Е. М. Штаерман

К вопросу о dediticii в эдикте Каракаллы

Вестник древней истории. 1946. № 2 (16). C. 81—88.

с.81 Раз­лич­ные вопро­сы, свя­зан­ные с эдик­том Кара­кал­лы, под­вер­га­лись мно­го­крат­но обсуж­де­нию. С 1910 г., когда П. Мей­е­ром был опуб­ли­ко­ван гис­сен­ский папи­рус 40, содер­жа­щий отрыв­ки тек­ста, при­знан­но­го тек­стом con­sti­tu­tio An­to­ni­nia­na, воз­ник­ла обшир­ная лите­ра­ту­ра, посвя­щен­ная как попыт­кам рекон­струк­ции эдик­та, так и ком­мен­та­ри­ям к нему.

Я хочу здесь оста­но­вить­ся толь­ко на одном из важ­ней­ших вопро­сов — на вопро­се о de­di­ti­cii (см. выше ста­тью А. Рано­ви­ча).

К раз­ре­ше­нию вопро­са о de­di­ti­cii боль­шей частью при­вле­ка­ет­ся или толь­ко текст само­го гис­сен­ско­го папи­ру­са, раз­лич­но вос­ста­нав­ли­вае­мый, или дан­ные папи­ру­сов, т. е. мате­ри­ал, касаю­щий­ся исклю­чи­тель­но Егип­та. Эпи­гра­фи­че­ский мате­ри­ал запад­ных про­вин­ций оста­ет­ся совер­шен­но в сто­роне. Неко­то­рые авто­ры толь­ко вскользь ука­зы­ва­ют на то, что и после 212 г., вплоть до Дио­кле­ти­а­на, име­ют­ся воен­ные дипло­мы, даю­щие пра­ва рим­ско­го граж­дан­ства и ius con­nu­bii с жен­щи­на­ми-пере­грин­ка­ми неко­то­рым кате­го­ри­ям сол­дат. Обыч­но счи­та­ют, что эти лица, остав­ши­е­ся вне рим­ско­го граж­дан­ства после эдик­та Кара­кал­лы, про­ис­хо­ди­ли из вар­ва­ров, пере­се­лив­ших­ся в импе­рию и посту­пив­ших на воен­ную служ­бу после 212 г. и пото­му не полу­чив­ших рим­ско­го граж­дан­ства по эдик­ту, охва­тив­ше­му толь­ко тех, кто жил в импе­рии в момент его изда­ния.

Вовсе не учи­ты­ва­ют­ся неко­то­рые дру­гие, прав­да, очень немно­го­чис­лен­ные, над­пи­си, упо­ми­наю­щие неграж­дан в III в.

Меж­ду тем, ана­лиз этих над­пи­сей, если и не может окон­ча­тель­но раз­ре­шить вопрос о de­di­ti­cii и о рас­про­стра­не­нии рим­ско­го граж­дан­ства после эдик­та 212 г., все-таки может дать неко­то­рый мате­ри­ал, иллю­ст­ри­ру­ю­щий этот вопрос.

Коли­че­ство таких над­пи­сей очень неве­ли­ко. Про­ис­хо­дят они или с Рей­на (глав­ным обра­зом из Майн­ца), или с Дуная (Мезии и Дакии). Оста­нов­люсь сна­ча­ла на пер­вых.

Одна из них гла­сит: T. Flo­rius Sa­tur­ni­nus vetera­nus ex signi­fe­ro le­gio­nis XXII Primi­ge­niae piae fide­lis Ale­xandria­nae mis­sus hones­ta mis­sio­ne al­lec­tus in or­di­nem ci­vium Ro­ma­no­rum allec­to­rum Mo­gon­tia­co­rum1.

Дру­гая постав­ле­на в 276 г. Mar­cel­li­nus Pla­ci­di­nus decu­rio civi­um Roma­no­rum Mogon­tia­ci2.

с.82 Как извест­но, осо­бые орга­ни­за­ции рим­ских граж­дан — or­do или con­ven­tus — име­лись толь­ко в мест­но­стях с латин­ским или пере­грин­ским пра­вом. Когда же эти мест­но­сти полу­ча­ли граж­дан­ское устрой­ство и рим­ское пра­во, отдель­ные орга­ни­за­ции рим­ских граж­дан исче­за­ли3. Сле­до­ва­тель­но, суще­ст­во­ва­ние в Майн­це при Алек­сан­дре Севе­ре и в 276 г. объ­еди­не­ния (or­do) рим­ских граж­дан свиде­тель­ст­ву­ет о том, что основ­ное насе­ле­ние там в это вре­мя рим­ско­го граж­дан­ства не име­ло, или же что, несмот­ря на даро­ва­ние граж­дан­ства всем, ста­рая орга­ни­за­ция рим­ских граж­дан про­дол­жа­ла суще­ст­во­вать, как это наблюда­ет­ся в Егип­те в отно­ше­нии мест­ных, при­ви­ле­ги­ро­ван­ных преж­де, объ­еди­не­ний.

Во вся­ком слу­чае, в над­пи­си от 232 г., постав­лен­ной в честь Алек­сандра Севе­ра и Юлии Мам­меи, мы чита­ем: Ge­nio pa­gi Der­vet. pe­re­gri­ni po­sue­runt vi­co So­li­ciae4.

Далее, в 230 г. постав­ле­на над­пись in hono­rem domus divi­nae ge­nium Pla­teae no­vi vi­ci cum aedi­cu­la et ara T. Fl. Sancti­nus miles legionis XXII Primi­ge­niae Ale­xandria­nae piae fide­lis immunis consu­la­ris et Per­pe­tuus et Fe­lix frat­res cives R oma­ni et Tau­nen­ses ex ori­gi­ne pat­ris T. Fl. Ma­ter­ni vetera­ni cohor­tis III prae­to­riae piae vin­di­cis et Aure­lia Am­mias ma­ter eorum civis Roma­na5.

Эти лица полу­чи­ли пра­ва рим­ско­го граж­дан­ства вме­сте со сво­им отцом и мужем, вете­ра­ном пре­то­ри­ан­ской когор­ты, сохра­нив и преж­нее мест­ное граж­дан­ство — ci­vi­tas Tau­nen­sis. В дру­гой над­пи­си из Майн­ца от 231 г. некий сол­дат того же леги­о­на XXII Pri­mi­ge­nia гово­рит о себе, что неко­гда (quon­dam) он был ci­vis Su­me­lo­cennsis6.

По всей веро­ят­но­сти, рим­ское граж­дан­ство он полу­чил толь­ко после вступ­ле­ния в леги­он.

Все эти над­пи­си поз­во­ля­ют думать, что на Рейне после 212 г. сохра­ни­лись лица, не имев­шие рим­ско­го граж­дан­ства и полу­чав­шие его толь­ко в резуль­та­те поступ­ле­ния на воен­ную служ­бу, как это име­ло место и до эдик­та Кара­кал­лы.

Нет ника­ких ука­за­ний на то, что это были вар­ва­ры, лишь недав­но пере­се­лив­ши­е­ся в пре­де­лы импе­рии.

Я уже отме­ча­ла, что боль­шин­ство этих над­пи­сей про­ис­хо­дит из Майн­ца или его бли­жай­ших окрест­но­стей. Хотя Майнц был круп­ным лагер­ным, а так­же тор­го­вым цен­тром (над­пи­си всех видов упо­ми­на­ют раз­лич­ных тор­гов­цев, ne­go­tia­to­res, из Майн­ца), он не полу­чил город­ских прав вплоть до Дио­кле­ти­а­на, а состо­ял из несколь­ких vi­ci и cas­tel­la. Жите­ли Майн­ца и его окрест­но­стей назы­ва­ют себя в под­пи­сях vi­ca­ni и pa­ga­ni.

Вооб­ще села, vi­ci, очень мно­го­чис­лен­ны на Рейне и сохра­ня­ют­ся здесь очень дол­го. Vi­ci и vi­ca­ni упо­ми­на­ют­ся в над­пи­сях от 219, 220, 223, 230, 232, 236, 238, 244, 245 гг.7 Vi­ca­ni эти были, види­мо, сво­бод­ные вла­дель­цы неболь­ших земель­ных участ­ков. В неко­то­рых слу­ча­ях они назы­ва­ют себя pos­ses­so­res8, пре­до­став­ля­ют зем­лю для обще­ст­вен­ных празд­неств, соору­же­ния ста­туй и алта­рей9. Вряд ли они были коло­на­ми, посколь­ку в этой части Рейн­ской обла­сти не было таких круп­ных част­ных име­ний, какие были, напри­мер, в рай­оне Три­ра, а импе­ра­тор­ские саль­ту­сы были очень немно­го­чис­лен­ны. Что они не были вар­ва­ра­ми, толь­ко что с.83 при­шед­ши­ми из-за Рей­на и сра­зу всту­пив­ши­ми в вой­ско, вид­но из того, что, как пока­зы­ва­ют при­веден­ные над­пи­си, неко­то­рые из них до того, как стать рим­ски­ми граж­да­на­ми в каче­стве сол­дат и вете­ра­нов, уже при­над­ле­жа­ли к мест­ным vi­ci.

И одна­ко, по-види­мо­му, эти vi­ca­ni не полу­чи­ли прав рим­ско­го граж­дан­ства по эдик­ту Кара­кал­лы. Поэто­му в Майн­це, состо­яв­шем из vi­ci, сохра­ня­ет­ся кор­по­ра­ция рим­ских граж­дан. Лица, назы­ваю­щие себя пере­гри­на­ми в выше­при­веден­ной над­пи­си в честь Алек­сандра Севе­ра и Юлии Мам­меи, были жите­ля­ми vi­ci So­la­ciae.

На то, что жите­ли vi­ci не были рим­ски­ми граж­да­на­ми, ука­зы­ва­ет и сле­дую­щее обсто­я­тель­ство.

В III в. при­об­ре­та­ют неко­то­рое зна­че­ние вой­ско­вые части, носив­шие назва­ние nu­me­ri. По мне­нию Момм­зе­на, это были отряды про­вин­ци­аль­ной мили­ции, наби­рав­шей­ся из наи­ме­нее рома­ни­зи­ро­ван­но­го насе­ле­ния и дей­ст­во­вав­шие спер­ва толь­ко в рай­оне сво­его место­жи­тель­ства, но впо­след­ст­вии пере­во­див­ши­е­ся в дру­гие обла­сти и даже про­вин­ции10. Это пред­по­ло­же­ние Момм­зе­на под­твер­жда­ет­ся одной опуб­ли­ко­ван­ной впо­след­ст­вии над­пи­сью из Мав­ри­та­нии, где упо­ми­на­ет­ся prae­po­si­tus co­hor­tis II Fla­viae Af­ro­rum et nu­me­ri co­lo­no­rum11. Оче­вид­но, в погра­нич­ных рай­о­нах nu­me­ri созда­ва­лись из мест­но­го насе­ле­ния и под­чи­ня­лись коман­ди­ру регу­ляр­ных частей. Nu­me­ri в III в. появ­ля­ют­ся и на Рейне. К той же кате­го­рии мест­ной мили­ции Момм­зен отно­сит и лиц, поста­вив­ших в 227 г. над­пись has­ti­fe­ri si­ve pas­to­res con­sis­ten­tes cas­tel­lo Mat­tia­co­rum12. Он счи­та­ет, что это была рели­ги­оз­ная кол­ле­гия — has­ti­fe­ri, вхо­див­шая в состав мест­ной мили­ции. В 236 г. храм Бел­ло­ны вос­ста­но­ви­ли has­ti­fe­ri ci­vi­ta­tis Mat­tia­co­rum13. Име­на их — частич­но вар­вар­ские, частич­но рома­ни­зи­ро­ван­ные, что, одна­ко, не ука­зы­ва­ет на то, что они непре­мен­но были рим­ски­ми граж­да­на­ми. Такое же сме­ше­ние имен обна­ру­жи­ва­ет над­пись от 246 г., постав­лен­ная кол­ле­ги­ей sig­ni­fe­rum14 (т. е. зна­ме­нос­цев). Воз­мож­но, что эти sig­ni­fe­ri, как и has­ti­fe­ri, были вое­ни­зи­ро­ван­ной кол­ле­ги­ей мест­ной мили­ции. Судя по име­нам в этой над­пи­си, служ­ба в мили­ции не дава­ла рим­ско­го граж­дан­ства, как служ­ба в леги­о­нах и, види­мо, с III в., служ­ба в регу­ляр­ных частях вспо­мо­га­тель­ных войск — алах и когор­тах. В эти мест­ные отряды наби­ра­лись жите­ли vi­ci, не являв­ши­е­ся рим­ски­ми граж­да­на­ми. Награ­ду за свою служ­бу они полу­ча­ли не в общем поряд­ке — от пра­ви­тель­ства, а в инди­виду­аль­ном — от сво­их одно­сель­чан.

На это ука­зы­ва­ют две чрез­вы­чай­но инте­рес­ные над­пи­си.

Одна из них точ­но не дати­ро­ва­на, но отно­сит­ся к середине III в. In hono­rem domus divi­nae Mar­ti Ge­nio Vic­to­riae sig­ni­fe­ri ob im­mu­ni­ta­tem om­nem eis con­ces­sam a vi­ca­nis vi­ci Ve­te­ris con­sis­ten­ti­bus cas­tel­lo Mat­tia­co­rum15. Далее сле­ду­ют 14 кельт­ских и гер­ман­ских имен.

Дру­гая над­пись — от 238 г.: In hono­rem domus divi­nae An­nu­so­nius Con­sti­tu­tus sig­ni­fer nu­me­ri explo­ra­to­rum Di­vi­tien­sium Gor­dia­no­rum re­fe­rens Pio et Pon­tia­no consuli­bus ob im­mu­ni­ta­tem mu­ne­rum om­nium pub­li­co­rum do­na­tum post regres­sum suum a vi­ka­nis16.

Эти над­пи­си свиде­тель­ст­ву­ют о том, что лица, слу­жив­шие в мест­ном опол­че­нии, не были граж­да­на­ми и не счи­та­лись офи­ци­аль­но вете­ра­на­ми. Вете­ра­ны регу­ляр­ных частей полу­ча­ли имму­ни­те­ты соглас­но с общи­ми с.84 зако­на­ми (такие зако­ны были даны Доми­ци­а­ном, затем Сеп­ти­ми­ем Севе­ром). В насто­я­щем же слу­чае они полу­ча­ют имму­ни­те­ты от сел, из кото­рых, оче­вид­но, про­ис­хо­ди­ли и куда воз­вра­ща­лись после отстав­ки.

К частям nu­me­ri отно­сит­ся и одна чрез­вы­чай­но важ­ная для нашей темы над­пись от 232 г.

Deae For­tu­nae Sanctae bal­neum ve­tus­ta­te con­lab­sum explo­ra­to­res… et Britto­nes gen­ti­les of­fi­cia­les Britto­num et de­di­ti­cio­rum Ale­xandria­no­rum de suo res­ti­tuerunt cu­ra agen­te T. Fl. Ro­ma­no legionis XXII Primi­ge­niae piae fide­lis17.

Момм­зен, ком­мен­ти­руя эту над­пись18, пишет, что Brit­to­nes gen­ti­les, как и вся­кие gen­ti­les, были лица, при­над­ле­жав­шие к пле­ме­нам, жив­шим вне импе­рии и посту­пав­шим на служ­бу в рим­ское вой­ско. De­di­ti­cii, по его мне­нию, — это пере­беж­чи­ки из чужих пле­мен, отлич­ные от gen­ti­les и обя­зан­ные обра­ба­ты­вать зем­лю и слу­жить в вой­ске на поло­же­нии полу­слуг-полу­сол­дат.

Мне кажет­ся, что тер­мин gen­ti­les мог при­ме­нять­ся не толь­ко к сол­да­там из чужих пле­мен, но и к лицам, дав­но жив­шим на рим­ской терри­то­рии.

Во-пер­вых, как ука­зы­ва­ет Момм­зен в сво­ей ста­тье «Die Con­scrip­tion­sordnung des Rö­mi­schen Hee­res», Гигин в сочи­не­нии об укреп­ле­нии лаге­рей про­ти­во­по­став­ля­ет леги­о­нам и регу­ляр­ным частям вспо­мо­га­тель­ных войск части, назы­вае­мые им na­tio­nes и gen­tes — can­tab­ri, pal­my­re­ni, mau­ri, pan­non­nii, da­ci, brit­to­nes19. Ука­зан­ные же пле­ме­на жили на рим­ской терри­то­рии издав­на. У того же Гиги­на упо­ми­на­ют­ся ана­ло­гич­ные назван­ным частям sym­ma­chi. До послед­не­го вре­ме­ни они не были засвиде­тель­ст­во­ва­ны в над­пи­сях, но в 1937 г. была опуб­ли­ко­ва­на най­ден­ная в Испа­нии над­пись Гая Суль­пи­ция Урсу­ла, пре­фек­та sym­ma­chia­rio­rum as­tu­rum20, т. е. под sym­ma­chi здесь под­ра­зу­ме­ва­ют­ся асту­рий­цы, пле­мя рим­ской Испа­нии.

Далее, в воен­ном дипло­ме от 158 г., кро­ме обыч­ных auxi­lia, упо­мя­ну­ты Ve­xil­la­tio­nes Af­ri­cae et Mau­re­ta­niae Cae­sa­rien­sis qui sunt cum Mau­ris gen­ti­li­bus in Da­cia su­pe­rio­re21. Меж­ду тем как раз мав­ри­тан­ские пле­ме­на жили в зна­чи­тель­ном коли­че­стве на терри­то­рии афри­кан­ских про­вин­ций, при­чем, не вхо­дя в состав город­ских общин, были кон­сти­туи­ро­ва­ны в каче­стве gen­tes на сво­их ter­ri­to­ria во гла­ве с prin­ci­pes или prae­si­des. Поэто­му есте­ствен­но пред­по­ло­жить, что упо­мя­ну­тые здесь mau­ri gen­ti­les были набра­ны имен­но из таких gen­tes, в про­ти­во­по­лож­ность назван­ным в этом же дипло­ме отрядам регу­ляр­ных частей Афри­ки и Мав­ри­та­нии, наби­рав­шим­ся из обыч­ных ci­vi­ta­tes.

В одной над­пи­си из Ворм­са упо­мя­ну­ты gen­ti­les Af­ri­ca­ni22 не в каче­стве сол­дат, а про­сто как груп­па лиц, ста­вя­щая жерт­вен­ник Мер­ку­рию.

Труд­но пред­по­ло­жить, что в Гер­ма­нии дол­гое вре­мя жили пле­ме­на нерим­ской Афри­ки. Ско­рее это тоже пред­ста­ви­те­ли gen­tes рим­ской про­вин­ции. Над­пись из Акви­леи — lo­cus se­pul­tu­rae gen­ti­lium ve­te­ra­no­rum23, воз­мож­но, ука­зы­ва­ет на то, что вете­ра­ны частей, спе­ци­аль­но наби­рав­ших­ся из gen­tes (в дан­ном слу­чае из Дунай­ских про­вин­ций), в дан­ном слу­чае отли­ча­лись от про­чих вете­ра­нов, что согла­су­ет­ся с при­веден­ны­ми выше дан­ны­ми о пре­до­став­ле­нии вете­ра­нам nu­me­ri имму­ни­те­тов не в общем поряд­ке, а от отдель­ных vi­ci. Эти дан­ные, как мне пред­став­ля­ет­ся, с.85 свиде­тель­ст­ву­ют о том, что в чис­ле gen­ti­les в вой­ске были нере­гу­ляр­ные части, наби­рав­ши­е­ся из пле­мен, жив­ших на рим­ской терри­то­рии, но на несколь­ко отлич­ном поло­же­нии и подоб­ные nu­me­ri.

В упо­мя­ну­той выше над­пи­си brit­to­nes, brit­to­nes gen­ti­les и de­di­ti­cii Ale­xandria­ni тес­но сбли­же­ны. У них общие of­fi­cia­les, т. е. лица, выде­лен­ные для служ­бы при шта­бе коман­ди­ра. Все это, види­мо, части мили­ции, нахо­див­ши­е­ся под коман­до­ва­ни­ем лега­та леги­о­на XXII Pri­mi­ge­nia. Они не были вновь при­шед­ши­ми на рим­скую терри­то­рию вар­ва­ра­ми, так как брит­то­ны появ­ля­ют­ся на рейн­ском li­mes’е со 145 г., куда были пере­веде­ны после подав­ле­ния боль­шо­го вос­ста­ния в Бри­та­нии. Здесь они обра­ба­ты­ва­ли зем­лю, испол­ня­ли работы по li­mes’у и слу­жи­ли в nu­me­ri24.

Итак, все эти дан­ные свиде­тель­ст­ву­ют о том, что на Рейне суще­ст­во­ва­ла кате­го­рия сель­ско­го насе­ле­ния, не полу­чив­шая рим­ско­го граж­дан­ства по эдик­ту Кара­кал­лы, имев­шая неболь­шие земель­ные участ­ки, жив­шая в vi­ci и полу­чав­шая рим­ское граж­дан­ство толь­ко за служ­бу в леги­о­нах или регу­ляр­ных частях вспо­мо­га­тель­ных войск.

Пере­хо­жу к дан­ным, кото­рые мы име­ем по Дунай­ским про­вин­ци­ям.

Это, во-пер­вых, груп­па чрез­вы­чай­но важ­ных над­пи­сей из Moe­sia in­fe­rior и Дакии. Пер­вая из них отно­сит­ся к 140/145 г., послед­няя — к 246 г., сле­до­ва­тель­но, они охва­ты­ва­ют целое сто­ле­тие и поз­во­ля­ют сде­лать неко­то­рые пред­по­ло­же­ния о про­ис­шед­ших за это вре­мя изме­не­ни­ях.

Все эти над­пи­си пред­став­ля­ют собой посвя­ще­ния Юпи­те­ру или Юпи­те­ру и Юноне за бла­го­по­лу­чие пра­вя­ще­го импе­ра­то­ра. Они постав­ле­ны жите­ля­ми раз­лич­ных vi­ci. Пер­вая из них постав­ле­на от име­ни ci­ves Ro­ma­ni et bes­si con­sis­ten­tes vi­co Vi­me­to25, вто­рая — от 149 г. — постав­ле­на Ve­te­ra­ni et ci­ves Ro­ma­ni et bes­si con­sis­ten­tes vi­co Quin­tio­nis cu­ra agen­ti­bus ma­gistris Clau­dio Gai­us et Dur­ris­se Be­thi­di­bus et quaes­to­re Ser­vi­lio Pri­mi­ge­nio26. Ана­ло­гич­ные над­пи­си повто­ря­ют­ся в 169, 175, 176, 177 гг.27 Меня­ют­ся толь­ко назва­ния сел, рас­по­ло­жен­ных, одна­ко, в одном рай­оне, и име­на маги­ст­ра­тов. Сле­дую­щие над­пи­си из того же рай­о­на отно­сят­ся: одна — к кон­цу прав­ле­ния Сеп­ти­мия Севе­ра, дру­гие — к 237, 238 и 246 гг. Это тоже посвя­ще­ния Юпи­те­ру за бла­го­по­лу­чие импе­ра­то­ра, и ста­вят их ci­ves Ro­ma­ni et lai con­sis­ten­tes vi­co Se­cun­di­no28. По мне­нию издав­ше­го эти над­пи­си В. Пар­ва­на, lai — это латин­ская тран­скрип­ция гре­че­ско­го сло­ва λαοί, кото­рым в восточ­ных про­вин­ци­ях обо­зна­ча­лись полу­сво­бод­ные зем­ледель­цы, быв­шие, по тео­рии Ростов­це­ва, пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми коло­нов.

Срав­ни­вая эти над­пи­си, мы видим, что в III в. в них, во-пер­вых, исче­за­ют вете­ра­ны, фигу­ри­ро­вав­шие рань­ше, как осо­бая кате­го­рия. Это, веро­ят­но, свя­за­но с исчез­но­ве­ни­ем в III в. осо­бых кор­по­ра­ций вете­ра­нов29, слив­ших­ся с про­чи­ми рим­ски­ми граж­да­на­ми.

Гораздо инте­рес­нее эво­лю­ция, кото­рую пре­тер­пел дру­гой эле­мент, вхо­див­ший в состав этих над­пи­сей, а имен­но bes­si, вме­сто кото­рых высту­па­ют laoi. Посколь­ку все над­пи­си про­ис­хо­дят из одно­го рай­о­на и состав­ле­ны по одной фор­му­ле, мож­но пред­по­ло­жить, что laoi — это преж­ние bes­si. То, что они во всех над­пи­сях отде­ле­ны от рим­ских граж­дан, ясно пока­зы­ва­ет, что они не полу­ча­ли прав граж­дан­ства по эдик­ту 212 г.

Бес­сы были фра­кий­ское пле­мя, поко­рен­ное в нача­ле I в. после ряда кро­во­про­лит­ных вос­ста­ний, послед­нее из кото­рых име­ло место при Тибе­рии. У них было отня­то зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще Дио­ни­са и пере­да­но с.86 пле­ме­ни скор­дис­ков; сами же бес­сы были рас­се­ле­ны по Мезии и вне ее (Дион Кас­сий LIV, 34). Они жили во мно­гих селах, где жили ино­гда так­же вете­ра­ны и рим­ские граж­дане; были и чисто бес­ские села30.

На таком же поло­же­нии, как бес­сы, жил и ряд дру­гих пле­мен Дунай­ских про­вин­ций — коти­ны, усди­це­ны31, аза­лы (aza­loi), бои и др. Они были на таком же поло­же­нии, как и афри­кан­ские gen­tes; име­ли свой ter­ri­to­rium или re­gio и управ­ля­лись началь­ни­ка­ми, боль­шей частью воен­ны­ми32.

Из той же мест­но­сти, где была най­де­на пер­вая из выше­при­веден­ных над­пи­сей, име­ет­ся над­пись Юлия Квад­ра­та33: lo­ci prin­ceps quin­quen­na­lis ter­ri­to­rii Ca­pi­da­ven­sis. Воен­ные сто­я­ли ино­гда и во гла­ве отдель­ных бес­ских сел. В одной из над­пи­сей вме­сто маги­ст­ра­тов упо­ми­на­ют­ся два цен­ту­ри­о­на34.

Мож­но пред­по­ло­жить, что эти пле­ме­на так­же не полу­чи­ли рим­ско­го граж­дан­ства по эдик­ту 212 г. В ряде позд­ней­ших над­пи­сей они ука­зы­ва­ют не свою город­скую роди­ну, что, по сло­вам Момм­зе­на, явля­ет­ся при­зна­ком рим­ско­го граж­дан­ства35, а свою этни­че­скую при­над­леж­ность — co­ti­ni, bes­si, us­di­cen­ses и т. п. — и какой-либо vi­cus в каче­стве места сво­его рож­де­ния.

В над­пи­сях сол­дат из Дунай­ских про­вин­ций, кото­рые очень мно­го­чис­лен­ны в III в., когда не толь­ко очень воз­рас­та­ет состав дунай­ско­го вой­ска, но и импе­ра­тор­ская гвар­дия (пре­то­ри­ан­цы и equi­tes sin­gu­la­res) ста­ла наби­рать­ся почти исклю­чи­тель­но из пан­нон­цев, дакий­цев, фра­кий­цев, обра­ща­ет на себя вни­ма­ние почти исклю­чи­тель­ное пре­об­ла­да­ние име­ни (no­men) Авре­ли­ев. Это были, веро­ят­но, лица, полу­чив­шие граж­дан­ство по эдик­ту Кара­кал­лы или при вступ­ле­нии в армию.

В горо­дах no­men Авре­ли­ев рас­про­стра­нен не так силь­но; хотя мно­гие горо­да полу­чи­ли пра­ва при Мар­ке Авре­лии, но там часто попа­да­ют­ся и име­на Фла­ви­ев, Уль­пи­ев и Эли­ев; веро­ят­но, они при­над­ле­жа­ли потом­кам вете­ра­нов, слу­жив­ших при соот­вет­ст­ву­ю­щих импе­ра­то­рах. Сре­ди вой­ска же III в. Авре­лии из горо­жан почти исклю­че­ние.

При этом надо учесть одно обсто­я­тель­ство.

Срав­ни­вая спис­ки сол­дат из раз­ных про­вин­ций, мы видим, что если в Егип­те даже с нача­ла II в., в Афри­ке со вре­ме­ни прав­ле­ния Адри­а­на все боль­шую и боль­шую их часть состав­ля­ют castren­ses, т. е. родив­ши­е­ся в лаге­ре сыно­вья сол­дат же, то на Дунае, даже в спис­ках сол­дат, состав­лен­ных при Сеп­ти­мии Севе­ре, castren­ses состав­ля­ют незна­чи­тель­ное мень­шин­ство, и, хотя судя по эпи­та­фи­ям на семей­ных гроб­ни­цах, сыно­вья вете­ра­нов и слу­жи­ли ино­гда, в свою оче­редь, в вой­ске, но все-таки на Дунае не было такой тен­ден­ции к созда­нию замкну­то­го воен­но­го сосло­вия, как в дру­гих про­вин­ци­ях. Вете­ран, ухо­дя в отстав­ку, полу­чал зем­лю в каком-нибудь селе, в армию наби­ра­лись дру­гие сель­ские жите­ли, как вид­но из того, что в каче­стве сво­ей роди­ны они часто ука­зы­ва­ют села.

Если пред­по­ло­жить, что часть сол­дат-Авре­ли­ев полу­чи­ли свое имя и рим­ское граж­дан­ство толь­ко в вой­ске, то это под­твер­жда­ет, что сель­ские жите­ли, при­над­ле­жав­шие к раз­лич­ным vi­ci, не все были вклю­че­ны в эдикт Кара­кал­лы.

с.87 Воз­вра­ща­юсь к выше­при­веден­ным над­пи­сям.

Оче­вид­но, что бес­сы, нахо­див­ши­е­ся на таком же поло­же­нии, как и дру­гие gen­tes, не полу­чи­ли рим­ско­го граж­дан­ства. Они, види­мо, так­же жили вне город­ско­го устрой­ства. В одной из над­пи­сей ука­за­но, что они были con­sis­ten­tes regione Si… vi­co Se­cun­di­no, т. е. село, в кото­ром они жили, вхо­ди­ло не в состав какой-либо город­ской общи­ны, а в состав re­gio, назы­вав­ше­го­ся, веро­ят­но, как и в дру­гих ана­ло­гич­ных слу­ча­ях, до име­ни пле­ме­ни. То, что bes­si, а затем laoi обо­зна­ча­ют­ся все вре­мя как con­sis­ten­tes, тоже под­твер­жда­ет, что они не име­ли ника­ко­го город­ско­го граж­дан­ства, так как этот тер­мин, как ука­зы­ва­ет Момм­зен, при­ме­нял­ся в про­ти­во­по­лож­ность к тер­ми­нам, обо­зна­чав­шим граж­дан­скую при­над­леж­ность36.

Инте­рес­но, что они начи­на­ют назы­вать­ся при­ня­тым в восточ­ных про­вин­ци­ях тер­ми­ном laoi.

Это, как мне кажет­ся, объ­яс­ня­ет­ся сле­дую­щим.

Доста­точ­но извест­на зна­чи­тель­ная роль, при­над­ле­жав­шая на Дунае пере­се­лен­цам с Восто­ка. К III в. эта роль, оче­вид­но, еще воз­рас­та­ет. Ана­ли­зи­руя воен­ные дипло­мы Дунай­ско­го вой­ска, мы видим, что уже ко вто­рой поло­вине II в. целый ряд частей auxi­lia был пере­веден с Восто­ка на Дунай, при­чем и в самом соста­ве вой­ска про­ис­хо­дит изме­не­ние в сто­ро­ну его ори­ен­та­ли­за­ции. В I в. почти все дипло­мы выда­ны на имя уро­жен­цев Дунай­ских про­вин­ций; во II в. на 11 дипло­мов, выдан­ных дунай­ским жите­лям, при­хо­дит­ся 6 дипло­мов на имя сол­дат, про­ис­хо­дя­щих с Восто­ка. Неко­то­рые части во все вре­мя сво­его пре­бы­ва­ния на Дунае про­дол­жа­ли ком­плек­то­вать­ся из уро­жен­цев восточ­ных про­вин­ций, напри­мер, nu­me­ri Pal­my­re­no­rum или наи­бо­лее извест­ная по над­пи­сям когор­та He­me­se­no­rum, состо­яв­шая из сирий­цев, сохра­нив­ших свои име­на и куль­ты.

Вете­ра­ны этих частей полу­ча­ли зем­ли в дунай­ских селах, при­но­си­ли туда свои обы­чаи и свою соци­аль­ную тер­ми­но­ло­гию. Что это пред­по­ло­же­ние вполне зако­но­мер­но для рай­о­на, из кото­ро­го про­ис­хо­дит боль­шин­ство наших над­пи­сей, под­твер­жда­ет­ся най­ден­ной там же над­пи­сью ряда лиц, назы­ваю­щих себя рим­ски­ми граж­да­на­ми и про­ис­хо­дя­щи­ми из Тиа­ны, Нико­медии, Гала­тии, Вифи­нии и Кап­па­до­кии37. Судя по их име­нам, сре­ди кото­рых встре­ча­ют­ся Элии и Авре­лии, эта над­пись отно­сит­ся к кон­цу II и нача­лу III вв., т. е. как раз ко вре­ме­ни появ­ле­ния на наших над­пи­сях тер­ми­на laoi. Оче­вид­но, эти рим­ские граж­дане были вете­ра­ны или про­сто коло­ни­сты, полу­чив­шие зем­лю на терри­то­рии мест­ных пле­мен и осмыс­лив­шие юриди­че­ское поло­же­ние послед­них зна­ко­мым им тер­ми­ном laoi.

По-види­мо­му, бес­сы, побеж­ден­ные после вос­ста­ния, счи­та­лись деди­ти­ци­я­ми и не полу­чи­ли граж­дан­ства. Конеч­но, рим­ское граж­дан­ство не было для них закры­то. Они в боль­шом коли­че­стве слу­жи­ли во фло­те, в auxi­lia, в III в. в пре­то­ри­ан­ских когор­тах и, в каче­стве вете­ра­нов, полу­ча­ли пра­ва рим­ско­го граж­дан­ства.

С дру­гой сто­ро­ны, бес­сы ни в коем слу­чае не оправ­ды­ва­ют пред­по­ло­же­ния тех иссле­до­ва­те­лей, кото­рые видят в de­di­ti­cii не полу­чив­шие рим­ско­го граж­дан­ства вар­вар­ские пле­ме­на или отдель­ных вар­ва­ров, пере­шед­ших недав­но на сто­ро­ну Рима. На рим­ских зем­лях бес­сы жили несколь­ко веков, как и дру­гие gen­tes Дунай­ских про­вин­ций, как brit­to­nes на Рейне и дру­гие жите­ли при­рейн­ских vi­ci.

Под­во­дя итог все­му выше­из­ло­жен­но­му, мож­но ска­зать сле­дую­щее.

Как пока­зал гис­сен­ский папи­рус, в эдик­те Кара­кал­лы сде­ла­но изъ­я­тие для de­di­ti­cii. Мы не зна­ем, как кон­крет­но при­ме­нял­ся эдикт на прак­ти­ке. с.88 Тезис Момм­зе­на, что под дей­ст­вие эдик­та Кара­кал­лы не под­па­ли те, кто не были граж­да­на­ми город­ских общин, а были жите­ля­ми vi­ci раз­лич­ных re­gio­nes, ока­зал­ся невер­ным; доку­мен­ты, при­вле­чен­ные Бикер­ма­ном, и неко­то­рые дру­гие папи­ру­сы пока­за­ли, что во вся­ком слу­чае сель­ское насе­ле­ние Егип­та, не при­над­ле­жав­шее к город­ско­му граж­дан­ству, полу­чи­ло рим­ское граж­дан­ство. Но отне­се­ние той или иной кате­го­рии насе­ле­ния к de­di­ti­cii опре­де­ля­лось, надо пола­гать, несо­хра­нив­ши­ми­ся спе­ци­аль­ны­ми инструк­ци­я­ми импе­ра­то­ра или усмот­ре­ни­ем упра­ви­те­ля про­вин­ции. На окра­и­нах импе­рии, засе­лен­ных вар­вар­ски­ми пле­ме­на­ми, сохра­нив­ши­ми свою пле­мен­ную орга­ни­за­цию (gen­ti­les), мог­ли еще рас­смат­ри­вать насе­ле­ние vi­ci как вар­ва­ров и de­di­ti­cii, а ино­гда по тем или иным поли­ти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям не торо­пить­ся вве­сти в дей­ст­вие эдикт Кара­кал­лы. Судя по при­веден­ным над­пи­сям, сель­ское насе­ле­ние Рейн­ских и Дунай­ских обла­стей про­дол­жа­ет еще в тече­ние несколь­ких деся­ти­ле­тий полу­чать рим­ское граж­дан­ство за воен­ную служ­бу. Дипло­мы III в. пред­на­зна­че­ны для equi­tes sin­gu­la­res, кото­рым дает­ся рим­ское граж­дан­ство, и для пре­то­ри­ан­цев, кото­рым дает­ся ius con­nu­bii с жен­щи­на­ми пере­грин­ско­го пра­ва. И те, и дру­гие, вхо­див­шие в состав импе­ра­тор­ской гвар­дии, наби­ра­лись в III в. почти исклю­чи­тель­но из жите­лей Дунай­ских про­вин­ций.

Воз­мож­но, что исклю­че­ние, сде­лан­ное из эдик­та Кара­кал­лы и затра­ги­вав­шее глав­ным обра­зом те обла­сти, кото­рые достав­ля­ли наи­боль­шее чис­ло сол­дат, име­ло целью сохра­нить неко­то­рую при­тя­га­тель­ную силу за воен­ной служ­бой, давав­шей рим­ское граж­дан­ство.

Прав­да, к это­му вре­ме­ни оно уже утра­ти­ло свое былое зна­че­ние, но в этих мест­но­стях, может быть, еще сохра­ни­ло неко­то­рую при­вле­ка­тель­ность. Мы видим, что почти исчез­нув­шее в III в. почет­ное наиме­но­ва­ние вспо­мо­га­тель­ных частей ci­vium Ro­ma­no­rum еще сохра­ня­ет­ся кое-где на Дунае и на Рейне. Сле­до­ва­тель­но, сре­ди сель­ско­го насе­ле­ния, не под­пав­ше­го под дей­ст­вие эдик­та Кара­кал­лы, полу­че­ние рим­ско­го граж­дан­ства мог­ло еще быть извест­ным сти­му­лом.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.81
  • 1[1]A. Rie­se, Das Rhei­ni­sche Ger­ma­nien in den an­ti­ken Inschrif­ten, 1914, № 2126.
  • 2[2]Там же, № 2125.
  • с.82
  • 3[1]Е. Kor­ne­mann, De ci­vi­bus ro­ma­nis in pro­vin­ciis im­pe­rii con­sis­ten­ti­bus, Ber­lin, 1891, стр. 27.
  • 4[2]Rie­se, 237.
  • 5[3]Там же, 1176.
  • 6[4]ILS, 2334.
  • 7[5]Rie­se, 2130, 2134, 2132, 2138, 1176, 3119, 2185, 2525, 1787.
  • 8[6]Там же, 2131, 2304.
  • 9[7]Там же, 2220, 2525, 2685.
  • с.83
  • 10[1]Th. Mom­msen, Ge­sam­mel­te Schrif­ten, B. V, стр. 150.
  • 11[2]Cag­nat, № 9.
  • 12[3]Mom­msen, Ges. Schrift., VI, стр. 157.
  • 13[4]Rie­se, 2227.
  • 14[5]Там же, 1748.
  • 15[6]AÉp, 1901, № 75.
  • 16[7]Там же, 1909, № 135.
  • с.84
  • 17[1]Rie­se, 1749.
  • 18[2]Ges. Schrift., VI, 168.
  • 19[3]Ges. Schrift., VI, 108.
  • 20[4]AÉp, 1937, № 12.
  • 21[5]ILS, 2006.
  • 22[6]AÉp, 1916, № 124.
  • 23[7]ILS, 2471.
  • с.85
  • 24[1]См. F. Cra­mer, Rö­mi­sch-ger­ma­ni­sche Stu­dien, 1924, стр. 42.
  • 25[2]AÉp, 1901, № 45.
  • 26[3]Там же, 1924, № 142.
  • 27[4]Там же, №№ 143—147.
  • 28[5]Там же, № 148; 1927, №№ 62, 64; 1934, № 166.
  • 29[6]Mom­msen, Ges. Schrift., VI, стр. 198.
  • с.86
  • 30[1]V. Par­van, Mi­ni­ci­pium Aure­lium Du­ros­to­rum, «Ri­vis­ta di Fi­lo­lo­gia». 1924, № 3, стр. 308; G. G. Ma­tees­ku, «I tra­ci nel­le epig­ra­fi di Rom», «Ep­he­me­ris Da­co­ro­ma­na», 1923, стр. 160.
  • 31[2]Ma­tees­ku, op. cit. стр. 43.
  • 32[3]См. напр. над­пи­си: AÉp, 1901, № 42; 1910, №№ 100, 101, 216; 1911 № 16; ILS 2737; CIL, III, 7633, 8046 и ком­мен­та­рии к ним.
  • 33[4]AÉp, 1901, № 44.
  • 34[5]Ibid., 1901, № 61; ILS 2411.
  • 35[6]Ges. Schr., B. VI, стр. 43.
  • с.87
  • 36[1]Mom­msen, Ges. Schr., B. VI, стр. 156—158.
  • 37[2]GIL, III, 7532.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1527353994 1527545809 1527854735