А. Валлон

История рабства в античном мире

Том II
Рабство в Риме


Глава первая

СВОБОДНЫЙ ТРУД И РАБСТВО В ПЕРВЫЕ ВЕКА РИМА

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2

с.281 Выво­ды, к кото­рым мы при­шли на осно­ва­нии изу­че­ния исто­рии обще­ст­вен­ных отно­ше­ний в Гре­ции, касаю­щих­ся вли­я­ния раб­ства, могут быть про­ве­ре­ны и най­дут себе под­твер­жде­ние в исто­рии Рима. Чис­ло тек­стов, сохра­нив­ших­ся для Восто­ка, столь незна­чи­тель­но, что лиша­ет нас воз­мож­но­сти во всех подроб­но­стях изу­чить те спе­ци­фи­че­ские усло­вия, в кото­рые там было постав­ле­но раб­ство, так же как и его вли­я­ние на обще­ство в целом. В Гре­ции фак­ты более мно­го­чис­лен­ны, но место дей­ст­вия более огра­ни­че­но. Рим, в про­ти­во­по­лож­ность Гре­ции, заклю­ча­ет в себе огром­ное чис­ло фак­тов при огром­ном поле дей­ст­вия; его власть объ­еди­ня­ет вокруг ита­лий­ско­го полу­ост­ро­ва край­ние точ­ки циви­ли­за­ции и вар­вар­ства, элли­нов и наро­ды Запа­да, Кар­фа­ген и Еги­пет, а так­же север­ные пле­ме­на. Рим жил в тече­ние пре­дель­но­го сро­ка, поло­жен­но­го наро­ду, раз­ви­вая в этих обшир­ных гра­ни­цах вре­ме­ни и про­стран­ства все след­ст­вия, кото­рые выте­ка­ли из прин­ци­пов, вошед­ших в его кон­сти­ту­цию, при­чем ничто не нару­ша­ло это­го посту­па­тель­но­го дви­же­ния и не задер­жи­ва­ло про­грес­са. Он пал, когда, эти след­ст­вия изжи­ли себя, дошли до сво­его логи­че­ско­го кон­ца, но даже тогда его гений не умер и про­дол­жал жить в его язы­ке и в его пра­ве. До нас дошли его поэты, ора­то­ры, мора­ли­сты, исто­ри­ки, несмот­ря на то, что мно­гие из них погиб­ли и все без исклю­че­ния постра­да­ли от небреж­но­сти и некуль­тур­но­сти вар­вар­ской эпо­хи. До нас дошел его кодекс зако­нов, хотя и иска­жен­ный и сокра­щен­ный бла­го­да­ря тем рам­кам, в кото­рые втис­ну­ла его более сла­бая рука, желая его сохра­нить. Сло­вом, мож­но ска­зать, что Рим, взя­тый в целом, сохра­нил­ся для нас так же, как сохра­ни­лись неко­то­рые нося­щие на себе его печать памят­ни­ки, и доныне воз­вы­шаю­щи­е­ся сре­ди быта и жиз­ни совре­мен­ных обществ, невзи­рая на сокру­шаю­щее дей­ст­вие вре­ме­ни. Отдель­ные части мог­ли быть раз­ру­ше­ны, неко­то­рые дета­ли стер­ты, но общая сово­куп­ность пере­жи­ла эпо­хи раз­ру­ше­ния или без­раз­ли­чия; поэто­му с.282 раб­ство, поло­жен­ное в осно­ву это­го зда­ния, может быть изу­че­но и в сво­ей сущ­но­сти и в сво­их отно­ше­ни­ях к обще­ству, для кото­ро­го оно слу­жи­ло фун­да­мен­том.

В про­цес­се после­до­ва­тель­но­го раз­ви­тия форм государ­ст­вен­ной и обще­ст­вен­ной жиз­ни это­го вели­ко­го наро­да какое уча­стие при­ни­ма­ло раб­ство в общем дви­же­нии и про­грес­се? В этом при­об­ще­нии мира к циви­ли­за­ции какое вли­я­ние ока­зы­ва­ло оно на пере­рож­де­ние вар­вар­ских пле­мен?

Имен­но в этой обла­сти, и нигде боль­ше, оно долж­но было выявить при­су­щий ему харак­тер. И если будет дока­за­но, что оно и здесь было тем же, чем, как мы виде­ли, оно было везде, т. е. при­чи­ной демо­ра­ли­за­ции и нрав­ст­вен­но­го паде­ния рабов и гос­под, то мож­но ска­зать, что дело его про­иг­ра­но. От лучей разу­ма и убеж­де­ния, про­воз­гла­шаю­щих равен­ство чело­ве­че­ско­го рода, уже нель­зя будет укрыть­ся за заве­сой про­шло­го; она упа­дет и откро­ет перед гла­за­ми эту отвра­ти­тель­ную язву чело­ве­че­ства, вину за кото­рую хотят сва­лить на судь­бу, как буд­то бы судь­ба долж­на при­нять на себя роль антич­но­го Рока — силы сле­пой и инерт­ной, кото­рая, остав­ляя чело­ве­ку сво­бо­ду дей­ст­вия, в то же вре­мя берет на себя ответ­ст­вен­ность за его поступ­ки.

1

Исто­рия Рима на про­тя­же­нии тех две­на­дца­ти веков, кото­рые ей суж­де­но было запол­нить, пред­став­ля­ет собой несколь­ко ясно очер­чен­ных пери­о­дов, кото­рые, одна­ко, мож­но све­сти к трем глав­ным. К пер­во­му пери­о­ду отно­сит­ся осно­ва­ние Рима и его укреп­ле­ние. Зако­ны и учреж­де­ния, уста­нов­лен­ные в эпо­ху царей, раз­ви­ва­ют­ся и допол­ня­ют­ся в пер­вые века рес­пуб­ли­ки. Рим рас­по­ло­жил побеж­ден­ную Ита­лию по раз­лич­ным сту­пе­ням искус­но постро­ен­ной иерар­хи­че­ской лест­ни­цы, уста­но­вив в то же самое вре­мя пол­ное един­ство внут­ри соб­ст­вен­но­го государ­ства. Вот откуда берет нача­ло та совер­шен­ная гар­мо­ния и та мощь, кото­рую он про­явил в борь­бе про­тив Ган­ни­ба­ла: он сра­жал­ся за свое суще­ст­во­ва­ние и при­об­рел вла­ды­че­ство над миром. Во вто­рой пери­од под зна­ме­нем рес­пуб­ли­ки завер­ша­ет­ся заво­е­ва­ние мира, а импе­рия его орга­ни­зу­ет; это эпо­ха могу­ще­ства и вели­чия, про­дол­жаю­ща­я­ся от трех до четы­рех сто­ле­тий, начи­ная с кон­ца вто­рой Пуни­че­ской вой­ны до эпо­хи Анто­ни­нов. Но одно­вре­мен­но с его раз­ви­ти­ем уси­ли­лись и при­чи­ны его паде­ния, таив­ши­е­ся в струк­ту­ре рим­ско­го обще­ства.

Пра­ви­тель­ство импе­рии даже в свои луч­шие дни бес­силь­но бороть­ся с ними; все при­хо­дит в упа­док — и учреж­де­ния, и обще­ст­вен­ный дух, и нра­вы. И когда импе­рия раз­вер­ты­ва­ет перед нами кар­ти­ну сво­его управ­ле­ния, то ока­зы­ва­ет­ся, что это лишь пустая фор­ма, в кото­рой удоб­но рас­по­ло­жат­ся вар­ва­ры, не при­ло­жив к это­му ино­го труда, кро­ме того, кото­рый необ­хо­дим, чтобы вой­ти.

Несмот­ря на то, что исто­рию раб­ства в Риме труд­нее, чем в Гре­ции, разде­лить на стро­го опре­де­лен­ные пери­о­ды, все же она с.283 более или менее сов­па­да­ет с ука­зан­ны­ми под­разде­ле­ни­я­ми. Раб­ство суще­ст­ву­ет уже в пер­вом пери­о­де при древ­не­рим­ском укла­де жиз­ни, в его еще чистом виде. Оно раз­ви­ва­ет­ся и орга­ни­зу­ет­ся во вто­ром под вли­я­ни­ем идей и потреб­но­стей, кото­рые суме­ла пере­дать Риму побеж­ден­ная им Гре­ция; в третьем оно при­хо­дит в упа­док. Зна­чит ли это, что судь­бы Рима были тес­но свя­за­ны с судь­ба­ми раб­ства и что ему было суж­де­но поте­рять миро­вое вла­ды­че­ство, когда авто­ри­тет отца семьи, это подо­бие суве­ре­ни­те­та государ­ства, померк? Такой вывод был весь­ма на руку защит­ни­кам раб­ства. Но преж­де чем согла­сить­ся для рим­ско­го мира на такое заклю­че­ние, столь силь­но про­ти­во­ре­ча­щее тому, что мы виде­ли у гре­ков, надо под­верг­нуть изло­жен­ные в пер­вой части идеи про­вер­ке теми фак­та­ми, кото­рые пре­до­став­ля­ет нам исто­рия Рима. Поэто­му мы рас­ска­жем, каким обра­зом воз­ник­ло раб­ство в Риме, как оно рас­про­стра­ня­лось и как было орга­ни­зо­ва­но. Для каж­до­го из двух пер­вых пери­о­дов мы попы­та­ем­ся уста­но­вить его отно­ше­ния к тем фор­мам государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния, кото­рые были для Рима источ­ни­ком силы и кото­рые заклю­ча­ли в себе сек­рет его вла­сти над миром. Затем мы иссле­ду­ем, какие при­чи­ны вызва­ли нача­ло упад­ка раб­ства и что обще­го было меж­ду этим паде­ни­ем и паде­ни­ем государ­ства1.

В пер­вый пери­од рим­ской исто­рии раб­ство было раз­ви­то очень сла­бо. Рим­ский народ был беден и воин­ст­ве­нен, отли­чал­ся про­стотой нра­вов и пре­зи­рал ремес­ла, но ува­жал зем­леде­лие и зани­мал­ся им; отсюда уже ясно, какое уча­стие в работах сохра­нил за собой сво­бод­ный труд наряду с раб­ским в домаш­ней жиз­ни.

Сво­бод­ный труд в Риме полу­чал свою долю даже из того, что обыч­но явля­лось источ­ни­ком раб­ства. У воин­ст­вен­но­го наро­да наи­бо­лее обыч­ным источ­ни­ком раб­ства явля­ет­ся вой­на. И в Риме она часто попол­ня­ла ряды рабов людь­ми, взя­ты­ми в плен у сосед­них наро­дов. Но в этих раз­ру­ши­тель­ных вой­нах оди­на­ко­во лег­ко как выиг­рать, так и поте­рять, вер­нее, одно толь­ко раб­ство при этом выиг­ры­ва­ет, но зато сво­бо­да про­иг­ры­ва­ет: ведь полу­ча­ют рабов, а лиша­ют­ся граж­дан. И Рим, без сомне­ния, кон­чил бы уста­нов­ле­ни­ем у себя более или менее замкну­той оли­гар­хии и пре­вра­тил­ся бы в Спар­ту вар­ва­ров, если бы он бла­го­да­ря искус­но про­веден­ной систе­ме не сумел исполь­зо­вать в инте­ре­сах рас­ши­ре­ния граж­дан­ской общи­ны то, что обыч­но слу­жи­ло для под­дер­жа­ния раб­ства. Поис­ти­не достой­ный повеле­вать миром, он заво­е­вы­вал для себя сво­бод­ных людей, подоб­но тому как дру­гие при­об­ре­та­ли рабов. Он вклю­чал в свой состав сосед­ние наро­ды либо путем даро­ва­ния им всех прав граж­дан­ства, как это слу­чи­лось с тре­мя пер­во­на­чаль­ны­ми три­ба­ми, либо остав­ляя их вна­ча­ле на более низ­кой сту­пе­ни; тако­ва была мас­са, частью допу­щен­ная в город, частью остав­лен­ная победи­те­ля­ми на заво­е­ван­ной терри­то­рии, мас­са тем­ная и безы­мен­ная, кото­рая вско­ре была орга­ни­зо­ва­на Сер­ви­ем Тул­ли­ем напо­до­бие курий и обра­зо­ва­ла сосло­вие пле­бе­ев в про­ти­во­по­лож­ность сосло­вию пат­ри­ци­ев. В Риме той эпо­хи лицом к лицу сто­я­ло два наро­да: один — с.284 гос­под­ст­ву­ю­щий, дру­гой — низ­ший и свя­зан­ный с пер­вым твер­до уста­нов­лен­ны­ми отно­ше­ни­я­ми кли­ен­те­лы или более суро­вы­ми обя­за­тель­ства­ми, кото­рые созда­ет край­няя нуж­да меж­ду бога­ты­ми и бед­ны­ми, но все же это были два сво­бод­ных наро­да, кото­рые со вре­ме­ни цар­ст­во­ва­ния Сер­вия зани­ма­ли вполне опре­де­лен­ное место в общем государ­ст­вен­ном строе и кото­рые в кон­це кон­цов сли­лись бла­го­да­ря энер­гич­ной настой­чи­во­сти три­бу­нов и осто­рож­ным уступ­кам сена­та2.

Итак, вой­на (имен­но в ней лежа­ла осно­ва вели­чия Рима) в рав­ной сте­пе­ни уве­ли­чи­ва­ла и класс сво­бод­ных и чис­ло слуг3.

Класс сво­бод­ных про­дол­жал зани­мать все выс­шие долж­но­сти, чис­ло кото­рых все уве­ли­чи­ва­лось по мере раз­ви­тия обще­ства.

Глав­ным заня­ти­ем клас­са сво­бод­ных было зем­леде­лие; оно явля­лось глав­ной осно­вой мир­ной жиз­ни рим­ля­ни­на. Пат­ри­ции и наи­бо­лее знат­ные из пле­бе­ев про­во­ди­ли боль­шую часть вре­ме­ни в деревне, сре­ди сво­их полей; вот поче­му пуб­лич­ные объ­яв­ле­ния дела­лись в те же дни, когда тор­го­вые дела при­зы­ва­ли их в город; вот поче­му дава­лось назва­ние «рас­сыль­ный» (via­tor) тем лицам, кото­рые «отправ­ля­лись в путь», чтобы при­гла­сить сена­то­ра явить­ся в курию4; вот откуда, нако­нец, про­изо­шли те раз­лич­ные наиме­но­ва­ния, употреб­ляв­ши­е­ся для обо­зна­че­ния лиц или вещей, имев­ших наи­боль­шее вли­я­ние или наи­боль­шее зна­че­ние в государ­стве: люди важ­ные и зна­чи­тель­ные назы­ва­лись «земле­вла­дель­ца­ми» (lo­cup­le­tes), государ­ст­вен­ные дохо­ды полу­чи­ли свое назва­ние от паст­бищ, (pas­cua), а день­ги — от скота (pe­cu­nia)5. Выс­шей похва­лой для граж­да­ни­на счи­та­лось, если его назы­ва­ли пре­вос­ход­ным сель­ским хозя­и­ном6, но под этим пони­ма­лось не толь­ко про­стое руко­вод­ство всем тем, что каса­лось сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных работ. Цин­цин­нат сам обра­ба­ты­вал свой уча­сток в 2 гек­та­ра, когда послы сена­та пред­ста­ли перед ним, чтобы при­вет­ст­во­вать его как дик­та­то­ра. И его одер­жав­шие столь­ко побед руки так же про­сто «сме­ни­ли меч на ора­ло», как толь­ко была обес­пе­че­на государ­ст­вен­ная без­опас­ность7. Родо­вое име­ние рим­ля­ни­на в пер­вые вре­ме­на обыч­но огра­ни­чи­ва­лось эти­ми скром­ны­ми раз­ме­ра­ми; оно не долж­но было пре­вы­шать двух, а впо­след­ст­вии четы­рех гек­та­ров8. В Риме на прак­ти­ке осу­ществля­ли тот прин­цип, кото­рый кар­фа­ге­няне если не про­во­ди­ли на прак­ти­ке, то зафик­си­ро­ва­ли пись­мен­но: чтобы гла­ва семьи был дей­ст­ви­тель­но хозя­и­ном сво­его поля, раз­ме­ры послед­не­го не долж­ны были пре­вы­шать его силы9. В этих же пре­де­лах были рас­счи­та­ны и участ­ки граж­дан, посы­лае­мых в коло­нии, и Маний Курий, победи­тель сам­ни­тов, объ­яв­лял опас­ным того граж­да­ни­на, кото­ро­му каза­лось мало это­го коли­че­ства зем­ли10.

Посколь­ку земель­ная соб­ст­вен­ность была огра­ни­че­на эти­ми нор­ма­ми, вся­кий лег­ко пой­мет, что раб­ство было явле­ни­ем мало рас­про­стра­нен­ным. Пола­га­ли, что это малень­кое поле было доста­точ­но для всей семьи:


Кор­ми­ла такая земель­ка
И само­го отца, и кучу всю в доме, в кото­ром
В родах лежа­ла жена и чет­ве­ро деток игра­ли:
Трое хозяй­ских и раб­ский один11.

с.285 Гла­ва семьи, сле­до­ва­тель­но, не был в состо­я­нии дер­жать боль­ше чем одно­го помощ­ни­ка. Поэто­му лич­ность раба доста­точ­но точ­но опре­де­ля­лась име­нем его гос­по­ди­на. Гово­ри­ли: раб Квин­та Мар­ка или Квин­ти­пор, Мар­ци­пор (Quin­ti Mar­ci­puer)12; эти древ­ние наиме­но­ва­ния, соглас­но Пли­нию, не име­ли дру­го­го про­ис­хож­де­ния13. В том слу­чае, если обще­ст­вен­ные обя­зан­но­сти вызы­ва­ли граж­да­ни­на из дерев­ни, управ­ле­ние фер­мой пере­хо­ди­ло в руки раба, брав­ше­го себе на помощь несколь­ких наем­ных рабо­чих. До эпо­хи пер­вой Пуни­че­ской вой­ны сре­ди наи­бо­лее про­слав­лен­ных граж­дан мож­но было най­ти при­ме­ры этой антич­ной уме­рен­но­сти. Так, Регул, сто­яв­ший во гла­ве афри­кан­ско­го вой­ска, тре­бо­вал сво­его ото­зва­ния, ссы­ла­ясь на то, что вслед­ст­вие смер­ти раба и недоб­ро­со­вест­но­сти наем­ных работ­ни­ков его малень­кое поле забро­ше­но, а семья тер­пит нуж­ду14.

Но нель­зя не сознать­ся, что подоб­ные при­ме­ры были ред­ки. В таких слу­ча­ях мел­кий соб­ст­вен­ник, кото­рый не был Регу­лом и кото­рый не мог про­сить у сена­та отпус­ка или обра­бот­ки сво­ей зем­ли за счет государ­ства, был вынуж­ден, чтобы про­кор­мить свою семью, зани­мать день­ги из 12 про­цен­тов у пат­ри­ция. В залог он давал свою зем­лю, но лишь ред­ко полу­чал ее обрат­но: он мог чув­ст­во­вать себя счаст­ли­вым, если лич­но его само­го не захва­ти­ло это вла­де­ние бога­ча, кото­рым погло­ща­лась вся­кая мел­кая соб­ст­вен­ность. К это­му земель­но­му вла­де­нию, уве­ли­чив­ше­му­ся бла­го­да­ря ростов­щи­че­ству за счет наслед­ст­вен­ных участ­ков пле­бе­ев, при­бавь­те еще вла­де­ния, рас­ши­рив­ши­е­ся вслед­ст­вие заво­е­ва­ний на непри­я­тель­ской терри­то­рии. Это «обще­ст­вен­ное поле», отдан­ное в дол­го­сроч­ную арен­ду пат­ри­ци­ям, в резуль­та­те согла­ше­ния меж­ду бога­ты­ми и руко­во­ди­те­ля­ми государ­ства про­яв­ля­ло тен­ден­цию сли­вать­ся все более и более с соб­ст­вен­но­стью. Еще в пер­вые вре­ме­на рес­пуб­ли­ки Спу­рий Кас­сий обра­тил­ся с при­зы­вом о необ­хо­ди­мо­сти аграр­ных реформ, а более чем за сто лет до той эпо­хи, когда Регул докла­ды­вал сена­ту об опас­но­сти, угро­жав­шей его малень­ко­му поме­стью, Лици­нию с вели­ким трудом уда­лось про­ве­сти закон, огра­ни­чи­вав­ший 500 юге­ра­ми [око­ло 150 гек­та­ров] при­сво­ен­ные бога­ча­ми государ­ст­вен­ные зем­ли.

Это пере­ме­ще­ние, это рас­ши­ре­ние земель­ной соб­ст­вен­но­сти долж­но было нару­шить рав­но­ве­сие меж­ду трудом сво­бод­ным и трудом раб­ским даже в сель­ской жиз­ни и повлечь за собой самые пагуб­ные послед­ст­вия. Но сво­бод­ный труд, преж­де чем погиб­нуть, начал видо­из­ме­нять­ся. Мел­кий соб­ст­вен­ник, лишен­ный сво­их вла­де­ний, неред­ко оста­вал­ся на сво­ей зем­ле в каче­стве коло­на, или наем­но­го зем­ледель­ца; он разде­лял с раба­ми все сель­ские труды, при­чем гла­ва семьи и его жена еще не сло­жи­ли с себя обя­зан­но­стей по над­зо­ру и не пере­да­ли их в руки раба-управ­ля­ю­ще­го (vil­li­cus) и его жены.

Итак, зем­леде­лие дале­ко не явля­лось исклю­чи­тель­ным уде­лом рабов. Граж­да­нин зани­мал в нем пер­вое и самое глав­ное место или в каче­стве хозя­и­на или в каче­стве про­сто­го работ­ни­ка, если нуж­да лиши­ла его соб­ст­вен­но­сти. Труд, кото­рым гор­дил­ся знат­ный богач, не мог позо­рить разо­рив­ше­го­ся пле­бея.

с.286 Даже город­ской труд, труд ремес­лен­ни­ков, дол­жен был отча­сти остать­ся в руках сво­бод­но­го насе­ле­ния. Преж­де все­го самые необ­хо­ди­мые в домаш­нем быту пред­ме­ты, как хлеб и одеж­да, про­из­во­ди­лись дома, и подоб­но тому как зем­леде­лие состав­ля­ло удел муж­чин, так изготов­ле­ние этих вещей лежа­ло на обя­зан­но­сти жен­щин, не исклю­чая и самых знат­ных15. Лукре­ция, прав­да, в эпо­ху более отда­лен­ную, при­над­ле­жа­ла по сво­е­му поло­же­нию к само­му выс­ше­му слою обще­ства (это высо­кое поло­же­ние урав­но­ве­ши­ва­ет раз­ли­чие в эпо­хах) и пока­зы­ва­ла при­мер этих трудо­вых при­вы­чек, про­дол­жав­ших жить еще неко­то­рое вре­мя сре­ди рим­ских жен­щин16. «У гре­ков, — гово­рил Колу­мел­ла, ссы­ла­ясь на “Эко­но­ми­ку” Ксе­но­фон­та, — и впо­след­ст­вии у рим­лян, вплоть до вре­мен наших отцов, домаш­няя работа нахо­ди­лась в веде­нии мат­рон»17. Итак, в этой обла­сти по край­ней мере было нали­цо уча­стие граж­дан в труде. Так же обсто­я­ло дело и с ремес­ла­ми. Послед­ние были не в боль­шом поче­те у рим­лян, и Дио­ни­сий Гали­кар­насский гово­рит даже, что заня­тие ими граж­да­нам было запре­ще­но18. Но не сле­ду­ет забы­вать, что наряду с пат­ри­ци­я­ми, наде­лен­ны­ми все­ми поли­ти­че­ски­ми пра­ва­ми и являв­ши­ми­ся поэто­му един­ст­вен­ны­ми насто­я­щи­ми, искон­ны­ми граж­да­на­ми, тут были и вновь при­быв­шие семьи, полу­чив­шие раз­ре­ше­ние жить в горо­де, но не поль­зо­вав­ши­е­ся еще граж­дан­ски­ми пра­ва­ми и свя­зан­ные с пат­ри­ци­я­ми отно­ше­ни­я­ми кли­ен­тов к сво­е­му патро­ну. Имен­но эти пат­ри­ции и явля­лись носи­те­ля­ми всей сово­куп­но­сти рели­ги­оз­ных веро­ва­ний и пред­рас­суд­ков, состав­ляв­ших сущ­ность рим­ско­го духа, а впо­след­ст­вии пре­вра­тив­ших­ся в «обы­чаи пред­ков». Осталь­ное насе­ле­ние, столь раз­лич­ное по про­ис­хож­де­нию, лишен­ное граж­дан­ских прав, мог­ло еще не разде­лять этих чув­ст­во­ва­ний. К тому же вполне есте­ствен­но, что, не имея зем­ли, подоб­но афин­ским мете­кам, оно иска­ло средств к суще­ст­во­ва­нию в заня­ти­ях ремеслом, где оно не встре­ча­ло ни кон­ку­рен­ции граж­дан, ни кон­ку­рен­ции рабов; рим­ляне, слиш­ком бед­ные, чтобы дер­жать такое коли­че­ство рабов, кото­рое было необ­хо­ди­мо для удо­вле­тво­ре­ния всех их потреб­но­стей, были слиш­ком гор­ды, чтобы объ­еди­нить их с целью экс­плуа­та­ции их уме­нья, как это дела­ли афи­няне. Таким обра­зом, ремес­ла­ми зани­ма­лись сво­бод­ные работ­ни­ки сре­ди той части насе­ле­ния, кото­рая впо­след­ст­вии была при­чис­ле­на к граж­да­нам19. Пред­ста­ви­те­ли искусств, необ­хо­ди­мые при отправ­ле­нии рели­ги­оз­ных обрядов и в обще­ст­вен­ной жиз­ни, как то: флей­ти­сты20, золотых дел масте­ра, куз­не­цы, кра­силь­щи­ки, баш­мач­ни­ки, мед­ни­ки, гор­шеч­ни­ки, объ­еди­ня­лись во столь­ко же цехов, осно­ва­ние кото­рых при­пи­сы­ва­ет­ся Нуме, а куз­не­цы уве­ко­ве­чи­ли в леген­дах и вос­пе­ли в народ­ных пес­нях одно­го из сво­их сочле­нов, Маму­рия, кото­рый сумел выко­вать щиты, столь похо­жие на боже­ст­вен­ный щит, упав­ший с неба, что их с трудом мож­но было отли­чить21. Это те самые семьи ремес­лен­ни­ков, кото­рые позд­нее, при орга­ни­за­ции пле­бе­ев Сер­ви­ем Тул­ли­ем соста­ви­ли город­ские три­бы; то малое ува­же­ние, кото­рым они поль­зо­ва­лись сре­ди дру­гих, доста­точ­но ясно ука­зы­ва­ет, како­вы были их функ­ции22.

с.287 Что каса­ет­ся домаш­не­го обслу­жи­ва­ния, то про­стота жиз­ни пер­вых рим­лян застав­ля­ет пред­по­ла­гать, что оно само по себе не тре­бо­ва­ло зна­чи­тель­но­го коли­че­ства рабов. Исклю­че­ние может быть, пожа­луй, сде­ла­но толь­ко для цар­ско­го пери­о­да. Дио­ни­сий Гали­кар­насский, рас­ска­зы­вая о смер­ти Тул­ла Гости­лия, упо­ми­на­ет о тол­пе слуг, погиб­ших вме­сте с ним в пла­ме­ни23, а исто­рия Тарк­ви­ния Гор­до­го свиде­тель­ст­ву­ет об извест­ной рос­ко­ши сре­ди лиц, при­бли­жен­ных к царю. Но допус­кая даже, что в осно­ве этих опи­са­ний не лежат обыч­ные пред­став­ле­ния о рос­ко­ши царей, при­хо­дит­ся при­знать, что такие исклю­че­ния встре­ча­лись очень ред­ко.

Неболь­шое коли­че­ство рабов, необ­хо­ди­мое для поле­вых или домаш­них работ, т. е. муж­чи­на, помо­гав­ший гла­ве семьи при обра­бот­ке поля, и жен­щи­на, при­ни­мав­шая уча­стие в руко­дель­ных работах гос­по­жи, в боль­шин­стве слу­ча­ев справ­ля­лись и с осталь­ны­ми домаш­ни­ми работа­ми. Наи­бо­лее знат­ные рим­ляне, нахо­див­ши­е­ся во гла­ве армий, обслу­жи­ва­ли сами себя; если же у них явля­лось жела­ние осо­бен­но блес­нуть вели­чи­ем сво­его рода за пре­де­ла­ми сво­его тес­но­го кру­га, то пра­во патро­нат­ства дава­ло им воз­мож­ность бла­го­да­ря огром­но­му чис­лу кли­ен­тов соста­вить себе такую мно­го­чис­лен­ную сви­ту, кото­рой они долж­ны были гор­дить­ся гораздо боль­ше, чем ари­сто­кра­тия более позд­не­го вре­ме­ни сво­ей сви­той из куп­лен­ных рабов.

То, что мы наблюда­ем в част­ной жиз­ни, повто­ря­ет­ся и в жиз­ни государ­ства. Незна­чи­тель­ное чис­ло рабов встре­ча­ет­ся сре­ди слу­жи­те­лей маги­ст­ра­тов или сре­ди испол­ни­те­лей при­го­во­ров по уго­лов­ным делам; не кто иной, как раб, сбро­сил Мар­ка Капи­то­ли­на со ска­лы Капи­то­лия24. Но глав­ней­шие долж­но­сти и обя­зан­но­сти по обще­ст­вен­ной служ­бе (ap­pa­ri­to­res), обя­зан­но­сти лик­то­ров, пис­цов, весто­вых, гла­ша­та­ев (prae­co­nes) рас­пре­де­ля­ли меж­ду собой люди сво­бод­ные. В цен­ту­ри­ях Сер­вия Тул­лия, т. е. сре­ди граж­дан­ско­го насе­ле­ния, мы встре­ча­ем не толь­ко ассо­ци­а­ции рабо­чих (tig­na­rii — «плот­ни­ки»), но и ассо­ци­а­ции гор­ни­стов и тру­ба­чей (cor­ni­ci­nes, ti­bi­ci­nes).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.483
  • 1По вопро­су о раб­стве в Риме име­ет­ся зна­чи­тель­но боль­шее коли­че­ство источ­ни­ков, чем по тому же вопро­су в Гре­ции. Назо­вем в первую оче­редь работу Blair, An in­qui­ry in­to the sta­te of sla­ve­ry amongst the Ro­mans (Блэр, Иссле­до­ва­ние о поло­же­нии рабов у рим­лян), работу, объ­еди­ня­ю­щую боль­шое коли­че­ство тек­стов по это­му вопро­су, взя­то­му в целом. К это­му надо при­ба­вить ста­рые трак­та­ты, касаю­щи­е­ся отдель­ных спе­ци­аль­ных вопро­сов: W. a Loon Eleu­the­ria, si­ve De ma­num, ser­vo­rum (Об осво­бож­де­нии рабов на волю), Ha­ne­ken, De cu­ra do­mes­ti­ca Ro­ma­no­rum (О домаш­них работах у рим­лян) в сбор­ни­ке Салин­гра (Sal­lengre); Pig­no­ri, De ser­vis (О рабах) и Pom­pa, De ope­ris ser­vo­rum (О заня­ти­ях рабов) — и тот и дру­гой об обя­зан­но­стях рабов, у Поле­на, допол. к Гре­ви, т. III, стр. 361, 789 и 1294; Jug­ler, De nun­di­na­tio­ne ser­vo­rum (О тор­гов­ле раба­ми); «Сатур­на­лии» Жюст-Лип­са — спе­ци­аль­но о гла­ди­а­то­рах; Dar­nand, De jure ser­vo­rum (1740) (О рим­ском пра­ве); две дис­сер­та­ции Бюри­ньи: «О поло­же­нии рабов в Риме» и «О воль­ноот­пу­щен­ни­ках» (Mé­moi­res de l’Aca­dé­mie des Inscrip­tions, t. XXXV и XXXVII); гла­вы Дюро-де-ла-Мал­ля (Du­reau de la Mal­le) в его «Поли­ти­че­ской эко­но­мии рим­лян»; Крей­цер, Про­грам­ма антич­ных древ­но­стей (на немец­ком язы­ке) с несколь­ки­ми допол­ни­тель­ны­ми заме­ча­ни­я­ми в его новых неболь­ших немец­ких работах, часть 4-я (1836); и несколь­ко дру­гих, о кото­рых мы упо­мя­нем в соот­вет­ст­ву­ю­щих местах.
  • 2Нибур с доста­точ­ной ясно­стью уста­но­вил это двой­ное про­ис­хож­де­ние рим­ско­го наро­да; ему менее уда­лись иссле­до­ва­ния тех раз­лич­ных эле­мен­тов, кото­рые эта двой­ст­вен­ность поло­жи­ла в осно­ву пер­во­на­чаль­ной общи­ны.
  • 3Дио­ни­сий Гали­кар­насский (II, 16) пра­виль­но оце­ни­ва­ет все зна­че­ние и пло­до­твор­ность это­го прин­ци­па, кото­рый он при­пи­сы­ва­ет само­му осно­ва­те­лю Рима: «Третье уста­нов­ле­ние Рому­ла, наи­бо­лее важ­ное из всех, слу­жа­щее, на мой взгляд, самой надеж­ной осно­вой сво­бо­ды Рима, — это то, кото­рое пред­ла­га­ет не уни­что­жать моло­дежь поко­рен­ных наро­дов, не пора­бо­щать их и не пре­вра­щать их зем­ли в паст­би­ща, но пере­се­лять туда граж­дан с тем, чтобы они рас­пре­де­ли­ли меж­ду собой часть их терри­то­рии, и таким обра­зом пре­вра­щать поко­рен­ные горо­да в рим­ские коло­нии, при­чем неко­то­рым из них дать пра­ва граж­дан­ства».
  • 4Цице­рон, О ста­ро­сти, 16.
  • 5Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XVIII, 3, 2: «Поэто­му они гово­ри­ли lo­cup­le­tes — пол­ные (бога­тые, ple­nus) места­ми (lo­cus, т. е. поля­ми); самые день­ги (pe­cu­nia) назы­ва­ют­ся по име­ни скота (pe­cus). Еще и доныне в цен­зор­ских спис­ках все то, откуда народ извле­ка­ет дохо­ды, назы­ва­ет­ся pas­cua (выго­ны), так как дол­гое вре­мя это было един­ст­вен­ным пред­ме­том обло­же­ния».
  • 6Катон, О сель­ском хозяй­стве. Введе­ние, и Пли­ний, XVIII, 4, 4—5. — Для Като­на, Варро­на и Колу­мел­лы мы поль­зу­ем­ся изда­ни­ем Шней­де­ра, с.484 Scrip­to­res rei rus­ti­cae (Писа­те­ли о зем­леде­лии, Лейп­циг, 1794), а для Пли­ния и дру­гих латин­ских авто­ров вооб­ще — собра­ни­ем Лем­э­ра. [Новей­шие изда­ния: для Като­на и Варро­на — трех­том­ное изда­ние Кей­ля (H. Keil), Лейп­циг, 1884—1902, для Колу­мел­лы — Лунд­стрё­ма (V. Lundström) и для Пли­ния — изда­ние Май­хоффа (C. May­hoff, Лейп­циг, 1906); кро­ме того, изда­ния Пал­ла­дия «О зем­леде­лии» Шмид­та (I. C. Schmit­tii, Лейп­циг, 1898)].
  • 7Тит Ливий, III, 26.

    Л. Квинк­ций, един­ст­вен­ная надеж­да рим­ско­го государ­ства, обра­ба­ты­вал за Тиб­ром… поле в 4 юге­ра. Когда он усерд­но рыл кана­ву засту­пом или пахал, во вся­ком слу­чае занят был поле­вы­ми работа­ми, — послы… попро­си­ли его… выслу­шать в тоге пору­че­ние сена­та…; тогда он при­ка­зы­ва­ет жене сво­ей поско­рее подать из хижи­ны тогу.

  • 8«Тогда для рим­ско­го наро­да каза­лось доста­точ­ным иметь по два юге­ра на чело­ве­ка, и нико­му Ромул не наре­зал тогда боль­ше это­го участ­ка» (Пли­ний, XVIII, 2, 1). Для двух гек­та­ров см. Пли­ний, там же, 4, 3: «Участ­ки тако­го раз­ме­ра были наре­за­ны пле­бе­ям после изгна­ния царей». Сравн. Варрон, О зем­леде­лии, I, 10, 2, и Вале­рий Мак­сим, IV, 3, 5.
  • 9«Поле долж­но быть таким, чтобы оно не пре­вы­ша­ло силы чело­ве­ка» (Колу­мел­ла, О зем­леде­лии, I, 3, 9). О зем­леде­лии в Кар­фа­гене см. Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XVIII, 5, 1, где он рас­ска­зы­ва­ет, что после взя­тия Кар­фа­ге­на сенат велел пере­ве­сти на латин­ский язык 18 книг работ Маго­на, трак­ту­ю­ще­го об этих вопро­сах.
  • 10Пли­ний, XVIII, 5, 3. Такой же вели­чи­ны были раз­ме­ры участ­ков Регу­ла и Фабия (Вале­рий Мак­сим, IV, 4, 6 и 8, 1).
  • 11Юве­нал, XIV, 166.
  • 12[Латин­ское сло­во puer (маль­чик) доволь­но точ­но соот­вет­ст­ву­ет преж­не­му рус­ско­му тер­ми­ну «малый»… хотя бы ему было 50 лет!].
  • 13«Квин­ти­пор, раб­ское имя, часто встре­чаю­ще­е­ся у древ­них, про­изо­шло от соб­ст­вен­но­го име­ни хозя­и­на, как и Мар­ци­пор, т. е. от име­ни Квин­та и Мар­ка» (Фест, О зна­че­нии слов; Павел Дья­кон, Извле­че­ния, стр. 256, из К. О. Мюл­ле­ра). Сравн. Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XXXIII, 6, 10, и Вале­рий Мак­сим, IV, 4, 8, отно­си­тель­но рода Эли­ев, кото­рый насчи­ты­вал у себя шест­на­дцать чело­век и рабов мень­ше, чем гос­под.
  • 14«…что раб — управ­ля­ю­щий того име­ньи­ца в семь юге­ров, кото­рое было у него в Пупи­ни­ан­ской обла­сти, умер, а наем­ный рабо­чий, взя­тый на этот слу­чай, ушел, забрав­ши оттуда весь зем­ледель­че­ский инвен­тарь» (Вале­рий Мак­сим, IV, 4, 6). В § 11 он в сле­дую­щих выра­же­ни­ях резю­ми­ру­ет жизнь древ­не­го Рима: «Сереб­ра или не было или очень лег­ко­го веса, мало рабов, семь юге­ров тощей зем­ли, береж­ли­вость и недо­ста­ток в домаш­ней жиз­ни, бога­тые похо­ро­ны, доче­ри-бес­при­дан­ни­цы; но зато мы видим бле­стя­щих кон­су­лов, уди­ви­тель­ных дик­та­то­ров, бес­чис­лен­ные три­ум­фы».
  • 15«Хлеб пек­ли сами кви­ри­ты, и неко­гда у рим­лян, как еще и теперь у очень мно­гих наро­дов, это было обя­зан­но­стью жен­щин» (Пли­ний, XVIII, 28, 1).
  • 16«Эне­ида», VIII, 410. Сравн. Овидий, Фасты, III, 741.
  • 17Колу­мел­ла, Введ., XII, 7. Ливия такие обы­чаи вве­ла даже во дво­рец Авгу­ста (Све­то­ний, Август, 74). См. Böt­ti­ger, Sa­bi­na.
  • 18«Нико­му из рим­лян не было доз­во­ле­но добы­вать себе сред­ства к жиз­ни ни мел­кой тор­гов­лей, ни ремеслом» (Дио­нис. Галик., IX, 25. Сравн. II, 28).
  • 19Их не толь­ко при­ни­ма­ли, но ино­гда даже вся­ки­ми спо­со­ба­ми при­вле­ка­ли: «При­звав ото­всюду из Этру­рии масте­ров», гово­рит Тит Ливий, I, 56. Сравн. Пли­ний, XXXV, 45, 3.
  • 20Закон XII таб­лиц запре­щал иметь их при похо­ро­нах боль­ше деся­ти (Цице­рон, О зако­нах, II, 23).
  • 21«В каче­стве награ­ды он попро­сил, чтобы Салии в сво­их пес­нях упо­ми­на­ли его имя» (Фест, стр. 131, из Мюл­ле­ра).
  • 22Клас­си­че­ским изло­же­ни­ем вопро­са о ремес­лен­ных кор­по­ра­ци­ях в Риме явля­ет­ся текст Плу­тар­ха в его «Жиз­не­опи­са­нии Нумы», гл. 17. Пли­ний под­твер­жда­ет это для третьей кор­по­ра­ции, состо­я­щей из мед­ни­ков (fab­ri aera­rii, «Есте­ствен­ная исто­рия», XXXIV, 1, 1), и для 7-й кор­по­ра­ции гон­ча­ров (fi­gu­li, там же, XXXV, 46, I). Момм­зен в сво­ем уче­ном трак­та­те «О кол­ле­ги­ях и с.485 това­ри­ще­ствах» (De col­le­giis et so­da­li­tiis, Kiel, 1845) ука­зал на ошиб­ку, допу­щен­ную Плу­тар­хом; послед­ний упу­стил из виду, что восемь ремес­лен­ных цехов вклю­ча­ли в себя все про­из­вод­ства, прак­ти­ко­вав­ши­е­ся вне семьи, и, усмот­рев в меро­при­я­тии, при­пи­сы­вае­мом Нуме, рас­пре­де­ле­ние всех пле­бе­ев по ремес­лен­ным цехам, при­ба­вил еще девя­тый цех для тех реме­сел, кото­рые не были назва­ны. Когда впо­след­ст­вии воз­ник­ли новые про­из­вод­ства с новы­ми ремес­лен­ни­ка­ми, объ­еди­нен­ны­ми так же в цехи, как, напри­мер, цех булоч­ни­ков (pis­ca­to­res), то на них не рас­про­стра­ни­лись при­ви­ле­гии этой ста­рой орга­ни­за­ции, остав­шей­ся и впредь замкну­той (см. выше­на­зван­ную работу Момм­зе­на, § 2, стр. 26. Сравн. его «Рим­скую исто­рию», I, гл. 13). Цен­ту­рии рабо­чих, при­чис­лен­ные к клас­сам по кон­сти­ту­ции Сер­вия Тул­лия, пред­став­ля­ли собой нечто совсем иное: это часть ремес­лен­ни­ков, рас­пре­де­лен­ных по цен­ту­ри­ям и при­пи­сан­ных к клас­сам для нужд армии. Дио­ни­сий Гали­кар­насский (VI, 53) гово­рит, что уже в ран­нюю эпо­ху Рес­пуб­ли­ки ремеслом зани­ма­лись сво­бод­ные ино­стран­цы, за что их, прав­да, силь­но пре­зи­ра­ли «бла­го­род­ные» граж­дане. Но, хотя он и при­пи­сы­ва­ет эти чув­ства защит­ни­ку пле­бе­ев Мене­нию Агрип­пе, едва ли мож­но допу­стить, что мно­го­чис­лен­ные семьи этих ино­зем­цев, вклю­чен­ные уже в чис­ло пле­бе­ев и при­пи­сан­ные к город­ским три­бам, пере­ста­ли жить этим трудом. Ясно, что Дио­ни­сий, в про­ти­во­по­лож­ность рас­ска­зу Тита Ливия, рас­ска­зу, гораздо более прав­до­по­доб­но­му, хотя более чудес­но­му по фор­ме, изо­бра­жа­ет Рим как бы осно­ван­ным и орга­ни­зо­ван­ным сра­зу, в один при­ем, выхо­д­ца­ми из Аль­бы и при­пи­сы­ва­ет все­му рим­ско­му насе­ле­нию то, что явля­ет­ся вер­ным толь­ко для пер­во­на­чаль­ных его жите­лей — пат­ри­ци­ев.

    Упо­ми­на­ние о мно­го­чис­лен­ных кор­по­ра­ци­ях тор­гов­цев или ремес­лен­ни­ков мы встре­ча­ем в над­пи­сях кон­ца Рес­пуб­ли­ки: кол­ле­гию тор­гов­цев-ското­во­дов в Пре­не­сте (Cor­pus Inscrip­tio­num La­ti­na­rum, т. I, № 1130, бер­линск. изд.); кол­ле­гию тор­гов­цев на терри­то­рии Капуи (там же, 563); валяль­щи­ков в Спо­ле­те (там же, 1406); мяс­ни­ков (там же, 1131) и пова­ров в Пре­не­сте (там же, 1540). Их чис­ло уве­ли­чи­ва­ет­ся в эпо­ху Импе­рии; к это­му вопро­су мы вер­нем­ся в сле­дую­щей кни­ге.

    С ремес­лен­ны­ми цеха­ми не сле­ду­ет сме­ши­вать кор­по­ра­ций или братств, осно­ван­ных для отправ­ле­ния куль­та, братств, в осно­ве кото­рых лежал прин­цип рода, а смысл — в их уча­стии в этом куль­те, кото­рый был ему свой­ст­вен­ным, чле­ны кото­ро­го, в том слу­чае если культ ста­но­вил­ся офи­ци­аль­ным, мог­ли за отсут­ст­ви­ем роди­чей наби­рать­ся из среды посто­рон­них. Каж­дое боже­ство, каж­дый храм или sac­rum (свя­ти­ли­ще) име­ли свои брат­ства. Когда неза­дол­го до уста­нов­ле­ния три­бу­на­та в Риме был допу­щен культ Мер­ку­рия, была осно­ва­на так­же и кор­по­ра­ция куп­цов (Тит Ливий, II, 27). Вна­ча­ле эти брат­ства мог­ли сво­бод­но раз­мно­жать­ся напо­до­бие това­ри­ществ (гете­рий) и сою­зов «эра­ни­стов» (см. т. I, стр. 250, прим. 36), встре­чав­ших­ся у гре­ков; они были при­зна­ны зако­ном XII таб­лиц: «Сото­ва­ри­ща­ми явля­ют­ся те, кото­рые при­над­ле­жат к одной и той же кол­ле­гии, что гре­ки назы­ва­ют “гете­ри­ей”. Закон (XII таб­лиц) им раз­ре­ша­ет уста­нав­ли­вать любой устав, лишь бы они не совер­ша­ли пра­во­на­ру­ше­ний про­тив государ­ст­вен­но­го зако­на». См. Дирк­сен, Зако­ны XII таб­лиц, VIII, 27, стр. 4; (Гай) Диге­сты, XLVII, 22, О кол­ле­ги­ях. Ниже мы увидим те зло­употреб­ле­ния, кото­рые ими совер­ша­лись, и те огра­ни­че­ния, кото­рые были на них нало­же­ны.

  • 23Дио­ни­сий Гали­кар­насский, III, 35. Имя an­cil­lae (слу­жан­ки), по тол­ко­ва­нию неко­то­рых грам­ма­ти­ков, про­ис­хо­дит от име­ни Анка Мар­ция, кото­рый взял очень мно­го плен­ных (Фест, Выдерж­ки, стр. 19). Я не беру ответ­ст­вен­но­сти ни за тра­ди­цию, ни за эти­мо­ло­гию. [Новей­шая эти­мо­ло­гия (War­de, La­tei­ni­sches ety­mo­lo­gi­sches Wör­ter­buch) про­из­во­дит его от сло­ва an­cu­lus — слу­га (гре­че­ское am­phi-po­los), отсюда умень­ши­тель­ное an­cil­la; отсюда же в виде сокра­ще­ния anc[ul]us про­изо­шло и имя Анка. Неко­то­рые (в том чис­ле Нету­шил) про­из­во­дят это сло­во от ar­ma — ору­жие, an­ci­le — щит и тол­ку­ют его как «ору­же­но­сец», «при­служ­ник»].
  • 24Дион Кас­сий, Фраг­мен­ты, XXXI, 2, стр. 15 (Rei­ma­ros).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1421232708 1421233562 1421233975