Правая рука Лаокоона
© 2017 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.
с.277 Вопросу о восстановлении правой руки Лаокоона столько же лет, сколько и самой находке группы. Великолепная скульптура привела современников в величайший восторг. Желание видеть ее снова в полном виде было понятно. Наша боязнь прикоснуться к произведениям античного искусства, боязнь, которая в наши дни, возможно, заходит слишком далеко, была совершенно чужда эпохе Возрождения с ее восхищением формами. Однако, как это ни странно, первым нашел примерно правильный вариант не скульптор, а художник. Тициан в своем «Обезьяньем Лаокооне»1 (с которого Болдрини сделал гравюру на дереве), в этой едкой остроумной сатире на Бандинелли, самоуверенного автора большой, до сих пор хранящейся в галерее Уффици копии группы2, придал руке обезьяньего отца положение, которое было довольно-таки верным. Однако эта трактовка была проигнорирована. Лежащая в Кабинете Лаокоона большая заготовка руки, приписываемая Джованни Монторсоли3, абсолютно ошибочна, и так же обстояло дело со всеми другими попытками восстановления, включая не слишком известного, очевидно, парижского4 автора того гипсового дополнения, которое и по сей день можно видеть на оригинале.
Сомнения в правильности этого дополнения, насколько я могу судить, впервые письменно изложил Ш. Пти-Радель (Ch. Petit Radel), когда группа еще была в Париже5. К своему мнению, что правая рука должна быть согнута в сторону головы, он ошибочно добавляет с.278 «sans cependant la toucher» («однако, не прикасаясь к ней»). Первым, кто теоретически нашел правильное решение, похоже, был Карл Прин (C. Prien)6, который объяснял отломанные на голове локоны тем, что как раз здесь их должна была касаться правая рука или соединяющая ее опора, которая при поломке статуи отломалась вместе с ней. Это предположение получило всеобщее признание, и реконструкция Прина очень часто воспроизводилась7. И вот сейчас, как раз к четырехсотлетнему юбилею находки, новая находка позволяет мне, пожалуй, окончательно разрешить этот вопрос.
Руку, которую иллюстрация VIII показывает в двух ракурсах, спереди и сзади, я нашел у одного мелкого римского резчика по камню (scalpellino) среди всевозможных старых мраморных фрагментов. Эти люди обычно скупают такие фрагменты, чтобы потом их переработать. Эту руку принесли к нему как только что найденную на «виа Лабикана», без более точного указания происхождения. Я сразу увидел, что это правая рука Лаокоона, и приобрел ее у него, чтобы спасти от неминуемой гибели.
Табл. VIII. |
Рука сделана из крупнозернистого паросского мрамора; плечо, насколько оно сохранилось, составляет в длину 42 см, предплечье до запястья (сама кисть отсутствует) — 31,5 см. Ещё в античное время рука была сломана в двух местах и заново прикреплена. При поломке статуи была повреждена и змея, но и на поврежденных местах можно очень хорошо проследить ее изгибы. У тела змеи та же бросающаяся в глаза гладкая поверхность, которую мы видим у группы. Вероятно, и здесь чешуя была передана с помощью красок. На внешней части предплечья заметно овальное, оставленное слегка шероховатым место крепления вставки (tassello), длиной 16 см и шириной 9 см. Эта вставка была когда-то прикреплена замазкой, а потом, как это часто случается с античными статуями, со временем отклеилась и была утеряна. Небольшие царапины на эпидермисе заметны главным образом на внутренней стороне руки. На плече, также на внутренней стороне, можно увидеть три зарубки, которые могли быть оставлены только острием мотыги, которой и откопали руку.
Различие сортов мрамора — группа из grechetto[1], рука из паросского мрамора — изначально с.279 исключает ее принадлежность ватиканскому оригиналу. К этому добавляется разница в работе. Наша рука лишь в малой степени демонстрирует присущее ватиканскому оригиналу чудесное и восхищающее во все времена понимание тончайшего изящества форм. Это обобщающая работа, которая удовольствовалась тем, чтобы запечатлеть общие черты. Напротив, разница в размерах этого правого плеча и сохранившегося левого, которое на 1,5 см длиннее, вряд ли имеет какое-нибудь значение, учитывая действительно существующие и уже неоднократно отмеченные несоответствия в размерах различных частей группы, несоответствия, которые мы не можем приписать недостатку умения мастера в этом исключительном произведении, но которые находят свое объяснение в неизвестной нам оригинальной установке группы на Родосе.
Таким образом, учитывая в особенности два первых только что отмеченных пункта, мы должны рассматривать руку как последний фрагмент античной копии, которая в остальном, к сожалению, полностью утеряна8 и которая по размерам была приблизительно на одну девятую меньше оригинала. И у него отсутствующая сейчас правая рука была, вероятно, сломана ещё в античное время, вновь поставлена на место и потом снова окончательно утеряна. Рука, очевидно, отломалась тогда, когда группа была снята с постамента на Родосе и совершала путешествие в Рим9. Рука была прикреплена при помощи бронзового штифта. с.280 Доказательством этого служит, насколько я вижу, до сих пор никем не замеченное большое красно-коричнево-золотистое пятно на правом плече Лаокоона, которое могло возникнуть только из-за того, с.281 что бронзовый штифт, на протяжении сотен лет находившийся в мраморе, разрушался сам и разрушал мрамор.
Рис. 1. |
Рис. 2. |
Для нас рука копии ценна тем, что позволяет выполнить реконструкцию оригинальной руки. Поэтому я попросил художника Эрнста Зоппа сделать на основании слепка руки и фотографии спины Лаокоона (с гипса в Латеране) и при участии живой модели непритязательные рисунки, изображенные на рис. 1 и 2. Получается, что тело змеи, переползая со стороны спины, охватывает начало дельтовидной мышцы, потом, полностью обвиваясь вокруг надплечья[2], откидывается назад, и, снова поднимаясь, плотно охватывает запястье. В каком положении находился при этом конец хвоста, уже невозможно точно установить, так как отсутствует кисть. На ватиканском оригинале восстановленный кончик хвоста заканчивается примерно посередине спины справа, касаясь ее, но это совершенно произвольное предположение, так как на всей спине не наблюдается ни единого надлома или места крепления.
Реконструкция Прина. |
Возможно, что конец змеи располагался близко к кисти, или, что еще более вероятно и отображено на рисунке, кисть крепко держала его в кулаке. Напротив, следует отвергнуть предложенный Прином на его иллюстрации и повторенный Овербеком и др. вариант восстановления правой руки младшего погибающего сына. Невозможно, чтобы его правая рука была параллельна руке отца. Это привело бы к некрасивому, скучному, невозможному для греческого резца силуэту. Возможно, его правая рука была слегка согнута вовнутрь, как это в виде предположения показывает наш рисунок.
Насколько эта группа выигрывает от становящегося в таком случае более пирамидальным силуэта, очевидно без дальнейших объяснений. Гипсовая рука производила впечатление декламационного восклицательного знака, преисполненного фальшивого пафоса. Благодаря отведению руки к голове группа однозначно очень выиграла в отношении простоты и цельности формы, а выражение страдания приобрело значительную внутреннюю интенсивность.
Итак, спустя ровно четыре столетия после находки скульптуры счастливая случайность позволила правильно реконструировать одну из главных деталей группы. Пусть же руководство Ватиканского с.282 музея, которому я преподнес руку как небольшой δῶρον[3], отпразднует этот юбилей, избавив opus omnibus et picturae et statuariae praeferendum[4] от ужасного фальшивого гипсового дополнения, установив на его место правильное, на основе найденной руки.
ПРИМЕЧАНИЯ