Джон Мурхэд

Деции при Теодерихе*

© 1984 г. John Moorhead. The Decii under Theoderic // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, vol. 33, No. 1 (1st Qtr., 1984), pp. 107—115.
© 2020 г. Перевод с английского В. Г. Изосина.

с.107 После кру­ше­ния Рим­ской импе­рии на Запа­де шестер­ни пра­ви­тель­ст­вен­но­го меха­низ­ма про­дол­жа­ли вра­щать­ся при­выч­ным для них обра­зом. Хотя пери­од, непо­сред­ст­вен­но сле­до­вав­ший за 476 годом, задо­ку­мен­ти­ро­ван не слиш­ком хоро­шо, име­ет­ся доста­точ­но мате­ри­а­ла, отно­ся­ще­го­ся к дея­тель­но­сти неко­то­рых пред­ста­ви­те­лей поко­ле­ния адми­ни­ст­ра­то­ров, кото­рые слу­жи­ли при Одо­ак­ре, таких как Кас­си­о­дор Стар­ший и Либе­рий, хотя его карье­ра во вре­ме­на Одо­ак­ра толь­ко начи­на­лась1. Ещё один пред­ста­ви­тель этой груп­пы, Фла­вий Цеци­на Деций Мак­сим Васи­лий Млад­ший, появ­ля­ет­ся в наших источ­ни­ках с мень­шей ясно­стью. При­над­ле­жав­ший к про­слав­лен­но­му роду Деци­ев, он был сыном кон­су­ла 468 года[1] и сам стал кон­су­лом в 480 году2. Мы нахо­дим его дей­ст­ву­ю­щим в каче­стве prae­fec­tus prae­to­rio Ita­liae во вре­мя пап­ских выбо­ров 483 года3; он так­же изве­стен как покро­ви­тель цир­ко­вой пар­тии «зелё­ных»4. Мате­ри­а­лы рим­ско­го сино­да 501 года ука­зы­ва­ют, что к тому вре­ме­ни он уже скон­чал­ся5, а отры­вок Кас­си­о­до­ра пока­зы­ва­ет, что его смерть про­изо­шла преж­де, чем его сыно­вья ста­ли взрос­лы­ми, и их мать оста­лась во гла­ве семей­ства6. Сыно­вей было чет­ве­ро и все они достиг­ли кон­суль­ско­го зва­ния: Аль­бин в 493 году (пред­по­ло­жи­тель­но пер­вый кон­сул, назна­чен­ный Тео­де­ри­хом), Ави­ен в 501, Тео­дор в 505 и Инпор­тун в 509 году7. Одна­ко бра­тья не состав­ля­ли еди­но­го фрон­та и ряд обсто­я­тельств поз­во­ля­ет нам свя­зать, с одной сто­ро­ны, Аль­би­на и Ави­е­на, а с дру­гой, Тео­до­ра и Инпор­ту­на, и посту­ли­ро­вать враж­деб­ность меж­ду эти­ми дву­мя пара­ми бра­тьев. Допол­ня­ю­щие друг дру­га фак­ты свиде­тель­ст­ву­ют о том, что это поко­ле­ние Деци­ев, про­цве­тав­шее во вре­мя прав­ле­ния Тео­де­ри­ха, было домом, разде­лён­ным на враж­деб­ные друг дру­гу части.

с.108 Мы можем начать с доволь­но про­сто­го вопро­са. В пись­ме, напи­сан­ном в пери­од 507—509 гг. и адре­со­ван­ном Аль­би­ну и Ави­е­ну, Тео­де­рих заяв­лял, что из пети­ции pars pra­si­na[2] ему ста­ло извест­но, что неки­ми не назван­ны­ми в пись­ме весь­ма дур­ны­ми людь­ми (a qui­bus­dam sce­le­ra­tis­si­mis) были спро­во­ци­ро­ва­ны бес­по­ряд­ки, и пред­пи­сы­вал бра­тьям взять на себя патро­нат над фрак­ци­ей, ранее осу­ществляв­ший­ся их отцом8. Вско­ре после это­го их попро­си­ли выбрать пан­то­ми­ма для «зелё­ных»9. Здесь нет ниче­го уди­ви­тель­но­го, посколь­ку, как уже отме­ча­лось в свя­зи с этим слу­ча­ем, клас­си­че­ской чер­той рим­ско­го патро­на­та было то, что сын насле­до­вал патро­нат сво­его отца10. Но в дру­гом пись­ме, кото­рое может быть дати­ро­ва­но ссыл­кой на кон­суль­ство Инпор­ту­на 509 годом, мы нахо­дим упо­ми­на­ние о жало­бе «зелё­ных» на то, что Тео­дор и Инпор­тун зло­умыш­ля­ли про­тив них и в резуль­та­те один из их чис­ла был убит11. Аль­бин и Ави­ен, охот­но или нет, про­дол­жа­ли прак­ти­ку сво­его отца по под­держ­ке «зелё­ных», тогда как Тео­дор и Инпор­тун, кото­рых, по-види­мо­му, сле­ду­ет отож­дествлять с «весь­ма дур­ны­ми людь­ми» в Va­riae 1. 20, достав­ля­ли им непри­ят­но­сти. Здесь мы видим пер­вый при­знак несо­гла­сия меж­ду бра­тья­ми.

После­до­ва­тель­ность писем, из кото­рых взя­та выше­упо­мя­ну­тая инфор­ма­ция, ясно пока­зы­ва­ет, что Рим стра­дал от наси­лия, вызы­вае­мо­го столк­но­ве­ни­я­ми меж­ду дву­мя цир­ко­вы­ми груп­пи­ров­ка­ми12. Одна­ко едва ли в этом было что-то новое. Несколь­ки­ми года­ми ранее, в 501 году, на ули­цах Рима про­ли­лась кровь в ходе бес­по­ряд­ков, вспых­нув­ших во вре­мя лав­рен­тьев­ской схиз­мы. Здесь нет необ­хо­ди­мо­сти пере­ска­зы­вать собы­тия это­го рас­ко­ла; доста­точ­но напом­нить, что спор­ные пап­ские выбо­ры 498 года ста­ли аре­ной мно­го­лет­них раздо­ров меж­ду при­вер­жен­ца­ми Сим­ма­ха, кото­рый в конеч­ном ито­ге и был при­знан папой, и сто­рон­ни­ка­ми его сопер­ни­ка Лав­рен­тия, порой ста­но­вив­ших­ся весь­ма оже­сто­чён­ны­ми13. В сво­их посла­ни­ях рим­ско­му сино­ду Тео­де­рих неод­но­крат­но заяв­лял, что он обес­по­ко­ен рас­пря­ми в горо­де, нару­шаю­щи­ми покой духо­вен­ства, сена­та и рим­ско­го наро­да14; папа Сим­мах жало­вал­ся на то, что он и его духо­вен­ство под­вер­га­лись жесто­ким напа­де­ни­ям15, тогда как лав­рен­тьев­ский фраг­мент Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis исполь­зу­ет силь­ное выра­же­ние bel­la ci­vi­lia[4]16. Один из источ­ни­ков о бес­по­ряд­ках во с.109 вре­ме­на Сим­ма­ха — био­гра­фия это­го папы в Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis — пря­мо свя­зы­ва­ет их с раз­но­гла­си­я­ми в сена­те17, и заман­чи­во увя­зать их с более позд­ни­ми бес­по­ряд­ка­ми, кото­рые, как и в пери­од 507—509 гг., по-види­мо­му, вспых­ну­ли вско­ре после уре­гу­ли­ро­ва­ния рас­ко­ла декре­том, издан­ным Тео­де­ри­хом 11 мар­та 507 года18. Свиде­тель­ства в сочи­не­ни­ях Энно­дия, в то вре­мя диа­ко­на медио­лан­ской церк­ви и страст­но­го сто­рон­ни­ка Сим­ма­ха, ука­зы­ва­ют на точ­ку сопри­кос­но­ве­ния. Во всей обшир­ной пере­пис­ке и дру­гих сочи­не­ни­ях Энно­дия нет ни еди­но­го упо­ми­на­ния ни о Тео­до­ре, ни об Инпор­туне. Одна­ко Аль­бин полу­чил в 503 году пись­мо от Энно­дия, в кото­ром послед­ний отме­тил, что он уже четы­ре раза писал Аль­би­ну, а в 504 году пись­мо от него полу­чил Ави­ен19. Оба пись­ма пред­став­ля­ют собой крат­кие сооб­ще­ния и, как это часто быва­ет с пере­пиской Энно­дия, из них труд­но извлечь мно­го смыс­ла. Ни одно из них не может быть пря­мо свя­за­но с собы­ти­я­ми схиз­мы. Одна­ко из писем сле­ду­ет, что Энно­дий был весь­ма обес­по­ко­ен сво­и­ми отно­ше­ни­я­ми с каж­дым из бра­тьев, и при­ме­ча­тель­но, что в кор­пу­се сочи­не­ний Энно­дия, чело­ве­ка, на про­тя­же­нии всей схиз­мы непо­ко­ле­би­мо пре­дан­но­го Сим­ма­ху, сра­зу же за пись­мом к Аль­би­ну сле­ду­ет пись­мо к Фаусту Ниге­ру, вли­я­тель­но­му сена­то­ру и сто­рон­ни­ку Сим­ма­ха, в кото­ром Энно­дий обсуж­дал свои отно­ше­ния с Аль­би­ном и заяв­лял, что, посту­пив так, как тот хотел, он заслу­жил бла­го­склон­ность Аль­би­на20. Поми­мо это­го, ещё одно свиде­тель­ство ука­зы­ва­ет на то, что Аль­бин являл­ся сто­рон­ни­ком Сим­ма­ха. Вме­сте со сво­ей женой Гла­фи­рой он, как извест­но, постро­ил близ Рима бази­ли­ку, освя­тить кото­рую было пред­ло­же­но Сим­ма­ху, веро­ят­но, в пери­од 500—503 гг., и бази­ли­ка была посвя­ще­на св. Пет­ру, важ­ной фигу­ре в пред­став­ле­нии Сим­ма­ха и тех, кто ему сим­па­ти­зи­ро­вал21.

Поэто­му я пред­по­ла­гаю, что Аль­бин (без­услов­но) и Ави­ен (веро­ят­но) были сто­рон­ни­ка­ми Сим­ма­ха, а их бра­тья нахо­ди­лись сре­ди при­вер­жен­цев Лав­рен­тия. Сле­ду­ет при­знать, что пред­по­ло­же­ние о Тео­до­ре и Инпор­туне сде­ла­но на осно­ве ar­gu­men­tum e si­len­tio, но есть одно свиде­тель­ство, кото­рое мож­но было бы при­ве­сти в его под­держ­ку. В 509 году Инпор­тун был запад­ным кон­су­лом, и вполне воз­мож­но, что Тео­де­рих назна­чил его в уте­ше­ние для сто­рон­ни­ков потер­пев­ше­го пора­же­ние Лав­рен­тия. Как бы то ни было, я пред­по­ла­гаю, что разде­ле­ние меж­ду с.110 бра­тья­ми, кото­рое мы наблюда­ли отно­си­тель­но цир­ко­вых пар­тий, было про­дол­же­ни­ем более ран­не­го рас­ко­ла во вре­мя лав­рен­тьев­ской схиз­мы.

Ещё одно свиде­тель­ство, отно­ся­ще­е­ся к Тео­до­ру, под­твер­жда­ет эту интер­пре­та­цию. Веро­ят­но, око­ло 520 года он полу­чил пись­мо от Фуль­ген­ция, епи­ско­па Руспий­ско­го, лиде­ра афри­кан­ских като­ли­ков, изгнан­но­го ван­да­ла­ми-ари­а­на­ми. Фуль­ген­ций писал, что он не зна­ет Тео­до­ра, но пишет по пово­ду «сла­дост­но­го» пись­ма, послан­но­го неким бра­том Рому­лом, и несколь­ких бра­тьев, кото­рых Тео­дор при­нял в Гос­по­де. Из пись­ма явст­ву­ет, что Тео­дор отвер­нул­ся от мира, и Фуль­ген­ций, после того, как дал ему нема­ло духов­ных сове­тов, завер­шил пись­мо пере­да­чей сво­их при­вет­ст­вий мате­ри Тео­до­ра и его жене, став­шей теперь его сест­рой во Хри­сте22. Пись­мо, едва ли содер­жа­щее какую-либо кон­крет­ную инфор­ма­цию о Тео­до­ре, несо­мнен­но, пред­став­ля­ет основ­ной инте­рес для исто­ри­ка духов­но­сти, одна­ко поз­во­ля­ет нам поме­стить Тео­до­ра в дру­гой кон­текст, в кон­текст кру­га корре­спон­ден­тов Фуль­ген­ция. Как отме­ча­ет его био­граф Ферранд, Фуль­ген­ций посы­лал пись­ма с духов­ны­ми настав­ле­ни­я­ми раз­ным лицам, в том чис­ле рим­ля­нам, осо­бен­но сена­то­рам, вдо­вам и девам23, и до нас дошли семь таких писем, адре­со­ван­ных Опта­ту, вдо­ве Гал­ле, Про­бе (полу­ча­тель­ни­це двух писем), насто­я­те­лю Евгип­пию, Тео­до­ру и Венан­ции24. Я не могу выдви­нуть ника­ких пред­по­ло­же­ний отно­си­тель­но Опта­та и Венан­ции, хотя имя послед­ней пред­по­ла­га­ет род­ство с дру­гой вет­вью Деци­ев25. Но вдо­ва Гал­ла долж­на быть одной из доче­рей кон­су­ла и пат­ри­ция Сим­ма­ха, каз­нён­но­го Тео­де­ри­хом, веро­ят­но, в 525 году26, и Фуль­ген­ций упо­ми­на­ет Про­бу как её сест­ру27, так что обе они были сво­я­че­ни­ца­ми Боэция, мужа их сест­ры Русти­ци­а­ны, кото­рый так­же был каз­нён, веро­ят­но, в 524 году28. Евгип­пий был насто­я­те­лем мона­сты­ря в Cas­tel­lum Lu­cul­la­num близ Неа­по­ля. Он был в хоро­ших отно­ше­ни­ях с Про­бой, поль­зу­ясь ресур­са­ми её биб­лио­те­ки во вре­мя работы над ком­пи­ля­ци­ей извле­че­ний из трудов св. Авгу­сти­на29 (попу­т­но мы можем отме­тить стро­го авгу­сти­нов­ский стиль мыш­ле­ния Фуль­ген­ция), и являл­ся корре­спон­ден­том Ферран­да, уче­ни­ка и дру­га Фуль­ген­ция30. Эта инте­рес­ная груп­па людей поз­во­ля­ет про­лить допол­ни­тель­ный свет на Тео­до­ра.

с.111 На пер­вый взгляд может пока­зать­ся мало­ве­ро­ят­ным, что спи­сок корре­спон­ден­тов Фуль­ген­ция помо­жет нам осмыс­лить лич­ность Тео­до­ра. Одна­ко Гал­ла и Про­ба, чьи отно­ше­ния с Фуль­ген­ци­ем, воз­мож­но, были более все­сто­рон­ни­ми, чем пока­зы­ва­ет спи­сок31, ведут нас в семей­ство Сим­ма­ха и, сле­до­ва­тель­но, его зятя Боэция — то есть в среду, отдель­ную от среды таких лиц, как Кас­си­о­дор, тес­но свя­зан­ных с гот­ской адми­ни­ст­ра­ци­ей в Равен­не32, одна­ко про­яв­ляв­ших доволь­но силь­ный инте­рес к восточ­но-хри­сти­ан­ской мыс­ли и нашед­ших сво­его пред­ста­ви­те­ля в лице папы Иоан­на I33. В част­но­сти, мы можем выдви­нуть пред­по­ло­же­ние, что Дио­ни­сий Малый, вра­щав­ший­ся в тех же кру­гах, что и Боэций и Иоанн, пере­вёл для Про­бы Vi­ta Sancti Pacho­mii34. Мож­но пред­по­ло­жить, что Евгип­пий был свя­зан с этой груп­пой. Опре­де­лён­но, что Дио­ни­сий Малый пере­вёл для него сочи­не­ние Гри­го­рия Нис­ско­го35 и что он был близ­ко зна­ком с рим­ским диа­ко­ном Пас­ха­зи­ем, во вре­мя лав­рен­тьев­ской схиз­мы под­дер­жи­вав­шим ту пар­тию, кото­рую поз­же пред­став­лял папа Иоанн36. Это совер­шен­но ясно. Но, воз­мож­но, это ещё не всё. Как мы уже виде­ли, в пись­ме Фуль­ген­ция к Тео­до­ру упо­ми­на­ет­ся «сла­дост­ное» пись­мо свя­то­го бра­та Рому­ла37. Имя Ромул было не слиш­ком рас­про­стра­не­но: во вто­ром томе кем­бридж­ской Pro­so­po­gra­phy отме­че­ны лишь восемь слу­ча­ев за пери­од 395—527 гг., хотя само собой разу­ме­ет­ся, что ими не охва­ты­ва­ют­ся все клас­сы обще­ства. Одна­ко сре­ди дошед­ших до нас носи­те­лей это­го име­ни в тот пери­од был Ромул «Авгу­стул», послед­ний рим­ский импе­ра­тор на Запа­де, низ­ло­жен­ный в 476 году Одо­ак­ром и отправ­лен­ный в ссыл­ку в Cas­tel­lum Lu­cul­la­num38. Как мы уже отме­ча­ли, Евгип­пий был насто­я­те­лем с.112 мона­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го в том же самом месте39. Когда Ромул был отправ­лен в Cas­tel­lum Lu­cul­la­num, он нахо­дил­ся в воз­расте in­fan­tia[8]40, так что, по-види­мо­му, нет ника­ких при­чин, по кото­рым он не мог бы жить в шестом веке41. В каче­стве пред­ме­та для дис­кус­сии мож­но было бы пред­по­ло­жить, что низ­ло­жен­ный Ромул может быть отож­дест­влён с fra­ter, являв­шим­ся дру­гом Фуль­ген­ция и Тео­до­ра, вне неза­ви­си­мо­сти от того, был ли он свя­зан с оби­те­лью Евгип­пия, и это даёт пред­став­ле­ние о чув­стве импер­ской леги­тим­но­сти в кру­гу, чле­на­ми кото­ро­го были семья Сим­ма­ха, вклю­чая Боэция, Дио­ни­сий и папа Иоанн. Но неза­ви­си­мо от того, при­мем мы это пред­по­ло­же­ние или нет, я пред­ла­гаю счи­тать Тео­до­ра, одно­го из Деци­ев, ещё одним чле­ном это­го кру­га, с его выра­жен­ной восточ­ной ори­ен­та­ци­ей, состав­ляв­шим кон­траст с груп­пой вокруг папы Сим­ма­ха, в кото­рой чис­ли­лись Аль­бин и Ави­ен.

В послед­ние годы прав­ле­ния Тео­де­ри­ха трое из бра­тьев Деци­ев ока­за­лись вовле­че­ны в напря­жен­ные отно­ше­ния совер­шен­но ново­го рода. При­мер­но в 522 году, веро­ят­но, через несколь­ко лет после того, как его брат Тео­дор полу­чил пись­мо от Фуль­ген­ция, Аль­бин был обви­нён re­fe­ren­da­rius Кипри­а­ном в том, что он посы­лал импе­ра­то­ру Юсти­ну пись­ма, враж­деб­ные королев­ству Тео­де­ри­ха. Аль­бин отвер­гал это обви­не­ние и в дело вме­шал­ся Боэций, утвер­ждая, что обви­не­ние лож­но, но если бы оно было прав­дой, то был бы вино­вен весь сенат. Тогда Кипри­ан рас­ши­рил своё обви­не­ние, вклю­чив в него Боэция; и Аль­бин, и Боэций были аре­сто­ва­ны, а впо­след­ст­вии Боэций был каз­нён, как и поз­же его тесть Сим­мах42. Мы не зна­ем, что слу­чи­лось с Аль­би­ном43. Обви­не­ние про­тив Аль­би­на и его после­дую­щий арест все­сто­ронне обсуж­да­лись совре­мен­ны­ми учё­ны­ми как часть предыс­то­рии паде­ния Боэция44, но, воз­мож­но, к это­му есть что доба­вить. Обви­не­ние про­тив Аль­би­на было выдви­ну­то Кипри­а­ном при­мер­но в 522 году; в 525 году Тео­де­рих, обес­по­ко­ен­ный мера­ми, при­ни­мае­мы­ми Юсти­ном про­тив ари­ан и их церк­вей, отпра­вил в Кон­стан­ти­но­поль посоль­ство, чтобы выяс­нить, что мож­но сде­лать. Посоль­ство воз­гла­вил папа Иоанн. Два наших источ­ни­ка, Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis и Ex­cerpta Va­le­sia­na, утвер­жда­ют, что в него так­же вхо­ди­ли Тео­дор, Инпор­тун, быв­ший кон­сул Ага­пит и ещё один Ага­пит, кото­рый был пат­ри­ци­ем. Ex­cerpta Va­le­sia­na так­же утвер­жда­ют, что в состав посоль­ства вхо­ди­ли с.113 ещё пять епи­ско­пов, из кото­рых назы­ва­ют Эккле­зия Равенн­ско­го, Евсе­вия Фанум­ско­го и Саби­на «Кам­пан­ско­го»45. Состав посоль­ства был, пря­мо ска­жем, оше­лом­ля­ю­щим: все­го через несколь­ко лет после того, как Тео­де­рих аре­сто­вал Аль­би­на, обви­нён­но­го в том, что он писал импе­ра­то­ру с измен­ни­че­ски­ми наме­ре­ни­я­ми, тот же Тео­де­рих вклю­чил двух его бра­тьев в состав посоль­ства к тому же импе­ра­то­ру. Сто­ит попы­тать­ся разо­брать­ся в этой оче­вид­ной несо­об­раз­но­сти, изу­чив дру­гих чле­нов посоль­ства 525 года.

Инте­ре­сен выбор папы Иоан­на для руко­вод­ства посоль­ст­вом. Он был пер­вым папой, когда-либо посе­тив­шим Кон­стан­ти­но­поль, и даже если мы решим не при­ни­мать в пол­ной мере три­ум­фаль­ный рас­сказ Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis, с подроб­ны­ми сведе­ни­я­ми об ока­зан­ном Иоан­ну вели­ко­леп­ном при­ё­ме, и сде­лан­ное в одном из вари­ан­тов тек­ста утвер­жде­ние, что посоль­ство полу­чи­ло всё то, чего жела­ло, труд­но пред­ста­вить более под­хо­дя­ще­го руко­во­ди­те­ля посоль­ства, касаю­ще­го­ся цер­ков­ных вопро­сов, осо­бен­но с учё­том того, что Рим и Кон­стан­ти­но­поль воз­об­но­ви­ли обще­ние лишь несколь­ки­ми года­ми ранее, с пре­кра­ще­ни­ем ака­ки­ан­ской схиз­мы. Одна­ко выбор Тео­де­ри­хом Иоан­на мог быть свя­зан не толь­ко с общи­ми сооб­ра­же­ни­я­ми о его при­ем­ле­мо­сти. Извест­но, что во вре­мя лав­рен­тьев­ской схиз­мы рим­ский диа­кон Иоанн был при­вер­жен­цем Лав­рен­тия и име­ют­ся доста­точ­ные осно­ва­ния для отож­дест­вле­ния это­го лица с диа­ко­ном Иоан­ном46. Тео­дор и Инпор­тун, двое его кол­лег по посоль­ству 525 года, явля­ют­ся бра­тья­ми, кото­рые, как мы пред­по­ло­жи­ли выше (с. 107 сл.), могут быть прав­до­по­доб­но свя­за­ны с лав­рен­тьев­ской сто­ро­ной рас­ко­ла. Ины­ми сло­ва­ми, чле­ны посоль­ства 525 года вполне мог­ли состав­лять груп­пу, сим­па­ти­зи­ро­вав­шую делу быв­ше­го анти­па­пы.

К сожа­ле­нию, два дру­гих миря­ни­на из соста­ва посоль­ства, Ага­пи­ты, оку­та­ны тай­ной. Отча­сти это свя­за­но с недо­ста­точ­но­стью дан­ных, но ещё важ­нее то, что не все­гда ясно, к како­му из них отно­сят­ся раз­лич­ные упо­ми­на­ния в наших источ­ни­ках. И всё же, пожа­луй, могут быть пред­ло­же­ны два вари­ан­та. В пери­од 509—511 гг. Тео­де­рих отпра­вил на восток Ага­пи­та, vir il­lustris pat­ri­cius, для выпол­не­ния задач, кото­рые, как счи­та­лось, тре­бо­ва­ли чело­ве­ка не толь­ко муд­ро­го, но и в выс­шей сте­пе­ни бла­го­ра­зум­но­го47. Тео­де­рих имел все осно­ва­ния тре­бо­вать от сво­его послан­ни­ка бла­го­ра­зу­мия ввиду слож­но­го пери­о­да в его отно­ше­ни­ях с визан­тий­ским импе­ра­то­ром. В 507 году фран­ки под пред­во­ди­тель­ст­вом сво­его коро­ля Хло­дви­га, при­няв­ше­го като­ли­че­ское хри­сти­ан­ство, одер­жа­ли победу над визи­гота­ми-ари­а­на­ми и уби­ли их коро­ля Ала­ри­ха II, зятя Тео­де­ри­ха48. Ана­ста­сий и Тео­де­рих отре­а­ги­ро­ва­ли на это совер­шен­но с.114 по-раз­но­му49, а в 508 году боль­шой флот под коман­до­ва­ни­ем Русти­ка и Рома­на, испол­няя при­каз импе­ра­то­ра, разо­рил часть ита­лий­ско­го побе­ре­жья50.

Это был труд­ный пери­од в отно­ше­ни­ях меж­ду Равен­ной и Кон­стан­ти­но­по­лем, на что так­же ука­зы­ва­ет всту­пи­тель­ное пись­мо Va­riae Кас­си­о­до­ра, дати­ру­е­мое 508 годом51. В этом пись­ме, адре­со­ван­ном Ана­ста­сию, утвер­жда­ет­ся, что меж­ду дву­мя госуда­ря­ми про­изо­шёл кон­фликт, но Тео­де­рих заяв­ля­ет, что он посы­ла­ет il­lum et il­lum le­ga­tio­nis of­fi­cio[10], чтобы вос­ста­но­вить проч­ный мир. Эти послы не назва­ны, но пред­став­ля­ет­ся вполне разум­ным сопо­ста­вить это пись­мо с Va­riae 2. 6, и я пред­ла­гаю рас­смат­ри­вать pat­ri­cius Ага­пи­та в каче­стве одно­го из них и даже в каче­стве руко­во­ди­те­ля посоль­ства. Резуль­тат мис­сии неиз­ве­стен, хотя мне неиз­вест­ны какие-либо свиде­тель­ства, ука­зы­ваю­щие на пло­хие отно­ше­ния меж­ду Тео­де­ри­хом и Ана­ста­си­ем в после­дую­щие годы52; во вся­ком слу­чае, один из Ага­пи­тов посоль­ства 525 года дол­жен был иметь боль­шой опыт в слож­ных пере­го­во­рах с визан­тий­ца­ми.

Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния ещё один факт, име­ю­щий отно­ше­ние к Ага­пи­ту. В напи­сан­ном в 520 году пись­ме папа Горм­из­да пере­дал при­вет­ст­вия сво­им дове­рен­ным лицам в Кон­стан­ти­но­по­ле, епи­ско­пам Гер­ма­ну и Иоан­ну, и свя­щен­ни­ку Блан­ду «per ho­mi­nem il­lustris vi­ri et mag­ni­fi­ci pat­ri­cii fi­lii nostri Aga­pi­ti»[11]53. Ины­ми сло­ва­ми, за несколь­ко лет до посоль­ства 525 года один из его чле­нов посы­лал­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Хотя мы не можем дока­зать свя­зи меж­ду Ага­пи­том и папой Иоан­ном или бра­тья­ми Деци­я­ми Тео­до­ром и Инпор­ту­ном, свиде­тель­ства о посоль­стве око­ло 509 года и отправ­ка дове­рен­но­го лица в 520 году ука­зы­ва­ют на неко­то­рый опыт и при­част­ность к Кон­стан­ти­но­по­лю по край­ней мере с.115 одно­го из них54. Затруд­ни­тель­но сде­лать какие-либо выво­ды о трёх епи­ско­пах, так­же при­ни­мав­ших уча­стие в посоль­стве55.

Наше иссле­до­ва­ние чле­нов посоль­ства 525 году не смог­ло рас­крыть, поче­му оно вклю­ча­ло двух бра­тьев Аль­би­на, но пока­за­ло нам путь к неко­то­ро­му объ­яс­не­нию. Ибо Тео­дор и Инпор­тун не были дву­мя изо­ли­ро­ван­ны­ми лич­но­стя­ми, и не были дву­мя бра­тья­ми, ока­зав­ши­ми­ся вме­сте в соста­ве посоль­ства по чистой слу­чай­но­сти. Они состав­ля­ли пару, и может быть пока­за­но, что они дей­ст­во­ва­ли таким обра­зом за два­дцать лет до того, как посоль­ство отпра­ви­лось в путь. Они отпра­ви­лись в ком­па­нии Иоан­на, быв­ше­го сорат­ни­ка Лав­рен­тия и чле­на, вме­сте с Тео­до­ром, того круж­ка, в кото­рый так­же вхо­дил Боэций. Эти трое и, воз­мож­но, по край­ней мере один из Ага­пи­тов обра­зо­вы­ва­ли бы вполне узна­вае­мую груп­пу и таким обра­зом ста­ли бы полез­ным напо­ми­на­ни­ем о вза­и­мо­свя­зан­но­сти и устой­чи­во­сти сена­тор­ских и цер­ков­ных фрак­ций в после­рим­ской Ита­лии. Но поче­му имен­но эта груп­па? Боэций был, веро­ят­но, уже мёртв, когда они поки­ну­ли Ита­лию. Они поте­ря­ли дру­га, в кото­ром, воз­мож­но, при­зна­ва­ли чело­ве­ка огром­ных интел­лек­ту­аль­ных и мораль­ных дости­же­ний. Скорбь долж­на была сопро­вож­дать­ся стра­хом, ибо даже если бы Боэций не умер после ужас­ных пыток, он, несо­мнен­но, был бы каз­нён, и Тео­де­ри­ху было бы лег­ко пора­зить его дру­зей. Более того, Аль­бин, чей арест уско­рил дело Боэция, был бра­том Тео­до­ра и Инпор­ту­на. Несо­мнен­но, семья была разде­ле­на, но угро­за со сто­ро­ны вла­сти Тео­де­ри­ха была близ­ка к их дому. Для Иоан­на, а ещё боль­ше для бра­тьев Аль­би­на, недав­ние собы­тия в Ита­лии не дава­ли пово­да для радо­сти. Послы Тео­де­ри­ха к Юсти­ну были бы встре­во­же­ны и, веро­ят­но, в каком-то смыс­ле ответ­ст­вен­ны за като­ли­ков Ита­лии, осо­бен­но если Аль­бин был бы ещё жив. Ост­ро­гот­ский король был бы уве­рен в том, что имен­но эта груп­па сде­ла­ет для него всё воз­мож­ное в Кон­стан­ти­но­по­ле. Оста­ёт­ся ощу­ще­ние иро­нии и удли­ня­ю­щих­ся теней послед­них лет жиз­ни Тео­де­ри­ха: пер­вый назна­чен­ный им кон­сул был аре­сто­ван, а два его бра­та, доб­ро­воль­но или нет, были исполь­зо­ва­ны коро­лём в поли­ти­ке, про­дик­то­ван­ной отча­я­ни­ем.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * Обще­при­ня­тые сокра­ще­ния: CCSL = Cor­pus Chris­tia­no­rum Se­ries La­ti­na; CSEL = Cor­pus Scrip­to­rum Eccle­sias­ti­co­rum La­ti­no­rum; MGH AA = Mo­nu­men­ta Ger­ma­niae His­to­ri­ca Auc­to­res An­ti­quis­si­mi; PL = Pat­ro­lo­gia La­ti­na ed. J. P. Mig­ne.
  • 1James O’Don­nell. Cas­sio­do­rus. Ber­ke­ley 1979, pp. 18—20; Idem. Li­be­rius the Pat­ri­cian // Tra­di­tio, 37, 1981, 31—72.
  • 2Родо­слов­ная Деци­ев в: J. R. Mar­tin­da­le ed. The Pro­so­po­gra­phy of the La­ter Ro­man Em­pi­re, 2, Cambrid­ge 1980, p. 1324.
  • 3Об этом извест­но из дея­ний рим­ско­го сино­да 501 г., ed. Th. Mom­msen, MGH AA, 12, p. 444 f., обсуж­де­ние кото­рых см.: G. B. Pi­cot­ti. Sul­le re­la­zio­ne fra Re Odoac­re e il se­na­to e la chie­sa di Ro­ma // Ri­vis­ta Sto­ri­ca Ita­lia­na, 5. 4, 1939, 363—386.
  • 4Cas­sio­do­rus. Va­riae: ed. Th. Mom­msen, MGH AA, 12, 1. 20.
  • 5Cit. n. 3, p. 444, 1. 10.
  • 6Va­riae 3. 6. 6. Их мать ещё была жива око­ло 520 г.: Ful­gen­tius Rus­pen­sis. Epis­tu­la VI ad Theo­do­rum se­na­to­rem, 13 (CCSL, 91, p. 244).
  • 7Отно­си­тель­но того, что они были бра­тья­ми, я при­ни­маю аргу­мен­ты J. Sundwall. Ab­hand­lun­gen zur Ge­schich­te des aus­ge­hen­den Rö­mer­tums. Hel­sin­ki 1919, pp. 128—130. На то, что их было все­го чет­ве­ро, ука­зы­ва­ет Кас­си­о­дор в Va­riae, 3. 6. 6 (кон­су­ла­ми ста­ли столь­ко сыно­вей, сколь­ко было у мате­ри Инпор­ту­на).
  • 8Cas­siod. Var. 1. 20. Здесь и в дру­гих местах я при­ни­маю даты доку­мен­тов, при­ведён­ные в Pro­so­po­gra­phy of the La­ter Ro­man Em­pi­re.
  • 9Ibid. 1. 33.
  • 10Alan Ca­me­ron. Cir­cus Fac­tions. Ox­ford 1976, p. 21.
  • 11Cas­siod. Var. 1. 27 сле­ду­ет сопо­ста­вить с 1. 32, где уста­нов­ле­но, что вся­кий сена­тор, при­чи­нив­ший кому-либо смерть, дол­жен запла­тить штраф.
  • 12Ibid. 1. 20, 27, 30—33; сле­ду­ет так­же обра­тить вни­ма­ние на ссыл­ку на il­li­ci­tis se­di­tio­ni­bus[3] в 1. 44 (дати­ру­ет­ся 509—510 гг.).
  • 13О схиз­ме в целом см. E. Cas­par. Ge­schich­te des Papsttums, 2. Tü­bin­gen 1933, pp. 87—129; E. Stein. His­toi­re du Bas-em­pi­re, 2. Pa­ris 1949, pp. 134—139.
  • 14MGH AA, 12, pp. 419—426, где выра­же­ния подоб­но­го рода встре­ча­ют­ся неод­но­крат­но.
  • 15Ibid. 423 l. 4 f.
  • 16Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis 1, ed. Louis Duches­ne, 2nd ed. Pa­ris 1955, p. 46.
  • 17Ibid., p. 260 f.
  • 18Об окон­ча­нии схиз­мы см. Cas­par. Ge­schich­te 2, p. 117 f; Stein, His­toi­re 2, p. 139.
  • 19En­nod. Ope­ra, ed. F. Vo­gel: MGH AA, 7, ep. 2. 21, 38.
  • 20Ep. 2. 22: amo­rem ta­men me­reor, quod prae­dic­ti ius­sa conple­vi[5]. О Фау­сте как сто­рон­ни­ке Сим­ма­ха: So­lus autem Faus­tus ex­con­s. pro eccle­sia pug­na­bat[6] (Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis p. 261), хотя, похо­же, сло­во so­lus остав­ля­ет вопрос откры­тым.
  • 21Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis, p. 263. О дате освя­ще­ния: Pro­so­po­gra­phy of the La­ter Ro­man Em­pi­re, p. 51 f. О почи­та­нии св. Пет­ра в близ­ких к Сим­ма­ху кру­гах: John Moor­head. The Lau­ren­tian schism: East and West in the Ro­man church // Church His­to­ry, 47, 1978, pp. 125—136, см. p. 135 f.
  • 22CCSL, 91, pp. 240—244.
  • 23Vi­ta Ful­gen­tii, PL 65: 144.
  • 24CCSL, 91, pp. 189—254.
  • 25Ср.: Деций Марий Венан­ций Васи­лий, кон­сул 484 года, Васи­лий Венан­ций, кон­сул 508 года.
  • 26Gré­goi­re le Grand. Dia­lo­gues 4. 14. 1 (ed. Adal­bert de Vo­güé 3 Pa­ris 1980 (= Sour­ces Chré­tien­nes 265)).
  • 27CCSL, 91, p. 208, где так­же выяс­ня­ет­ся, что дед, отец, свё­кор и муж Гал­лы были кон­су­ла­ми.
  • 28Pro­co­pius. His­to­ry of the Wars, ed. and trans. H. B. Dewing: 7. 20. 27.
  • 29Eugip­pius. Ex­cerpta ex ope­ri­bus sancti Augus­ti­ni, ed. P. Knoell, CSEL 9. 1, p. 1; Cas­sio­do­rus. Insti­tu­tio­nes (ed. R. A. B. My­nors Ox­ford 1937), Div. Lect. 23.
  • 30PL Supp 4: 23—36, 38.
  • 31В пись­ме к Гал­ле Фуль­ген­ций упо­ми­на­ет по край­ней мере ещё одно своё пись­мо к Про­бе, кото­рое не сохра­ни­лось: CCSL 91 p. 208.
  • 32John Moor­head. Boe­thi­us and Ro­mans in Ostro­gothic ser­vi­ce // His­to­ria, 27, 1978, pp. 604—612; John Mathews. Ani­cius Man­lius Se­ve­ri­nus Boe­thi­us // Mar­ga­ret Gib­son ed. Boe­thi­us his Li­fe, Thought and Influen­ce. Ox­ford 1981, pp. 25—31.
  • 33John Moor­head. The last years of Theo­de­ric // His­to­ria, 32, 1983, pp. 106—20, где при­во­дят­ся дово­ды в поль­зу того, что Боэций и Иоанн пред­став­ля­ли направ­ле­ние, нашед­шее своё выра­же­ние в попыт­ке Лав­рен­тия стать папой в 498 году и в после­дую­щие годы. Сле­ду­ет так­же отме­тить инте­рес­ное пред­по­ло­же­ние, соглас­но кото­ро­му, вопре­ки обще­при­ня­то­му мне­нию, сена­тор Сим­мах мог не под­дер­жи­вать сво­его тёз­ку в каче­стве папы: Hen­ry Chadwick Boe­thi­us Ox­ford 1981 p. 287 n. 27.
  • 34Vi­ta Sancti Pacho­mii, ed. H. van Cra­ne­burgh, Brus­sels 1969 (= Sub­si­dia ha­gio­gra­phi­ca 46) p. 38 f. О зна­че­нии пере­вод­че­ской дея­тель­но­сти Дио­ни­сия см. Moor­head. Last years…, pp. 109—113.
  • 35PL 67: 345 f.
  • 36Евгип­пий и Пас­ха­зий: Moor­head. Last years…, p. 111, n. 40. О рим­ском диа­коне Иоанне, сто­рон­ни­ке Лав­рен­тия, как буду­щем папе Иоанне см. Moor­head. Last years…, p. 113; «веро­ят­но, иден­ти­чен» — таков вер­дикт Чедви­ка: Chadwick. Boe­thi­us, p. 28.
  • 37«Sancti frat­ris Ro­mu­li dul­cis epis­tu­la»[7]: CCSL 91, p. 240.
  • 38Jor­da­nes, ed. Th. Mom­msen: MGH AA, 5, Ge­ti­ca, 242, Ro­ma­na, 344; Ex­cerpta Va­le­sia­na, ed. Th. Mom­msen: MGH AA, 9, 8. 38; Mar­cel­li­nus Co­mes. Chro­ni­con, ed. Th. Mom­msen: MGH AA, 11, sub an­no 476.
  • 39Доб­рот­ное и полез­ное недав­нее обсуж­де­ние Евгип­пия: R. A. Mar­kus. The End of the Ro­man Em­pi­re: a No­te on Eugip­pius, Vi­ta Sancti Se­ve­ri­ni, 20 // Not­tingham Me­die­val Stu­dies, 26, 1982, pp. 1—7, с обшир­ны­ми ссыл­ка­ми на более ран­ние работы.
  • 40Ex­cerpta Va­le­sia­na, 8. 38.
  • 41Напи­сан­ное в 507—511 гг. пись­мо Кас­си­о­до­ра (Va­riae 3. 35) адре­со­ва­но «Рому­лу», но имя ука­за­но без титу­ла (vir spec­ta­bi­lis, etc.).
  • 42Boe­thi­us. Phi­lo­sophiae Con­so­la­tio (CCSL 94), 1. 4. 14, 32; Ex­cerpta Va­le­sia­na, 14. 85—87; Pro­co­pius. Wars, 5. 1. 32—34.
  • 43Аль­бин нахо­дил­ся в чис­ле груп­пы пат­ри­ци­ев и кон­су­лов, явив­ших­ся перед Юсти­ни­а­ном в 540-х гг. (Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis, p. 298). Это мог быть тот же самый чело­век, но Аль­бин, рас­смат­ри­вае­мый в насто­я­щей ста­тье, уже был кон­су­лом в 493 году.
  • 44Lu­ca Ober­tel­lo. Se­ve­ri­no Boe­zio. Ge­no­va 1974, pp. 93—103; Chadwick. Boe­thi­us, p. 48 f.
  • 45Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis, p. 275; Ex­cerpta Va­le­sia­na, 15. 90.
  • 46См. выше прим. 36.
  • 47Cas­sio­do­rus. Va­riae, 2. 6.
  • 48Gre­go­rius Tu­ro­nen­sis. Lib­ri His­to­ria­rum, ed. B. Kru­sch et W. Le­vi­son: MGH, Scrip­to­res Re­rum Me­ro­vin­gi­ca­rum, 12. 37. Ала­рих женил­ся на доче­ри Тео­де­ри­ха Тео­де­го­те: Jor­da­nes, Ge­ti­ca, 298.
  • 49Гри­го­рий Тур­ский сооб­ща­ет, что Хло­двиг полу­чил от Ана­ста­сия co­di­cil­li о назна­че­нии его кон­су­лом, поме­стив это собы­тие сра­зу же после рас­ска­за о сра­же­нии при Вуйе: Lib­ri, 2. 38. Воз­мож­но, что Хло­двиг был так­же назван pat­ri­cius (Stein. His­toi­re…, p. 150, n. 3). Тео­де­рих, со сво­ей сто­ро­ны, собрал армию, чтобы идти в Гал­лию (т. е. в её часть, ранее при­над­ле­жав­шую визи­готам: Va­riae, 1. 24, 4. 36), поза­бо­тил­ся о стро­и­тель­стве обо­ро­ни­тель­ных соору­же­ний в Тор­тоне (там же, 1. 17) и рас­сле­до­вал обви­не­ние в pro­di­tio pat­riae[9], лож­но выдви­ну­тое про­тив епи­ско­па Авгу­сты (т. е. Тури­на или Аосты, там же, 1. 9, ср. 2. 5). Име­ют­ся так­же при­зна­ки того, что в это вре­мя Тео­де­рих стре­мил­ся укре­пить своё поло­же­ние сре­ди дру­гих вар­вар­ских наро­дов; сле­ду­ет отме­тить выда­чу его пле­мян­ни­цы Амала­бер­ги замуж за коро­ля тюрин­гов Гер­ми­ниф­рида (там же, 4. 1) и усы­нов­ле­ние им коро­ля геру­лов (там же, 4. 2; при­ме­ча­тель­но, что во вре­мя прав­ле­ния Ана­ста­сия геру­лы нахо­ди­лись в пло­хих отно­ше­ни­ях с визан­тий­ца­ми: Pro­co­pius. Wars, 6. 14. 32).
  • 50Mar­cel­li­nus Co­mes. Chro­ni­con sub an­no 508. Va­riae, 1. 16, упо­ми­на­ют о сожже­нии вра­га­ми посе­вов в Апу­лии, 2. 38 — о разо­ре­нии вра­га­ми Сипон­та.
  • 51Так счи­та­ет изда­тель Кас­си­о­до­ра Å. J. Fridh (CCSL 96 p. 9). Ника­ких осно­ва­ний для этой даты не при­во­дит­ся; я бы скло­нил­ся к 509 году.
  • 52Наи­бо­лее пол­ный ана­лиз: Diet­rich Clau­de. Uni­ver­sa­le und par­ti­cu­la­re Zü­ge in der Po­li­tik Theo­de­richs // Fran­cia, 6, 1978, pp. 19—58.
  • 53Col­lec­tio Avel­la­na (= Epis­tu­lae im­pe­ra­to­rum pon­ti­fi­cum alio­rum) ed. O. Guen­thur: CSEL, 35, ep. 228.
  • 54Зага­доч­ное пись­мо Энно­дия (ep. 6. 12) вклю­ча­ло Ага­пи­та и Аль­би­на в чис­ло его адре­са­тов, наряду с Либе­ри­ем, Евге­ни­ем и Сена­ри­ем. Пись­мо пред­став­ля­ет собой корот­кую запис­ку, пред­на­зна­чен­ную для сопро­вож­де­ния уст­но­го сооб­ще­ния.
  • 55Я пред­по­чи­таю не стро­ить дога­док о воз­мож­ной свя­зи меж­ду визи­том Эккле­зия в Кон­стан­ти­но­поль и его дея­тель­но­стью в каче­стве стро­и­те­ля в Равен­не, нача­той вско­ре после это­го.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]Оче­вид­ная опе­чат­ка, долж­но быть: 463 года.
  • [2]Пар­тия «зелё­ных» (лат.).
  • [3]Недоз­во­лен­ные вол­не­ния (лат.).
  • [4]Граж­дан­ские вой­ны (лат.).
  • [5]«Я, одна­ко, заслу­жи­ваю его при­вя­зан­но­сти, посколь­ку испол­нил его при­ка­зы» (лат.).
  • [6]«Один лишь быв­ший кон­сул Фауст сра­жал­ся за цер­ковь» (лат.).
  • [7]«Сла­дост­ное пись­мо свя­то­го бра­та Рому­ла» (лат.).
  • [8]Мла­ден­че­ство, дет­ство (лат.).
  • [9]Изме­на родине (лат.).
  • [10]«Тако­го-то и тако­го-то с обя­зан­но­стью посоль­ства» (лат.).
  • [11]«Через чело­ве­ка сия­тель­но­го и вели­ко­леп­но­го мужа, пат­ри­ция, сына наше­го Ага­пи­та» (лат.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1569360012 1569360013 1413290010 1602130000 1602130001 1602130002