О древнеклассическом памятнике,
перевезенном из Рима в Поречье
Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.
Портрет графа Сергея Семеновича Уварова работы
(Источник: Википедия)
с.188 Пластические памятники, посвященные тайному богослужению в классической древности, должны быть, по самой своей сущности, чрезвычайно редки, потому что единственным назначением этих памятников могла быть только выставка их в местах, определенных для мистерий, куда позволен был доступ одним только посвященным. В этом отношении, порецкий памятник в высшей степени любопытен и чрезвычайно важен. Напрасно хотели присвоить ему погребальный характер: его форма, совершенно овальная, и барельефы, которыми он сплошь окружен со всех сторон, ведут к противоположному заключению. Винкельман ограничился только тем, что назвал его урной, или овальной урной2. Впрочем, важность памятника зависит не столько от назначения, которое ему приписывают, сколько от окружающих его барельефов. Ученые, занимавшиеся исследованием тайного с.189 богослужения древних, нисколько не будут сомневаться, что действительным назначением памятника было служить чашею, бассейном, или вообще каким бы то ни было хранилищем священной воды, которая всегда играла важную роль в церемониях мистерий. Четыре львиные головы, параллельные одна другой, еще более подтверждают, что таково было его истинное назначение, потому что головами льва всегда завершались только бассейны, фонтаны, водопроводы и проч., и всем известно, что употребление архитектонических украшений, совершенно изъятое от произвола художника, было у древних подчинено постоянному правилу, неизменной, строго соблюдаемой норме. Тем, которые в порецком памятнике непременно хотят видеть погребальную урну или саркофаг, трудно будет объяснить, почему этот памятник не имеет продолговатой и четвероугольной формы саркофагов, и почему окружающие его сплошные барельефы не оставляют, как в большей части известных мраморных саркофагов, гладкой стороны, которою саркофаги ставились к стене, и до которой обыкновенно не прикасался резец художника. В огромном количестве мраморных саркофагов, рассеянных в Италии, и особенно в залах Ватикана, не найдется, сколько я знаю, ни одного памятника в этом роде, лишенного продолговатой четвероугольной формы: даже позднейшие порфировые саркофаги, отполированные со всех сторон, не представляют в этом отношении ни малейшего исключения из общей освященной формы. Впрочем, вопрос этот, способный занять археолога, представляет только второстепенный интерес для антиквария: его внимание неизбежно поглощено будет отвлеченным, или религиозным смыслом единственного памятника, который мы намерены описать.
Не заходя вдаль, здесь необходимо прежде всего утвердить внутреннюю связь, существовавшую между мистериями Цереры и Вакха. При первом воззрении на предмет, связь эта казалась мне сомнительною: но впоследствии, после зрелого размышления, я должен был признать ее без всяких ограничений в своем «Опыте об элевсинских таинствах»3. Ученый друг мой, профессор Крейцер, принимает мое мнение во всех своих исследованиях, и с.190 покойный г. Сильвестр де Саси, воспоминание о котором навсегда останется для меня драгоценным, соображается также с моим взглядом на этот предмет (Recherches sur les mystères du Paganisme, par St.-Croix.
Полезно в настоящем случае припомнить этот факт, представляющий неопровержимое доказательство, что тайное учение о поклонении Вакху есть не иное что, как учение о мистериях Цереры. С этой точки зрения, порецкий памятник представляет синтетический символ, бывший некогда общим для элевсиний так же, как и для дионисиак.
Барельефы на порецком памятнике, несмотря на то, что искусство соединило их удивительным образом, резко однако ж разделяются на два эпизода. С одной стороны, Вакх Фивянин, Вакх, сын Юпитера и Семелы, бог винограда, народное божество, столько любимое Греками. Окруженный свитою упившихся сатиров, он идет к Ариадне, чтобы разделить с нею ложе; сатириск сдергивает покрывало, скрывавшее лицо Ариадны. Вся композиция запечатлена вакхическим характером, и все в ней имеет отношение к чувственным наслаждениям; все сообразно с народными идеями; все свидетельствует о торжестве вещественного сладострастия.
Станьте теперь на противоположной стороне: вы увидите те же лица, совершенно однако ж преобразованные; ту же сцену, но совершенно различную: вы увидите решительную противоположность первой сцене. Это уже не сын Семелы, бог вина и грубого разгула: это — Иакх, третий Вакх4, новый бог, качаемый на коленях у Цереры (Διόνυσος ἐπὶ τῷ μαστῷ, Suidas): он сделался ее аколитом и воспитанником5. Он уже не полунагой, как прежде: широкий плащ (peplos), сдерживаемый большим поясом, покрывает его тело с головы до ног. У него — длинные с.191 и широкие рукава, — как на мантиях жрецов: он первосвященник, и в этом смысле, он держит священный сосуд, откуда изливается таинственное питие посвящения. Сатиры и фауны окружают его здесь, как и там, но в их костюме — большие перемены, и сам Силен покрыт мантией. Ариадна опять лежит у ног бога, но уже отнюдь не приглашает его к сладострастию; совсем напротив: она протягивает ему руку и требует, чтобы он поднес к ее губам божественной влаги, содержащейся в сосуде. Насупротив Ариадны, у ног Вакха-Иакха, лежит Геркулес на коже немейского льва. Страшная палица выпала из рук Геркулеса: он совершенно пьян, и не может более держать священного напитка6; сатиры и фауны смотрят на него с изумлением и иронией; Иакх, спокойный и величавый, едва удостаивает своим вниманием Геркулеса, который представляет высший символ материальной силы; но теперь он лишен своих обычных свойств и подвержен осмеянию спутников бога-первосвященника. Вся эта сцена запечатлена покойным и возвышенным стилем.
Боковые стороны, которыми соединяются две главные сцены, представляют, в самых художественных формах, символы искусств, возникших вследствие общего развития образованности. Трагедию олицетворяет классическое жертвоприношение козла; комедию — сатир, который несет связку масок, прицепленных одна к другой; нимфы грациозными позами олицетворяют пляску. Все здесь есть, все что́ составляло у древних обыкновенную свиту церемоний тайного богослужения: есть даже египетский псил, укрощающий змиев. Ничего нельзя сравнить с удивительным искусством, с каким расположены все фигуры. Нет ни малейшего пробела в общей группе: чтобы обставить Вакха, сына Семелы, всеми характеристическими лицами его свиты, эпизодическая сцена представляет молодого фауна, вынимающего занозу из ноги старого сатира. Истинность выражения и утонченность резца доведены здесь до возможной степени совершенства, и этот маленький эпизод, уже сам по себе, составляет пластическое произведение первоклассной красоты.
После этого простого и точного описания порецкого памятника, нужно ли еще возвышать его важность в глазах всякого, с.192 знакомого с изучением классической древности? Какое более неопровержимое свидетельство, какой другой пластический памятник и какой авторитет писателя могут живее и нагляднее выражать противоположность, существовавшую между простонародным и таинственным богослужением древних? Смелость, с какою воспроизведено на мраморе двойственное учение, разделявшее древний мир, может быть объяснена не иначе, как самым назначением памятника: только в глубине храмов, посвященных тайному богослужению, могло найти место это чудное произведение художника, который сам был посвящен в религиозные мистерии. Великое употребление, какое, в церемониях мистерий, делали из очистительной воды, одно только удовлетворительным образом объясняет назначение этого памятника, и нет почти никакого сомнения, что он был скрыт в тени самого святилища, откуда строго исключали всех непосвященных.
Остается теперь объяснить в коротких словах, каким образом этот памятник, быть может единственный в своем роде, мог быть почти неизвестен для антиквариев, несмотря на то, что он, в продолжение многих веков, находился в самом центре Рима. Это обстоятельство объясняется некоторыми подробностями относительно внешней истории памятника, находящегося перед нашими глазами. Около половины XVIII века, когда изучение древности в Италии, под сильным влиянием Винкельмана, подверглось совершенному перерождению, классическая наука едва только приступала к исследованию религиозных идей в древнем мире. Меурсиус оставил книгу о тайном поклонении в элевсинских мистериях; другие ученые касались мимоходом различных предметов этого богослужения: общее внимание, слишком живо занятое наружною формой, еще не углублялось в лабиринт мифологических понятий, и не принималось отыскивать, под изящною формой, важного и серьезного смысла, таинственно закрытого странными символами, часто непостижимыми с первого взгляда. Так Винкельман — авторитет которого в Италии еще столько силен, что всякий древний памятник, упоминаемый в его сочинениях, бесспорно, по одному этому, приобретает двойную ценность — Винкельман, рассматривая памятник в Альтемском палацце, был поражен только пьяным Геркулесом, и дальше этого обстоятельства не простер своих исследований. Последователи Винкельмана, никогда не достигавшие высоты, на которой стоял этот с.193 знаменитый археолог, все устремились по данному им направлению и продолжали копать проведенную им бразду. Затем наступили войны французской революции и постепенные завоевания различных итальянских государств. Около этого времени умер кардинал Альтемс, владелец палацца и галереи, носивших его имя. После него остались только боковые наследники, жившие в Германии: они явились на сделанный вызов, и во владение наследством введен тот из них, кто по приговору суда был объявлен ближайшим родственником кардинала. С той поры доступ в альтемский палацц становился более и более затруднительным, и его коллекции, запертые для публики, были почти забыты. По истечении многих лет возник процесс между многочисленными членами фамилии Альтемс, и права кардинальского наследника сделались предметом юридического спора. Процесс этот, как говорили мне в Риме, тянулся очень долго, и результат его был тот, что владелец сокровищ кардинала объявлен лишенным полученного им наследства, и права его перешли на другую ветвь этой фамилии. Когда произошла эта перемена, вдруг узнали, что многие из драгоценнейших памятников исчезли из палацца, и между ними — овальная урна: в этом уверяли меня в Риме сведущие люди, достойные веры. Я в свою очередь могу засвидетельствовать, что в 1843 году мне показывали овальную урну в углу оставленной иезуитами церкви на площади Навонской, и что без некоторых благоприятных обстоятельств, отчасти без благосклонного содействия правительства, мне бы никогда не удалось вывезти из Рима этот памятник, включенный в так называемый тесный (stretta) реэстр, содержащий исчисление предметов, которые ни под каким видом не могут быть вывозимы без ведома верховной власти. Прибавляю еще, что, приобретая овальную урну, я встретил сильное соперничество со стороны луврского античного музея, представителем которого был барон Тэйлор, и со стороны г. Вагена, которому прусское правительство поручило закупать в Италии предметы искусства и древности: как отличные знатоки в этих предметах, они не могли, конечно, составить ошибочного понятия относительно важности альтемского памятника и относительно изящных, характеризующих его, красот.
Указатель Порецкого музеума для посетителей, 1853 г.
(Источник: сайт Поселок Уваровка)
Цель настоящей записки — познакомить антиквариев и художников с существованием одного из важнейших памятников древности, который, по стечению особенных обстоятельств, с.194 переселился из римского дворца в окрестности Москвы. Памятник этот, по всему праву, может считаться еще неизданным, несмотря на то, что Винкельман, в свое время, указывает на овальную урну. Я намерен издать отчетливое описание его, как скоро опытный художник пособит мне своим резцом воспроизвести это прекрасное произведение древности с таким вкусом и верностью, какие необходимы для произведений этого рода.
Нужно ли прибавлять, что гостеприимные двери порецкого дома отворены для всех, являющихся туда во имя искусства и науки?
ПРИМЕЧАНИЯ