А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава седьмая

О КОЛИЧЕСТВЕ РАБОВ В ГРЕЦИИ,
В ЧАСТНОСТИ В АТТИКЕ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6 7

с.103

3

Раб­ство, было не толь­ко оруди­ем, но, если так мож­но выра­зить­ся, и дви­жу­щей силой труда в антич­но­сти. То, что теперь дела­ют маши­ны, то, что дела­ли до наших машин лоша­ди, — все это дела­лось в пре­де­лах есте­ствен­ной воз­мож­но­сти рука­ми рабов; даже достав­ка руды из глу­би­ны шах­ты на поверх­ность зем­ли про­из­во­ди­лась тем же путем1.

Рабы были в гораздо мень­шей сте­пе­ни аксес­су­а­ром рос­ко­ши, чем силой, создаю­щей богат­ство; раз­ви­тие тор­гов­ли и про­из­вод­ства в том или дру­гом горо­де мож­но было в неко­то­ром отно­ше­нии изме­рять чис­лом и мощ­но­стью их рук. Афи­ны были не толь­ко горо­дом тор­го­вым, но так­же и горо­дом раз­лич­но­го рода про­из­водств; и они про­из­во­ди­ли не столь­ко для себя, сколь­ко для осталь­ной Гре­ции; самая необ­хо­ди­мость, кото­рая застав­ля­ла их полу­чать часть сво­его про­до­воль­ст­вия извне, при­нуж­да­ла куп­цов, и мест­ных и ино­зем­ных, согла­шать­ся на обмен сво­их това­ров на про­из­веде­ния афин­ских мастер­ских. Таким обра­зом, про­из­вод­ство было заня­ти­ем не толь­ко част­ных лиц, но и государ­ства в целом, под покро­ви­тель­ст­вом зако­нов. Граж­дане всех про­фес­сий — вое­на­чаль­ни­ки и государ­ст­вен­ные дея­те­ли, ора­то­ры и фило­со­фы — пус­ка­ли в обо­рот свои капи­та­лы, вкла­ды­вая их частью в зем­леде­лие, частью — в горо­де — по линии бан­ков, про­из­вод­ства, тор­гов­ли, ино­гда сра­зу по всем этим трем лини­ям и все­гда при помо­щи рабов.

Чис­ло граж­дан, заин­те­ре­со­ван­ных в зем­леде­лии, было доволь­но зна­чи­тель­ным, если вер­но то, что после низ­вер­же­ния «трид­ца­ти» было не боль­ше 5 тысяч не имев­ших земель­ной соб­ст­вен­но­сти2; таким обра­зом, от 15 до 16 тысяч граж­дан име­ли в каче­стве соб­ст­вен­но­сти неко­то­рые участ­ки зем­ли и рабов, необ­хо­ди­мых для их обра­бот­ки; и на зем­ле, кото­рая тре­бо­ва­ла за собой столь­ко ухо­да, будет вовсе не мно­го счи­тать двух рабов на каж­дый уча­сток. Меж­ду эти­ми мел­ки­ми соб­ст­вен­ни­че­ски­ми участ­ка­ми были, кро­ме того, и име­ния более обшир­ные3, как это мож­но заклю­чить из дошед­ших до нас пра­вил и поуче­ний, кото­рые каса­ют­ся зем­леде­лия. В сво­ей кни­ге «Трак­тат о хозяй­стве» Ксе­но­фонт пока­зы­ва­ет нам в доме Исхо­ма­ха все сту­пе­ни пови­но­ве­ния и вла­сти: хозя­и­на, упра­ви­те­ля и рабов, а затем хозяй­ку, ключ­ни­цу и жен­щин, кото­рые долж­ны работать под ее наблюде­ни­ем. Эта двой­ная иерар­хия пред­по­ла­га­ет доволь­но мно­го­люд­ный дом4. Зем­ледель­че­ский труд, куль­ту­ра вино­град­ни­ков и олив­ко­вых дере­вьев и все с.104 то, что состав­ля­ет область сель­ско­го хозяй­ства, вос­пи­та­ние молод­ня­ка и уход за ста­да­ми, кото­рые пас­лись на гор­ных паст­би­щах, — все это долж­но было занять от 30 до 40 тысяч рабов; допу­стим, 35 тысяч.

Но богат­ство Атти­ки было не толь­ко на поверх­но­сти ее зем­ли. Ее нед­ра скры­ва­ли в себе те сокро­ви­ща, кото­рые уже с дав­них пор извле­ка­ла оттуда про­мыш­лен­ность; я хочу ска­зать о копях и о каме­но­лом­нях. Имен­но копи в про­дол­же­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни были бога­тей­шим источ­ни­ком дохо­дов и для государ­ства и для част­ных лиц. Государ­ство, оста­ва­ясь неотъ­ем­ле­мым их соб­ст­вен­ни­ком, поощ­ря­ло к заня­тию этой отрас­лью про­из­вод­ства все­воз­мож­ны­ми при­ви­ле­ги­я­ми; так, напри­мер, желаю­щие экс­плу­а­ти­ро­вать руд­ни­ки осво­бож­да­лись от ука­за­ния на них в заяв­ле­нии о сво­ем иму­ще­ст­вен­ном поло­же­нии, как это было необ­хо­ди­мо при вся­ком тре­бо­ва­нии об «обмене». Таким обра­зом, мно­гие при­ни­ма­ли уча­стие в этом деле, и доволь­но зна­чи­тель­ное чис­ло лиц было заня­то на этих работах5. Может быть, покро­ви­тель­ство, кото­рым вна­ча­ле поль­зо­ва­лись эти пред­при­я­тия, вызва­ло к жиз­ни обы­чай нани­мать для руд­ни­ков рабов, что было неиз­беж­но при раз­ви­тии это­го пред­при­я­тия. Дей­ст­ви­тель­но, при орга­ни­за­ции како­го-либо ново­го пред­при­я­тия нуж­ны были люди, уже опыт­ные в дан­ном про­из­вод­стве. В древ­но­сти рабо­че­го, так как он был несво­бод­ным, нель­зя было при­влечь на свою сто­ро­ну жало­ва­ньем. Его при­хо­ди­лось поку­пать у тако­го же хозя­и­на-кон­ку­рен­та; и если даже кон­ку­рен­ция не созда­ва­ла здесь ника­ких затруд­не­ний, при­хо­ди­лось, осо­бен­но вна­ча­ле, вкла­ды­вать доволь­но зна­чи­тель­ные сред­ства в пред­при­я­тие, резуль­тат кото­ро­го был доволь­но рис­ко­ван­ным. Этих неудобств отча­сти избе­га­ли тем, что нани­ма­ли рабов на работу. Этот при­ем содей­ст­во­вал заклад­ке новых копей и, таким обра­зом, помо­гая уве­ли­чить чис­ло экс­плу­а­ти­ру­е­мых мест, мог так­же спо­соб­ст­во­вать еще и уве­ли­че­нию чис­ла рабов. Во вся­ком слу­чае, как было ука­за­но выше, я далек от того, чтобы при­нять цели­ком это силь­но пре­уве­ли­чен­ное чис­ло одно­го из собе­сед­ни­ков Афи­нея, и я скло­ня­юсь на сто­ро­ну столь осно­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­но­го мне­ния Летрон­на, по кото­ро­му их чис­ло несколь­ко пре­вы­ша­ет 10 тысяч, — чис­ло, под­твер­ждае­мое, по мое­му мне­нию, самим Ксе­но­фон­том, так как, ста­вя государ­ство на место част­ных лиц, вла­дев­ших раба­ми, он при­ни­ма­ет это чис­ло как доста­точ­ное для нужд дан­но­го момен­та. Он не хотел огра­ни­чить­ся этим на буду­щее вре­мя, но его надеж­ды не осу­ще­ст­ви­лись, и уже во вре­ме­на Демет­рия из Фалер вид­но было, как эти запа­сы сереб­ра, кото­рые он счи­тал неис­чер­пае­мы­ми, с каж­дым днем умень­ша­лись. Тем не менее интен­сив­ность работ не умень­ша­лась, как не умень­ша­лось и чис­ло рабов, еще рыв­ших нед­ра этих хол­мов, кото­рые вско­ре ока­за­лись уже совсем исто­щен­ны­ми6.

После зем­леде­лия и экс­плуа­та­ции копей раз­лич­ные отрас­ли про­из­вод­ства или тор­гов­ли разде­ли­ли меж­ду собой оста­ток рабов в про­пор­ции, быть может, мень­шей для каж­дой из них, но более зна­чи­тель­ной, если взять их все вме­сте. Мы виде­ли, что отец с.105 Тимар­ха, кро­ме копей, имел 9 или 10 рабо­чих-баш­мач­ни­ков и т. д.; наслед­ство Демо­сфе­на вклю­ча­ло в себя две мастер­ских, одну на 33, дру­гую на 20 рабов. Рабы-рабо­чие были так­же в спис­ке иму­ще­ства Лео­кра­та, в наслед­стве Эвк­те­мо­на7. Тор­гов­ля, будь это мелоч­ная тор­гов­ля на рын­ке Афин или тор­го­вые пред­при­я­тия, раз­бро­сан­ные по бере­гам самых отда­лен­ных стран, — все они поль­зо­ва­лись одним и тем же оруди­ем, и нуж­но запи­сать в счет Атти­ки всех этих мно­го­чис­лен­ных рабов, чис­ля­щих­ся в спис­ке ее насе­ле­ния и рас­пы­лен­ных по всем морям гре­че­ско­го мира8. Ксе­но­фонт осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет, что мор­ское могу­ще­ство Афин было одной из основ­ных при­чин, кото­рые со всей настой­чи­во­стью дела­ли этих рабов необ­хо­ди­мы­ми. И это каса­ет­ся не одних толь­ко афи­нян, но — это сле­ду­ет осо­бен­но отме­тить — и мете­ки или ино­стран­цы, полу­чив­шие граж­дан­ские пра­ва, вла­дель­цы мастер­ских или куп­цы, — все они вла­де­ли раба­ми так же, как и сами афин­ские граж­дане. Так, ора­тор Лисий и его брат, оба мете­ки, вла­де­ли вме­сте более чем 120 раба­ми, слу­га­ми или ремес­лен­ни­ка­ми9.

Как и при экс­плуа­та­ции копей, здесь были люди, кото­рые, не реша­ясь из-за рис­ка занять­ся лич­но про­из­вод­ст­вом, име­ли рабов, кото­рых они отда­ва­ли вна­ем. Таких рабов «на жало­ва­нье» мы, напри­мер, встре­ча­ем в деле о наслед­стве Киро­на10. Это обсто­я­тель­ство объ­яс­ня­ет­ся здесь столь же есте­ствен­но, как и при экс­плуа­та­ции копей или при обслу­жи­ва­нии каких-либо экс­тра­ор­ди­нар­ных празд­неств и бан­ке­тов. Про­из­вод­ство и тор­гов­ля не тре­бу­ют все­гда одно­го и того же чис­ла рук. То, чего они тре­бу­ют в момен­ты наи­боль­ше­го подъ­ема, во мно­го раз пре­вы­ша­ет то чис­ло, кото­рое им необ­хо­ди­мо в обыч­ное вре­мя. Когда труд сво­бо­ден, то нани­ма­ют и рас­счи­ты­ва­ют рабо­чих по мере теку­щих потреб­но­стей. Когда же рабо­чим явля­ет­ся почти исклю­чи­тель­но раб и когда надо еще при­об­ре­тать орудия труда, то инте­рес хозя­и­на пред­пи­сы­ва­ет ему иметь их не свы­ше сред­не­го коли­че­ства. Этим в общем и опре­де­ля­лось коли­че­ство рабов для про­из­вод­ства и тор­гов­ли; когда дела рас­ши­ря­лись, то к обыч­ным рабо­чим-рабам нани­ма­ли рабо­чих поден­ных11. При коле­ба­ни­ях спро­са на труд в боль­шом горо­де эти наем­ные рабы были теми пру­жи­на­ми, кото­рые дер­жа­ли про­из­вод­ство на уровне потреб­но­стей; то, что при­хо­ди­лось поль­зо­вать­ся таки­ми рабо­чи­ми, дока­зы­ва­ет, что ста­ра­лись устро­ить­ся так, чтобы не иметь лиш­них рабов; но это не дока­зы­ва­ет, что их не было мно­го. В коло­ни­ях евро­пей­ских государств, где раб­ское насе­ле­ние было очень мно­го­чис­лен­ным по срав­не­нию с людь­ми сво­бод­ны­ми, все-таки были наем­ные рабы, и мел­кие соб­ст­вен­ни­ки жили исклю­чи­тель­но на дохо­ды от их работы12.

Было бы очень сме­ло пред­ла­гать какое-либо опре­де­лен­ное чис­ло для каж­до­го из раз­лич­ных видов это­го огром­но­го афин­ско­го про­из­вод­ства, по кото­рым были рас­пре­де­ле­ны рабы; но, я думаю, что, взяв их общее чис­ло по всем отрас­лям про­из­вод­ства, их никак нель­зя счи­тать мень­ше, чем тро­их на каж­до­го афи­ня­ни­на или мете­ка, в воз­расте, поз­во­ля­ю­щем ими поль­зо­вать­ся. Вер­нем­ся к тем част­ным слу­ча­ям, о кото­рых было ска­за­но рань­ше, и с.106 вспом­ним, насколь­ко был все­об­щим при всех фор­мах вла­де­ния обы­чай поль­зо­вать­ся ими таким спо­со­бом: граж­да­нин, кото­рый полу­чал от государ­ства посо­бие, пред­став­лял как дока­за­тель­ство сво­ей абсо­лют­ной бед­но­сти тот факт, что у него нет ни одно­го раба, кото­ро­го он мог бы исполь­зо­вать в сво­ей рабо­те13. Взяв за осно­ва­ние чис­ло граж­дан и мете­ков, вне­сен­ных в спис­ки при пере­пи­си, т. е. при­бли­зи­тель­но 30 тысяч, мы будем иметь 90 тысяч рабов для всех видов про­из­вод­ства и тор­гов­ли, для всех видов мор­ской и флот­ской служ­бы, будь то работа в афин­ской гава­ни или пла­ва­ние по загра­нич­ным пор­там.

Таким обра­зом, мы можем счи­тать 175 тысяч рабов взрос­лых и год­ных для служ­бы, напри­мер от 12 до 70 лет. Сюда нуж­но при­ба­вить детей и ста­ри­ков. Но впе­ред уже заме­тим себе, что обыч­ные зако­ны, при­ме­ня­е­мые при исчис­ле­нии насе­ле­ния, не могут быть при­ме­не­ны пол­но­стью к раб­ско­му насе­ле­нию. Состав и сум­ма рабов попол­ня­лись не толь­ко рож­де­ни­ем, но, глав­ным обра­зом, покуп­кой. Этот исто­ри­че­ский факт вели­ко­леп­но согла­су­ет­ся с дру­гим фак­том, что пред­ме­том этой тор­гов­ли были в гораздо боль­шей сте­пе­ни муж­чи­ны, чем жен­щи­ны. Во вся­ком слу­чае не сле­ду­ет слиш­ком пре­уве­ли­чи­вать чис­лен­ную раз­ни­цу меж­ду эти­ми дву­мя пола­ми и как след­ст­вие ред­ко­сти бра­ков меж­ду ними — малое коли­че­ство детей. Если жен­щи­ны ред­ко при­ме­ня­лись на про­из­вод­стве, они, наобо­рот, в гораздо боль­шей сте­пе­ни, чем муж­чи­ны, как я, наде­юсь, дока­зал это, были заня­ты в домаш­нем оби­хо­де. Допу­стим, что на каж­дую семью афи­ня­ни­на или мете­ка для домаш­ней служ­бы тре­бо­ва­лась толь­ко одна жен­щи­на; мы полу­ча­ем 30 тысяч и 10 тысяч исклю­чи­тель­но толь­ко для раз­лич­ных работ в деревне, в мастер­ских или в мел­кой тор­гов­ле. Конеч­но, это не будет озна­чать 40 тысяч бра­ков, так как хозя­е­ва — это мож­но видеть у само­го Ксе­но­фон­та — нахо­ди­ли, что когда рабы всту­па­ют в сожи­тель­ство, это созда­ет боль­ше неудобств, чем выгод, и раз­ре­ша­ли это толь­ко при извест­ных усло­ви­ях14. Но, при­ни­мая во вни­ма­ние общую испор­чен­ность язы­че­ских нра­вов и неиз­беж­ную воль­ность поведе­ния афин­ских рабов15, лишен­ных всех при­род­ных прав, чего мож­но было тре­бо­вать от про­стых жен­щин, кото­рым отка­зы­ва­ли в поня­тии досто­ин­ства, счи­тая его при­ви­ле­ги­ей сво­бод­ных! Таким обра­зом, дети у рабов были уже не так мало­чис­лен­ны, как мож­но было бы об этом думать: дока­за­тель­ство — заве­ща­ние Лико­на и осо­бен­но заве­ща­ние Ари­сто­те­ля, рас­по­ря­же­ние кото­ро­го я при­во­дил рань­ше. Обоб­щая все это, я думаю, что чис­ло детей у рабов в тех пре­де­лах, кото­рые я ука­зал для коли­че­ства жен­щин, не мог­ло быть мно­го ниже чис­ла детей, рож­даю­щих­ся у сво­бод­ных. Какую же при­бли­зи­тель­ную циф­ру мож­но назвать? Во Фран­ции на 10 мил­ли­о­нов насе­ле­ния мы полу­ча­ем (по дан­ным 1842 г.) 7127606 взрос­лых (от 12 до 70 лет), 2562237 детей моло­же две­на­дца­ти лет. Если при­ме­нить эту про­пор­цию к Атти­ке, то на 40 тысяч мы мог­ли бы ожи­дать детей моло­же 12-лет­не­го воз­рас­та немно­гим более 29 тысяч. При­зна­ем, что затруд­не­ния при заклю­че­нии сою­за, обыч­ные усло­вия раб­ства, та бес­по­рядоч­ная жизнь, с.107 кото­рую оно вле­чет за собой, умень­ша­ют это чис­ло на целую треть16; мы будем иметь 20 тысяч детей, кото­рые сле­ду­ет при­ба­вить к най­ден­ным уже нами 175 тыся­чам; ито­го все­го 195 тысяч моло­же 70 лет. Что каса­ет­ся ста­ри­ков, то закон наро­до­на­се­ле­ния нам дает про­пор­цию 1 : 32, т. е. немно­гим боль­ше 6 тысяч.

Таким обра­зом, под­счи­тав все вме­сте, мы полу­чим:

Домаш­них рабов 40000
Рабов в сель­ском хозяй­стве 35000
Рабов в копях 10000
Рабов, заня­тых в ремес­ле, тор­гов­ле и море­пла­ва­нии 95000
Детей моло­же 12 лет 20000
Ста­ри­ков стар­ше 70 лет 6000
Все­го: 206000

Сюда не при­чис­ле­ны государ­ст­вен­ные рабы, меж­ду кото­ры­ми 1200 скиф­ских стрел­ков17.

Сюда же нуж­но при­ба­вить и сво­бод­ное насе­ле­ние:

Афи­нян 67000
Мете­ков 40000

Все­го от 308 до 313 тысяч жите­лей, или при­бли­зи­тель­но 122 чело­ве­ка на квад­рат­ный кило­метр.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Исполь­зо­ва­ние рабов для пере­тас­ки­ва­ния руды из глу­би­ны шах­ты на поверх­ность было обыч­ным и в Егип­те и в Испа­нии; по-види­мо­му, так было и в Атти­ке. По край­ней мере ни разу не ска­за­но о маши­нах, и эпи­тет «носи­те­ли меш­ков», давае­мый рабо­чим в копях, по-види­мо­му, с бо́льшим осно­ва­ни­ем мож­но при­ме­нить к тем меш­кам, кото­ры­ми они поль­зо­ва­лись с этой целью, чем к той одеж­де, в кото­рую они были оде­ты. См. у Бёка («Лаврий­ские копи»), кото­рый в кон­це кон­цов не выска­зы­ва­ет­ся реши­тель­но за послед­нее тол­ко­ва­ние. В под­твер­жде­ние мое­го тол­ко­ва­ния мож­но при­ве­сти то, что Пол­лукс во вто­рой фра­зе, где он употреб­ля­ет это сло­во (X, 149), непо­сред­ст­вен­но затем пере­хо­дит к деталь­но­му опи­са­нию про­цеду­ры труда и орудий рабо­чих. И у Геси­хия: «Носи­те­ли меш­ков — гор­ня­ки, пере­но­ся­щие посев­ную зем­лю (αρω­ματα) в меш­ках и в сум­ках, отче­го назы­ва­лись сумоч­ни­ка­ми». Поправ­ка, кото­рая заме­ня­ет сло­во ἀρῴ­ματά («посев­ная зем­ля») сло­вом ἀργυ­ρῳμα­τα («сереб­ря­ная посуда, сереб­ро»), долж­на быть удер­жа­на, несмот­ря на отри­ца­тель­ное отно­ше­ние ком­мен­та­то­ра.
  • 2Тогда был вопрос о том, чтобы граж­дан­ские пра­ва оста­вить толь­ко тем, кто име­ет «соб­ст­вен­ность в зем­ле», и 5 тысяч граж­дан были под угро­зой поте­ри этих прав (Дио­ни­сий Гали­кар­насский, Лисий, 32, и Фраг­мент это­го ора­то­ра, 33).
  • 3Демо­сфен в речи про­тив Леп­ти­на гово­рит, что у царя Лев­ко­на были в Атти­ке боль­шие земель­ные вла­де­ния (стр. 469, 5).
  • 4Ксе­но­фонт, Эко­но­мик, осо­бен­но гла­вы VII, IX и с XI до XVI.
  • 5Пан­тенет, как мы виде­ли, имел шах­ту, где работа­ли 30 рабов, и вто­рую, ценой в 90 мин, кото­рая долж­на была зани­мать не мень­шее чис­ло рук.
  • 6Стра­бон, III, стр. 147; Афи­ней, IV, стр. 23e. Сравн. Дио­дор, V, 37, цити­ро­ва­но у Бёка, «Лаврий­ские копи».
  • 7Ликург, Речь про­тив Лео­кра­та, стр. 179; Исей, О наслед­стве Эвк­те­мо­на, стр. 140.
  • 8[Псев­до] Ксе­но­фонт, Афин­ское государ­ство, I, 11.
  • 9Лисий, Про­тив Эра­то­сфе­на, стр. 395.
  • с.244
  • 10Исей, О наслед­стве Киро­на, стр. 218—220.
  • 11Так, Демо­сфен в сво­их мастер­ских имел трех рабов Ферри­пида, кото­рые полу­ча­ли жало­ва­нье (Демо­сфен, Про­тив Афо­ба, стр. 819, 26).
  • 12Рувел­ла де Кюс­сак (Rou­vel­lat de Cus­sac). Поло­же­ние рабов (1845, 2), стр. 79 и в дру­гих местах. Мно­гие граж­дане или из сооб­ра­же­ний выго­ды или под вли­я­ни­ем зако­на, запре­щав­ше­го дер­жать рабов без дела, нани­ма­ли их по ценам, кото­рые, есте­ствен­но, повы­ша­лись в дни убор­ки уро­жая. Но эта выго­да была для них гораздо мень­шей, чем для руко­во­ди­те­лей пред­при­я­тия, кото­рые в горя­чие момен­ты при­бе­га­ли к их помо­щи; не имея сами ника­ко­го спе­ци­аль­но­го про­из­вод­ства, они посы­ла­ли сво­их рабов как рабо­чих, одно­го за дру­гим на раз­лич­ные работы, где в них была нуж­да. Доба­вим, что в Афи­нах не было исклю­чи­тель­но наем­ных рабов, они были толь­ко про­даж­ные: ведь Афи­ны, как мы виде­ли выше, были одним из глав­ных рын­ков Гре­ции; может быть, опре­де­лен­ное коли­че­ство рабов тако­го рода долж­но под­ра­зу­ме­вать в той груп­пе, кото­рая сохра­ня­лась для тор­гов­ли и про­из­вод­ства.
  • 13«Я зани­ма­юсь ремеслом, кото­рое может при­не­сти мне мало выго­ды; им я зани­ма­юсь с трудом сам и не могу при­об­ре­сти себе (раба), кото­рый бы мне помог в нем» (Лисий, За неиму­ще­го, стр. 743—744). Это посо­бие дава­ли толь­ко тому, кто имел мень­ше 3 мин: это цена раба. См. у Терен­ция: жен­щи­на из Афин, «кото­рая хире­ет от горя и нуж­ды» (Бра­тья, IV, 3, 604), живет со сво­ей доче­рью и жен­щи­ной, кото­рая их кор­мит, и рабом, труд кото­ро­го под­дер­жи­ва­ет всю семью: «их он кор­мит, всю семью сво­им трудом один содер­жа» (там же, III, 4, 480).
  • 14Ксе­но­фонт, Эко­но­мик, IX, 5.
  • 15[Псев­до] Ксе­но­фонт, Афин­ское государ­ство, I, 11.
  • 16В Пари­же чис­ло детей, рож­даю­щих­ся вне бра­ка, состав­ля­ет при­бли­зи­тель­но треть чис­ла всех рож­де­ний. Чис­ло детей, рож­дав­ших­ся у рабов с согла­сия или без согла­сия хозя­ев, не долж­но быть мень­ше 23 чис­ла детей, кото­рые у них роди­лись бы в состо­я­нии сво­бо­ды.
  • 17Эсхин, О посоль­стве, стр. 336.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1414090756 1414090993 1414091339