Бакхический памятник графа С. С. Уварова
Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.
Усадьба Поречье.
Усадьба Поречье. Вид библиотеки.
Интерьер музеума.
Вид на усадьбу в 2009 г.
(Рисунки с сайта Поселок Уваровка)
с.135 Немного еще до сих пор на свете таких прекрасных, такое гармоническое впечатление оставляющих комнат, как средний зал верхнего этажа в порецком1 замке, принадлежащем графу
Этот памятник, перешедший сюда из дома Альтемс в Риме, имеет форму близкую к форме саркофагов, но отличается от обыкновенных саркофагов тем, что украшен со всех сторон высоким рельефом и закруглен на углах. Его форма овальная; поэтому Винкельман, упоминая его в своих «Monumenti inediti»[1], называет его urna ovale, как кажется с тем, чтобы отличить его от саркофагов и однако ж приписать ему погребальное назначение. Он весь из одного камня, что придает ему еще большую ценность, и внутри выдолблен, но не полирован. Это последнее обстоятельство говорит, кажется, в пользу названия данного Винкельманом, потому что при всяком другом, а не погребальном назначении, внутренность должна быть необходимо выполирована, что мы действительно и видим на всех античных сосудах, какую бы форму они ни имели. Подходит же порецкий памятник по своей форме наиболее к разряду котлообразных овальных памятников, подобных напр. n. 282 в Cortile del Belvedere ватиканского с.137 Пио-Клементинского Музея (см. Beschreibung der Stadt Rom, 2, 2, 133). В длину в нем около 2
На наружной своей стороне памятник украшен весь кругом высоким рельефом бакхического содержания, принадлежащим к самым драгоценным остаткам от классической древности, по связи его изображений с мистериями Диониса.
Рельеф непрерывен, но не состоит из непрерывного ряда фигур и не составляет одной композиции. Его разделяют на четыре отделения четыре большие львиные головы, находящиеся по концам обеих длинных сторон, в тех местах, где начинается изгиб от главных и прямых сторон к двум коротким и закругленным. Таким образом, рельеф разделяется на четыре группы, две главных и две боковых: главные группы расположены на двух прямых, параллельных между собою стенках продольных сторон памятника, боковые — на закругленных стенках поперечных сторон. Но так как последние занимают собою с каждой стороны по полному полукружию, то боковые группы не только не меньше главных групп, но даже несколько больше их. По содержанию, как между теми, так и между этими есть взаимное соответствие, т. е. передней главной группе отвечает задняя главная, и правой боковой — левая боковая.
Полного объяснения рельефов этого памятника мы ожидаем от указаний самого владельца, после того как будет сделан и издан рисунок, достойный этого художественного произведения. Здесь мы ограничимся кратким описанием, чтобы познакомить наших читателей с памятником античного ваяния, бесспорно самым замечательным и самым изящным из немногих, находящихся в средней полосе России. Мы указываем для пополнения нашего очерка на прежние описания, помещенные в Москвитянине 1846 года № 9, 10, и 1849 года № 1; см. также 1850 г. № 17.
Одна из главных групп, по теперешней постановке памятника задняя, изображает Диониса, находящего Ариадну. Он стоит в самой середине группы между двумя сатирами, полунагой и юношественный, в одном верхнем одеянии, ἱμάτιον, слегка наброшенном на левое плечо и закрывающем только ноги. В правой руке у него высокий тирс, известная бакхическая трость; левою рукою, лежащею на плече одного из двух сатиров, его окружающих, он держит небольшой сосуд, называвшийся у Греков кратером. Голова его обвита виноградною с.138 лозою, сдерживающею волосы; из-под этого венка падают на плечи две пряди волос; обычной небриды (шкуры олененка) на нем нет; у ног стоит пантера. По левую сторону Диониса внизу на земле лежит Ариадна, прекрасная женщина полного телосложения, в полудремоте и совершенно в положении знаменитой ватиканской т. н. Клеопатры (которая, без всякого сомнения, тоже Ариадна). На ней хитона нет: одно верхнее одеяние, ἱμάτιον. Пока Дионис еще не приходил, одеяние закутывало и ее голову, но теперь его уже сдернул сатиренок, стоящий за ней на камне, и приближающийся Дионис уже может видеть ее красоту. Ариадну окружают Пан с посохом и Эрот с факелом, и приглашают к ней Диониса. На нее же указывает ему и тот сатир, которого он обнял, и также в ее сторону смотрит сатир, стоящий по правую сторону бога, и пантера, находящаяся у его ног, а равно и женская фигура, с комической маской на голове, едва видная за сатиром направо от Диониса. Сам бог тоже обратил голову в ту сторону, где лежит Ариадна, но еще не смотрит на нее. Его глаза в мечтательном раздумье подняты несколько вверх, но, конечно, скоро опустятся и встретятся с Ариадной. Событие еще собственно предстоит: но им уже определяется положение всех фигур, и все движения фигур им же условливаются. Все взоры обращены к Ариадне. Через несколько мгновений она уже получит утешение в своей скорби по Фесею и блаженство, большее прежнего. Только один юноша, сидящий высоко на скале над Ариадной, по-видимому, не принимает никакого участия в происходящем; но блаженное выражение его лица и взгляд, обращенный кверху, ясно показывают, что его настроение происходит от предчувствия близкого соединения Диониса и Ариадны. Правою рукою он слегка подпирает сбоку свою голову; левою держится за дерево, более всего похожее на пальму. Его принимают за Гименея, гения брака.
Во второй главной группе Дионис уже является раздавателем блаженства. Направо от него лежит Ариадна, уже узнавшая его. Здесь она бодрствует и в ее положении нет той неги, которая разлита по всей фигуре Ариадны в первой группе. Здесь она лежит правым боком и почти задом к зрителю, скрывая от него свою женственность. Левой рукой она облокотилась на камень, чтобы приподняться; правая протянута к Дионису за напитком счастия, которым он готов наделить ее из сосуда, находящегося в его правой руке. Над Ариадной стоят с.139 сатир с цевницей (σύριγξ), и силен, покрытый верхним одеянием (это необыкновенно) и держащий тимпан за вешалку. За ними видны еще две головы: одна между сатиром и Дионисом, женская, в чепце и с козлиными бакхическими ушами; другая, между силеном и львиною головою, отделяющею эту группу от боковой, — голова сатира. Впереди, между этими фигурами второго плана и лежащею на первом плане Ариадною, стоит пантера, известное бакхическое животное, и поднимает переднюю лапу на бедро Ариадны. Все это находится с правой стороны у Диониса. По левую его руку лежит Геракл (Геркулес), герой труда, предшествующий в мифологическом развитии явлению Диониса. Он покоится на камне, в совершенном опьянении. Свою дубину и голову эриманфского вепря, им побежденного, он бросил на землю; неразлучную шкуру немейского льва, впрочем, подослал под себя на камне, на котором лег. Его голова обвита венком из гроздий. В левой руке у него мистический цветок лотоса, обвязанный священною тенией (ταινία, повязка, употреблявшаяся вообще при богослужении и особенно в мистериях, как показывают мистические вазы) и свидетельствующий, что опьянение Геракла не есть следствие простого пьянства. За лотосовым цветком тянется паниск и как бы удивляется ему. Один из спутников Диониса, старый Пан, обвязанный небридой, заботливо поддерживает голову и левую руку Геракла. Несколько сзади Пана, между ним и Дионисом стоит с жестом удивления сатир. Он тоже в небриде, а на левом плече у него мех с вином. По обе стороны всего этого отдела группы растут два виноградных дерева и наполняют своими ветвями пространство между сатиром и Дионисом и между Паном и львиною головою, которою заключается группа. Наконец, посредине двух отделов группы, между Ариадной и Гераклом, стоит сам бог Дионис. Художник дал ему здесь выражение блаженное и несколько гордое. Его голова украшена венком из гроздий и несколько раз обвита священной повязкой. Все его тело покрывает длинная и очень полная жреческая стола, опоясанная очень широким поясом, украшенным арабесками. Правою рукою он подает Ариадне кратер, в левой держит высокий тирс, оканчивающийся не пиниевой шишкой, как обыкновенно, а листьями, как бы аканфа. (Все тирсы на этом памятнике имеют эту особенность.) Лицо у этого Диониса мужественное, но без бороды. В нем больше самодовольства, нежели той томной мечтательности, которая видна в Дионисе первой группы; но с с.140 выражением самодовольства соединено выражение милостивое, дружественное. Здесь перед нами страшнейший, но к людям наимилостивейший изо всех богов, как называет Диониса Эврипид в Бакхах ст. 852 Herm.: θεὸς δεινότατος, ἀνθρώποισι δ’ ἠπιώτατος. У остальных фигур выражение тоже совсем другое, нежели в первой группе. Они здесь не проникнуты, как там, одною мыслию, идущею на внешний для них предмет, на Ариадну. Они более погружены в себя. В них видно опьянение, но в то же время есть какая-то строгость, серьезность в этом опьянении: оно получает характер упоения, производимого Дионисом. В первой группе Дионис ищет и находит; поэтому и он и его спутники обращены к Ариадне, которая в своей дремоте еще не видит их. Здесь, напротив, Дионис уже открывшийся, признанный, принесший блаженство. Поэтому в этой группе фигуры не столько обращены к Дионису, сколько обращены в себя через Диониса и напиток, розданный им. Ежели Геракл дремлет здесь, то это уже не дремота Ариадны, следствие грусти по Фесею, еще никем не замененном. Это — дремота героя, успокоившегося в дионисовском упоении. Действительно, и по смыслу мифологии, при Дионисе Гераклу нечего делать, как не предаваться совершенному отдыху.
В боковых группах нет такого единства, как в главных; в них нет фигур, которые бы решительно составляли средоточие. Это различие боковых групп от главных прекрасно гармонирует с их положением не на прямой, а на загибающейся поверхности. Там, где наружная сторона памятника имеет вид полукружия, там и фигуры не строго сгруппированы, а следуют одна за другой, как в хороводе. Но тем не менее, и в этих боковых группах ясно внутреннее единство, единство мысли. Две главные группы изображают Диониса в двух фазах его явления. Две боковые группы показывают нам два пути, соединявшие с ним античного человека, — театр и мистерии.
Мы начнем с театра, который здесь перед нашими глазами в трех его видах: комедии, трагедии и сатирической драме. Первая обозначена комической маской, лежащей на низенькой базе. Над нею стоит сатир-юноша, наступая ногой на духовой мех, и дает из диоты (или амфоры, сосуда о двух ушках) сатириску пить. Трагедия означена головою козла, которая лежит на круглом (не зажженном) жертвеннике, украшенном с той стороны, которая видна, рельефным изображением пляшущей вакханки. За жертвенником с головою козла (τράγος, отсюда τραγῳδία) с.141 пляшут молодой сатир с двойной свирелью (флейтою) и вакханка с лирой, а за ними еще видны силен с высоким тирсом в правой руке и кратером в левой, нагой, набросивший только небриду ниже плеч, и вакханка в отложном хитоне и небриде, с развевающимся над головой верхним одеянием и тирсом на левом плече. Вакханкой оканчивается ряд фигур, следующих одна за другою с этой стороны. Но под львиною головою, которая отделяет боковую группу от главной, помещен внизу прекрасный наивный эпизод: сатир с напряженным вниманием вынимает занозу из копыта у старого Пана. Внизу у их ног сатирическая маска и цевница, инструмент сатиров. В этом — ясное указание на то, что эпизод относится к сатирической драме и есть собственно не эпизод, а эпилог к ряду фигур, которым он служит заключением, подобно тому как и сатирическая драма бывала эпилогом трагической трилогии.
Вторая боковая группа состоит из пяти фигур. Две мистические цисты, cistae mysticae, с выползающими из них змеями, стоящие на земле между фигурами, показывают, что здесь дело идет о мистериях. Средняя из пяти фигур есть сатир, в небриде и венке из пиний; он пляшет над мистической цистой и держит на плече ребенка с поразительным глубокомысленным выражением лица. Может быть, в этом ребенке следует видеть Иакха3, третьего Диониса, грядущего бога мистерий. Ежели это так, то легко объяснится восторг двух сатиров и двух вакханок, окружающих его. Вакханки, обе в длинных хитонах, одна с кимвалом, другая с тимпаном; сатиры в небридах, у одного посох, у другого тирс на плече, — а через плечо гирлянда из театральных масок; у их ног головы пана и силена. Между сатиром с гирляндой и вакханкой с тимпаном — жертвенник, на котором сожигается бычачья голова. Здесь уже настоящее жертвоприношение.
Таковы в высшей степени замечательные рельефы этого редкого памятника. Их значение еще увеличивается от изящества работы. Нагие части фигур, более же всего их лица, отделаны с большим искусством и одушевлением. Драпировка гораздо слабее и даже по большей части не иссечена резцом, а с.142 высверлена. В этом нам представляется интересное явление: здесь, изображая Диониса и его мистерии, художник пренебрег тем, что действительно имеет второстепенное значение, и остановился с любовью только на главном, на изображении лиц. Мы ясно видим, что он смотрел на свое дело совершенно другими глазами, нежели как древние греческие художники эпохи стиля архаического, о которых говорено во многих предшествующих статьях «Пропилеев». Те художники не знали значения головы и трудились над второстепенными принадлежностями и околичностями и над телом фигур. Художник, изваявший порецкий памятник, почти исключительно заботился об изображении лиц. Большей противоположности не может быть в произведениях образовательных художеств.
Мы не позволим себе догадок о времени, к которому должно относить бакхический памятник графа
ПРИМЕЧАНИЯ