Цезарь, Цицерон и долговая проблема
Пер. с англ. О. В. Любимовой.
с.128 Цель настоящей статьи — исследовать долговую проблему в Риме в эпоху Цицерона. Часть этих рассуждений не вызовет споров или, по меньшей мере, окажется читателям знакомой; это описание того, каким образом римские политики жили в состоянии постоянной задолженности. Остальные рассуждения будут, прямо скажем, более спекулятивными; здесь доказывается, что прибытие Цезаря в Рим в 49 г. до н. э. вызвало кризис, который до некоторой степени был неизбежным, но Цезарь в результате предпринял определённые меры для его разрешения, которые сыграли важную роль в дальнейшем развитии римского права1.
I
Римские сенаторы и римские всадники, конечно, были состоятельными людьми, статус (dignitas) которых был основан на владении имущественным цензом, видимо, составлявшим в Поздней республике 400 тыс. сестерциев. Многие исследователи — прежде всего М. Гельцер — подробно показали, как тимократическое, почти плутократическое устройство римского общества определяло римское политическое поведение и установки, и, надеюсь, я могу не останавливаться на этом вопросе2, так как основные пункты всем знакомы. Формально общественная деятельность никогда не оплачивалась, поэтому расходы сенатора были велики. Но достаточно очевидно, что в Поздней Республике стоимость участия в политической жизни резко увеличилась. Внешне это выражалось в возрастании роскоши сенаторских домов3, росте расходов на эдильские и прочие игры4 и, наконец, в принятии всё новых законов о нарушениях на выборах или незаконном влиянии (ambitus). Это было вызвано усилением соперничества за государственные должности. Методы убеждения такого электората, как городской плебс (plebs urbana), были бесконечно разнообразны, многие из них законны, многие незаконны (поэтому их следовало избегать) и почти все — дорогостоящи5. Отсюда возникло другой знакомый нам порок Поздней Республики — обычай брать в долг во время предвыборной кампании в расчёте на получение провинции6. Римский сенатор, особенно в начале карьеры, часто имел долги, сильно превышавшие его состояние и доступные ему ресурсы. Награды, то есть политическое продвижение и повышение статуса (dignitas), были велики, но велики были и риски.
В чём же состояли эти риски? Прежде всего в том, что, если ваши кредиторы утратят веру в вас или вашу удачу, вы можете внезапно обанкротиться, а римское республиканское право в таких случаях было непомерно сурово. Римляне, как отмечает Полибий7, были безжалостны к тем, кто не держит слово или не выполняет договор. Если неспособность заплатить была доказана в суде, то следовала proscriptio bonorum (всё имущество продавалось с торгов, а выручка распределялась среди кредиторов), а в большинстве случаев также и infamia (формальный запрет входить в сенат, занимать магистратуры и быть судьёй), иными словами — политическая смерть8. Даже если банкротства удавалось избежать, последствия могли быть очень тяжёлыми; если слишком большая часть имущества находилась в залоге, то цензоры могли исключить его владельца из сената. с.129 Именно так пострадал в 70 г. до н. э. Гай Антоний, коллега Цицерона по консульству, «quod propter aeris alieni magnitudinem praedia manciparit, bonaque sua in potestate non habeat»[1] (Ascon. 84 C) — то есть утратил законный контроль над своим имуществом. Чтобы оставаться сенатором, необходимо было поддерживать не только репутацию (existimatio), но и доверие к себе (fides), и оба этих понятия в какой-то степени включали финансовую независимость9. В более низком социальном слое римские правовые санкции против несостоятельного должника тоже по современным стандартам были очень суровы. В древние времена кредитор, видимо, мог схватить, обратить в рабство и, наконец, даже убить должника, словно преступника. Но эти порядки, очевидно, были отменены на ранней стадии, в эпоху борьбы сословий, которую живо описали такие историки-популяры, как Лициний Макр10. Благодаря введению преторской юрисдикции взыскание по закладной, несомненно, обрело более мягкие формы; однако должник всё равно мог быть выдан своему кредитору во временную зависимость (addictio), чтобы отработать долг11. Однако такая система может показаться жестокой лишь в сравнении с относительно новыми представлениями; по стандартам современного ей неримского мира она была гуманной: в Греции, Азии и Галлии по-прежнему можно было обратить должника в рабство, продать его за границу или лишить гражданских прав (ибо нет сведений о том, что кто-то последовал прецеденту, созданному знаменитым законом Солона в Афинах), и преторы, несомненно, обеспечивали не столь упрощённую и более формальную систему12. Конечно, многие бедные граждане по-прежнему обращались в зависимость и, видимо, попадали в частные тюрьмы, но известно, что в эпоху Республики это могло быть результатом неформальных соглашений, в которых суды никакой роли не играли. До сих пор неясно, в каких пределах претор мог — или имел право — вмешаться, чтобы воспрепятствовать человеку в отдалённой области отдать в залог самого себя или свои услуги, даже на самых невыгодных условиях13. Однако дух римского права был явно враждебен подобным обычаям; ясно, что ко временам Империи уже предпринимались реальные попытки внедрить в провинциях римский с.130 принцип, согласно которому обращение в зависимость или заключение в тюрьму должно было совершаться только по решению суда14. Однако даже по стандартам того времени санкции могли показаться неоправданно суровыми; едва ли они соответствовали важной роли денежного обмена в обществе; напротив, развитие цивилизации могло содействовать сокрытию наихудших жестокостей, ибо обращение в зависимость гражданина было неудобно для обеих сторон.
Таким образом, приступая к соисканию должности, политик должен был помнить, какая судьба ожидает его, если удача от него отвернётся, а его политическая звезда зайдёт. Но в течение какого-то времени можно было, прилагая определённые усилия, предотвращать дурные последствия или избегать их. В
Ввиду этого денежные дела политиков нередко приходили в очень сложное и запутанное состояние. Чтобы ускорить свою раннюю карьеру, Цезарь пришлось залезть в огромные долги, и его положение выправилось лишь после того, как он получил доступ к галльскому золоту. Известно, что он был замешан в предвыборный скандал 54 г. до н. э.20, утверждение, что Цезарь «подкупил» или убедил Луция Эмилия Павла, консула 50 г. до н. э., и трибуна Куриона, выплатив их долги или поручившись за них, несомненно, — слишком простое объяснение их политики в целом21, но нет сомнений, что хитроумные субсидии Цезаря нередко шли на пользу его делу. Многие, подобно Требацию Тесте, отправлялись в Галлию, чтобы «купаться в золоте»22. В конце
Следует отказаться от современных представлений о том, что сенатор имел мало деловых интересов, а его финансовые дела были примитивны или очень просты. Нет оснований считать, что сложные финансовые сделки, упомянутые в письмах Цицерона, были чем-то необычным25, и большинство сенаторов начиная с Катона Старшего были не просто землевладельцами, но и профессиональными политиками, для которых все источники дохода были лишь средствами политической деятельности26. Например, ясно, что политические лидеры Поздней Республики могли намеренно вести определённую финансовую игру ради достижения политических целей. В 49 г., когда Цезарь остро нуждался в наличности, он, по его словам, «занял денег у военных трибунов и центурионов и распределил их между своими солдатами. Этим он вдвойне выиграл; займом он привязал к себе центурионов, а щедростью купил расположение солдат», а Дион Кассий сообщает, что Цезарь нередко навязывал займы с этой целью27; он конфисковал поместья одного богача в Малой Азии, но позволил их выкупить за 2000 талантов28. Нет оснований усматривать в реплике Цезаря какой-то цинизм; естественно было считать, что человек, у которого ты занял большую сумму, вследствие этого будет сильнее заинтересован в твоей победе. Самые тяжёлые последствия подобных обычаев наблюдались в провинциях, но ими не ограничивались. Цицерон несколько раз попадал в ловушку — и к Цезарю, и к другим людям. Возвращаясь в Рим в 50 г. до н. э., он оставил в Азии 2,2 млн. сестерциев; поскольку он хорошо знал, что помпеянцы зарятся на эти деньги, его интерес к делу Помпея оставался острым29. Помпеянцы действительно их захватили, и поэтому в первые годы диктатуры Цезаря Цицерон очень нуждался в деньгах. Но даже в таких обстоятельствах Фаберий, ловкий и зловещий секретарь Цезаря в 47 или 46 гг. до н. э. каким-то образом сумел уговорить Цицерона дать ему в долг крупную сумму30. С этого началась долгая история: Цицерон постоянно просил Аттика взыскать эту сумму, но Фаберий успешно уклонялся, а заинтересовать этим делом Оппия и Бальба не удавалось31. Фаберий всё откладывал выплату, и Цицерон уже отчаялся; наконец Фаберий, вместо того, чтобы уплатить наличными, передал Цицерону несколько расписок своих собственных должников. Тот немедленно попросил Аттика изучить их имена (nomina), положение и репутацию; и на этой мученической ноте данная тема исчезает из переписки Цицерона32. Был ли вопрос решён, или долг так и остался невыплаченным? Трудно отделаться от подозрения, что заём, предоставленный Цицероном, был своего рода залогом лояльности, подобным тому, о котором говорил Цезарь. Более того, эта история иллюстрирует как строились не только исходные отношения должника и кредитора, но и отношения второго уровня: продажа и покупка чужих долгов, — процесс, известный юристам как delegatio debitoris и хорошо засвидетельствованный в эпоху Цицерона33.
с.132
II
Историки говорят, что в 49 г. до н. э., когда началась гражданская война, разразился «кредитный кризис». В чём именно состоял кризис? Его первым элементом, несомненно, являлась всего лишь политическая нестабильность. Можно было ожидать, что многих людей отстранят от власти, изгонят или убьют, поэтому следовало вернуть себе деньги, данные в долг. В переписке Цицерона многократно упоминаются страх перед отменой долгов (tabulae novae), возвращением изгнанников, проскрипциями, конфискациями, и Цицерон опасался не только за Помпея и его сторонников34. Открыто звучали угрозы, ходили слухи об угрозах, и многие помнили, что случилось при Сулле. Свидетельства скудны, но нет сомнений в том, что городская беднота страдала из-за неизбежных рисков для импорта зерна, как ранее страдала в
Симптомы, возникшие в 49 г. до н. э., не были совершенно новым явлением. Во время Второй Пунической войны сенат дважды снижал содержание драгоценных металлов в монетах и очень сильно полагался на займы, взятые у частных лиц; но извинениями и оправданиями этой политики служили военные нужды39. Такое же напряжение возникло во время Союзнической войны, и содержание драгоценного металла в монетах снова было снижено; события следующих лет — убийство Семпрония Азеллиона, «унциальный закон» 88 г. до н. э., Валериев закон 86 г. до н. э. о сокращении долгов и попытка преторов восстановить денежное обращение — свидетельствуют о том, что военные расходы снова породили повсеместную задолженность и с.133 острую нехватку наличных денег. Вследствие заговора Катилины волнения вокруг долгов вновь вышли на передний план в политике; и если их изначальные причины можно искать в экономических последствиях и расходах, связанных с войнами против Сертория, пиратов и Митридата, то главные причины недовольства были внутренними: нужда бедняков и жестокие взыскания богачей; и казна (aerarium) в то время не могла оказать помощь, выпустив на рынок больше наличности40. Но в гражданской войне 49 г. до н. э. те же самые элементы сложились в новый узор, ибо к долгам, порождённым политической борьбой предшествующих лет, добавились долги, вызванные изъятием наличных денег, и возмещение можно было получить только за счёт проигравшей стороны. Людям, желавшим сохранить нейтралитет, вероятно, трудно было противостоять угрозам и убеждению, и в пору, когда земельной собственности грозила опасность, они тоже желали спрятать деньги. О воздействии этих процессов на бедные классы у нас мало сведений, но оценить его можно по предложениям Целия и Долабеллы об отмене арендной платы и долгов; оба этих предложения отражают трудности с уплатой и, несомненно, более общий экономический кризис. Цицерон в 49 г. до н. э. не видел никакого выхода; конечно, любые меры должны были исходить от самого Римского государства, и едва ли они стали бы безболезненными.
Итак, острый кризис 49 г. до н. э. был порождён и осложнён совместным воздействием трёх сил. Политическая нестабильность, нехватка наличных денег и наконец — но не в последнюю очередь — жестокость законов о банкротстве и долгах.
Сведений о мерах, принятых в диктатуру Цезаря относительно долгов, очень много, но они несколько противоречат друг другу. В основу следует положить рассказ самого Цезаря; его можно дополнить подробностями из других источников, в основном из Диона Кассия.
(i) В конце 49 г. до н. э. Цезарь прибыл в Рим и обнаружил падение кредита (fides angustior). Как он, так и Дион Кассий объясняют41: трибуны уже понизили ставки по кредитам, но проблемы всё равно сохранялись. Деньги, предоставленные в долг, невозможно было получить обратно; даже если должник предлагал в возмещение свой дом или землю, кредитор ничего не мог за них получить, поскольку рынок был неповоротлив, и при острой нехватке наличности цены обрушились42. Цезарь распорядился, чтобы третейские судьи оценивали собственность по довоенным ценам, а кредиторы принимали недвижимость или её части в уплату долга в ожидании, что вскоре цены вернутся к норме. Кроме того, чтобы активизировать денежный оборот, он возродил старый закон, запрещавший хранить наличными более 60 тыс. сестерциев.
(ii) В 48 г. до н. э. новый городской претор Требоний, доверенный цезарианец, ввёл в действие новую систему оценки. Но Целий Руф, приятель Цицерона, вмешался — либо от обиды, что Цезарь предпочёл другого, либо из убеждения, что мер Цезаря недостаточно, — и помешал Требонию вести дела. Затем Целий обратился к демагогии и нашёл сторонников предложения о полном прощении долгов и отмене арендной платы на год. Целий был изгнан из Рима и где-то в начале марта открыто поднял восстание, в котором встретил свою смерть. Таков рассказ Цезаря43.
(iii) Далее, Дион Кассий (XLII. 51. 1) сообщает, что Цезарь (A) в угоду народу списал все проценты по долгам, накопившиеся с начала войны; (B) одновременно отменил на год арендную плату, не превышавшую 2000 сестерциев; (C) а также «повысил оценку имущества, которое закон требовал передать в уплату долга, до той, что существовала в то время (то есть в момент возникновения долга)». Дион Кассий датирует эти события осенью 47 г. до н. э., после возвращения Цезаря из Азии; но эти главы содержат некоторую хронологическую путаницу, и представляется, что Дион Кассий, по своему обыкновению, сгруппировал ряд внутриполитических мероприятий в одно отступление, не относящееся к определённому времени44. В пользу этого предположения говорит свидетельство Остийских фаст, в которых отмена арендной платы на год отнесена к 48 г. до н. э.; это событие выпадает с.134 на конец года, так как в предыдущей записи сообщается о смерти Помпея, случившейся 28 сентября45.
(iv) Рассказ Светония (Iul. 42) немного отличается, но тоже предполагает датировку 48 г. до н. э. Цезарь постановил, что должна (как и ранее) проводиться процедура оценки, но теперь вычел из довоенной цены, установленной оценщиками, все проценты, уплаченные или формально записанные как уплаченные46. Таким образом кредиторы потеряли суммы, эквивалентные четверти займа (quarta pars crediti). Максимальная законная процентная ставка составляла в Риме 12 % в год; и если с начала войны прошло ровно два года (49 и 48 гг. до н. э.), это привело бы к потере 24 % — четверти основного капитала. И если следует идентифицировать мероприятие, описанное Светонием, с тем, которое упоминает Дион Кассий (а представляется, что их следует идентифицировать), то арифметика указывает, что его следует датировать концом 48 г. до н. э. Можно предположить, что Цезарь приказал преторам следующего года (47 г. до н. э.) продолжить процедуру оценки имущества, вычитая из оценочных цен уже уплаченные проценты.
(v) Отсюда следует, что Дион Кассий ошибается, датируя эти события концом 47 г. до н. э.; они относятся к концу 48 г. до н. э. (отсутствие Цезаря не является препятствием). Предложения Долабеллы должны следовать за ними; он стремился к полной отмене долгов и, вероятно, всех задолженностей по арендной плате. Эти предложения должны были превзойти предыдущие распоряжения Цезаря, которые, несомненно, не удовлетворили богатых должников и не решили более простые проблемы городской бедноты47. Антоний резко воспротивился Долабелле, и только возвращение Цезаря позволило восстановить мир.
(vi) Кроме того, в рассказе об экономическом кризисе в правление Тиберия Тацит упоминает “lex Caesaris dictatoris de modo credendi possidendique intra Italiam”[3] (Ann. VI. 16—
Однако возникает вопрос о том, какую правовую форму приняли мероприятия Цезаря. Моммзен странным образом идентифицирует «закон» (lex), упомянутый Тацитом, с решением Цезаря об учреждении оценки, принятым в конце 49 г. до н. э. (и повторённым в 48 г. до н. э.)50. Эту гипотезу следует отвергнуть. Сам Цезарь дважды использует один и тот же глагол — constituit (BC. III. 1. 2) и constituerat (BC. III. 20. 1)[5], — и, что примечательно, не упоминает о том, что Целий Руф нарушал недавно принятый закон. Формально Цезарь мог адресовать своё решение, принятое на основании диктаторских полномочий или после обсуждения в сенате, одним только преторам. Учреждение нового способа уплаты (solutio) долга не требовало принятия закона. Ранее уплата долга путём передачи имущества (datio in solutum) была возможна по соглашению сторон. Теперь введённая преторами новая процедура, включающая оценщиков и оценку по довоенным ценам, могла быть реализована просто в силу эксцепции (iure exceptionis), в той сфере, с.135 где преторы могли свободно вводить инновации51. Два иска, которые с наибольшей вероятностью относились к долгам, — иск об определённой сумме долга (actio pecuniae certae creditae) и иск из стипуляции (actio ex stipulatu) — не представляли бы никаких трудностей. Инструкция Цезаря, вероятно, действовала на протяжении 48 и 47 гг. до н. э. и продолжала действовать в 46 г. до н. э., о чём свидетельствуют письма Цицерона, который испытывал отвращение к этим новым оценкам (aestimationes). Для Цицерона и его друзей новая система, несомненно, означала убытки, и в письме к Папирию Пету он шутил: «Но то, что ты клятвенно заявляешь мне о неплатежеспособности, не имеет значения; … теперь же, хотя ты и теряешь имущество так равнодушно, у тебя нет оснований не считать, что, принимая меня как гостя, ты принимаешь какую-то “оценку”; тем не менее от друга это более легкий удар, чем от должника» (пер. В. О. Горенштейна)52. Цезарь, видимо, хорошо это понимал. Если выплатить долги деньгами было невозможно вследствие нехватки наличности, то правовой механизм, позволяющий передать в уплату долга адекватно оцененное имущество, мог быть достаточно болезненным, но удовлетворял потребности как кредитора, так и должника. Цицерон прокомментировал это очень резко: немногие должники, по его мнению, могли открыто приветствовать мероприятия Цезаря, ибо чрезмерная радость выдавала бы их несостоятельность (Off. II. 79). Для Цицерона это был вопрос сохранения лица, вопрос чести, а не просто предмет для дискуссии. Сам Цезарь53 рекомендовал свои меры, принятые в 49 г. до н. э., как «наиболее целесообразные… для защиты доброго имени должников» (ad debitorum tuendam existimationem, пер. М. М. Покровского). Таким образом, проблема состояла в том, чтобы найти достойный выход для несостоятельных должников. Однако не являлись ли прежние указания Цезаря преторам слишком уязвимыми? Разве не мог новый Целий или Долабелла отменить столь непрочный порядок? Вероятно, Цезарь подумал о какой-то более постоянной мере.
III
Из более поздних правовых кодексов известен закон, имеющий на удивление похожее содержание и цель. Это Юлиев закон об уступке имущества (Lex Julia de bonis cedendis), учреждавший новую процедуру выплаты долга — уступку имущества (cessio bonorum). В рамках этой процедуры должник мог признать себя несостоятельным перед претором или другим магистратом, а затем с разрешения магистрата «уступить» свою землю или имущество в счёт долга, сохранив за собой достаточно собственности, чтобы обеспечить себе жизнь54. Таким образом он не подвергался гражданскому бесчестью (infamia) и полностью избегал личного ареста; вторично предъявить иск по поводу того же самого долга было нельзя, если только должник в промежутке не обзавёлся крупной суммой денег; в других сферах ему тоже предоставлялась защита55. Однако, поскольку цитат из закона не сохранилось, существуют некоторые сомнения относительно изначальных масштабов этой инновации. Например, ясно, что уступка имущества (cessio bonorum) распространялась не на всех должников и имела исключительно разрешительный характер; ибо её часто описывают как благодеяние (beneficium) в пользу должника, которое предоставлялось лишь тем, кто имел какое-то убедительное оправдание56. Более того, человек, не имевший никакого имущества (bona) для уступки, едва ли мог воспользоваться такой возможностью, и если столь неимущий человек вообще мог взять в долг крупные суммы денег, невозможно поверить, что римское долговое право могло освободить его от долгов согласно закону. Неимущему должнику проще было бежать; альтернативой являлось превращение в крепостного — чрезвычайная обременительность подобного способа урегулирования долгов могла служить некоторой защитой от него. Далее, нет сомнений в том, что личный арест должника сохранялся, особенно в провинциях, где уже давно распространились более упрощённые процедуры.
На основании этих свидетельств в историографии — прежде всего, в важном исследовании Э. фон Вёса, — был сделан вывод, что изначально закон имел ограниченную сферу действия, мало способствовал ограничению личного закрепощения57 и лишь позднее был расширен императорскими распоряжениями, так что сложилось с.136 то положение, которое разъясняется в правовых кодексах. При Феодосии достаточно было сделать декларацию о намерениях, чтобы получить право на уступку имущества (cessio bonorum), «ex qualibet causa facienda scrupulositate priorum legum explosa»[6] (Cod. Just. 7. 71. 6); это может означать, что со временем категории должников, которые могли притязать на неё, стали определяться более великодушно. Но такая аргументация не проходит проверку: свидетельства папирусов, даже с учётом особого правового и монетарного положения римского Египта, ясно показывают, что основные характеристики уступки имущества (cessio bonorum) были установлены раньше, и дают некоторые подсказки относительно того, каким способом она осуществлялась58. Из документа, в котором содержатся судебные решения префекта Мунация Феликса (ок. 150 г. н. э.) ясно, что к этому времени к ней были допущены иноземцы (peregrines) — возможно, это произошло ещё раньше;59 кроме того, префект предоставил право уступки человеку, описавшему себя как ἄπορος, то есть принадлежавшему к классу безземельных бедняков в Египте60. Этот же документ свидетельствует, что предшествующая попытка обмануть кредиторов (fraus creditorum) лишила бы должника права на уступку61. Другие папирусы указывают на то, что право предоставлять эту привилегию принадлежало не только префекту, но и низшим магистратам62. Право уступки имущества было также предоставлено человеку, который отказался исполнять литургии и «кредитор» которого унаследовал обязательство об их исполнении, — эта процедура более или менее эквивалентна антидозе в афинском праве, но её распространение на литургии, скорее всего, стало новой тенденцией её использования в провинциях, а исследователи считают его инновацией эпохи Северов63. Вошло в обычай оставлять должнику определённую часть его имущества, чтобы он мог прокормиться; упоминаются одна шестая и одна треть64. Правда, в нескольких документах говорится о должниках, незаконно заключённых в тюрьму и ставших жертвами злоупотреблений, которые апеллировали об освобождении путём уступки имущества;65 но, учитывая позднюю датировку этих документов и упомянутые в них неурядицы, они не могут расцениваться как отражение нормального использования уступки имущества или как доказательство парадоксального мнения, будто благодеяние (beneficium) обычно следовало за личным арестом66.
Закон явно смягчил суровые порядки Поздней республики, по крайней мере, для тех людей, для которых продажа имущества была единственным выходом. Поскольку существовала возможность, что кредитору не удастся получить полное возмещение, закон распространялся не на всех должников, но учреждал «благодеяние» (beneficium), которе предоставлялось тем, кто имел какое-то разумное оправдание. Распоряжение императора Грациана, отданное в 379 г. н. э. (Cod. Theod. 4. 20. 1), гласило, что должник не вправе был привести легковесное оправдание, но должен был доказать, что пострадал от какого-то стихийного бедствия, растрат (dilapidationes), разбоя (latrocinia), кораблекрушений (naufragia) или пожаров (incendia)67. Это позднее свидетельство, но обычно считается, что оно передаёт точные с.137 выражения Юлиева закона, ввиду его примечательного сходства с пассажем Сенеки (Benef. VII. 16): «Quid? tu tam inprudentes iudicas maiores nostros fuisse ut non intellegerent iniquissimum esse eodem loco haberi eum, qui pecuniam quam a creditori acceperat libidine aut alea absumpsit, et eum, qui incendio aut latrocinio aut aliquo casu tristiore aliena cum suis perdidit? nullam excusationem receperunt ut homines scirent fidem utique praestandam. satius enim erat a paucis etiam iustam excusationem non accipi quam ab omnibus aliquam temptari»[7]. Представляется обоснованным предположение, что Сенека здесь намекает на какой-то раздел Юлиева закона об уступке имущества (Lex Julia de bonis cedendis), которому он противопоставляет позицию «наших предков» (maiores nostri), последовательно используя прошедшее время68. Кого Сенека называет «нашими предками»? Как датируется Юлиев закон, учредивший уступку имущества?
Общепринятые воззрения по этому вопросу восходят к венскому исследователю Морицу Влассаку, который считал, что этот закон мог быть проведён только Августом69. Следует кратко рассмотреть его доводы.
(i) В 17 г. до н. э. Август провёл свой Юлиев закон о частных судах (lex Julia iudiciorum privatorum), повлекший за собой крупную реформу всех гражданских судов. По мнению Влассака, это и был интересующий нас Юлиев закон, поскольку уступка имущества (cessio bonorum) была всего лишь процедурной инновацией. Но предположение, что уступка имущества представляла собой лишь процедурное, а не материальное новшество, неправдоподобно. В результате преторский эдикт был изменён в четырёх местах, что весьма отличалось от учреждения Цезарем «оценки» в 49 г. до н. э.70 Ни один античный источник не связывает уступку имущества с этим законом Августа; напротив, закон, учредивший уступку имущества, по меньшей мере один раз назван Юлиевым законом об уступке имущества (Lex Julia de bonis cedendis: Cod. Just. 7. 71. 4). В любом случае, это был особый закон.
(ii) Эдикт Тиберия Юлия Александра, префекта Египта в 69 г. н. э. (OGIS 669. 1. 16), содержит туманное указание на установление Божественного Августа, согласно которому долги следует взимать из имущества должника, не налагая на него личные наказания. Ясно, что уступка имущества появляется в Египте рано и, возможно, впервые засвидетельствована в 5 г. до н. э. Поэтому Влассак считает, что это должен быть закон Августа71. Но в этом уравнении слишком много неизвестных. В определённом смысле всё римское право внедрил в Египте Август, когда сделал его провинцией. Возможно, Тиберий Юлий Александр хотел сказать именно это? Некоторые исследователи вообще сомневаются, что он имел в виду уступку имущества72. В любом случае, упоминание Юлиева закона как «пожелания» или «намерения» (βουλήσις) Августа выглядит очень странно. Это свидетельство слишком неоднозначно и не может иметь большого веса; в лучшем случае оно даёт terminus ante quem.
(iii) Наконец, Влассак использует аргументацию от умолчания. Уступка имущества не упоминается в цезарианских документах — таких, как Рубриев закон (Lex Rubria), гл. XXI—
Аргументация в пользу того, что уступка имущества была учреждена при Августе, явно слаба. Как и в случае с другими Юлиевыми законами, следует признать, что его авторство представляет настоящую проблему. Был ли это закон Цезаря? Конкретных доказательств в пользу этого нет, и аргументы, как и всегда, вынужденно будут косвенными.
Если уступка имущества была учреждена ради удовлетворения какой-то потребности, то это, несомненно, была характерная для Поздней республики проблема, состоявшая в том, что человек мог быть по уши в долгах, но цепляться за своё имущество, чтоб сохранить свой статус и избежать гражданского бесчестья (infamia), даже ценой революции74. Цицерон, как мы помним, во второй речи против Катилины говорил о группе чуть ли не уважаемых людей, которые упорно держатся за свою землю, уклоняясь от разорения и банкротства, и горячо поддерживают Катилину: «horum hominum species est honestissima, с.138 voluntas vero et causa impudentissima»[8]. Цезарь в 49 г. до н. э. заявлял, что облегчил их трудности. Он распорядился, чтобы имущество оценивалось и чтобы должники имели возможность передать кредиторам имущество в счёт долга; это должно было уменьшить страх перед отменой долгов (novae tabulae) и было лучшим средством сохранения доброго имени должников («ad debitorum tuendam existimationem esse aptissimum existimavit»[9], BC. III. 1. 3). Однако ещё важнее примечательная вспышка Цезаря (III. 20. 3—
В этом году, согласно рассказу Цезаря, никакой долговой закон не принимался, и хотя Дион Кассий упоминает о возобновлении некоего закона, это касается лишь запрета на накопление монет (XLI. 38. 1 ff.). Процедуры оценки, учреждённые Цезарем, хорошо засвидетельствованы в письмах Цицерона до начала 45 г. до н. э., но нет и намёка на уступку имущества (cessio bonorum). Однако указание на неё, по всей вероятности, содержится в знаменитом письме Гая Матия Цицерону, где он защищал свою привязанность к погибшему Цезарю (Fam. XI. 28. 2). Поддержав Цезаря, Матий не только не преследовал корыстные интересы, но даже потерял деньги из-за закона, благотворного для многих старых помпеянцев: «atque etiam res familiaris mea lege Caesaris deminuta est, cuius beneficio plerique, qui Caesaris morte laetantur, remanserunt in civitate»[13]. Упомянутый здесь закон никогда не удавалось уверенно идентифицировать76; но из всех известных или предполагаемых экономических мер Цезаря только Юлиев закон об уступке имущества одновременно требовал от кредиторов частично умерить свои требования и давал помпеянцам спасение от распродажи имущества и гражданского бесчестья (proscriptio и infamia). Соответствие закону, упомянутому Матием, наводит на размышления, и Юлиев закон можно предположительно датировать 46 или 45 гг. до н. э., одновременно с основным социальным законодательством Цезаря: в этот период сохранялись, в сущности, прежние проблемы, связанные с кредитом, и при этом открыто продвигались примирительные намерения Цезаря.
Остаётся взглянуть на самое полное и самое известное рассмотрение долгового права и долговой экономики в трактате Цицерона «Об обязанностях» (II. 78 f.). Этот предмет вводится как пример жадности (avaritia) и щедрых раздач (largitio) в политике, но исследователи обычно не считают, что взгляды Цицерона определялись положением дел в Риме, и полагают, что он воспроизводит доктрины греческих авторов, особенно Панетия, и тему отмены долгов (χρέων ἀποκοπή) в эллинистической теории. Но разве он не должен был иметь в виду Цезаря? Рассматривая аргументацию Цицерона, следует помнить о двух вещах. Во-первых, у Цицерона было много друзей, которым, как старым помпеянцам и нынешним должникам, были отвратительны мероприятия Цезаря и которые предпочли бы упрямо держаться за своё — разве до победы Цезаря при Мунде в 45 г. не сохранялась надежда? — чем отказаться от всяких прав на свои поместья78. С другой стороны, существовали такие люди, как Папирий Пет или Гай Матий, — ростовщики, для которых мероприятия Цезаря означали финансовые потери, а возвращение их денег в полном объёме было важнее, чем возможная угроза с.139 беспорядков. Во-вторых, Цицерону мешал его собственный тезис о том, что Цезарь был всегда одним и тем же (semper idem) и его политика не изменилась с
Он начинает с выпада против государственных деятелей, «которые считают себя сторонниками народа» (qui se populares volunt, II. 78) и, выступая за земельные законы и отмену долгов, подорвали согласие в обществе, в обоих случаях лишая людей их собственности79. Более того, такие меры причиняют вред государству, но не приносят той популярности, ради которой они задумывались. Люди, потерявшие своё имущество, естественно, ожесточаются (80); люди, которым оно передаётся (“cui data est”) утверждают, что не желали его (так в ходе оценок (aestimationes) Цезаря кредиторы хотели получить не землю, а наличные деньги)80; а сам должник не может проявить слишком уж горячую благодарность, ибо таким образом обнаружит перед всеми собственную несостоятельность. Предложения Агида и Лисандра об отмене долгов и разделе земли (243 г. до н. э.) погубили Спарту81. Однако Арат из Сикиона, столкнувшись с подобным кризисом, действовал мудро и сохранил согласие (concordia, 81—
Эта тема имеет общий характер, но ясно, что Цицерон имел в виду мероприятия Цезаря, и терминология, связанная с оценкой (aestimatio) и списанием долгов, относится к цезарианскому Риму. Распространённые в эллинистическую эпоху споры, в которых отмена долгов и перераспределение земли часто шли рука об руку, должны были казаться чрезвычайно актуальными; и в Риме, где по итогам гражданской войны одна партия отняла власть у другой, были вполне ожидаемы колебания кредита и переход земли из одних рук в другие. Сложнее понять, какую форму приняли бы предложения самого Цицерона, которые он упоминает: «multis rationibus caveri potest»[16] (84). Неужели он считал, что можно снова применить те меры, к которым он прибег в 63 г. до н. э.? Скорее, его решение напоминало бы решение Арата — создание государственного фонда, который мог бы предоставлять займы под низкие проценты или даже выплачивать прямые субсидии. Такая идея с.140 не была бы беспрецедентной86. Но если предложение Цицерона состояло в этом, то его непосредственный эффект, пожалуй, был бы невелик, ибо успех зависел бы от наличия у государства свободных денег; Цезарь, несомненно, знал лучше Цицерона, что взять их негде87. Но интереснее всего в словах Цицерона, на мой взгляд, его попытка ответить на аргументацию Цезаря и конфликт принципов, лежащий в основе спора между ними. Утверждение, что Цезарь действовал как популяр, достаточно справедливо, и в 49 г. до н. э., если верить Диону Кассию, он обосновывал одну свою меру, ссылаясь на прежние законы — несомненно, принадлежавшие к популярской традиции88. Итак, аргументация Цезаря могла выглядеть следующим образом: «Уплата долгов наличными в настоящее время неразумна, а то и невозможна; поэтому будет справедливо, если должники уступят свои земли без утраты чести, в законном порядке. Частные и государственные невзгоды и бедствия слишком часто служат предлогом для неуступчивости или задержек, которые могут представлять опасность; поэтому, если должник может доказать свои невзгоды или неспособность уплатить, мы предлагаем ему уступить кредитору собственность по справедливой оценке. Что же до Целия Руфа и ему подобных, то они возбуждают раздоры своими разговорами о “новых таблицах”, но защищают только землевладельцев и банкротов».
Примерно так можно реконструировать обоснование, которое Цезарь дал оценке имущества (aestimationes) как частичному решению проблемы. В моём изложении оно содержит также мотивацию для Юлиева закона об уступке имущества — больше, чем любые обстоятельства в эпоху процветания при Августе89. До сих пор у претора было мало возможностей для справедливого урегулирования; у него было мало способов принудить должника к уплате, за исключением крайней меры — описи и распродажи имущества (proscriptio и venditio bonorum). Эта процедура была не только громоздкой, но и подверженной злоупотреблениям со стороны нетерпеливых заимодавцев, которые могли объединяться, чтобы ускорить конфискацию имущества должника. Подобное развитие событий — это не просто теоретическая возможность: в 63 г. до н. э. Цицерон прямо угрожал: «Или вы ждете введения новых долговых записей? Заблуждаются люди, ожидающие их от Катилины. Нет, мной будут выставлены новые записи, но только насчет продажи с аукциона»[17] (Cat. II. 18). И хотя позднее Цицерон рассуждал иначе, ибо среди его друзей теперь было много должников, правовая дилемма оставалась прежней. В условиях нехватки наличности, когда цены были низкими, а кредиторов интересовали только наличные деньги, человек неожиданно мог оказаться несостоятельным, а жестокий метод конфискации, несомненно, был очень соблазнителен. Закон оказывал благодеяние (beneficium) или помощь (auxilium); если банкрот из-за какого-то бедствия (calamitas) — пожара, ограбления, кораблекрушения или других неподвластных ему обстоятельств — не мог выплатить долг наличными, то он имел возможность предложить уступку своего имущества, сохранив какую-то его часть, необходимую для выживания; он не терял гражданской чести и не попадал в долговое рабство; и важную роль здесь играло решение претора90. Ясно, что закон не отменял и, вероятно, не мог полностью отменить прежние методы обращения взыскания на личность; но он позволил пробить объективно необходимую брешь в старинных строгих правилах, с помощью которых римское право обычно поддерживало святость договоров91. Отзвуки принципиальных споров и даже сходство выражений, которые обнаруживаются у Цицерона, Цезаря, Сенеки и, наконец, в кодексах Феодосия и Юстиниана, как мне кажется, дают самые веские основания признать Цезаря автором Юлиева закона об уступке имущества (Lex Julia de bonis cedendis) — закона, который, как выразился Моммзен92, с.141, «первый даровал обремененному долгами человеку то право, на которое и поныне опираются наши законы о конкурсах»[18].
Таким образом, в 49 г. до н. э. Цезарь столкнулся с долговым кризисом беспрецедентных масштабов, который был обусловлен отчасти тенденциями, присущими римской политической жизни, но отчасти также старинной суровостью римских законов. Для его разрешения он (i) принял временные меры 49 и 48 гг. до н. э., учредившие оценки (aestimationes) и законную передачу имущества; (ii) в 49 г. до н. э. и позднее, в 46 или 45 гг. до н. э., провёл закон, известный Тациту как закон «о порядке кредитования и владения» (de modo credendi et possidendi), который ограничивал хранение наличных денег и требовал инвестировать их в италийскую землю; (iii) вероятно, тогда же (в 46—
ПРИМЕЧАНИЯ