Социально-утопические идеи
и миф о «золотом веке» в древнем Риме
Часть II
РАННИЙ ПРИНЦИПАТ
3. На пути к «тысячелетнему царству»
Некоторые элементы «предхристианского христианства», как отмечалось выше, были знакомы римлянам уже на исходе эпохи гражданских войн. Надежды на то, что среди них наконец появится спаситель, сын бога (точнее — «сын божественного»), который, положив конец бедствиям, откроет эпоху мира и благоденствия, стали одним из мощных импульсов, способствовавших возникновению императорского культа. Однако первоначальные энтузиазм и искренняя вера в мессианскую миссию императоров со временем — по мере раскрытия истинных качеств «Римского Мира» — начинают быстро таять, все более вырождаясь в формальное исполнение обрядов, демонстрирующих лояльность подданных. И хотя отдельные императоры пытались гальванизировать веру масс в наступающий «золотой век», привлекая для этого не только традиционные средства, но и (как в случае с Нероном) популярные восточные верования и культы, эти попытки обычно не давали ожидаемых результатов. Более того, вскоре эти попытки вызывают в низах своеобразную «аллергическую реакцию»: нынешний век все чаще объявляется наихудшим веком, которому надлежит погибнуть, чтобы уступить место новому. Именно такое нонконформистское отношение к «веку сему» и получило, как мы увидим, отражение в идеологии первоначального христианства.
Неприятие официальных и официозных интерпретаций темы «золотого века» отнюдь не означало, однако, падения популярности самого мифа о «Сатурновом царстве». Это подтверждается и данными о связанных с мифом обрядах. Можно с полным основанием говорить, например, о высокой степени популярности праздника Сатурналий в период принципата. При Калигуле, как известно, этот праздник был продлен до пяти дней; упоминания о нем постоянно мелькают в произведениях римских сатириков — не только у Горация (Serm., II, 3, 5; 7, 4; Carm., III, 18), но и в еще большей степени у Марциала (IV, 14; 46; V, 84; VI, 24; VII, 53; XI, 2; XII, 62 etc.). В произведениях Сенеки содержатся сетования на то, что в декабрьские дни народ облачается в колпаки, устраивает веселые гуляния, так что весь город бурлит и словно бы охватывается лихорадкой: Сатурналии с.82 теперь в Риме длятся едва ли не круглый год (Ep., 18, 1—
Разумеется, власти пытались по возможности направлять сатурнические идеи в безопасное для себя русло, однако эти попытки отнюдь не означали, на наш взгляд, того, что сами Сатурналии навязывались народу сверху и что Сатурн поэтому не являлся популярным божеством3. Справедливо выступая против этой встречающейся в отечественной литературе точки зрения,
По мере распространения восточных культов и мистерий сходные функции, как известно, приписываются и другим божествам — Кибеле, Митре, Исиде, Серапису, Элагабалу. Одновременно формируется своеобразная синкретическая концепция мистицизма: согласно выводам одного из исследователей, «римская эпоха стала принципиально важным с.83 периодом в истории мистицизма вообще, потому что в это время были заложены основания будущего христианского мистицизма»6. В целом восточные религии, в отличие от традиционных греко-римских культов, намного полнее соответствовали возросшим потребностям в чуде, в надежде на обязательную победу добра над злом, на грядущее спасение и обретение счастья.
В данном разделе мы уделим наибольшее внимание именно восточным религиозным течениям, в особенности — течениям, связанным с иудаизмом, поскольку такой подход позволит нам подробнее проследить развитие той важнейшей тенденции, которая имела самые отдаленные исторические последствия. Разумеется, такой подход не должен создавать одностороннее впечатление, будто уже в начале Империи в Риме наблюдалось лишь сплошное «загнивание язычества», процветание религиозного синкретизма и поголовное увлечение восточными культами. Подобная картина, нарисованная в некоторых исследованиях7, составлена в основном из красочных подробностей, встречающихся у римских сатириков и первых апологетов христианства. Сравнительно недавнее введение в научный оборот обширного эпиграфического материала заставляет теперь многих ученых признавать более высокую степень «жизнестойкости» традиционных культов. Иногда такое признание приводит к противоположной крайности, к отрицанию сколько-нибудь значительной «ориентализации» римской религиозной жизни8. По-видимому, в этой ситуации более правильным было бы не противопоставлять, а попытаться сбалансировать показания различных видов источников. Что же касается нашей темы, то можно заметить, что и греко-римские, и восточные культы эволюционизировали, по сути, в одном направлении, наиболее отвечавшем изменившимся духовным запросам.
Характерная для восточных религий вера в бессмертие души и загробное воздаяние в период Империи находит все более живой отклик даже в среде почитателей древнеримских богов, о чем свидетельствовала, к примеру, VI книга «Энеиды», описывавшая различные судьбы душ в царстве мертвых (VI, 268—
Добродетельная жизнь в этом мире рассматривалась «маленькими людьми» как определенная гарантия посмертного вознаграждения, причем в качестве главных добродетелей назывались обычно простодушие, скромность, доброта, благочестие (CIL, III, 686; VIII, 15569; XIV, 508 etc.). От божества хотели теперь получить не столько материальные, сколько духовные блага, и слияние с ним считалось возможным лишь после ограничения потребностей, отказа от всего суетного и лишнего. Формируется постепенно и новое, положительное отношение к труду как одному из условий добродетельной жизни9. Объединяясь в небольшие сообщества, связанные профессиональными, дружескими и религиозными узами, «маленькие люди», как показала в своих исследованиях
Этот идеал, по справедливому замечанию исследовательницы, не предполагал реставрации классического античного полиса или условий, существовавших при первобытнообщинном строе. Однако из этого, на наш взгляд, вовсе не вытекает автоматически вывод о том, что такой эгалитарный идеал был противоположен идеалам «золотого века» и что поэтому «идеализация жизни варваров и золотого века встречается обычно у писателей реакционных и далеких от народа»12. Во-первых, этот вывод противоречит многочисленным данным о не «далеких от народа» восхвалителях «золотого века»; во-вторых, следует учитывать, что многие восхваления первобытных порядков не имели «программного» значения и использовались лишь как удобный фон для критики пороков современности. Кроме того, сама идеализация «золотого века» в новых интерпретациях отнюдь не обязательно предполагала полное обобществление имуществ: это мог быть и эгалитарный идеал «общества равных с.85 собственников», т. е. как раз то, что исследовательница противопоставляет «золотому веку». Достаточно вспомнить, например, крестьянское «Сатурново царство» во второй книге «Георгик» Вергилия (II, 458—
Пожалуй, общим почти для всех восхвалителей «золотого века» было лишь то, что они противопоставляли действительности туманно вырисовывавшиеся мечты об эпохе счастья. Приобретая религиозную окраску, эти мечты соединялись с различными эсхатологическими и мессианскими учениями и пророчествами, получившими широкое распространение в Риме еще в эпоху гражданских войн. С установлением принципата, несмотря на контрмеры властей, пророчества о приближающемся конце света, о гибели Рима и наступлении новой эпохи продолжали иметь хождение в народе. Этому способствовал, в частности, и резко возросший интерес к астрологии, к попыткам предузнать судьбы отдельных людей, народов и даже всего мира по движению небесных светил. Разного рода маги, халдеи, «математики», гадатели, предсказатели, астрологи в I в. проникают буквально во все поры римского общества, обслуживая и чернь, и матрон высшего света, и самих императоров. Ювенал дает представление о пестроте национального состава таких предсказателей, из которых выше ценятся те, кто уже несколько раз высылался из Рима: здесь и египтяне, и фригийцы, иудеи, армяне, индийцы, этруски (VI, 512—
Не удивительно, что императоры, сами широко пользовавшиеся услугами придворных предсказателей (Ф. Крэмер не без оснований называет астрологов типа Трасилла и Бальбилла «властью позади трона»14), весьма ревниво относились к чужим попыткам заглянуть в будущее: в период с 33 г. до н. э. по 93 г. пророки по меньшей мере 10 раз изгонялись из Италии, причем многие римляне поплатились смертью за обращение к ним или за самостоятельные попытки гадания (см., например: Tac., Ann., II, 27—
Поскольку иудеи в силу ряда причин принадлежали к числу наиболее активных распространителей подобных эсхатологических и мессианских пророчеств и поскольку они, как монотеисты, отказывались участвовать в поклонении императорам, против них особенно часто применялись репрессивные меры. При Тиберии, когда иудейская колония в Риме насчитывала, по некоторым оценкам, до 60 тыс. членов16, был издан указ об изгнании иудеев из Рима, причем 4 тыс. из них были посланы на Сардинию для искоренения там разбойничьих шаек, многие были казнены за отказ от участия в военной службе, а оставшимся было предписано сжечь священные одежды с утварью и отказаться «от своих нечестивых обрядов» (Tac., Ann., II, 85; Suet., Tib., 36; Jos., Ant., XVIII, 3, 5). При Клавдии состоялось с.87 изгнание «волнуемых Хрестом» иудеев из Рима, причем, возможно, поводом для этого послужили какие-то волнения, связанные с оживлением мессианских настроений (Suet., D. Claud., 25, 4; Acta ap., XVIII, 2; Oros., Hist., VII, 6, 15). Встречающаяся у Светония форма «Хрест» — это закономерная форма передачи с греческого языка на латинский понятия «помазанник», «Христос»17. Возможно, мессианизм и был той самой распространяемой по всей вселенной иудеями «пагубой» (nosos), недовольство которой высказал в 41 г. император Клавдий по поводу волнений в Александрии18. Весьма показательно, что такое же обвинение перед римским прокуратором Иудеи Феликсом было выдвинуто и против апостола Павла: этот человек, по словам ритора Тертулла, является язвой общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими во вселенной, представителем назорейской ереси (Acta ap., XXIV, 5). После того как в Иудее вспыхнуло и с большим трудом было подавлено антиримское восстание (66—
Несмотря на столь неблагоприятные условия, иудаизм в I в. получает довольно широкое распространение среди населения столицы империи, привлекая прозелитов даже из высших слоев общества19. Наряду с теми римлянами, которые презрительно относились к этому «суеверию» (Tac., Hist., V, 2—
Судя по всему, иудео-христианская община в Риме стала одной из первых общин на Западе: уже в 64 г. она испытывает на себе нероново гонение (Tac., Ann., XV, 44; Suet., Nero, 16, 2 etc.)21, что склоняет многих исследователей к выводу о возможности появления первых «ростков» иудео-христианства в середине I в., т. е. еще при Клавдии (ср.: Acta ap., II, 10; XXVIII, 22; Rom., XVI, 1—
Римский «языческий мир» в I в. был уже в значительной мере подготовлен к восприятию новой религии, однако главные центры ее первоначального формирования находились не в западной, а в восточной части Империи. Именно там и были предприняты уникальные, проникнутые религиозно-утопическим духом «коммунитарные» эксперименты, во многом повлиявшие на зарождение в недрах иудаизма иудео-христианства. Долгое время сведения об этих экспериментах, связанных с ессейским движением, были известны только из произведений античных авторов. Послевоенные находки в районе Мертвого моря неожиданно обогатили науку целой библиотекой кумранских рукописей, существенно дополнивших эти сведения. И хотя часть найденных свитков до сих пор не опубликована (а это мешает с.89 с уверенностью делать какие-либо обобщения)25, можно считать установленным, что в Восточном Средиземноморье (в особенности в Палестине и Египте) существовало несколько близких по духу иудейских сект, члены которых, отвергая блага мира сего, посвящали свое время изучению и аллегорическому толкованию священных текстов, молитвам и обрядам, проповедовали скромность, равенство и справедливость, пытались кое-где практиковать общность имуществ, совместный труд и т. д. По сути, такие секты во многом выполнили функцию своеобразных «лабораторий», в которых особенно интенсивно шел процесс кристаллизации основ новой религиозной этики, новых социальных идеалов.
По-видимому, отдельные секты отличались друг от друга и по идеологии, и по обрядам, и по организации: судя по «Дамасскому документу», например, некоторые из них не отвергали полностью ни частной собственности, ни рабства и призывали лишь к благотворительности (CD, VI, 15—
с.90 Универсальный характер этих наблюдений блестяще подтверждается тем, что практически все они, с небольшими оговорками, могут быть отнесены не только к новому времени, но и к древности — точнее, к так называемой кумранской общине, существовавшей на северо-западном побережье Мертвого моря в течение довольно продолжительного времени — со второй половины II в. до н. э. по июнь 68 г.28 Весь комплекс имеющихся на сегодняшний день данных позволяет считать, что: а) община носила ярко выраженный религиозно-сектантский характер, объединяла «сынов света» перед лицом прочего греховного мира — «сынов тьмы»; б) имея общие кассу, хранилище для продуктов и совместные трапезы, члены общины передавали в ее распоряжение не только свое имущество, но и все свое знание и труд (1Q S I, 11—
В начальный период существования общины Учитель праведности и его сторонники претерпели какие-то опасные преследования от Нечестивого жреца, вынудившего их с.91 удалиться в изгнание. Возможно, этот факт повлиял на те настроения радикальной нетерпимости в отношении остального мира, которыми проникнут «Устав Войны», известный также под названием «Война сынов света против сынов тьмы». Согласно эсхатологическому пророчеству этого свитка, война против сил тьмы состоится в «последние дни», при «последнем поколении»31 и продлится 40 лет, причем 6 лет «сынам света» предстоит сражаться против «киттиев» (в данном случае имеются в виду, очевидно, римляне) и еще 29 лет — против остальных народов. Седьмое, решительное сражение принесет окончательную победу и тогда Бог восстановит по всей земле справедливость: «в руки бедняков предашь Ты врагов всех стран, в руки склоненных к праху (предашь их), чтобы унизить могущественных из народов, чтобы по заслуге воздать нечестивцам… и творить праведный суд Твоей истины над всеми сынами человеческими» (1Q M XI, 13—
Судя по этим и другим эсхатологическим отрывкам, призывающим к активной борьбе, некоторые течения в ессействе отнюдь не всегда отличались таким смирением и миролюбием, которые превозносились при описании ессеев античными авторами. Лишь у Ипполита (Ref. omn. haer., IX, 27) содержится указание на веру ессеев не только в бессмертие души (которая до наступления суда отдыхает в приятном и лучезарном месте наподобие «островов блаженных»)33, но и в воскресение мертвых, а также в то, что будет суд, все сгорит, и все неправедные навечно будут наказаны. Возможно, иногда — например, в случае с Иосифом Флавием — умолчание об «экстремизме» некоторых ессейских сект объяснялось в основном чисто политическими причинами, однако к этому следует добавить, на наш взгляд, и то, что почти все эти описания содержат элемент идеализации. Ессеев изображали как идеальную секту мудрецов, воплотивших в жизнь представления о справедливости; при этом они противопоставлялись погрязшему в пороках с.92 остальному миру. Естественно, что в таких описаниях исключались моменты, не укладывавшиеся в подобную схему. Особенно характерно то, что Филон Александрийский попытался подвести под свое описание теоретическую базу, во многом составленную из популярных в его время положений греко-римской философии: «Они едва ли не единственные из всех людей, не имея ни денег, ни собственности, скорее намеренно, чем из-за отсутствия удачи, считают себя богатейшими, так как справедливо полагают, что умеренность и ограниченность в потребностях равносильны изобилию»; «У них нет ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги. Они осуждают господ (владеющих рабами) не только как (людей) несправедливых, оскверняющих равенство, но и как нечестивцев, нарушающих закон и установления природы, которая, подобно матери, всех породив и выкормив равным образом, сделала людей законными братьями не только по названию, но и в действительности. Коварная и чрезмерно возрастающая жадность расшатала их родство, вместо близости создала отчужденность и вместо дружбы — вражду» (QOPL, 77; 79).
Если учесть, что в почти тех же самых выражениях Филон говорит об отсутствии рабов и у терапевтов (De vita cont., 70), хотя мы знаем теперь, что в действительности некоторые ессейские секты вполне уживались с рабством (CD, XI, 12; XII, 10—
Между ортодоксальным иудаизмом, ессейством и иудео-христианством, видимо, существовало довольно много «переходных звеньев», разрозненные сведения о которых с.93 сохранились даже в новозаветной литературе. Так, например, заслуживают внимания указания на то, что Иоанн Креститель жил как аскет в Иудейской пустыне, что у него были собственные ученики (Matth., III, 1—
Испламенение Рима — этой сидящей на семи холмах «вавилонской блудницы», украшенной золотом и драгоценными камнями — с радостным чувством осуществленной мести описывает в своем видении и автор одного из самых ранних иудео-христианских произведений — «Откровения Иоанна». Столица Империи, когда писалось это произведение, уже «упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (XVII, 6; ср.: XVIII, 24), ее грехи достигли уже до неба, и поэтому голос с небес призывает воздать ей вдвое по делам ее, после чего идет описание уничтожающего ее пожара (XVIII, 5—
У Иоанна, помимо описания внешнего великолепия Нового Иерусалима, делается акцент на том, что этот город опустится с нового неба на новую землю только для праведников, которые получат вознаграждение: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло… И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего… Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое», там будет светлая река воды жизни и древо жизни, дающее каждый месяц, двенадцать раз в год, плоды свои и листья — «для исцеления народов» (XXI, 1 — XXII. 5). «Время близко», — заключает свое пророчество автор «Откровения», как бы подтверждая данное еще Иисусом обещание: «не прейдет род сей, как все сие будет» (Matth., XXIV, 34; Marc., XIII, 30). Страстная вера в то, что это обещание вот-вот должно исполниться, напряженное ожидание конца мира, суда, божественной кары гонителям и вечного блаженства для мучеников резко отличают первоначальное иудео-христианство от «примирившегося с этим миром», обмирщенного христианства последующих столетий.
Нонконформизм первых последователей Иисуса проявлялся, в частности, в том, что они считали себя «достигшими последних веков», когда Бог обратил «мудрость мира сего в безумие», когда следует избавиться от этого мира дьявола, от «настоящего лукавого века», от почитания ложного «бога века сего» ради «грядущего века», в котором они обретут вечную жизнь (I Cor., X, 11; I, 20; Joh., VIII. 44; Galat., I, 4; Marc., X, 30). Р. Гюнтер, досконально проанализировавший с.95 все эти и другие новозаветные упоминания об «эонах» нынешнем и грядущем, пришел к выводу, что в данном случае отчетливо прослеживается христианская полемика с концепцией наступившего при Августе «золотого века»40. Неканонические произведения также позволяют считать, что императорский «золотой век» представлялся адептам нового учения как «век (эон) неверия и беззакония Сатаны», мера лет которого уже исполнилась41. Кроме того, во втором послании Петра упоминаются уже такие «нетерпеливые» верующие, которым начинает казаться, что обещанное второе пришествие слишком долго не наступает; в ответ им говорится, что Господь (у которого один день как тысяча лет, и наоборот) не медлит, а «долготерпит», но обещанное им наступит неожиданно и неизбежно: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (III, 4—
Последний отрывок, в котором упоминается также предшествующее уничтожение мира потопом (III, 6), несомненно, имеет большие сходства со стоическим учением об «испламенении мира»42, однако можно было бы указать и на более тесную его связь с некоторыми произведениями античной литературы. Мы имеем в виду прежде всего уже рассмотренное в предыдущем разделе данной главы описание гибели и возрождения мира в трагедии «Октавия». По сути, здесь снова встречаются две традиции, в одних и тех же выражениях рисующие скорое испламенение старого, погрязшего в грехах мира и возрождение правды (справедливости) на новой земле. И если автор «Октавии» мыслил новую эпоху фактически как «эсхатологизированный» вариант «Сатурнова царства», то и в христианских мечтаниях земное «царство божие» нередко приобретало черты античных описаний «золотого века». Это касается не только уже знакомых нам сатурнических мотивов «перевернутых отношений», которые обнаруживаются, к примеру, в словах Иисуса: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Matth., XX, 11 sq. etc.). Сказочное, сверхъестественное плодородие земли (непременный атрибут традиционных описаний «жизни при Кроносе» и «Сатурнова царства») нередко, по наблюдению
Пожалуй, классическим примером такого описания можно считать слова, приписываемые Папием, учеником апостола Иоанна, самому Иисусу: «Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на всякой лозе будет десять тысяч побегов, на каждом побеге — десять тысяч усиков, на всех них — по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст двадцать пять мер вина. И когда кто-либо из святых сорвет гроздь, другая закричит: “Я лучше ее, сорви меня и возблагодари мною господа”. Точно также каждое зерно родит десять тысяч колосьев, всякий колос — десять тысяч зерен, а все зерна дадут по пять двойных фунтов муки. И прочие фрукты, семена, травы будут множиться в соответствии с их пользой. И все животные, которые кормятся исключительно пищей от плодов земли, будут жить в мире и согласии между собой и будут целиком послушны и покорны человекам» (Irin., Adv. haer., V, 33)44. Помимо природного изобилия мы встречаем здесь и такие распространенные в античности мотивы, как мир среди живых существ и «автоматическое» выполнение предметами несвойственных им в обычной жизни функций (говорящая виноградная гроздь весьма напоминает, к примеру, ситуацию в комедии Кратета «Звери», где человек обменивается репликами с жарящейся рыбой, предлагая ей повернуться на другой бок и насыпать на себя соли (перечень подобных мотивов см.: Приложение II, 3; о мире среди животных — там же, II, 6)). Если у Папия идеальное состояние мыслится почти как страна Кукканья, то в так называемом «Апокалипсисе Петра» оно больше напоминает Елисейские поля или «острова блаженных»: «И Господь показал мне огромное пространство вне этого мира, сияющее сверхъярким светом; воздух там сверкал лучами солнца, сама земля цвела неувядаемыми цветами, была полна ароматов и прекрасноцветущих вечных растений, приносящих благословенные плоды. И до того сильно цвело все, что запах оттуда доносился и до нас…»45.
Бывшие «язычники», вступая в христианство, стремились найти в нем нечто близкое к сложившимся у них представлениям о блаженной жизни. Весьма показательна в этом отношении, например, история христианских интерпретаций знаменитой IV эклоги Вергилия. Уже Лактанций (Inst. div., VII, 24) замечает, что после второго с.97 пришествия на земле будет все то (реки вина и молока, ручные звери, необычайное плодородие и т. п.), о чем поэты говорят, что это было в царстве Сатурна46. Император Константин ссылался на Вергилия и Сивилл как на свидетелей явления Христа; впоследствии Вергилий прочно занял в христианской традиции место «языческого пророка», который будто бы подразумевал под безымянным младенцем Иисуса, под «девой» — деву Марию, под «новым родом» — христиан, а под «Сатурновым царством» — царство божие47. Свой весомый вклад в дальнейшую «христианизацию» образа «золотого века» внесли многие другие позднеантичные авторы, в особенности — такие разные поэты, как Коммодиан48 и Клавдиан49, обращавшиеся к этой теме. Итогом можно считать тот уже давно отмечаемый исследователями факт, что христианский образ «грядущего века» впитал в себя не только мессианские чаяния иудейских пророков, но и утопические грезы «языческого» мира о блаженной «жизни при Кроносе» и о «Сатурновом царстве»50.
В задачи нашей работы не входит развернутый анализ утопических моментов в идеологии и практике христианских общин. Достаточно будет отметить, что ранние христиане не только ожидали скорого перехода человечества из худшего «века сего» в лучший век «царства божьего», но и пытались, насколько это было возможно, уже в этом мире воплотить на практике принципы благочестия, любви к ближним, трудолюбия, скромности и т. д. В отличие от ессеев, они преодолели узконациональную замкнутость, обратив свою проповедь ко всем «труждающимся и обремененным», говоря, что Иисус своей смертью на кресте уже искупил грехи всего человечества. Выход христианства из маленькой секты «в мир» не был благоприятен для сохранения той общности имуществ, которая соблюдалась, например, в замкнутой кумранской секте, однако следы подобных «коммунистических порядков», выродившихся позднее в обычную благотворительность, имеются в раннехристианской литературе51. Достаточно указать, например, на знаменитое место из «Деяний апостолов»: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого… Не было между ними никакого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (II, 44—
ПРИМЕЧАНИЯ