Ральф Шарф

Родственницы императорского дома Феодосия: дополнение к PLRE

Ralf Scharf. Verwandte des theodosianischen Kaiserhauses: ein Nachtrag zur PLRE // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, Bd. 47, H. 4, 1998, S. 495—499.
© 2018 г. Перевод с нем. В. Г. Изосина.

с.495 Со вре­ме­ни выхо­да PLRE ста­ли извест­ны допол­ни­тель­ные подроб­но­сти о дина­стии Фео­до­сия. Речь идёт о четы­рёх род­ст­вен­ни­цах, отно­си­тель­но мы хоте­ли бы вне­сти сле­дую­щие заме­ча­ния.

1. Син­гледия

В IX веке равенн­ский епи­скоп Агнелл[1] сооб­ща­ет о род­ст­вен­ни­це импе­ра­три­цы Гал­лы Пла­ци­дии сле­дую­щее1:

In­te­rea cum il­lo in tem­po­re ma­ter Va­len­ti­nia­ni, augus­ta Gal­la Pla­ci­dia, eccle­siam sanctae cru­cis re­dentri­cis nostrae aedi­fi­ca­ret, nep­ta ip­sius no­mi­ne Single­dia noc­te qua­dam per vi­sum am­mo­ni­ta, cui as­ti­tit vir in can­di­dis ves­ti­men­tis…[2]

Соглас­но Ф. В. Дайх­ма­ну, сооб­ще­ние об осно­ва­нии церк­ви Сан­та-Кро­че про­ник­ну­то рядом леген­дар­ных черт, ста­вя­щих под сомне­ние саму исто­рию. Тем не менее, он всё же твёр­до при­дер­жи­ва­ет­ся дати­ров­ки стро­и­тель­ства пер­вой поло­ви­ной V века2. Это име­ет решаю­щее зна­че­ние для суще­ст­во­ва­ния и лич­ных дан­ных самой Син­гледии, так как, за исклю­че­ни­ем сооб­ще­ния Агнел­ла, мы ниче­го не нахо­дим о ней в источ­ни­ках. Освальд Холь­дер-Эггер, изда­тель Агнел­ла, счи­та­ет Син­гледию род­ст­вен­ни­цей Кон­стан­ция III, дру­гие отож­дествля­ют её с Суни­гиль­дой, женой Одо­ак­ра3. Если мы верим леген­де об осно­ва­нии, послед­нее мало­ве­ро­ят­но, ведь Син­гледия умер­ла рань­ше импе­ра­три­цы Гал­лы Пла­ци­дии, то есть до 450 года н. э.

Агнелл назы­ва­ет Син­гледию nep­ta Гал­лы Пла­ци­дии. Хотя это может иметь зна­че­ние «внуч­ка», но, пожа­луй, nep­ta ско­рее долж­но пони­мать­ся как «пле­мян­ни­ца». Гене­а­ло­ги­че­ское дре­во Гал­лы Пла­ци­дии и име­но­ва­ние в её семье слиш­ком хоро­шо изу­че­ны, чтобы при­ни­мать во вни­ма­ние внуч­ку с таким име­нем4. Таким обра­зом, если речь идёт о том, что Син­гледия на самом деле пле­мян­ни­ца, то сле­ду­ет задать­ся вопро­сом, с кем из её бра­тьев и сестёр или же её двух мужей, соот­вет­ст­вен­но, Ата­уль­фом либо Кон­стан­ци­ем III, она может быть соот­не­се­на, посколь­ку употреб­ле­ние nep­tis/nep­ta не огра­ни­чи­ва­ет­ся кров­ны­ми род­ст­вен­ни­ка­ми. Потом­ки бра­тьев и сестёр Гал­лы Пла­ци­дии, с.496 одна­ко, извест­ны. Да и само по себе имя уже гово­рит про­тив кров­ной при­над­леж­но­сти к дина­стии Вален­ти­ни­а­наФео­до­сия. Оста­ют­ся лишь семьи Кон­стан­ция III или Ата­уль­фа.

Нам не извест­ны бра­тья или сёст­ры Кон­стан­ция, но это, конеч­но, отнюдь не исклю­ча­ет род­ства. В дру­гой руко­пи­си имя Single­dia пред­ста­ёт как Syngle­dia и может быть свя­за­но с рим­ски­ми име­на­ми Syncle­tius/Syncle­tia или Syncle­ti­cus/Syncle­ti­ca5. Но воз­мож­но и гер­ман­ское про­ис­хож­де­ние Син­гледии из семьи Ата­уль­фа. Как уже отме­ча­лось, имя SINGLE­DIA, в основ­ном бла­го­да­ря иден­тич­но­му соста­ву соглас­ных, очень похо­же на имя жены Одо­ак­ра SU­NI­GIL­DA. Нель­зя, к сожа­ле­нию, ска­зать како­ва была этни­че­ская при­над­леж­ность Суни­гиль­ды. Зато сокра­щён­ная фор­ма име­ни, SU­NIL­DA, извест­на как имя жены гот­ско­го коро­ля Эрма­на­ри­ха6. Она про­ис­хо­ди­ла их гот­ско­го пле­ме­ни росо­мо­нов7. Если Single­dia не явля­ет­ся вари­ан­том Su­ni­gil­da, то ещё один при­знак ука­зы­ва­ет на гот­ское про­ис­хож­де­ние. Гре­че­ский исто­рио­граф Олим­пи­о­дор Фиван­ский пере­да­ёт имя гот­ско­го вождя, кото­ро­го зовут Singge­richos, бра­та росо­мо­на Сара. Син­ге­рих недол­гое вре­мя был коро­лём вест­готов после смер­ти Ата­уль­фа8.

Ата­ульф на смерт­ном одре про­сил сво­его бра­та, имя кото­ро­го нам не извест­но, отпра­вить Гал­лу Пла­ци­дию к рим­ля­нам. Оче­вид­но, Ата­ульф рас­смат­ри­вал сво­его бра­та в каче­стве пре­ем­ни­ка. Что про­изо­шло с этим бра­том — нам неиз­вест­но. Дети Ата­уль­фа от пер­во­го бра­ка были уби­ты после при­хо­да Син­ге­ри­ха к вла­сти9. с.497 До это­го они нахо­ди­лись на попе­че­нии епи­ско­па Сиге­са­ра. Его имя пред­по­ла­га­ет род­ство с росо­мо­на­ми, как Сар или Син­ге­рих/Сеге­рих. Посколь­ку про­ис­хож­де­ние Ата­уль­фа неиз­вест­но — он вошёл в род Бал­тов толь­ко посред­ст­вом бра­ка — вполне мож­но пред­по­ло­жить, что он состо­ял в род­ст­вен­ных отно­ше­ни­ях с росо­мо­на­ми. Но так­же воз­мож­но, что его брат был женат на росо­мон­ке и Син­гледия про­ис­хо­ди­ла от это­го бра­ка. Это объ­яс­ня­ет, поче­му Син­гледия, во-пер­вых, пере­жи­ла убий­ства 415 года и, во-вто­рых, носи­ла росо­мон­ское имя.

2. Элпидия

Олим­пи­о­дор упо­ми­на­ет некую Элпидию, кор­ми­ли­цу или нянь­ку импе­ра­три­цы Гал­лы Пла­ци­дии, когда сооб­ща­ет о рас­прях меж­ду Пла­ци­ди­ей и её свод­ным бра­том, запад­но-рим­ским импе­ра­то­ром Гоно­ри­ем. Она ока­зы­ва­ла боль­шое вли­я­ние на свою быв­шую вос­пи­тан­ни­цу и, не колеб­лясь, исполь­зо­ва­ла его для раз­жи­га­ния раздо­ров меж­ду свод­ны­ми бра­том и сест­рой10. С тех пор об этом лице боль­ше ниче­го не было извест­но. Похо­же, одна­ко, что эту Элпидию мож­но свя­зать с Элпиди­ем, род­ст­вен­ни­ком Фео­до­сия I. Элпидий был языч­ни­ком, родом из Испа­нии, и в 386/387 гг. дол­жен был женить­ся на Олим­пиа­де, бога­той моло­дой вдо­ве с восто­ка импе­рии. Олим­пи­а­да, одна­ко, отверг­ла это тре­бо­ва­ние импе­ра­то­ра11. Воз­мож­но, что его язы­че­ство послу­жи­ло для бла­го­че­сти­вой Олим­пи­а­ды желан­ным пре­пят­ст­ви­ем для вто­ро­го бра­ка. Воз­мож­но, отверг­ну­то­го жени­ха сле­ду­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать с одно­имён­ным испан­ским земле­вла­дель­цем, быв­шим в 396 году кон­су­ля­ром Кам­па­нии, а в 402 — про­кон­су­лом Афри­ки12. Веро­ят­но, во вре­мя кам­па­нии про­тив Маг­на Мак­си­ма он вме­сте с импе­ра­то­ром Фео­до­си­ем вер­нул­ся на запад, а в 389/390 гг. он уже про­дал из Ита­лии испан­ское поме­стье13. В кон­це 392 года он был при­гла­шён Вири­ем Нико­ма­хом Фла­виа­ном на тор­же­ства по пово­ду его кон­суль­ства, ста­ло быть, он остал­ся на запа­де после смер­ти импе­ра­то­ра Вален­ти­ни­а­на II и нача­ла прав­ле­ния Евге­ния. Посколь­ку он достиг намест­ни­че­ства лишь в середине 90-х, долж­но быть, он был ещё отно­си­тель­но молод. Элпидия, как кор­ми­ли­ца Гал­лы Пла­ци­дии, едва ли мог­ла быть его доче­рью, ско­рее, она была его сест­рой14.

с.498

3. Тер­ман­ция и Абун­дан­ция

В сво­ей рабо­те о хри­сти­ан­ских над­пи­сях Македо­нии Дени Фейс­сель опуб­ли­ко­вал сле­дую­щую погре­баль­ную над­пись из Берои15:

Me­mo­ria duarum puella-
rum virginum Ro­me-
um Abundan­tiae
et Ter­man­tiae

В ком­мен­та­рии к над­пи­си Фейс­сель спра­вед­ли­во отме­тил, что имя Тер­ман­ция очень ред­ко и в дей­ст­ви­тель­но­сти извест­но толь­ко у чле­нов импе­ра­тор­ско­го дома Фео­до­сия16. Как носи­те­лей име­ни здесь наряду с мате­рью импе­ра­то­ра Фео­до­сия I и женой воен­но­го маги­ст­ра Фла­вия Фео­до­сия сле­ду­ет упо­мя­нуть одно­имён­ную пле­мян­ни­цу Фео­до­сия I и дочь Сти­ли­хо­на и Сере­ны. Мать импе­ра­то­ра умер­ла в 389/391 гг., так что она не может рас­смат­ри­вать­ся для иден­ти­фи­ка­ции с над­пи­сью, упо­ми­наю­щей Тер­ман­цию17. Её внуч­ка Тер­ман­ция была доче­рью Гоно­рия, стар­ше­го бра­та Фео­до­сия I и Марии. После смер­ти отца она, как и её млад­шая сест­ра Сере­на, пере­шла под опе­ку сво­его цар­ст­вен­но­го дяди. Поз­же она вышла замуж за высо­ко­по­став­лен­но­го офи­це­ра18. Кто был этим высо­ко­по­став­лен­ным офи­це­ром, кажет­ся, не уда­лось выяс­нить до сих пор. Рим­ский поэт Клав­ди­ан назы­ва­ет его dux, но обо­зна­че­ние dux пони­ма­ет­ся не как тех­ни­че­ской тер­мин, а име­ет лишь общее зна­че­ние «высо­ко­по­став­лен­ный офи­цер» и, таким обра­зом, может варьи­ро­вать­ся от обыч­но­го dux до ma­gis­ter mi­li­tum19. Третья Тер­ман­ция, Эми­лия Матер­на Тер­ман­ция, была млад­шей доче­рью Сти­ли­хо­на и Сере­ны. В 408 году она вышла замуж за запад­но-рим­ско­го импе­ра­то­ра Гоно­рия, но ещё в том же году, после паде­ния сво­его отца, раз­ве­лась с мужем. Она умер­ла в 415 году20.

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, что в нашей македон­ской над­пи­си ред­кое имя Тер­ман­ция соче­та­ет­ся с име­нем Абун­дан­ция и что одно­го из вид­ных гене­ра­лов импе­ра­то­ра Фео­до­сия зва­ли как раз Фла­вий Абун­дан­ций21. Сна­ча­ла он слу­жил с.499 при импе­ра­то­ре Гра­ци­ане, а затем был назна­чен Фео­до­си­ем ma­gis­ter mi­li­tum. Вме­сте с импе­ра­то­ром он в 393 году зани­мал орди­нар­ное кон­суль­ство. Поче­му Абун­дан­ций полу­чил это кон­суль­ство, не вполне ясно. Это не мог­ло быть воз­на­граж­де­ни­ем за уча­стие в кам­па­нии про­тив запад­но­го узур­па­то­ра Маг­на Мак­си­ма в 388 году, так как Абун­дан­ций тогда ещё не состо­ял в ран­ге воен­но­го маги­ст­ра, а заслу­жен­ные гене­ра­лы Про­мот и Тима­зий уже в 389 году полу­чи­ли кон­суль­ство за свои заслу­ги. Так­же нет ника­ких ука­за­ний на то, что Абун­дан­ций вооб­ще при­ни­мал уча­стие в этом похо­де. В 396 году он стал жерт­вой интриг тогдаш­не­го prae­po­si­tus sac­ri cu­bi­cu­li Евтро­пия, поте­рял свою долж­ность и был вынуж­ден отпра­вить­ся в ссыл­ку.

На осно­ва­нии при­ведён­ных сведе­ний о назван­ных лицах и их судь­бах мы хоте­ли бы пред­по­ло­жить, что упо­мя­ну­тую в над­пи­си Тер­ман­цию сле­ду­ет отож­дествлять с одной из одно­имён­ных жен­щин из импе­ра­тор­ско­го дома. Как мать импе­ра­то­ра, так и дочь Сти­ли­хо­на исклю­ча­ют­ся по изло­жен­ным выше при­чи­нам. Но очень мно­гое гово­рит за Тер­ман­цию «сред­не­го» поко­ле­ния. Будучи сест­рой Сере­ны, она, как и та, вышла замуж за высо­ко­по­став­лен­но­го офи­це­ра. Им мог быть воен­ный магистр Абун­дан­ций. Наряду с упо­ми­на­ни­ем на латин­ском над­гро­бии из Македо­нии Абун­дан­ции, кото­рая в таком слу­чае явля­лась, веро­ят­но, доче­рью пары, ука­за­ни­ем на это может быть «неза­слу­жен­ное» кон­суль­ство Абун­дан­ция 393 года. Воз­мож­но, в этом направ­ле­нии сле­ду­ет тол­ко­вать и его паде­ние в 396 году. Ведь он, в кон­це кон­цов, был так же бли­зок к ново­му восточ­но­му импе­ра­то­ру Арка­дию, как его зять Сти­ли­хон из-за бра­ка с Сере­ной — к запад­но­му импе­ра­то­ру Гоно­рию, за кото­ро­го он вёл пра­ви­тель­ст­вен­ные дела. Во вре­мя похо­да Фео­до­сия про­тии Евге­ния Абун­дан­ций мог оста­вать­ся при Арка­дии в Кон­стан­ти­но­по­ле. Подоб­ную кон­ку­рен­цию рядом с собой не мог тер­петь Евтро­пий, как новый силь­ный чело­век после того, как он выдал за Арка­дия дочь покой­но­го гене­ра­ла Бав­то­на. Нель­зя ска­зать, что ста­лось с семьёй Абун­дан­ция. Две жен­щи­ны, извест­ные из македон­ской над­пи­си, мог­ли быть дочерь­ми Абун­дан­ция и Тер­ман­ции. Обо­зна­че­ние puel­la vir­go ука­зы­ва­ет на то, что ко вре­ме­ни смер­ти они, хотя и достиг­ли брач­но­го воз­рас­та, не были заму­жем22. Это мог­ло быть свя­за­но с паде­ни­ем их отца. Вполне оче­вид­но, что в дина­стии Фео­до­сия стре­ми­лись по воз­мож­но­сти не выда­вать род­ст­вен­ниц из кон­ку­ри­ру­ю­щих вет­вей замуж вне дина­стии. Таким обра­зом оста­лись неза­муж­ни­ми доче­ри Вален­ти­ни­а­на I, Юста и Гра­та, так же, как и доче­ри его бра­та Вален­та, Ана­ста­сия и Каро­за. Со вре­ме­ни прав­ле­ния импе­ра­то­ра Фео­до­сия II семья ста­ла ещё более закры­той вовне, так что теперь даже сёст­ры и доче­ри цар­ст­ву­ю­ще­го госуда­ря дава­ли обет без­бра­чия, что про­яви­лось на при­ме­ре Арка­дии, Фла­цил­лы, Мари­ны, Пульхе­рии и Гоно­рии23.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ag­nel­lus, Lib. Pont. Eccl. Rav. 41.
  • 2F. W. Deich­mann, Ra­ven­na. Hauptstadt des spä­tan­ti­ken Abendlan­des II 1, Wies­ba­den 1974, 52.
  • 3O. Hol­der-Eg­ger, в: MGH Scr. rer. Lang. et Ital. saec. VI—IX (1878), 305 Anm. 5; Su­ni­gil­da: Deich­mann (см. Anm. 2), II 2, 375; см. так­же W. Lack­ner, Über­se­he­ne Nach­rich­ten zur Kir­chen­po­li­tik Hu­ne­richs und Odoa­kars im Sy­na­xa­rium Eccle­siae Con­stan­ti­no­po­li­ta­nae, His­to­ria 21, 1972, 762—764, с имен­ной фор­мой Su­nil­dis.
  • 4См. PLRE II Single­dia со стем­ма­ми 1—3; R. Etien­ne, La dé­mo­gra­phie des fa­mil­les im­pé­ria­les et sé­na­to­ria­les au IVe sièc­le ap. J. C., в: Transfor­ma­tion et conflits au IVe sièc­le ap. J.-C., Bonn 1978, 133 ff. с табл. II; St. Krautschick, Die Fa­mi­lie der Kö­ni­ge in Spä­tan­ti­ke- und Früh­mit­te­lal­ter, в: E. K. Chry­sos u. A. Schwarcz (Hrsg.), Das Reich und die Bar­ba­ren, Wien-Köln 1989, 114—115.
  • 5О Син­кле­тии: PLRE I Syncle­tius 1—2; о Син­кле­ти­ке: CIL VI 12019. Извест­на про­ис­хо­дя­щая из знат­ной семьи Син­кле­ти­ка из Рима в середине V века. Вряд ли, одна­ко, она отож­дествля­ет­ся с Син­гледи­ей, но, воз­мож­но, отно­сит­ся к семье Бети­ци­ев Аспа­ци­ев, см. PLRE I Per­pe­tuus; PLRE II Per­pe­tua.
  • 6Ior­da­nes, Ge­ti­ca 91; PLRE I Su­nil­da; PLRE II Su­ni­gil­da; M. Schön­feld, Wör­ter­buch der altger­ma­ni­schen Per­so­nen- und Völ­ker­na­men, Hei­del­berg 1911, 218. Дру­гие носи­те­ли род­ст­вен­ных имён: Sun­hi­va­dus, ост­гот­ский vir spec­ta­bi­lis в 507/511 гг., Su­nie­ri­cus, вест­гот­ский вое­на­чаль­ник в 459/460 гг., и Sun­ne­gi­sel, co­mes sta­bu­li Хиль­де­бер­та II в 589 г., см. PLRE II Sun­hi­va­dus, PLRE II Su­nie­ri­cus, PLRE III Sun­ne­gi­se­lus. Все эти име­на обра­зо­ва­ны от гот­ско­го сло­ва sunja/sunjis = исти­на/прав­ди­вый, см. Schön­feld 218.
  • 7О росо­мо­нах: T. M. An­dersson, Cas­sio­do­rus and the Gothic Le­gend of Er­ma­na­ric, Eupho­rion 57, 1963, 41 ff.; L. Vára­dy, Das letzte Jahrhun­dert Pan­no­niens 376—476, Amster­dam 1969, 213 f.; H. Castri­tius, Na­men­kundli­che Ar­gu­men­ta­tion am Beis­piel der Ama­ler­sip­pe, BN 20, 1985, 259 ff.; H. Beck, Er­ma­na­rich, RGA 7 (1989), 510—515; P. Hea­ther, Cas­sio­do­rus and the Ri­se of the Amals: Ge­nea­lo­gy and the Goths un­der Hun Do­mi­na­tion, JRS 79, 1989, 112—113; R. Scharf, Be­mer­kun­gen zur Ama­ler­ge­nea­lo­gie des Cas­sio­dor, Klio 73, 1991, 612—632; H. Wolfram, Die Go­ten, Mün­chen 1990, 172; L. A. Gar­cia Mo­re­no, Gothic Sur­vi­vals in the Vi­si­gothic Kingdoms of Tou­lou­se and To­le­do, Fran­cia 21, 1994, 6—8.
  • 8Olym­pio­dor, fr. 26 (FHG IV) = 26 (Block­ley); Oro­sius 7, 43, 9, и Ior­da­nes, Ge­ti­ca 163, назы­ва­ют его Se­ge­ri­cus; Schön­feld 206, 208; PLRE II Se­ge­ri­cus. Похо­жее имя носит сын бур­гунд­ско­го коро­ля Сигиз­мун­да, Si­gi­ri­cus, см. PLRE II Si­gi­ri­cus.
  • 9Olym­pio­dor, fr. 26 (FHG IV) = 26 (Block­ley); O. Seeck, Athaul­fus, RE II 2 (1896), 1939—1941; R. Wenskus, Bal­then, RGA 2 (1976), 13—14; L. Schmidt, Die Ostger­ma­nen, Mün­chen 1940, 459; M. Mayer, El ase­si­no de Ataul­fo, в: Hu­ma­ni­tas in ho­no­rem A. Fon­tan, Mad­rid 1992, 297—302.
  • 10Olym­pio­dor, fr. 40 (FHG IV) = 38 (Block­ley); PLRE II Hel­pi­dia.
  • 11PLRE I Hel­pi­dius 9; Olym­pias 2; O. Seeck, Hel­pi­dius 7, RE VIII 1 (1912), 208; K. F. Stro­he­ker, Spa­ni­sche Se­na­to­ren der spät­rö­mi­schen und westgo­ti­schen Zeit, в: Id., Ger­ma­nen­tum und Spä­tan­ti­ke, Zü­rich-Stuttgart 1965, 64; J. F. Mat­thews, Wes­tern Aris­toc­ra­cies and Im­pe­rial Court. A. D. 364—425, Ox­ford 1975, 110.
  • 12Иден­ти­фи­ка­ция: A. Chas­tag­nol, Les Es­pag­nols dans l’aris­toc­ra­tie gou­ver­ne­men­ta­le à l’épo­que de Théo­do­se, в: Les Em­pe­reurs ro­mains d’Es­pag­ne, Pa­ris 1965, 289; J. P. Cal­lu (Hrsg.), Sym­ma­que. Lettres I, Pa­ris 1972, 208; ср. PLRE II, Hel­pi­dius 1; O. Seeck, Hel­pi­dius 8, RE VIII 1 (1912), 208, в свою оче­редь иден­ти­фи­ци­ру­ет с про­кон­су­лом Элпидия, упо­мя­ну­то­го в рим­ской город­ской над­пи­си CIL XV 7190; см. о нём PLRE I Hel­pi­dius 10; Mat­thews, Aris­toc­ra­cies (см. прим. 11), 110. Вопрос о том, был ли Элпидий род­ст­вен­ни­ком одно­имён­но­го испан­ско­го рито­ра и после­до­ва­те­ля Прис­цил­ли­а­на, осуж­ден­но­го в 380 году на собо­ре в Сара­го­се, оста­ёт­ся откры­тым.
  • 13Symm., ep. II 87.
  • 14Дата рож­де­ния Гал­лы Пла­ци­дии явля­ет­ся спор­ной. Пер­вым ребён­ком Гал­лы и Фео­до­сия I был, веро­ят­но, Гра­ци­ан, появив­ший­ся на свет в кон­це 388 или в нача­ле 389 года, см. St. Re­be­nich, Gra­tian, a Son of Theo­do­sius, and the Birth of Gal­la Pla­ci­dia, His­to­ria 34, 1985, 372—385; Id., Gra­tia­nus re­di­vi­vus, His­to­ria 38, 1989, 376—379. Фео­до­сий вер­нул­ся с запа­да толь­ко в нояб­ре 391 года, так что сле­дую­щий ребё­нок мог родить­ся не рань­ше июля/авгу­ста 392 года. Нель­зя ска­зать, был ли то принц Иоанн или Гал­ла Пла­ци­дия. Во вся­ком слу­чае, импе­ра­три­ца Гал­ла умер­ла во вре­мя родом при рож­де­нии сво­его третье­го ребён­ка в апре­ле 394 года. Соот­вет­ст­вен­но, Элпидия мог­ла быть назна­че­на импе­ра­тор­ской кор­ми­ли­цей либо в 392/393 гг., ещё до отбы­тия Фео­до­сия I на запад, либо после при­бы­тия импе­ра­тор­ских детей на запад в кон­це 394 года, см. S. I. Oost, Gal­la Pla­ci­dia Augus­ta, Chi­ca­go 1968, 60.
  • 15D. Feis­sel, Re­cueil des Inscrip­tions chré­tien­nes de Ma­cé­doi­ne du IIIe au VIe sièc­le, Pa­ris 1983, 76—77 Nr. 74 m. Taf. XVI.
  • 16Впро­чем, некий Ther­man­tius v. s. (vir spec­ta­bi­lis) удо­сто­ве­рен в 553 году в Равен­не, см. PLRE III Ther­man­tius.
  • 17PLRE I Ther­man­tia 1; ср. W. Ensslin, Ther­man­tia 1, RE V A 2 (1934), 2390. Соглас­но Энс­ли­ну, она не мать, а бабуш­ка импе­ра­то­ра.
  • 18PLRE I Ther­man­tia 1; W. Ensslin, Ther­man­tia 2, RE V A 2 (1934), 2390.
  • 19Clau­dia­nus, Laus Se­re­nae 186 f.; PLRE I Ano­ny­mus 73; H. Sze­lest, Klau­dians “Laus Se­re­nae”, Eos 65, 1977, 257—263.
  • 20PLRE II Ther­man­tia; W. Ensslin, Ther­man­tia 3, RE V A 2 (1934), 2390—2391.
  • 21PLRE I Abun­dan­tius; A. De­mandt, ma­gis­ter mi­li­tum, RE Suppl. XII (1970), 717.
  • 22См. три при­ме­ра с сооб­ще­ни­я­ми о рим­ских puel­lae: ILCV 4022 B: Ze­nua­ria, bir­go puel­la, que / vi­xit an­nos XVIIII, mes. duo, d. XXVII, or. IIII; ILCV 2702: me­ren­ti pa­ren­tes fe­ce­runt / Leo­par­de­ti puel­le vir­gi­ni, / que vi­xit anis XVII / e dies II in pa­ce; ILCV 1468: prie Iun. pau­sa/-bet Prae­tio­sa / an­no­rum pul­la / vir­co XII tan­tum / an­cil­la dei et Xri / Fl. Vin­cen­tio et / Fla­vio v. c. con­ss.
  • 23См. PLRE I Anas­ta­sia 2, Ca­ro­sa, Gra­ta, Ius­ta 1; PLRE II Ar­ca­dia 1, Fla­cil­la 1, Ho­no­ria, Ma­ri­na 1, Pul­che­ria.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]Соста­ви­тель Li­ber pon­ti­fi­ca­lis eccle­siae Ra­ven­na­tis Андрей Агнелл был не епи­ско­пом, а пре­сви­те­ром.
  • [2]Меж­ду тем, в то вре­мя, когда мать Вален­ти­ни­а­на, авгу­ста Гал­ла Пла­ци­дия стро­и­ла цер­ковь Свя­то­го Кре­ста, иску­пи­те­ля наше­го, её пле­мян­ни­ца по име­ни Син­гледия одна­жды ночью полу­чи­ла настав­ле­ние посред­ст­вом виде­ния, в кото­ром пред­стал перед нею муж в бело­снеж­ных одеж­дах… (лат.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1413290010 1532551010 1532551011 1536101136 1536933619 1537154929