Реставрация Лаокоона
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.
с.1 Слава группы Лаокоона со времен ее находки 14 января 1506 года вблизи базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме, которую Джулиано да Сангалло сразу распознал1 как описанную Плинием, в немалой степени основывается на коротком замечании последнего, что отец, сыновья и изгибы змеи сделаны из одного и того же камня и что ее необходимо предпочесть всем другим произведениям живописи и скульптуры2.
Для формирования художественно-теоретических принципов, а также эстетического суждения высокая оценка кажущегося почти живым мрамора, вложенная в произведение идеальность, точно так же, как взаимодействие дополнения и художественной интерпретации, всегда были сложной задачей. Натуралистичное представление человеческой боли было в результате реставрации и дополнений XVI века усилено до обобщающей парадигмы человеческого страдания, «образца страдания» («exemplum doloris»)3, которая в образцовой геометрической композиции посредством определяющей диагонали и экспрессивной жестикуляции включила скульптуру в своего рода патетическую формулу. При этом интерпретация долго следовала литературному образцу Вергилия4.
Обширная реставрация, выполненная Филиппо Маджи в 1957 году, и прикрепление найденной еще в 1903 году Людвигом Поллаком руки ни в коем случае не завершили продолжающихся дебатов по поводу художественной ценности, датирования и толкования Лаокоона, получивших дополнительный новый импульс благодаря находке группы Сциллы из Сперлонги в том же году, — напротив, они повлекли за собой новые предложения по реконструкции5. Там, где недостает окончательной уверенности, последнее слово далеко еще не сказано.
Людвиг Поллак нашел обломок руки в 1903 году в мастерской камнетеса вблизи старого места находки Капоче и опубликовал сообщение об этом в 1905 году, но он считал этот обломок слишком маленьким6. Его друг, директор Дрезденского собрания скульптур Георг Трой попросил его немедленно выслать ему слепок для реконструкции. При этом он перекрыл зазор между обрезанным по дельтовидной мышце дрезденским слепком и подлежащим присоединению обломком смоделированной им лично частью плеча7.
В 1942 году Каффарелли доказал соответствие размеров и принадлежность руки Поллака статуе, а также предпринял со своей стороны попытку полного восстановления по слепку8. В 1957 году Филиппо Маджи окончательно установил соответствие руки Поллака Лаокоону в оригинале, при этом он обратился к слепку еще имеющегося плеча находящейся в Фонтенбло бронзовой отливки Приматиччо9. В заключение он также представил полную попытку реконструкции Лаокоона. Несмотря на использование одного и того же обломка, все три попытки реконструкции существенно отличаются друг от друга. Общим является только археологически верный и теперь окончательно доказанный изгиб руки10, а также новое толкование как жреца Аполлона11.
с.2 По результатам исследования Маджи группа состояла из семи, возможно, восьми частей12:
1. Торс Лаокоона, без правой ноги и левой голени. Разрез идет через одеяние и алтарь и скрыт на ногах змеей.
2. Младший сын, передняя сторона алтаря, правая нога Лаокоона, а также сломанный, выработанный в виде кольца изгиб тела змеи, который повторяет левая нога. Швы спрятаны.
3. Старший сын с обломком основания под ногами. Присоединение к Лаокоону в принципе не выяснено из-за отсутствия оригинальных частей.
4. Задний алтарный блок в виде куба из каррарского мрамора. Он выполнен из другого материала, отличается стилистически, имеет другие следы обработки и подходит не совсем точно13.
5. Левая голень Лаокоона.
6. Найденная в 1903 году правая рука Лаокоона.
7. Не подходящий точно угловой кусок алтаря. В качестве возможной восьмой части называется отсутствующая рука младшего сына.
Наиболее важным выводом здесь является подвергающаяся сомнению подлинность заднего алтарного блока14. Второй важный момент — композиция из нескольких блоков с необычным прохождением швов. Также Маджи откорректировал положение ступни, благодаря чему композиция слегка меняется — первая расстановка от 1506 года является некорректной. Композиция, а также не принадлежащий сюда алтарный блок, отсутствующее основание и обломки под ступней старшего сына дают, однако, возможность сделать более далеко идущие выводы:
Обломки под ступней15 указывают на то, что предполагаемого общего основания не было, фигура старшего сына изначально была выполнена на обособленной основе из одного блока. Любую другую возможность следует исключить в свете техники создания скульптур. Блок, который при этом пришлось бы обрабатывать, был бы чрезмерно большим (рис. 1).
Рис. 1. |
Сложные усилия Каффарелли и Маджи объединить группу на общем основании вновь и вновь (помимо ведущейся дискуссии о пространственных структурах эллинистической скульптуры) вызывают к жизни новые предложения по реконструкции, хотя бы из-за наличия технических недостатков. Каффарелли пришлось опрокинуть и повернуть всю скульптуру вместе с алтарным блоком и к тому же смоделировать в качестве основы неровный скалистый ландшафт, чтобы поместить обеих на общую высоту, Маджи отказался от этого с тем результатом, что ступня старшего сына вместе с обломком основания выдается из современного основания неудовлетворительным образом16.
Умелое, большей частью скрытое расположение швов в главных блоках, а также их чистая обработка и прямая форма указывают на продуманную композицию, а не на позднейшие или даже сделанные на скорую руку восстановления поломок. Необходимо внимательнее рассмотреть предположение, что скульптура разбилась уже в античное время, причем отломанные фрагменты при восстановлении были переработаны, что повело к появлению отличий. При этом необходимо строго разделять швы и разломы. Каждый из швов проходит через самое широкое поперечное сечение камня и образует прямые плоскости, а разломы, как, например, на колене или запястье Лаокоона, четко распознаются как таковые и плоскости разлома вновь присоединены друг к другу. Именно маленькие неточности в швах (особенно с.3 трещина на правом бедре)17 при внимательном рассмотрении оказываются типичными ошибками скульптора, которые являются результатом не вполне вертикального расположения работы и возникают, когда разделенные части модели копируются по отдельности. Различия были бы гораздо существеннее, либо их вообще невозможно было бы исправить, если бы речь здесь шла об обработанных позднее местах разломов, так как должны быть обеспечены все присоединения в трехмерном пространстве. В конечном итоге без заднего алтарного блока в качестве основания сложная и состоящая из нескольких частей композиция не имеет больше никакой взаимосвязи и никакой собственной опоры. Блок как отдельная часть исчез вместе с основанием. Даже при предполагаемом обрушении сквозь не выдержавший тяжести пол в расположенное ниже подвальное помещение основание и алтарный блок должны были бы еще быть налицо. Статуя при падении имела бы и другие повреждения (волосовидные трещины из-за сжатия, остатки расколовшегося основания). Следовательно, возникает вопрос об идентичности изначального места установки и места находки18, а также о первоначальном замысле этой сложной и требующей большого мастерства композиции.
При внимательном рассмотрении получается разделенная чистыми и спрятанными швами композиция из пяти частей, которые могут быть искусно присоединены одна к другой, так что группа выглядит как сделанная из одного камня19. Напротив, очевидно отличающиеся от них разломы — это выломавшийся и переработанный без особой тщательности угол алтаря, сломавшаяся, но в 1506 году снова прикрепленная правая ступня младшего сына, отломавшаяся рука Лаокоона, прикрепленная с обеих сторон штифтами, а также исчезнувшая кисть руки в сочетании с местом отлома на голове20, сломанное левое запястье, место отлома ниже левого коленного сустава, а также много раз сломанный извив змеи вокруг голени Лаокоона, который отломался от алтарного блока и имеет частично современные дополнения21. А также распознаваемые на ранних изображениях отсутствующие пальцы правой руки старшего сына и его выработанное некогда из единого блока отсутствующее, за исключением остатков под ступней и одеянием, основание. По поводу отсутствующей руки младшего сына, на остатке которой самое позднее с 1540 года есть гладкое место присоединения, невозможно высказаться определенно, так как некогда присутствующая поверхность разлома могла быть обработана для восстановления. Если рассматривать прохождение швов, которое у выполненных отдельно кусков искусно спрятано за изгибами тела змеи, то место соединения здесь хорошо видно и мешает восприятию. В связи с отсутствующей верхней частью черепа с высокой вероятностью можно предположить двустороннее место разлома, а не единый обработанный кусок, как он был реконструирован Маджи22. В противовес очевидному современному поперечному разлому, пересекающему нижнюю часть тела Лаокоона, бросается в глаза, что здесь речь идет только о незначительных повреждениях крайних участков конечностей, выступающих за пределы контура группы, а также о повреждении непрочного, толщиной лишь в тело змеи, соединения между отцом и старшим сыном. В остальном состояние находки превосходное, хотя обнаруживаются как минимум две фазы разрушения во времена античности. Первая была отреставрирована еще в античное время, о второй свидетельствует состояние находки в 1506 году (рис. 2).
Рис. 2. |
Источники ограничиваются, как правило, данными об отсутствующих руках, однако не отражают более точно состояние находки23. Согласно сообщению Чезаре Тривульцио, еще до 1 июня 1506 года швы между разломами были заполнены гипсом, чтобы сделать их незаметными, «che non si possono conoscere facilmente, se non da persone peritissime di quest’arte…» («так что не могут быть легко распознаны людьми, не обладающими высокой квалификацией в этом искусстве…»)24. Это несоответствие между композицией с.4 из нескольких блоков и высказыванием Плиния «ex uno lapide» («из одного куска мрамора») вызвало сомнения в правдивости его высказывания, а также в подлинности скульптуры. Поэтому оправданные сомнения относительно высказывания Плиния могли быть устранены только после первой реставрации.
Хранящийся в Дюссельдорфе рисунок пером изображает античную группу еще до ее установки на постамент в Бельведерском дворе статуй25. У первой сборки еще отсутствуют две руки, пальцы правой руки старшего сына, части тела змеи, ступня младшего сына, а также основание. Это единственное изображение, на котором вся группа еще имеет подпорки. Так как алтарный блок также не распознается в перспективном изображении, то в связи с массивным и очень точно воспроизведенным временным основанием из бревен, клиньев и камней есть все основания предполагать, что группа не может стоять самостоятельно и только по этой причине должна иметь подпорки. Это допускает вывод, что на данный момент задний алтарный блок еще отсутствует, что дополнительно подтверждает вывод Маджи. Положение сына еще может варьироваться и не связано жестко с остальной группой, разве что соединено с ней скобой сзади в области локтя. Выполненный Маджи возврат в «дореставрационное» состояние показывает размеры повреждений этого соединения.
Эстамп Джованни Антонио да Брешиа показывает, напротив, заметный прогресс26. Группа все еще неполна и без основания, но уже опущена на землю и может стоять. Только пятка Лаокоона еще поддерживается опорой — указание на то, что на этот момент голень еще не была жестко соединена штифтом с остальной ногой в изгибе змеиного тела. Положение старшего сына по сравнению с дюссельдорфским рисунком заметно изменилось — это касается как разницы по высоте, так и расстояния между ним и Лаокооном, то есть перед нами попытка установки с целью найти правильное соотношение фигур между собой. К этому моменту уже добавлена как минимум одна отсутствующая часть тела змеи, которая определяет это соотношение. Еще не добавлен обломок ступни. На другом рисунке неизвестного происхождения, находящемся в Будапеште27, снова отсутствует изгиб змеи между отцом и старшим сыном, а ступня, напротив, добавлена, но и здесь также отсутствует основание. Группа стоит на полу и уже не имеет временной опоры. По-видимому, это уже временная установка в нише Бельведерского двора в Ватикане. Из этого можно заключить, что отсутствующий кусок алтаря должен был быть к этому моменту уже дополнен, как и на гравюре Брешиа, и по времени оба следуют за рисунком в Дюссельдорфе. То есть, судя по имеющимся изобразительным источникам, эти работы должны были быть выполнены начиная с 1506 года и не позднее 1507 года, как доказывает бордюрное обрамление с изображением восстановленной группы (за исключением отсутствующей руки), у которой дополнены ступня и изгиб змеи28, но вероятно между 23 марта 1506 года, когда она была приобретена Папой римским, и 1 июня 1506 года29.
В имеющихся изобразительных документах есть, таким образом, очень важные указания о точных размерах повреждений, а также сведения о протекании процесса первой реставрации. Выясняется, что она была очень обширной. Группа была не только установлена и дополнена приложенным или найденным позднее обломком ступни, но и собрана вместе, так как по меньшей мере старший сын и нижняя голень Лаокоона не были жестко соединены с остатком группы. Сначала должен был быть создан алтарный блок, чтобы вообще дать ей опору, фигуры были расставлены так, чтобы могло быть отлито общее основание. Состояние позволяет сделать заключение, что группа была найдена либо в лежачем положении, либо прислоненной к стене, а не прочно собранной воедино и стоящей вертикально в своем помещении. Были дополнены изгибы змеи, части были соединены штифтами. Швы были сомкнуты, заполнены гипсом и сделаны незаметными. Можно предположить, что некоторые повреждения возникли лишь после этой первой реставрации, как, например, утрата руки старшего сына30, головы змеи, возможно, повреждения в с.5 изгибе змеи вокруг левой голени31. Выясняется, что уже в 1506 году, исходя из определенной свободы интерпретации, особенно что касается соотношения между Лаокооном и старшим сыном, было принято решение в пользу композиции, которая была нацелена на определяющий главный вид32, и в своем распределении масс слева впервые делала смелое дополнение протянутой руки, выполненное Монторсоли, возможным, и даже логичным. Кроме этого, наряду с критическим рассмотрением дополненной вытянутой руки, в XIX веке также пришли к выводу, что прославленная живая поверхность группы Лаокоона, реалистичное изображение «боли, размягчающей камень»33 было результатом соскабливания патины после нахождения скульптуры в 1506 году, что подтверждал Кафарелли34. Таким образом, становится ясно, как сильно на последующее восприятие повлияла уже первая реставрация.
Следующий факт — это исключительно хорошая сохранность Лаокоона. Кажется очевидным, что причину этого нужно видеть как раз в сложной композиции скульптуры. Разделение блоков аккуратными стыками препятствовало серьезным поломкам. Таковые имеются только по краям конечностей, выступающих за пределы контура группы. Не случайно, что самые тяжелые разрушения произошли лишь в новое время: случившийся в 1815 году при падении с повозки диагональный разлом через нижнюю часть тела Лаокоона35 оказался возможным только потому, что алтарный блок и торс лишь в новое время были соединены не только штифтами, но и при помощи литья, о чем свидетельствует хорошо заметный литьевой канал.
Утрата плеча Лаокоона, которую невозможно точно датировать, часто исследовалась36, и объясняется в связи с впервые описанной Ричардсоном в 1722 году незавершенной мраморной рукой37, так как ее сформированный стержень точно подходит к соответствующей ему форме в обработанном плече.
В заключение по поводу этой руки можно сделать еще несколько замечаний. Копия Бандинелли соответствует попытке следовать в восстановлении отсутствующей руки как Вергилию, так и Плинию, и придерживаться заданного образца скульптуры из единого блока. Еще Монторсоли, похоже, обдумывает это и приходит в своем рисунке к решению, которое не только замыкает контур и создает впечатление того, что скульптура выполнена как бы из одного блока, но и обеспечивает включение мраморного дополнения в группу с точки зрения статики38. Сложность задачи скульптора заключается не столько в том, чтобы сформировать руку вытянутой или согнутой, так как оба варианта уже продумывались Монторсоли, сколько в том, чтобы суметь разместить мраморное дополнение в этом месте с точки зрения статики. Это ведет к вопросу, не технические ли сложности привели к необычному восстановлению в более легком материале (в противовес практике реставрации с XVI по начало XIX века) и лишь таким образом сделали возможной вытянутую руку39.
с.6 Кроме того, эта рука, которую часто описывают как «отесанную», или даже «грубо отесанную»40, является, если выражаться корректно, «обработанной зубчатым долотом». С точки зрения рабочего процесса обработка зубчатым долотом следует за грубым обтесыванием и предшествует приданию поверхности гладкости при помощи плоского долота и заключительной шлифовке. Так как на обоих последних этапах работы, особенно в твердом мраморе, снимается лишь совсем немного материала, контуры определяются полностью при помощи зубчатого долота. То есть работа над рукой продвинулась уже очень далеко, но при этом она выглядит далеко не как шедевр. Мускулатура груба и размыта, анатомия понята плохо. Это, вдобавок к аналогичной форме руки, указывает на ее близость к Бандинелли41. Сравнение с методом работы Микеланджело показывает к тому же, что у последнего в его незавершенных скульптурах на ограниченном пространстве представлены одновременно все этапы работы, то есть некоторые части остаются ещё на стадии грубой обработки, частично контуры уже сформированы зубчатым долотом, поверхности к тому же основательно прочеканены плоским долотом, а выступы сглажены, даже прошлифованы42. Его характеризует очень интуитивный метод работы. Рука же, напротив, проработана весьма «по-школьному». Таким образом, авторство Микеланджело может быть исключено43.
Кроме того, примечательно, что единственное известное дополнение руки в мраморе одновременно означает потерю плеча, для которого terminus ante quem (самым поздним сроком) должен считаться 1540 год, а также и то, что это дополнение весьма точно сидит как на еще имеющемся плече, так и на скопированном44. Это возможно только в том случае, если рука сначала была подогнана к еще исправному плечу, а затем оно было целенаправленно обработано до тех пор, пока не подошло также и здесь, несмотря на измененное поперечное сечение. Вероятность того, что оба места соединения при измененном сечении совпадают «случайно», крайне мала. Следующий из этого вывод очевиден: плечо было выломано при присоединении руки, а затем была произведена попытка исправить повреждение, однако результат был отвергнут.
Это краткое изложение никоим образом не объясняет, кого следует обвинять в этом «malheur» (несчастье), но это означает, что прикрепление руки предшествовало обработке плеча, а не наоборот. Это наблюдение подкрепляется, с одной стороны, тем, что только при прикреплении на еще имеющееся плечо рука сохраняет формальное соответствие копии Бандинелли, на которую она все же очень похожа, и с чего бы кто-то взял решение Бандинелли, но изменил угол руки; с другой стороны, подтверждением являются следы окиси железа, которые Маджи нашел во всех имеющихся в плече отверстиях для штифтов. Ржавчина разрушает камень и ведет к волосовидным трещинам, то есть возможно, что плечо было непрочным уже в XVI веке, а не только в XVIII веке45, так как оно уже в античности было снабжено железным штифтом, как доказывает рука Поллака.
Также более пристального рассмотрения заслуживает термин «терракота». Выполнение дополнения из терракоты, то есть обожженной глины, на камне крайне затруднительно, так как глина при обжиге усаживается на 4,5 %, то есть места соединения больше не совпадают, если только модель не увеличили в каждой точке на 4,5 % по сравнению с оригиналом. Если описанное Ричардсоном дополнение Монторсоли было действительно из терракоты, то здесь нашел бы свое объяснение заметный только на рисунке в Кембриджском альбоме зазор между плечом и рукой, так как не соответствующие друг другу стыковочные плоскости должны были быть подвергнуты дополнительной обработке и заглаживанию швов. Однако это должно оставаться гипотезой, так как данные по материалу для этой руки недостоверны и в литературе упоминаются весьма неразборчиво — в том числе как гипс или стукко, а у некоторых даже как мрамор46. Это ведет к заключительному вопросу: было ли приписываемое Монторсоли дополнение с.7 протянутой руки действительно уже завершено до 1540 года, или же, скорее, это произошло вскоре после неудавшейся попытки прикрепления согнутой руки?
Список цитируемой литературы
Andreae 1986 = Andreae, Bernard. Plinius und Laokoon. Trierer Winckelmannsprogramm, Heft 8, 1986.
Blankenhagen 1969 = Blankenhagen, Peter Heinrich von. Laokoon, Sperlonga und Vergil // Archäologischer Anzeiger 1969, Bd. 84, S. 256 ff.
Brummer 1970 = Brummer, Hans Henrik. The Statue Court in the Vatikan Belvedere // Stockholm Studies in the History of Art Nr. 20. Stockholm 1970, S. 73—
Caffarelli 1954 = Caffarelli, Ernesto Vegara. Studio per la restituzione del Laocoonte // Rivista dell’Istituto d’Archeologica e Storia dell’Arte.
Daltrop 1982 = Daltrop, Georg. Die Laokoongruppe im Vatikan. Xenia, Heft 5. Konstanz 1982.
Geese 1985 = Geese, Uwe. Antike als Programm — der Statuenhof des Belvedere // Natur und Antike in der Renaissance. AK, Liebighaus Frankfurt 1985.
Giuliano 1998 = Giuliano, Antonio. Due nuove rappresentazioni del Laocoonte // Il cortile delle statue, 1998.
Hampe 1972 = Hampe, Roland. Sperlonga und Vergil // Schriften zur antiken Mythologie I, Mainz 1972, S. 70 ff.
Hofter 2003 = Hofter, Matthias Rene. Laokoons Arm // Wiedererstandene Antike. Ergänzungen antiker Kunstwerke seit der Renaissance. Symposium. (Hrsg.) Detlef Kreikenbohm, 2003, S. 261—
Howard 1990 (1959) = Howard, Seymour. On the reconstruction of the Vatican Laocoon Group // Antiquity Restored, Wien 1990, S. 42 ff.
Körner 2006 = Körner, Hans. Politesse und Rusticite // Pygmalions Aufklärung. Europäische Skulptur im 18. Jahrhundert. (Hrsg.) Kanz, R. u. Körner, H., München/Berlin 2006, S. 184—
Laschke 1998 = Laschke, Birgit. Die Arme des Lakoon // Il Cortile delle Statue. 1998, S. 175—
Magi 1960 = Magi, Filippo. Il ripristino del Laokoonte // Memoria della Pontificia Accademia Romana di Archeologica 9, 1. 1960.
Nesselrath 1998 = Nesselrath, Arnold. Montosorlis Vorzeichnung für seine Ergänzung des Laokoon // Il Cortile delle Statue. 1998, S. 167—
Pollack 1905 = Pollack, Ludwig. Der rechte Arm des Laokoon // MA, Römische Mitteilungen 20, 1905, S. 277—
Preiß 1992 = Preiß, Bettina. Die wissenschaftliche Beschäftigung mit der Laokoongruppe. Diss. Bonn 1992.
Raumschlüssel 1994 = Raumschlüssel, Ingeborg. Zur Rekonstruktion des Laokoon durch Georg Treu // Das Albertinum vor hundert Jahren — die Skulpturensammlung Georg Treus, AK Dresden 1994, S. 277—
Rebaudo 1999 = Rebaudo, Ludovico. I restauri del Laocoonte // Settis, Fama e stile. Rom 1999, S. 231 ff.
Schulze 1989 = Schulze, Sabine. Antikes Vorbild im barocken Pathos // Antikenrezeption im Hochbarock. (Hrsg.) H. Beck, S. Schulze, Berlin 1989, S. 173—
Settis 1999 = Settis, Salvatore. Laocoonte. Fama e stile. Rom 1999.
Sichtermann 1957 = Sichtermann, Helmut. Laokoon. Opus Nobile, Heft 3, 1957.
Winner 1998 = Winner, Andreae, Pietrangeli (Hrsg.). Il Cortile delle Statue. Der Statuenhof des Belvedere im Vatikan. Akten des Internationalen Kongresses zu Ehren von Richard Krautheimer, Rom 21.-23. Oktober 1992 (Mainz 1998).
ПРИМЕЧАНИЯ