Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
с.351
Если все устройство сообщения в римском государстве так сильно выросло со времени основания монархии, как в объеме, так и в оживленности, то без сомнения сильнее всего был подъем торгового движения, на рост которого сильно влияли, кроме безопасности и удобства системы дорог, еще многие существенные условия. Римское государство заключало в себе часть богатейших и благословеннейших стран земли, из которых многие в течение этих столетий наслаждались такой культурой и благосостоянием, каких они, как уже было сказано, потом никогда не достигли. Оно было одновременно величайшей из когда-либо существовавших областей свободной торговли и обладало на всем своем протяжении всеми выгодами единства монеты, мер и весов. «Весьма вероятно, что римский денарий еще во время республики был единственной всюду принимаемой монетой, так что им можно было расплачиваться повсюду, в Италии так же, как и в Испании и в Сирии. Нововведение Августа состояло очевидно в том, что он предписал выражать в денариях все государственные счета и сметы» (Моммзен). Только Египет, в котором даже и во время империи считали на драхмы, удержал также и в этом свое исключительное положение. В той половине государства, которая позднее стала западной римской империей, денарий был единственной серебряной монетой, в восточной наряду с ним существовали и старинные серебряные деньги, как провинциальная монета. Государственные медные деньги были без сомнения в ходу во всей империи, но, по-видимому, менее употреблялись на востоке в сравнении с местной мелкой монетой. Золотая имперская монета была единою.
Римская монета ценилась и была в ходу также и далеко за пределами государства. В правление императора Клавдия пришло в Рим посольство с острова Цейлона, приведенное отпущенником Аннея Плокама, откупщика пошлин на Красном море. Этот последний, объезжая морем Аравию, был занесен на Цейлон и побудил местного князя искать дружбы императора; тот уже раньше много удивлялся римлянам, глядя на их денарии: они были все одного веса, несмотря на то, что их изображения указывали на чеканку их различными императорами1. «Со времени Нерона (при котором начали сильно портить серебряную монету) больше не было уже повода для такого удивления»2. Свободные германцы, которые предпочитали золоту серебро, более удобное для их торговли, с тех пор охотнее всего принимали плату в старых зазубренных денариях республиканского времени с печатью колесницы; позднейшие находки монет подтверждают, «что даже потертый республиканский денарий лучше шел к северу от Альп, чем столь же хороший раннего императорского времени, по-видимому потому, что только его можно было сразу отличить от Нероновского»3.
с.352 Для торговых предприятий за границей могущество и обаяние мирового государства доставляло повсюду значительную защиту его представителям. Уже Цицерон мог сказать, что благородное и знаменитое среди всех имя римского гражданина оказывало услугу даже неизвестному у варваров, у окраинных и далеких народов, у индийцев и персов, и поэтому весь мир с давних времен был открыт для римлян4. В гораздо большей степени это можно отнести ко времени монархии. Тогдашний купеческий мир, нашедший уже готовыми главные пути торговли в трех частях света, благодаря беспримерно благоприятному стечению всех обстоятельств, чувствовал себя в состоянии расширять и увеличивать число этих путей, и направляться по ним с новыми и лучшими надеждами. Ему достались в невиданном до тех пор объеме огромные выгоды мировой торговли, доходность которой для европейских наций покоится на том, что она ведется с менее культурными народами и увеличивается с ростом культурного различия. Доходы тогдашней римской мировой торговли должны были быть так же велики или больше, чем доходы современной великобританской, французской, бельгийской и нидерландской торговли, которые внутри Европы считаются средним числом в 10 процентов, во внеевропейском обращении в 29 %, для Британской Индии 35, Явы 33
Тогда гораздо более, чем теперь, купец был принужден проводить значительную часть своего времени в путешествиях. Именно в торговле во многих случаях, если не в большинстве их, надо было вступать в личное общение там, где теперь довольствуются письменным. Прежде чем вступить в торговые сношения, надо было познакомиться лично, лично осведомиться о состоянии чужеземных рынков — «совсем так же, как в средние века до установления регулярной почты немецкие купцы с этой же целью ездили лично в Антверпен, Брюссель, Амстердам, Аугсбург и т. д.»5.
«Берегись, — обращается Гораций к купцу, — чтобы другой не занял прежде тебя гавани, и ты не потерял вифинских и кибиратских товаров6 (железных изделий и курений)». «Спеши, — зовет его Алчность (у Персия), — привози соленую рыбу, паклю, черное дерево, ладан, косские ткани с Черного моря, первый снимай мешки с перцем с жаждущих верблюдов»7. Ювенал говорит о морских поездках в Киликию и в Крит для закупки шафрана и вина из изюма8. Так, по Горацию, «блуждающий с.353 торговец» ездил с востока на запад, от холодных поясов к горячим и подвергался даже опасностям зимнего путешествия по морю9. Он провозил через города (по одному несколько более позднему поэту) свое состояние, превращенное в заграничные товары, узнавал о потерях в зерне, причиненных пожарами, и доверял тогда свои сокровища ветрам. Он продавал всему миру блага всего мира, заключал торговые сношения в незнакомых странах и под новым солнцем приобретал новые богатства10. «Неизмеримое множество, — говорит Плиний, — плавает ради выгоды по всем сколько-нибудь доступным морям»11. Случайно сохранившаяся, уже упомянутая могильная надпись одного торговца из Гиераполя во Фригии, Флавия Зевксида, который хвалится, что он 72 раза проехал из Италии мимо Малеи, позволяет допустить, что многие торговцы и негоцианты из года в год предпринимали опасные морские путешествия. Трактаты Талмуда упоминают о торговых поездках палестинских евреев в Рим и в Испанию. Гораций, говоря, что купец посещает три или четыре раза в год Атлантический океан, вероятно имеет в виду Гады, торговые сношения которых с Италией были самыми оживленными12. Некий Октавий Агафон говорит в своей могильной надписи, найденной в Путеолах, что он здесь отдыхает от утомительных путешествий с востока на запад13.
Не только Средиземное и Черное моря, но и Атлантический океан был оживлен римскими кораблями14. «Посмотри, — говорит Ювенал, — на гавани и на море, наполненное большими кораблями; там почти больше людей, чем на суше; куда влечет постоянно надежда на выгоду, туда устремляются целые толпы; они переезжают не только Архипелаг и африканские воды, но оставляют также далеко за собой Калпу (Гибралтар) и слышат, как шипит солнце, погружаясь в море»15. «День за днем, без перерыва, — говорит Аристид, — едут грузовые корабли и торговцы через оба моря (Средиземное и Атлантический океан), и в Британию переправляются не только должностные лица и войска, но и «бесчисленные частные люди» (без сомнения, по делам торговли)»16. Уже в правление Августа, которому присягнули на верность многие правители острова, римляне путешествовали там как по своей земле17, и уже при Домициане также и гавани Ирландии были известны благодаря торговым сношениям18.
Новая эра римской торговли наступила с завоеванием Египта, которое открыло ей путь в Индию. «Купцы, — говорит Плиний, — нашли кратчайшую дорогу, и таким образом Индия благодаря стремлению к наживе приблизилась к нам. Гиппалом звали моряка (греко-египтянина), который (в I в. до Р. Хр.) впервые использовал для переезда открытым морем в Индию юго-западный муссон, позднее названный его именем»19. Путешествие начиналось обыкновенно в середине лета; выезжали из Александрии и ехали Нилом вверх по течению до Копта, что при с.354 благоприятном ветре требовало 12 дней. Здесь тюки с товарами нагружались на верблюдов и караваны шли частью на северо-восток до Myos-Hormos, частью на юго-восток до Вереники, очень оживленного приморского города с большими магазинами и караван-сараями; путешествие требовало 12 дней20. Сообщение перешло постепенно с первой дороги, более известной во время Страбона, ко второй, которая во время Плиния была почти единственной; через нее шла вся торговля с Аравией, Индией и Эфиопией и поэтому она охранялась римскими гарнизонами. Путешествия караванов через верхнеегипетскую пустыню происходили летом вследствие жары по ночам. «Глядя на звезды, — говорит Страбон, — они шли от одного водоема до другого и отдыхали днем». Уже во время Августа были устроены на известных местах дорог, ведущих к Миос-Гормос и к Веренике, колодцы и цистерны. Из первого уже во время Страбона отплывало 120 кораблей через Аравийский залив в Индию21; как сообщает Плиний, они были снабжены стрелками для защиты от пиратов, среди которых аскиты южной Аравии, плававшие на связанных бычьих мехах, пользовались отравленными стрелами. Во время Плиния приезжали из Вереники в Окелиду в Аравии на Южном конце Чермного моря или в Кану на южном берегу Аравии на
Совершенно немыслимо, чтобы купцы Италии и западных провинций предоставили долгое время пользоваться колоссальными выгодами этой торговли одним грекам и египтянам. Без сомнения, надо буквально понимать слова Горация, что купец бодро ездит к далеким индийцам22; также и Сенека, говоря в своем рассуждении о малом объеме земли, что между самым дальним берегом Испании и Индии при благоприятном ветре лежит расстояние лишь немногих дней — вряд ли мог бы употребить эту гиперболу, если бы в то время, на самом деле, уже не был известен этот путь23. Уже знакомство Плиния Старшего с произведениями природы передней Индии указывает на то, что к его времени там перебывало уже бесчисленное множество греческих и римских купцов, на основании устных и письменных сообщений которых он давал свои сведения. Дошедший до нас «Periplus maris Erythraei», лоцманская книга для александрийских купцов, которые ездили к восточному берегу Африки до предгорья Рапта (Кильва?) по ту сторону острова Занзибара и с.355 к Малабарскому берегу, — составлена во время Веспасиана. Дионисий, автор поэтического описания мира, живший в правление Адриана, говорит, что он не купец и не мореплаватель и не ездит через Индийский океан к Гангу, «как столь многие, ставящие на карту жизнь для того, чтобы заработать неизмеримое богатство»24.
Значительное развитие и расширение торговых сношений между римским государством и Индией видно из составленной около середины второго века географии Птолемея, «имевшего уже в своем распоряжении отчеты о путешествиях, в которых были даны в стадиях расстояния мест не только от мыса Кори, до устьев Ганга, но также и оттуда к Золотому полуострову, или Малакке, и оттуда в Каттигару». Также и многочисленные греческие переводы названий индийских городов в сочинении Птолемея указывают на оживленные сношения с этими местами греческих и египетских купцов, которые, по-видимому, оставались там надолго, как в Южной Аравии или на острове Сокоторе. Птолемей имел сведения о положении индийской гавани Симиллы в бухте Баригаза, «от тех, которые ездили туда и очень долгое время постоянно посещали эти страны, также и от тех, которые приехали к нам оттуда». В Пенджабе и вообще в передней Индии нередко встречаются римские монеты, а именно золотые монеты императорского времени, денарии последнего времени республики и начала Империи и александрийские тетрадрахмы. «Замечательным образом здесь был особенно распространен денарий времени Августа с изображениями его приемных сыновей Гая и Луция; очень возможно, что этот сорт предназначался специально для торговли с Индией, где, конечно, не так легко как на родине различали хорошие денарии от плохих» (Моммзен). В руинах старого города возле Мантотте на Цейлоне найдено много монет императорского времени от Августа до Антонинов. Дальше Цейлона и мыса Коморина римские монеты встречаются очень редко.
Земля серов, в представлении Плиния и Страбона, лежала там, где караваны, везущие шелк, вступали на почву известного мира, — в Тохаристане, который еще принадлежал ко греко-бактрийской области. «Послы с Цейлона к императору Клавдию сообщили, — говорит Плиний, — так же, как и наши купцы, что товары для серов они клали с целью обмена на берегу реки возле шелка, и серы уносили их, если были довольны меною»25. Но географ Марин Тирский (самое позднее в первой половине II века) имел уже описание караванного пути в Китай, составленное македонским купцом Маесом, по прозвищу Тицианом, который снарядил экспедицию в серский город Исседон. Его караван отправился из Балха в северо-восточном направлении приблизительно до Гиссара, оттуда прошел через начинающуюся на востоке горную область до Сурхаба, где начинается ущелье Комедов (Каратегин). Непосредственно по ту сторону теснины, где горы отступают, находилась часто искомая «каменная башня», теперь «руины крепости» Дараут Курган; на той же широте (43°), прямо на восток, находилось место, из которого отправлялись караваны, идущие в землю серов, — Кашгар. Оттуда «шелковая дорога» вела в далекую с.356 «столицу серов», вероятно
Официальные истории китайских династий содержат в себе некоторые сведения о сношениях Китая с
Знакомство с севером Европы было открыто римлянам лишь отчасти благодаря торговле янтарем. По всем вероятиям, берег Балтийского моря был известен и посещаем еще задолго до римского периода, и мы знаем также от Плиния об одном путешествии, предпринятом туда в первом столетии. В правление Веспасиана жил еще один римский всадник, который был туда послан для того, чтобы закупить в массах янтарь для гладиаторских игр императора Нерона. Отправившись из Карнунта с.357 Петронелль возле Вены), он объехал главные торговые пункты и берега Балтийского моря, относительно которых от него впервые узнали в Риме нечто определенное, а именно, что расстояние их от Карнунта равно 600 римским (120 геогр.) милям. Вероятно, это посещение страны янтаря римлянином осталось единственным; большей частью янтарь попадал на юг косвенным путем. Возможно, что он был лишь частью, и притом небольшой, всей торговли с севером. Ибо римские монеты и фабрикаты (особенно бронзовые изделия) распространены по всему северу Германии (от Западной Пруссии вплоть до Ганновера), так же как и в Дании, южной Швеции и Норвегии. Нахождения монет в этих странах свидетельствуют о продолжительных оживленных сношениях с римским миром, а распределение их по местностям показывает направление торговых путей вдоль больших рек и через них в высокие и сухие земли, лежащие между ними. Из Силезии (в южной части которой найдены древнейшие римские монеты из времени республики), по-видимому, шли дороги на юг через Моравию и Богемию, а оттуда в Римское государство и к Адриатическому морю.
Римские монеты, найденные в восточной Пруссии отчасти спорадически, отчасти большими количествами (из чего прежде заключали о прямой торговле янтарем с римлянами) — могли проникнуть туда самое раннее с конца II века, вероятно, вследствие передвижений народов, которые сказались впервые в маркоманской войне. Ибо к этому времени, не раньше, следует отнести могилы, в которых исключительно и попадаются монеты и вместе с тем совершенно новые формы украшений.
Между тем, как торговля римлян с севером доказана бесчисленными находками монет и фабрикатов в такой большой области и так богато, что мы не только можем считать вероятными частые путешествия купцов и агентов, выходящие далеко за пределы римского государства, но также и временное поселение их на жительство в варварских землях, — в литературе лишь один раз упоминается о подобном предприятии у Тацита. Уже в 19 году по Р. Хр., римляне, ворвавшиеся в крепость маркоманского князя Марбода, нашли там купцов и маркитантов из римских провинций, «которых перенесли с родных мест в неприятельскую землю сначала свобода торговли (вследствие одного договора), затем — страсть к выгоде и, наконец, забвение отечества»26.
Если уже в первые два столетия совершались такие большие торговые путешествия и притом отчасти регулярно, то можно допустить, что гораздо чаще римские, греческие и египетские купцы посещали менее отдаленные пункты вне границ государства. Уже во время Страбона целые флоты отправлялись из Александрии в дальнюю Эфиопию27 и в землю троглодитов. Копт в верхнем Египте был полон купцами, которые ехали в Эфиопию и Индию28. Диодор дает описания ихтиофагов южной Аравии, основываясь на свидетельствах египетских купцов, которые приставали к их берегам29. От Птолемея-Ферона (на эфиопском берегу Чермного с.358 моря) до Адулы, главной гавани земли троглодитов и Эфиопии (в бухте к югу от Массауа) поездка, по Плинию, продолжалась пять дней; в Адулу привозили из глубины страны очень много слоновой кости, зубов носорогов, шкур гиппопотамов, черепах, обезьян и рабов. Но купцы заезжали и много далее на юг: в гавань Исиды, находящуюся на десятидневном расстоянии от Адулы (к югу от Бабельмандебского пролива), откуда троглодиты привозили мирру, и в гавань моссилов (против южного берега Аравии) — главное место для торговли корицей и александрийским листом30. В самую южную станцию на восточно-африканском берегу, известную египетским купцам (Рапт близ Занзибара), плыли во время Веспасиана, по крайней мере, торговые корабли из Музы в южной Аравии. О расстоянии города Харакса Спасину (вблизи устья Тигра) от берега Персидского залива было известно впервые достоверным образом со слов ездивших туда римских купцов31; может быть, они ездили с караванами (συνοδίαι) из Пальмиры: эти путешествия к Персидскому заливу засвидетельствованы многократно для II и III столетий. В Петре в Аравии, друг Страбона, философ Афинодор, нашел также и многих римлян среди других чужестранцев, которые жили там ради торговли32. Обитатели острова Диоскорида (Сокоторы у мыса Гвардафуи) были, по лоцманской книге Ерифрейского моря, — смесью арабов, индийцев и (египетских) греков, которые предпринимали торговые поездки в эти моря33.
Еще до завоевания «длинноволосой» Галлии Цезарем, римские купцы, по-видимому, ездили туда, частью из римской провинции Нарбоннской Галлии, частью из Италии через Большой Бернард (где переход покупался с большими опасностями и уплатою даров у живших кругом племен)34 и доходили иногда до диких белгов35. Особенно выгодным предприятием для италийских купцов в Галлии была торговля вином, которое они отчасти сплавляли туда по рекам, отчасти же перевозили по суше: за бочку вина кельты давали раба36. Вероятно, уже во время походов Цезаря были во всех больших городах страны поселения римских купцов — в Ценабе (Орлеане), Кабиллоне (Шалоне), Новиодуне (Невере)37; вероятно, они селились там раньше, подобно тому, как еще в последние времена республики их было много во всех крупных пунктах внешней торговли: на Делосе, в Александрии, в нумидийской Цирте38. Поход Марка Виниция в 25 г. до Р. Хр. против кельтских племен был вызван тем, что римские купцы были убиты этими варварами39. На восточном берегу Черного моря Траян приказал поставить цепь военных постов40. Арриан нашел там одно укрепление возле устья Фазиса, с 900 отборных солдат, лежащее на очень выгодном месте для защиты судоходства; для защиты живших вне его ветеранов и купцов, а также и гавани, он приказал вырыть ров от крепости до реки41. В Диоскуриаде (Севастополе Кавказском), почти опустевшей во время Плиния, некогда бывшей главным рынком с.359 кавказских народов, где, по одним свидетельствам, говорили на 70, по другим на 300 языках, где купцы для ведения дел нуждались в 130 толмачах42 — при Адриане тоже стоял римский гарнизон43. Так же и в гаванях Азовского моря все время происходил оживленный обмен фабрикатов культурных стран на сырые продукты южно-русских степей44.
Таким образом, купцы и торговцы всех родов из Италии и из провинций были первыми поселенцами, следовавшими за римскими войсками в каждую вновь завоеванную страну; наряду с солдатами они были повсюду пионерами римской культуры. Из рядов их лавок и бараков (cannabae), которые быстро строились возле лагерей, возникло немало городов. В 43 г. в Майнце «римские граждане, торгующие плащами», учредили памятник императору Клавдию; если там италийцы (в провинциях право римского гражданства было тогда редкостью) занимались этим промыслом, то наверное были и другие промыслы, соответствующие потребностям солдат и обоза. Таким образом, и гений торговли много способствовал романизации провинций. «Из всех частей Галлии, — замечает Аммиан Марцеллин, — Аквитания оказывала наименьшее сопротивление римской культуре потому, что она прежде других была открыта для торговли»45. Многочисленные примеры показывают, как быстро и энергично купцы овладевали торговлей в провинциях и как они монополизировали ее. Нарбоннская Галлия через 50 лет после завоевания была полна купцами и римскими гражданами: ни один провинциал не обходился без их помощи при ведении дел; каждый уплаченный там денарий проходил через их книги46. С убийства римских купцов, которым началось восстание в Паннонии в 6 г. по Р. Хр.47 (через 15 лет после завоевания), началось также и восстание треверов в 26 г. по Р. Хр.48. Когда в 88 г. до Р. Хр., по приказанию царя Митридата, в римской провинции Азии были убиты все италийцы, пострадало по одним сведениям
с.360 Наравне с италийцами, конечно, не было нигде недостатка и в провинциалах, которых ведение их дел заставило переменить родину на новое место жительства. Надпись в Целее (Cilli) составлена «поселившимися в Реции римскими гражданами из Италии и других провинций»53. Надписи в Аугсбурге называют купцов из Лиона, Трира и Буржа. В Аквилее найдена могильная плита жителя Кёльна, который оттуда вел торговлю с Дакией и обратно54; в Гифии, в Лаконике — судовщика из Никомедии, который жил в Кизике; в Поле — торговца платьями из Галлии, в Целее — африканского торговца55. В городах, подобных Аквилее, бывшей большим складочным местом транзитной торговли из северо-восточных провинций в Италию56, на Восток57, в Африку58 и обратно, чужеземное купеческое население59, несомненно, состояло из различных национальностей.
Но многочисленнее всех были, по всей видимости, восточные купцы. Берит, вероятно также Дамаск и многие другие финикийские и сирийские города, имели фактории в Путеолах60, Тир, еще в IV столетии величайший центр восточной торговли61, имел одну факторию в Риме, другую в Путеолах; последней в 174 году тирский сенат приказал уплачивать первой ежегодно
О распространении предметов торговли в римском государстве мы имеем скудные и отрывочные известия; но даже и опираясь на них, нельзя сомневаться в том, что все товары и продукты привозились во все места, где они находили сбыт. Более всего были наполнены магазины и склады в Риме; здесь можно было видеть вблизи блага всего мира (Плиний); сюда стекалось со всех земель и морей все, что производили все времена года и все пояса земли, что рождалось в реках и морях и что создавала работа эллинов и варваров. Продукты и товары всех народов были здесь всегда налицо (Аристид)73. Подобным же образом прославляет Аристид богатство Коринфа благами всех земель и морей. «В Александрии, — говорит он, — можно было найти все, кроме снега»74. В Антиохию грузовые корабли привозили со всех сторон блага и произведения трех частей света, суши и островов; из лучшего, что было в каждой стране, сюда приходило самое лучшее, так как быстрота сбыта привлекала сюда купцов; таким образом, и здесь пользовались всем, что давала вся земля (Ливаний)75. Также и остальные большие приморские и торговые города были богато снабжены тем, что нужно было им и окрестным землям. В одном источнике 418 г. говорится про Арелат, что там во множестве с.362 находились продукты Востока, Испании, Галлии и Африки, так как их можно было доставлять сюда на кораблях и повозках, морем, рекою и сушею76.
Так же и предметы, производимые лишь в отдельных местах, частью вне государства, можно было получить всюду, где только была в них потребность. В описании мира, составленном в IV столетии на Востоке, восхваляется Александрия за то, что этот город один посылает папирусную бумагу по всему свету, — каковой дешевый, но чрезвычайно полезный и необходимый товар не производился больше ни в одной провинции77; еще в VI столетии александрийские корабли привозили (вместе с другими александрийскими товарами, как травы и коренья) бумагу в Массилию, как, без сомнения, и в остальные гавани Средиземного моря78. Между драгоценными товарами, которые шли из Александрии во все земли, описание мира выделяет специи, под которыми, конечно, надо подразумевать производимый там ладан, употребление которого во всем государстве было огромным79. К предметам торговли, распространенным более всего, принадлежало также и олово, необходимое для литья бронзы, но находившееся лишь в немногих местах (тогда — в испанской Галисии, западной Галлии, на Сорлингских островах и в Корнуэльсе). Еще в начале VII столетия александрийские корабли направлялись прямо в Британию, чтобы выменять зерно, которым они были нагружены, на требуемый металл; им запасались также и александрийские купцы, ездившие в Индию, так как он выгодно сбывался в индийских гаванях80. Дешевизна янтаря очевидна из того, что во времена Плиния ломбардские крестьянки носили янтарные ожерелья, между прочим, как средство против опухолей шеи81. Произведения из привезенного с Эльбы железа, приготовляемые в Путеоланских мастерских, — уже во времена Диодора были так распространены, что, по его словам, многие части населенной земли извлекали выгоду из этой промышленности82. Таким образом возможно, что среди римских оружия и утвари, найденных в таком большом количестве в могилах северных земель, от Силезии до Ютландии и Скандинавии, — много вышло из Путеоланских мастерских; все же большая часть их происходит из пограничных римских провинций, где, благодаря ассимиляции варварских элементов, образовался род римской культуры, и откуда с начала I столетия фабрикаты провинциальной промышленности, соответствующие вкусам местного населения, распространились по северным землям, в которых они часто служили образцами. Между бронзовыми изделиями, найденными на севере, многие носят штемпели италийских фабрик. Кастрюли с именем некоего П. Ципия Полибия (или Полиба) одинаковой формы, как в Помпеях и в Геркулане, найдены также в Померании, Дании, Швейцарии, в Ганновере, Англии и Шотландии; другие, из мастерской некоего Нигелла, — на Фионии и в Савое. К гончарным мастерским, которые далеко распространяли свои товары на греческих островах (Книдос, Родос и с.363 Фасос) — в римское время прибавились еще и другие — в Пергаме, в Сагунте (в Испании), Арреции и Мутине (Модене) в Италии, произведения которых со штемпелями знаменитых мастерских шли через земли и моря83. Так же и лионская посуда была предметом оживленного вывоза; ее находят во всей Галлии, в Англии, верхней Италии, в альпийской области до Тироля и в Венгрии, повсюду с одинаковым фабричным клеймом.
В александрийских стеклянных заводах приготовлялись изделия всех форм глиняной посуды, которая ввозилась туда из всех земель. В описании мира, составленном в IV столетии, говорится также и о полотне знаменитых фабрик Скифополя, Лаодикеи, Библоса, Тира, Берита — что оно рассылалось по всему свету84; то же самое говорит Прокопий о шелковых товарах Берита и Тира85. Изданный в 301 г. для востока максимальный тариф Диоклетиана называет, правда, главным образом восточные товары и фабрикаты, но все же многие и из западных, которые, таким образом, были в ходу в восточной половине государства: италийские вина (7 сортов), окорока и колбасы, африканские ковры и плащи, нервийские плащи из доныне знаменитых мастерских Турнэ во Фландрии и норийские из Сирмия и других фабричных местностей на Дунае; в утраченных частях тарифа могли быть приведены еще и многие другие. В Лаодикее изготовлялись плащи по образцу нервийских. Настоящее якобы фалернское вино, по Галену, рассылалось по всему государству; иными словами, так как оно, как теперь шампанское, росло лишь в одной небольшой области (Кампании), торговцы старались удовлетворить спрос другими винами, которым они умели придавать подобный вкус86. Наконец, можно допустить, что очень было распространено приготовление на сбыт лакомств. Из рыбных соусов знаменитый garum sociorum происходил из Картагены, muria из Антиба и из Византии; из Испании приходила в Рим также свежая пастила из айвы87; торговец вином и гастрономическими товарами в Реате называет себя «продавцом всех родов заморских товаров».
Не говоря уже о передвижениях, вызванных переменою мест жительства и путешествиями, о передвижении должностных и официальных лиц, военных и купцов — в римском государстве не было незначительным число занятий и профессий, которые требовали постоянных или частых путешествий. Недостаточность почты и прессы, так же как и многие другие учреждения и обычаи, свойственные древнему миру, имели своим последствием увеличение предлогов к путешествиям.
В древности всегда было много таких, которых влекло в чужие земли стремление к исследованиям и желание расширить свои познания. Потребность учиться путем непосредственного наблюдения была тогда гораздо более распространена, чем в новейшее время: не только потому, что античная наука гораздо более стремилась к наглядности, чем современная, но также и потому, что учение по книгам было несвязным и скудным, с.364 недостоверным и менее доступным. Но не только ученые специалисты, которые нуждались в наблюдении, как историки и географы, исследователи искусства и древностей, естествоиспытатели и врачи совершали большие путешествия (достаточно вспомнить Посидония, Диодора, Страбона, Апиона, Павсания, Диоскорида, Апулея и Галена; этот последний особенно подчеркивает необходимость путешествий для врачей); так же и вне этих непосредственных целей стремление к широкому и разностороннему образованию побуждало людей науки часто к далеким и опасным странствованиям. «Знаменитейшие философы, — говорит Цицерон, — провели всю жизнь в продолжительных путешествиях; «нет числа» тем из них, которые, покинув свою родину, никогда уж не возвращались в нее»88. Друг Плутарха, Клеомброт из Спарты, состоятельный и свободно располагавший своим временем человек, путешествовал не ради торговли, но из любознательности и жажды новых впечатлений до земли троглодитов, посетил оракул Аммона и заехал далеко в Красное море. Бессовестные вымыслы, которые рассказывал этот «святой», и стремящийся к высоким целям человек о пророке на Красном море, говорящем на дорийском наречии, который лишь однажды в год позволял людям слышать себя, служат примером достоверности отчетов о путешествиях по мало известным странам89. Путешествия совершались часто также с целью получить личные сообщения: Гален говорит, что он не боялся далеких разъездов по морю и суше для того, чтобы познакомиться со всеми учениками врача Квинта90. Толкователь снов Артемидор из Дальдиса, человек полный святого усердия к усовершенствованию в своей «науке», был в Греции, Италии, Малой Азии и на островах, чтобы познакомиться с возможно большим количеством товарищей по специальности и обогатить свои познания их опытом91.
Но больше всего приличествовало молодежи путешествовать и «подниматься за пределы родины»92. Повсюду было в обычае, чтобы юноши на продолжительное время покидали родительский дом для того, чтобы в другом месте получить лучшее образование. «Для того ли должны молодые люди покидать отечество, родителей, друзей, родственников и свое имущество, — спрашивает Эпиктет одного лжефилософа, — чтобы слушать твои толкования словечек и при заключении твоих речей восклицать: о!»93. В каждой провинции и в каждой местности в обладавших более высокой культурой частях римского государства находились университеты, посещаемые, прежде всего, молодежью ближних и дальних окрестностей, но также и живущими очень далеко. Известного софиста Скопелиана очень просили устроить школу в его родном городе Клазоменах, так как клазоменцы были убеждены, что благодаря этому город сильно подымется94. Сильно посещаемыми местами с высшими школами были: Кремона95 и с.365 Медиоланий в цизальпийской Галлии96 и Августодун в области эдуев97; Карфаген в Африке98, Аполлония в Эпире99 и Массилия100 имели значение далеко за пределами их провинций; в последней учились даже римляне101. Тиберий во время своего пребывания на Родосе (6 г. до Р. Хр. — 2 г. по Р. Хр.) усердно посещал школы и аудитории тамошних учителей102, которые, по-видимому, и в позднейшие времена привлекали туда многих чужеземцев. В азиатских провинциях Тарс в Киликии имел наибольшее число студентов (хотя во время Страбона почти все они были местного происхождения)103; Филострат говорит, что Аполлоний Тианский здесь получил свое образование. Крупным образовательным центром была, вероятно, также и Антиохия в Сирии [которая уже во время Цицерона была наполнена ученейшими мужами104] и более других Смирна, знаменитые учителя которой привлекали сюда молодежь не только со всей Малой Азии, но и с греческого материка, Ассирии, Финикии и Египта. «Из всех муз, посещающих жительства людей, — говорит Аристид, — ни одна не отсутствует; велико здесь число местных жителей, велико число пришедших с чужбины; можно назвать этот город очагом образования для всего материка»105. Но все остальные университетские города затемняли Рим, Афины и Александрия, куда стремились ищущие образования со всего света106; Афины были обязаны своей известностью не только притягательной силе своих реторских и философских школ, но также и особому учреждению для воспитания мужской молодежи (институту эфебов), которое очень нравилось жителям полугреческих земель севера и востока, где, по-видимому, считалось важным пройти эту наиболее признанную школу эллинизации. В III столетии многие находили, что чистота языка афинян сильно пострадала от общения с молодыми людьми из Фракии, Понта и других варварских стран107. Количество чужеземных эфебов иногда превышало количество местных; в 55 году число первых было равно 114. В правление Марка Аврелия они собирались здесь со всего Востока, из Аравии и Месопотамии, из Ливии и Египта. Афины и Рим, как позднее Константинополь, благодаря своим кафедрам, основанным и оплачиваемым государством, приближались более всего к университетским городам современной Европы.
С другой стороны, также ученые и учителя всех специальностей вели странническую жизнь, в буквальном смысле слова. Особенно риторы и софисты путешествовали непрестанно из одного города в другой, чтобы преподавать и читать лекции, и таким путем вернее всего пожинали одобрение, славу и большие богатства. Лукиан был определен в ученики к скульптору, но выбрал красноречие; в своем «Сне» он говорит, что оба искусства состязались из-за него; скульптура говорит ему, что если он посвятит себя ей, ему не придется идти на чужбину и покидать с.366 своих близких108. В другом его сочинении Красноречие говорит, что оно обручилось с ним и сопровождало его во всех его путешествиях, чтобы создать ему честь и благосостояние — в Грецию и Ионию, через море в Италию и даже Галлию109. Знаменитые учителя того времени вели, судя по их биографиям у Филострата, в высшей степени непостоянную жизнь; так же как и учителя времени Возрождения, которое так во многом напоминает древность, они переезжали с места на место. Об Аристиде Филострат говорит, что он немного путешествовал, ибо он побывал только в Греции, Италии и Египте110. Эти ораторы открывали свои доклады хвалебною речью городу, в который они вступали111; было обычаем, чтобы наиболее знаменитым из них воздвигались статуи правлением города или благодарными слушателями за то, что они почтили их своим пребыванием; Апулей хвалится, что эта почесть была воздана ему даже незначительными городами112.
Но не только среди реторов и софистов, но также и среди грамматиков и врачей отличали разъезжающих (Periodeutai, circulatores) от оседлых113. Один отпущенник, врач П. Скрибоний Примигений, говорит в своей могильной надписи, что он, родом из Игувия, посетил многие местности и повсюду был известен своим искусством и еще более своей верностью114. Само собой разумеется, что кроме врачей разъезжали с места на место также и шарлатаны. Так как в то время, при недостаточности почты и прессы, путешествия были лучшим средством, чтобы стать знаменитым, то этим, конечно, пользовались кудесники и шарлатаны, вроде Аполлония тианского и Александра из Абонутихоса; этот последний сверх того посылал во все стороны гонцов, с целью распространения славы своего оракула по всему государству115.
Так же и большая часть художников и ремесленников искусства проводила значительную часть своего времени в странствованиях. Насколько сильно во всем римском мире была развита потребность облагородить жизнь произведениями искусства, видно из их многочисленных остатков, найденных почти во всех провинциях; такая огромная потребность в искусстве могла быть удовлетворена лишь в том случае, если «целые колонии, шествия, толпы, тучи — называйте это как угодно — художников и ремесленников можно было привлечь туда, где в них была надобность». Еще существует надпись такого странствующего художника-скульптора, Зенона из Афродисиады, которая гласит, что он, доверившись своему искусству, прошел через многие города; статуи с его именем найдены в Риме и в Сиракузах116.
Но еще более непостоянной должна была быть жизнь всех художников сцены, музыкантов и атлетов, которые разъезжали то по одиночке, то труппами; особенно в Греции и Малой Азии, где даже маленькие местечки имели периодически повторяющиеся сезоны трагедий и агонов; этому более и более подражали в восточных провинциях. Любовь греков к с.367 театру рано привела к образованию трупп странствующих актеров, число которых, по-видимому, было большим уже во время Демосфена. «Дионисические», т. е. драматические артисты с течением времени образовали союзы, посвященные культу Диониса (синоды), которые частью выступали в определенных местах, частью разъезжали из города в город; один такой союз упоминается в декрете амфиктионов, изданном в IV столетии до Р. Хр. В эллинистический период искусство Диониса процветало особенно в Ионии. Самым замечательным из всех тамошних обществ художников было общество артистов Теоса, «города Диониса», имевшее во время Страбона своим местопребыванием Лебедос и справлявшее там ежегодно свои праздники, собираясь на которых члены союза, разъезжавшие по Греции и Малой Азии, соединялись для принесения жертв и участия в состязаниях. Во время империи (по крайней мере, начиная с правления Траяна) одно из этих обществ (а может быть и многие) избрало своим покровителем наравне с Дионисом или даже без Диониса правящего императора (как «нового Диониса»). Театральный синод в Ниме, называвшийся по имени Траяна, — вероятно тот самый, который по другой найденной там надписи назывался позднее «священный Адрианов союз поклонников Адриана, нового Диониса»117; его декреты были найдены в Анкире в Галатии и в Афродисиаде в Карии (127 г.), в которых он, впрочем, называет себя союзом артистов всего государства (ἀπ’ οἰκουμένης). Этот же союз в правление Антонина Благочестивого называл себя «священным Антониновым обществом странствующих артистов, почитающих Диониса и императора Антонина Благочестивого как нового Диониса». Он мог иметь многочисленные подразделения, имевшие местопребывания иногда в тех же самых городах (особенно в Риме). Частью как члены этих союзов, частью самостоятельно, знаменитые драматические артисты и музыканты, а также и выдающиеся атлеты, (которые тоже иногда образовывали союзы) — совершали регулярно круговые путешествия по крайней мере через Грецию, Малую Азию и Италию, как это показывают их многочисленные памятники. Некий М. Семпроний Никократ говорит в своей могильной надписи, составленной им самим, что он был музыкантом, поэтом и игроком на кифаре, более же всего членом одного союза; он испытал много трудностей в путешествиях по морю и по суше. Артисты и атлеты часто получали от городов, в которых они вызвали восхищение, право почетного гражданства. Некий Аврелий Харм, знаменитый певец, гражданин Филадельфии, Никомедии и Афин, получал венки на всех священных состязаниях от капитолийского до антиохийского в Сирии. Атлет М. Аврелий Асклепиад, гражданин Александрии, Гермополя, Путеол, Неаполя и Элиды, сенатор Афин, гражданин и сенатор многих других городов, хвалится, что он выступал в трех землях — Италии, Греции и Малой Азии; то же говорит поэт начала империи о пергамском панкратиасте Гликоне. В расписании построек, которые возвел один жрец в Коринфе, П. Лициний Приск Ювенциан (может быть в конце II столетия), названы также с.368 гостиницы для атлетов, которые съезжаются со всего света на истмийские игры118. Устроители праздников приглашали артистов для своих представлений из тех мест, которые славились ими: так, в IV столетии (по крайней мере, в восточной половине государства) приглашали ездоков на колеснице из Лаодикеи, мимических актеров из Тира и Берита, пантомимов из Кесарии, игроков на флейте из Гелиополя, атлетов из Аскалона119. Что устроители гладиаторских игр со своими труппами тоже постоянно переходили с места на место, можно допустить и без особенных свидетельств120. О перевозе диких зверей для травли (venationes), иногда на очень большие расстояния, речь будет ниже.
Праздники и игры, так часто устраиваемые во всех провинциях, в свою очередь, всегда привлекали много зрителей и участников. К большим представлениям в Риме съезжались чужестранцы со всего мира. На олимпийские121 и пифийские игры стремилась вся Греция не только в конце II столетия122, но еще и во времена Юлиана Отступника123; и когда в конце праздника все отправлялись домой, нелегко было достать экипаж124. Перегрин Протей совершил свое самосожжение во время Олимпийских игр 167 г., самого многолюдного праздника Греции, как говорит Лукиан (сам четыре раза посетивший игры) — желая произвести этим актом возможно больший эффект.
Само собой понятно, что ко времени этих праздников сходились туда многочисленные торговцы и ремесленники, рассчитывавшие найти там хороший заработок125. Дион из Прусы говорит, что содержатели публичных домов ездили со своими девушками к осенним собраниям амфиктионов в Пилах и к другим праздничным собраниям126. Вообще они, по-видимому, много путешествовали; «нечестивцы, — говорит Климент Александрийский, — едут по морю со своим товаром, как с пшеницею или с вином»). Страбон рассказывает, что в Каруре (на границе Фригии и у Карии), много посещаемой благодаря своим целебным водам, в одной гостинице во время землетрясения был поглощен землей содержатель публичного дома со множеством девушек127. Упомянутый выше Семпроний Никократ, оставивший свое артистическое поприще с целью торговать, по его словам, красивыми женщинами, и в этом новом промысле мог продолжать свою прежнюю скитальческую жизнь.
Даже изгнанникам, жившим на островах Эгейского моря, было разрешено принимать участие в больших праздниках и в религиозных торжествах. «Таким образом, они могут оставаться в Элевсине во время мистерий, справлять в Аргосе праздник Диониса, на время пифийских игр отправляться в Дельфы, на время истмийских — в Коринф»128. Среди религиозных праздников наибольшей притягательной силой, так же для римлян, обладали элевсинские мистерии; ко времени их Афины были переполнены с.369 чужестранцами129. Наряду с ними большим почетом пользовались мистерии на Самофракии130, с тех пор как распространилась уверенность в том, что оттуда была основана Троя; многие римские полководцы и должностные лица отправлялись туда для посвящения и богато одаряли местные святыни; таким образом этот далекий и трудно доступный для мореплавателей остров привлекал к себе на праздники, устраиваемые в середине лета, как теперь Афон, целые массы паломников из ближних и далеких стран. Недавно найденные надписи из Самофракии называют таковых, отправлявшихся туда то в качестве посланников, то по собственному побуждению из городов Македонии, Малой Азии и Фракии, из Крита, Элиды и Рима, причем последние сами называли себя «mystae pii»131. С тем же самым благоговением, с которым греческий пловец или странник теперь смотрит на вершину Афона, глаз древних искал высокую гору Самофракии. «Теперь только голоса пастухов нарушают молчаливое одиночество острова, некогда оживленного толпами богомольцев» (Conze, стр. 73).
Наряду с этими главными центрами благочестивых странствований было еще великое множество посещаемых мест паломничества. Одним из них было, по-видимому, урочище возле Эреса на о. Лесбосе, где найденные каменные плиты с вырезанными на них ступнями ног, как и на других местах, были, вероятно, дарами пилигримов; к ним же, должно быть, относятся также надписи «вспоминайте братьев» и т. п. Значительным местом паломничества была Комана в Понте, куда во время так называемого выхода почитаемой там богини (по Страбону) стекались отовсюду мужчины и женщины; между ними постоянно встречались такие, которые шли туда, исполняя обет, и приносили богине жертвы. Город, бывший одновременно главным рынком армянской торговли, был сверх того переполнен гетерами, принадлежавшими большей частью храму и таким образом во всех отношениях был маленьким Коринфом132. Конечно, было немало верующих, которые, подобно Апулею, ходили от одной святыни к другой, были посвящены во все тайные служения, не желая упустить ни одного благословения богов133. Так же и оракулы Греции, Малой Азии, Египта и Италии, быть может, ни в один период жизни древнего мира не были так посещаемы, как в оба первые столетия нашей эры.
Наконец, очень частыми были путешествия с целью восстановления здоровья. «Справедливо, — говорит Эпиктет, — что врачи посылают страдающих продолжительными болезнями в другую землю и в другой климат»134. При многих заболеваниях — при постоянной головной боли, душевных болезнях, при параличе, водянке и болезнях мочевого пузыря135, особенно же при начинающихся болезнях легких и кровоизлияниях136, врачи рекомендовали морские путешествия и перемену климата; из Италии чахоточных посылали обыкновенно в Египет137 или в Африку (причем считалось с.370 полезным для них самое путешествие по морю); Гален говорит, что многие, отправившиеся из Рима в Африку вследствие легочных нарывов, возвращались оттуда, по-видимому, совсем выздоровевшими и несколько лет оставались здоровыми, но при нецелесообразном образе жизни болезнь возвращалась138. Иногда им советовали пребывание в хвойных лесах или молочное лечение в горах или на высоком месте вблизи моря139; Гален особенно рекомендует в этом отношении Стабии (Castellammare, которая, следовательно, уже тогда имела свою Quisisana) — благодаря ее положению, воздуху, растительности и скотоводству. Еще в VI столетии «молочная гора» возле Стабий (mons Lactarius) была курортом для чахоточных140, где, как говорит Кассиодор, «здоровый воздух вместе с плодородием тучной земли произращает травы сладчайшего свойства; коровы, вскормленные на этом пастбище, дают молоко такой целебной силы, что тем, кому не помогают советы врачей, по-видимому, помогает один этот напиток»141. Среди мест, где производились или приготовлялись особенно действительные средства, знаменитейшим была Антикира на Крисском заливе, куда ездило больше больных, чем в одноименный город у подножья Эты, хотя здесь росла лучшая чемерица; но там она лучше приготовлялась142. Всем известно, насколько велик был наплыв к храмам Эскулапа, Исиды и Сераписа, при которых часто находились лечебницы и оракулы снов.
Употребление купаний вряд ли было меньшим в древности, чем в наше время, и большая часть известных теперь источников была открыта уже тогда; таким образом Баден возле Цюриха уже во второй половине первого столетия был очень оживленным благодаря своим источникам143; также несомненно, что и теплые ванны Теплица, Эмса, Пирмонта и Аахена уже были известны римлянам, судя по найденным там предметам римской утвари. Горячие источники Бэса (Aquae Sulis) «по-видимому, с начала римской оккупации много посещались ради лечения» (Hübner, «Ber. über eine epigr. Reise nach England etc.») и «были таким образом снабжены богато всеми удобствами для употребления смертных», — как говорит один древний писатель. Там же и теперь находятся прекрасные руины храма почитаемой там богини Сулис (названной римлянами Минервой), так же как и храмов других божеств и значительные остатки терм, некоторые произведения искусства лучшей работы (среди них бюст женщины времени Домициана). Почти все найденные там надписи (особенно посвящения) принадлежат концу I или началу II столетий, из чего еще нельзя заключать о сокращении числа посещений купаний в позднейшее время, так как при постройках обыкновенно употреблялись памятники более древнего времени. Остатки римских бань, обнаруживающих большую роскошь, находятся во всех землях на Средиземном море и далее, на Африканском берегу — Hamam Rirra (Алжир), в Пиренеях, в Карпатах (Mehadia), в Альпах, в Оверни. О местах с купаньями, бывшими одновременно или даже с.371 предпочтительно местами увеселения, как Баи, Эдеис и Каноб, речь будет ниже. Также, по-видимому, часто предпринимались путешествия для развлечения и отдыха144.
Уже из этого обозрения главных причин, побуждавших к путешествиям во время римской империи, можно вывести заключение, что тогда путешествовали по суше, по крайней мере, не меньше, а может быть, и больше, чем в Новой Европе до начала 19 столетия. Это впечатление усиливается, если обратить внимание на путешествия, о которых до сих пор не было речи — предпринимавшиеся ради удовольствия или образования; их описание неизбежно в целях понимания тогдашней культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ