Строительная деятельность Марка Агриппы в Древнем Риме
с.6 Рассматривается идеологическое значение общественных построек и сооружений Марка Агриппы в Риме, который отремонтировал все римские акведуки и построил новые, а также возвел на Марсовом поле огромный комплекс различных сооружений, чем полностью его преобразил. Основной идеологической целью этого строительства было прославление принцепса, его рода, а позднее режима принципата, что наиболее ярко видно на примере Пантеона. Но по сравнению с постройками Августа проекты Агриппы носят более бытовой и практический характер или предназначены для развлечения и отдыха плебса, что позволяло привлечь к новому режиму симпатии этого слоя, тогда как целевой аудиторией Августа являлось скорее высшее сословие. В строительной политике Агриппа занимал почетное второе место после Августа, однако третьего места в этой сфере и не предполагалось.
Ключевые слова: Марк Агриппа; Октавиан Август; Марсово поле; идеология принципата; акведуки; термы Агриппы; Пантеон; Септа Юлия.
Император Август по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным [Suet. Aug., 28. 3]. Действительно, перечни его построек, приводимые как Светонием [Suet. Aug., 29—
Представляется, однако, что строительная программа Августа включала не только те здания, возведением которых он занимался лично, но и проекты, реализованные его родственниками и друзьями, и особое место среди них занимают «превосходные постройки» Агриппы [Suet. Aug., 29. 5]. Нельзя сказать, что строительная деятельность Агриппы обделена вниманием исследователей: например, Ф. Шипли посвятил небольшую монографию строительной деятельности Агриппы в Риме [Shipley], П. Цанкер пишет о строительной программе Агриппы в контексте общей идеологии принципата [Zanker, p. 141—
Для нас представляет интерес более подробный анализ идеологического значения общественных сооружений и зданий в Риме, строительство которых было начато Агриппой и закончено при его жизни. Марк Випсаний много строил и в провинциях, например в Галлии и Греции, однако трудно установить, каков его личный вклад в эти проекты, поэтому в настоящей работе анализируется только его строительная деятельность в Риме. Кроме того, нужно с.8 учесть, что постройки Агриппы в других городах рассматривались как дар народу конкретного города, а сооружения в Риме, практически предназначавшиеся для римского плебса, идеологически рассматривались как дар всему римскому народу.
Поскольку речь идет об идеологическом наполнении строительной программы Агриппы в Риме, представляется целесообразным начать с наиболее простой в этом смысле и наиболее практической стороны его деятельности — с организации водоснабжения и мероприятий во время эдилитета в 33 г. до н. э.
Плиний рассказывает, что друг Августа построил в Риме 700 водохранилищ, 500 фонтанов и 130 распределительных резервуаров и великолепно украсил их тремя сотнями статуй, как бронзовых, так и мраморных, и четырьмя сотнями мраморных колонн [Plin. HN, XXXVI. 24]4. Подробности известны лишь об одном из таких украшений: Фест пишет, что Агриппа украсил озеро Сервилия, находившееся возле Базилики Юлия, фигурой гидры [Fest., 290]. Ф. Шипли предположил, что выбор пал на гидру, поскольку именно она как многоголовое существо, хорошо подходила для многоструйного фонтана [см.: Shipley, p.83]. Помимо строительства фонтанов, Агриппа позаботился и об акведуках. Во время своей претуры или эдилитета он построил Юлиев акведук и отремонтировал акведук Тепула5, занимался реставрацией и других акведуков (Аппиа, Старый Аниен и Марция), кроме того, построил еще один — акведук Дева, который был завершен в 19 г. до н. э.
До вмешательства друга Августа вода в акведуке Тепула была тепловатой (о чем свидетельствует название) и объем воды составлял 445 квинариев в сутки [Front. De Aquis. II, 68]. Взявшись за ремонт, Агриппа не просто отреставрировал акведук Тепула, но и объединил его с Юлиевым акведуком, который построил выше по местности. Подобной мерой он одновременно пустил по старому акведуку более холодную и чистую воду и увеличил напор воды почти в три раза [Ibid., 69]6. Агриппа также реставрировал Марциев акведук, который был негоден из-за неисправности труб, и провел от него трубы во многие части города [Cass. Dio, XLIX. 42. 2].
Г. Эванс высказал любопытную мысль об акведуке Юлия. Автор считает, что этот акведук был построен специально для того, чтобы обеспечивать водой постройки Августа в тех районах, через которые он проходил. Г. Эванс замечает, что ограниченное количество распределительных резервуаров, приписываемых этому акведуку, предполагает скорее распределение воды по отдельным объектам, чем снабжение большого числа построек на обширной территории. Автор считает, что воду из акведука Юлия получали, например, форумы с.9 Цезаря и Августа, сады Мецената, портик и мясной рынок Ливии на Эсквилине и постройки Августа на Римском форуме. Основываясь на этом предположении, Г. Эванс приходит к выводу, что акведук Юлия играл важную роль в программе Агриппы по организации водоснабжения в Риме и что акведуки Юлия и Тепула, снабжая водой общественные здания и частные дома, удачно дополняли друг друга [см.: Evans, p. 408].
Поскольку никаких подробностей или особенностей о деятельности Агриппы в отношении акведуков Аппия и Старый Аниен в источниках не сохранилось, можно предположить, что в этих случаях дело ограничилось обычным ремонтом их каналов [Front. De Aquis, I. 9].
Поскольку построенный Марком Випсанием акведук Дева (ил. 1) в первую очередь предназначался для того, чтобы снабжать водой его же термы на Марсовом поле, представляется целесообразным рассмотреть подробно этот акведук ниже, вместе с термами Агриппы7.
Г. Эванс высказал интересную мысль о том, что Марк Агриппа не просто строил акведуки, откликаясь на немедленные нужды жителей города, но с самого начала имел ясный план по улучшению ситуации с водоснабжением в Риме и тем самым продемонстрировал совершенно новый подход к делу. Если его предшественники улучшали ситуацию в отдельных районах, то Агриппа имел в виду весь город в целом [см.: Evans, p. 410]. Здесь проявляется характерный для Агриппы комплексный подход, проявившийся также в обустройстве Марсова поля. При этом система водоснабжения представляла единый комплекс с системой канализации (подвод свежей воды с отводом использованной).
Мероприятия Агриппы по строительству акведуков и фонтанов в первую очередь имели практическое значение. Страбон пишет, что в Риме благодаря Агриппе почти в каждом доме имелись цистерны, трубы и фонтаны [Strab., V. 3. 8]8. Как отмечает Дж. Осгуд, организация водоснабжения для римского плебса была важнее предпринятой в это же время обширной реконструкции храмов, поскольку Агриппа построил для жителей Рима множество прекрасных фонтанов по всему городу и избавил их от необходимости добывать воду из менее удобных источников [см.: Osgood, p. 330—
Однако эти мероприятия Агриппы в Риме имели еще один идеологический посыл. В источниках подчеркивается, что во время эдилитета Агриппа за с.10 свой счет, не обращаясь к государственной казне, отремонтировал общественные здания, улицы и привел в порядок канализационную систему [Cass. Dio, XLIX. 43]. По поводу акведука Дева Дион Кассий особо подчеркивает, что Агриппа построил его за свой счет [см.: Cass. Dio, LIV. 11. 7]9. Поскольку эти сведения дошли до столь позднего автора, можно предположить, что при жизни или вскоре после смерти Агриппы10 информация об этом факте, вероятно, специально распространялась. В 43 г. до н. э. Агриппа предъявил обвинение по Педиеву закону Гаю Кассию, одному из убийц Цезаря [Vell., II. 69. 5], и добился его осуждения, а следовательно, получил имущество осужденного или, возможно, его часть [Cass. Dio, XLVI. 49. 3, ср.: Roddaz, 1984, p. 42, not. 69]11. Проскрипции, начатые триумвирами в том же году, также дают основания предположить, каким образом в руках Агриппы сконцентрировались средства, достаточные для ремонта общественных зданий, улиц, канализации и строительства акведука Дева12. В любом случае, даже если денежные средства Марка Випсания имели иное происхождение, имя ближайшего сподвижника Августа не могло не ассоциироваться с проскрипциями и конфискациями эпохи второго триумвирата. Строительные мероприятия, тем более такие масштабные, позволяли отвлечь римлян от воспоминаний о тяжелых событиях и одновременно продемонстрировать, что даже средства, изъятые у сограждан в эпоху проскрипций, Август и его соратники тратят не на собственную роскошь, а на улучшение жизни сограждан. Особенно выгодно смотрелись эти мероприятия на фоне поведения Марка Антония, который также принимал участие в проскрипциях, однако предпочитал тратить свои богатства на Востоке [Mottershead, p. 207]. Если его сторонники все-таки возвели в Риме некоторые сооружения (хотя и не в таком количестве и не том масштабе, как соратники Октавиана), то сам Марк Антоний не строил там ничего [см.: Osgood, p. 328—
В 33 г. до н. э. Марк Агриппа также очистил канализационную систему Рима и лично проконтролировал результаты реконструкции, проплыв по Большой Клоаке на лодке до Тибра [см.: Cass. Dio, XLIX. 43; Plin. HN, XXXVI. 104]. Едва ли в распоряжении эдила не нашлось людей, которые могли бы проверить качество выполненной работы. Представляется, что и это мероприятие содержало идеологический намек, довольно ясный и недвусмысленный: римскому народу предоставлялась возможность убедиться в том, что ближайшее окружение Августа вообще и Агриппа в частности не ограничивается простыми распоряжениями и детально вникает в процесс работы и контролирует ход и качество ее выполнения.
В источниках сохранилось еще одно любопытное свидетельство об этой программе Агриппы. Когда жители Рима жаловались Августу на дороговизну и нехватку вина, принцепс ответил: «satis provisum a genero suo Agrippa perductis pluribus aquis, ne homines sitirent» [Suet. Aug. 42]15. Данный эпизод свидетельствует о том, что эти работы Агриппы воспринимались как крупное благодеяние римскому плебсу (в общественных фонтанах вода текла днем и ночью) [Front. De Aquis, II. 103—
Перейдем к другим архитектурным проектам Агриппы в Риме. Хронологически первый объект, о котором имеются сведения, — Септа Юлия (ил. 3). Септа представляла собой огороженный квадрат, освященный авгурскими обрядами как templum и разделенный перегородками на проходы и секции для удобства голосования по куриям, трибам или центуриям, который Агриппа завершил и посвятил в 26 г. до н. э. на Марсовом поле [см.: Shipley, p.38; Richardson, p. 340; Demougin, p. 306]. В Септу были перенесены трибутные комиции; возможно, и центуриатные тоже [Cic. Att., IV. 16. 8; Cass. Dio, LIII. с.12 23. 2; Taylor, 1966, p. 47; Sumi, p. 52—
Наиболее подробные сведения о его украшениях содержатся у Плиния [Plin. HN, XXXVI. 29], который упоминает Олимпа с Паном и Хирона с Ахиллом в Септе. О Хироне с Ахиллом говорит и Марциал [Mart.,
Самое очевидное идеологическое значение этой постройки Агриппы — показать преемственность нынешнего режима с планами и проектами Цезаря. Октавиан с самого начала всячески подчеркивал и демонстрировал связь с приемным отцом и старался показать себя его преемником [см.: Zanker, p. 33—
Очевидно, прославление имени Цезаря и завершение его проекта могло вызвать одобрение ветеранов, плебса, италийцев, возможно, новых членов сената, которых ввел туда Цезарь. Однако едва ли в конце
Следующая постройка Агриппы — портик Аргонавтов (ил. 4), завершенный в 25 г. до н. э. [Richardson, p. 312]. Дион Кассий сообщает, что Агриппа построил этот портик в память о своих победах на море и украсил его картинами с изображением путешествия аргонавтов [Cass. Dio, LIII. 27. 1]18. Об этом же портике упоминает и Марциал [Mart., III. 20. 11]. Ф. Шипли полагает, что выбор этот был обусловлен скромностью Агриппы. По его мнению, подобный косвенный намек больше соответствовал характеру Агриппы, нежели ряд картин с изображением его собственных побед, которые прославляли бы их открыто [Shipley, p.44]. Однако из источников ясно, что связь между портиком аргонавтов и победами Агриппы на море была очевидна и не скрывалась, Дион Кассий пишет об этом прямо. Возможно, Марк Випсаний предпочел тему аргонавтов не из личной скромности: если бы он украсил портик изображением собственных побед, подобное откровенное восхваление действительно выглядело бы слишком грубым в общей картине пропаганды Августа. Зато изображение с.14 аргонавтов, с одной стороны, прямо и ясно намекало на победы Агриппы на море, с другой — позволяло не раздражать недовольных режимом Августа (и прежде всего тех, кто в этих битвах сражался против его полководца) слишком навязчивой пропагандой. Сама идея украсить портик рядом картин на одну и ту же тему достаточно интересна. Это превратило его из простого строения, призванного защищать от палящего солнца или дождя, в некое подобие выставочной галереи.
Агриппа построил еще одно здание, судя по всему, связанное с портиком Аргонавтов, — базилику Нептуна (ил. 5). Сведения источников не дают возможности более подробно восстановить внешний вид базилики [см. подробнее: Shipley, p.44—
Обратимся к самому знаменитому храму, который построил Агриппа, — Пантеону (ил. 6), который и сегодня стоит на Марсовом поле и имеет на фронтоне надпись, указывающую, что его построил Агриппа. Это храм времен Адриана. Долгое время считалось, что сохранившийся храм не имеет ничего общего с Пантеоном Агриппы [см.: Shipley, p.60—
Дион Кассий сообщает, что Агриппа хотел поставить внутрь храма статую Августа и назвать храм в его честь, т. е. Августеем, но император отказался, и тогда Агриппа поставил внутрь статую Цезаря-диктатора, а в нишах возле входа — свою и Августа [Cass. Dio, LIII. 27. 3]25. В литературе высказывалось мнение, что такое расположение статуй (Цезаря-диктатора внутри, Августа — снаружи) вновь подчеркивало разграничение между принцепсом и его приемным отцом [см.: Ramage, p. 244]. Однако с этим трудно согласиться. Если бы принцепс желал отмежеваться от памяти приемного отца, следовало бы не помещать свою статую у входа в храм, где стояла статуя диктатора, а просто не ставить туда статую Цезаря. Сомнительно, что в этом случае Август сразу утратил бы симпатии всех цезарианцев.
Известны не все скульптуры, стоявшие в этом храме во времена Агриппы, но примечательно, что те пять статуй, о которых сохранились сведения, имеют отношение или к роду Юлиев или непосредственно к Августу (статуи Августа и Агриппы снаружи и статуи старшего Цезаря, Марса и Венеры внутри) с.16 [Cass. Dio, LIII. 27. 2]26. Венера считалась родоначальницей и покровительницей рода Юлиев. С Марсом ассоциировалась месть Октавиана за убийство Цезаря, а также возвращение парфянских знамен, чем Август очень гордился27. По-видимому, Пантеон изначально был построен для прославления рода Юлиев и Августа лично [см., например: Platner, Ashby, p.382; Taylor, 1975, p. 166—
Об архитектурных украшениях Пантеона сохранилось всего несколько упоминаний. Плиний сообщает, что Пантеон Агриппы украшал Диоген из Афин и что кариатиды на колоннах храма «на редкость прекрасны», как и статуи на фастигии, но последние не слишком знамениты из-за того, что очень высоко расположены (ил. 8) [Plin. HN, XXXVI. 38]28. Капители храма были изготовлены из сиракузской бронзы [Ibid. XXXIV. 13]. От строения Агриппы сохранилось также несколько фрагментов фриза с изображением жреческой утвари и морскими мотивами, вновь напоминающими о его знаменитых победах [Broucke, p. 28]. Если верно предположение П. Брука о том, что круглое здание на рельефе из гробницы Гатериев — это Пантеон Агриппы, то его фронтон украшал гражданский венок; такой же венок был прикреплен над дверью дома Августа согласно постановлению сената, принятому в 27 г. [Broucke, 2009, p. 28]; это украшение еще раз характеризует Пантеон как храм, первоначально задуманный в качестве Августея. А. Грюнер, впрочем, полагает, что фронтон Пантеона Агриппы изображен на фрагменте рельефа из Римского национального музея и его украшали фигуры Марса, Реи Сильвии и волчицы с близнецами [Grüner, S. 61—
Агриппа превратил Марсово поле в развлекательный комплекс. Термы — одно из самых знаменитых сооружений друга принцепса (ил. 9). Вероятно, Агриппа начал возводить их в 25 г. до н. э., строительство было завершено лишь через 6 лет. [см.: Richardson, p. 386; Cass. Dio, LIII. 27. 1; Front. De Aquis, I. 10]. Интересное мнение высказал
Более подробно об украшениях терм рассказывает Плиний: «…in thermarum quoque calidissima parte marmoribus incluserat parvas tabellas, paulo ante, cum reficerentur, sublatas»30 [Plin. HN, XXXV. 26]; «…Agrippa certe in thermis, quas Romae fecit, figlinum opus encausto pinxit in calidis, reliqua albario adornavit, non dubie vitreas facturus camaras, si prius inventum id fuisset aut a parietibus scaenae» [Plin. HN, XXXVI, 189]31. Последнюю фразу Плиния также можно рассматривать как косвенную характеристику Агриппы. Вероятно, Плиний имел основания считать, что Марк Випсаний всегда был в курсе последних технических новинок и использовал их при строительстве.
Отдельно стоит упомянуть статую Апоксиомена работы скульптора Лисиппа (ил. 10), которую Агриппа поставил возле терм. Статуя очень нравилась народу, и когда император Тиберий забрал ее к себе в комнату, люди подняли в театре крик, требуя вернуть статую на место, и принцепсу пришлось уступить [Plin. HN, XXXIV. 62]. По-видимому, возмущение народа было вызвано не только тем, что его лишили прекрасного зрелища, но и тем, что Тиберий попытался отобрать у народа произведение искусства, которое было передано ему в дар и поэтому воспринималось как его законная собственность.
Канал и искусственное озеро (Euripus и Stagnum) также входили в состав банного комплекса. До Агриппы подобного в Риме не строили. Канал получал воду из акведука Дева, который также построил Марк Випсаний и который, вероятно, снабжал водой искусственное озеро, а затем выходил в Тибр. Таким образом, вода и в самом канале, и в озере постоянно менялась. Благодаря этому она все время оставалась холодной и чистой, там многие купались [Sen. Ep., 83. 5].
Искусственное озеро и канал были окружены парком — садами Агриппы [Cass. Dio, LIV. 29; Shipley, p.55]. Сохранились сведения только об одной из с.18 скульптур, украшавших эти сады, — «Павшем льве» Лисиппа, которого Агриппа привез из Лампсака и поставил в парке между озером и каналом [Strab., XIII. 1. 19]32.
Весь комплекс построек превратил Марсово поле в зону отдыха, каких ранее в Риме не было. Более поздние авторы часто упоминают эти строения как весьма посещаемые места и, судя по этим сообщениям, римляне высоко оценили усилия Агриппы. Марсово поле оставалось местом гимнастических и военных упражнений молодежи [Hor. Carm., III. 7. 25—
Превращение Марсова поля в «двор для отдыха» (по выражению Вуда [Wood, p. 5]), конечно, служило целям пропаганды мира Августа — наступления золотого века, эпохи мира и спокойствия. На поле, предназначенном для физических упражнений и сбора войск, теперь был устроен парк отдыха, который символизировал, что отныне враги побеждены и больше не грозят Риму35. Марсово поле теперь стало местом общенародного отдыха и досуга. Раньше лишь богатые римские аристократы на своих виллах могли наслаждаться роскошными термами, парками и портиками, украшенными шедеврами искусства. Теперь такую возможность получил весь римский народ [Смышляев, с. 622]. Любопытно, что у Плиния сохранились сведения о публичном выступлении Агриппы на сходную тему: «…exstat certe eius oratio magnifica et maximo civium digna de tabulis omnibus signisque publicandis, quod fieri satius fuisset quam in villarum exilia pelli» [Plin. HN, XXXV, 26]36. Преображение Марсова поля, инициированное и осуществленное Августом и Агриппой, можно рассматривать как продолжение политики, начатой Помпеем (построил большой постоянный театр) и Цезарем (он завещал свои сады римскому народу). Еще с.19 Цицерон отмечал, что народ ненавидит роскошь частных лиц, а в общественных делах ценит ее [Cic. Mur., 76]. Очевидно, Август и Агриппа также понимали эту особенность и тем самым с помощью преображения Марсова поля привлекли к себе дополнительные симпатии плебса (см. общий план Марсова поля, ил. 11).
Известно еще об одной постройке Агриппы на Марсовом поле — его гробнице [Cass. Dio, LIV. 28. 5]. На сегодняшний день неизвестно, как выглядела эта гробница, где конкретно она находилась, когда была построена. Едва ли при почти полном отсутствии этих данных можно делать выводы об идеологическом значении этого строения; единственное, что можно сказать: такая гробница подчеркивала особую роль Марка Агриппы в государстве. Интересно, что местом для своей гробницы Агриппа выбрал именно Марсово поле, которое было почетнейшим местом для похорон37 и которое сам же Агриппа украсил и перестроил.
Другие постройки, связанные с Агриппой, в частности его мост или портик Випсания, в котором хранилась его карта, в статье не рассматриваются, поскольку мост, являясь сугубо практическим строением, едва ли представляет интерес с идеологической точки зрения, а здания, построенные после смерти Агриппы, не позволяют оценить идеологический подтекст этого строения, задуманный самим Агриппой38.
П. Цанкер справедливо пишет, что основной целью всей строительной деятельности Агриппы в Риме было прославление Октавиана и установившегося позднее режима принципата. Однако интересно заметить, что эта деятельность была поручена именно Агриппе, уже имевшему ко времени своего эдилитета славу победоносного полководца и флотоводца. В
Любопытно поразмыслить над причинами такого различия. Возможно, все объясняется достаточно просто, и дело в том, что Агриппа взял на себя заботы об организации водоснабжения в Риме, что повлекло за собой ремонт и строительство ряда функциональных сооружений. Однако возникает вопрос, почему эти заботы не взял на себя Август. Более вероятным представляется иное объяснение. В отличие от Августа, имевшего кровное родство с одним из знатнейших патрицианских родов, Юлиями, и усыновленного Цезарем, Марк Агриппа ни знатностью, ни наличием столь знаменитых родственников не отличался. Несмотря на свои заслуги, военные победы и должности, в глазах римского нобилитета Агриппа все равно оставался «новым человеком». Однако Агриппа был вторым человеком после Августа в государстве, обладал огромным влиянием и, вероятно, этим еще больше раздражал представителей римской аристократии, раздражал настолько, что они даже не пожелали прийти на его похороны [Cass. Dio, LIV. 29. 6].
Можно предположить, что несколько разная расстановка акцентов в строениях Августа и постройках Агриппы позволяла императору и его другу приобрести тем самым симпатии и плебса, и нобилитета: если плебс, вероятно, откликнулся бы на заботу любого из них, то привлечь к себе нобилитет Августу, пожалуй, было проще, чем Агриппе. Плебеи могли убедиться, что Агриппа заботится об их интересах и развлечениях, а Август имел возможность чаще демонстрировать представителям римской аристократии плоды своих трудов, которые настраивали их в его пользу. Важное исключение составляет, конечно, Пантеон, однако если он должен был восприниматься как храм рода Юлиев, то понятно, что сам Август не мог заниматься его строительством и должен был кому-то его перепоручить.
Стоит отметить, что со времен гражданских войн и уже в эпоху принципата никто не мог сравниться с Агриппой и Августом по масштабу строительных мероприятий. Интересно разобраться, как соотносятся между собой их вклады. На этот счет высказывалось два мнения. Дж. Моттершед полагает, что строительные программы Августа и Агриппы соответствовали их иерархии в государстве: Агриппе дозволялось помогать Октавиану привлечь на свою сторону народ, но он не мог принимать участия в строительстве памятников, имевших политическое или религиозное значение для нового режима, эта с.21 привилегия принадлежала принцепсу [Mottershead, p. 210]40. Диаметрально противоположного мнения придерживается А. Грюнер. Он подробно рассматривает взаимное расположение Пантеона и мавзолея Августа и приходит к выводу, что оба эти строения символизировали равное положение в государстве Августа и Агриппы, на что намекали, по его мнению, и статуи у входа в Пантеон; более того, поскольку в постройках Агриппы часто и многократно присутствует тема воды, это постоянно напоминало римлянам о победах Агриппы, а значит, нельзя рассматривать его постройки лишь как прославление Августа.
Обе версии, однако, представляются излишне категоричными. А. Грюнер прав в том, что строительная программа Агриппы принесла ему славу и популярность у плебса. Полководец называл строения своим именем41, открыто напоминал о своих победах и заслугах, поэтому вряд ли можно сводить его роль лишь к помощи принцепсу. Кроме того, представляется несколько спорным мнение Дж. Моттершеда, что постройки Агриппы имели меньшее политическое и религиозное значение для нового режима, чем строения Августа. Можно ли однозначно отдать предпочтение в этом смысле храму Марса Мстителя перед Пантеоном? Действительно ли базилика или курия Юлия были политически более значимы для нового режима, чем Септа или организация водоснабжения в Риме? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Постройки эти выполняли столь разные функции, что крайне сложно отыскать даже критерий, по которому можно провести сравнение. Кроме того, идеология эпохи Августа — явление комплексное, многогранное и очень сложное, не всегда можно рассматривать значение каждой постройки изолированно. Выше упоминались работы, в которых исследуется изменение облика Рима в целом при Августе (Д. Фавро, С. Вуд, П. Цанкер и др.). Без подобного тщательного анализа едва ли возможно признать вывод Дж. Моттершеда обоснованным и убедительным.
Однако точка зрения А. Грюнера также вызывает некоторые сомнения. Агриппа действительно напоминал своими постройками о собственных победах и заслугах, однако не следует игнорировать, например, и акведук Юлия или Септу Юлия, названные им в честь Августа. Сложно также согласиться с выводом автора, что Пантеон составлял идеологически симметричную пару с мавзолеем Августа. Во-первых, А. Грюнер справедливо замечает, что у входа в Пантеон стояли статуи и Агриппы, и Августа, однако при этом автор игнорирует сообщение источника [Cass. Dio, LIII. 27. 3] о том, что изначально полководец собирался поставить статую Августа внутрь Пантеона и назвать его Августеем. Но нам ничего неизвестно о том, чтобы Август ставил возле своего мавзолея статую Агриппы хоть в каком-то виде, хотя его собственная статуя увенчивала это сооружение. Однако стоит отметить любопытный момент, который обходит вниманием А. Грюнер: после смерти Агриппы Август с.22 похоронил его в своем мавзолее, несмотря на то, что на Марсовом поле у друга принцепса была собственная гробница. Однако этот факт вряд ли можно считать подтверждением версии о равнозначности Пантеона и мавзолея, символизирующей равенство Августа с Агриппой: первым в мавзолее Августа был похоронен юный Марцелл, племянник императора. Едва ли это позволяет говорить о равном положении в государстве Августа, Агриппы и Марцелла. Поэтому точка зрения А. Грюнера также выглядит не вполне убедительной. Истина находится где-то посередине. Дж. Моттершед прав в том, что, несмотря на масштабность строительной программы Агриппы, на прославление его побед, на взаимное расположение Пантеона и мавзолея, в строительной политике он все же занимал второе место после Августа, что соответствовало его положению в государстве. С другой стороны, вряд ли можно согласиться с Дж. Моттершедом в том, что задачей Агриппы была лишь помощь Августу в обретении любви плебса: едва ли сам Марк Випсаний не получил никакой славы и популярности за свои проекты. Наконец, важно отметить, что Агриппа занимал второе место из двух. Третьего места в этой сфере не было. В области строительства принцепс и его друг настолько опередили всех остальных, что в данном случае второе место Агриппы является весьма почетным и исключительным. Поскольку общественное строительство в Риме при Августе велось в основном его друзьями и родственниками, масштабы строительной деятельности Агриппы должны были подчеркнуть, какая дистанция отделяла его от остальных друзей и родственников императора.
Гораций Флакк, Квинт. Оды. Эподы. Сатиры. Послания: пер. с лат. / под ред.
Кнабе
Машкин
Межерицкий
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / пер.
Сергеенко
Смышляев
Цицерон, Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / пер.
Шифман
App. BC—
Beachem R. The Emperor as Impressario // The Cambridge Companion to the Age of Augustus / ed. K. Galinsky. Cambridge, 2005. P. 151—
Bleicken J. Augustus. Eine biographie. Berlin, 1998.
Broucke P. The Caryatids from Hadrian’s Villa at Tivoli and the Pantheon of Agrippa // AJA. 1999. Vol. 103. P. 312.
Broucke P. The Pantheon of Agrippa and the Mausoleum of Augustus // AJA. 2000. Vol. 104. P. 366.
Broucke P. The First Pantheon: Architecture and Meaning // The Pantheon in Rome. Contributions to the Conference, Bern, November 9—
Cass. Dio — Cassius Dio. Historia Romana.
Cic. Att. — Cicero, Marcus Tullius. Epistulae ad Atticum.
Cic. De Or. — Cicero, Marcus Tullius. De Oratore.
Cic. Mur. — Cicero, Marcus Tullius. Pro Murena.
CIL—
Coarelli F. Il Campo Marzio occidentale. Storia e topografia // MEFRA. 1977. T. 89, № 2. P. 807—
Coarelli F. Il Pantheon, l’apoteosi di Augusto e l’apoteosi di Romulo // Citta у architettura nella Roma imperiale: atti del seminario del 27 ottobre 1981 nel 25o anniversario dell’Accademia di Danimarca. Rome, 1983. P. 41—
Coarelli F. Rome and Environs. An Archaeological Guide. L., 2007.
Demougin S. Quo descendat in campo petitor. Élections et électeurs à la fin de la Republique et au début de l’Empire // L’Urbs: espace urbain et histoire (Ier siècle av.
Evans H. Agrippa’s Water Plan // AJA. 1982. Vol. 86. P. 401—
Fantham E. Julia Augusti: the Emperor’s Daughter. L.;
Favro D. The Urban Image of Augustan Rome. Cambridge, 1996.
Favro D. Making Rome a World City // The Cambridge Companion to the Age of Augustus / ed. K. Galinsky. Cambridge, 2005. P. 234—
Fest. — Festus, Sextus Pompeius. De verborum significatione.
Fishwick D. The Statue of Julius Caesar in the Pantheon // Latomus. 1992. Vol. 51. P. 329—
Front. De Aquis —
Galsterer H. The Administration of Justice // CAH. 2nd edn. Vol. 10. Cambridge, 1996. P. 397—
Gardthausen V. Augustus und seine Zeit. Leipzig, 1891. Th. 1, Bd. 1.
Gell. — Gellius, Aulus. Noctes Atticae.
Grüner A. Das Pantheon des Agrippa: Architektonische Form und urbaner Kontext // The Pantheon in Rome. Contributions to the Conference, Bern, November 9—
Hanslik R. Vipsanius [2] // RE. 1961. R. 2, Hbd. 17. Sp. 1226—
Heene G. Die Kompromisse in der Architektur — Anbau Nord / Anbau Sud: Wie kamen sie zustande? // The Pantheon in Rome. Contributions to the Conference, Bern, November 9—
Hor. Carm. — Horatius Flaccus, Quintus. Carminae.
Hor. Serm. — Horatius Flaccus, Quintus. Sermones.
Jolivet V. Les jardins de Pompee: nouvelles hypotheses // MEFRA. 1983. T. 95, № 1. P. 115—
Kienast D. Augustus und Caesar // Chiron. 2001, Bd. 31. S. 1—
Kienast D. Augustus: Princeps und Monarch. Darmstadt, 2009.
Lesk A. «Caryatides probantur inter pauca operum»: Pliny, Vitruvius, and the Semiotics of the Erechtheion Maidens at Rom // Arethusa. 2007. Vol. 40. P. 25—
Lloyd
Macrob. Sat. — Macribius Ambrosius Theodosius. Saturnalia.
Mart. — Martialis, Marcus Valerius. Epigrammata.
Mottershead G. The Constructions of Marcus Agrippa in the West. Melbourne, 2005. P. 1—
Osgood J. Caesar’s Legacy. Civil War and the Emergence of Roman Empire. Cambridge, 2006.
Platner
Plin. HN—
Plut. Cat. — Plutarchus. Vitae Parallelae. Cato Senior.
Ramage
Rehak P. Imperium and Cosmos. Augustus and the Northern Campus Martius. Madison. 2006.
Reinhold M. Marcus Agrippa: A Biography. Geneva, 1933.
RGDA — Res Gestae Divi Augusti.
RIC—
Rich
Rich
Richardson L. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. Baltimore; L., 1992.
Roddaz
Roddaz
RPC—
RRC—
Sen. Ep. — Seneca, Lucius Anneus. Epistulae Morales ad Lucilium.
Shipley
Simpson
Stamper
Strab. — Strabo. Geographica.
Suet. Aug. — Suetonius Tranquillus, Gaius. De vita Caesarum. Divus Augustus.
Suet. Iul. — Suetonius Tranquillus, Gaius. De vita Caesarum. Divus Iulius.
Suet. Tib. — Suetonius Tranquillus, Gaius. De vita Caesarum. Tiberius.
Sumi
Taylor
Taylor
Vell. — Velleius Paterculus. Historiae Romanae.
Weinstock S. Divus Julius. Oxford, 1971.
White P. Julius Caesar in Augustan Rome // Phoenix. 1988. Vol. 42. P. 334—
Wood S. Urban Imagery and Visual Narrative: The Campus Martius in the Age of Augustus [Electronic resource] // The School of Historical Studies Postgraduate Forum e-Journal, Edition Two, 2003. URL: http://www.societies.ncl.ac.uk/shspgf/ed_2/ed_2_wood.pdf (дата обращения: 26. 11. 2013).
Zanker P. The Power of Images in the Age of Augustus. Ann Arbor, 1990.
Zarrow
Ziolkowski A. Was Agrippa’s Pantheon the Temple of Mars «In Campo?» // PBSR. 1994. Vol. 62. P. 261—
Ziolkowski A. What did Agrippa’s Pantheon Looked Like? New Answers to an Old Question // The Pantheon in Rome. Contributions to the Conference, Bern, November 9—
ПРИМЕЧАНИЯ