Административная реорганизация Италии. Константин, Рим, сенат и равновесие римской Италии
© 2016 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
Отношения между Константином и Италией должны рассматриваться с точки зрения программного отсутствия государя в Риме и на полуострове. Император лишь время от времени пребывал в Италии: всего пять его визитов сосредоточены в промежутке лишь четырнадцати из тридцати лет его принципата, между 312 и 326 гг. Это были пять посещений краткой продолжительности, в общей сложности около двадцати трёх месяцев. Присутствие Константина в Италии было для него в основном остановками в ходе военных походов или привалами во время поездок в Рим, куда август отправлялся для празднования пяти- и десятилетнего юбилеев своего правления. Причины такой удалённости от Италии следует усматривать в необходимости для императоров, в течение всего III века и позже, проживать в городах, стратегически расположенных в узлах коммуникаций, ближайших к рейнской, дунайской, месопотамской границам; их присутствие в этих милитаризованных зонах имело решающее значение для поддержания внутреннего порядка и мира. Константин, не имевший поддержки августов или цезарей, опытных соправителей, для своей части Империи1, части с 312 года всё более обширной, был призван избрать ближайшую к границам резиденцию: Треверы (Трир), Сирмий (Сремска Митровица), Наисс (Ниш), Сердику (София), наконец, Константинополь (Стамбул). Однако внимание Константина к Италии, к италийскому городскому обществу и к проживавшим там могущественным западным сенаторам было весьма острым и отчётливым. Этот правитель показывает хорошее знание правил равновесия этого своеобразного общества. Содержание административных реформ, разработанных им для плавного преобразования управления тем всё ещё огромным и густонаселённым городом, каким в его время был Рим, и многочисленными италийскими гражданскими общинами, было эффективным и долговечным. Константин действовал, корректируя глубоко инновационные административные структуры, созданные в Италии, после быстрой эволюции в III веке, Диоклетианом и тетрархами начиная с 293 года; он сумел удовлетворить потребности городского населения Италии, приняв в расчёт его клиентские связи с сенаторской аристократией, и смог встроить в структуры провинциального управления, прежде всего в Италии, эту знать, которая в 260—
Римская Италия между Союзнической войной (90 г. до н. э.) и кризисом III века
Италия пользовалась привилегированным правовым и административным статусом с момента создания сети союзов между Римом и отдельными, многочисленными и различными, политическими образованиями, входившими в его орбиту, прежде всего в качестве союзников, с IV века до н. э. Полуостров к югу от Альп был в момент основания Рима (середина VIII века до н. э.) и оставался впоследствии совершенно разнородной совокупностью различных этнических и языковых сообществ, с разными экономиками и обществами, некоторые из которых были наделены развитыми городскими политическими структурами (pòleis), другие были организованы как деревенские общины (vici), особенно вдоль горных хребтов. Призвание Рима главенствовать, подлинное и всеобъёмлющее, активно вовлекало на ранней стадии многие италийские сообщества в процесс строительства мировой империи. Этот процесс осуществился во II веке до н. э. и сопровождался всё более расширяющимся поглощением некоторых италийских групп римским гражданством. Это поглощение было окончательно завершено в два этапа, в 90—
Италия не была провинцией и не знала губернаторов провинций, назначаемых сенатом или принцепсом, до конца III века н. э. Её структура была, по сути, биполярной: с Римом, огромным мегаполисом с примерно миллионом жителей, резиденцией императора и его семьи, местом пребывания сената, политическим и культурным центром целого мира, большим потребительским рынком и узлом всех коммуникаций, в Италии сопоставляется раздробленная совокупность весьма свободных римских городов, на чьих территориях располагалась собственность знатных горожан, а также многочисленные владения богатейших римских сенаторов и самого императора, обладавшего имуществом и резиденциями, разбросанными по всему полуострову.
Чтобы понять значение преобразования Константином административного устройства Италии после 312 года, необходимо вкратце проследить эволюцию равновесия «управления» на полуострове с начала II века н. э. и сосредоточить внимание на самой настоящей провинциализации этой области по воле Диоклетиана. В действительности Константин преобразовывал уже диоклетиановские структуры.
В начале II века император Адриан назначил четырёх consulares («консуляров», то есть бывших консулов), или legati Augusti pro praetore («уполномоченных Августа с “пропреторскими” полномочиями»), с судебными функциями в Италии. Споры между частными лицами разного социального положения и между общинами в таком густонаселённом и урбанизированном регионе, как Италия, с плотно расположенными загородными участками сельскохозяйственных имений, должны были быть частыми, и нередко не охватывались компетенцией магистратов одного города. В шестидесятые годы II века появляются действующие в обширных и изменчивых региональных округах Италии iuridici («судьи» или «судебные советники») сенаторского ранга. Несомненно, их судебные функции включали принятие решений при чрезвычайных обстоятельствах (неурожай, исполнение указов и решений сената, например, установление предельных цен, и т. д.), но трудно сказать, насколько разветвлённой и систематической была их деятельность3. Вполне естественно, что усиление контроля за жизнью римских общин Италии стало необходимым после негативной конъюнктуры, вызванной маркоманнскими войнами Марка Аврелия (169—
Похоже, что поворотным пунктом в движении к провинциализации явился момент раздвоения должности corrector totius Italiae. Начиная с принципата императора Проба (276—
Это деление следует иметь в виду в связи с тем устройством, которое Константин даст Италии после 312 года. Асимметричное деление на Италию выше По (широкая равнина у подножия Альп, между Сузой и Аквилеей) и Италию ниже По (протянувшийся вдоль Апеннин полуостров, от Кремоны до Реджо-Калабрия) имеет своим основанием постепенное изменение стратегической и политической ситуации в Италии во время кризиса III века.
Начиная с принципата Максимина Фракийца (235—
Италия и реформы Диоклетиана (293—305)
Не более, чем через пятнадцать лет после того, как император Проб учредил двух correctores Italiae, одного по эту, а другого — по ту сторону По, была проведена административная реформа Диоклетиана, водораздел в истории римской Италии, вышедшей из неё полностью приравненной к другим провинциям Империи и взиравшей на то, как угасают все её привилегии, унаследованные от древней прерогативы быть расширением Рима. Короткий отрывок позднеримского историка Аврелия Виктора, опытного чиновника, автора небольшого трактата по истории императоров («Liber de Caesaribus»), опубликованного в 360 году, с замечательной выразительностью описывает процесс, который привёл к разделению Италии на провинции:
Et quoniam bellorum moles, de qua supra memoravimus, acrius urguebat, quadripartito imperio cuncta, quae trans Alpes Galliae sunt, Constantio commissa, Africa Italiaque Herculio, Illyrici ora adusque Ponti fretum Galerio; cetera Valerius retentavit. Hinc denique parti Italiae invectum tributorum ingens malum. Nam cum omnis [scil. Italia] eadem functione moderateque ageret, quo exercitus atque imperator, qui semper aut maxima parte aderant, ali possent, pensionibus inducta lex nova. Quae sane illorum temporum modestia tolerabilis in perniciem processit his tempestatibus8.
Аврелий Виктор связывает введение налога в тех формах, в которых он ещё взимался в Италии в его дни (в середине IV века), с назначением тетрархических цезарей со стороны Диоклетиана и Максимиана Августов — соответственно, Галерия и Констанция, отца Константина, состоявшимся 1 марта 293 года. Установление «первой тетрархии» повлекло увеличение числа императорских «дворов» (comitatus, буквально «свита, сопровождение») и воинских контингентов с двух до четырёх, вызвав дополнительные расходы и, таким образом, привело к эпохальному повороту во введении налогов в Италии. Это революционное нововведение уравняло земли и имущество собственников-налогоплательщиков в Италии с землями и имуществом римлян из провинций. Ранее, в течение III века, римские собственники вносили свой вклад в содержание свиты императора и его войск на постое или при переходе в Италию, но этот вклад (functio) — как утверждает Аврелий Виктор — взимался способами, отличающимися (вероятно, меньшей систематичностью и всеохватностью) от способов, предусмотренных новыми правилами, установленными начиная с 293 года (nova lex о взимании pensiones). Введение налога — чьё взимание казалось Виктору сильно утяжелившимся со временем — должно было быть связано с разделением италийской территории на провинции, поскольку эти структуры повсеместно составляли рамки административной основы для взимания и использования налога; службы наместников провинций рассчитывали и распределяли по приказу префектов претория налоговые доходы в монете, в сырье или в переработанном виде, в животных или в рекрутах для армии, предоставленных налогоплательщиками под надзором гражданских властей.
Чтобы получить представление о том, сколько и каких именно провинций было в тетрархической Италии, нужно обратиться к сохранившейся эпиграфике наместников провинций 293—
Касательно италийских провинций, только что созданных Диоклетианом, эпиграфические источники показывают, что их новые наместники сохранили титул corrector — как пара их предшественников correctores Italiae, но за титулом следовало указание округа их назначения, то есть определение провинции, вместо предыдущего общего существительного Italiae10. Должность corrector была присуща наместникам только в провинциальной Италии (в то время наместники провинций повсеместно официально именовались praesides) — признак отличия этого региона, Италии, до сего момента свободного от провинциальных структур. Этот титул, прежде исключительно сенаторского сословия, стал обозначать также наместников-всадников. Результат эпиграфического анализа представляет, конечно, лишь частичный обзор провинциальной структуры, поскольку — исключая альпийские провинции, Рецию и острова, уже существовавшие до 293 года, а затем объединённые в новом диоцезе — засвидетельствованы только пять собственно италийских провинций: Венетия и Истрия, Тусция и Умбрия, Кампания, Апулия и Калабрия, Лукания и Бруттий. Чтобы полностью восстановить организационную структуру италийских провинций, необходимо обратить внимание на следующий документ, ценный и своеобразный текст неизвестного автора, составленный в эпоху Константина, так называемый «Laterculus Veronensis» («Веронский список»)11. Изучение содержания этого анонимного текста позволяет датировать его 314 годом, пришедшимся на время мирного этапа двоевластия Константина и его зятя Лициния, вероятно, менее чем через два года после победы над Максенцием на Мильвийском мосту12. В списке двенадцати крупных диоцезов, на которые разделена Империя, на десятом месте находится описание Италийского диоцеза в границах, приведённых в таблице 213.
Очевидно, по незнанию переписчика и из-за того, что его протограф, вероятно, был с пробелами, список лишён связей между провинциями двойного наименования и является неполным. В сохранившемся списке отсутствуют: Кампания, в северной части которой находился Рим; крупная провинция Эмилия-Лигурия с Миланом; Бруттий, всегда связанный с Луканией; две древние провинции Сицилия и Сардиния (бесспорен пробел после Лукании, всегда в паре с Бруттием). И всё же анонимный редактор списка константиновской эпохи составил свой текст логично и внимательно. Не следует забывать, что в понимании римлян все списки имеют иерархический порядок. Следует отметить как критерий, что при перечислении провинций двенадцати диоцезов в «Laterculus» составитель поставил провинцию с главным городом викария в начало каждого списка. Провинциальный список Италийского диоцеза не следует строго географическому движению (Венетия начинает список, завершается он Корсикой, но также Коттийскими Альпами и Рецией; ряд двойных провинций не прерывается Кампанией между Тусцией-Умбрией и Апулией-Калабрией). Провинции, управлявшиеся praesides (титул, общий для «губернаторов» Сардинии, Корсики, Коттийских Альп и Реции), являвшимися в основном всадниками (perfectissimi, «совершеннейшие»), занимавшими более низкий уровень по сравнению с correctores, которые могли быть сенаторами (clarissimi, «светлейшие»), завершают список; эти самые находящиеся в конце списка провинции и были «добавлены» к настоящей Италии. На основании этих факторов и сравнения с эпиграфическими источниками можно заключить, что порядок составления списка италийских провинций был основан на том уровне престижа, который они имели в 314 году14. В отношении италийских провинций «Laterculus» мог бы быть восполнен, как это показано в таблице 3.
Список содержал двенадцать, а не шестнадцать провинций (ошибка в римской цифре, XVI вместо XII, является частой и банальной). Предположения о критерии их перечисления позволяют представить только две лакуны в архетипе, в начале и чуть далее середины, в которых исчезли, соответственно, названия Кампании, Эмилии и Лигурии в начале списка, Бруттия, Сицилии и Сардинии, которые фигурировали между Луканией и Корсикой.
Этот константиновский документ 314 года позволяет воспроизвести организационную схему Италийского диоцеза примерно двадцатью годами ранее, в 293 году, когда Диоклетиан впервые разделил Италию на провинции. С точки зрения провинциального устройства, Константин (а до него Максенций) по всей вероятности унаследовал диоклетиановскую ситуацию без существенных изменений.
Разделение Италии на провинции (вверенные correctores наряду с praesides) и введение системы налогообложения и взыскания, аналогичной системе других провинций Империи, похоже, не вызвали протестов. Вполне вероятно, что принудительные фискальные реквизиции и возложенные на города расходы, всё более и более беспорядочные в течение III века (от Северов до Нумериана, 193—
Провинциализация Италии в 293 году ни малейшим образом не затронула привилегированное положение города Рима. Огромная и переполненная столица — таким он был ещё во времена принципата Диоклетиана и Константина, таким и оставался по крайней мере в течение столетия, до разграбления 410 года — стала в течение III века причиной сильной озабоченности для императоров, окончательно удалившихся из великолепных дворцов на Палатине. Эти государи получили от своих предшественников в обременительное наследство мегаполис, населённый многочисленной и голодной чернью, колыбель могущественного и опасного сената, защищённую элитными войсками, непостоянными и жадными (об этих последних см. ниже); точка равновесия стольких сил была в императоре, теперь отсутствующем. Рим оставался, наряду с Италией и независимо от неё, нервным узлом имперской администрации. Начиная с Аврелиана (270—
Post eam Campania provincia, non valde quidem magna, divites autem viros possidens et ipsa sibi sufficiens et cellarium regnanti Roma. Et post eam Italia, quae et nominata verbo solum aut nomine gloriam suam ostendit, multas et varias civitates habens et omnibus bonis plena […]. Italia ergo omnibus abundans insuper et hoc maximum bonum possidet: civitatem maximam et eminentissimam et regalem, quae de nomine virtutem ostentat et vocatur Roma. […] Habet autem et senatum maximum virorum divitum: quos si per singulos probare volueris, invenies omnes iudices aut factos aut futuros esse aut potentes quidem, nolentes autem propter suorum frui cum securitate velle16.
Константин и администрация Италии
Любое исследование отношений между Константином и Италией должно учитывать существенное обстоятельство: насколько возможно извлечь из источников, до провозглашения в 306 году в Британии император, видимо, не имел личных отношений с обществом полуострова. Константин, уроженец Наисса, служил офицером в армии Диоклетиана Августа, между Египтом и Балканами. Вероятно, в молодости он никогда не видел Италию (за исключением, быть может, своего быстрого бегства в Британию в середине 306 года)17. В качестве августа он редко и на короткие периоды останавливался в Италии, почти всегда переходами во время военных кампаний или по случаю празднования пяти- и десятилетней годовщин своего правления. Рим и Италия, далёкие от военно-политических задач Константина, не избирались им для постоянного проживания. Он предпочёл им Треверы и Арелат (Арль) в Галлии с 306 по 316 гг., затем, после завоевания в 317 году ключевого Иллирика — который, кстати, был родиной принцепса — Сирмий, Наисс, Сердику, треугольник Гераклея Фракийская — Никомедия — Никея (Эски Эрегли и Измит) с 317 до 330 гг., наконец, с 330 до 337 гг., свой Константинополь.
В целом источники позволяют выявить пять пребываний Константина в Италии18. В конце лета 312 года Константин вместе с армией оставил свою галльскую резиденцию в Треверах и атаковал Максенция с перевала Сузы, захватил паданскую равнину и двинулся по Фламиниевой дороге на Рим, где 28 октября одержал победу в знаменитой битве у Мильвийского моста. На следующий день он вошёл в Рим, где оставался до конца января; в феврале и марте 313 года он был в Милане, где встретил Лициния и выдал за него свою сестру Констанцию, но в апреле быстро вернулся в Галлию (первое пребывание, около шести месяцев). Два года спустя, в июне 315 года, Константин во второй раз вступил в Италию для того, чтобы отпраздновать в Риме свои decennalia («празднества по случаю десяти лет правления») 25 июля; он пробыл в Риме до 27 сентября; 19 октября он был в Милане, на обратном пути в Галлию (второе пребывание, около четырёх месяцев)19. Третье пребывание в Италии было в действительности коротким переходом вместе с армией через паданскую равнину во время первой войны с Лицинием (316—
Административные и социальные характеристики Италии, куда Константин в первый раз прибыл в конце лета 312 года во главе манёвренного и надёжного экспедиционного корпуса, предназначенного для свержения Максенция, были двойственными. С социально-экономической точки зрения Италия была в то время пристанищем для могущественной и богатой сенаторской аристократии, значительной части императорской собственности, и большого числа городов, традиционно связанных патронатом с сенаторскими фамилиями. Общество с высоким уровнем жизни, укоренившееся в городских и частных структурах с большой утончённостью, которое выражалось сенаторской элитой с сильным самосознанием класса, способного создать корпорацию и оказать политическое влияние на отношения с императором.
С административной точки зрения Италийским диоцезом, простёршимся от континентального заальпийского «клина» Реции до Сицилии в сердце Средиземноморья, управлял vicarius Italiae («викарий Италии», или заместитель префектов претория по Италии), обосновавшийся, по всей вероятности, в Милане, недалеко от главного военного средоточия диоцеза, расположенного между Тицином (Павией) и Аквилеей. Известен викарий Италии Цецилиан (vicarius praefecti per Italiam), действовавший в 311—
Положение древней многолюдной столицы, Рима — с 306 до 312 гг. в виде исключения резиденции августа, Максенция, но, как правило, на протяжении десятилетий лишённого императорского присутствия — в административном плане всегда было весьма необычным. Метрополия, всё ещё густо населённая переменчивым плебсом, имела в лице praefectus Urbi («городского префекта» или «префекта Рима») влиятельного сановника: благородного сенатора, бывшего консула на пике своей карьеры, выражение сената, чьё гордое собрание продолжалось по древней традиции под председательством одного из ординарных консулов, встречаясь в полной славных воспоминаний «курии». Но Рим начала IV века был также и «военизированным» городом: как уже упоминалось, Castra Praetoria («казармы преторианцев») ещё вмещали десять преторианских когорт при общей численности около десяти тысяч преторианцев (трудно сказать, привёл ли Максенций численность личного состава к этой цифре после сокращений в конце III века); в Латеране было около тысячи equites singulares Augusti («личной кавалерии императора»), или, по крайней мере, их часть; в Castra Albana (сейчас Альбано-Лациале, в двадцати километрах к юго-востоку от Рима по Аппиевой дороге) — по меньшей мере часть первоначальных пяти тысяч солдат Второго Парфянского легиона, расквартированного там Септимием Севером в 199 году; кроме того, в столице действовали семь полицейских когорт (семь тысяч личного состава) и три когорты urbaniciani («подчинённых городского префекта», приведённых к численности в семь тысяч Септимием Севером), эти последние всё чаще связаны с требующими аккуратного подхода операциями по распределению продовольствия среди городского плебса, во главе их, кажется, Аврелианом (270—
Такой была, по всей вероятности, административная ситуация в Италии, когда Константин вступил в Рим на следующий день после битвы у Мильвийского моста, 29 октября 312 года. Реформы, которые Константин осуществил в конце того же года, были важными и успешными. Они были продиктованы осознанием того, что он, равно как и его предшественники III века — исключая мерзкого Максенция — не проживал ни в Риме, ни в Италии, но быстро вернулся в Галлию. Константин, который только что силой отнял у Максенция, а в действительности и у Лициния — которому причиталась обязанность вновь обрести их самому с 308 года, диоцезы Италию и Африку, должен был, следовательно, срочно решить три задачи: устранить опасность узурпации в древней столице, которая, как в недавнем случае с Максенцием, могла быть возбуждена и поддержана военными Рима, верными узурпатору (эти осиротевшие солдаты принцепса были постоянной угрозой); установить плодотворные отношения с сенаторской аристократией, живущей в городе, но являющейся центром влияния на италийских и средиземноморских клиентов, которая всегда могла узаконить претендента на пурпур; отладить систему снабжения переполненной столицы, чья чернь была готова создать нестабильность и поддержать дело вероятных узурпаторов, к ней благосклонных.
Чтобы придать равновесие столице и диоцезу, Константин прежде всего удалил дислоцированные в Риме войска, начиная с преторианцев и «личной кавалерии императора», чьи казармы (на Виминале и Латеране) приказал снести; вероятно, он перевёл на отдалённый месопотамский фронт, в Сингару (Синджар в Ираке) между Евфратом и Тигром, «Второй Парфянский легион» из Альбано-Лациале. Быстрый процесс демилитаризации города внезапно освободил agens vices praefectorum praetorio («заместителя префектов претория») Рима, северовского происхождения и действовавшего при тетрархах, от его старинных обязанностей военного коменданта. Оценив его компетенцию как руководителя контролёров продовольственных раздач, Константин смелым нововведением превратил этого чиновника во второго викария диоцеза. Принцепс сократил контроль vicarius Italiae со штаб-квартирой в Милане до провинций только к северу от речной линии Арно-Эзино: Эмилия и Лигурия, Венетия и Истрия, Коттийские Альпы, Реция. Он передал контроль над провинциями к югу от этой линии — Тусция и Умбрия, Фламиния и Пицен, Кампания, Апулия и Калабрия, Лукания и Бруттий, Сицилия, Сардиния и Корсика — новому викарию со штаб-квартирой в Риме, vicarius in urbe Roma, позже vicarius Urbis («викарий в городе Риме», «викарий Рима»). Это раздвоение управления единственным Италийским диоцезом позволило императору оптимизировать и укрепить налоговые потоки в направлении отраслей, жизненно важных для стабильности региона: в долину По, сильно военизированную и пересекаемую имперскими чиновниками и курьерами из Галлии в Иллирик и обратно; и в Рим, многолюдный мегаполис, населённый голодной чернью. «Галльский» император, который в конце 312 года знал, что должен уехать из Рима в Галлию, имел ясное представление о причине, которая привела к провозглашению Максенция в Риме в 306 году, лишь через три месяца после его собственного в Эбораке (Йорке). Это были преторианцы и военные Рима, быстро поддержанные городской чернью и tribunus fori suarii, противившиеся проекту Галерия сократить анахронический римский военный контингент и обложить налогом городское население столицы; в качестве реакции они возвысили узурпатора Максенция28. В среде дислоцированных в Риме военных обнаружится factio («фракция, мятежная группа»), проклятая затем сенаторами в надписях и рельефах триумфальной арки Константина, торжественно открытой в 315 году29. По этой причине Константину пришлось «демилитаризовать» Рим и обеспечить потребности городского плебса.
Вмешательство Константина привело к возникновению особенности в управлении позднеантичной Италией, уникальной в общей картине позднеримских учреждений: наличие двух викариев в одном диоцезе. Документы свидетельствуют, что после победы Константина при Мильвийском мосту существовали vicarius Italiae, располагающийся в северной Италии, в Милане, и vicarius urbis, располагающийся в Риме. Речь идёт о двух чиновниках, исполнявших одну и ту же роль и действующих: первый в паданской Италии — «по эту и по ту сторону от По» — и в альпийской и заальпийской Италии, так называемой Italia annonaria или annonaria regio («Италия, которая даёт “аннону”, отнесённое на счёт казны пропитание для гражданских и военных чиновников»); второй в полуостровной Италии — от Тусции и Пицена, ниже линии «Арно-Эзино» до Бруттия — и на островах, так называемой suburbicaria regio («регион, который тяготеет к городу Риму»). Использование — постепенно ужесточавшееся — экономических возможностей римской Италии, предшествовавших учреждению двух викариев диоцеза, было направлено Константином на поддержку армии между Миланом и Аквилеей, и на увеличение потоков снабжения огромного города Рима30. В этой связи география мандата двух correctores Italiae, действовавших между правлениями Проба и Диоклетиана (279—
Окончательно оформив учреждением двух викариев для одного диоцеза управление налоговыми схемами в Италии, Константин желал также установить взаимовыгодные отношения с другим ощутимым элементом италийского общества, сенаторским сословием. Все источники ясно показывают, что Константин не считал сенаторов Рима ответственными за узурпацию Максенция. Его положение августа, чужого для высшего общества столицы и вынужденного проживать в других местах, сразу же побудило его искать в сенаторской знати, от которой его отделяло также религиозное чувство, элемент стабильности в Италийском диоцезе (и в Африканском), недавно приобретённом31. Император преобразовал городскую префектуру, высшую сенаторскую должность в городе Риме, и изменил условия доступа к должностям наместников италийских провинций, ведь процесс внезапной и полной «демилитаризации» Рима оставлял огромный мегаполис теоретически подверженным бесчинствам городской черни.
Порывая с республиканской традицией консулов-председателей сената, Константин возложил на городского префекта (praefectus Urbi), зрелого или пожилого сенатора, председательство на заседаниях сената Рима, что предусматривало право его созыва и составления повестки дня32. С 313 года знаменитое сенаторское собрание позднеантичного Рима собиралось только по созыву префекта Рима, сановника, в любом случае назначенного императором (отсутствующим) и обязанного докладывать принцепсу о своей деятельности и о деятельности собрания, над которым он председательствовал, но изъятого из социального класса, чьи лидеры собирались в славной римской курии. Кроме того, Константин предоставил городскому префекту cognitio vice sacra, то есть «правомочие расследовать и выносить решения вместо императора». Суд префекта столицы — вероятно, расположенный в базилике Константина (здании, известном как базилика Максенция) — превратился в высший судебный орган в Риме и в Италии, поскольку решения городского префекта в то время были приравнены к решениям августов и, таким образом, не подлежали обжалованию (формула vice sacra iudicans, «тот, кто судит вместо императора», будет сопровождать официальный титул префектов Рима до конца VI столетия); и поэтому суд префекта стал судебным органом, оставлявшим за собой право рассматривать гражданские (и некоторые уголовные) дела сенаторов на Западе33. Но прежде всего, укрепляя полномочия префекта Рима, Константин заботился о резервировании навсегда этой должности за представителями ведущих сенаторских римских фамилий. Полный перечень городских префектов 313—
Расширение полномочий городского префекта «кверху», в сферу собраний, цензовой и судебной деятельности гордой римской знати, получило зеркальное отражение в их расширении «книзу». С созданием Константином нового vicarius Urbis, викария Рима, ответственного за правильное налогообложение в пригородных провинциях, городская префектура, естественно, продолжалась, не имея обычных задач в изыскании продуктов питания и «отнесённого за счёт государства» сырья для Рима; всё же в константиновскую эпоху проявляется имевший место процесс концентрации под руководством городского префекта всех функций по распределению в Риме фискальных продуктов, поставляемых благодаря заботам vicarius Urbis. Во время принципата Константина подчинёнными городского префекта стали tribunus fori suarii, ответственный за бесплатные раздачи свинины городскому плебсу и командующий тремя когортами urbaniciani35; rationalis vinorum («учётчик вина»), ответственный за раздачу вина плебсу по твёрдым ценам; вероятно, и префект анноны, ответственный за контроль над поставками зерна и масла и за относительно безвозмездное их распределение, вошёл в орбиту префекта, по крайней мере в том, что касается бесплатных раздач хлеба36. Время, в которое полномочия по римским раздачам были включены в сферу городского префекта, скорее всего, 330—
Вся история города Рима, от Константина до остроготов (313—
Реформы Константина, касающиеся сенаторского сословия, не ограничились глубоким усилением фигуры префекта Рима. Как отмечено фастами городской префектуры, этой прерогативы римских аристократов, император проявил своё уважение к древним римским сенаторским семьям, сохранив для них многочисленные эпонимные консулаты с 313 по 337 гг.38 К потомственным «светлейшим» возвращалось такое завершение сенаторской карьеры. Равным образом — этот аспект часто упускается из виду — и вхождение в сенаторскую карьеру вернулось в компетенцию сената. Древние традиционные магистратуры Рима — квестура, претура, консулат суффектов — оставались обременительными должностями из-за дорогих плебсу, но дорогостоящих игр, которые избранные магистраты должны были даровать столице, но эти должности представляли собой этап, обязательный для юных сыновей семейств, уже принадлежащих к сенаторскому сословию, желавших приступить к позднеримской административной карьере. Константин постановил, чтобы сенат Рима (а затем, параллельно, сенат Константинополя) самостоятельно контролировал и из года в год провозглашал назначение квесторов и преторов (возможно, и консулов-суффектов); таким образом собрание имело право избирать в свой состав молодых сыновей сенаторов, чтобы те могли начать публичную карьеру. Кроме того, если император разрешал непосредственное вступление не-сенатора (homo novus) в сенаторское сословие и в курию через назначение на должность (наместничество в провинции, викариат, дворцовая служба, префектура претория и т. д.), этот доступ в сенаторское сословие (adlectio inter praetorios или inter consulares, «кооптация из бывших преторов» или «из бывших консулов») формально происходил посредством решения сената (senatus consultum); кажется, впрочем, что это решение было полностью подконтрольно собранию в случае не-сенаторов, которые желали бы вступить в сословие без императорского назначения на бюрократическую должность39.
Последний процесс завершил картину константиновских нововведений, касающихся сенаторского класса, таким образом укоренившегося в Италии. С 313 года Константин изменил тенденцию исключать сенаторов по происхождению из управления провинциями, которая была присуща императорам второй половины III века и доведена до максимального значения тетрархами. Константин, в контексте всё более строгого отделения гражданской карьеры от военной и слияния обладателей высших административных должностей в сенаторском сословии, вновь включил уже принадлежащих к этому сословию членов в число сановников, назначенных управлять провинциями, а затем, ближе к концу его принципата, также диоцезами. Особенно ощутимым это явление было именно в провинциях Италийского диоцеза40. Потомственные сенаторы снова управляли провинциальными областями. Осуществляя это новое включение, Константин встретил не только общее желание сенаторов вновь облечься в традиционные для них и престижные одежды наместников провинций, но использовал также древние и недавние связи патроната нобилей с городами и сельскими территориями Италийского диоцеза, в котором была сосредоточена значительная часть их владений. Иными словами, для отсутствующего в Италии августа контроль над некоторыми италийскими провинциями со стороны наместников-сенаторов был гарантией стабильности и эффективности, поощряемых способностью посредничества наместника-сенатора между потребностями имперской администрации и настойчивым просьбам провинциальных налогоплательщиков. Если, таким образом, периферийная административная служба (в провинции — диоцезе — префектуре) была возложена Константином в основном на чиновников-всадников среднего происхождения, преданных ему умелых бюрократов, только во второй инстанции входивших в сенаторской сословие, то после Мильвийского моста новая карьера открывалась для аристократов по рождению: делая упор на Рим, она открывала доступ в курию через претуру (и консулат суффектов), за которой следовали императорские назначения в наместничества некоторых провинций, прежде всего италийских, затем крупные римские кураторства (публичные работы, статуи и т. д.), новые консулярные наместничества41, потом проконсульские (Африка, Азия, Ахайя), заканчиваясь вожделенной городской префектурой и, для некоторых избранных, ординарным консульством.
Административное равновесие Италии после Мильвийского моста было частично и временно подправлено Константином в 326—
Константин, города и италийское общество
В начале IV века Италия была высоко урбанизированным диоцезом. Наряду с управлением древней столицей Константин должен был незамедлительно выстроить позитивные отношения с густой сетью италийских городов. Хотя и отрывочные, документы, в основном эпиграфические, демонстрируют прямое вмешательство императора в строительство и возобновление общественных работ в некоторых италийских городах43. Акведуки и термы всегда были наиболее подверженными износу сооружениями, и на них сконцентрировалось внимание Константина: от реорганизации кампанской системы водоснабжения до больших терм Аквилеи, Венозы, Лавиния (Пратика ди Маре) и, конечно, других центров, эпиграфическая документация о которых была утрачена44. Для оценки значимости константиновского эвергетизма следует не упустить два момента: с одной стороны, расходы на поддержание системы водоснабжения (холодного и горячего) были в ряду наиболее насущных и обременительных для городских общин; с другой стороны, в предыдущие десятилетия, особенно в диоклетиановскую эпоху (284—
Всё же, наряду с заботой о сооружениях и материальных благах, отношения между Константином и италийскими общинами следовали идеологическим и формально определённым целям, столь же важным для достижения «согласия».
Два исключительных эпиграфических текста, две бронзовых плиты, содержащие таблицы об установлении патроната47, сохранили декрет о кооптации патрона курии Амитерна (Сан-Витторино, возле Л’Акуилы) от 7 декабря 325 года в честь Г. Саллия Софрония Помпеяна (C. Sallius Sofronius Pompeianus), и декрет о кооптации из деревни на территории Амитерна, vicus Форули, изданный 18 декабря 335 года, десять лет спустя, в честь его сына Г. Саллия Софрония младшего (C. Sallius Sofronius iunior)48. Два этих текста представляют ценный срез официальной корпоративной жизни одной городской общины и одного местечка центральной Италии между decennalia и vicennalia Константина. В результате сравнения вырезанных на досках декретов выявляется иерархическое городское общество, управляемое изнутри principales («наиболее влиятельными, выдающимися»), элитой сенаторского класса города, призванной фактически осуществлять и увековечивать политическое господство в курии. Это городское общество и его лидеры тесно связаны с календарём коллективных церемоний, отмеченных пиршествами (epula) и особенно дорогостоящими играми в амфитеатре (ludi) и представлениями в театре, являющими также образец для устройства деревень, полностью зависимых от города (vicani хотят патрона, принадлежащего к семье патронов cives Амитерна, и выбирают его на собрании, имитирующем городское куриальное собрание). Эти патронаты константиновской эпохи иллюстрируют устойчивость формализованных и всё ещё традиционных отношений между городом и частным благодетелем. Поддержание городских архитектурных сооружений и многих праздничных церемоний, с их дорогостоящими игровыми элементами, финансировалось за счёт собственных средств происходивших из региона благодетелей. Саллии принимали на себя, по крайней мере в четырёх поколениях, патронаты, охватывавшие обширную область апеннинской центральной Италии вдоль Соляной, Цецилиевой и Валериевой дорог, от Риети к Терамо и к Л’Аквиле и Кьети. Их влияние в городской общине Амитерна и местечка Форули — и, как можно представить, в других облагодетельствованных ими апеннинских общинах — видимо, не сводилось к форме «покровительства» (patrocinium), чуждой юридических формул и обычной практики древнего гражданского патроната. Действительно, во многих внегородских сельских районах в эпоху Константина — но феномен возник во II веке — большая частная латифундия могла навязать региональное политико-экономическое господство (patrocinium), способное подточить и разрушить сплочённость и устойчивость городской и римской гражданской модели, действуя как на экономическом (более выгодный рынок производства и сбыта), так и на политическом уровне (более эффективные отношения с имперской администрацией). Латифундия «опустошала» города. Неизвестно, использовали ли Саллии одновременно с патронатом конкурирующие формы покровительства, но этот процесс не следует с очевидностью и, во всяком случае, не отменяет традиционный и позитивный аспект их вмешательства в дела Амитерна. Тем не менее — и это важный момент — отмечается зафиксированный в таблицах экономический вклад патронов-благодетелей, бывший фундаментальным социально-экономическим механизмом константиновской эпохи для поддержания классической городской жизни в италийских городах. Соотношение затрат/инвестиций в пользу обременительных сооружений, предназначенных для функционирования города — строения как зрелища — оказывается тесно связанным с вкладом патронов и являет собой признак шаткого равновесия, в котором протекала жизнедеятельность многих городов Италии, особенно наиболее удалённых от центров административной власти после реформ Диоклетиана и Константина.
Таблицы Амитерна упоминают отданные семье Константина почести, определённые как основные моменты собраний граждан Амитерна и сопутствующих деревень. В первой таблице, 325 года (строки 19—
Наместник провинции Фламинии и Пицена, совершеннейший corrector Клавдий Ураний, присутствующий в 325 году на празднествах в честь цезаря и на торжественном открытии отремонтированных терм, представляет собой элемент связи между имперской административной организацией и подданными местного сообщества. Прибытие наместника в город (его adventus) всегда являлось важным моментом в городской жизни: наместникам не удавалось посетить все города провинции, поэтому те, которые оказывали им гостеприимство, считались привилегированными. Присутствие наместника давало возможность разрешить внутренние вопросы или конфликты с другими сообществами, а прежде всего — представить свои ходатайства ему и, через него, в вышестоящие инстанции вплоть до императора. Поздняя Римская империя — это вселенная, в которой провинциальный наместник проявляет и представляет волю, щедрость и великодушие августа, великого отсутствующего на огромных пространствах римской ойкумены.
Ещё один важный и наиболее известный эпиграфический документ эпохи Константина, рескрипт из Гиспеллума (Спелло, 333—
Как было показано, административным реформам Константина в Италии удалось сочетать требования стабильности и безопасности принцепса, понимающего необходимость удалённости своих резиденций от прославленного диоцеза, и стремление к престижным и «правительственным» ролям италийского общественного компонента, гораздо более богатого и влиятельного, чем сенаторское сословие. Далее было показано, что никакая провинциальная структура не лишила политического и «эмоционального» первенства италийские города, которые, помимо прочего, создавали пространство, необходимое для достижения «согласия» с константиновской семьёй со стороны городской знати. Другие документы константиновской эпохи позволяют проверить, как отразилось на низших слоях италийского общества социально-экономическое равновесие, сложившееся в результате проведённых августом административных реформ.
Весной 315 года, готовясь пройти через италийские города в Рим, где в конце июля он праздновал decennalia, Константин издал конституцию52, адресованную Аблабию, вероятно, vicarius Italiae. В законе, подлежащем доведению до всеобщего сведения, император обязался поддерживать обездоленные семьи римских граждан Италии при участии императорской казны и своего патримония в целях устранения бича детоубийства53:
Imp(erator) Constantinus A(ugustus) ad Ablavium. Aereis tabulis vel cerussatis aut linteis mappis scripta per omnes civitates Italiae proponatur lex, quae parentum manus a parricidio arceat votumque vertat in melius. Officiumque tuum haec cura perstringat, ut, si quis parens adferat subolem, quam pro paupertate educare non possit, nec in alimentis nec in veste impertienda tardetur, cum educatio nascentis infantiae moras ferre non possit. Ad quam rem et fiscum nostrum et rem privatam indiscreta iussimus praebere obsequia. Dat(a) III id(us) mai(as) Naisso Constantino A(ugusto) IIII et Licinio IIII AA(ugustis) conss(ulibus)54.
Эта мера, помимо желания добиться согласия италийского населения вокруг принцепса, который собирается посетить диоцез во второй раз, свидетельствует об экономических трудностях римского городского населения. Преемственность с раннеимперским институтом траяновских alimenta кажущаяся: те были направлены на поддержание демографии италийского городского населения, чья многочисленность имела всеобщие военные и административные последствия, через кредитную систему, стимулирующую сельское хозяйство; константиновская же поддержка оказывается чрезвычайной мерой, не связанной с каким-либо экономическим планированием. Не случайно она была распространена годы спустя на Африку, другой весьма урбанизированный диоцез, в то время как проблема в Италии, кажется, повторилась в сходных условиях ещё в 329 году55. В 315 году, таким образом, вырисовывается заслуживающая доверия картина страданий свободных италийских граждан-налогоплательщиков, вероятно, переселившихся в город из деревни, перед лицом экономических и, возможно, налоговых изменений, вызванных реформами Константина. Трудно чётко определить социальный уровень семей, неспособных прокормить собственных детей, но всё же структура италийского общества заставляет предположить, что кризис затронул свободных, и свободных из городов. Вполне вероятно, что денежная реформа Константина, с обесценением серебряной монеты и утверждением золотого солида, вместе с введением налога на коммерческую деятельность и городскую «сферу услуг», наряду с сохранением налога на сельскую собственность малоимущих членов гражданских курий, вызовет примерно через двадцать лет после введения налога в Италии экономический упадок среди средних и мелких городских собственников. Если, в самом деле, введение налога в Италии способствовало сплочению интересов крупных землевладельцев, прежде всего сенаторов, получателей ренты золотом, и их сельских работников, то этот процесс гораздо менее позитивно мог отразиться на семьях свободных горожан, наделённых небольшими имениями и, следовательно, наиболее слабых с точки зрения формирования доходов, прежде всего испытавших негативные последствия потери стоимости серебряной монетой и невозможности избежать налогообложения. Проблема, кажется, оставалась свойственной для Италии, способствуя в IV—
ПРИМЕЧАНИЯ