А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава восьмая

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ В СЕМЬЕ И В ГОСУДАРСТВЕ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6

с.135

4

Такой образ дей­ст­вий Афин дик­то­вал­ся не толь­ко сооб­ра­же­ни­я­ми гуман­но­сти — это была хоро­шая и умная поли­ти­ка. Дей­ст­ви­тель­но, когда ярмо гне­та дела­лось черес­чур тяж­ким, рабы име­ли два сред­ства изба­вить­ся от него — вос­ста­ние и бег­ство: вос­ста­ние явля­ет­ся оруди­ем масс, когда рабы име­ют воз­мож­ность сго­во­рить­ся и дей­ст­во­вать заод­но, бег­ство — сред­ство каж­до­го с.136 в отдель­но­сти в обыч­ной изо­ли­ро­ван­ной раб­ской жиз­ни. Без сомне­ния, оба при­е­ма, самые раз­лич­ные в сво­ем про­яв­ле­нии, тем не менее явля­ют­ся оди­на­ко­во гибель­ны­ми для инте­ре­сов хозя­ев: один более силь­ный, но более ред­кий, дру­гой — более сла­бый, но непре­рыв­но повто­ря­ю­щий­ся. Конеч­но, про­тив это­го двой­но­го зла государ­ство и хозя­е­ва не были совер­шен­но без­оруж­ны­ми. Чтобы пред­у­предить вос­ста­ния рабов, ста­ра­лись делать более труд­ным их обще­ние друг с дру­гом, насколь­ко воз­мож­но, спо­соб­ст­во­вать изо­ля­ции их друг от дру­га, объ­еди­няя их в груп­пы, раз­лич­ные по про­ис­хож­де­нию и язы­ку1; осо­бен­но счи­та­ли нуж­ным их запу­ги­вать и сдер­жи­вать при помо­щи того пре­вос­ход­ства незна­чи­тель­ной по чис­лен­но­сти груп­пы над боль­шой мас­сой, кото­рое созда­ет­ся еди­ной и креп­кой орга­ни­за­ци­ей: на какие бы груп­пы ни дели­лось государ­ство, про­тив рабов долж­но было все­гда быть един­ство инте­ре­сов сре­ди хозя­ев2. Не было недо­стат­ка в таких сред­ствах, кото­рые поз­во­ля­ли удер­жать рабов или вер­нуть их под ярмо: цепи на ноги3, кан­да­лы на руки4, желез­ный ошей­ник на шею5 и после пер­во­го пре­ступ­ле­ния — клей­мо на лоб6. Если, несмот­ря на это, раб убе­гал, то все это по мень­шей мере явля­лось ули­ка­ми, кото­рые всюду сле­до­ва­ли за ним и свиде­тель­ст­во­ва­ли про­тив него. Раз он был заклей­мен, то хозя­и­ну было доста­точ­но предъ­явить на него свои тре­бо­ва­ния, объ­явив его сво­им бег­лым рабом. Он это делал при помо­щи пись­мен­ных или уст­ных объ­яв­ле­ний7, кото­рые сверх того обе­ща­ни­я­ми воз­на­граж­де­ния поощ­ря­ли жела­ние разыс­кать раба и все­ля­ли уве­рен­ность, что он будет выдан; это явля­ет­ся содер­жа­ни­ем папи­ру­са, опуб­ли­ко­ван­но­го Летрон­ном со столь инте­рес­ным и обшир­ным ком­мен­та­ри­ем8. Мы даже можем видеть зачат­ки орга­ни­за­ций, име­ю­щих целью такие пре­сле­до­ва­ния: были дого­во­ры о выда­че меж­ду отдель­ны­ми горо­да­ми, кон­трак­ты вза­им­но­го стра­хо­ва­ния меж­ду част­ны­ми лица­ми. Как при­мер такой ста­тьи о выда­че бег­лых рабов мож­но ука­зать на Ники­ев мир меж­ду Спар­той, с одной сто­ро­ны, и Афи­на­ми и их союз­ни­ка­ми — с дру­гой9; извест­но, что позд­нее Пер­сей, желая обес­пе­чить себе помощь про­тив рим­лян и при­влечь ахе­ян на свою сто­ро­ну, ука­зы­вал им на этот союз, как на сред­ство поло­жить пре­дел бег­ству рабов от ахе­ян, для кото­рых Македо­ния из-за их вза­им­ных несо­гла­сий была местом убе­жи­ща10. Что кара­ет­ся дого­во­ров о вза­им­ном стра­хо­ва­нии, то у нас есть инте­рес­ный образ­чик подоб­ных доку­мен­тов: у Анти­ме­на, или Анти­ге­на, полу­чив­ше­го от Алек­сандра при­каз о под­дер­жа­нии дорог в Вави­ло­нии, роди­лась идея подоб­но­го рода спе­ку­ля­ции. За пре­мию в 8 драхм в год он застра­хо­вы­вал хозя­и­ну вся­ко­го раба в опре­де­лен­ной сум­ме и извле­кал, по сло­вам Ари­сто­те­ля, огром­ные дохо­ды: вещь, вполне понят­ная, несмот­ря на неиз­мен­ность так­сы стра­хо­ва­ния для рабов раз­лич­ной оцен­ки. Услов­лен­ную пре­мию за всех полу­чал он; если же один из рабов бежал, то на сатра­па про­вин­ции воз­ла­га­лась обя­зан­ность или най­ти его или упла­тить день­ги11.

Все эти меры, как бы мно­го­чис­лен­ны они ни были, лишь кон­ста­ти­ру­ют зло, но вовсе не дока­зы­ва­ют, что они слу­жи­ли с.137 дей­ст­ви­тель­ным сред­ст­вом для его иско­ре­не­ния. Когда экс­цес­сы дес­по­тиз­ма бро­са­ли в среду рабов зер­на бро­же­ния, они вспы­хи­ва­ли ярким пла­ме­нем вос­ста­ний, и если рабы не лома­ли всех пре­град, то исче­за­ли тыся­ча­ми неожи­дан­ных и непред­виден­ных путей. Ино­гда рабы нахо­ди­ли для бег­ства широ­кие воз­мож­но­сти в тех потря­се­ни­ях, кото­рые про­из­во­ди­ли в государ­ствах внут­рен­ние вол­не­ния или ино­зем­ные втор­же­ния: дока­за­тель­ство — 20 тысяч афин­ских рабов, боль­шей частью рабо­чих, бежав­ших к спар­тан­цам в Деке­лею. Хит­рость и наси­лие были тогда уже бес­силь­ны. Раз­ве нена­висть к ярму и жаж­да сво­бо­ды у пора­бо­щен­ных клас­сов не ока­жут­ся более изо­бре­та­тель­ны­ми и более пло­до­твор­ны­ми в созда­нии сво­их воен­ных хит­ро­стей? Наси­лие и все сред­ства при­нуж­де­ния часто вызы­ва­ли взрыв, тем более ужас­ный, чем доль­ше они при­ме­ня­лись. Так, не было совер­шен­но вос­ста­ний в Афи­нах, где рабы были почти сво­бод­ны, но они были в Лаврий­ских копях, где рабы были при­став­ле­ны к тру­ду более тяже­ло­му и под­вер­га­лись более жесто­ко­му обра­ще­нию. Одна­жды они пере­би­ли сво­их сто­ро­жей, овла­де­ли укреп­ле­ни­ем на Суни­оне и дол­гое вре­мя опу­сто­ша­ли стра­ну12. Не менее зна­чи­тель­ные вос­ста­ния были на ост­ро­ве Хио­се, в государ­стве, кото­рое после Спар­та име­ло наи­боль­шее чис­ло рабов и кото­рое, не будучи так креп­ко орга­ни­зо­ва­но (как Спар­та), жела­ло дер­жать их в сво­ем пови­но­ве­нии таки­ми же акта­ми суро­во­сти. Рабы под­ня­лись почти все, когда в 412 г. афи­няне пошли вой­ной на Хиос; вслед­ст­вие сво­его пре­крас­но­го зна­ния мест­но­сти они при­чи­ня­ли жите­лям чрез­вы­чай­ные беды13. Они еще раз под­ня­ли вос­ста­ние неза­дол­го до вре­ме­ни, в кото­рое жил сира­ку­зя­нин Нифо­дор, кото­рый сохра­нил вос­по­ми­на­ния об этом собы­тии в сво­ей «Поезд­ке вдоль бере­гов Азии»14. Бежав в горы, они оттуда устрем­ля­лись на те дома, где неко­гда были раба­ми, и пре­да­ва­ли их гра­бе­жу и опу­сто­ше­нию. Все уси­лия сво­бод­ных не име­ли ника­ко­го успе­ха про­тив талан­та и сча­стья вождя бег­лых рабов Дри­ма­ка; сво­бод­ные долж­ны были при­нять усло­вия, кото­рые он пред­ло­жил, и, так ска­зать, пре­до­ста­вить в его пол­ное рас­по­ря­же­ние все свои богат­ства. В этом дого­во­ре Дри­мак ста­вил усло­вия от име­ни всех рабов; для себя и сво­их това­ри­щей в част­но­сти он потре­бо­вал при­зна­ния пра­ва брать во всех жит­ни­цах по сво­им весам и мерам, сколь­ко ему пока­жет­ся спра­вед­ли­вым; для дру­гих рабов он открыл убе­жи­ще или ско­рее три­бу­нал для бег­лых, при­ни­мая тех, обиды кото­рых были осно­ва­тель­ны, и воз­вра­щая назад тех, кото­рые бежа­ли без осно­ва­ния15. Мы видим здесь, как под над­зо­ром преж­не­го раба уста­нав­ли­ва­ет­ся по всем фор­мам суда пра­во бег­ства, как про­из­во­дит­ся, так ска­зать, уза­ко­нен­ное маро­дер­ство, как он сам для себя уста­нав­ли­ва­ет гра­ни­цы это­го зако­на. По какой-то стран­ной пре­врат­но­сти судь­бы хозя­ин работал на сво­его раба и отда­вал ему отчет в резуль­та­тах сво­его труда. Повин­ность не была так точ­но фик­си­ро­ва­на, как это было в поло­же­нии илота: раб узна­вал, сколь­ко собра­но, и брал, сколь­ко он счи­тал пра­виль­ным; а затем печать Дри­ма­ка, постав­лен­ная на фер­ме, пред­о­хра­ня­ла ее от вто­рич­ной с.138 кон­три­бу­ции. Он сам, обла­дав­ший вла­стью как гос­по­дин, и даже боль­ше, чем гос­по­дин, сре­ди сво­их, страш­ный для всех сво­бод­ных — сво­их дан­ни­ков, отправ­лял­ся в дни празд­ни­ков по дерев­ням как новый сеньор, полу­чая при­но­ше­ния, вино и жив­ность, пре­сле­дуя «дур­ные мыс­ли» и нака­зы­вая за заго­во­ры, устра­и­вае­мые про­тив него. В кон­це кон­цов на Хио­се ста­ли при­хо­дить в него­до­ва­ние от это­го дол­го­го и уни­зи­тель­но­го под­чи­не­ния. Но поло­жить ему конец суме­ли толь­ко под­ло­стью: за голо­ву Дри­ма­ка была назна­че­на высо­кая цена, и он, уже пре­ста­ре­лый, вслед­ст­вие ли утом­ле­ния жиз­нью или вслед­ст­вие недо­ве­рия к сво­им рабам, при­ка­зал одно­му моло­до­му чело­ве­ку, кото­ро­му он хотел добра, отру­бить ему голо­ву. Жите­ли Хиоса запла­ти­ли с удо­воль­ст­ви­ем, но им не при­шлось дол­го радо­вать­ся. Дей­ст­ви­тель­но, Дри­мак не был един­ст­вен­ной силой вос­ста­ния, ско­рее он один был сдер­жи­ваю­щим его нача­лом. Чис­ло рабов не умень­ши­лось, и они уже не име­ли сдер­жи­ваю­ще­го нача­ла. Слу­чаи бег­ства про­дол­жа­лись, но уже без кон­тро­ля; про­дол­жа­лись и гра­бе­жи, но уже без меры и веса. При таком уси­ле­нии бед­ст­вий жите­ли Хиоса при­бег­ли к тому, кого они поста­ви­ли вне зако­на, и воз­двиг­ли ему алтарь с над­пи­сью: «Герою-бла­го­де­те­лю»16.

Но это не было для Хиоса кон­цом всех несча­стий; этот народ, кото­рый пер­вым освя­тил обы­чай тор­гов­ли раба­ми, погиб из-за раб­ства и в раб­стве. Попав­ший в руки сво­их соб­ст­вен­ных рабов, пере­се­лен­ный в Кол­хиду после победы Мит­ри­да­та, он сохра­нил­ся толь­ко в посло­ви­це как вели­чай­ший при­мер ото­мщен­ной неспра­вед­ли­во­сти: «Хиос купил себе сво­его гос­по­ди­на»17.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.256
  • 1Этот совет дает Пла­тон, Зако­ны, VI, стр. 777, и Ари­сто­тель, Эко­но­мик, I, 5, в кон­це: «не при­об­ре­тать мно­го одно­пле­мен­ных рабов».
  • 2Пла­тон, Государ­ство, IX, стр. 578—579.
  • 3Ксе­но­фонт, Эко­но­мик, III, 4.
  • 4«Еги­пет­ский папи­рус» и ком­мен­та­рий к нему Летрон­на.
  • 5Пиньо­ри, О рабах.
  • 6«Если будет у нас клей­ме­ный бег­лый раб, он сой­дет у нас за пест­ро­го ряб­чи­ка» (Ари­сто­фан, Пти­цы, 758). По-види­мо­му, в Гре­ции был все­гда обы­чай отпе­ча­ты­вать эти зна­ки тон­ким кон­цом сти­ле­та, сво­его рода тату­и­ров­ка. В дру­гой пье­се Ари­сто­фан назы­ва­ет раба «клей­ме­ным», «стиг­ма­ти­ро­ван­ным» («Лиси­стра­та», 333); тот же смысл при­да­ет это­му сло­ву Пол­лукс (III, 67). См. тек­сты, при­веден­ные у Летрон­на.
  • 7Давая образ­цы таких объ­яв­ле­ний, кото­рые мы нахо­дим у Луки­а­на, Летронн при­во­дит изящ­ные под­ра­жа­ния у Мос­ха, Пет­ро­ния и Апу­лея. <То же самое мы видим в более ран­ней эпи­грам­ме Меле­а­г­ра из Гадар, An­thol. Pa­la­ti­na, V (177), 178.>
  • 8См. выше гл. 7. Были люди, спе­ци­аль­но назна­чен­ные для пре­сле­до­ва­ния этих бег­лых рабов, так назы­вае­мые «дра­пе­та­го­ги», «при­во­ди­те­ли бег­лых» (V). Такое назва­ние носи­ла одна пье­са Анти­фа­на (Афи­ней, IV, стр. 161c); Луки­ан дела­ет намек на это в «Хароне», 2.
  • 9Фукидид, IV, 118, § 7. В отдель­ном дого­во­ре, кото­рый был заклю­чен меж­ду Спар­той и Афи­на­ми, афи­няне обя­за­лись помо­гать спар­тан­цам про­тив всех раб­ских вос­ста­ний.
  • 10«Рабам, убе­гаю­щим из Ахайи, Македо­ния была убе­жи­щем». Пер­сей писал ахей­цам, что «…им нуж­но поду­мать, дабы в буду­щем не было подоб­но­го бег­ства рабов». Частич­но как раз вокруг это­го поло­же­ния вер­тят­ся спо­ры сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков сою­за с рим­ля­на­ми (Тит Ливий, X, 1, 23, 24). См. выше­ука­зан­ную работу Эгже, стр. 66.

    В кон­це кон­цов если не дали фор­маль­но­го обя­за­тель­ства об их выда­че, то при­ни­мать их у себя было уже обидой. Это был один из тех пунк­тов, кото­рые мегар­цы выстав­ля­ли про­тив афи­нян (Фукидид, I, 139). Наобо­рот, во фраг­мен­те декре­та, най­ден­ном на Акро­по­ле Афин, мож­но видеть, что один из жите­лей Хиоса удо­сто­ил­ся от афи­нян опре­де­лен­ных поче­стей за то, что он без­воз­мезд­но при­слал хозя­е­вам их бег­лых рабов, кото­рых он нашел на этом ост­ро­ве (Ран­га­бе, Гре­че­ские древ­но­сти, т. II, стр. 472). См. Летронн, О насе­ле­нии Атти­ки, стр. 206.

  • 11«Он дол­жен был в год пла­тить восемь драхм, если же раб убе­жит, полу­чить ту цену, кото­рую он заявил… И вся­кий раз, как убе­гал раб, он при­ка­зы­вав сатра­пу… най­ти его или выпла­тить гос­по­ди­ну его цену» (Ари­сто­тель, Эко­но­мик, II, конец, стр. 1352—1353, по изд. Бек­ке­ра. См. Бёк, 1, 13).
  • 12Вос­ста­ние рабов в Лаврий­ских копях упо­ми­на­ет­ся Афи­не­ем (VI, стр. 272) на осно­ва­нии свиде­тель­ства Посидо­ния и отне­се­но им ко вре­ме­ни вто­рой вой­ны с раба­ми в Сици­лии (104 г. до н. э.). Эта дата дает слиш­ком позд­нее вре­мя; в одном из при­ме­ча­ний к Афи­нею оно отне­се­но к вос­ста­нию кил­ли­ри­ев (<кил­ли­ки­ри­ев>), сира­куз­ских рабов (Геро­дот, VII, 155), т. е. ко вре­ме­нам Гело­на (484—477), что не выдер­жи­ва­ет кри­ти­ки; Бёк («О Лаврий­ских копях») отно­сит этот факт к эпо­хе Деке­лей­ской вой­ны; но каким обра­зом Фукидид, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет о бег­стве 20 тысяч рабов, мог не упо­мя­нуть о столь важ­ном фак­те? Бёк стро­ит свое пред­по­ло­же­ние на том, что из-за захва­та Деке­леи был укреп­лен Суни­он, что име­ло место в кон­це 413 г. (Фукидид, VIII, 4); но текст Посидо­ния самой фор­мой сво­его выра­же­ния пред­по­ла­га­ет, что эти укреп­ле­ния уже были, да это пред­по­ла­га­ет и вся обста­нов­ка собы­тий. Как эти тыся­чи рабов мог­ли дол­го гра­бить Атти­ку, если бы они не дер­жа­лись в укреп­лен­ном месте? Дио­дор («Экло­ги», XXXIV, 2, 18) при­ни­ма­ет вре­мя это­го собы­тия сов­па­даю­щим с эпо­хой пер­вой вой­ны с раба­ми в Сици­лии и ука­зы­ва­ет их чис­ло в тыся­чу чело­век, чего Афи­ней нам не сооб­ща­ет.
  • 13Фукидид, VIII, 40.
  • 14Афи­ней, VI, стр. 265—268.
  • 15«Я возь­му от любо­го из вас все то, что я возь­му вот для этих (сво­ей) мерой и весом; и взяв­ши доста­точ­но, запе­ча­тав­ши вот этой печа­тью склад, с.257 я осталь­ное остав­лю. Убе­гаю­щих же от вас рабов, разо­брав­ши при­чи­ну, если мне пока­жет­ся вер­ным, что они бежа­ли, испы­тав­ши от вас нечто непе­ре­но­си­мое, я возь­му к себе; если же они не ска­жут ниче­го пра­виль­но­го, я отправ­лю назад к хозя­е­вам» (Афи­ней, VI, стр 265e). В исто­рии позд­ней­ших вос­ста­ний рабов-негров подоб­ные фак­ты повто­ря­лись не раз.
  • 16Он дол­го оста­вал­ся окру­жен­ным почи­та­ни­ем бег­лых рабов и хозя­ев: бег­лые при­но­си­ли сюда начат­ки от добы­чи, хозя­е­ва гово­ри­ли, что бла­го­да­ря его откро­ве­ни­ям они спа­са­лись от коз­ней сво­их рабов; для них это было един­ст­вен­ным сред­ст­вом пред­у­предить эти коз­ни.
  • 17Нико­лай-пери­па­те­тик, Посидо­ний и поэт Эвпо­лис у Афи­нея, стр. 267. Древ­нее вос­ста­ние рабов на Само­се про­тив сво­их хозя­ев с после­до­вав­шим затем мир­ным дого­во­ром послу­жи­ло при­чи­ной осно­ва­ния Эфе­са, если мож­но верить Мала­ку в его «Лето­пи­си Сиф­ний­цев» (Афи­ней, там же).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1414110291 1414111044 1414603292