Пинарии также были связаны с визитом Геракла к Эвандру; они претендовали на происхождение не от самого героя, а от одного из двух аркадян, которым он поручил отправление своего собственного культа11. Как и у Навтиев, эта история имеет этиологический характер и объясняет обязанность отправления культа Геракла на Большом алтаре, которую Пинарии и Потиции разделяли между собой до конца IV века.
До сих пор мы рассматривали только патрицианские фамилии, но и возвышение плебейской знати естественным образом дало начало подобным историям, прославляющим её членов. Юнии не только претендовали на первого консула Республики, но и дали ему троянское происхождение12. Тем не менее, плебейским родам проще было обосновать местное римское (или сабинское) происхождение. Марции, как указывал Цезарь, возводили своё происхождение к Анку Марцию — и ещё дальше, поскольку дедом Анка Марция по материнской линии был Нума Помпилий, который, стало быть, выдал свою дочь за одного из Марциев. Магистраты по чеканке монеты из рода Марциев изобразили Нуму, так же как и Анка, на своих монетах, и позже историки ввели фигуру родственника Нумы по имени Марций, который убеждал его принять царскую власть в Риме13. По сведениям некоторых античных авторов, с.155 у Марция, кроме дочери, которую он выдал за Нуму, было четыре сына: Помпон, Пин, Кальп и Мамерк. Пин предоставил Пинариям ещё одну родословную, альтернативную вышеизложенной аркадийской, в то время как Помпон и Кальп дали возможность Помпониям и Кальпурниям Пизонам, двум влиятельным плебейским родам, прославлять на монетах своё царское происхождение14. Что же касается Мамерка, то, хотя Плутарх и говорит, что он основал дом Мамерциев, которые носили когномен Рекс (явно ошибочная отсылка к Марциям), это имя фактически использовалось патрициями Эмилиями как преномен. Это объясняли тем, что так звали сына Пифагора, который был настолько приятной личностью, что получил в качестве прозвища греческое прилагательное haimylos — отсюда и Эмилий15. Те авторы, которые считали, что Нума был учеником Пифагора, соединили эти истории, заявив, что Нума назвал сына Мамерком в честь сына своего учителя16.
Но вернёмся к плебейским фамилиям: некоторые из тех, которые приобрели влияние в Риме в конце IV — начале III вв., происходили из латинских муниципиев, являвшихся в то время союзниками или включённых в состав римского государства17. Такие общины имели свои собственные, местные или заимствованные извне, легенды об основании, с которыми были иногда связаны выдающиеся фамилии. К примеру, пренестинцы считали, что основателем их города был Цекул, сын Вулкана, названный так за маленькие глазки; от него происходили Цецилии, из которых первым известным римским сенатором был Л. Цецилий Метелл Дентер, консул 284 г.18 Греческая версия основания Пренесте связывала его с Одиссеем и Цирцеей: основателем был либо их сын Телегон, либо эпоним Пренест, сын их сына Латина19. Телегону гораздо более уверенно приписывают основание Тускула, а его дочери Мамилии — основание дома Мамилиев, который достиг консульства в Риме в 265 г.20
с.156 Диомед, подобно Одиссею, после падения Трои скитался по далёким землям; предполагали, что он основал Ланувий. Персей, как и Геракл, совершал героические подвиги вдали от дома; ему и его матери Данае приписывают основание Ардеи. Орест, преследуемый Фуриями, прибыл в Арицию; он не был её основателем, но говорили, что его незаконнорожденный брат Галез основал Фалерии, а один из вариантов легенды об основании Пизы в Этрурии приписывает это деяние семье Агамемнона21. Существовала устойчивая традиция считать латинский город Тибур аргивской колонией, основанной Катиллом и его братьями, сыновьями Амфиарая; здесь мотивация их появления в Италии менее очевидна, но другие авторитетные источники обходят этот факт, делая Катилла аркадянином, флотоводцем Эвандра22. Мы не знаем, сколько из этих эллинизированных легенд об основании было связано с фамильными родословными, но, возможно, следом подобного притязания является изображение Пегаса и Беллерофонта на монете, отчеканенной Л. Коссуцием Сабулой в
Связь рода и легенды об основании, вероятно, могут быть проиллюстрированы материнской линией фамильного древа императора Гальбы, которое тянется к Пасифае24. Среди детей Пасифаи от Миноса, был сын по имени Главк, прибывший в Италию в поисках царства для себя; познакомив народ, который он стремился возглавить, с прямоугольным щитом, он получил имя Лабика по греческому слову, обозначающему рукоять щита, а народ, в свою очередь, в его честь был прозван лабиками. Матерью Гальбы была Муммия Ахаика, из рода разрушителя Коринфа, консула 146 г. до н. э. Отец консула, претор 177 г., был первым известным сенатором из рода Муммиев, и, вполне возможно, этот род прибыл из латинского города Лабики (между Тускулом и Пренесте) и, следовательно, вёл происхождение от «Лабика»25. В этой связи следует назвать ещё одно позднереспубликанское изображение на монете: Л.
Некоторые другие семьи, выдвинувшиеся во II в. до н. э., гордились легендарными родословными столь же экзотичными, что и у с.157 Муммиев — Антонии вели родство от Антона, сына Геркулеса, Меммии, очевидно, от Менесфея, афинского царя, Плавции Гипсеи — от тестя Нептуна, чьё имя они взяли себе в качестве когномена27. (В том же поколении одна из ветвей Аврелиев стала называть себя «Орестами», но какое отношение это имеет к странствиям сына Агамемнона, неизвестно.) И троянская легенда всё ещё сохраняла свою притягательность: поздний источник свидетельствует о притязании Ацилиев Глабрионов, первым сенатором в роду которых был консул 191 г. до н. э., на происхождение от Энея. Цецилии, очевидно, отказались от своего предка Цекула с поросячьими глазками в пользу Цека (Caecas), спутника Энея, и к тому времени, когда Лукреций в поэме, посвящённой Меммию, обратился к образу «родоначальницы Энеадов», происхождение его патрона велось уже не от афинского царя, но от троянца Мнесфея28.
Работы de familiis Troianis Варрона и Гигина свидетельствуют об интересе к вопросу о троянских предках, существовавшем в период Поздней Республики и Триумвирата29. В самом деле, тот факт, что Гигин писал книгу на эту же тему вскоре после Варрона, означает, что пропущенные Варроном рода требовали создания исправленной версии. Мы можем догадываться об именах одного или двух из них. Атии из Ариции, род матери Октавиана, — возможный пример: Вергилий вводит юного троянца по имени Атис, близкого друга Юла, от которого «ведут… латиняне Атии род свой». Также в V книге «Энеиды» троянец Клоанф, предок «Клуенция-римлянина» — хорошее свидетельство того, что семья Цицеронова клиента А. Клуенция Габита из Ларина вошла в римский сенат в начале принципата Августа30. Наконец, Дионисий Галикарнасский добавил Метилиев в список альбанских — а следовательно, и троянских — семейств, получивших патрицианский статус при Тулле Гостилии; один из его патронов именовался Метилием Руфом31.
К тому времени императорский дом придал троянскому происхождению престиж гораздо больший, чем любому другому. Но в последние десятилетия Республики, когда потомки Юла всё ещё были лишь одним из многих домов, происходящих от царей, героев или богов, другие нити, способные связать семью с миром легенд, были столь же популярны. Изображения на монетах Воль(тея?) с.158 Страбона и Коссуция Сабулы, демонстрирующие, соответственно, Европу и Беллерофонта, уже упоминались выше; около 72 г. до н. э. ещё один чеканщик монет из новой фамилии, Кв. Креперей Рок, поместил на свои монеты Нептуна и Амфитриту, возможно, ссылаясь на предполагаемого предка среди бесчисленных потомков морского бога32.
Данную линию проследить не удаётся, но в случае Л. Элия Ламии мы в гораздо лучшем положении. Друг Цицерона, выдающийся представитель всаднического сословия, и сам предок знаменитого семейства времён Империи, Элий происходил из Формий, города вольсков, на территории которого географы единодушно помещают Телепил, землю лестригонов33. Царём лестригонов был Лам, по сведениям некоторых авторов, сын Нептуна, и Элий Ламия мог претендовать на некоторую знатность именно «через древнего Лама»34. «Неумеренного, легкомысленного и порочного, согласно греческим мифам», замечает с неприязнью профессор Сайм35. Но так ли казалось современникам?
* * * * *
Серьёзные историки знали, что погребальным похвальным речам, наподобие той, что произнёс Цезарь в честь своей тётки, нельзя доверять в отношении исторических фактов. В их вымышленном содержании наиболее печальную известность имели придуманные триумфы и консульства36, но, по словам Цицерона, они включали в себя также и фальшивые родословные — «как если бы я сказал, что происхожу от патриция Мания Туллия, который был консулом вместе с Сервием Сульпицием в десятый год Республики»37. Тот же характер имели истории, сочинённые клиентами-греками для своих патронов: число родословных, основанных на греческой этимологии, поразительно38, и Плутарх зафиксировал протест некоторых авторов против приписывания Нуме четырёх сыновей с целью угодить семействам, чьими эпонимами они являлись39. Одним из таких «пуристов» был Асклепиад из Мирлеи, который около 100 г. до н. э. разделил историю на три категории: правдивую, кажущуюся правдивой и лживую; к последней категории, более лживой, нежели «кажущаяся правда» комедий и пантомим, он отнёс только одно — родословные40.
с.159 И даже Полибий признавал, что существует особый вид истории, занимающийся генеалогиями, узами родства, основанием городов и выводом колоний. Он отказался от его использования в собственной работе, считая его низшим по отношению к «прагматичной истории» и привлекательным только для «тех, кто любит побасенки» — и он был абсолютно прав41. Но в пользу рассказов, «смешивающих человеческое с божественным», можно найти убедительный довод, как это сделал Ливий, говоря об основании Рима42. Подобно ему, критически мыслящий римский аристократ мог сказать, что величию его рода подобает божественный основатель (даже если его наличие не вполне истинно).
Но дело даже не в критическом подходе. Как сказал Ливий, такие истории более подобают поэзии, и, наконец, этим способом «грек-голодранец» мог связать своего патрона с Илионом или Олимпом, не вызвав удивления. Героическая легенда была естественной темой поэта, и греки во II—
Мы сможем лучше проникнуться духом легендарных родословных, если попытаемся представить себе аудиторию, которой они были адресованы: гости, приглашённые на обед в великолепный дом, внимающие анагностам, которые зачитывают выдержки из не слишком строгого исторического труда45; праздношатающиеся в экседре бани, в то время как поэт читает свою панегирическую эпопею46; толпа на форуме, наслаждающаяся великолепием общественных похорон и слушающая декламацию о величии покойного и всего его рода47. Это были philekooi, которых Полибий имел в виду, противопоставляя генеалогию тому роду истории, которым он занимался. Разумеется, тут не ожидались наивысшие исторические стандарты, но это не означает, что полувымышленные фамильные древа не принимались всерьёз на своём уровне. Они должны были впечатлять, и они действительно производили впечатление. Граждане Рима или, по крайней мере, те, с.160 из них, кому было привычно держать в руках монеты, должны были быть знакомы с этими генеалогическими головоломками не хуже, чем с собственными историческими и религиозными традициями, чтобы суметь понять символические сцены, которыми чеканщики украшали свои денарии48.
Искусство нумизматики было подобно монументальной скульптуре: оно использовало те же идиомы и могло употребляться для передачи того же типа визуального сообщения49. Подобно тому, как на монетах Августовой «пропаганды» можно увидеть развитие методов, используемых республиканскими политиками для саморекламы, рельефы Алтаря Мира должны были иметь республиканский эквивалент в храмах, портиках и триумфальных арках, которые были возведены выдающимися деятелями второго и первого веков до н. э.50, нанимавшими ради прославления своего величия не только греческих поэтов, но также греческих архитекторов и скульпторов. На мой взгляд, существует великолепный пример этого, который до сих пор не рассматривался с такой точки зрения.
* * * * *
Под церковью С. Сальваторе в Кампо и старинными домами неподалёку от неё находятся останки неустановленного римского храма, который стоял в южной части Марсова поля — на расстоянии около 200 м от Тибра, в 120 м к югу от портика Помпея и в 240 м на запад от Большой клоаки, текущей на юго-юго-восток от Пьяцца Маттеи к реке, которая идентифицируется как ручей Петрония51. Церковь была построена в 1639—
Во время раскопок фундамента церкви, которые производились в 1638 г. или даже раньше, были обнаружены и извлечены на свет 110 мраморных фрагментов; но в перечне этих работ, датированном 12 июня 1638 г., фрагменты под номерами 72—
Рельефы формировали мраморную облицовку прямоугольного монумента длиной около 5,65 м и шириной 1,75 м, обычно и неверно называемого «алтарём Домиция Агенобарба», хотя на самом деле место находки свидетельствует о том, что это основание культовой статуи (или группы статуй) внутри храмовой ниши. Первые три обнаруженных фрагмента формировали одну из длинных сторон, которая, возможно, была обращена на восток, к входу в храм. Сейчас они находятся в Лувре; на них изображён римский ценз на Марсовом поле и жертвоприношение на алтаре Марса, являвшееся кульминационной церемонией ценза. Другая длинная сторона и две короткие — всего девять фрагментов — ныне в Мюнхенской глиптотеке; на них показана свадебная процессия Нептуна и Амфитриты, повозку которых тянут два тритона и сопровождают нереиды верхом на морских чудищах, а также купидоны, держащие вожжи54.
На сцене ценза в самом центре находится не Марс, а цензор, приносящий жертву; это означает, что здесь представлено определённое событие, ради чести и славы цензора, который в действительности совершал очистительное жертвоприношение55. Профессор Келер в своём подробном исследовании этих рельефов на основании стилистики датирует их второй четвертью I в. до н. э. и идентифицирует цензора либо как Л. Геллия, либо как Гн. Корнелия Лентула Клодиана; оба они отправляли эту должность в 70—
Для начала отметим, что очень маловероятно, что С. Сальваторе находился в цирке Фламиния, поскольку ни одно из доступных идентификации мест, описанных таким образом, не находится к западу от ручья Петрония. Расположение Фламиниева цирка зафиксировано на фрагменте мраморного плана времён Севера, относящемся к западу от театра Марцелла и к югу от портика Октавии57; с.162 С. Сальваторе также далёк от него, как и Капитолийский холм или Бычий форум. Таким образом, этот храм, очевидно, не является храмом Нептуна — и, в любом случае, невероятно, чтобы бог в своём собственном храме был изображён на задней части основания статуи, тем более, что на его передней части изображён Марс58. Таким образом, объяснение сцены с Нептуном связано с кампанией против пиратов, предпринятой М. Антонием (Коарелли) или Геллием или Лентулом (Келер). И, хотя это объясняет появление самого бога, но ничего не говорит об Амфитрите и купидонах. Почему же нам показывают свадьбу Нептуна? После первой части этой статьи ответ, вероятно, будет ясен: эта сцена предположительно относится к легендарной родословной семьи цензора.
Из шестнадцати цензоров, занимавших должность между 120 и 50 гг. (я не беру на себя смелость рассудить спор между двумя стилистическими датировками) и закончивших свою деятельность люстром59, девять можно сразу же исключить из числа потенциальных «сыновей» Нептуна. М. Антоний (97 г.), четыре Цецилия Метелла (120, 115, двое в 102 гг.), Л. Кальпурний Пизон (120 г.), Кв. Фабий Максим (108 г.), Л. Юлий Цезарь (89 г.) и Л. Марций Филипп (86 г.) имели совершенно иные родословные. Мы можем также исключить несколько человек, чьи семьи, очевидно, не притязали на происхождение от греческих и троянских героев. Вступительные главы «Нерона» Светония, «Попликолы» и «Красса» Плутарха показывают, что ни Гн. Домиций Агенобарб (115 г.), ни Л. Валерий Флакк (97 г.), ни П. Лициний Красс (89 г.) не приписывали себе божественное происхождение; случай Красса даёт нам возможность исключить также и Г. Лициния Гету (108 г.). Патриции Корнелии, по-видимому, не имели ни божественных, ни героических предков (Сципион Африканский, как полагали, был сыном Юпитера, но это была личная, не родовая легенда); Силий Италик умалчивает о героическом происхождении, говоря о Сулле, Цинне, Цетеге и Лентуле60. Итак, Гн. Корнелий Лентул Клодиан (70 г.), очевидно, не является цензором, объявившим своими предками Нептуна и Амфитриту. Фактически, остались только два имени: М. Перперна (86 г.) и Л. Геллий (70 г.) — и в случае с одним из них связи с Нептуном действительно могут быть установлены.
Геллии, по-видимому, вошли в римский сенат во II в. до н. э., чуть позже гераклидов Антониев и минойцев Муммиев61. Откуда они происходили — неизвестно, но принадлежали они к Троментинской трибе, включавшей, среди прочего, города вольсков с.163 Фабратерию и Фрегеллы (позже Фабратерию Нову) в долине Лирис. Территория Фабратерии Новы граничит на юге с горами Аврунков, на дальнем склоне которых лежат Минтурны, часть легендарного царства лестригонов и город, в котором Геллии были хорошо известны: один из них был там местным магистратом в период Ранней Империи62.
Как мы уже видели, лестригоны и их царь Лам были детьми Нептуна. Но Геллии имели с Нептуном более определённую связь. Ливийская царевна Ламия, убивавшая маленьких детей из мести за смерть своего собственного ребёнка, в одной из версий мифа была дочерью Нептуна63. Этот факт и совпадение имени естественным образом способствовало тому, что мифографы идентифицировали её как царицу Лестригонов. Подобно Асканию-Юлу и, несомненно, по той же этиологической причине, она имела двойную номенклатуру и была известна также как Гелло64.
В действительности, следует говорить не о Нептуне, а о Посейдоне, поскольку легенда исключительно греческая, так же, как греческим по духу и исполнению является монументальный рельеф, на котором Л. Геллий открыто провозглашал это — напротив свидетельства о его пребывании на самой почётной в Риме должности, должности цензора — во всё ещё не идентифицированном храме, который он, видимо, построил или восстановил. Неудивительно, что его внук, подобно ему, достигший консульства, в
Однако важность интерпретации рельефа из Палаццо Санта Кроче не в том, что она проливает свет на стихотворную строку, и даже не в том, что она дополняет республиканскую иконографию портретом цензора. Она показывает, каким образом римский государственный деятель, человек, полностью впитавший в себя традиции предков67, желал представить себя гражданам Рима — наполовину как цензора, наполовину как потомка греческих морских нимф. Хотя на основании изображений на монетах и тех фрагментов панегирического эпоса и истории, которые можно воссоздать, мы могли этого ожидать, всё же столь поразительное с.164 сочетание драматическим образом напоминает нам о том, что люди поздней Республики жили одновременно в двух мирах и воспринимали всерьёз идиомы каждого из них.
В частности, греческий обычай был особенно полезен для Луция Геллия, «прославленного мужа», но не нобиля68. Имея бога среди предков, кто нуждался в консулах?
ПРИМЕЧАНИЯ