с.898 Аннотация. В статье предпринята попытка согласовать сообщение Светония о том, что за утверждение Птолемея XII на египетском троне в 59 г. до н. э. Цезарь получил от него взятку в 6000 талантов «за себя и за Помпея», и сообщение Плутарха о том, что на момент своей смерти в 51 г. Птолемей должен был Цезарю половину этой суммы (17,5 млн драхм). Подвергнуты критике точки зрения М. Гельцера и М. Сиани-Дэвис, по мнению которых этот долг образовался в 54 г., когда римский банкир Гай Рабирий перевел на имя Цезаря неоплаченные долговые обязательства Птолемея. Высказаны дополнительные аргументы в пользу гипотезы Х. Хайнена и Р. Уэстелла о том, что в 59 г. Цезарь получил от Птолемея не наличные деньги, а долговую расписку; предложены соображения, уточняющие роль Помпея и Рабирия в данной сделке.
Ключевые слова: Птолемей XII Авлет, Цезарь, Помпей, Рабирий Постум, Египет эпохи Птолемеев, Поздняя Римская республика
Olga Y. Lyubimova
Abstract. The article aims to reconcile Suetonius’ evidence about 6000 talents Caesar received “in his own name and that of Pompey” from Ptolemy for the latter’s establishment on the throne of Egypt, and Plutarch’s evidence that at the moment of his death Ptolemy owed Caesar a half of that sum (
Keywords: Ptolemy XII Auletes, Caesar, Pompey, Rabirius Postumus, Egypt of Ptolemies, Late Roman Republic
Египетский царь Птолемей XII Новый Дионис, более известный как Птолемей Авлет, пришел к власти в 80 г.2 и много лет добивался признания со стороны Рима. Для этого существовал ряд препятствий: во-первых, один из его предшественников завещал свое царство Риму (хотя подлинность этого завещания и оспаривалась); во-вторых, царь Птолемей XI Александр II был убит восставшими подданными, и Птолемея Авлета, его преемника, обвиняли в подстрекательстве толпы к бунту; в-третьих, царь, по-видимому, был незаконнорожденным3. Наконец в 59 г. консул Цезарь признал его другом и союзником римского народа. Согласно Светонию, за это он получил взятку в 6 тыс. талантов — за себя и за Помпея4. Дион Кассий, не называя имен, тоже сообщает, что за свое утверждение Птолемей заплатил некоторым римлянам большие деньги — отчасти свои, отчасти взятые в долг5. Кажется, что источники хорошо согласуются друг с другом. Однако сообщение Плутарха о событиях после битвы при Фарсале вносит в эту картину неясность. Рассказывая о прибытии Цезаря в Египет в 48 г., Плутарх пишет: «Действительно, отец царствовавшего тогда царя был должен Цезарю семнадцать с половиной миллионов драхм, часть этого долга Цезарь ранее простил его детям, а десять миллионов потребовал теперь на прокормление войска» (пер.
Насколько мне известно, в литературе выдвинуто три основных объяснения этой загадки. Однако, к сожалению, исследователи, как правило, не дискутируют друг с другом, а просто излагают свою концепцию или присоединяются к той, с.900 которая им кажется наиболее убедительной8. Поэтому в данной статье я хотела бы рассмотреть аргументы за и против каждой из версий.
Первое из объяснений выдвинул М. Гельцер9. Он отталкивается от указания Диона Кассия о том, что в 59 г. Птолемей заплатил за свое утверждение не только собственные деньги, но и заемные (Cass. Dio XXXIX. 12. 1: τὰ μὲν οἴκοθεν τὰ δὲ καὶ δανεισάμενος). Имя одного из его римских кредиторов нам известно: Цицерон сообщает, что когда Авлет еще правил Египтом (т. е. еще до его изгнания в 58 г.), ему заочно ссудил крупную сумму денег римский всадник Гай Рабирий Постум (Cic. Rab. Post. 4). Гельцер полагает, что в 59 г. именно Рабирий стал основным кредитором Птолемея, предоставив ему бо́льшую часть взятки в 6 тыс. талантов10. Цезарь и Помпей, очевидно, гарантировали Рабирию, что Птолемей будет прочно сидеть на троне и вернет ему эти деньги с процентами. Но всего через год, когда царь попытался насильственно собрать со своих подданных деньги, чтобы расплатиться с долгами, те восстали и изгнали его (Cass. Dio XXXIX. 12. 1—
Данная версия выглядит весьма логичной, но она все же вызывает некоторые вопросы. Прежде всего, рассмотрим характер моральных обязательств Цезаря перед Рабирием. По мнению Гельцера, Цезарь проявил к Рабирию такое великодушие, потому что этого требовала fides: ведь еще в 59 г. он вовлек Рабирия в рискованную сделку с Птолемеем и получил с его помощью 6 тыс. талантов. Однако всего четырьмя годами ранее, в 63 г., Цезарь, будучи одним из двух судей в деле дяди и приемного отца Рабирия, проявил к нему большую враждебность и в конце концов вынес обвиняемому смертный приговор (Suet. Iul. 12; Cass. Dio XXXVII. 27; об их родстве см. Cic. Rab. perd. 8; Rab. Post. 45). Приговор не был приведен в исполнение, однако вряд ли в 59 г. Цезарь счел бы Рабирия Постума подходящим посредником в столь сомнительной сделке.
Впрочем, Цицерон утверждает, что Рабирий действительно заочно ссудил Птолемею большую сумму денег, когда тот еще сидел на троне. Этот первый заем он упоминает дважды. Сначала оратор просто использует его как иллюстрацию того, как широко Рабирий некогда вел свои дела, в одном ряду с другими его крупными сделками14. Далее же Цицерон пытается объяснить, почему в 57 г. Рабирий заключил с Птолемеем новую сделку: с одной стороны, он уже имел с царем дело ранее, с другой стороны, никто тогда не сомневался, что царь будет восстановлен на троне15. Чуть далее Цицерон говорит, что Рабирий боялся потерять прежний заем, если станет соблюдать меру в кредитовании16. Итак, второй заем здесь действительно представлен как логическое продолжение первого. Однако в описании Цицерона между ними есть и количественное, и качественное различие. Во второй раз Рабирий пошел дальше, чем в первый, и предоставил Птолемею не только свои деньги, но и средства друзей17; он не соблюдал меру в кредитовании (ср. прим. 16), и никого не было щедрее Рабирия (nihil hoc benignius). Именно эту с.902 вторую сделку, заключенную в 57 г., Цицерон характеризует как страшную ошибку и даже глупость Рабирия (Rab. Post. 5; ср. 1—
Мнения исследователей по этому поводу разделились: если Э. Блёдов полагает, что в 59 г. Рабирий предоставил Птолемею поистине огромный заем и ради его возвращения просто вынужден был дать царю еще один кредит, теперь уже из заемных денег, и пойти на новые риски18, то К. Клодт высказывает сомнения в том, что сделка 59 г. вообще имела место, и предполагает, что Цицерон мог ее измыслить, чтобы нагляднее показать, каким образом его подзащитный попал в замкнутый круг19. Обе точки зрения представляются слишком радикальными. Вряд ли можно подвергать сомнению сам факт первой сделки Рабирия с Птолемеем только потому, что Цицерону выгодно было о ней упомянуть в защитительной речи. Но это еще не означает, что она неразрывно связала благосостояние банкира с судьбой царя и вторая сделка в 57 г. стала для Рабирия единственным спасением от банкротства. Вполне естественно, что Рабирий, как всякий ростовщик, желал вернуть свои деньги с процентами и содействовал тому, чтобы Птолемей вернулся на трон и возобновил выплаты; и обращение Рабирия к заемным средствам едва ли свидетельствует о том, что он находился в отчаянном положении.
Стоит отметить, что, по-видимому, на процессе Рабирия о его первой сделке с Птолемеем впервые упомянул защитник, а не обвинитель. Цицерон использует ее для объяснения дальнейших поступков Рабирия, но в этом пассаже нет никаких признаков полемики с противниками. Однако второму займу, предоставленному в 57 г., обвинитель Меммий уделил много внимания, утверждая, что деньги Рабирия пошли на подкуп сената (Cic. Rab. Post. 6—
с.903 Гельцер считает, что в 59 г. Птолемей отдал Цезарю и Помпею 6000 талантов, взяв почти все эти деньги в долг у Рабирия22. Речь идет об огромной сумме, в римском исчислении она составляла 144 млн сестерциев. Для сравнения: такая сумма была в 67 г. предоставлена Помпею из казны для кампании против пиратов, охватившей все Средиземноморье (App. Mithr. 94), столько же составляла контрибуция, которую выплатил Помпею армянский царь Тигран (App. Mithr. 104; согласно Plut. Pomp. 33, — 7000 талантов = 168 млн сестерциев). В казне Иерусалимского храма в этот период содержалось 2000 талантов = 48 млн сестерциев наличными деньгами, а его священная утварь оценивалась в 8000 талантов = 192 млн сестерциев (Ios. Ant. Iud. XIV. 4. 4; 7. 1). До завоеваний Помпея все римские провинции приносили казне 8333 таланта = 200 млн сестерциев ежегодно (Plut. Pomp. 45. 3)23. После завоевания Галлии Цезарь установил для нее ежегодный налог в 1667 талантов = 40 млн сестерциев (Suet. Iul. 25. 1). Когда все имущество кипрского царя было продано с торгов, Катон выручил за него 7000 талантов = 168 млн сестерциев (Plut. Cat. Min. 38. 1). Уже на этом этапе возникают сомнения в том, что малоизвестный римский всадник24, не обращаясь к заемным средствам25, мог единовременно выплатить наличными сумму, сопоставимую с царским состоянием или годовым доходом с нескольких провинций и в 360 раз превышавшую всаднический ценз26.
Предположим, однако, что Рабирий это сделал. Скорее всего, в течение 58 г. Птолемей сумел вернуть ему какую-то часть долга, прежде чем был изгнан подданными, но вряд ли она могла быть велика. Годовой доход Египта в этот период оценивается разными источниками в 6 тыс. талантов (Diod. XVII. 52. 6) или 12,5 тыс. талантов (Strab. XVII. 1. 13, со ссылкой на не дошедшую до нас речь с.904 Цицерона)27, и, вероятно, царь предполагал вернуть долг постепенно, в течение нескольких лет. Однако после его изгнания, в 57 г. Рабирий предоставил Птолемею новый кредит, предназначавшийся для подкупа сенаторов, и, судя по словам Цицерона, проанализированным выше, этот кредит был еще больше прежнего. В этот раз часть средств была заемной, но все же представляется невероятным, чтобы римский всадник, пусть даже очень богатый, мог в течение двух лет собрать для Птолемея наличными сперва около 6 тыс. талантов, а затем еще столько же или даже больше. Можно вспомнить, что состояние Красса, по разным сведениям, оценивалось — включая, разумеется, недвижимость — в 170—
Но предположим, что Рабирию каким-то образом удалось все же собрать указанные средства: в общей сложности 10—
Некоторые из этих вопросов позволяет снять гипотеза М. Сиани-Дэвис31. Исследовательница согласна, что в 59 г. Птолемей заимствовал какую-то сумму у Рабирия, но все же полагает, что большая часть взятки в 6 тыс. талантов была сразу выплачена Птолемеем из собственных средств, и ее, видимо, доставило из Александрии римское посольство32. Далее в своем анализе она не придает большого с.905 значения первой сделке Рабирия с Птолемеем и считает, что главные финансовые операции развернулись позднее, когда в конце 58 г. изгнанный Птолемей прибыл в Рим. В этот период его долги перед римскими кредиторами достигли огромных размеров, и одним из этих кредиторов был Рабирий, причем его компаньонами в данных сделках выступили, по мнению автора, сами Помпей и Цезарь: т. е. именно они (хотя и не только они) предоставили Рабирию те самые заемные средства, о которых упоминает Цицерон (Rab. Post. 5)33. По мнению Сиани-Дэвис, когда после восстановления Птолемея Рабирий прибыл в Александрию и занял пост диойкета, он выступал как главный представитель кредиторов Птолемея и должен был взыскать с него свой собственный заем (предоставленный совместно с Помпеем и Цезарем), обещанные Габинию 10 тыс. талантов, а также долги царя перед другими римскими ростовщиками. Рабирию удалось собрать в Египте весьма существенную сумму, однако немалая часть долгов царя так и осталась неуплаченной34.
Сиани-Дэвис предполагает, что в 54 г. Цезарь «консолидировал под своим именем все огромные займы и стал при этом крупнейшим “кредитором” Рабирия Постума, хотя вряд ли настаивал на уплате». По ее мнению, 3 тыс. талантов, деньги, которые Птолемей Авлет оставался должен Цезарю на момент своей смерти, — это доля Цезаря в невозвращенном займе Рабирия 57 г., соединенная, возможно, с другими долгами последнего. Иначе говоря, в 57 г. Цезарь (в числе прочих) предоставил Рабирию денежные средства, которые тот, в свою очередь, дал в долг Птолемею, причем участие Цезаря должно было послужить некой политической гарантией сделки35. Когда возвратить эти деньги из Египта не удалось, Цезарь не стал требовать их с Рабирия, а, напротив, уплатил за него долги перед другими его римскими кредиторами. Лишь через шесть лет у него появилась возможность взыскать хотя бы часть этих денег с наследников Птолемея36.
В рамках этой гипотезы размер кредита, предоставленного Рабирием египетскому царю, выглядит гораздо правдоподобнее. Однако ее главная проблема — это отсутствие подтверждений в источниках. Цицерон действительно сообщает, что в 57 г. Рабирий предоставил Птолемею не только свои деньги, но и средства друзей (Rab. Post. 5; 25). Но ни Цицерон, ни кто-либо еще из античных авторов не упоминает о том, что в числе этих друзей был Цезарь (или Помпей). Впервые высказывая такую версию, Сиани-Дэвис ссылается на следующие источники: Cic. Rab. Post. 14; 22; 29; 41; Fam. I. 1. 3; 5a. 3—
Имеется, правда, еще пассаж Цицерона, в котором говорится, что «если бы не щедрость Гая Цезаря, величайшая по отношению ко всем, по отношению же к Постуму невероятная, того уже давно не было бы у нас на форуме. Цезарь один принял на себя бремя вместо многих его друзей, и это бремя, которое ранее, когда дела Постума обстояли благоприятно, делили многие его близкие, ныне, когда состояние его потерпело ущерб, всё разом несет один»41. Именно этот отрывок Сиани-Дэвис кладет в основу своей гипотезы. Однако вряд ли под «всеми» в первом предложении Цицерон может подразумевать лишь группу ростовщиков, так или иначе вовлеченных в сделки Рабирия с египетским царем42. Более вероятно, что это замечание имеет общий характер и прославляет свойственную Цезарю щедрость по отношению ко всем реальным и потенциальным союзникам, которую отмечают многие источники (Cic. Off. I. 43; Sall. Cat. 49. 3; 54. 2—
Если суть сделки 57 г. действительно состояла в том, что Рабирий дал Птолемею заем, немалая часть которого была предоставлена Цезарем в качестве политической гарантии, дальнейшее поведение проконсула Галлии не вполне понятно. Можно допустить, что он ощущал определенную ответственность за данную сделку, и fides требовала от него помочь Рабирию. Но в этом случае Цезарю было бы вполне достаточно не требовать с Рабирия причитающуюся ему долю. Он потерял бы ту сумму, в пределах которой гарантировал данную сделку. Но чего ради он стал расплачиваться с остальными кредиторами Рабирия? Чем банкир заслужил такую благодарность Цезаря, или каких выгод Цезарь мог ожидать от его спасения, чтобы нести из-за него такие расходы?
Далее, в рамках гипотезы Сиани-Дэвис, Цезарь в 57—
Известно, что когда деятельность Рабирия вызвала в Александрии возмущение, Птолемей взял римского ростовщика под стражу, а затем тот вынужден был покинуть Александрию (Cic. Rab. Post. 22; 39)46. У нас нет оснований предполагать, что Рабирий совершил побег из царской темницы и тайно покинул и место заточения, и саму страну без ведома и согласия Птолемея — да и вряд ли это было возможно, так как гавань Александрии очень строго охранялась (Strab. III. 2. 5). Если бы подобный побег имел место, Цицерон, вероятно, упомянул бы об этом, чтобы еще сильнее подчеркнуть жестокость царя47 и крушение всех надежд Рабирия. Но если Рабирий находился в полной власти Птолемея, взявшего его под стражу, представляется невероятным, чтобы в уплату за освобождение царь не с.908 потребовал от Рабирия погасить все свои долговые обязательства и завершить все расчеты.
Впрочем, некоторые исследователи указывают, что выражение in custodia, употребленное у Цицерона, может означать не только «под арестом», но и «под охраной», и с различными оговорками допускают возможность того, что Птолемей приставил к Рабирию войска, чтобы защитить его от возмущенных александрийцев48. Однако тут же Цицерон упоминает и об аресте близких Рабирия в период его пребывания в Египте, и в данном случае выражается недвусмысленно (in vinclis — «в тюрьме» или даже «в оковах»), что предполагает конфликт между Птолемеем и Рабирием49. Кроме того, Цицерон говорит о custodia regia (Rab. Post. 22). Но если бы речь шла о защите безопасности римлянина Рабирия, то, как указывает Блёдов50, для этого логичнее было бы использовать римские войска, оставленные в Александрии Габинием (Caes. BC. III. 104, 110; Val. Max. IV. 1. 15). Однако об их участии в этих событиях нет никаких сведений. Тем не менее, даже если принять эту версию событий, она означает, что Рабирий был обязан Птолемею жизнью, и в благодарность за эту услугу царь наверняка должен был потребовать у ростовщика списания оставшихся долгов. Судя по тому, что некие корабли весной 54 г. доставили для Рабирия в Остию египетские товары (Cic. Rab. Post. 40), при окончательном расчете царь попытался, насколько это было в его силах, удовлетворить интересы своего кредитора, если не в денежной, то в натуральной форме51. Конечно, нельзя исключать, что Цицерон прав и значительная часть денег Рабирия оказалась утраченной безвозвратно. Однако представляется крайне маловероятным, что после возвращения из Египта Рабирий еще имел на руках какие-то долговые обязательства Птолемея, которые мог бы передать Цезарю в благодарность за помощь. Скорее всего, его египетские дела были завершены окончательно.
Остается рассмотреть третью гипотезу. Насколько мне известно, впервые ее высказал Х. Хайнен. По его мнению, в 59 г. Птолемей лишь пообещал Цезарю и Помпею взятку в 6 тыс. талантов, но в действительности Цезарь не получил ничего, и на момент своей смерти Авлет оставался должен Цезарю причитавшуюся тому долю полностью. Автор отмечает, что общая сумма долга составляла с.909 17,5 млн денариев, и предполагает, что изначально, в 59 г., взятка тоже была выражена в денариях и составляла, таким образом, 35 млн денариев. Эта сумма равна 5833,33 таланта, что в точности соответствует свидетельству Светония о «почти шести тысячах талантов» (prope sex milia talentorum). Что же касается доли, причитавшейся Помпею, то Птолемей, вероятно, мог выплатить ее раньше; целиком или частично, вопрос остается открытым52.
Недавно эту точку зрения поддержал и развил Р. Уэстелл. Он также полагает, что в 59 г. Цезарь и Помпей получили от Птолемея не наличные деньги, а долговую расписку на 6 тыс. талантов, при этом Помпей как главный покровитель Птолемея в Риме сыграл роль посредника, а Цезарь как консул обеспечил принятие необходимого решения. Уэстелл полагает, что сумма в 6 тыс. талантов не предназначалась только Цезарю и Помпею и больше никому: они должны были распределить взятку между другими сенаторами, поддержка которых требовалась для утверждения Птолемея, и, разумеется, немалую часть оставить и себе53. Таким образом, свидетельство Диона Кассия (XXXIX. 12. 1) о том, что в 59 г. Птолемей брал в долг у римлян, Уэстелл толкует в том смысле, что кредиторами египетского царя стали Цезарь и Помпей54. Они не получили наличных денег сразу, зато в течение некоторого времени могли получать немалые проценты с этого долга, а затем — и всю сумму, целиком или по частям. Именно так строились финансовые отношения Помпея с Ариобарзаном, царем Каппадокии55. Однако подданные царя Птолемея изгнали его, не потерпев жестоких взысканий, и даже после восстановления на троне Авлет опасался народных волнений и готов был выплачивать долг лишь в известных пределах. Поэтому значительная часть денег так и не была возвращена, и в 48 г. Цезарь потребовал ее в Александрии56.
Однако прежде чем принять эту точку зрения, требуется разрешить несколько связанных с ней проблем, на которых не останавливаются ни Хайнен, ни Уэстелл. А именно требуется понять, не противоречит ли она сведениям Светония и Диона Кассия, прояснить слова Светония о том, что Цезарь получил деньги за себя и за Помпея, и, наконец, вписать в эту картину Рабирия Постума. Начнем с первой проблемы.
с.910 Критикуя гипотезу, согласно которой в 59 г. Цезарь и Помпей получили от Птолемея не наличные деньги, а лишь долговую расписку, Б. Войтек указывает, что она прямо противоречит свидетельствам Диона Кассия и Светония (см. выше, прим. 4—
Если деньги, полученные Цезарем в 59 г., представляли собой долговое обязательство Птолемея, то как же понимать утверждение Светония, что Цезарь получил от Птолемея деньги suo Pompeique nomine (Iul. 54. 3)? Данное выражение можно истолковать двояко. Если слово nomine здесь употребляется в прямом смысле «на имя»60, то Птолемей выписал два обязательства на равные суммы: на имя Цезаря и на имя Помпея. Если же его понимать в переносном смысле с.911 «в интересах», «ради»61, то, напротив, долговое обязательство Птолемея было выписано на имя одного Цезаря, но половина суммы причиталась Помпею, и Цезарь, видимо, должен был одновременно выдать Помпею соответствующий вексель. В пользу первого варианта можно указать на деловой, денежный характер договоренности, который предполагает более формальное выражение. Однако Светоний как раз описывает не формальную составляющую сделки, а ее внутренний смысл: он пишет о том, что Цезарь получил деньги, хотя, если верна гипотеза Хайнена и Уэстелла, формально он, наоборот, их дал в долг. Поэтому nomine у Светония тоже логичнее истолковать как описание сущности сделки, а не ее оформления. Светоний, таким образом, хочет сказать, что Птолемей обязался уплатить всю сумму Цезарю, но половина причиталась Помпею. Если переговоры с Птолемеем и саму сделку организовал последний — а это весьма вероятно, ибо именно он всегда выступал покровителем Птолемея в Риме62, тогда как Цезарь в 65 г. пытался лишить египетского правителя его царства, — то Помпей мог намеренно оформить ее таким образом, потому что взыскание долгов с зависимых царей было непростым делом и порой требовало усилий и дополнительных расходов63. Вполне логично, что Помпей предпочел переложить это бремя на Цезаря.
Если верна гипотеза Хайнена и Уэстелла о том, что в 59 г. Цезарь и Помпей получили не наличные деньги, а долговое обязательство Птолемея, то каким образом в эту картину вписывается Рабирий? Хайнен признает, что роль Рабирия ему не вполне ясна64; Уэстелл просто не останавливается на этом вопросе и упоминает Рабирия лишь вскользь65. Как уже говорилось, еще до изгнания Птолемея Рабирий заочно дал ему в долг крупную сумму денег (Cic. Rab. Post. 4). Логично отнести этот заем к 59 г. и предположить, что с помощью Рабирия царь обеспечил Цезарю и Помпею необходимую наличность для подкупа других влиятельных сенаторов66. Однако, как указывалось выше, до 59 г. отношения Цезаря с семьей Рабирия были враждебными, поэтому скорее всего Птолемей (или, вернее, его агент в Риме) выбрал себе кредитора не по рекомендации Цезаря, а по собственному усмотрению, и Рабирий тоже предоставил ему заем на свой страх и риск, в расчете на высокие проценты.
с.912 На данном этапе Цезарь вряд ли имел перед Рабирием какие-то моральные обязательства как политический гарант его сделки, однако Рабирий уже приобрел личную заинтересованность в стабильности египетского трона. Поэтому когда Птолемея Авлета изгнали, в 57 г. Рабирий предоставил ему новый заем — по-видимому, куда более крупный, чем прежде (Cic. Rab. Post. 4—
Если вспомнить, что позднее Рабирию весьма активно помогали сперва помпеянец Габиний68, затем Цезарь, то напрашивается предположение, что судьбоносная сделка между Рабирием и Птолемеем, заключенная в 57 г., имела гораздо более прямое отношение к Помпею и Цезарю, чем предполагал обвинитель Рабирия69. Вполне вероятно, что при помощи Рабирия Птолемей частично погасил свой долг перед триумвирами, образовавшийся в 59 г. И учитывая гостеприимство и содействие, которое Помпей оказывал Птолемею во время его изгнания, при получении денег Помпей должен был иметь преимущество перед Цезарем, который находился в Галлии и не проявлял больше никакого интереса к судьбе изгнанного царя70.
Тем не менее, когда Рабирий вернулся из Египта, fides по отношению к нему проявил Цезарь, а не Помпей, и именно Цезарь, и он один, как подчеркивает Цицерон (Rab. Post. 41), спас банкира от разорения71. Безразличие Помпея, конечно, может объясняться тем, что он считал свои обязательства выполненными после того, как его сторонник Габиний восстановил Птолемея на троне и дал Рабирию возможность взыскать с него деньги. Однако участие Цезаря предполагает, что он с.913 уже признавал за собой какие-то моральные обязательства перед Рабирием72. Как уже говорилось выше, вряд ли они восходили к 59 г., однако могли возникнуть в 57 г. Здесь имеются две возможности.
Если изначально долговые обязательства царя были выписаны на Цезаря и Помпея в равных долях, то в 57 г. Рабирий, видимо, выплатил за Птолемея часть наличных не только Помпею, но и Цезарю, точнее, его агенту в Риме73. Если же, что представляется более вероятным, формально кредитором царя являлся один Цезарь, который обязался отдать половину обещанной суммы Помпею, то схема была несколько сложнее. В этом случае в 57 г. Рабирий уплатил Помпею наличные деньги, Птолемей выдал Рабирию долговое обязательство на эту сумму, агент Цезаря вручил Птолемею расписку в ее получении, а Помпей погасил соответствующее долговое обязательство Цезаря. В этом случае Цезарь мог вообще не получить никаких наличных денег, но участие Рабирия позволило ему освободиться от формальной задолженности перед Помпеем. Рабирий принял на себя риски сделки с египетским царем.
Цицерон характеризует это решение римского банкира как безумную глупость (Rab. Post. 1—
с.914
Alexander,
Andreau, J. 1999: Banking and Business in the Roman World. Transl. J. Lloyd. Cambridge.
Balconi, C. 1993: Rabirio Postumo dioiketes d’Egitto in P. Med. inv. 68. 53? Aegyptus 73, 3—
Bloedow, E. 1963: Beiträge zur Geschichte des Ptolemaios XII. Diss. Würzburg.
Braund, D. 1984: Rome and the Friendly King: the Character of Client Kingship. London — New York.
Canfora, L. 2007: Julius Caesar. The Life and Times of the People’s Dictator. Transl. by M. Hill and K. Windle. Berkeley—
Christmann, K. 2005: Ptolemaois XII. von Agypten, Freund des Pompeius. In: A. Coşkun (Hrsg.), Roms auswärtige Freunde in der späten Republik und im frühen Prinzipat. Gottingen, 113—
Dessau, H. 1911: Gaius Rabirius Postumus, Hermes 46, 613—
Duncan-Jones, R. 1998: Money and Government in the Roman Empire. Cambridge.
Dvoretskiy, I. Kh. 1976: Latinsko-russkiy slovar’ [Latin-Russian Dictionary], Moscow.
Дворецкий,
Fantham, E. 1975: The Trials of Gabinius in 54 B. C. Historia 24, 425—
Gelzer, M. 1968: Caesar: Politician and Statesman. Transl. by P. Needham. Cambridge.
Gelzer, M. 1969: The Roman Nobility. Transl. by R. Seager. Oxford.
Graindor, P. 1931: La Guerre d’Alexandrie. Le Caire.
Heinen, H. 1967: Rom und Ägypten von 51 bis 47 v. Chr. Untersuchungen zur Regierungszeit d. 7. Kleopatra u. d. 13. Ptolemäers. Diss. Tübingen.
Hölbl, G. 2001: A History of the Ptolemaic Empire. Transl. by T. Saavedra. London — New York.
Huß, W. 2001: Ägypten in hellenistischer Zeit. 332—
Khrustalyov,
Хрусталев,
Klodt, C. 1992: Ciceros Rede Pro Rabirio Postumo. Einleitung und Kommentar. Stuttgart.
Lewis, Ch. T., Short, Ch. 1958: A Latin Dictionary. Oxford.
Lintott,
Lyubimova,
Любимова,
Mahaffy,
Morrell, K. 2017: Pompey, Cato and the Governance of the Roman Empire. Oxford.
Mühll, F. von der 1914: Rabirius (6). In: RE. II. R. Hlbd 1, 25—
Nicolet, C. 1974: L’ordre équestre à l’époque républicaine (312—
Olshausen, E. 1963: Rom und Ägypten von 116 bis 51 v. Chr. Diss. Erlangen — Nürnberg.
Pelling, Ch. 2011: Plutarch. Caesar. Oxford.
Rollinger, Ch. 2009: Solvendi sunt nummi: die Schuldenkultur der späten römischen Republik im Spiegel der Schriften Ciceros. Berlin.
Rostovtzeff,
Royer,
Shatzman, I. 1971: The Egyptian question in Roman politics (59—
Shatzman, I. 1975: Senatorial Wealth and Roman Politics. Bruxelles.
Siani-Davies, M. 1997: Ptolemy XII Auletes and the Romans. Historia 46, 306—
Siani-Davies, M. 2001. Cicero’s Speech Pro Rabirio Postumo. Oxford.
Sullivan,
Syme, R. 1979: Roman Papers. II. Oxford.
Westall, R. 2009: Date of the testament of Ptolemy XII. Ricerche di Egittologia e di Antichità Copte 11, 79—
Westall, R. 2010: The loan to Ptolemy XII, 59—
White, P. 1995: Postumus, Curtius Postumus, and Rabirius Postumus. Classical Philology 90, 151—
Wiseman,
Woytek, B. 2003: Arma et nummi: Forschungen zur römischen Finanzgeschichte und Münzprägung der Jahre 49 bis 42 v. Chr. Wien.
ПРИМЕЧАНИЯ