Вологодский государственный педагогический университет.
Вологда «Русь» 2004.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором.
ВВЕДЕНИЕ
Расцвет Римской республики во II в. до н. э. совпадает со временем расцвета полисной структуры Рима. Становление civitas и развитие гражданских институтов стало следствием завершения в III в. до н. э. конфликта патрициев и плебеев, определявшего характер первых веков существования Республики. Сами римляне считали этот период одним из лучших в своей истории. «Римский народ имел наилучшие нравы и жил в величайшем согласии между второй и последней войной с Карфагеном», — писал Саллюстий (Hist. 1. 11). С мнением древнего историка трудно не согласиться.
Одним из важных итогов Ганнибаловой войны стало то, что радикальную проверку на устойчивость прошла не только полисная структура общины, но и сложная конструкция Римско-Италийской конфедерации. В целом римская civitas обнаружила больший резерв жизнеспособности и возможностей внутреннего развития и роста, что и предопределило поражение Карфагена. Едва закончив Ганнибалову войну — одну из самых трудных и кровопролитных в своей истории — Рим начинает серию практически непрерывных войн, как в западной, так и в восточной части Средиземноморья. Его борьба с Македонией, Сирией, греческими полисами, галатами, галлами, испанскими племенами приводит к тому, что к середине II в. до н. э. Рим становится крупной средиземноморской державой.
В это же время в Риме происходят важные культурные перемены. Выйдя за переделы Италии, римляне попадают в иную культурную среду, испытав мощное воздействие эллинистической цивилизации. Сам Рим переживает своеобразную бытовую революцию, в ходе которой начинают исчезать патриархальные отношения и формы жизни. Меняется и шкала ценностей, что связано с появлением новых представлений о богатстве и престиже, изменении материальных и духовных потребностей, самих нравов римских граждан. Особенно заметными были перемены в кругу римской знати — нобилитета, составлявшего костяк командного состава римской армии. Богатая военная добыча, полученная в результате многочисленных войн, формирует в их среде привычку к роскоши и комфорту, характерным для городского быта Балкан, Азии и Северной Африки. После азиатских походов Луция Корнелия Сципиона и Гнея Манлия Вольсона в
В это время переживает свой расцвет и такая сфера общественной культуры, как право. По мере складывания римского гражданского общества объективно необходимым стало создание соответствующей новым социальным условиям системы права. При этом бурное развитие переживает частное право, реагируя на те изменения, которые происходили в обществе. Постепенное складывание нового «преторского» права, упрощение судопроизводства путем введения формулярного процесса явились ответом вызовам времени, на которые уже не могли адекватно ответить нормы и институты стремительно устаревающего квиритского права.
Как можно видеть, II в. до н. э. был временем не только блестящих побед Рима, но и стремительных перемен буквально во всех сферах жизни. Следствием их было изживание и разрушение старых порядков и нравов. Такая эпоха не могла не вызвать острой политической борьбы внутри римской общины, протекавшей на фоне удачной внешней политики и крупных военных достижений. Политические страсти, кипевшие в Риме первой половины II в. до н. э., выдвинули на первый план общественной жизни ряд крупных фигур, ставших своеобразными символами эпохи. Одной из них — Марку Порцию Катону Старшему — посвящено наше исследование.
Проблема личности в истории, или, что будет более точным, роли личности в общественно-историческом процессе является одной из наиболее актуальных тем современных общественных наук. Поставленная в центр исследования, человеческая личность и ее деятельность в конкретном отрезке исторического времени позволяет «оживить» историю, передать дух времени, специфику изучаемого периода. Избранная нами тематика — деятельность Катона Старшего в условиях расцвета римской гражданской общины — позволяет не только вписать конкретную личность в социальный контекст, но и выйти на более глубокие вопросы, касавшиеся развития древнеримского общества в целом. Личность и судьба Катона Старшего служат своего рода призмой, в которой преломляются, с одной стороны, глубинные социальные процессы, порожденные функционированием социального организма древнего Рима — его гражданской общины, а с другой — периферийные, сиюминутные тенденции, порожденные политической конъюнктурой.
В отечественной историографии неоднократно затрагивалась деятельность Катона Старшего, однако, она еще не была предметом специального исследования. Как правило, в работах отечественных историков затрагивались лишь отдельные эпизоды политической деятельности Катона. Только в 80—
По сути, данная работа является междисциплинарным исследованием, написанным на стыке антиковедения и романистики. Юридические источники, в с.5 которых находят свое концентрированное выражение протекающие в обществе процессы, зачастую позволяют заполнить имеющиеся лакуны в наших знаниях об античном обществе, в конечном счете способствуя более объективной, и, следовательно, научной оценке изучаемого периода.
Фигура Марка Порция Катона важна во многих отношениях. Исследователи, которых привлекают яркие сюжеты политической борьбы III—
Как представляется, личность Катона позволяет увидеть определенный тип государственного деятеля эпохи зрелой Республики, который должен был сочетать таланты политика с глубокими правовыми знаниями. Ярким примером политика такого типа является Марк Туллий Цицерон, также как и Катон начинавший с деятельности адвоката и прославившийся затем как судебный оратор. Впрочем, и рядовой гражданин, участвуя в работе комиций — народного собрания, обладал знанием как многих деталей законотворческого процесса, так и конкретных правовых актов. Мы уж не говорим о том, что повседневные частноправовые отношения (так хорошо показанные в «Земледелии» Катона) требовали определенных правовых знаний «простого» человека. В своей работе мы попытались подчеркнуть одну особенность жизни древнего Рима — глубокое переплетение, нерасчлененность друг от друга права, политики и религии. Понимание этого позволит читателю лучше понять многие стороны жизни древнеримского общества.
ПРИМЕЧАНИЯ