И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава III. Период принципата

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.185 138

Гла­ва III
ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА

§ 30. Государ­ст­вен­ное устрой­ство и управ­ле­ние


Общая харак­те­ри­сти­ка ново­го строя (диар­хия)

В 27 году до Р. Х. Окта­виан Август сло­жил с себя ту чрез­вы­чай­ную власть, кото­рою он поль­зо­вал­ся до сих пор сна­ча­ла в каче­стве три­ум­ви­ра, а потом один, и, таким обра­зом, «вос­ста­но­вил рес­пуб­ли­ку». Но в этой «вос­ста­нов­лен­ной» рес­пуб­ли­ке появил­ся в его лице новый весь­ма суще­ст­вен­ный эле­мент — новый экс­тра­ор­ди­нар­ный маги­ст­рат, импе­ра­тор или prin­ceps, сов­ме­щаю­щий в себе самые раз­но­род­ные, но важ­ней­шие функ­ции, вслед­ст­вие чего этот пери­од рез­ко отде­ля­ет­ся от преды­ду­ще­го.

На пер­вых порах основ­ные прин­ци­пы рес­пуб­ли­ки по внеш­но­сти оста­ют­ся нетро­ну­ты­ми. При­зна­ет­ся нача­ло народ­но­го суве­ре­ни­те­та, созы­ва­ют­ся народ­ные собра­ния, импе­ра­тор­ская власть выра­жа­ет себя в ста­рых рес­пуб­ли­кан­ских поня­ти­ях: импе­ра­тор явля­ет­ся prin­ceps, т. е. толь­ко как бы пер­вый меж­ду рав­ны­ми, полу­ча­ет от наро­да im­pe­rium и tri­bu­ni­cia po­tes­tas1 и т. д. Но под этой внеш­но­стью совер­ша­ет­ся глу­бо­кое внут­рен­нее пере­рож­де­ние, про­цесс посте­пен­ной пере­ра­бот­ки рес­пуб­ли­ки в абсо­лют­ную монар­хию. Вслед­ст­вие это­го государ­ст­вен­ное устрой­ство это­го пери­о­да име­ет с.186 харак­тер чего-то пере­ход­но­го: вна­ча­ле оно бли­же к рес­пуб­ли­ке, в кон­це — почти абсо­лют­ная монар­хия, какою оно реши­тель­но ста­но­вит­ся со вре­ме­ни Дио­кле­ти­а­на2.

Про­цесс это­го пре­вра­ще­ния начи­на­ет­ся с паде­ния народ­ных собра­ний. Вна­ча­ле они еще созы­ва­ют­ся, но уже толь­ко боль­ше для фор­мы: их зако­но­да­тель­ная функ­ция и выбор маги­ст­ра­тов сво­дит­ся к про­сто­му утвер­жде­нию пред­ло­же­ний импе­ра­то­ра или сена­та; голо­со­ва­ние пре­вра­ща­ет­ся в про­стую accla­ma­tio3, пока, нако­нец, и эти послед­ние остат­ки фор­мы не отпа­да­ют. Уже Тибе­рий пере­но­сит избра­ние маги­ст­ра­тов в сенат («a cam­po co­mi­tia ad pat­res transtu­lit»4); несколь­ко доль­ше созы­ва­ют­ся народ­ные собра­ния для утвер­жде­ния зако­нов, но это пере­ста­ет быть необ­хо­ди­мо­стью, а к кон­цу I века по Р. Х. и вовсе пре­кра­ща­ет­ся (послед­ний закон, издан­ный с уча­сти­ем наро­да, есть lex ag­ra­ria 98 г. при импе­ра­то­ре Нер­ве).

139 С паде­ни­ем народ­ных собра­ний в каче­стве выс­ших орга­нов государ­ст­вен­ной вла­сти оста­ют­ся сенат и импе­ра­тор. К сена­ту пере­хо­дят теперь все преж­ние пра­ва и функ­ции народ­ных собра­ний, вслед­ст­вие чего он дела­ет­ся теперь, наравне с импе­ра­то­ром, носи­те­лем государ­ст­вен­но­го суве­ре­ни­те­та. Вслед­ст­вие же это­го и самое государ­ст­вен­ное устрой­ство харак­те­ри­зу­ет­ся часто как двое­вла­стие или диар­хия. Внеш­ним обра­зом это двое­вла­стие выра­жа­ет­ся в сле­дую­щем: a) рядом со ста­ры­ми рес­пуб­ли­кан­ски­ми маги­ст­ра­та­ми, изби­рае­мы­ми сена­том, раз­ви­ва­ет­ся систе­ма чинов­ни­ков импе­ра­тор­ских, дей­ст­ву­ю­щих име­нем импе­ра­то­ра и по его пору­че­нию; b) про­вин­ции делят­ся на сенат­ские и импе­ра­тор­ские: пер­вые управ­ля­ют­ся сена­том, вто­рые непо­сред­ст­вен­но под­чи­не­ны импе­ра­то­ру; c) рядом с государ­ст­вен­ной каз­ной, нахо­дя­щей­ся в заве­до­ва­нии сена­та, — ста­рым aera­rium, — появ­ля­ет­ся каз­на импе­ра­тор­ская — fis­cus; d) как импе­ра­тор, так и сенат име­ют пра­во чека­нить моне­ту.

В иде­а­ле обе эти вла­сти — импе­ра­тор и сенат — долж­ны были дей­ст­во­вать рядом, вза­им­но допол­няя и под­дер­жи­вая друг дру­га. Но этот иде­ал ока­зал­ся неосу­ще­ст­ви­мым. Сенат дела­ет­ся орга­ном рес­пуб­ли­кан­ской пар­тии и носи­те­лем рес­пуб­ли­кан­ских тра­ди­ций; с.187 импе­ра­тор­ская власть, напро­тив, все более и более тяго­те­ет к абсо­лю­тиз­му и не мирит­ся с сосед­ст­вом сена­та. Вме­сто идил­ли­че­ской гар­мо­нии, меж­ду эти­ми обо­и­ми, совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ны­ми, эле­мен­та­ми все вре­мя идет то откры­тая, то глу­хая борь­ба, при­во­дя­щая в кон­це кон­цов к пол­но­му тор­же­ству импе­ра­тор­ской вла­сти и к пре­вра­ще­нию диар­хии в монар­хию.

Юриди­че­ское поло­же­ние сена­та

Юриди­че­ски вза­им­ное соот­но­ше­ние обе­их этих вла­стей тако­во. Сенат, преж­де все­го, дела­ет­ся теперь един­ст­вен­ным зако­но­да­тель­ным орга­ном; даже про­ек­ты импе­ра­то­ра для того, чтобы полу­чить силу зако­на, долж­ны быть вне­се­ны в сенат (ora­tio prin­ci­pis5) и полу­чить здесь свою санк­цию; импе­ра­тор, в прин­ци­пе, как преж­де вся­кий маги­ст­рат, не сто­ит выше зако­на; он под­чи­нен ему. Сенат, далее, изби­ра­ет ста­рых рес­пуб­ли­кан­ских маги­ст­ра­тов, а так­же само­го импе­ра­то­ра по смер­ти преды­ду­ще­го (обык­но­вен­но это избра­ние так­же толь­ко фор­маль­ность: пре­ем­ник ука­зы­ва­ет­ся самим импе­ра­то­ром посред­ст­вом усы­нов­ле­ния или заве­ща­ния) и сооб­ща­ет ему его пол­но­мо­чия посред­ст­вом lex de im­pe­rio6. Сенат, нако­нец, име­ет извест­ную судеб­ную и адми­ни­ст­ра­тив­ную власть (напр., управ­ле­ние сенат­ски­ми про­вин­ци­я­ми), хотя эта власть чем далее, тем все более и более сокра­ща­ет­ся.

Содер­жа­ние импе­ра­тор­ской вла­сти

Импе­ра­тор. Како­го-либо уста­но­вив­ше­го­ся офи­ци­аль­но­го титу­ла импе­ра­тор не име­ет; он име­ну­ет­ся im­pe­ra­tor, Augus­tus, но чаще все­го — prin­ceps, вслед­ст­вие чего самый этот пери­од при­ня­то назы­вать пери­о­дом прин­ци­па­та. Prin­ceps, в идее, есть толь­ко выс­ший рес­пуб­ли­кан­ский маги­ст­рат, прав­да, пожиз­нен­ный и с чрез­вы­чай­ною вла­стью, но все же толь­ко маги­ст­рат, вслед­ст­вие чего этот пери­од назы­ва­ют так­же и пери­о­дом 140 рес­пуб­ли­кан­ской импе­рии. В лице импе­ра­то­ра сосре­дото­чи­ва­ет­ся власть, кото­рую обык­но­вен­но раз­ла­га­ют на сле­дую­щие эле­мен­ты: a) im­pe­rium, т. е. выс­шее воен­ное коман­до­ва­ние, управ­ле­ние меж­ду­на­род­ны­ми отно­ше­ни­я­ми и выс­шая адми­ни­ст­ра­тив­ная власть (а так­же и пра­во юрис­дик­ции); в каче­стве воен­но­го коман­ди­ра импе­ра­тор, далее, име­ет пра­во пол­но­го и бес­кон­троль­но­го управ­ле­ния теми про­вин­ци­я­ми, в кото­рых обык­но­вен­но сто­ят вой­ска (про­вин­ции импе­ра­тор­ские — погра­нич­ные); b) im­pe­rium pro­con­su­la­re, т. е. пра­во обще­го про­кон­су­ла над сенат­ски­ми про­вин­ци­я­ми, что дает импе­ра­то­ру воз­мож­ность извест­но­го кон­тро­ля и над пра­ви­те­ля­ми этих с.188 про­вин­ций; c) tri­bu­ni­cia po­tes­tas, кото­рая дает импе­ра­то­ру каче­ство sac­ro­sanctus и пра­во in­ter­ces­sio по отно­ше­нию ко всем рес­пуб­ли­кан­ским маги­ст­ра­там.

Рес­пуб­ли­кан­ские маги­ст­ра­ты и новое чинов­ни­че­ство

Государ­ст­вен­ное управ­ле­ние, соглас­но отме­чен­но­му нача­лу диар­хии, осу­ществля­ет­ся при помо­щи дво­я­кой систе­мы орга­нов: рес­пуб­ли­кан­ских маги­ст­ра­тов и импе­ра­тор­ских упол­но­мо­чен­ных.

a) Рес­пуб­ли­кан­ские маги­ст­ра­ту­ры по име­ни про­дол­жа­ют суще­ст­во­вать все вре­мя, но фак­ти­че­ски они все более и более отстра­ня­ют­ся от актив­но­го уча­стия в управ­ле­нии. Кон­су­лы лиши­лись воен­но­го коман­до­ва­ния и вме­сте с тем сво­ей глав­ной функ­ции; они явля­ют­ся теперь толь­ко пред­седа­те­ля­ми сена­та и заве­ду­ют неко­то­ры­ми спе­ци­аль­ны­ми дела­ми — напр., дела­ми об опе­ках, о фиде­и­ко­мис­сах7 и т. п. Боль­ше все­го на сво­ем месте удер­жа­лась пре­ту­ра: пре­то­ры по-преж­не­му заве­ду­ют юрис­дик­ци­ей граж­дан­ской (про­из­вод­ство in jure, состав­ле­ние фор­мул и т. д.) и уго­лов­ной (как пред­седа­те­ли в quaes­tio­nes per­pe­tuae). Цен­зу­ра нахо­дит­ся все вре­мя в весь­ма шат­ком поло­же­нии. Ценз в преж­нем смыс­ле (т. е. пере­пись граж­дан с рас­пре­де­ле­ни­ем по три­бам и т. д.) теперь уже, конеч­но, не про­из­во­дит­ся, состав­ле­ние сена­тор­ских спис­ков так­же отхо­дит от нее; тем не менее цен­зор­ская власть часто вру­ча­ет­ся импе­ра­то­рам (в lex de im­pe­rio), пока Доми­ци­ан не объ­явил, что впредь она все­гда будет вхо­дить в состав импе­ра­тор­ской вла­сти (cen­sor per­pe­tuus8). Эди­лы сохра­ня­ют толь­ко над­зор за рын­ка­ми и тор­го­вую юрис­дик­цию, кве­сто­ры фигу­ри­ру­ют лишь в каче­стве орга­нов каз­на­чей­ства.

b) Парал­лель­но посте­пен­но­му зами­ра­нию рес­пуб­ли­кан­ских маги­ст­ра­тур идет раз­ви­тие систе­мы импе­ра­тор­ских чинов­ни­ков, как упол­но­мо­чен­ных импе­ра­то­ра. При осо­бе импе­ра­то­ра сто­ит его лич­ный совет — con­si­lium prin­ci­pis, кото­рый пер­во­на­чаль­но не имел юриди­че­ско­го зна­че­ния, но с импе­ра­то­ра Адри­а­на при­об­рел харак­тер офи­ци­аль­но­го государ­ст­вен­но­го учреж­де­ния. Во гла­ве всех импе­ра­тор­ских дове­рен­ных лиц сто­ит prae­fec­tus prae­to­rio, началь­ник импе­ра­тор­ской гвар­дии, а пото­му лицо осо­бо дове­рен­ное. Посте­пен­но ему импе­ра­то­ры начи­на­ют пору­чать те или дру­гие дела, под­ле­жав­шие лич­но­му суду импе­ра­то­ра, и, таким обра­зом, мало-пома­лу раз­ви­ва­ет­ся уго­лов­ная ком­пе­тен­ция prae­fec­tus prae­to­rio над всею Ита­ли­ей. За ним сле­ду­ет: 141 prae­fec­tus ur­bi, началь­ник с.189 поли­ции, а по свя­зи с ней и уго­лов­ной юрис­дик­ции в горо­де Риме; prae­fec­tus vi­gi­lum, заве­дую­щий пожар­ной частью; prae­fec­tus an­no­nae, заве­дую­щий теперь, вме­сто эди­лов, народ­ным про­до­воль­ст­ви­ем; и нако­нец, раз­но­об­раз­ные cu­ra­to­res9 в отдель­ных отрас­лях импе­ра­тор­ско­го управ­ле­ния.

Управ­ле­ние мест­ное и про­вин­ци­аль­ное

Что каса­ет­ся мест­но­го управ­ле­ния Ита­лии, то оно про­дол­жа­ет и теперь поко­ить­ся на прин­ци­пе муни­ци­паль­но­го само­управ­ле­ния. Одна­ко, внут­ри орга­нов это­го само­управ­ле­ния про­ис­хо­дит такое же пере­ме­ще­ние цен­тра тяже­сти, как и в самом Риме. Муни­ци­паль­ные народ­ные собра­ния исче­за­ют, а их функ­ции пере­хо­дят к муни­ци­паль­но­му сена­ту (de­cu­rio­nes); муни­ци­паль­ные маги­ст­ра­ты сохра­ня­ют­ся. Рядом с ними появ­ля­ют­ся, одна­ко, импе­ра­тор­ские кон­тро­ле­ры мест­ных дел в лице назна­чае­мых импе­ра­то­ром cu­ra­to­res rei pub­li­cae10. Пер­во­на­чаль­ным назна­че­ни­ем их было блю­сти инте­ре­сы импе­ра­тор­ской каз­ны, но отсюда раз­вил­ся затем их общий пра­ви­тель­ст­вен­ный кон­троль.

Управ­ле­ние про­вин­ций нахо­дит­ся в руках или посы­лае­мых сена­том про­кон­су­лов (про­вин­ции сенат­ские), или посы­лае­мых импе­ра­то­ром лега­тов — le­ga­ti Cae­sa­ris pro prae­to­re (про­вин­ции импе­ра­тор­ские). Во всех слу­ча­ях пра­ви­те­лю про­вин­ции при­над­ле­жит выс­шая поли­цей­ская, судеб­ная и финан­со­вая власть. Для пред­у­преж­де­ния осо­бен­но­го сбли­же­ния пра­ви­те­ля с мест­ным насе­ле­ни­ем ему запре­ща­ет­ся женить­ся на про­вин­ци­ал­ке, разда­вать про­вин­ци­а­лам день­ги взай­мы, устра­и­вать на свой счет игры. Извест­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ют в тече­ние это­го пери­о­да про­вин­ци­аль­ные собра­ния (con­ci­lia pro­vin­cia­rum или κοινὰ). Воз­ник­ли они в свя­зи с раз­вив­шим­ся в про­вин­ци­ях куль­том импе­ра­то­ров. В извест­ное вре­мя пред­ста­ви­те­ли общин дан­ной про­вин­ции соби­ра­ют­ся для устрой­ства празд­неств в честь импе­ра­то­ра, при­чем через депу­та­тов или пись­мен­но посы­ла­ют ему поздрав­ле­ния. Но к этим поздрав­ле­ни­ям начи­на­ют при­со­еди­нять ино­гда и раз­ные поже­ла­ния отно­си­тель­но мест­ных дел, прось­бы, а так­же и жало­бы на намест­ни­ков.

После край­ней бес­по­рядоч­но­сти рес­пуб­ли­кан­ско­го режи­ма в про­вин­ци­ях, импе­ра­тор­ское управ­ле­ние, при всех его недо­стат­ках, все-таки внес­ло сюда боль­шую забот­ли­вость и вни­ма­ние к инте­ре­сам про­вин­ци­аль­но­го насе­ле­ния; оно уста­но­ви­ло боль­ший внеш­ний с.190 порядок и без­опас­ность, иско­ре­ни­ло гра­бе­жи и пират­ство, про­ве­ло доро­ги, важ­ные не толь­ко в стра­те­ги­че­ском отно­ше­нии, но так­же и для тор­гов­ли и т. д. Несо­мнен­ное улуч­ше­ние поло­же­ния про­вин­ций в этом пери­о­де пред­став­ля­ет луч­шую стра­ни­цу в исто­рии импе­ра­тор­ской вла­сти.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Im­pe­rium и tri­bu­ni­cia po­tes­tas — власть выс­ше­го маги­ст­ра­та и народ­но­го три­бу­на. (Прим. ред.)
  • 2См.: Гримм Э. Иссле­до­ва­ния по исто­рии раз­ви­тия рим­ской импе­ра­тор­ской вла­сти. Т. I. 1900; Т. II. 1901.
  • 3Accla­ma­tio — выра­же­ние одоб­ре­ния кри­ком. (Прим. ред.)
  • 4A cam­po co­mi­tia ad pat­res transtu­lit — «пере­нес с пло­ща­ди народ­но­го собра­ния к отцам-сена­то­рам [избра­ние маги­ст­ра­тов]». (Пер. ред.)
  • 5Ora­tio prin­ci­pis — зако­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва прин­цеп­са. (Прим. ред.)
  • 6Lex de im­pe­rio — закон о наде­ле­нии вла­стью. (Прим. ред.)
  • 7Фиде­и­ко­мисс — см. при­меч. 2 к § 36.
  • 8Cen­sor per­pe­tuus — бес­сроч­ный цен­зор. (Прим. ред.)
  • 9Cu­ra­to­res — бук­валь­но: «попе­чи­те­ли». (Прим. ред.)
  • 10Cu­ra­to­res rei pub­li­cae — попе­чи­те­ли в отно­ше­нии инте­ре­сов государ­ства. (Прим. ред.)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230031 1524230032 1524230033