Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.
I. Форум.
Прежде чем говорить о том, что сделано на форуме за последнее время, нелишним считаем вспомнить в кратких чертах историю теперь вероятно надолго прерванных раскопок на нем1. Первые раскопки на покрытом садами после разрушения в XIII в. франджипаниевских укреплений форуме относятся к XV в. Речь идет конечно не о систематических раскопках с научной целью, а о тех, главною целью которых было cavare i peperigni i marmi i trevertini[1]2, которые затем шли на папские постройки или пережигались в известку. В XV в. такие раскопки велись главным образом в курии Юлиевой (теперь ц. S. Adriano, по-тогдашнему zeccha vecchia), около храма Антонина и Фаустины (s. Lorenzo in Miranda) и в храме sacrae urbis с ротондой Ромула (s. Cosma e Damiano). В том же духе шли раскопки и в XVI в. с тою только разницею, что велись они в более обширных размерах и в присутствии знаменитых гуманистов того времени, из которых, как это ни странно, против варварского способа ведения раскопок имел смелость восстать только один Лигорий3. Работы шли в самых разнообразных местах, где только можно было надеяться на обильную поживу. Мы слышим о находках надписей и архитектурных фрагментов то у храма Веспасиана, то у хр. Конкордии, но главным образом на вост. конце форума между храмами Антонина с.93 и Весты; там на месте древней регии найдены были знаменитые остатки т. наз. капитолинских фаст. За весь этот период времени почва форума настолько истощилась благодаря систематическому грабежу, что в конце XVI в., когда папа Сикст V, творец Рима возрождения, повсюду искал материалов для своих многочисленных и грандиозных построек, форум был им оставлен в покое; он даже по преданию велел свозить на форум мусор разрушенных им зданий и тем создал то колоссальное наслоение, с которым пришлось иметь дело позднейшим исследователям форума и которому мы обязаны сохранением того немногого, что мы еще имеем из памятников форума.
Как бы предвестником первых систематических раскопок явился Фреденгейм, произведший в 1788—
В наступившее затем смутное время борьбы Италии за освобождение и единство нечего было, конечно, и думать о продолжении дела Fea, но лишь только в 1870 г. объединенной Италии возвращена была и ее естественная столица, сейчас же возобновлены были и раскопки на форуме под руководством Петра Розы. Дело ведено было с большой энергией, и к 76 г. бо́льшая часть форума до атрия Весты и храма Антонина была совершенно очищена7. В 76 г. главою управления древностями сделался Фиорелли, продолжавший дело Розы. Отчеты об его раскопках собраны им в основанных им Notizie degli scavi. Наиболее значительные работы произведены были в 82 г., когда, по почину тогдашнего (и теперешнего) министра нар. просв. пр. Guido Baccelli, разрыт был атрий Весты; после них слышим мы только о случайных небольших раскопках частью итальянского правительства, частью иностранных ученых, предпринимавшихся для выяснения того или другого спорного вопроса в топографии форума8.
с.95 Таким образом нам в нашем очерке истории форума за позднее время придется иметь дело не столько с новыми раскопками, сколько с новыми исследованиями в области того, что дала нам богатая открытиями эпоха с 70—
В нашем отчете мы будем придерживаться топографического порядка и поэтому начинаем a capite fori, т. е. собственно говоря с зданий, расположенных на вост. склоне Капитолийского холма и служивших фоном, на котором вырисовывались для человека, шедшего по Sacra via от арки Тита, здания собственного форума. Как известно, на склоне Капитолия расположено четыре здания: общий фон составлял табуларий — архив и присутственные места государственного казначейства; перед ним, закрывая его фасад, возвышались здания, возникшие во времена императоров: перестроенный в 10 г. по Р. Х. храм Конкордии, рядом с ним храм Тита и Веспасиана, на юге тупоугольный соответственно ходу clivus Capitolinus портик 12 deorum consentium. Нельзя сказать, чтобы все вопросы, касающиеся этих зданий, их истории и реконструкции были разрешены, но за намеченный период времени никаких новых данных для разрешения этих вопросов не найдено, нет и новых исследований, касающихся названных зданий9; единственное, что можно отметить, относится к наименьшей из наших построек, небольшой эдикуле Фаустины10, приютившейся между храмами Конкордии и с.96 Веспасиана. Middleton (в его Remains of ancient Rome, Lond. 1892, т. I, p. 340) обратил внимание на то, что наша эдикула современна храму Веспасиана (это видно из способа соединения стен эдикулы с субструкциями храма Веспасиана). То же подтвердил и Гюльзен на основании штемпеля кирпича из стен эдикулы, штемпеля, который Дрессель отнес к I в.11. Все это однако, конечно, не доказывает мнения Middleton’а, что мы здесь имеем дело с храмом Тита; гораздо вероятнее предположение Гюльзена, что капелла принадлежала viatores quaestorii[2] и в ней они посвящали статуи членов императорской фамилии.
Более материала для статей и исследований, как то и понятно, дала северная еще не разрытая часть форума. И прежде всего вновь подвергся разработке вопрос о комиции и зданиях, на нем находившихся. Уже Моммзен (Annali d. Inst. за 44 г., p. 288 слл.) окончательно установил точное разграничение между forum и comitium, доказав, что это были две смежные, но совершенно различные площади. Только в императорское время forum и comitium слились как топографически, так и юридически. После Моммзена исследователи главной своею целью поставили указать место, где находился древний комиций и на этом месте распределить здания, сведения о которых дошли до нас из литературных источников. Эти исследования привели различных ученых (Detlefsen, Brecher, Nichols и др.) к самым разнообразным выводам; они однако твердо установили следующие положения: 1) comitium был templum; 2) главные данные для определения положения комиция заключаются в положении древнего carcer mamertinus и старого храма Конкордии, ось которого совпадала с осью нового; эти данные указывают на то, что комиций занимал склон на сев. от западной части форума; 3) южная граница комиция находилась там, где кончалась area форума, т. е. приблизительно на линии
Таковы те общие положения, которые установлены до сих пор. Большинство новейших топографов (Iordan, Lanciani, Richter и др.) довольствовались установлением их, не стараясь на основании их графически представить нам положение комиция и его зданий. Между тем здесь, более чем где бы то ни было, необходима графическая иллюстрация установленных положений, так как вряд ли даже обширные раскопки заменят нам эти гипотетические планы вполне точными. Место древнего комиция подверглось таким изменениям, особенно во времена Цезаря и Августа, что вряд ли там еще существуют какие бы то ни было остатки седой старины. Поэтому нельзя не сочувствовать Гюльзену, который вновь взялся за этот вопрос13 и не побоялся иллюстрировать свое остроумное разрешение его планами (tav. IV и план на стр. 91). Исходя из перечисленных выше положений14 и толкуя главное наше свидетельство о положении зданий на комиции (Varro de L. L. У § 165 ed. Spengel), он приходит к заключению, что в вост. стене т. наз. carcer mamertinus или tullianum мы имеем западную границу комиция, т. е. западную сторону templum. Одной стороны однако для определения квадрата, занимаемого templum, мало: необходима еще одна; определяет эту другую сторону и вместе с тем сев. границу комиция одна незамеченная другими топографами особенность в плане лавок, с.98 охватывавших с
Таким образом мы кроме западной имеем и сев. границу templum. При этих двух данных начертить остальные стороны квадрата не трудно, особенно зная, что вост. граница совпадала с нижним Аргилетом (улица между курией Юлиевой и базиликой Эмилиевой), южная с касательной к сев. углу арки Септимия Севера. Свою реконструкцию комиция Гюльзен старается обосновать и дополнить на основании помянутого места Плиния. По Плинию accensus consulum[3] со ступеней курии провозглашал полдень, когда видел солнце между rostra и graecostasis. Если курия стояла у с.99 северной границы комиция, а ораторская трибуна и место для гостей, как то общепризнано, на южной, то accensus находился как раз в оси комиция; поэтому если Гюльзеновская реконструкция верна, то ось его комиция должна идти прямо с севера на юг, т. е. совпадать с ходом меридиана; и действительно ось Гюльзеновского комиция уклоняется от меридиана только на три градуса. Templum комиция таким образом, как это ясно и из Плиния, есть templum, ориентированный по четырем странам света16. Таковы важные и интересные результаты исследования Гюльзена; благодаря им сомнения в ориентировке и местоположении комиция более быть не может. Что касается до распределения зданий на полученной таким образом площади комиции, то оно, конечно, гипотетично и может быть варьируемо, но это неизбежно и важности результатов работы не умаляет.
Как сказано выше, топография императорского комиция точно установлена Lanciani главным образом на основании рисунков Б. Перуцци и Сангалло Младшего17. Новый вопрос в области этого комплекса зданий подымает Моммзен (Hermes т. XXXIII, p. 631—
Где-то около курии, вероятно между ней и базиликой Эмилиевой, стоял знаменитый храмик Яна Geminus — porta belli. Возникновение храма Януса именно на нижнем Аргилете пытается объяснить Арт. Шнейдер в последнем номере Mittheilungen24. Вал, окружавший город семи montes, шел по мнению Шнейдера вдоль течения Спинона, позднее канализованного в cloaca maxima; Spinon служил ему естественным рвом25. Там, где вал должен был перешагнуть через реку, т. е. там, где клоака, выйдя из нижнего Аргилета, делает крутой поворот на восток, мы должны предположить городские ворота, прикрывавшие этот переход через реку. Приблизительно однако на этом месте новейшие исследователи единогласно помещают храм Януса Geminus. Т. обр. происхождение храма надо объяснять как консакрирование, превращение в идеальные ворота действительно существовавших здесь в древнее время ворот.
Janus Geminus продолжал существовать на своем месте во все время существования римского государства, другой храм Януса — Janus quadrifrons выстроен был Домицианом вблизи первого в центре превращенного им в forum transitorium нижнего Аргилета. Таким образом в императорское время существовало почти в одном и том же месте два храма Януса и этим объясняются свидетельства древних авторов, иногда путающих один храм с другим. Совместное существование двух храмов отрицает однако Lanciani, доказывая, что Janus quadrifrons заменил собою Janus bifrons; в подтверждение своего мнения он указал на рисунки Labacco (Libro appartenente all’architettura. с.102 Roma 1557, tav. 17. 18), Сангалло и др., свидетельствующих о существовали у нижнего Аргилета остатков какого-то здания, реставрированного Labacco как Janus quadrifrons26. Неправильность реставрации Labacco в достаточной степени показал Гюльзен (Huelsen в Ann. d. Inst. за 84 г., p. 323 sqq.), немыслимость замены одного Януса другим — Иордан (Top. I, 2, p. 350 пр. 53). Возвращаемся мы к этому на наш взгляд порешенному вопросу, чтобы указать на то, что к мнению Lanciani в последнее время присоединился Thedenat в своей прекрасной статье о форуме в словаре Daremberg и Saglio (p. 1287), не отказывается от него и сам Lanciani (см. напр. цит. ст. в Bul. Com. за 90 г.; ср. также Bul. Com. за 91 г., p. 236): ни тот ни другой однако достаточных возражений против ясных и точных доказательств Гюльзена не привели.
Всю северную сторону форума занимала базилика Эмилиева, заполняя пространство между Аргилетом и храмом Антонина. История ее достаточно известна; вопрос только в том, каков был ее внешний вид, ее архитектура, каковы наши данные для ее реконструкции. В 82 г. Lanciani опубликовал помянутые рисунки Ant. Sangallo, Sangallo il Gobbo и др., считая их вместе с Labacco (l. c.) за остатки квадратного здания, по Lanciani Janus quadrifrons; об возражениях Гюльзена сказано было выше, они ясно доказывают нам, что зарисованные Лабакко остатки храму Януса не принадлежат. Какому же зданию принадлежат они? Первое, что приходит на мысль — это приписать их базилике Эмилиевой, как то и сделал Иордан; к нему в последнее время присоединился и Гюльзен, видя новое доказательство этого мнения в рисунке cod. Escorialensis (см. TJB1, p. 237), где сквозь один из пролетов арки Септимия Севера видно, по мнению Гюльзена, здание с.103 Labacco и Sangallo; фронт этого здания параллелен восточной стене курии, что только и возможно, если видеть в нашей постройке Эмилиеву базилику27. Остается теперь согласить незначительную величину Сангалловского здания с тем, что мы знаем о размерах Эмилиевой базилики — родной сестры Юлиевой как по архитектуре, так и по величине. Несоответствие это устраняется Гюльзеном следующим образом28. Витрувий (V, 1, 4) говорит: Sin autem locus erit amplior in longitudine, chalcidica in extremis constituantur ut in basilica Aquiliana[8]. Как видно из слов Витрувия, он в пример базилики с халкидиками хочет привести всем известное здание, которым конечно basilica Aquiliana не была. Гюльзен предлагает читать Aemiliana и видеть в остатках 16 в. восточный халкидик базилики. Все это однако возбуждает сильные сомнения: непонятно, во-первых, почему место, занимаемое базиликой Эмилиевой, равное месту занимаемому базиликой Юлиевой, показалось архитекторам amplior in longitudine в одном только случае, а не в обоих; во-вторых, почему от халкидиков нет никаких следов на монетах, изображающих Эмилиеву базилику; наконец, имя Julia Aemiliana нигде не засвидетельствовано: везде, где мы встречаем имя Эмилиевой базилики, оно звучит или basilica Aemilia или чаще basilica Pauli29. Самое отождествление остатков, видных на рисунке cod. Escorialensis, с зданием Labacco далеко не доказано.
Восточную границу форума до построения храма Цезаря составляла граница священного участка Весты и древнее здание Регии. Исследования Никольса, Иордана и в последнее время Гюльзена30, с.104 особенно же раскопки Иордана в 86 г. (см. Mitth. за 86 г., p. 99—
С севера, как известно, ограничивали форум храм Кастора, Юлиева базилика и храм Сатурна. Вдоль фронта этих зданий шла via sacra, ограниченная с другой стороны рядом огромных баз, несших колонны с статуями на них. Место между последней (считая с востока) из этих баз и храмом Сатурна занимала по мнению Гюльзена т. наз. schola xantha37. Известно, что за эту schola обыкновенно принимают камеры под портиком deorum consentium на склоне Капитолия. Мнение это основывается на свидетельствах писателей XVI в., во времена которых найден был помянутый эпистиль с надписью, говорившей о реконструкции нашего здания. Неточность, как и всегда, указания на место находки и дала повод отождествлять здание, к которому принадлежал эпистиль, с камерами портика двенадцати богов. Посмотрим однако, что говорят современники об нашем здании. По их словам эпистиль принадлежал небольшому, но роскошному мраморному зданию превосходной сохранности; надпись находилась на обеих сторонах эпистиля (см. выписки из современников у Гюльзена l. c.). К такому описанию камеры портика совершенно не подходят. При раскопках 1832 г., веденных под руководством Nibby, они найдены были полными костей и мусора и очевидно еще в средние века служили местом для погребения38. Кроме того приспособить эпистиль, исписанный с.106 с обеих сторон, к этим камерам нет решительно никакой возможности39. Где же стояло найденное в XVI в. здание? Свидетельствами современников (Марлиани, Лигорий, Аккурсий, Мануций) место находки эпистиля определяется между храмом Сатурна, miliarium aureum и аркой Севера ante aedem s. s. Sergii et Bacchi40, с фронтом verso la Consolazione. В этих пределах искомое здание могло стоять только непосредственно за аркой Тиберия лицом к via sacra и Юлиевой базилике41. Здание немедленно после раскопок было разрушено и материал его употреблен для разных целей (Лигорий у Гюльзена l. c., p. 211). Неудивительно поэтому, что на указанном месте при нынешних раскопках следов здания не нашли42.
Перейдем теперь к центральной части форума. Наиболее важные здания на нем все относятся к императорскому времени: ростры есть создание Цезаря, храм Юлия и арки около него — Августа, еще более позднему времени принадлежат арка Севера, постройки за рострами и колонна Фоки. Наиболее нового принесло последнее десятилетие важнейшим зданиям центрального комплекса: рострам и храму Юлия.
Открытие остатков ростр возбудило живейший интерес среди всех занимающихся римской историей и топографией. Целый ряд работ посвящен был истории и реконструкции этого в высшей степени важного памятника древнего Рима43. Результатом всех с.107 этих работ, особенно указанных трудов Рихтера, было то, что мы имеем теперь вполне точную реконструкцию ростр. Позволяем себе дать краткое описание памятника. Ростры представляли собою большой suggestus (около 24 м ширины и 10 м глубины), обращенный фасадом к востоку. Вход на этот suggestus находился сзади: это была рампа довольно незначительного уклона. Фасад, выложенный мраморными плитами, был разделен на 20 стоячих прямоугольников, охваченных углубленными рамками. В средине каждого из этих прямоугольников были укреплены нарочно сделанные для этой цели корабельные носы; другой ряд таких же носов был укреплен несколько ниже в промежутках между прямоугольниками. Весь suggestus окружен был мраморной балюстрадой, оставлявшей свободным только пространство посредине фронта, где стоял говоривший с ростр оратор. По сторонам рампы или, как теперь думает Рихтер, посредине охватывавшей узкие стороны суггеста балюстрады44 стояли известные форумские плиты с Траяновскими рельефами (найдены в 72 г.). Суггест украшали статуи и монументальные колонны с статуями на них. Фундаментом для этих тяжелых памятников служили не понятые до Рихтера толстые столбы из обычного бетона. Пол трибуны поддерживало два ряда пилонов45. Такова была ораторская трибуна после перестройки ее Адрианом; к этой трибуне относятся все имеющиеся у нас ее изображения и еще существующие остатки. Относительно того, что представляла собою трибуна Цезаря и Августа, мы не имеем никаких данных. Во всяком случае надо думать, что изменения относятся более к декорировке и памятникам, украшавшим трибуну, чем к ее общему плану. Еще менее можем сказать мы о форме ростр республиканских, стоявших на границе форума и комиция.
с.108 Насколько правильна и точна реконструкция ростр, данная Рихтером, настолько мало вероятны его предположения о соседних с рострами памятниках46. По мнению Рихтера ростры фланкированы были соответственно храму Юлия (о котором ниже) двумя арками: Тиберия с севера и Друза с юга. Но арка Тиберия в достаточной степени засвидетельствована современниками ее раскопок у северо-западного угла Юлиевой базилики47, вторая вряд ли существовала вообще. Изображение ее на монете Клавдиевского времени (Cohen Nero Drusus 1—
На север от храма непосредственно около него раскопки Рихтера раскрыли фундаменты большой арки с тремя проходами. Особенность этой арки та, что ее средняя часть не только шире, но и глубже боковых. Что эта арка выстроена была в честь Августа — несомненно. Вопрос только в том, которая это из двух арок Августа, стоявших на форуме, — та ли, что была воздвигнута по поводу его тройного (актийского, далматинского и александрийского) триумфа 29 г. до Р. Х., или та, поводом к сооружению которой послужило возвращение парфянами римских знамен (19 г. до Р. Х.). Ввиду того, что на месте, где найдены были фундаменты арки, найдена была раньше надпись в честь Августа 29 года, не может быть, думается нам, сомнения, что наша арка воздвигнута была по поводу актийского триумфа. Эта арка изображена на денаре Виниция (Cohen I2 Augustus 544) и там она имеет ту же характеристическую особенность, что и наши фундаменты: средние пилоны вдвое толще боковых. Неразрешенным остается однако вопрос, куда же поместить ту арку, которая воздвигнута была после 19 года, и о которой веронезские схолии к Вергилию говорят, что она стояла iuxta aedem divi Iuli[9] (ad Verg. Aen. VII, 605). Изображение этой арки имеется на одной монете (Cohen I2 Aug. 82) и представляет значительные отличия от первой. Ее приходится поместить на юг от храма Юлия, между ним и базиликой Эмилиевой51. Предпринятые на этой с.110 стороне раскопки не могли дать удовлетворительных результатов ввиду близости субструкций храма Юлия к границам разрытого пространства форума.
Остановимся еще на некоторое время на самом позднем и самом безобразном из памятников собственно форума — колонне Фоки. Известно, что надпись, находящаяся на ее постаменте, говорит об ее постройке в 608 г. по Р. Х. Возникновение памятника в это время отрицает Никольс, утверждая, что только ступени около постамента возникли в VII в., самый же памятник воздвигнут был уже в IV в.; теперешняя надпись заменила будто бы сбитую старую. Со всем этим решительно не согласен Гюльзен; он доказывает невозможность такого памятника, каким восстановил Никольс свою колонну; кроме того неправильно и наблюдение Никольса, что первоначальная надпись была сбита52.
Из зданий, фланкирующих sacra via от форума и до арки Тита и составляющих в топографическом отношении одно целое с форумом, первое место занимает, конечно, колоссальная базилика Максенция-Константина, воздвигнутая на месте различных существовавших здесь раньше зданий. Что это были за здания, остается и до сих пор неизвестным. Так же мало известна и топография местности, непосредственно прилегающей к базилике. На эту последнюю некоторый свет проливают изданные Lanciani рисунки Фра Джиоконда из коллекции Destailleur53. На этих рисунках к северу от храма Венеры и Рима, с.111 непосредственно примыкая к базилике Константина, находится целый ряд связанных между собою портиков и других построек. Из этого комплекса выделяется большой перистиль с абсидой в глубине и с монументальной лестницей, ведущей к Колизею; за перистилем, примыкая к северо-восточному углу базилики, большой двор, окруженный с двух сторон колоннами (3 ряда на восточной и 2 на северной стороне), с юга стеной и с запада пилястрами. По весьма вероятному предположению Lanciani, здания эти есть остатки domus Aurea Нерона, выделенные из общего комплекса и приспособленные к каким-то нам неизвестным целям. Общий вид зданий делает несомненным только то, что мы здесь имеем дело отнюдь не с частными владениями, а с зданиями общественными. Это доказывает и непосредственное соединение с Колизеем и явная связь между нашими портиками и форумами Цезарей.
Довольно много новых данных для выяснения внутреннего устройства и истории храма Венеры и Рима дали раскопки 94 г., произведенные в area этого храма министерством народного просвещения. Раскопки сосредоточены были в западной части площади храма, в той части целлы, что находится в саду около современных построек церкви S. Francesca Romana (S. Maria Nuova)54. Открыт был в некоторых местах павимент целлы из порфировых и павоноцеттовых55 плит. Кроме того найден был целый ряд кусков порфировых колонн разных диаметров, фрагменты фриза и капителей из белого мрамора. Эти находки должны, конечно, принести большую пользу тому, кто возьмется теперь за реконструкцию храма. Для истории храма раскопки дали следующие данные: найденные в целле кирпичи с штемпелями IV в. показывают, что храм, выстроенный, как известно, Адрианом, в это время подвергся значительным переделкам.
Значительно изменяется за последнее время вид площади около Колизея благодаря произведенным в этом году раскопкам56. Цель раскопок открыть стесненный новыми улицами с.112 и постройками Колизей и окружить его достойной величия памятника площадью, т. е. та же, которою руководился Baccelli и в обширных работах у Пантеона в 81—
Почти параллельно большой оси Колизея разрыт портик, состоящий из кирпичных пилястров с полуколоннами; 5 из них стоят в одну линию, отстоя друг от друга на 4,30 м, два других — налево от помянутых — находятся несколько ближе к Колизею и отстоят от соседних более чем на 10 м каждый. От амфитеатра портик отстоит на 100 римск. ф. (29,50 м). За портиком открывается стена на расстоянии 7,10 м от него, вдоль фронта портика на расстоянии 18 м от амфитеатра идет мощеная улица. По словам Lanciani, инженер, руководящий раскопками, видел за портиком начало лестницы.
Рисунок Палладио (census.bbaw.de)
Соответствие в размерах, ориентировке и архитектурных формах между портиком и Колизеем заставляет считать оба здания одновременными и вытекающими из одного и того же плана. Lanciani и Gatti высказывают предположение, что наш портик есть часть терм Тита; план такого портика сохранился на плане терм, зарисованном Palladio (Le terme, p. 28 tav. V, VI), где портик служит преддверием к монументальной лестнице; портик на этом плане состоит из 10 пилястров, полуколонны не обозначены, на оригинальном рисунке Палладия приписка queste terme sono p(er) mezo el Coliseo e sono molto ruinate[10].
К вопросу о положении терм Тита и об отношении их к Траяновским мы еще вернемся. Относительно отождествления с.113 наших rudera с помянутым портиком не можем не заметить следующее: ход раскопок на наш взгляд далеко не подтверждает гипотезы Lanciani и Gatti. Положение крайних пилястров, полуколонны на пилястрах, небольшое их количество, наконец то, что, насколько можно видеть теперь, лестницы за портиком нет, все это говорит против гипотезы названных ученых. Штемпеля кирпичей (по большей части времен Адриана и Севера) происходят, по всей вероятности, из тех частей постройки, которые возникли благодаря ее изменениям и реставрациям58. В очень позднее время (по Lanciani VI в.) каждый второй пилястр был значительно усилен, против них на другой стороне улицы59 выстроены такие же пилястры и все это покрыто сводом; за пилястрами возник целый ряд жилых помещений. Приблизительно в это же время около портика возникло кладбище около церкви S. Giacomo al Colossio60, при раскопках найден целый ряд христианских могил.
Об архитектуре и вместимости самого Колизея трактует Гюльзен в Bull. Com. за 94 г.61. Говоря об известной столь скверно вырезанной и потому так мало понятной надписи, где говорится об ассигновании арвалам мест в Колизее (CIL VI 2059), Гюльзен приходит к заключению, что арвалы получили в свое распоряжение места в первом и втором ярусе (как мы позволяем себе перевести maenianum) и в галерее (tabulata) — всего pedes
В заключение несколько слов об арке Константина. До сих пор господствовало мнение, что лучшие рельефы арки взяты с арки Траяна62, что многие архитектурные части происходят оттуда же. Недавно Петерсен вновь исследовал весь памятник и пришел к тому убеждению, что общепринятое представление ложно63. Колонны, все пилястры (кроме одного), рельефы длинных сторон аттики совсем не относятся ко времени Траяна; последние — работа времени Антонинов, первые относятся к самому разнообразному времени. Кроме того рельефы коротких сторон аттики и правой и левой части входа (победа и возвращение Траяна) составляют одно большое целое (более 45 м дл.) и с арки взяты быть не могли64. Наконец из медальонов, представляющих пары из охоты и жертвы, не все относятся к жизни Траяна (на некоторых изображенное лицо отнюдь не Траян).
Таблицами Antike Denkmäler положено начало издания всей арки; надо надеяться, что появление дальнейшего не замедлит, так как прежние издания совершенно не удовлетворяют современным требованиям65.
ПРИМЕЧАНИЯ
Реконструкция же на основании одного изображения на монете вещь конечно рискованная и Гюльзен совершенно основательно не поместил ее в своей реконструкции форума.