Парфянский поход Красса: к вопросу о некоторых аспектах кампании 54 г. до н. э.
с.284 Парфянский поход М. Лициния Красса является, как кажется, одним из наименее дискуссионных сюжетов римской истории. На первый взгляд, оценки здесь давно устоялись и переходят из одной работы в другую лишь с некоторыми отличиями в нюансах. При этом все они восходят еще к античной традиции, и, взятые вместе, представляют собой своего рода «обвинительный акт» против неудачливого триумвира. Набор обвинений в общем сводится к следующим пунктам:
—руководствуясь исключительно своей алчностью и жаждой военной славы, он начал войну против народа, который не давал к тому никакого повода;
—еще до похода он предавался «шапкозакидательским» настроениям, считая войну «легкой, славной и выгодной» (εὐχεροῦς δὴ καὶ ἐνδόξου καὶ ἐπικερδοῦς) (App. BC. II. 18. 65; о предполагаемой легкости войны cp. Cass. Dio. XL. 12. 1) и строя грандиозные планы завоеваний на Востоке1;
—спеша выступить в поход, он решился на зимнюю переправу на Балканский полуостров и в итоге потерял много людей и судов;
—прибыв к театру военных действий, он не стал развивать успехов, достигнутых им первоначально, но отвел войска на зимние квартиры — опять-таки, не в силу стратегической необходимости, а с целью личного обогащения;
—он исключительно бездарно руководил кампанией 53 г. до н. э., слишком поздно выступил в поход, чрезмерно доверял проводникам, которые с.285 оказались предателями, плохо представлял противника, совершал ошибку за ошибкой в битве при Каррах и т. п.2
Итог всего этого закономерен: военная катастрофа всемирно-исторического значения, имевшая следствием затянувшуюся на многие десятилетия конфронтацию двух супердержав древности3.
В конечном счете эта картина опирается на яркое повествование, содержащееся у Плутарха в биографии Красса — одном из двух основных источников информации о парфянской кампании триумвира. Второй же из них, соответствующие главы «Римской истории» Кассия Диона, оказал на нее куда меньшее влияние, а данные прочих авторов, по большей части краткие и разрозненные, и вовсе, как правило, принимаются в расчет лишь постольку, поскольку они совпадают с основной картиной. Между тем к настоящему времени накопилось достаточно много наблюдений над методами работы Плутарха, позволяющих усомниться в достоверности его повествования, особенно при передаче деталей событий и при их интерпретации. В общем и целом, уже давно общим местом является утверждение, что достоверность информации у Плутарха зависит не только от источников, на которые он опирается, но и от того, что с материалом он обращается как художник4. Сложность заключается в том, что зачастую мы не знаем его источников; более того, сейчас общепризнано, что херонейский биограф мог пользоваться и произведениями нескольких авторов, выбирая ту версию события, которая ему наиболее подходила5. В частности, для биографии Красса в качестве возможных источников называют Николая Дамасского, Страбона, Тимагена (либо Тимагена и Ливия), двух римских современников гражданских войн, о которых известно, что они написали труды о своем времени, — Азиния Поллиона и Квинта Деллия, а также записки Гая Кассия, существование которых является чистой гипотезой6. Независимо от того, кто именно послужил Плутарху основным источником, при чтении рассказа о парфянском походе Красса обращает на себя внимание его общий антиримский тон и несколько ироничное отношение автора к своему герою на протяжении всего повествования7.
с.286 Таким образом, уже отбор материала предполагает отсутствие объективности. Не способствует достоверности и литературная техника Плутарха. Д. Браунд в свое время показал, что моделью для образа Красса послужил фиванский царь Пенфей из «Вакханок» Еврипида8. Независимо от него к подобному мнению пришел и А. Задорожный, который, однако, указал еще на один жанр, повлиявший на биографию Плутарха, — эпос9. Роль идеального эпического героя выполняет при этом П. Красс, сын триумвира10. В общем, К. Пеллинг, один из крупнейших исследователей творчества Плутарха, выносит суровый, но справедливый приговор: жизнеописание Красса — это «особенно легковесная и полная анекдотов (anecdotal) биография»11. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что ζήτησις τῆς ἀληθείας и не являлась целью созданных херонейским писателем жизнеописаний, и он всегда предпочитал внешние эффекты исторической истине.
Есть и еще один аспект проблемы, который влияет на достоверность традиционной картины. Общеизвестно, что поход Красса в Парфию происходил на фоне смуты в этом государстве. Об этом упоминается, наверное, при каждом более или менее полном изложении событий. Другое дело, что детали этой смуты, ее хронология, связь с событиями в Риме, как правило, оказываются вне поля зрения исследователей. Здесь, конечно, не самым лучшим образом сказывается их узкая специализация: иранисты, как правило, лишь в общих чертах представляют современные тенденции в изучении римской внешней политики, романисты же плохо осведомлены в специальных исследованиях в области парфянской нумизматики и хронологии, довольствуясь добротной, но несколько устаревшей в деталях информацией, почерпнутой в большинстве случаев из классической «Политической истории Парфии» Нельсона Дибвойза12. Одну из немногих попыток последовательно проследить связь событий, происходивших и к востоку, и к западу от Евфрата, предпринял Б. Маршалл13, но и его книга вышла четыре десятилетия назад, и потому некоторые из сделанных в ней выводов нуждаются в уточнении. Настоящая статья не претендует на ревизию всех наших представлений о походе Красса, однако внести в них некоторые коррективы давно необходимо.
с.287 Итак, в середине ноября 55 г. до н. э. Красс, преодолев сопротивление своих политических противников, покинул Рим, не дожидаясь срока завершения своей должности. Никаких законов он при этом не нарушал, так как до завершения консульского года оставался в Италии и отплыл из Брундизия лишь после 29 декабря. Однако его отъезд из Рима свидетельствует, что триумвир не хотел терять времени — войска должны были быть готовы к переправе в кратчайшие сроки. Переправа войск в зимнее время была делом сложным, и Красс понес при этом некоторые потери, впрочем, едва ли большие14. Дальнейший путь его армии, скорее всего, проходил по традиционному маршруту: после высадки в Диррахии движение по Эгнациевой дороге к Геллеспонту, переправа в Азию и затем марш в Сирию по издавна известным дорогам15.
Поспешность Красса делается легко объяснимой, если принять во внимание события, происходившие параллельно с этим в Парфии. В 58/57 гг. до н. э. парфянский царь Фраат III погиб от рук своих сыновей, Митридата и Орода16. Митридат, ставший третьим парфянским царем этого имени, правил примерно с.288 полтора-два года17. Затем брат при поддержке парфянской знати изгнал его и воцарился сам под именем Орода II, а изгнанник направился в Сирию, к проконсулу А. Габинию (вероятно, в начале 55 г. до н. э.). Римский наместник к тому времени уже давно присматривался к ситуации в соседней империи и даже одно время начал готовиться к вторжению туда, но был остановлен запретом со стороны сената (Strabo. XII. 3. 34). В дальнейшем он обратил свои взоры и вооруженные силы в сторону Египта, где реставрировал на троне Птолемея Авлета18. После возвращения в провинцию к нему явился изгнанник Митридат с просьбой о помощи; не получив ее немедленно, он вернулся в Парфию, где и поднял мятеж в западных областях державы.
Такова канва событий на Востоке19. Попробуем соотнести ее с римской политикой в это время. Для истории похода Красса здесь представляют интерес два момента. Во-первых, наложенный на попытку Габиния запрет свидетельствует о том, что в Риме ситуация на Востоке была известна20; другое дело, что оснований для вооруженного вмешательства сенат пока не усматривал. Во-вторых, на протяжении короткого времени ситуация изменилась решительно, и повод для вмешательства, которого недоставало Габинию, появился — за помощью обратился изгнанный парфянский монарх, союзник римского народа. Правда, сложившаяся ситуация несла в себе двусмысленность: кого именно считать законным царем? С формальной точки зрения договор заключался с конкретным лицом, и, следовательно, после смерти монарха его преемник должен был возобновить его21. Однако мы ничего не знаем об обмене посольствами между Римом и Парфией. Скорее всего, ни та, ни другая сторона не придавала значения формальной стороне дела, а потому Митридат как союзный царь мог взывать о помощи, а Ород — в этом же качестве! — настаивать на с.289 неприкосновенности границы по Евфрату22. Разумеется, все это происходило в рамках сношений с римскими наместниками23, в Рим поступала лишь информация о событиях, причем, по всей видимости, общая осведомленность сената о положении в Парфии была лучше, чем Орода о положении в Риме24.
Обращение союзного царя за помощью было делом обычным — достаточно вспомнить хотя бы многочисленные низложения/изгнания/реставрации царей в ходе Митридатовых войн. Поэтому у нас нет никаких оснований считать, что в такой помощи должно было быть отказано. Другой вопрос — почему эту помощь не оказал сам Габиний? Думается, дело здесь в том, что Габиний знал, что срок его полномочий приближается к концу25, и не хотел действовать в чужих интересах, тем более что однажды он уже получил запрет на поход в Парфию. Что касается Красса, то у него все было впереди. Наши источники представляют дело так, что о намерении Красса вести войну против парфян в Риме было широко известно26. Уже это вызывает вопрос: если предприятие Красса было незаконно, почему не вмешался сенат, как в случае с Габинием? Почему противодействие оказали только народные трибуны? Вопрос этот тем более резонный, что большинство источников указывают: войну Красс начал, не имея для нее предлога и по чисто личным мотивам27.
с.290 С другой стороны, есть и указания на то, что война с парфянами Крассу была поручена — об этом прямо говорят эпитоматор Тита Ливия, Евтропий и Орозий28. Интересно, что и Плутарх в биографии Помпея дает совершенно иную в сравнении с биографией Красса трактовку его полномочий: «Крассу была предоставлена Сирия и ведение войны против парфян» (Κράσσῳ δὲ Συρίαν καὶ τὴν ἐπὶ Πάρθους στρατείαν διδόντας) (Pomp. 52. 3)29. У двух авторов, правда, поздних, содержится и мотивировка войны. Согласно Фесту, Крассу была поручена война против rebellantes Parthes (Brev. 17). Аналогичным образом Зосим в своем кратком обзоре римско-персидских отношений сообщает: «Когда же в дальнейшем возникло возмущение у персов, сенат избрал Красса главнокомандующим…»30. А. Кивни отвергает все эти известия на том основании, что они поздние, краткие и противоречат более полным рассказам Плутарха и Диона31. Думается, в данном случае краткость следует считать скорее достоинством, чем недостатком: она служит известной гарантией того, что эти упоминания не являются простым вымыслом (действительно, какой смысл в вымысле, если эти детали не имеют принципиального значения для текста?). Кроме того, наличие этой информации у писателей разного времени и разных жанров, как латинских, так и греческих, служит еще одним аргументом в пользу того, что их информация в основе своей достоверна32.
с.291 Косвенным подтверждением законности действий Красса служит и то, что он осуществлял набор войск, и никто ему в этом не препятствовал. Само по себе это означает, что он действовал в правовом поле — трудно представить, чтобы набор, означавший существенное усиление римских сил на Востоке, проводился без повода и официального позволения, или что поводом здесь могла служить борьба с арабами! Правда, набор столкнулся с трудностями, что иногда считают свидетельством непопулярности предприятия Красса33. Однако, скорее всего, это не так — лучшие рекруты на тот момент уже были основательно «вычищены» Цезарем и Помпеем, так что Крассу приходилось совершать набор из не слишком воинственных остатков, причем какая-то часть новобранцев могла быть приведена в смятение и действиями политических противников их потенциального командующего34.
Спешное выступление из Рима принесло свои результаты: весной Красс и его армия были уже в Сирии и могли начинать военные действия. Вступил ли он при этом в контакт с Митридатом — вопрос, не имеющий ответа, хотя ничего невероятного в этом нет. Встретиться с претендентом или его представителями могли, например, те же самые лица, которых Красс отправил вперед с требованием, чтобы Габиний сдал им дела и покинул провинцию (Cass. Dio. XXXIX. 60. 4).
Итог кампании 54 г. до н. э. известен: римская армия вторглась в Северную Месопотамию и заняла несколько городов, практически нигде не встретив сопротивления (Plut. Crass. 17. 4—
Стоит отметить, что здесь Плутарх снова пускается в чистую риторику, акцентируя тему алчности Красса — «дела его… подобали скорее дельцу, чем полководцу» (χρηματιστικὰς μᾶλλον οὔσας ἢ στρατηγικάς). Однако Кассий Дион об этих делах не говорит ни слова, упоминая только «сирийскую праздность», которая привлекала Красса. Поэтому, как кажется, упрекам Плутарха можно не придавать особого значения. Легионеры Красса во время похода проявили достаточно высокие боевые качества, действовали довольно слаженно и не дрогнули даже оказавшись под ливнем стрел — и это при том, что новобранцами было больше половины войска! Явно, какую-то подготовку они прошли. В целом картину кампании 54 г. до н. э. можно реконструировать следующим образом. Целью ее было создание плацдарма в Месопотамии, который служил бы базой для дальнейшего наступления36. Кроме того, занятые города позволяли контролировать все возможные пути в Парфию и, таким образом, предохраняли армию от неожиданного удара во фланг или тыл37. Эти задачи Красс выполнил: север региона был взят под контроль, и внушительные силы, 7 тыс. пехотинцев и 1 тыс. конницы, должны были обеспечить безопасность занятой территории в зимнее время. Однако для продолжения кампании Крассу была необходима конница, и потому он предпочел дожидаться той тысячи отборных галльских всадников, которую привел в Сирию его сын Публий зимой 54/53 гг. до н. э.38 Кроме того, перед ним, возможно, встала проблема нехватки средств на ведение войны39. Именно этим можно объяснить замену рекрутов на денежные с.293 взносы, которую он практиковал (кстати, подобным же образом действовал еще один неоднозначный персонаж римской истории — М. Антоний Критский40). Наконец, именно зимой 54/53 гг. до н. э. Красс осуществляет «дипломатическую» подготовку похода — вступает в контакт с местными князьками, рассчитывая на их помощь в кампании41.
Завершает пребывание Красса в Месопотамии еще один эпизод, который тоже получил противоречивую оценку, — встреча и переговоры с царем Армении Артаваздом. Об этом событии подробно рассказывает только Плутарх; Кассий Дион всего один раз упоминает армянского царя и ничего не говорит о его встрече с Крассом, но оснований сомневаться в достоверности большей части рассказа Плутарха у нас нет. Итак, история такова: «В особенности же ободрил Красса Артабаз, царь армянский. Он прибыл в лагерь с шестью тысячами всадников — то были, как их называли, царские стражи и провожатые. Артабаз обещал еще десять тысяч конных латников и тридцать тысяч пехоты42, беря их содержание на себя. Царь убеждал Красса вторгнуться в Парфию через Армению, так как там он не только будет иметь в изобилии все необходимое для войска, — об этом позаботится сам царь, — но и совершит путь в безопасности, будучи защищен от врага горами, непрерывной чередой холмов, словом, местностью, неудобопроходимой для конницы — единственной силы парфян. Красс остался очень доволен расположением царя и его щедрой помощью, но сказал, что пойдет через Месопотамию, где оставлено много храбрых римских воинов. После этого царь армянский уехал» (Plut. Crass. 19. 1—
Этот рассказ зачастую принимается на веру весь, включая довольно нелепую историю об угрозах Красса43. Однако некоторые его детали настоятельно требуют корректировки. Появление Артавазда в римском лагере неожиданным не назовешь — ведь он имел статус друга и союзника римского народа. Однако с.294 численность свиты, с которой он явился, как и размер помощи, вызывает сильные сомнения — непонятно, зачем царю было вести с собой в Сирию такое множество всадников, если он собирался возвращаться в Армению, да и общая численность войск слишком велика для относительно небольшой по размерам гористой Армении44. Что до результата самих переговоров, то о них можно только догадываться. Ясно, что план кампании, предложенный Артаваздом, Красс отклонил и не получил немедленной армянской помощи45 — хотя и остался доволен итогами встречи. Учитывая дальнейшее развитие событий, можно предположить, что армянский царь все-таки обещал римлянам свое сотрудничество. В пользу этого говорит, во-первых, то, что он, оказавшись в трудном положении, сообщил Крассу о том, что не может оказать ему помощь, и даже попытался дать ему рекомендации по поводу ведения войны. Во-вторых, Кассий Дион прямо сообщает, что Ород боялся, что Артавазд объединится с римлянами, и именно поэтому лично двинулся против него (Cass. Dio. XL. 16. 2)46.
Что касается мотивов отказа Красса идти через Армению, то они достаточно серьезны47. Первый и самый очевидный из них приводит уже Плутарх: в Месопотамии «оставлено много храбрых римских воинов» (πολλοὺς καὶ ἀγαθοὺς Ῥωμαίων ἄνδρας ἀπέλιπεν)48. К этому основному соображению можно добавить, что путь через Армению отнюдь не был «стратегически оптимальным путем», как его именует
Возникает вопрос: как Красс мыслил свой дальнейший маршрут? Если отбросить фантазии о походе к границам Индии и т. п., то наиболее вероятной реконструкцией кажется следующая. После достижения Селевкии естественными целями были расположенный неподалеку Вавилон и Ктесифон, находившийся напротив Селевкии на противоположном берегу Тигра53. Дальнейшее можно предположить, исходя из слов самого Красса, передаваемых Кассием Дионом. Когда рухнул возведенный у Зевгмы мост и воины восприняли это как дурное предзнаменование, Красс воскликнул: «Не унывайте, воины, оттого, что разрушился мост, и не думайте из-за этого, что нам возвещено какое-то несчастье! Ведь я клятвенно обещаю вам, что решил совершить обратный марш через Армению» (Cass. Dio. XL. 19. 1—
Что касается вопроса о предательстве, то, как мне кажется, здесь Плутарх проецирует на поход Красса поведение Артавазда во время парфянского похода Антония. Во всяком случае до заключения Артаваздом и Ородом мира оснований для такого обвинения у Красса не было: пусть даже армянские войска не пришли Крассу на помощь, они оттянули на себя часть парфянских сил и заставили Орода воевать на два фронта56.
с.296 Если подвести некоторые итоги, то, пожалуй, можно констатировать, что действия Красса в первый год его пребывания на Востоке были достаточно грамотны. Значительная часть обвинений против Красса восходит к враждебной ему традиции и не выдерживает проверки фактами. План похода был составлен с учетом событий в Парфии, осуществляться он начал без излишней спешки и имел достаточно большие шансы на успех. Однако эта тщательная подготовка сыграла с римским полководцем злую шутку: она отняла у него время. К тому моменту, когда легионы, наконец, двинулись в поход навстречу своей трагической судьбе, обстановка успела радикально измениться в худшую сторону и в политическом, и в военном отношении. Селевкия пала, Митридат был казнен, и это резко улучшило положение Орода. Вместо трех противников (Митридат в Месопотамии, Красс, ведущий наступление с севера, и Артавазд в Армении) он теперь имел дело только с двумя; соперника в борьбе за трон больше не существовало, а высвободившиеся силы можно было противопоставить римскому наступлению57.
The article examines the initial stage of the Parthian war of M. Licinius Crassus. It attempts to show that, contrary to popular belief, Crassus’ invasion in Parthia was not an act of pure aggression but an attempt to help the deposed rightful king Mithridates III, who had been defeated just a few weeks before the Battle of Carrhae. Crassus understood the situation well and prepared his march carefully, securing a foothold in northern Mesopotamia, waiting for the cavalry from Gaul and establishing relations with allied rulers. The route led to Seleucia, which was held by Mithridates. When the attempt failed, it was too late to change anything, since it was impossible to leave the garrisons in Mesopotamia to the mercy of fate. That is why Crassus declined to launch an offensive operation through Armenia. But Orodes had to deal with the rebellion of Mithridates and send forces to fight the Roman offensive.
Литература
1. Аверинцев
2. Ампелий, 2002: Памятная книжица /
3. Беликов
4. Беликов
с.297
5. Беликов
6. Бокщанин
7. Бузескул
8. Дворецкий И. Х. 2006: Латинско-русский словарь. М.
9. Дибвойз
10. Дьяконов
11. Любимова
12. Моммзен Т. 1995: История Рима. 3. СПб.
13. Никоноров
14. Плутарх 1941: Избранные биографии /
15. Смыков
16. Смыков
17. Смыков
18. Ферреро Е. 1997: Величие и падение Рима. 1. СПб.
19. Циркин Ю. Б. 2006: Гражданские войны в Риме. Побежденные. СПб.
20. Adcock F. E. 1932: From the conference of Luca to the Rubicon // CAH1. 9, 614—
21. Arnaud P. 1998: Les guerres parthiques de Gabinius et de Crassus et la politique occidentale des Parthes Arsacides entre 70 et 53 av.
22. Assar G. R. F. 2007: A Revised Parthian Chronology of the Period 91—
23. Baumgartner A. 1895: Artavasdes (1) //RE. 2. 1, 1308—
24. Bivar A. D. H. 1983: The political history of Iran under the Arsacids// CHI. 3. 1, 21—
25. Braund D. 1984: Rome and the Friendly King. The Character of the Client Kingship. London; Canberra; New York.
26. Braund D. 1993: Dionysiac Tragedy in Plutarch, Crassus // CQ. 43. 2, 468—
27. Bryce T. 2014: Syria. A three Thousand Year History. Oxford.
28. Cadoux T. J. 1956: Marcus Crassus: A Revaluation // GR. 3. 2, 153—
29. Christ K. 1979: Krise und Untergang der römischen Republik. Darmstadt.
30. Drumann W., Groebe P. 1910: Geschichte Roms in seinem Übergange von republikanischen zur monarchischen Verfassung. 2. Aufl. 4. Leipzig.
31. Garzetti A. 1944/1945: M. Licinio Crasso // Athenaeum. 22/23, 1—
32. Gelzer M. 1926: M. Licinius Crassus Dives (68) // RE. 13. 1, 295—
с.298
33. Geyer F. 1932: Mithridates III (26) // RE. 15. 2, 2211—
34. Gruen E. S. 1974: The Last Generation of the Roman Republic. Berkeley.
35. Gutschmid A. von 1888: Geschichte Irans und seiner Nachbarländer von Alexander dem Grossen bis zum Untergang des Arsaciden. Tübingen.
36. Heitland W. 1923: The Roman Republic. 3. Cambridge.
37. Holmes T. R. 1928: The Roman Republic and the Founder of Empire. 2. Oxford.
38. Keaveney A. P. 1982: The King and the war-lords: Romano-Parthian relatons circa 64—
39. Lewis Ch. T., Short Ch. 1958: A Latin Dictionary. Oxford.
40. Marshall B. A. 1976: Crassus. A Political Biography. Amsterdam.
41. Olbrycht M. J. 1998: Parthia et ulteriores gentes: Die politischen Beziehungen zwischen dem arsakidischen Iran und den Nomaden der eurasischen Steppen. München.
42. Pelling Chr. B. R. 1979: Plutarch’s Method of Work in the Roman Lives // JHS. 99, 74—
43. Pelling Chr. B. R. 1986: Plutarch and the Roman Politics // Past Perspectives: Studies in Greek and Roman Historical Writing /
44. Rawlinson G. 1873: The sixth Great Oriental Monarchy, or the Geography, History, Antiquities of Ancient Parthia. New York.
45. Rawlinson G. 1893: The Story of Parthia. New York.
46. Regling K. 1910: Crassus’ Partherkrieg // Klio. 7, 357—
47. Sands P. C. 1908: The Client Princes of the Roman Empire under the Republic. Cambridge.
48. Sherwin-White
49. Smith F. 1916: Die Schlacht bei Carrhä // HZ. 115. 2, 237—
50. Sykes P. M. 1915: A History of Persia. 1. London.
51. Tarn W. 1932: Parthia // САН1. 9, 574—
52. Timpe D. 1962: Die Bedeutung der Schlacht von Carrhae // MH. 19, 104—
53. Traina G. 2010: La resa di Roma: 9 giugno 53 a. C., battaglia a Carre. Rome; Bari.
54. Ward A. M. 1977: Marcus Crassus and the Late Roman Republic. Columbia.
55. Weggen K. 2011: Der lange Schatten von Carrhae: Studien zu M. Licinius Crassus. Hamburg.
56. Wells C. M. 2009: Alésia and Kalkriese compared and contrasted: local chauvinism, nationalistic fervor, and sober archaeology // JRA. 22. 2, 674—
57. Wiseman T. P. 1996: Caesar, Pompey and Rome, 59—
58. Wolski J. 1993: L’empire des Arsacides. Louvain.
59. Wroth W. 1903: Catalogue of the Coins of Parthia. London.
60. Zadorojniy A. V. 1997: Tragedy and Epic in Plutarch’s «Crassus» // Hermes. 125. 2, 169—
ПРИМЕЧАНИЯ