Хельмут Кастрициус

К социальной истории военного магистра
Западной империи второй половины V века:
Flavius Valila qui et Theodovius

© 1972 г. Helmut Castritius. Zur Sozialgeschichte der Heermeister des Westreichs nach der Mitte des 5. Jh.: Flavius Valila qui et Theodovius // Ancient Society, vol. 3 (1972), pp. 233—243.
© 2021 г. Перевод с немецкого В. Г. Изосина.

с.233 Осо­бен­но с нача­ла IV века н. э. всё боль­шее чис­ло гер­ман­цев посту­па­ло на служ­бу Рим­ской импе­рии, а в неко­то­рых слу­ча­ях даже дости­га­ло выс­ших воен­ных команд­ных долж­но­стей1. Зача­стую это были люди знат­но­го, и даже королев­ско­го про­ис­хож­де­ния, как, напри­мер, co­mes do­mes­ti­co­rum et rex Fran­co­rum Мал­ло­бавд при Гра­ци­ане, поз­же, прав­да, вер­нув­ший­ся на свою роди­ну на пра­вом бере­гу Рей­на2. В отли­чие от IV века, когда доля запад­но­гер­ман­ских пле­мён (фран­ков и але­ма­нов) сре­ди гер­ман­цев на импе­ра­тор­ской служ­бе была осо­бен­но высо­ка3, в V веке на пере­д­ний план выхо­дит всё боль­ше пред­ста­ви­те­лей восточ­но­гер­ман­ских пле­мён4, начи­ная с ma­gis­ter pe­di­tum prae­sen­ta­lis Сти­ли­хо­на, ван­да­ла5, за кото­ро­го Фео­до­сий I выдал замуж свою пле­мян­ни­цу Сере­ну и кото­ро­му дове­рил управ­ле­ние Запад­ной импе­ри­ей и с.234 опе­ку над сво­им юным сыном Гоно­ри­ем. После Сти­ли­хо­на всё боль­ше и боль­ше пред­ста­ви­те­лей восточ­но­гер­ман­ских ари­сто­кра­ти­че­ских семейств про­дви­га­лись на вер­ши­ну воен­ной иерар­хии Запад­ной и Восточ­ной импе­рий, вплоть до долж­но­стей воен­ных маги­ст­ров6. При­мер­но к середине V века и после неё в Запад­ной импе­рии подав­ля­ю­щее боль­шин­ство ma­gis­te­ria mi­li­tum было заня­то несколь­ки­ми рода­ми, в том чис­ле свев­ско-бур­гунд­ской (вест­гот­ской, см. ниже) семьёй королев­ско­го про­ис­хож­де­ния7. К ней отно­сят­ся Рици­мер8, все­мо­гу­щий чело­век в Запад­ной импе­рии в 456—472 гг., и (более позд­ние) коро­ли бур­гун­дов Гун­до­вех, Гун­до­бад и Хиль­пе­рик I, нахо­див­ши­е­ся в род­стве с Рици­ме­ром.

Кро­ме того, нам извест­но о трёх дру­гих воен­ных маги­ст­рах гер­ман­ско­го про­ис­хож­де­ния того вре­ме­ни, кото­рые, по-види­мо­му, не могут быть отне­се­ны к кла­ну Рици­ме­ра. В слу­чае с Реми­стом и Били­ме­ром попыт­ку опре­де­лить их при­над­леж­ность сле­ду­ет сра­зу же при­знать обре­чён­ной на неуда­чу вслед­ст­вие недо­ста­точ­но­сти дошед­ших до нас сведе­ний9. О третьем, Вали­ле10, хотя и умал­чи­ва­ют лите­ра­тур­ные источ­ни­ки, одна­ко мы рас­по­ла­га­ем чрез­вы­чай­но цен­ной тра­ди­ци­ей доку­мен­таль­но­го харак­те­ра, до сих пор ещё не пол­но­стью исчер­пан­ной в том, что каса­ет­ся про­ис­хож­де­ния и обсто­я­тельств жиз­ни это­го высо­ко­по­став­лен­но­го воен­но­го.

В насто­я­щее вре­мя при­ня­то счи­тать вслед за В. Энс­ли­ном11, что Вали­ла наряду с Рици­ме­ром был пре­зен­таль­ным воен­ным маги­ст­ром (ma­gis­ter equi­tum prae­sen­ta­lis) с.235 и являл­ся пре­ем­ни­ком Мар­цел­ли­на12, устра­нён­но­го «гене­ра­лис­си­му­сом» в 468 году. Это дела­ет Вали­лу нашим послед­ним под­твер­ждае­мым ma­gis­ter equi­tum prae­sen­ta­lis Запад­ной импе­рии13. Как дол­го он осу­ществлял эти функ­ции, вне зави­си­мо­сти от смер­ти Рици­ме­ра (472), опре­де­лить невоз­мож­но; во вся­ком слу­чае, он был ещё жив во вре­ме­на прав­ле­ния в Ита­лии Одо­ак­ра, сохра­нив в непри­кос­но­вен­но­сти свой лич­ный ранг и иму­ще­ство (см. ниже).

Для Вали­лы в осо­бен­но­сти вер­но то, что Демандт14 счи­та­ет харак­тер­ным для воен­ных маги­ст­ров V века — а в слу­чае Рици­ме­ра это может быть дока­за­но — обла­да­ние боль­шим богат­ст­вом, выра­жав­шим­ся в обшир­ной земель­ной соб­ст­вен­но­сти и зна­чи­тель­ных денеж­ных сред­ствах. Так, Вали­ла осно­вал в сво­ей лати­фун­дии (так назы­вае­мой mas­sa Cor­nu­tia­na) воз­ле нынеш­не­го Тиво­ли цер­ковь, име­ну­е­мую Сан­та-Мария-ди-Кор­ну­та, веро­ят­но, уже дав­но раз­ру­шен­ную15 в XVIII веке, и пода­рил это­му осно­ван­но­му им учреж­де­нию допол­ни­тель­ную земель­ную соб­ст­вен­ность, дохо­ды от кото­рой долж­ны были обес­пе­чи­вать содер­жа­ние слу­жа­щих в ней кли­ри­ков и ремонт церк­ви; на ещё один земель­ный уча­сток, тогда же пере­дан­ный этой церк­ви, Вали­ла сохра­нил за собой пра­во пожиз­нен­но­го поль­зо­ва­ния. Акт даре­ния — так назы­вае­мая Car­ta Cor­nu­tia­na16 — сохра­нил­ся в копии XII века и игра­ет важ­ную роль в дис­кус­сии о воз­ник­но­ве­нии систе­мы част­ных церк­вей17; он закан­чи­ва­ет­ся спис­ком пожерт­во­ван­ных пред­ме­тов из дра­го­цен­ных метал­лов, с.236 оде­я­ний и книг, нагляд­но демон­стри­руя богат­ство осно­ва­те­ля. Эта учреди­тель­ная гра­мота под­пи­са­на Fla­vius Va­li­la qui et Theo­do­vius vir cla­ris­si­mus et in­lustris co­mes et ma­gis­ter ut­rius­que mi­li­tiae[4]18 и дати­ро­ва­на, в соот­вет­ст­вии с ука­зан­ным кон­су­лом, 471 годом19.

Но Вали­ла так­же вла­дел зем­лёй в Риме. В сво­ём заве­ща­нии он оста­вил рим­ской церк­ви при­над­ле­жа­щую ему бази­ли­ку Юния Бас­са20 на Эскви­лине; после его смер­ти это зда­ние по жела­нию осно­ва­те­ля21 было освя­ще­но папой Сим­пли­ци­ем в честь св. Андрея, как сле­ду­ет из ныне утра­чен­ной и сохра­нён­ной лишь в копии сти­хотвор­ной над­пи­си22, неко­гда нахо­див­шей­ся под моза­и­кой апсиды этой церк­ви. Таким обра­зом, смерть Вали­лы долж­на была насту­пить до 10 мар­та 483 года, дня смер­ти папы Сим­пли­ция.

Как при­зна­вал уже Хр. Хюль­зен23, осно­ва­тель церк­вей в Тиво­ли и на Эскви­лине, веро­ят­но, был иден­ти­чен упо­мя­ну­то­му в над­пи­си из Коли­зея Flavi­us Theo­do­bius vir cla­ris­si­mus et inlustris co­mes et magis­ter ut­riusque mi­litiae24. Эта над­пись отно­сит­ся к no­vus gra­dus[6] Коли­зея и, сле­до­ва­тель­но, может быть дати­ро­ва­на тем вре­ме­нем, когда сена­тор­ские ска­мьи были отре­ста­ври­ро­ва­ны при Одо­ак­ре (осень 476 — вес­на 483 гг.)25. То, что быв­ший26 кол­ле­га Рици­ме­ра не исполь­зу­ет здесь своё гер­ман­ское с.237 лич­ное имя (Va­li­la), но толь­ко агно­мен Theo­do­bius (= -vius)27, в сущ­но­сти, не уди­ви­тель­но. Имен­ная фор­ма Theo­do­bius, являв­ша­я­ся, веро­ят­но, иска­же­ни­ем (эрра­ти­вом) гер­ман­ско­го име­ни28, в то вре­мя долж­на была счи­тать­ся вполне древ­не­рим­ской, и набож­ный като­лик Вали­ла, несо­мнен­но ощу­щав­ший себя рим­ля­ни­ном, вряд ли воз­ра­жал про­тив исполь­зо­ва­ния в отно­ше­нии него это­го име­ни в среде город­ской рим­ской ари­сто­кра­тии29. — Соглас­но заме­ча­ни­ям Деманд­та30 о воен­ном пат­ри­ци­а­те на запа­де импе­рии, мало­ве­ро­ят­но, что Вали­ла обла­дал титу­лом пат­ри­ция. Одна­ко Марук­ки31 при­дер­жи­вал­ся про­ти­во­по­лож­но­го мне­ния, посколь­ку тот факт, что мона­стырь церк­ви на Эскви­лине, постро­ен­ный рядом с ней, воз­мож­но, в пон­ти­фи­кат Гри­го­рия Вели­ко­го, по край­ней мере со вре­ме­ни папы Льва III (785—816) носил тра­ди­ци­он­ное назва­ние S. Andrea ca­ta Bar­ba­ra Pat­ri­cia31a (или apud bar­ba­rum pat­ri­cium), пони­мал­ся им как намёк на осно­ва­те­ля вар­вар­ско­го про­ис­хож­де­ния в ран­ге пат­ри­ция. Такое про­ис­хож­де­ние эпи­те­та церк­ви и мона­сты­ря на Эскви­лине мож­но, по сути, назвать про­сто неле­пым32. Напро­тив, из одно­го места с.238 в офи­ци­аль­ной био­гра­фии папы Гри­го­рия II (715—731) сле­ду­ет, что эпо­ни­мом (и осно­ва­те­лем) мона­сты­ря на Эскви­лине явля­лась некая Бар­ба­ра, а имен­но Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis гово­рит о mo­nas­te­rium iux­ta po­si­tum sancti Andreae apos­to­li quod Bar­ba­re nun­cu­pa­tur[8] (или, соглас­но дру­го­му вари­ан­ту, mo­nas­te­rium sancti Andreae apos­to­li quod Bar­ba­re nun­cu­pa­tur)33. В каче­стве срав­не­ния Р. Энкинг34 ука­зы­вал на некую Гал­лу, осно­вав­шую воз­ле Свя­то­го Пет­ра цер­ковь Сан-Сте­фа­но-Мад­жо­ре, полу­чив­шую назва­ние ca­ta Gal­la Pat­ri­cia. Из пере­пис­ки Гри­го­рия Вели­ко­го нам извест­ны pat­ri­cia Бар­ба­ра и её сест­ра Анто­ни­на, доче­ри быв­ше­го мона­ха и губер­на­то­ра Сира­куз и pat­ri­cia Ита­ли­ки, заботу о кото­рых после смер­ти роди­те­лей папа при­нял на себя35. Хотя мы не рас­по­ла­га­ем свиде­тель­ства­ми о даль­ней­шей судь­бе этих двух знат­ных жен­щин, соглас­но все­му тому, что нам извест­но о город­ской рим­ской и ита­лий­ской ари­сто­кра­тии в кон­це позд­ней антич­но­сти и нача­ле сред­не­ве­ко­вья, не лише­но осно­ва­ний пред­по­ло­же­ние Энкин­га36 о том, что pat­ri­cia Бар­ба­ра осно­ва­ла мона­стырь рядом с цер­ко­вью св. Андрея на Эскви­лине и в её честь весь ком­плекс был назван ca­ta Bar­ba­ra Pat­ri­cia. С Вали­лой, осно­ва­те­лем церк­ви на Эскви­лине, это назва­ние не име­ет ниче­го обще­го.

Л. Шмидт37 счи­тал Вали­лу геру­лом, ука­зы­вая на то, что не может быть и речи о суще­ст­во­ва­нии в Риме гот­ской като­ли­че­ской общи­ны. Этот уже сам по себе сла­бый аргу­мент — поче­му бы отдель­ным готам-като­ли­кам не жить в Риме? — совер­шен­но несо­сто­я­те­лен, если при­нять во вни­ма­ние, что имя Вали­ла одно­знач­но ука­зы­ва­ет на связь с гота­ми. Оно, как и Валия (Va­lia) (и, воз­мож­но, Вал­лио (Val­lio)) отно­сит­ся к гот­ской осно­ве лич­ных имён с.239 *Va­la- и явля­ет­ся умень­ши­тель­ной фор­мой для пол­ных имён, таких как Вала­мер (Va­la­mer)38. Таким обра­зом, вме­сте с частью иссле­до­ва­ний39 в отно­ше­нии Вали­лы мы долж­ны пред­по­ло­жить ско­рее гот­ское про­ис­хож­де­ние, хотя на осно­ва­нии наслед­ст­вен­но­го име­ни нель­зя совер­шен­но исклю­чить геруль­ское про­ис­хож­де­ние воен­но­го маги­ст­ра. Всё же сле­ду­ет попы­тать­ся точ­нее опре­де­лить про­ис­хож­де­ние Вали­лы с помо­щью сле­дую­щих сооб­ра­же­ний.

Вали­ла был вто­рым пре­зен­таль­ным воен­ным маги­ст­ром в послед­ние годы прав­ле­ния «пол­ко­во­д­ца импе­рии» Рици­ме­ра. В этой долж­но­сти он был свиде­те­лем, а так­же непо­сред­ст­вен­ным участ­ни­ком собы­тий, имев­ших решаю­щее зна­че­ние для суще­ст­во­ва­ния Запад­ной импе­рии, преж­де все­го, свер­же­ния и устра­не­ния Рици­ме­ром импе­ра­то­ра Анте­мия40, кото­ро­го под­дер­жи­ва­ла Восточ­ная импе­рия и на кото­ро­го тогда воз­ла­га­лись все надеж­ды на воз­рож­де­ние запад­ной поло­ви­ны Рим­ской импе­рии41. Даже если Вали­ла и не под­дер­жи­вал в этом актив­но «гене­ра­лис­си­му­са», всё же пол­ное мол­ча­ние о нём лите­ра­тур­ной тра­ди­ции ука­зы­ва­ет на то, что он, по край­ней мере, не высту­пал и про­тив Рици­ме­ра. Поми­мо того, что такое сопро­тив­ле­ние было бы так­же и, воз­мож­но, преж­де все­го вопро­сом могу­ще­ства, не сле­ду­ет игно­ри­ро­вать и тот факт, что сво­им назна­че­ни­ем воен­ным маги­ст­ром в каче­стве пре­ем­ни­ка Мар­цел­ли­на Вали­ла дол­жен был быть обя­зан исклю­чи­тель­но Рици­ме­ру. Хотя мы не обя­за­ны счи­тать, что Вали­ла был все­го лишь кре­а­ту­рой Рици­ме­ра, всё же разум­но пред­по­ло­жить, что он лич­но был бли­зок к нему в ином отно­ше­нии.

Из пане­ги­ри­ка Сидо­ния Апол­ли­на­рия импе­ра­то­ру Анте­мию42 мы узна­ём о королев­ском про­ис­хож­де­нии Рици­ме­ра, буду­ще­го зятя ново­го импе­ра­то­ра. С отцов­ской сто­ро­ны он про­ис­хо­дил с.240 из королев­ской семьи (испан­ских) све­вов, а по мате­рин­ской линии его дедом был король вест­готов Валия: in reg­num duo reg­na vo­cant (т. е. Рици­ме­ра)43. Поз­же Рици­мер счи­тал­ся (вест)готом44, что, несо­мнен­но, объ­яс­ня­ет­ся тем, что он вырос сре­ди вест­готов и поэто­му был к ним при­чис­лен45; его тес­ные род­ст­вен­ные свя­зи с бур­гунд­ской королев­ской семьёй, кото­рые вос­хо­дят к вест­гот­ско­му iudex Ата­на­ри­ху46, так­же ука­зы­ва­ют на связь с вест­гота­ми.

Нас, одна­ко, преж­де все­го инте­ре­су­ет вопрос об исто­рич­но­сти это­го бра­ка меж­ду сыном свев­ско­го коро­ля и доче­рью коро­ля вест­готов Валии, от кото­ро­го, по сло­вам Сидо­ния Апол­ли­на­рия, в осталь­ном очень хоро­шо осве­дом­лён­но­го о поло­же­нии дел у вест­готов47, про­ис­хо­дит Рици­мер. Веро­ят­на ли такая связь в опре­де­лён­ный момент исто­рии поли­ти­че­ских отно­ше­ний меж­ду све­ва­ми48 и вест­гота­ми?

с.241 В нача­ле 416 года король вест­готов Валия был вынуж­ден заклю­чить дого­вор с Запад­ной импе­ри­ей, пред­став­лен­ной ma­gis­ter mi­li­tum и буду­щим импе­ра­то­ром Кон­стан­ци­ем (III). В обмен на постав­ку 600000 мер зер­на голо­даю­щим готам Валия при­нял на себя обя­за­тель­ство вер­нуть Гал­лу Пла­ци­дию и сра­жать­ся по пору­че­нию импе­рии с вар­вар­ски­ми наро­да­ми в Испа­нии (ван­да­ла­ми — асдин­га­ми и силин­га­ми, све­ва­ми, ала­на­ми)49. Тогда ван­да­лы-асдин­ги и све­вы, по-види­мо­му, при­зна­ли вер­хов­ную власть запад­но­го импе­ра­то­ра Гоно­рия без пред­ше­ст­ву­ю­щих тако­му при­зна­нию круп­ных бое­вых дей­ст­вий бла­го­да­ря ока­зан­но­му на них Вали­ей дав­ле­нию, и, веро­ят­но, полу­чи­ли ста­тус феде­ра­тов50. Бла­го­да­ря это­му два назван­ных наро­да избе­жа­ли, в отли­чие от силин­гов и ала­нов, пол­но­го уни­что­же­ния вест­гота­ми51. С под­чи­не­ни­ем све­вов вер­хов­ной вла­сти импе­рии, достиг­ну­тым Вали­ей, воз­мож­но, и был свя­зан брак роди­те­лей Рици­ме­ра. Нет необ­хо­ди­мо­сти пред­по­ла­гать, буд­то отсюда сле­ду­ет, что брак был заклю­чён немед­лен­но. Более веро­ят­но, что отец Рици­ме­ра был сна­ча­ла взят в залож­ни­ки, а затем, воз­мож­но, по какой-то дру­гой кон­крет­ной при­чине — Л. Шмидт52 думал о неудач­ном пред­ло­же­нии вест­готов о сою­зе со све­ва­ми в 431 году — женил­ся на доче­ри коро­ля вест­готов. Даты в био­гра­фии Рици­ме­ра, о кото­рых мож­но гово­рить лишь при­бли­зи­тель­но, соот­вет­ст­во­ва­ли бы это­му53. Если изо­бра­жён­ный здесь порт­рет отца Рици­ме­ра верен, было бы лег­че понять, поче­му впо­след­ст­вии воен­ный магистр счи­тал­ся готом. Свиде­тель­ство Сидо­ния Апол­ли­на­рия о его про­ис­хож­де­нии от вест­гот­ско­го коро­ля Валии в любом слу­чае сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как надёж­ное. И с помо­щью этих пред­ва­ри­тель­ных заме­ча­ний сле­ду­ет попы­тать­ся отве­тить на вопрос о про­ис­хож­де­нии Вали­лы, кол­ле­ги Рици­ме­ра по долж­но­сти пре­зен­таль­но­го воен­но­го маги­ст­ра.

Из-за сво­его име­ни Вали­ла дол­жен быть отне­сён к готам; он явно был знат­но­го про­ис­хож­де­ния54; он дол­жен был быть обя­зан сво­ем воз­вы­ше­ни­ем до с.242 ma­gis­te­rium mi­li­tum все­мо­гу­ще­му тогда Рици­ме­ру; он не про­яв­лял себя в поли­ти­ке, а зна­чит, сле­до­вал или, по край­ней мере, не про­ти­вил­ся губи­тель­но­му для суще­ст­во­ва­ния Запад­ной импе­рии кур­су Рици­ме­ра. Эти обсто­я­тель­ства уже сами по себе оправ­ды­ва­ют пред­по­ло­же­ние о доста­точ­но тес­ных, воз­мож­но, так­же род­ст­вен­ных отно­ше­ни­ях меж­ду Рици­ме­ром и Вали­лой. Вме­сте с тем, на это в осо­бен­но­сти ука­зы­ва­ет имя Вали­лы, кото­рое соот­но­сит­ся с име­нем деда Рици­ме­ра, коро­ля вест­готов Валии. Обе имен­ные фор­мы явля­ют­ся умень­ши­тель­ны­ми фор­ма­ми гот­ских пол­ных имён, таких как Вала­мер, и пото­му прак­ти­че­ски иден­тич­ны; мож­но так­же пони­мать Va­li­la как деми­ну­тив от Va­lia55. Поэто­му мож­но пред­по­ло­жить, что Вали­ла был потом­ком коро­ля вест­готов Валии и, таким обра­зом, близ­ким род­ст­вен­ни­ком Рици­ме­ра. Это род­ство объ­яс­ня­ет воз­вы­ше­ние Вали­лы до воен­но­го маги­ст­ра, как и дости­же­ние коман­до­ва­ния в Гал­лии (ma­gis­te­rium mi­li­tum Gal­lia­rum) бур­гунд­ски­ми кня­зья­ми Гун­до­ве­хом и Гун­до­ба­дом56, а так­же насле­до­ва­ние послед­ним воен­но­го пат­ри­ци­а­та57. То, что Вали­ла был като­ли­ком, а Рици­мер и бур­гунд­ские коро­ли, веро­ят­но, были ари­а­на­ми58, не может рас­смат­ри­вать­ся как аргу­мент про­тив их близ­ко­го род­ства. Напри­мер, как раз в бур­гунд­ской королев­ской семье отно­си­тель­но рано встре­ча­ет­ся Хро­де­хиль­да, жена франк­ско­го коро­ля Хло­дви­га, опре­де­лён­но като­лич­ка59.

с.243 С боль­шой долей веро­ят­но­сти послед­ний извест­ный ma­gis­ter equi­tum prae­sen­ta­lis Запад­ной импе­рии отно­сил­ся к свев­ско-вест­гот­ско-бур­гунд­ско­му кла­ну Рици­ме­ра. Его имя Вали­ла отра­жа­ет чув­ство при­над­леж­но­сти к это­му бла­го­род­но­му кла­ну и долж­но вос­при­ни­мать­ся имен­но в каче­стве веду­ще­го име­ни60.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1См. об этом два фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ния Штро­хе­ке­ра: K. F. Stro­he­ker, Zur Rol­le der Heer­meis­ter frän­ki­scher Abstam­mung im spä­ten vier­ten Jahrhun­dert, His­to­ria 4, 1955, 314—330, и Ala­man­nen in rö­mi­schen Reichsdienst, Era­nion. Festschr. H. Hom­mel, Tü­bin­gen 1961, 127—148, кото­рые теперь доступ­ны в сбор­ни­ке Ger­ma­nen­tum und Spä­tan­ti­ke, Zü­richStuttgart 1965, 9—53 (цити­ру­ет­ся ниже).
  • 2Stro­he­ker, a. O. 14 Anm. 1. M. Waas, Ger­ma­nen im rö­mi­schen Dienst im 4. Jh. n. Chr., Bonn 1965, 108 f. (Mal­lo­bau­des Nr. 2); E. Zöllner, Ge­schich­te der Fran­ken bis zur Mit­te des 6. Jh., Mün­chen 1970, 22, 165, 167 (этот Мал­ло­бавд, веро­ят­но, не иден­ти­чен тому, кото­рый в 354 и 355 гг. в окру­же­нии Кон­стан­ция II назван как tri­bu­nus ar­ma­tu­ra­rum Мал­ло­бавд, как там же пола­га­ет Цёлль­нер: см. Waas, a. O. 108, и D. Hoffmann, Das spät­rö­mi­sche Bewe­gungsheer und die No­ti­tia Dig­ni­ta­tum II, Düs­sel­dorf 1970 [Epigr. Stu­dien 7, 2], 122 Anm. 836).
  • 3О высо­кой доле фран­ков и але­ма­нов в scho­lae pa­la­ti­nae см.: Hoffmann, a. O. I, Düs­sel­dorf 1969, 299 f.
  • 4См. Stro­he­ker, a. O. 11.
  • 5Сти­ли­хон, сын коман­дую­ще­го гер­ман­ски­ми кон­ны­ми отряда­ми при импе­ра­то­ре Вален­те и лати­но­языч­но­го под­дан­но­го импе­рии (Hie­ron., ep. 123, 16, 2 назы­ва­ет его se­mi­bar­ba­rus[1]), ещё в дет­стве был вне­сён в спис­ки элит­но­го отряда (O. Seeck, RE III A 2, 1929, 2523). Он, веро­ят­но, был бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния, и это пред­по­ло­же­ние осно­ва­но в первую оче­редь не на его (более позд­ней) при­над­леж­но­сти к дина­стии Фео­до­сия (через жену Сере­ну и двух доче­рей Марию и Тер­ман­цию), но сле­ду­ет из его карье­ры и обра­за жиз­ни (см. R. I. Frank, Scho­lae Pa­la­ti­nae, Ro­ma 1969, 187 f.).
  • 6При­ме­ни­тель­но к Восточ­ной импе­рии здесь сле­ду­ет назвать ала­но-гот­скую дина­стию воен­ных маги­ст­ров Аспа­ра: см. A. De­mandt, ma­gis­ter mi­li­tum, RE Suppl.-Bd. XII, 1970, родо­слов­ная с наи­бо­лее зна­чи­мы­ми семья­ми воен­ных маги­ст­ров V века, и там же 785. В целом к это­му ала­но-ост­гот­ско­му кла­ну могут быть отне­се­ны 7 воен­ных маги­ст­ров: Плин­та, Арда­вур Стар­ший, Аспар, Арда­вур Млад­ший, Тео­де­рих Стра­бон, Тео­де­рих Вели­кий, Аре­обинд.
  • 7De­mandt, a. O. 702 и 785; Демандт так­же упо­ми­на­ет клан из галль­ской сена­тор­ской ари­сто­кра­тии (вокруг импе­ра­то­ра Ави­та) и знат­ную дал­мат­скую семью, к кото­рой при­над­ле­жал более позд­ний импе­ра­тор Непот.
  • 8О Рици­ме­ре см. O. Seeck, RE I A 1, 1914, 797—799; J. Sundwall, Weströ­mi­sche Stu­dien, Ber­lin 1915, 125 f. Nr. 405; E. SteinJ.-R. Pa­lan­que, His­toi­re du Bas-Em­pi­re I, Pa­ris 1959, 367 ff.; K. F. Stro­he­ker, Der po­li­ti­sche Zer­fall des rö­mi­schen Wes­tens, в: Ger­ma­nen­tum u. Spä­tan­ti­ke (прим. 1) 93—97 и De­mandt, a. O. 672—676. Для меня оста­лась недо­ступ­ной работа An­nun­zia­ta Ma­ria Pa­pi­ni, Ri­ci­me­ro. L’ago­nia dell’im­pe­ro ro­ma­no d’oc­ci­den­te, Mi­la­no 1959.
  • 9То немно­гое, что нам извест­но о Реми­сте и Били­ме­ре, см. в: De­mandt, a. O. 672 (Ремист) и 695—697 (Били­мер).
  • 10О Вали­ле см. Chr. Huel­sen, Nuo­vo Bul­le­ti­no di Ar­cheol. Christ. 5, 1899, 171—176; Sundwall (прим. 8) 142 Nr. 391; W. Ensslin, RE VIII A 1, 1955, 276 f.; A. Chas­tag­nol, Le sé­nat ro­main sous de règ­ne d’Odoac­re, Bonn 1966, 39—41 и 79 f.; De­mandt (прим. 6) 687.
  • 11W. Ensslin, Klio 24, 1931, 492 f.
  • 12О Мар­цел­лине см. Sundwall (прим. 8) 100 f. Nr. 294, и De­mandt (прим. 6) 684—687; так­же см. заме­ча­ния Деманд­та, там же, 700 f., о долж­но­сти вто­ро­го пре­зен­таль­но­го воен­но­го маги­ст­ра после середи­ны V века.
  • 13De­mandt, там же, 687.
  • 14De­mandt, там же, 700 (богат­ство Рици­ме­ра) и 786.
  • 15В труде C. Croc­chian­te, Is­to­ria del­le chie­se del­la cit­tà di Ti­vo­li, Ro­ma 1726, p. 252 (= lib­ro quar­to: «con­ti­nen­te le chie­se di­ru­te dentro la cit­tà di Ti­vo­li e nel suo ter­ri­to­rio»[2], cap. XVII) обна­ру­жи­ва­ет­ся при­ме­ча­ние: «Per la ri­va del me­de­si­mo fiu­me v’era un altra chie­sa sot­to il ti­to­lo di S. Ma­ria di Cor­nu­ta, la qua­le restò altre­si inon­da­ta da es­so Anie­ne; co­me ne’me­de­si­mi lib­ri (i. e. lib­ri del­le vi­si­te) leg­ge»[3] (этой ссыл­кой я обя­зан д-ру Х. Бран­ден­бур­гу из Гер­ман­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та в Риме).
  • 16Текст в: L. Bruz­za, Re­ges­to del­la chie­sa di Ti­vo­li, Stu­di e Do­cu­men­ti di Sto­ria e Di­rit­to I (Bibl. dell’Acad. sto­ri­co-giu­rid. VI), Ro­ma 1880, p. 15—17, и в: L. Du­ches­ne, Le Li­ber Po­ni­fi­ca­lis I, пере­из­да­ние, Pa­ris 1955, p. CXLVI f. (началь­ный текст сохра­нил­ся не пол­но­стью).
  • 17См. U. Stutz, Ge­schich­te d. kirchli­chen Be­ne­fi­zialwe­sens I 1, Ber­lin 1895, 53 f.; H. v. Schu­bert, Staat u. Kir­che in den aria­ni­schen Kö­nig­rei­chen und im Rei­che Chlodwigs, Mün­chenBer­lin 1912, 23; E. Cas­par, Ge­schich­te des Papsttums II, Tü­bin­gen 1933, 745.
  • 18Du­ches­ne I (прим. 16) p. CXLVII (при­ни­мая конъ­ек­ту­ру Де Рос­си, Дюшен чита­ет вме­сто Theo­dov́ius более употре­би­тель­ное Theo­doŕius; исправ­ле­но на Theo­dov́ius в: L. Du­ches­ne, Le Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis III, пере­из­да­ние, Pa­ris 1957, p. 60. В титу­ла­ту­ре Вали­лы et после in­lustris излишне: см. Chas­tag­nol [прим. 10] 39 not. 55).
  • 19Du­ches­ne I (прим. 16) p. CXLVII: … sub die XV kal. Ma­iarum, dom­no Leo­ne per­pe­tuo Augus­to quar­ter et Pro­bia­no vi­ro cl. Con­so­le[5] (= 17 апре­ля 471 г.).
  • 20Об этой бази­ли­ке см. O. Ma­ruc­chi, Bull. Comm. 21, 1893, 89—104; Chr. Huel­sen, Festschr. J. Schlos­ser, Zü­richLeip­zigWien 1927, 53—67; R. En­king, S. Andrea Ca­ta Bar­ba­ra e S. An­to­nio Ab­ba­te sull’Es­qui­li­no (Le Chie­se di Ro­ma il­lustra­te, 83), Ro­ma 1964, p. 5 sq.
  • 21См. En­king, a. O. 11.
  • 22Diehl, ILCV I 1785.
  • 23Huel­sen (прим. 10) 172—176.
  • 24CIL VI 32169 + 32221.
  • 25Chas­tag­nol (прим. 10) 24—56; ter­mi­nus an­te quem для ремон­та сена­тор­ских ска­мей Одо­ак­ром сле­ду­ет, в свою оче­редь, из даты смер­ти Вали­лы (до 10 мар­та 483 г.).
  • 26Было бы пра­виль­нее назы­вать Вали­лу ex ma­gistro ut­rius­que mi­li­tiae. Когда в иссле­до­ва­ни­ях встре­ча­ет­ся воен­ный магистр под име­нем Fl. Theo­do­bius Va­li­la (Sundwall [прим. 8] 142 Nr. 491; Ensslin [прим. 11] 492; L. Schmidt, Die Ostger­ma­nen, Mün­chen 19412 [1969], 551; De­mandt [прим. 6, 687]), сле­ду­ет иметь в виду, что в такой фор­ме пере­да­ча это­го име­ни отсут­ст­ву­ет (вме­сто это­го име­ют­ся Fl. Va­li­la qui et Theo­do­vius либо Fl. Theo­do­bius).
  • 27В Theo­dob́ius име­ет место часто засвиде­тель­ст­во­ван­ный для позд­не­го вре­ме­ни бета­цизм. Об агно­ме­нах см. I. Ka­jan­to, Su­per­no­mi­na. A Stu­dy in La­tin Epi­gra­phy, Hel­sin­ki 1966, 7 ff., особ. 41 и 55—57 (об агно­ме­нах на -ius/-ia); посколь­ку Каян­то рас­смат­ри­ва­ет почти исклю­чи­тель­но эпи­гра­фи­че­ский мате­ри­ал, у него не упо­ми­на­ет­ся Fl. Va­li­la qui et Theo­do­vius.
  • 28См. Huel­sen (прим. 10) 176 Anm. 1: «Il ch. col­le­ga Prof. E. Schroe­der di Mar­burg a ques­to pro­po­si­to mi scri­ve: La for­ma Theo­do­vius ha ana­lo­gie in Ἀλά­βι­χος (got. Alawih): il se­con­do ele­men­to -vius cor­ris­pon­de ad un go­ti­co -wihus (per la gut­tu­ra­le frap­pos­ta, cf. il fran­ci­co Chlo­do­veus, Chlo­do­vec­hus). Il no­me dun­que sa­rà sta­to Thiu­dawih, ac­can­to al qua­le il Va­li­la, di­mi­nu­ti­vo di Wal­lia, è da con­si­de­ra­re co­me ὑπο­κορισ­τι­κόν, che però, co­me apes­so è ac­ca­du­to nei tem­pi bas­si, è sta­to più in uso del no­me prop­rio ed uf­fi­cia­le»[7]. А Каян­то не счи­та­ет Тео­до­вия гер­ман­цем (сооб­ще­ние в пись­ме от 11. 10. 1970).
  • 29Одна­ко при­чи­ной сокра­ще­ния имен­ной фор­мы мог­ла быть и нехват­ка места.
  • 30De­mandt (прим. 6) 631—633, 650, 662.
  • 31Ma­ruc­chi (прим. 20) 102.
  • 31aСр. Huel­sen (прим. 20) 55.
  • 32Ср. En­king (прим. 20) 12.
  • 33Du­ches­ne I (прим. 16) p. 397.
  • 34En­king (прим. 20) 12.
  • 35Венан­ций, отец Бар­ба­ры и Анто­ни­ны, веро­ят­но, не имел ран­га пат­ри­ция; см. так­же о воз­ник­шей меж­ду Харт­ма­ном (MGH Epp. I p. 416) и Эваль­дом (там же, P. 45) поле­ми­ке: E. Stein, La dis­pa­ri­tion du sé­nat de Ro­me à la fin du VIe sièc­le, Acad. roy. Belg. Bull. de la Cl. des Lettres et des Scien­ces Mor. et Pol., 5e sér., t. XXV, Bru­xel­les 1939, 319 f.
  • 36En­king (прим. 20) 12.
  • 37Schmidt (прим. 26) 551, см. так­же Ensslin (прим. 10) 277; готом Вали­лу назы­ва­ют Stutz (прим. 17) 53, Ma­ruc­chi (прим. 20) 102 и Huel­sen в двух выше­упо­мя­ну­тых работах (прим. 10 и 20).
  • 38M. Schön­feld, Wör­ter­buch der altger­ma­ni­schen Per­so­nen- und Völ­ker­na­men, Hei­del­berg 1911, 251 f.; E. Förste­mann, Altdeutsche Per­so­nen­na­men. Er­gän­zungsband, сост. H. Kauf­mann, Mün­chen-Hil­des­heim 1968, 378 (Sp. 1496 I.).
  • 39См. выше прим. 37.
  • 40Похо­же, что к устра­не­нию Анте­мия в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни был так­же при­ча­стен Гун­до­бад, пле­мян­ник Рици­ме­ра и впо­след­ст­вии король бур­гун­дов: см. Sundwall (прим. 8) 85 Nr. 215 и SteinPa­lan­que I (прим. 8) 394 f.
  • 41Об Анте­мии см. J. B. Bu­ry, His­to­ry of the La­ter Ro­man Em­pi­re I, пере­из­да­ние, New York 1958, 337 ff.; SteinPa­lan­que, I (прим. 8) 389—395 и Stro­he­ker (прим. 8) 95—97.
  • 42Sid. Apoll. c. II.
  • 43Там же, II 360—365: … tum li­vet quod Ri­ci­me­rem in reg­num duo reg­na vo­cant; nam pat­re Sue­bus, a ge­net­ri­ce Ge­tes. si­mul et re­mi­nis­ci­tur il­lud, quod Tar­te­sia­cis avus hui­us Val­lia ter­ries Van­da­li­cas tur­mas et iuncti Mar­tis Ha­la­nos stra­vit et oc­ci­duam te­xe­re ca­da­ve­ra Cal­pen[9]. О про­ис­хож­де­нии Рици­ме­ра от Валии см. так­же Sid. Apoll. c. V 267 f. Имен­ная фор­ма Val­lia (Wal­lia) явля­ет­ся лишь экс­прес­сив­ным удво­е­ни­ем Va­lia: Förste­mannKauf­mann (прим. 38) 378 (к Sp. 1496 I.).
  • 44En­nod., Vit. Epif. 64, 67 (p. 92 Vo­gel).
  • 45Веро­ят­но, даже сами гер­ман­цы счи­та­ли Рици­ме­ра вест­готом, если при­нять во вни­ма­ние про­яс­нён­ную в резуль­та­те недав­них иссле­до­ва­ний струк­ту­ру гер­ман­ской зна­ти. «Это когнат­ские (“пере­ход­ные”) роды, в кото­рых связь с род­ст­вен­ни­ка­ми мате­ри игра­ет гораздо боль­шую — а в слу­чае род­ства по супру­же­ской линии с королев­ским домом даже решаю­щую — роль» (R. Wenskus, Real­le­xi­con d. Germ. Al­ter­tumskun­de I 1, 21968, 72). О зна­че­нии «мат­ри­ли­ней­но­го про­ис­хож­де­ния» («mat­ri­li­neal des­cent») у гер­ман­ских наро­дов см. E. A. Thompson, The Ear­ly Ger­mans, Ox­ford 1965, 17 not. 1, 34 sq., 60, 69 not. 1, и R. Wenskus, Stam­mes­bil­dung und Ver­fas­sung. Das Wer­den der früh­mit­te­lal­ter­li­chen gen­tes, KölnGraz 1961, 300 f. Anm. 186 (насле­до­ва­ние по мате­рин­ской линии не зави­сит от мат­ри­ар­халь­ной куль­ту­ры!).
  • 46Greg. Tur., Hist. Franc. II 28; об исто­рич­но­сти это­го сооб­ще­ния см. H. v. Schu­bert, Die An­fän­ge des Chris­ten­tums bei den Bur­gun­dern, Sb Hei­delbg. Akad. Wiss., phil.-hist. Kl., Jhg. 1911, 3. Abh., 29—32; Гри­го­рий Тур­ский, бес­спор­но, знал и исполь­зо­вал тра­ди­цию, вос­хо­дя­щую к бур­гунд­ской прин­цес­се и франк­ской короле­ве Хро­де­хиль­де (ум. 548, вдо­вой она име­ла рези­ден­цию в Туре) (Zöllner [прим. 2] 62), и поэто­му при­ведён­ное выше место из «Исто­рии фран­ков» может быть досто­вер­ным.
  • 47См. S. Dill, Ro­man So­cie­ty in the Last Cen­tu­ry of the Wes­tern Em­pi­re, пере­из­да­ние, New York 1958, 323 ff.
  • 48Испан­ские све­вы — это древ­ние ква­ды: см. Wenskus, Stam­mes­bil­dung (прим. 45) 561 f. и F. Lot­ter, MIÖG 76, 1968, 280.
  • 49Bu­ry I (прим. 40) 203; Schmidt (прим. 26) 460; SteinPa­lan­que I (прим. 8) 267; E. A. Thompson, His­to­ria 12, 1963, 116.
  • 50Bu­ry I (прим. 40) 204; SteinPa­lan­que I (прим. 8) 267.
  • 51Уни­что­же­ние силин­гов и ала­нов: Bu­ry, там же, и SteinPa­lan­que, там же.
  • 52Schmidt (прим. 26) 266.
  • 53В пане­ги­ри­ке импе­ра­то­ру Май­о­ри­а­ну Сидо­ний Апол­ли­на­рий (c. V 267) гово­рит о Рици­ме­ре как о iuve­nis[10].
  • 54О знат­ном про­ис­хож­де­нии воен­ных маги­ст­ров см. выше прим. 7.
  • 55См. выше прим. 38 и Huel­sen (прим. 20) 58, кото­рый, со ссыл­кой на гер­ма­ни­ста Э. Шрёде­ра (прим. 28) рас­смат­ри­ва­ет Va­li­la как деми­ну­тив от гот­ско­го име­ни соб­ст­вен­но­го Wal­lia.
  • 56О Гун­до­ве­хе и Гун­до­ба­де как ma­gistri mi­li­tum Gal­lia­rum см. Sundwall (прим. 8) 85 Nr. 214 и 215, а так­же De­mandt (прим. 6) 694 f.; о Хиль­пе­ри­ке I как галль­ском воен­ном маги­ст­ре см. Ensslin (прим. 11) 493 и De­mandt (прим. 6) 697—699 (Sundwall [прим. 8] 62 Nr. 95 сме­шал двух Хиль­пе­ри­ков, чего не заме­тил Демандт, там же).
  • 57Гун­до­бад как 1-й пре­зен­таль­ный воен­ный магистр и пат­ри­ций: De­mandt, там же, 676 f.
  • 58О Рици­ме­ре см. Bu­ry I (прим. 40) 329 Anm. 2 (о св. Ага­те Гот­ской в Риме, ари­ан­ской церк­ви, укра­шен­ной Рици­ме­ром, см. R. Krau­thei­mer, Cor­pus Ba­si­li­ca­rum Christ. Ro­mae I, Ro­ma 1937, 2—12); об испо­веда­нии Гун­до­ве­ха и Гун­до­ба­да см. v. Schu­bert (прим. 46) 28—32. Schmidt (прим. 26) 149 f. и 188 (в отли­чие от Sundwall [прим. 8] 85 Nr. 214, кото­рый оши­боч­но счи­та­ет Гун­до­ве­ха като­ли­ком).
  • 59См. v. Schu­bert (прим. 46) 28 Anm. 28 и Zöllner (прим. 2) 55 и 59 f.; уже супру­га ари­а­ни­на Хиль­пе­ри­ка I (король бур­гун­дов ок. 470—480) испо­ве­до­ва­ла като­ли­че­скую веру (Schmidt [прим. 26] 143).
  • 60В поль­зу пред­став­лен­ной здесь кон­цеп­ции про­ис­хож­де­ния воен­но­го маги­ст­ра Вали­лы гово­рят так­же заме­ча­ния К. А. Экхард­та об при­сво­е­нии имён в королев­ских домах готов (Süd­ostforschun­gen 14, 1955, 34—55).
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]Полу­вар­вар (лат.).
  • [2]«Кни­га чет­вёр­тая, касаю­ща­я­ся раз­ру­шен­ных церк­вей в пре­де­лах горо­да Тиво­ли и на отно­ся­щей­ся к нему терри­то­рии» (ит.).
  • [3]«На бере­гу той же реки нахо­ди­лась ещё одна цер­ковь под назва­ни­ем Сан­та-Мария-ди-Кор­ну­та, кото­рая так­же была затоп­ле­на Аньене, как о том мож­но про­честь в тех же кни­гах (т. е. в кни­гах посе­ще­ний)» (ит.).
  • [4]«Фла­вий Вали­ла, назы­вае­мый так­же Тео­до­вий, свет­лей­ший и сия­тель­ный муж, комит и магистр обе­их мили­ций» (лат.).
  • [5]«В 15-й день до май­ских календ в кон­суль­ство гос­по­ди­на Льва, веч­но­го Авгу­ста, в чет­вёр­тый раз, и свет­лей­ше­го мужа Про­би­а­на» (лат.).
  • [6]Новые ска­мьи (лат.).
  • [7]«Ува­жае­мый кол­ле­га Э. Шрёдер из Мар­бур­га пишет мне по это­му пово­ду: фор­ма Theo­do­vius име­ет ана­ло­гии в Ἀλά­βι­χος (гот. Alawih); вто­рой эле­мент -vius соот­вет­ст­ву­ет гот­ско­му -wihus (каса­тель­но встав­но­го зад­не­языч­но­го соглас­но­го ср. франк­ское Chlo­do­veus, Chlo­do­vec­hus). Таким обра­зом, его име­нем долж­но было быть Thiu­dawih, рядом с кото­рым Va­li­la, деми­ну­тив от Wal­lia, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как ὑπο­κορισ­τι­κόν [умень­ши­тель­ное (греч.)], кото­рое, одна­ко, как это часто слу­ча­лось в позд­ний пери­од, всё боль­ше исполь­зо­ва­лось как соб­ст­вен­ное и офи­ци­аль­ное имя» (ит.).
  • [8]«Мона­стырь, рас­по­ло­жен­ный воз­ле свя­то­го апо­сто­ла Андрея, кото­рый Бар­ба­рой име­ну­ет­ся» (лат.).
  • [9]«Вдо­ба­вок завиду­ет он, что два королев­ства зовут Рици­ме­ра на цар­ство, ибо он свев по отцу, а по мате­ри гет. Одно­вре­мен­но он вспо­ми­на­ет, как на зем­лях испан­ских рас­про­стёр дед его Вал­лия тол­пы ван­да­лов, и ала­нов, союз­ни­ков их, и тру­пы покры­ли закат­ную Каль­пу» (лат.).
  • [10]Юно­ша (лат.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1569360012 1569360013 1413290010 1619548782 1619628786 1622693768