Дональд Дж. Уотс, Кэрол Мартин Уотс
(Donald J. Watts, Carol Martin Watts)

Древнеримский жилой комплекс

В мире науки, 1987, № 2 (Scientific American, 1986, № 12).

Дома-сады в Остии, постро­ен­ные во II в., спро­ек­ти­ро­ва­ны по стро­го­му гео­мет­ри­че­ско­му прин­ци­пу. Этот прин­цип опре­де­лял не толь­ко архи­тек­ту­ру зда­ний — от общей пла­ни­ров­ки до ком­по­зи­ции отдель­ных моза­ик, — но и имел фило­соф­ское содер­жа­ние

В устье реки Тибр, непо­да­ле­ку от аэро­пор­та Лео­нар­до да Вин­чи, нахо­дят­ся остат­ки горо­да Остии — гава­ни Древ­не­го Рима. Сре­ди живо­пис­ных руин в этой бога­той архео­ло­ги­че­ски­ми наход­ка­ми мест­но­сти осо­бый инте­рес пред­став­ля­ют остат­ки жилых и тор­го­вых поме­ще­ний, а так­же садов, состав­ляв­ших вме­сте с ними жилые ком­плек­сы, назы­вае­мые «дома-сады». Одна из осо­бен­но­стей домов-садов заклю­ча­ет­ся в том, что они име­ли ком­плекс­ную пла­ни­ров­ку и были на удив­ле­ние близ­ки совре­мен­ным жилым ком­плек­сам. Сей­час их раз­ру­шен­ные сте­ны едва дости­га­ют уров­ня пер­во­го эта­жа, а там, где когда-то были кра­си­вые сады, рас­тет сор­няк. Одна­ко даже в раз­ру­шен­ном виде эти дома созда­ют впе­чат­ле­ние еди­ной пла­ни­ров­ки.

Про­веден­ное нами деталь­ное обсле­до­ва­ние домов-садов было частью работы по изу­че­нию древ­не­рим­ских жилищ. В ходе это­го обсле­до­ва­ния нам уда­лось опре­де­лить клю­че­вую осо­бен­ность их про­ек­тов: еди­ный гео­мет­ри­че­ский прин­цип, про­яв­ля­ю­щий­ся во всех мас­шта­бах — от общей кон­фи­гу­ра­ции до рисун­ка моза­и­ки, кото­рой были выло­же­ны полы. Этот прин­цип, в осно­ве кото­ро­го лежит квад­рат и осо­бый спо­соб его чле­не­ния, назы­ва­ет­ся «свя­щен­ным сече­ни­ем». Обес­пе­чи­вая про­пор­цио­наль­ность всех частей ком­плек­са и частей к цело­му, «свя­щен­ное сече­ние» поз­во­ля­ло достичь кон­струк­тив­но­го един­ства и гар­мо­нии. Для древ­них рим­лян, в част­но­сти для неиз­вест­но­го архи­тек­то­ра домов-садов в Остии, это сече­ние, воз­мож­но, заклю­ча­ло в себе более глу­бо­кий, фило­соф­ский смысл.

В пери­од сво­его рас­цве­та в I—II вв. Остия была густо­на­се­лен­ной тор­го­вой гава­нью и пор­том для галер. Ее скла­ды были запол­не­ны пше­ни­цей, мас­лом и вином, пред­на­зна­чав­ших­ся для сто­ли­цы импе­рии. В резуль­та­те упад­ка Рим­ской импе­рии Остия утра­ти­ла свое зна­че­ние. Из-за нано­сов дель­та Тиб­ра посте­пен­но пере­ста­ла быть судо­ход­ной, берег ото­дви­нул­ся на запад и город ока­зал­ся уда­лен­ным от побе­ре­жья. К IX в. люди поки­ну­ли его и в тече­ние сле­дую­ще­го тыся­че­ле­тия пери­о­ди­че­ские навод­не­ния погреб­ли его руи­ны в иле.

Посте­пен­ное заили­ва­ние Тиб­ра близ Остии, так же как и извер­же­ние Везу­вия в 79 г. близ Пом­пеи и Гер­ку­ла­ну­ма, обра­зо­ва­ли «сокро­вищ­ни­цу инфор­ма­ции» об архи­тек­ту­ре жилищ Древ­не­го Рима. (В самом Риме в резуль­та­те пере­стро­ек боль­шая часть древ­них домов была раз­ру­ше­на). Остат­ки этих горо­дов по сво­ей инфор­ма­тив­ной зна­чи­мо­сти допол­ня­ют друг дру­га. В Пом­пее и Гер­ку­ла­ну­ме хоро­шо сохра­ни­лись мно­гие при­ме­ры тра­ди­ци­он­но­го одно­се­мей­но­го дома, do­mus, с его харак­тер­ным рас­по­ло­же­ни­ем ком­нат вокруг цен­траль­но­го атри­ума. В густо­на­се­лен­ной Остии, как и в самом Риме, толь­ко очень бога­тые люди мог­ли постро­ить себе do­mus, сред­ние же и низ­шие клас­сы жили в трех-, шести­этаж­ных «мно­го­квар­тир­ных» зда­ни­ях, назы­вав­ших­ся in­su­lae. В пер­вой поло­вине нынеш­не­го сто­ле­тия в Остии было рас­ко­па­но мно­го in­su­lae, из кото­рых дома-сады явля­ют­ся наи­бо­лее инте­рес­ны­ми при­ме­ра­ми это­го типа соору­же­ний.

Мы не зна­ем, кто спро­ек­ти­ро­вал дома-сады, одна­ко извест­но, что они были постро­е­ны при­мер­но в 128 г. во вре­мя прав­ле­ния импе­ра­то­ра Адри­а­на. Стро­и­тель­ство новой искус­ст­вен­ной гава­ни близ Остии импе­ра­то­ром Тра­я­ном — пред­ше­ст­вен­ни­ком Адри­а­на — при­ве­ло к воз­рас­та­нию роли Остии как «ворот» для импор­та това­ров в Рим. Боль­шой поток имми­гран­тов, при­бы­вав­ших в Остию (ее насе­ле­ние вырос­ло почти до 50 тыс. чело­век), вызвал необ­хо­ди­мость пере­строй­ки боль­шей части горо­да: do­mus были заме­не­ны мас­сив­ны­ми in­su­lae, постро­ен­ны­ми из бето­на, обли­цо­ван­ны­ми кир­пи­чом и имев­ши­ми свод­ча­тые пере­кры­тия. Хотя Тра­ян и Адри­ан были орга­ни­за­то­ра­ми широ­ко­го стро­и­тель­ства, круп­ней­шая стро­и­тель­ная «про­грам­ма» воз­веде­ния домов-садов была, веро­ят­но, част­ным пред­при­я­ти­ем. Судя по все­му, эти соору­же­ния пред­на­зна­ча­лись для зажи­точ­ных куп­цов: их стро­и­ли вбли­зи моря, подаль­ше от шум­ных при­ча­лов, ком­на­ты в них были необыч­но боль­ши­ми и бога­то укра­шен­ны­ми, неко­то­рые же из домов-садов были про­сто рос­кош­ны­ми.

Жилой ком­плекс имел сплошь застро­ен­ный пери­метр, непра­виль­ная фор­ма кото­ро­го опре­де­ля­лась суще­ст­во­вав­ши­ми ули­ца­ми, окру­жав­ши­ми пря­мо­уголь­ный двор раз­ме­ром при­мер­но 100 × 80 м (см. рису­нок на с. 89). Внут­ри дво­ра были два боль­ших отдель­но сто­яв­ших зда­ния. В каж­дом из них нахо­ди­лись одно­тип­ные жили­ща, четы­ре из кото­рых рас­по­ла­га­лись на пер­вом эта­же. Жили­ща име­ли цен­траль­ное про­стран­ство и глав­ный про­ход, выпол­няв­ший роль атри­ума и кото­рый мож­но было бы назвать me­dia­num. По кра­ям это­го длин­но­го поме­ще­ния, осве­щен­но­го окна­ми в наруж­ной стене, нахо­ди­лись две дру­гие боль­шие ком­на­ты. Несколь­ко неболь­ших, без окон, спа­лен при­мы­ка­ли к me­dia­num, через кото­рый обес­пе­чи­вал­ся в них доступ све­та и возду­ха.

В зда­ни­ях по пери­мет­ру на пер­вом эта­же нахо­ди­лось по край­ней мере еще 9 жилищ, а так­же при­мер­но 40 тор­го­вых поме­ще­ний. Все жили­ща на пер­вом эта­же в зда­ни­ях внут­ри дво­ра и в боль­шин­стве зда­ний, рас­по­ло­жен­ных по пери­мет­ру, име­ли внут­рен­нюю лест­ни­цу, веду­щую в мезо­нин. Отдель­ные лест­ни­цы, кото­рые вели пря­мо во двор или на ули­цу, обес­пе­чи­ва­ли доступ на верх­ние эта­жи. О верх­них эта­жах извест­но совсем мало, посколь­ку в садо­вых домах уце­лел толь­ко пер­вый этаж. По тол­щине стен мож­но пред­по­ло­жить, что зда­ния име­ли четы­ре эта­жа, вклю­чая мезо­нин. В зави­си­мо­сти от раз­ме­ра верх­них поме­ще­ний и нали­чия мезо­ни­нов весь жилой ком­плекс мог иметь от 40 до 100 жилищ. Он, веро­ят­но, вме­щал от 400 до 700 жите­лей, вклю­чая лавоч­ни­ков, жив­ших в сво­их лав­ках.

В целом, ком­плекс ори­ен­ти­ро­ван при­мер­но по стра­нам све­та: его фрон­таль­ная часть и глав­ные ворота обра­ще­ны на восток. Кон­тур ком­плек­са име­ет непра­виль­ную фор­му и имен­но пря­мо­уголь­ный двор при­да­ет все­му ком­плек­су гео­мет­ри­че­ский порядок. Его глав­ная ось про­хо­дит меж­ду дву­мя дво­ро­вы­ми зда­ни­я­ми и соеди­ня­ет глав­ные, восточ­ные, ворота с мень­ши­ми по раз­ме­ру запад­ны­ми ворота­ми. Дру­гая ось, иду­щая с севе­ра на юг, про­хо­дит через кры­тые про­хо­ды, разде­ля­ю­щие эти зда­ния попо­лам. О вто­ро­сте­пен­ном зна­че­нии этой оси гово­рит тот факт, что север­ные и южные ворота сме­ще­ны от нее. Две эти оси пере­се­ка­ют­ся в цен­тре ком­плек­са. Веро­ят­но, что этот центр под­чер­ки­вал­ся и в плане бла­го­устрой­ства участ­ка (отмет­ка цен­тра свой­ст­вен­на древ­не­рим­ским архи­тек­тур­ным кано­нам), одна­ко мы не можем утвер­ждать это со всей опре­де­лен­но­стью: все, что оста­лось от быв­ших садов, — это 6 фон­та­нов вдоль восточ­ной и запад­ной стен дво­ра, из кото­рых жите­ли чер­па­ли воду.

Как фон­та­ны, так и зда­ния во дво­ре ока­за­лись клю­че­вы­ми эле­мен­та­ми в гео­мет­ри­че­ском поряд­ке домов-садов. По мере того как мы обме­ря­ли и обсле­до­ва­ли все части ком­плек­са, мы все боль­ше убеж­да­лись в том, что в осно­ве ком­плек­са лежит архи­тек­тур­ный замы­сел, а так­же в том, что раз­ме­ры и место­на­хож­де­ние зда­ний во дво­ре не были слу­чай­ны­ми. Пыта­ясь выявить общий гео­мет­ри­че­ский прин­цип, нами были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны десят­ки гео­мет­ри­че­ских схем, кото­ры­ми мог­ли бы поль­зо­вать­ся древ­ние стро­и­те­ли. Нако­нец, мы при­шли к идее «свя­щен­но­го сече­ния».

«Свя­щен­ное сече­ние» полу­ча­ет­ся путем неслож­ных гео­мет­ри­че­ских постро­е­ний (см. рису­нок на с. 92), напри­мер с помо­щью пра­ви­ла и цир­ку­ля. Оба эти инстру­мен­та, как упо­ми­на­ет­ся в трудах Вит­ру­вия, исполь­зо­ва­лись древ­не­рим­ски­ми стро­и­те­ля­ми при раз­бив­ке пла­нов на мест­но­сти. Сна­ча­ла чер­тит­ся квад­рат (исход­ный квад­рат) и его диа­го­на­ли, затем — чет­вер­ти окруж­но­сти с цен­тра­ми по углам квад­ра­та, при­чем ради­ус каж­дой окруж­но­сти равен поло­вине диа­го­на­ли. Дуги окруж­но­стей про­хо­дят через центр квад­ра­та и пере­се­ка­ют две его смеж­ные сто­ро­ны. Каж­дая сто­ро­на квад­ра­та ока­зы­ва­ет­ся разде­лен­ной на три отрез­ка, самый боль­шой из них нахо­дит­ся в цен­тре. После соеди­не­ния точек пере­се­че­ния полу­ча­ет­ся сет­ка, деля­щая исход­ный квад­рат на 9 частей. В цен­тре этой сет­ки нахо­дит­ся еще один квад­рат (квад­рат «свя­щен­но­го сече­ния»), кото­рый может быть исход­ным для сле­дую­ще­го «свя­щен­но­го сече­ния».

Тер­мин «свя­щен­ное сече­ние» не явля­ет­ся древним; он был при­ду­ман око­ло 20 лет назад дат­ским уче­ным Тон­сом Брю­не­сом. Ока­зы­ва­ет­ся, дли­на дуги при «свя­щен­ном сече­нии» рав­на, с точ­но­стью до 0,6 %, длине диа­го­на­ли пря­мо­уголь­ни­ка, состав­ля­ю­ще­го поло­ви­ну исход­но­го квад­ра­та. Соглас­но Брю­не­су, это почти равен­ство длин дуги и пря­мой линии, долж­но быть, при­ве­ло древ­них стро­и­те­лей к выво­ду, что они нашли эмпи­ри­че­ский спо­соб спрям­ле­ния окруж­но­сти, т. е. постро­е­ния квад­ра­та, пери­метр кото­ро­го равен длине дан­ной окруж­но­сти, или наобо­рот. (Спрям­ле­ние окруж­но­сти не может быть выпол­не­но точ­но, посколь­ку пери­метр квад­ра­та — чис­ло рацио­наль­ное, тогда как дли­на окруж­но­сти про­пор­цио­наль­на ирра­цио­наль­но­му чис­лу π). Для древ­них гео­мет­ров круг сим­во­ли­зи­ро­вал непо­зна­вае­мое, духов­ную часть Все­лен­ной, а квад­рат — позна­вае­мый мир. Спрям­ле­ние окруж­но­сти было сред­ст­вом выра­же­ния непо­зна­вае­мо­го через позна­вае­мое, т. е. духов­но­го, или свя­щен­но­го, через извест­ное. Отсюда тер­мин «свя­щен­ное сече­ние».

Хотя в сочи­не­ни­ях Вит­ру­вия не гово­рит­ся непо­сред­ст­вен­но о «свя­щен­ном сече­нии», он отме­ча­ет важ­ность гео­мет­ри­че­ских постро­е­ний как спо­со­ба дости­же­ния того, что он счи­тал основ­ным досто­ин­ст­вом кон­струк­ции: про­пор­цио­наль­но­сти раз­лич­ных эле­мен­тов. Брю­нес про­следил при­ме­не­ние «свя­щен­но­го сече­ния» от Древ­не­го Егип­та, затем Древ­ней Гре­ции и Рима до сред­не­ве­ко­вой Евро­пы. (Он счи­та­ет, что идея «свя­щен­но­го сече­ния» была при­вне­се­на из Егип­та в Гре­цию в VI в. до н. э. бла­го­да­ря Пифа­го­ру). Брю­нес обна­ру­жил, что «свя­щен­ное сече­ние» при­ме­ня­лось в про­ек­те рим­ско­го Пан­тео­на, постро­ен­но­го при­мер­но в то же вре­мя, что и дома-сады в Остии.

«Свя­щен­ное сече­ние» лежит в осно­ве постро­е­ния домов-садов, начи­ная от общей пла­ни­ров­ки ком­плек­са. После­до­ва­тель­ность трех сече­ний трех исход­ных квад­ра­тов опре­де­ля­ет как раз­мер, так и поло­же­ние зда­ний во дво­ре, а сле­до­ва­тель­но, и откры­тых про­странств внут­ри дво­ра (см. рису­нок на с. 93). Сече­ния под­чер­ки­ва­ют центр и оси жило­го ком­плек­са, при­да­вая ему фор­маль­ное един­ство. Самый боль­шой исход­ный квад­рат при­мер­но отве­ча­ет непра­виль­но­му пери­мет­ру ком­плек­са. Этот квад­рат не был выбран про­из­воль­но, посколь­ку впи­сан­ная в него окруж­ность про­хо­дит через углы дво­ра. Точ­ка, сов­па­даю­щая с цен­тром как окруж­но­сти, так и квад­ра­та, явля­ет­ся цен­тром ком­плек­са. «Свя­щен­ное сече­ние» восточ­ной и запад­ной сто­рон квад­ра­та опре­де­ля­ет направ­ля­ю­щие линии, кото­рые сов­па­да­ют с самы­ми север­ны­ми и южны­ми сте­на­ми зда­ний внут­ри дво­ра. Эти сте­ны под­чер­ки­ва­ют гла­вен­ст­ву­ю­щую роль оси, иду­щей с восто­ка на запад.

Сто­ро­на сле­дую­ще­го исход­но­го квад­ра­та рав­на ширине дво­ра. Посколь­ку двор име­ет пря­мо­уголь­ную фор­му, восточ­ная и запад­ная сто­ро­ны квад­ра­та не сов­па­да­ют с гра­ни­ца­ми дво­ра; они точ­но сов­па­да­ют с внут­рен­ни­ми гра­ни­ца­ми шести фон­та­нов. «Свя­щен­ные сече­ния» это­го квад­ра­та опре­де­ля­ют сле­дую­щие струк­тур­ные линии: про­доль­ные оси зда­ний внут­ри дво­ра, вдоль кото­рых мас­сив­ные сте­ны разде­ля­ли смеж­ные ком­на­ты. Про­доль­ные сте­ны зда­ний допол­ни­тель­но под­чер­ки­ва­ли ори­ен­та­цию ком­плек­са в направ­ле­нии «восток — запад».

«Свя­щен­ное сече­ние» квад­ра­та в цен­тре вто­ро­го исход­но­го квад­ра­та слу­жит третьим и послед­ним исход­ным квад­ра­том. Его «свя­щен­ные сече­ния» в свою оче­редь отме­ча­ют поло­же­ние внут­рен­них стен зда­ний внут­ри дво­ра, рас­по­ло­жен­ных бли­же все­го к цен­тру ком­плек­са и обра­зу­ю­щих цен­траль­ный коридор, иду­щий с восто­ка на запад. Три исход­ных квад­ра­та явля­ют­ся кон­цен­три­че­ски­ми, а их «свя­щен­ные сече­ния» как бы вло­же­ны друг в дру­га, обра­зуя подо­бие луко­ви­цы.

«Свя­щен­ные сече­ния» не толь­ко объ­еди­ня­ют ком­плекс в еди­ное целое, но и опре­де­ля­ют постро­е­ние отдель­ных зда­ний. Напри­мер, диа­го­наль само­го мало­го квад­ра­та «свя­щен­но­го сече­ния» в упо­мя­ну­той выше после­до­ва­тель­но­сти рав­на ширине дво­ро­вых зда­ний. Кро­ме того, дли­на каж­до­го зда­ния в пять раз пре­вы­ша­ет дли­ну сто­ро­ны квад­ра­тов. Цен­траль­ный квад­рат из после­до­ва­тель­но­сти пяти квад­ра­тов охва­ты­ва­ет лест­нич­ные клет­ки и вести­бюли зда­ния, а квад­ра­ты по обе­им сто­ро­нам опре­де­ля­ют раз­ме­ры жилых поме­ще­ний.

Гео­мет­рии под­чи­не­на и пла­ни­ров­ка отдель­ных жилищ зда­ний внут­ри дво­ра (см. рису­нок на с. 94). В дан­ном слу­чае «свя­щен­ное сече­ние» слу­жит не сред­ст­вом рас­по­ло­же­ния кон­струк­тив­ных эле­мен­тов, а как «источ­ник» ряда про­пор­цио­наль­ных, цело­чис­лен­ных раз­ме­ров, опре­де­ля­ю­щих пла­ни­ров­ку поме­ще­ния. Диа­го­наль исход­но­го квад­ра­та рав­на 58 рим­ским футам (один рим­ский фут равен 0,295 м), т. е. внеш­ней ширине зда­ний внут­ри дво­ра. Сто­ро­на квад­ра­та рав­на 41 рим­ско­му футу. Два после­до­ва­тель­ных «свя­щен­ных сече­ния» дают отрез­ки дли­ной 17, 12, 7 и 5 рим­ских футов.

Эти раз­ме­ры, или их крат­ные, фигу­ри­ру­ют в плане поме­ще­ний. Внут­рен­няя шири­на поме­ще­ний рав­на 28 футам, или четы­ре раза по 7 футов. Шири­на me­dia­num и спа­лен рав­на поло­вине ука­зан­ной шири­ны, или 14 футам. Шири­на окон в самой боль­шой ком­на­те состав­ля­ет 5 футов; рас­сто­я­ние меж­ду ними — 2 фута, поэто­му шири­на окон­но­го эле­мен­та рав­на 7 футам. Шири­на вести­бю­лей рав­на 5 футам, а обще­го поме­ще­ния, вклю­чаю­ще­го кры­тый про­ход и лест­ни­цу, веду­щую на верх­ние эта­жи, — 17 футам. Такие раз­ме­ры, веро­ят­но, име­ли не про­сто прак­ти­че­ское зна­че­ние для архи­тек­то­ра садо­вых домов: они повто­ря­ют ряд чисел при вычис­ле­нии кор­ня квад­рат­но­го из двух. Про­цеду­ра начи­на­ет­ся с квад­ра­та, сто­ро­на кото­ро­го при­ни­ма­ет­ся рав­ной еди­ни­це. Диа­го­наль квад­ра­та, по тео­ре­ме Пифа­го­ра рав­ная √2, при­ни­ма­ет­ся при­мер­но рав­ной еди­ни­це. Затем диа­го­наль добав­ля­ет­ся к сто­роне квад­ра­та для полу­че­ния сто­ро­ны боль­ше­го квад­ра­та. Диа­го­наль вто­ро­го квад­ра­та при­мер­но рав­на диа­го­на­ли пер­во­го квад­ра­та, добав­лен­ной для двой­но­го уве­ли­че­ния сто­ро­ны пер­во­го квад­ра­та. Строя после­до­ва­тель­ность квад­ра­тов таким обра­зом и деля диа­го­наль каж­до­го квад­ра­та на его сто­ро­ну, мож­но полу­чить сле­дую­щий ряд: 11, 32, 75, 1712, 4129 и т. д. Этот ряд схо­дит­ся к √2.

Тот же ряд может быть полу­чен с помо­щью квад­ра­тов и «свя­щен­ных сече­ний», посколь­ку отно­ше­ние сто­ро­ны квад­ра­та к ради­у­су дуги сече­ния так­же рав­но √2. (В этом слу­чае сто­ро­на каж­до­го квад­ра­та в после­до­ва­тель­но­сти стро­ит­ся добав­ле­ни­ем сто­ро­ны преды­ду­ще­го квад­ра­та, уве­ли­чи­вая в два раза его «свя­щен­ное сече­ние»). Пятый квад­рат в этой после­до­ва­тель­но­сти име­ет сто­ро­ну, рав­ную 41 и «свя­щен­ное сече­ние» 29, как и квад­рат, опре­де­ля­ю­щий пла­ни­ров­ку жилых поме­ще­ний домов-садов.

Осно­вы­вая пла­ни­ров­ку на после­до­ва­тель­но­сти чисел, схо­дя­щей­ся к √2, архи­тек­тор домов-садов нахо­дил фило­соф­ское выра­же­ние идеи, сход­ной с иде­ей спрям­ле­ния окруж­но­сти (что экви­ва­лент­но при­бли­же­нию к π). В обо­их слу­ча­ях «свя­щен­ное сече­ние» слу­жи­ло сред­ст­вом выра­же­ния ирра­цио­наль­но­го и неопре­де­ля­е­мо­го через рацио­наль­ное и опре­де­ля­е­мое.

В наи­мень­шем мас­шта­бе в домах-садах «свя­щен­ное сече­ние» опре­де­ля­ет ком­по­зи­ции моза­и­ки пола, а так­же рос­пи­си стен и потол­ка. Ни одно из этих укра­ше­ний в зда­ни­ях внут­ри дво­ра не сохра­ни­лось доста­точ­но хоро­шо, одна­ко неко­то­рые из них уце­ле­ли в зда­ни­ях по пери­мет­ру. В доме, назы­вав­шем­ся «Домом муз», в севе­ро-восточ­ной части ком­плек­са, квад­рат­ный пол одной из ком­нат почти пол­но­стью покрыт моза­и­кой. В цен­тре моза­ич­но­го рисун­ка нахо­дит­ся квад­рат­ный меда­льон; его раз­мер опре­де­ля­ет­ся «свя­щен­ным сече­ни­ем» квад­ра­та, ограж­даю­ще­го внеш­нюю гра­ни­цу моза­и­ки. Подоб­ные рисун­ки обна­ру­же­ны и в дру­гих частях домов-садов. В неко­то­рых слу­ча­ях моза­ич­ные укра­ше­ния в раз­лич­ных ком­на­тах одно­го и того же жили­ща были, по-види­мо­му, свя­за­ны меж­ду собой раз­ме­ра­ми и гео­мет­ри­ей. Напри­мер, моза­и­ка в одной ком­на­те мог­ла иметь раз­мер квад­ра­та «свя­щен­но­го сече­ния» моза­и­ки в боль­шой ком­на­те. Поми­мо моза­и­ки пола боль­шин­ство ком­нат в домах-садах име­ли ярко рас­пи­сан­ные потол­ки и сте­ны. Ни один из рисун­ков потол­ков не сохра­нил­ся пол­но­стью, одна­ко име­ет­ся доста­точ­ное чис­ло фраг­мен­тов одно­го из них, по кото­рым мож­но вос­ста­но­вить его ком­по­зи­цию. Как и моза­и­ка пола, он был квад­рат­ным и нахо­дил­ся в цен­тре потол­ка. «Свя­щен­ные сече­ния» внеш­не­го квад­ра­та опре­де­ля­ют поло­же­ние двух систем дуг; квад­рат «свя­щен­но­го сече­ния» внеш­ней гра­ни­цы делит­ся вто­рич­но и опре­де­ля­ет цен­траль­ный меда­льон.

Рос­пись внут­рен­них стен так­же под­чи­не­на «свя­щен­но­му сече­нию». Конеч­но, мно­гие сте­ны не были квад­рат­ны­ми. Тем не менее ком­по­зи­ция почти всех сохра­нив­ших­ся рос­пи­сей, по-види­мо­му, осно­ва­на на вооб­ра­жае­мом исход­ном квад­ра­те со сто­ро­ной, рав­ной ширине сте­ны. Гео­мет­рия «свя­щен­но­го сече­ния» опре­де­ля­ет не толь­ко рас­по­ло­же­ние основ­ных эле­мен­тов ком­по­зи­ции, но так же, как и в пла­ни­ров­ке жилищ, зада­ет после­до­ва­тель­ность чисел, опре­де­ля­ю­щих глав­ные раз­ме­ры настен­ных рисун­ков.

«Свя­щен­ное сече­ние» — это лишь один из мно­го­чис­лен­ных гео­мет­ри­че­ских рисун­ков (боль­шин­ство из них цен­тра­ли­зо­ва­ны и име­ют оси), обна­ру­жен­ных в архи­тек­ту­ре древ­не­рим­ских соору­же­ний. Одна­ко его повто­ре­ние во всех мас­шта­бах в домах-садах Остии свиде­тель­ст­ву­ет о том, что он имел опре­де­лен­ное риту­аль­ное зна­че­ние. В насто­я­щее вре­мя мы пыта­ем­ся обна­ру­жить «свя­щен­ные сече­ния» в архи­тек­ту­ре дру­гих древ­не­рим­ских соору­же­ний. Наши изме­ре­ния пока­за­ли, что этим про­фи­лям под­чи­ня­ют­ся пла­ни­ров­ка и укра­ше­ния мно­гих одно­се­мей­ных домов в Пом­пее и Гер­ку­ла­ну­ме, постро­ен­ных на 1—3 сто­ле­тия рань­ше, чем дома-сады. «Свя­щен­ные сече­ния», оче­вид­но, при­сут­ст­ву­ют и в архи­тек­ту­ре do­mus, сохра­нив­ших­ся после того, как древ­не­рим­ские архи­тек­то­ры ста­ли про­ек­ти­ро­вать дома с боль­шим коли­че­ст­вом ком­нат. Конеч­но, «свя­щен­ные сече­ния» при­ме­ня­лись не толь­ко в домах-садах Остии. Как уже упо­ми­на­лось выше, Брю­нес обна­ру­жил этот прин­цип в архи­тек­ту­ре рим­ско­го Пан­тео­на. Воз­мож­но, они так­же исполь­зо­ва­лись в город­ском пла­ни­ро­ва­нии: мы обна­ру­жи­ли, на наш взгляд, дока­за­тель­ство того, что в пла­ни­ров­ке цело­го древ­не­рим­ско­го горо­да, постро­ен­но­го на Ближ­нем Восто­ке в I в., исполь­зо­вал­ся гео­мет­ри­че­ский прин­цип «свя­щен­но­го сече­ния».


Дома-сады были рас­ко­па­ны вме­сте с осталь­ной частью Остии в пер­вой поло­вине нынеш­не­го сто­ле­тия. Жилой ком­плекс, постро­ен­ный при­мер­но в 128 г., состо­ял из двух зда­ний, нахо­див­ших­ся в пря­мо­уголь­ном дво­ре, окру­жен­ном сплош­ной застрой­кой. Фото­гра­фи­ро­ва­ние про­из­во­ди­лось свер­ху вдоль глав­ной оси ком­плек­са, иду­щей с восто­ка на запад. На пере­д­нем плане вид­ны глав­ные (восточ­ные) ворота. «Дом муз» в севе­ро-восточ­ной части ком­плек­са был реста­ври­ро­ван.

Остия энер­гич­но застра­и­ва­лась во II в. Стро­и­тель­ство новой искус­ст­вен­ной гава­ни (не пока­за­на) на Тиррен­ском море при­ве­ло к воз­рас­та­нию роли Остии как глав­но­го пор­та Рим­ской импе­рии. Това­ры, кото­рые импор­ти­ро­ва­лись из стран Сре­ди­зем­но­мо­рья, пере­прав­ля­лись из Остии в Рим (уда­лен­ном от нее на 25 км) по реке Тибр. Когда насе­ле­ние Остии достиг­ло при­мер­но 50 тыс. чело­век, было постро­е­но мно­го жилых зда­ний, вклю­чая дома-сады (выде­ле­но цве­том). Рису­нок выпол­нен по маке­ту, создан­но­му по сохра­нив­шим­ся остат­кам горо­да.

План пер­во­го эта­жа домов-садов. Глав­ная ось (восток — запад) и вто­ро­сте­пен­ная ось (север — юг) пере­се­ка­ют­ся в цен­тре ком­плек­са. Зда­ния, по-види­мо­му, были четы­рех­этаж­ны­ми. Каж­дое из 17 жилищ на пер­вом эта­же состо­я­ло из несколь­ких ком­нат, окру­жав­ших цен­траль­ное поме­ще­ние, кото­рое мог­ло назы­вать­ся me­dia­num (розо­вый). Ком­плекс вклю­чал так­же мно­же­ство тор­го­вых поме­ще­ний (крас­ный).

«Свя­щен­ное сече­ние» исход­но­го квад­ра­та полу­ча­ет­ся путем про­веде­ния дуг окруж­но­стей (с цен­тра­ми в углах квад­ра­та), про­хо­дя­щих через центр квад­ра­та (ввер­ху). Соеди­няя точ­ки пере­се­че­ния дуг со сто­ро­на­ми квад­ра­та, мож­но полу­чить сет­ку, деля­щую квад­рат на девять частей; цен­траль­ный квад­рат назы­ва­ет­ся квад­ра­том «свя­щен­но­го сече­ния». Дли­на каж­дой дуги AB рав­на, с точ­но­стью до 0,6 %, длине диа­го­на­ли CD пря­мо­уголь­ни­ка, состав­ля­ю­ще­го поло­ви­ну исход­но­го квад­ра­та (в цен­тре). Метод «свя­щен­но­го сече­ния» поз­во­ля­ет при­бли­зи­тель­но решить зада­чу спрям­ле­ния окруж­но­сти: пери­метр квад­ра­та, обра­зо­ван­но­го из четы­рех отрез­ков CD, при­мер­но равен длине окруж­но­сти, обра­зо­ван­ной из четы­рех дуг «свя­щен­но­го сече­ния» (вни­зу).

Гео­мет­ри­че­ский порядок домов-садов в Остии обес­пе­чи­вал­ся тре­мя после­до­ва­тель­ны­ми «свя­щен­ны­ми сече­ни­я­ми». В квад­рат, при­мер­но сов­па­даю­щий с пери­мет­ром ком­плек­са, впи­са­на окруж­ность, про­хо­дя­щая через углы дво­ра (a). «Свя­щен­ные сече­ния» восточ­ной и запад­ной сто­рон это­го исход­но­го квад­ра­та опре­де­ля­ют поло­же­ние внеш­них стен дво­ро­вых зда­ний (b). Вто­рой исход­ный квад­рат, кон­цен­трич­ный с пер­вым, опре­де­ля­ет­ся шири­ной дво­ра и рас­по­ло­же­ни­ем фон­та­нов. «Свя­щен­ные сече­ния» запад­ной и восточ­ной частей дво­ра опре­де­ля­ют поло­же­ние общих стен вдоль несу­щих частей дво­ро­вых зда­ний (c). Тре­тий исход­ный квад­рат явля­ет­ся квад­ра­том «свя­щен­но­го сече­ния» вто­ро­го квад­ра­та и его сече­ния опре­де­ля­ют рас­по­ло­же­ние внут­рен­них стен дво­ро­вых зда­ний (d). Дли­на этих зда­ний в точ­но­сти рав­на пяти сто­ро­нам послед­не­го квад­ра­та, а их шири­на рав­на его диа­го­на­ли (e). Нало­же­ние всех «свя­щен­ных сече­ний» пока­зы­ва­ет, как они рас­кры­ва­ют­ся от обще­го цен­тра, под­чер­ки­вая глав­ную ось ком­плек­са, иду­щую с восто­ка на запад (f).

Пла­ни­ров­ка жилищ в дво­ро­вых зда­ни­ях опре­де­ля­ет­ся «свя­щен­ны­ми сече­ни­я­ми» квад­ра­та, дли­на сто­ро­ны кото­ро­го рав­на 41 рим­ско­му футу, а диа­го­наль рав­на внут­рен­ней (меж­ду внут­рен­ни­ми поверх­но­стя­ми наруж­ных стен) ширине зда­ний (58 футов). На плане пока­за­ны два при­ле­гаю­щих друг к дру­гу жили­ща, разде­лен­ных общей сте­ной тол­щи­ной 2 фута. Раз­ме­ры жилищ опре­де­ля­ют­ся после­до­ва­тель­ны­ми «свя­щен­ны­ми сече­ни­я­ми». Наи­бо­лее часто встре­ча­ет­ся чис­ло 7 и его крат­ные.





Моза­и­ка и рос­пись стен в домах-садах чаще все­го име­ют ком­по­зи­цию, опре­де­ля­е­мую гео­мет­ри­ей «свя­щен­но­го сече­ния». На фото­гра­фии пока­за­на наполь­ная моза­и­ка в «Доме муз». Меда­льон в цен­тре моза­и­ки пред­став­ля­ет собой квад­рат «свя­щен­но­го сече­ния» внеш­ней гра­ни­цы (сле­ва ввер­ху). В пото­лоч­ной рос­пи­си «свя­щен­ные сече­ния» внеш­ней гра­ни­цы опре­де­ля­ют ради­ус угло­вых дуг, а дуги боль­шой сто­ро­ны явля­ют­ся каса­тель­ны­ми к «свя­щен­но­му сече­нию» (спра­ва ввер­ху). Сече­ния это­го квад­ра­та обра­зу­ют цен­траль­ный меда­льон.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1407695018 1407695020 1407695021 1416056251 1416577250 1416748632