Г. И. Соколов

Искусство этрусков

Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М.: Искусство, 1990. (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
Иллюстрации в электронной публикации не всегда соответствуют книжным страницам, а размещены рядом с текстом, в котором упоминаются.

с.175

Искус­ство V века до н. э.

В кон­це VI — нача­ле V века до н. э. появи­лись пер­вые при­зна­ки рас­ту­ще­го могу­ще­ства Рима и ослаб­ле­ния этрус­ских горо­дов. Уже в 524 году до н. э. этрус­ки потер­пе­ли неуда­чу при Кумах, где власть захва­тил Ари­сто­дей, а в 509 году до н. э. этрус­ско­го царя Тарк­ви­ния Гор­до­го изгна­ли рим­ляне, уста­но­вив­шие рес­пуб­ли­ку. В пер­вой поло­вине V века до н. э. нача­лись столк­но­ве­ния Рима с горо­дом Вейи. Гре­ки на юге Апен­нин­ско­го полу­ост­ро­ва закры­ли в 482 году до н. э. Мес­сен­ский про­лив для этрус­ских кораб­лей. Пора­же­ния от гре­ков тер­пе­ли тогда и союз­ни­ки этрус­ков — кар­фа­ге­няне, побеж­ден­ные в 480 году до н. э. у сици­лий­ско­го горо­да Име­ра. В 474 году до н. э. этрус­ки были раз­би­ты гре­ка­ми в мор­ском сра­же­нии близ Кум. Сира­куз­ский тиран Гиерон I одо­лел самый силь­ный в Сре­ди­зем­но­мо­рье этрус­ский флот. В резуль­та­те этих собы­тий Этру­рия поте­ря­ла в 453—452 годах до н. э. Кор­си­ку и, что было осо­бен­но тяже­лым для нее, ост­ров Эль­бу с зале­жа­ми желез­ной руды, слу­жив­ши­ми источ­ни­ка­ми сырья и тор­гов­ли. Оже­сто­чен­ная борь­ба в 30-х годах V века до н. э. раз­го­ре­лась меж­ду Римом и Вей­я­ми, кото­рым помог тогда город Фиде­ны. Вой­на меж­ду ними сно­ва вспых­ну­ла в кон­це V века до н. э. Оса­да этрус­ско­го горо­да, длив­ша­я­ся несколь­ко лет, окон­чи­лась его паде­ни­ем и про­да­жей уцелев­ших жите­лей в раб­ство.

с.176 Серь­ез­ные пора­же­ния этрус­ки потер­пе­ли в Кам­па­нье; в 20-х годах V века до н. э. они поки­ну­ли город Капую. Ослаб­ле­ни­ем этрус­ско­го кон­тро­ля над вла­де­ни­я­ми в Кам­па­нье после раз­гро­ма Гиеро­ном Сира­куз­ским этрус­ков при Кумах в 474 году до н. э. вос­поль­зо­ва­лись пле­ме­на сам­ни­тов, быст­ро уста­но­вив­шие там свое гос­под­ство. В нача­ле IV века до н. э. рим­ляне нача­ли реши­тель­ное наступ­ле­ние на этрус­ков и в 395 году до н. э. захва­ти­ли Капе­ну.

Этрус­ки испы­ты­ва­ли в кон­це VI—V веке до н. э. не толь­ко серь­ез­ный внеш­не­по­ли­ти­че­ский кри­зис. В этрус­ских горо­дах, нуж­но думать, шла та же, что и в Риме, оже­сто­чен­ная соци­аль­ная борь­ба. Раз­об­щен­ность и меж­до­усо­би­цы облег­ча­ли Риму борь­бу с этрус­ка­ми и захват одно­го горо­да за дру­гим. Посто­ян­ный страх перед непре­рыв­но угро­жав­ши­ми рим­ля­на­ми и гал­ла­ми, а так­же внут­рен­ние раздо­ры ослаб­ля­ли этот еще креп­кий, но не спло­чен­ный народ, застав­ля­ли тра­тить мно­го сил и средств на стро­и­тель­ство кре­пост­ных стен и воору­же­ние. В поло­же­нии этрус­ков и гре­ков тех лет есть нечто общее: гре­ки испы­ты­ва­ли на себе жесто­кий натиск пер­сов, этрус­ки — рим­лян. Одна­ко гре­ки, объ­еди­нив­ши­е­ся ранее уже к середине V века до н. э. пожи­на­ли пло­ды воен­ных успе­хов, этрус­ки же, остав­ши­е­ся раз­дроб­лен­ны­ми, были побеж­де­ны и посте­пен­но утра­ти­ли уве­рен­ность в сво­их силах и воз­мож­но­стях.

Замет­ные пере­ме­ны про­ис­хо­ди­ли и в искус­стве этрус­ков в нача­ле V века до н. э. Худож­ни­ки живо реа­ги­ро­ва­ли на собы­тия, кото­рые пере­жи­ва­ли их сопро­тив­ляв­ши­е­ся рим­ля­нам горо­да. Гре­ки в годы борь­бы с пер­са­ми обре­ли воз­мож­ность ново­го клас­си­че­ско­го вос­при­я­тия мира; этрус­ки в све­те про­ис­хо­див­ших собы­тий так­же ста­ли смот­реть на мир ина­че. Худо­же­ст­вен­ные фор­мы в их искус­стве изме­ня­лись, воз­ни­ка­ли новые эсте­ти­че­ские воз­зре­ния. Одна­ко они не полу­чи­ли тако­го ярко­го вопло­ще­ния, как в Гре­ции. Мно­гие памят­ни­ки этрус­ской «клас­си­ки» (2 пол. V—IV вв. до н. э.), с.177 как ее назы­ва­ют, были мало­вы­ра­зи­тель­ны, не нес­ли в себе внут­рен­ней уве­рен­но­сти, кото­рая про­ни­зы­ва­ла эллин­ские обра­зы.

АРХИТЕКТУРА

Исто­ри­че­ская обста­нов­ка нача­ла V века до н. э. ста­ви­ла перед этрус­ски­ми архи­тек­то­ра­ми зада­чи, преж­де все­го свя­зан­ные с без­опас­но­стью горо­дов. Воз­дви­га­лись кре­пост­ные сте­ны для защи­ты от рим­лян, фор­ти­фи­ка­ци­он­ные укреп­ле­ния обнов­ля­лись и рекон­струи­ро­ва­лись, созда­ва­лись и новые обо­ро­ни­тель­ные систе­мы. Этрус­ские горо­да еще рос­ли. Осо­бен­но мно­го их было на бере­гу Тиррен­ско­го моря. Так­же и в Адри­а­ти­ке, в устье реки По про­цве­тал тогда боль­шой, обна­ру­жен­ный архео­ло­га­ми уже вда­ли от ныне отсту­пив­ше­го моря пор­то­вый город Спи­на (ил. 103).

103. План древ­не­го горо­да Спи­на и его окру­ги.

104. Хра­мы «В» и «А» в Пир­ги. Вид с возду­ха. V в. до н. э.

106. План древ­не­го горо­да Вуль­чи и его окру­ги.

Воз­мож­но, в свя­зи с нарас­тав­ши­ми угро­за­ми со сто­ро­ны непри­я­те­лей мень­ше вни­ма­ния обра­ща­лось в V веке до н. э. на стро­и­тель­ство хра­мов, в харак­те­ре их не замет­ны какие-либо прин­ци­пи­аль­ные нов­ше­ства. Одна­ко с.178 пред­по­чте­ние в то вре­мя ока­зы­ва­ли не одно­цел­ло­вым, а более слож­ным ком­по­зи­ци­ям. Трех­цел­ло­вый храм «A» в Пир­ги, как и храм Минер­вы в Вей­ях, пред­став­лял собой обра­зец опи­сан­но­го Вит­ру­ви­ем соору­же­ния. Ори­ен­ти­ро­ван­ный, подоб­но хра­му «B», в сто­ро­ну моря и рас­по­ло­жен­ный на бере­гу храм «A» имел глу­бо­кий и широ­кий пор­тик, по раз­ме­рам рав­ный цел­ле (ил. 104). Храм Бель­веде­ра с глу­бо­ким, под­ня­тым на высо­кий подий пор­ти­ком, почти рав­ным по пло­ща­ди трем его цел­лам, и фаса­дом, отме­чен­ным мно­го­сту­пен­ча­той лест­ни­цей, так­же отве­чал всем упо­мя­ну­тым Вит­ру­ви­ем при­зна­кам этрус­ско­го хра­ма.

В архи­тек­ту­ре погре­баль­ных соору­же­ний V века до н. э. замет­но неко­то­рое услож­не­ние пла­нов, хотя с.179 скле­пы в Тарк­ви­ни­ях, напри­мер, сохра­ни­ли преж­ний облик неболь­ших камер: пря­мо­уголь­ных, с потол­ком, ими­ти­ру­ю­щим дву­скат­ную кры­шу, как в гроб­ни­це Лео­пар­дов, одна­ко про­доль­ная «бал­ка» пере­кры­тия теперь ста­ла более широ­кой.

Мно­го­чис­лен­ные нек­ро­по­ли окру­жа­ли боль­шой город Вуль­чи (ил. 106), выре­зан­ные в ска­лах гроб­ни­цы с несколь­ки­ми поме­ще­ни­я­ми похо­жи на скле­пы Тарк­ви­ний. Гроб­ни­ца Фран­с­уа, полу­чив­шая имя нашед­ше­го ее чело­ве­ка, рас­по­ло­же­на око­ло моста через реку Фио­ру (18, с. 315). Усы­паль­ни­цы это­го нек­ро­по­ля высе­ка­лись в скло­нах глу­бо­ко­го, про­де­лан­но­го рекой каньо­на. В запол­нив­шей его рас­ти­тель­но­сти пря­чут­ся отвер­стия дро­мо­сов, веду­щих к вскры­тым погре­баль­ным каме­рам.

107. Гроб­ни­ца с фрон­то­ном из нек­ро­по­ля Сан-Чер­боне в Попу­ло­нии. V в. до н. э.

105. Ули­ца в нек­ро­по­ле Кру­чи­фис­со ди Туфо со вхо­да­ми в гроб­ни­цы, близ Орви­е­то. V в. до н. э.

с.180 Длин­ный, 27 м дро­мос гроб­ни­цы Фран­с­уа вво­дит в обшир­ное четы­рех­уголь­ное в плане поме­ще­ние. Двер­ные про­емы ведут из него в дру­гие неболь­шие каме­ры. Скры­тые густы­ми зеле­ны­ми вет­вя­ми, эти сырые скле­пы Вуль­чи, в кото­рые доно­сит­ся шум бур­ной, про­но­ся­щей мимо свои воды реки, силь­но отли­ча­ют­ся от спо­кой­ных мону­мен­таль­ных усы­паль­ниц Чер­ве­те­ри, погру­жен­ных в тиши­ну и без­мол­вие зеле­ной доли­ны, от гроб­ниц Тарк­ви­ний, пря­чу­щих­ся под неболь­ши­ми кур­га­на­ми на согре­том солн­цем высо­ком пла­то.

В погре­баль­ной архи­тек­ту­ре про­дол­жа­лось под­ра­жа­ние фор­мам этрус­ских жилищ. Сло­жен­ная из камен­ных бло­ков гроб­ни­ца с дву­скат­ной кров­лей, фрон­то­ном над тор­цо­вой частью и высо­кой пря­мо­уголь­ной две­рью была обна­ру­же­на в Попу­ло­нии, в зоне нек­ро­по­ля Сан-Чер­боне (ил. 107). Ком­по­зи­ции с несколь­ки­ми каме­ра­ми, ими­ти­ру­ю­щие жилые поме­ще­ния, с.182 встре­ча­ют­ся в нек­ро­по­ле Кью­зи. В гроб­ни­цах Обе­зья­ны и Хол­ма кро­ме основ­ных име­ют­ся неболь­шие допол­ни­тель­ные скле­пы, слу­жив­шие для доба­воч­ных захо­ро­не­ний, по-види­мо­му, менее знат­ных лиц (15, с. 54—56). Вхо­ды высе­чен­ных в ска­лах скле­пов нек­ро­по­ля Кру­чи­фис­со ди Туфо близ Орви­е­то пред­став­ля­ют собой пря­мо­уголь­ные, ничем деко­ра­тив­но не отме­чен­ные про­емы в камен­ной стене ули­цы «горо­да мерт­вых» (ил. 105).

ЖИВОПИСЬ

Рас­пис­ных этрус­ских гроб­ниц V века до н. э. мень­ше, чем в пред­ше­ст­во­вав­шем веке. Луч­шие — это скле­пы Лео­пар­дов, Три­кли­ния, Ката­фал­ка из нек­ро­по­ля с.183 Мон­те­роц­ци в Тарк­ви­ни­ях, а так­же гроб­ни­ца Обе­зья­ны вбли­зи горо­да Кью­зи. Неко­то­рые из фре­сок нек­ро­по­ля Мон­те­роц­ци в свя­зи со стро­и­тель­ны­ми работа­ми и про­ло­же­ни­ем автотрас­сы на этом участ­ке были пере­не­се­ны в архео­ло­ги­че­ский музей Тарк­ви­ний и сохра­ни­ли ори­ги­наль­ность ком­по­зи­ций. Их демон­стри­ру­ют теперь в спе­ци­аль­ных залах, вос­про­из­во­дя­щих кон­струк­ции скле­пов.

108. Рос­пись скле­па Лео­пар­дов в Тарк­ви­ни­ях. V в. до н. э.

В гроб­ни­це Лео­пар­дов с фигу­ра­ми двух хищ­ни­ков в люне­те пото­лок ими­ти­ру­ет дву­скат­ную кров­лю с широ­кой про­доль­ной бал­кой (ил. 108). Одна­ко поко­ит­ся она не на тяже­лой и мас­сив­ной под­пор­ке, как ранее, а на изящ­ных лег­ких дерев­цах с неж­ны­ми листи­ка­ми. Ощу­ще­ния моно­лит­но­сти и проч­но­сти этой живо­пис­но с.184 пред­став­лен­ной бал­ки здесь уже нет. Да и поверх­ность ее зри­тель­но раз­дроб­ле­на круп­ны­ми круж­ка­ми и орна­мен­та­ми. Деко­ра­тив­ный харак­тер рос­пи­си про­яв­ля­ет­ся в запол­не­нии лег­ки­ми веточ­ка­ми и узо­ра­ми сво­бод­ных полей люне­ты — под туло­ви­ща­ми зве­рей, в углах люнет, над спи­на­ми лео­пар­дов. Посте­пен­но исче­за­ло былое орга­ни­че­ское един­ство живо­пи­си с архи­тек­ту­рой каме­ры, и все боль­шее вни­ма­ние уде­ля­лось ори­ги­наль­ным сюже­там фре­сок. Не слу­чай­но здесь уже не выре­за­лись в сте­нах ниши, ранее вхо­див­шие в ком­по­зи­цию рос­пи­сей.

Худож­ник пока­зал на тор­цо­вой стене скле­па Лео­пар­дов лежан­ки с пиру­ю­щи­ми этрус­ка­ми, круп­ны­ми обри­со­вал лица каж­до­го, их при­чес­ки, вен­ки, одеж­ды. Дву­мя паль­ца­ми, изящ­ным жестом, как и юно­ша из гроб­ни­цы Охоты и рыб­ной лов­ли, один из них дер­жит перед собой яйцо. В руках у неко­то­рых кув­ши­ны, за спи­на­ми участ­ни­ков тра­пезы вет­ки с листья­ми. В рос­пи­си замет­на дроб­ность дета­лей, одно­об­ра­зие в рас­по­ло­же­нии людей, деко­ра­тив­ная пест­ро­та, уси­лен­ная шашеч­ны­ми клет­ка­ми потол­ка и узо­ра­ми пото­лоч­ной бал­ки. Склад­ки одежд и покры­вал пиру­ю­щих, осо­бен­но тка­ней с сини­ми ото­роч­ка­ми, кажут­ся слиш­ком часто повто­ря­ю­щи­ми­ся. Несколь­ко монотон­на рит­ми­ка сход­ных дра­пи­ро­вок, похо­жих дере­вьев с листи­ка­ми, чередую­щих­ся фигур и дви­же­ний рук.

Ста­ра­ясь ожи­вить сцен­ку, худож­ник часто пока­зы­ва­ет пер­со­на­жей с рез­ки­ми пово­рота­ми тор­сов и лиц, он вво­дит быст­ро дви­жу­щих­ся меж­ду высо­ки­ми дерев­ца­ми участ­ву­ю­щих в пире музы­кан­тов, тан­цо­ров и тан­цов­щиц. Дина­ми­ка дви­же­ния бегу­ще­го флей­ти­ста, оде­то­го в корич­не­вый, с крас­ны­ми и сини­ми ото­роч­ка­ми плащ, раз­ве­ваю­щий­ся за спи­ной, выра­зи­тель­но пере­да­на. Ощу­ще­нию общей гар­мо­нии кра­си­вой фигу­ры не меша­ют огром­ные руки с непо­мер­но круп­ны­ми паль­ца­ми, бегаю­щи­ми по труб­кам авло­са (11, ил. 73). Подвиж­ные фигу­ры уда­ва­лись этрус­ским живо­пис­цам луч­ше, неже­ли с.185 спо­кой­ные. Одно­об­ра­зие ком­по­зи­ции в сцене, объ­яс­ня­ю­ще­е­ся отча­сти оди­на­ко­вы­ми поза­ми пиру­ю­щих, заста­ви­ло масте­ра уси­лить деко­ра­тив­ное зву­ча­ние рос­пи­си.

Даль­ней­шую раз­ра­бот­ку в этрус­ской живо­пи­си V века до н. э. полу­чи­ла выра­зи­тель­ность кон­ту­ра; все боль­шее зна­че­ние при­да­ва­лось очер­та­ни­ям фигур, то муже­ст­вен­ных, то изящ­ных. Тела и лица повсюду дета­ли­зи­ро­ва­лись. Худож­ни­ки ста­ра­лись точ­нее обри­со­вы­вать клю­чи­цы, муску­ла­ту­ру груд­ной клет­ки, поль­зу­ясь для это­го тон­ки­ми лини­я­ми, подоб­но гре­че­ским вазо­пис­цам того вре­ме­ни. Они изо­бра­жа­ли гла­за уже не замкну­тым ова­лом, но разо­рван­ным с той сто­ро­ны, куда был обра­щен взор, сме­щая так­же в направ­ле­нии взгляда зра­чок. Рез­кие, под­черк­ну­то реши­тель­ные обра­зы этрус­ков силь­но отли­ча­ют­ся от созер­ца­тель­ных гре­че­ских. Это уга­ды­ва­ет­ся в гиб­ких очер­та­ни­ях нозд­рей, напря­жен­но­сти и кон­крет­но­сти взглядов, неко­то­рой жест­ко­сти кон­тур­ных линий (10, с. 19).

Обра­ща­ет вни­ма­ние в рос­пи­сях и повсе­мест­ное удли­не­ние фигур (11, ил. 73). Они ста­но­ви­лись выше, а голо­вы пер­со­на­жей мель­че. Изме­не­ние про­пор­ций в ком­по­зи­ци­ях не кажет­ся слу­чай­ным явле­ни­ем, но резуль­та­том поис­ков боль­шей гар­мо­нии и изя­ще­ства. При этом, одна­ко, свой­ст­вен­ная этрус­ским обра­зам реши­тель­ность взглядов, рез­кость трак­тов­ки про­фи­ля, экс­прес­сив­ная рит­ми­ка дви­же­ний рук сохра­ня­лись. Они осо­бен­но замет­ны в фигу­ре бегу­ще­го перед флей­ти­стом и обер­нув­ше­го­ся этрус­ка в крас­ном пла­ще с чашей-кили­ком (11, ил. 75).

Уча­ща­лись изо­бра­же­ния тан­цев, пиров, музи­ци­ру­ю­щих деву­шек и юно­шей, гим­на­сти­че­ских упраж­не­ний, состя­за­ний бор­цов. Худож­ни­ки сосре­дото­чи­ва­ли вни­ма­ние на чело­ве­че­ской фигу­ре, стре­мясь пока­зать ее как мож­но более гар­мо­нич­ной, кра­си­вой и в то же вре­мя дина­мич­ной, подвиж­ной. Одна­ко они начи­на­ли утра­чи­вать то чув­ство все­общ­но­сти, свя­зи чело­ве­ка, при­ро­ды, живот­ных, какое высту­па­ло во внешне с.186 непри­тя­за­тель­ных, не вполне совер­шен­ных по трак­тов­ке дета­лей, зато испол­нен­ных ощу­ще­ния цель­но­сти миро­зда­ния рос­пи­сях VI века до н. э.

В гиб­ких кон­ту­рах тан­цо­ров, тан­цов­щиц, музы­кан­тов гроб­ни­цы Три­кли­ния масте­ра, убеди­тель­но вопло­ща­ли эмо­ции чело­ве­ка. Юно­ша, пере­би­раю­щий стру­ны кифа­ры, пред­став­лен все­це­ло погру­жен­ным в свое искус­ство, дви­гаю­щим­ся под вла­стью чару­ю­щих зву­ков — он буд­то слил­ся со сво­им инстру­мен­том, при­жа­тым к щеке (11, ил. 72). Гар­мо­нич­ные кра­си­вые линии строй­ной фигу­ры юно­ши, наме­чен­ной под лег­кой тка­нью обле­гаю­ще­го его тело пла­ща, созвуч­ны харак­те­ру мело­дии. Во фрес­ко­вых ком­по­зи­ци­ях гроб­ниц VI века до н. э. таких изящ­ных и в то же вре­мя слож­ных обра­зов не созда­ва­лось, их вызы­ва­ли к жиз­ни новые масте­ра и новая для этрус­ков эпо­ха.

К худож­ни­кам при­шло несколь­ко иное, неже­ли ранее, пони­ма­ние кра­соты про­пор­ций и гар­мо­нии. В живо­пи­си гроб­ни­цы Три­кли­ния одеж­да уже отве­ча­ла как эхо чело­ве­че­ско­му телу задол­го до гре­че­ской скульп­ту­ры высо­кой клас­си­ки. Этрус­кам, отвле­чен­ным борь­бой с напав­ши­ми на них рим­ля­на­ми, так и не уда­лось, одна­ко, раз­вить с доста­точ­ной пол­нотой эти нов­ше­ства.

109. Рос­пись гроб­ни­цы Три­кли­ния в Тарк­ви­нии. Тан­цов­щи­ки. V в. до н. э.

В рез­кой мане­ре пред­став­лен исступ­лен­ный танец жен­щи­ны в длин­ных одеж­дах, запро­ки­нув­шей назад голо­ву и всплес­нув­шей рука­ми (ил. 109). В гре­че­ской вазо­пи­си пля­шу­щие мена­ды Клео­фра­да были менее экс­прес­сив­ны. Этрус­ский худож­ник сме­ло раз­вил начи­на­ния эллин­ско­го масте­ра, пред­вос­хи­тив эмо­цио­наль­ность гени­аль­ных тво­ре­ний Ско­па­са.

Тела в рос­пи­сях гроб­ни­цы Три­кли­ния удли­нен­ные, голо­вы неболь­шие, руки длин­ные и гиб­кие, выра­зи­тель­но жести­ку­ли­ру­ю­щие. Накло­ны и пово­роты голов так­же при­ни­ма­лись во вни­ма­ние при созда­нии обще­го напря­жен­но­го состо­я­ния тан­ца. Лица пока­за­ны в про­филь, кон­ту­ры обри­со­вы­ва­ют фигу­ры, порой кра­си­во рас­пла­стан­ные, но с доста­точ­но выра­жен­ной с.187 трех­мер­но­стью. С помо­щью лег­ких штри­хов, обо­зна­чаю­щих муску­ла­ту­ру груди, рук и ног, мастер вос­про­из­во­дил слож­ные и кра­си­вые пово­роты тан­цо­ров, пере­да­вая их дви­же­ния в про­стран­стве, прав­да, еще отме­чен­ном узкой полос­кой проске­ни­у­ма, поз­во­ляв­ше­го дей­ст­во­вать толь­ко вдоль его края. В этрус­ской живо­пи­си полу­чал отра­же­ние пере­ход к ново­му худо­же­ст­вен­но­му пони­ма­нию объ­е­ма и про­стран­ства. В свя­зи с этим в неко­то­рых рос­пи­сях пер­вой поло­ви­ны V века до н. э. уча­сти­лось исполь­зо­ва­ние глу­бин­ных холод­ных тонов — голу­бых, синих, зеле­ных. В гроб­ни­це Ката­фал­ка худож­ник из Тарк­ви­ний пока­зал голу­бы­ми крас­ка­ми коня, одеж­ды юно­ши, дер­жа­ще­го­ся за шею лоша­ди, листья плю­ща, обрам­ля­ю­щие дву­мя ряда­ми сце­ну свер­ху, и листья на тон­ких побе­гах (11, ил. 76). Пере­ход от теп­лых тонов к холод­ным может быть вос­при­нят как нару­ше­ние при­выч­ной, тра­ди­ци­он­ной на про­тя­же­нии века цве­то­вой гам­мы этрус­ской живо­пи­си.

В рос­пи­сях нек­ро­по­ля Кью­зи, как и в скле­пах Тарк­ви­ний, нашли про­яв­ле­ние те же изме­не­ния про­пор­ций чело­ве­че­ской фигу­ры и услож­не­ние дви­же­ний в сце­нах борь­бы или гим­на­сти­че­ских состя­за­ний. В гроб­ни­це Обе­зья­ны перед сидя­щей в крес­ле жен­щи­ной в чер­ных одеж­дах худож­ник, ста­рав­ший­ся мак­си­маль­но ожи­вить ком­по­зи­цию, пока­зы­ва­ет флей­ти­ста и тан­цов­щи­цу, балан­си­ру­ю­щую постав­лен­ным на голо­ву кан­де­ляб­ром, кло­унов, бор­цов, атле­тов. Око­ло двух борю­щих­ся юно­шей сто­ит с дубин­кой в руке вни­ма­тель­но наблюдаю­щий за ними тре­нер или судья; мастер пере­да­ет выра­зи­тель­ны­ми лини­я­ми бес­по­мощ­ность пере­би­раю­ще­го в возду­хе нога­ми бор­ца и напря­же­ние его силь­но­го про­тив­ни­ка (18, с. 127). Как и дру­гие худож­ни­ки, он любит слож­ные пово­роты и рез­кие дви­же­ния, удли­нен­ные тела и малень­кие голо­вы.

На фрес­ке в гроб­ни­це Под­жо аль Моро из Кью­зи акро­бат в слож­ном, вниз голо­вой прыж­ке про­ле­та­ет над при­гнув­шим­ся и одно­вре­мен­но настав­ля­ю­щим его с.188 тре­не­ром (18, с. 177). В рос­пи­си гроб­ни­цы Хол­ма мож­но видеть фигу­ры атле­тов, тре­не­ров, музы­кан­тов. Сце­ны состя­за­ний встре­ча­ют­ся и на внеш­них стен­ках неболь­ших погре­баль­ных урн V века до н. э. На одной из них нари­со­ва­ны юно­ши — веду­щий на пово­ду лошадь и дру­гой, при­гото­вив­ший­ся к упраж­не­нию (18, с. 408). Пред­по­чте­ние дина­ми­че­ских сцен и вытя­ну­тых про­пор­ций тел вос­при­ни­ма­ет­ся как осо­бен­ность этрус­ско­го сти­ля нача­ла V века до н. э., харак­тер­но­го и для бере­го­вых Тарк­ви­ний и для мате­ри­ко­во­го горо­да Кью­зи. С утра­той этрус­ка­ми чув­ства цель­но­сти миро­зда­ния в живо­пи­си V века до н. э. уси­ли­ва­лось вни­ма­ние к част­но­стям. Это спо­соб­ст­во­ва­ло дета­ли­за­ции, тща­тель­но­сти про­ри­сов­ки муску­ла­ту­ры, мастер­ско­му вос­про­из­веде­нию слож­ных дви­же­ний, рез­ких пово­ротов, жести­ку­ля­ции, повы­ше­нию выра­зи­тель­но­сти кон­тур­ных линий. Вме­сте с тем почти исчез инте­рес к рас­про­стра­нен­ным в живо­пи­си VI века до н. э. пей­заж­ным фонам, рас­те­ни­ям, дере­вьям, морю.

ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА

В сти­ле брон­зо­вых памят­ни­ков пер­вой чет­вер­ти V века до н. э. сохра­ня­лось еще мно­го обще­го с искус­ст­вом пред­ше­ст­ву­ю­ще­го сто­ле­тия: замет­на неко­то­рая ско­ван­ность дви­же­ний и тяго­те­ние к ста­тич­ным позам. Скульп­ту­ра в этом отно­ше­нии была более, неже­ли живо­пись, свя­за­на тра­ди­ци­я­ми. Брон­зо­вая ста­туя Капи­то­лий­ской вол­чи­цы при­пи­сы­ва­ет­ся ино­гда масте­ру Вул­ке. Силь­ный зверь, креп­ко вце­пив­ший­ся напря­жен­ны­ми пере­д­ни­ми лапа­ми в зем­лю и повер­нув­ший мор­ду с оска­лен­ной пастью, буд­то защи­ща­ет мла­ден­цев Рому­ла и Рема, фигур­ки кото­рых были поме­ще­ны под набух­ши­ми от моло­ка сос­ка­ми (ил. 110).

110. Ста­туя Капи­то­лий­ской вол­чи­цы. Брон­за. Нача­ло V в. до н. э.

Рез­кий пово­рот голо­вы хищ­ни­ка встре­ча­ет­ся в изва­я­ни­ях, пред­на­зна­чав­ших­ся для охра­ны и защи­ты с.189 каких-либо сосудов или гроб­ниц от злых сил: чаще все­го это сфинк­сы или львы, пово­ра­чи­ваю­щие голо­вы и обра­щаю­щие на под­хо­дя­щих свои страш­ные лики.

Свое­об­раз­на мане­ра масте­ра трак­то­вать одни дета­ли в ста­туе вол­чи­цы с точ­ным упо­доб­ле­ни­ем реаль­но­сти, дру­гие — пре­дель­но обоб­щен­но и упро­щен­но, почти схе­ма­тич­но. Кожа, сквозь кото­рую на боках вол­чи­цы про­сту­па­ют ее реб­ра, оска­лен­ная пасть — убеди­тель­но досто­вер­ны, но напря­жен­ность пере­д­них лап чрез­мер­на, и они кажут­ся брон­зо­вы­ми под­пор­ка­ми. Шерсть, буд­то выст­ри­жен­ная, чтобы не закры­вать очер­та­ния ребер, пока­за­на лишь на шее и спине; ее завит­ки деко­ра­тив­ны и повто­ря­ют друг дру­га. Фор­ма тор­ча­щих ушей упо­доб­ле­на сре­зан­ным наис­кось цилин­драм. В таких дета­лях про­яв­ля­ет­ся чув­ство кон­струк­тив­но­сти, вно­ся­щее в этрус­ское про­из­веде­ние чер­ты уже рим­ско­го пони­ма­ния объ­е­мов и форм. В неко­то­рых местах на поверх­но­сти брон­зо­вой шер­сти вол­чи­цы оста­лись следы позо­лоты. Трак­тов­ка пла­сти­че­ских масс в ста­туе, ком­по­зи­ция всех эле­мен­тов, выра­же­ние внеш­ней сдер­жан­но­сти при внут­рен­нем напря­же­нии соот­вет­ст­во­ва­ли сти­лю и вку­сам в искус­стве, а воз­мож­но, и настро­е­ни­ям, гос­под­ст­во­вав­шим на рубе­же VI—V веков до н. э. Нель­зя не при­нять во вни­ма­ние, что изва­я­ние, про­слав­ляв­шее Рому­ла и Рема, созда­ва­лось этрус­ским скуль­п­то­ром для его злей­ших вра­гов — рим­лян, воз­мож­но, как памят­ник свер­же­нию этрус­ских царей в Риме и про­воз­гла­ше­нию рес­пуб­ли­ки. Рим­ляне при­ня­ли этрус­скую идею — хищ­ный зверь охра­ня­ет бла­го­по­лу­чие горо­да, как вол­чи­ца обе­ре­га­ет покой мла­ден­цев21.

111. Ста­туя Химе­ры. Брон­за. Конец V в. до н. э. Фло­рен­ция, Архео­ло­ги­че­ский музей.

В искус­стве Этру­рии V века до н. э. быст­ро меня­лись стиле­вые фор­мы, трак­тов­ка объ­е­мов и общий под­ход к реше­нию обра­зов. Это мож­но почув­ст­во­вать, сопо­ста­вив с брон­зо­вой вол­чи­цей близ­кую ей, но ина­че пока­зан­ную более позд­нюю ста­тую Химе­ры из Арец­цо, хра­ня­щу­ю­ся в музее Фло­рен­ции (ил. 111). Обра­тив­шись к фан­та­сти­че­ской Химе­ре, мастер соеди­нил в ее теле с.190 льва, змею, в кото­рую пре­вра­щен хвост, и коз­ла, неожи­дан­но вырас­таю­ще­го из спи­ны льва. Напря­же­ние и ярость чудо­ви­ща трак­то­ва­ны с боль­шой экс­прес­си­ей: оно рычит, при­пав на пере­д­ние лапы, оска­ле­на пасть, шерсть на спине и гри­ве под­ня­лась дыбом. Скуль­п­тор не скры­ва­ет здесь эмо­ции, как в ста­туе вол­чи­цы, но высво­бож­да­ет их от пла­сти­че­ской ско­ван­но­сти, при­су­щей памят­ни­кам арха­и­че­ско­го искус­ства.

Сме­ло пока­за­но слож­ное дви­же­ние Химе­ры, искус­но моде­ли­ро­ва­ны ее кожа, с обо­зна­че­ни­ем про­сту­паю­щих ребер и набух­ших кро­ве­нос­ных сосудов, мяг­кие тка­ни кра­ев рази­ну­той пасти, напря­жен­ные склад­ки у глаз. Глу­бо­кие рва­ные раны Химе­ры объ­яс­ня­ют ее ярость. Их осо­бен­но убеди­тель­ная досто­вер­ность силь­но отте­ня­ет с.191 нере­аль­ность мон­стра. Сме­лость, на кото­рую были спо­соб­ны этрус­ки в те напря­жен­ные и страш­ные для них годы борь­бы с Римом, помог­ла им дер­зать в искус­стве, в част­но­сти, изва­ять эту ста­тую, в кото­рой ока­за­лись сли­ты­ми жизнь и вымы­сел. Все реаль­ные дета­ли фан­та­сти­че­ско­го обра­за — лев, козел, змея — пере­да­ны с боль­шой тща­тель­но­стью, в соот­вет­ст­вии с дей­ст­ви­тель­но­стью, каки­ми мастер наблюдал их в жиз­ни. Одна­ко про­из­воль­но соеди­няя их, он созда­вал тем самым чудо­ви­ще22.

В нача­ле V века до н. э. широ­кое рас­про­стра­не­ние в Этру­рии полу­чи­ли неболь­шие, око­ло 10 см высотой ста­ту­эт­ки, пра­виль­но трак­то­вав­шие фигу­ру в живом дви­же­нии. Минер­ва из гале­реи Эстен­зи в Модене (11, ил. 42) быст­ро идет с под­ня­тым в руке копьем; широк шаг ее с.192 чуть согну­тых в коле­нях ног, раз­ме­та­лись края эгиды, гиб­ки склад­ки одежд. Рас­счи­ты­вав­ший на вос­при­я­тие дви­же­ния в про­филь, а лица боги­ни анфас, скуль­п­тор сме­лее, неже­ли его пред­ше­ст­вен­ни­ки, исполь­зо­вал ракур­сы и жести­ку­ля­цию. С боль­шой охотой масте­ра изо­бра­жа­ли всад­ни­ков и стре­ля­ю­щих из лука ама­зо­нок в энер­гич­ных дви­же­ни­ях, быст­рых пово­ротах, реши­тель­ных жестах. Если в VI веке до н. э. изва­я­ния пре­иму­ще­ст­вен­но укра­ша­ли брон­зо­вые сосуды, то теперь они чаще вос­при­ни­ма­лись само­сто­я­тель­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми мел­кой пла­сти­ки, неред­ко как при­но­ше­ния боже­ству.

Неко­то­рые из таких фигу­рок, в част­но­сти вои­ны, мечу­щие копья (Музей вил­ла Джу­лия), испол­не­ны в необыч­ной мане­ре. Тела их удли­не­ны и утон­че­ны, руки и ноги кажут­ся пле­те­вид­ны­ми, одно­об­раз­но вытя­нут торс (11, ил. 63). Тако­ва, же ста­ту­эт­ка жен­щи­ны в длин­ных одеж­дах из Париж­ской нацио­наль­ной биб­лио­те­ки (24, ил. 27 а, с). Рез­кие дви­же­ния ее рук и тела свиде­тель­ст­ву­ют о слиш­ком боль­шом увле­че­нии скуль­п­то­ров дина­ми­кой форм. Объ­е­мы в этих буд­то бес­те­лес­ных фигур­ках кажут­ся нема­те­ри­аль­ны­ми, утра­тив­ши­ми соч­ность форм. Воз­мож­но, здесь уже начал фор­ми­ро­вать­ся тип этрус­ских брон­зо­вых изва­я­ний, еще более обоб­щен­ных и отвле­чен­ных от реаль­но­сти, изо­бра­жаю­щих, как счи­та­ют, тени (1, с. 57, 58).

В те вре­ме­на неболь­шие брон­зо­вые фигур­ки неред­ко слу­жи­ли, как упо­ми­на­лось, деко­ром све­тиль­ни­ков, куриль­ниц, ручек сосудов. Тако­ва, воз­мож­но, деталь кан­де­ляб­ра — скульп­тур­ная груп­па из Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа, изо­бра­жаю­щая шагаю­щих рядом вои­на в доспе­хах и жен­щи­ну в длин­ных одеж­дах (5, с. 28). Как и в дру­гой, укра­шаю­щей под­став­ку куриль­ни­цы из собра­ния Эрми­та­жа (5, с. 29) ста­ту­эт­ке обна­жен­но­го вои­на, мастер искус­но моде­ли­ру­ет фигу­ры, сво­бод­но трак­ту­ет жести­ку­ля­цию рук, хоро­шо пере­да­ет дви­же­ние.

В V веке до н. э. созда­ва­лись и более круп­ные, высотой до 30 см, слу­жив­шие дара­ми боже­ству брон­зо­вые с.194 изва­я­ния, подоб­ные фигур­ке вои­на со щитом в руке, в шле­ме, пан­ци­ре и поно­жах. Обра­ща­ют вни­ма­ние укра­ше­ния его доспе­хов: тон­кая гра­ви­ров­ка, слож­ные орна­мен­таль­ные узо­ры дела­ют ста­ту­эт­ку одним из самых изящ­ных обра­зов этрус­ской мел­кой пла­сти­ки. В таких про­из­веде­ни­ях масте­ра еще сохра­ня­ли при­су­щую арха­и­ке сдер­жан­ность в изо­бра­же­нии дви­же­ний, фор­мы в них слег­ка ско­ван­ны, холод­но­ва­ты. Толь­ко широ­кий шаг левой ногой, высо­ко зане­сен­ная рука с ору­жи­ем, гор­де­ли­вость осан­ки убеж­да­ют в дати­ров­ке про­из­веде­ния V веком до н. э. (23, с. 110).

112. Юно­ша, гото­вя­щий­ся ныр­нуть. Брон­за. V в. до н. э.

В фор­мах этих памят­ни­ков ска­зал­ся пере­лом, про­ис­хо­див­ший в скульп­ту­ре этрус­ков на рубе­же VI—V веков до н. э. Масте­ра брон­зо­вых ста­ту­эток чаще бра­лись теперь за сме­лые и дина­мич­ные ком­по­зи­ции: они мог­ли изо­бра­зить быст­ро бегу­щую жен­щи­ну в длин­ных, изящ­но гра­ви­ро­ван­ных узо­ра­ми одеж­дах (23, с. 100), соби­раю­ще­го­ся ныр­нуть хоро­шо сло­жен­но­го обна­жен­но­го юно­шу, вытя­нув­ше­го уже перед собой руки и чуть при­гнув­ше­го­ся для брос­ка в воду, и дру­гие фигу­ры в не менее слож­ных позах (ил. 112). Осо­бен­но выра­зи­тель­ны дви­же­ния луч­ни­ков в ост­ро­вер­хих голов­ных убо­рах и корот­ких курт­ках, с чуть согну­ты­ми в коле­нях нога­ми, рез­ко повер­нув­ших­ся назад и выпус­каю­щих стре­лы (11, ил. 26)23.

Брон­зо­вые этрус­ские изде­лия V века до н. э. ино­гда пора­жа­ют слож­но­стью мно­го­фи­гур­ных или деко­ра­тив­ных ком­по­зи­ций. Их узор­ча­тые, дроб­ные, бога­тые в све­то­те­не­вом отно­ше­нии поверх­но­сти свиде­тель­ст­ву­ют о боль­шой худо­же­ст­вен­ной фан­та­зии масте­ров. Брон­зо­вый мно­го­рож­ко­вый све­тиль­ник из музея Кор­то­ны — один из самых выра­зи­тель­ных памят­ни­ков это­го типа. Когда све­тиль­ник висел, были вид­ны укра­шаю­щие его сни­зу рельеф­ные узо­ры: в цен­тре голо­ва гор­го­ны Меду­зы, вокруг нее в кон­цен­три­че­ских коль­цах живот­ные, рыбы, а так­же сати­ры и сире­ны с музы­каль­ны­ми инстру­мен­та­ми (23, с. 98).

с.195

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА

Чер­ты ново­го худо­же­ст­вен­но­го сти­ля нача­ла V века до н. э. про­яви­лись и в хра­мо­вой деко­ра­тив­ной скульп­ту­ре. Боль­шую раз­ра­бот­ку тема дви­же­ния полу­чи­ла в терра­ко­то­вых анте­фик­сах. Скуль­п­то­ры созда­ва­ли на их поверх­но­сти груп­по­вые ком­по­зи­ции, часто с силе­на­ми и мена­да­ми, в рез­ких пово­ротах с дина­мич­ны­ми поза­ми, бур­ной жести­ку­ля­ци­ей (23, с. 103). Более деталь­но, неже­ли преж­де, изо­бра­жа­лись лица, воло­сы, тка­ни. В анте­фик­се кон­ца V века до н. э. из Киев­ско­го музея запад­но­го и восточ­но­го искус­ства лицо мена­ды гар­мо­нич­нее и соот­но­ше­ния черт про­пор­цио­наль­нее, чем в анте­фик­сах VI века до н. э. (ил. 114).

114. Анте­фикс в виде голо­вы мена­ды. Гли­на. V—IV вв. до н. э.

Киев­ский анте­фикс V—IV веков до н. э. поз­во­ля­ет почув­ст­во­вать, как пла­сти­че­ская трак­тов­ка сме­ня­ет­ся орна­мен­таль­но-деко­ра­тив­ной. Круп­ные, ярко рас­кра­шен­ные рельеф­ные паль­мет­ты обра­зу­ют эффект­ный фон. Лицо мена­ды буд­то погру­же­но в полу­сфе­ру. В арха­и­че­ском киев­ском анте­фик­се голо­ва высту­па­ла впе­ред, про­дол­жа­ла фор­му чере­пи­цы. Здесь она втя­ги­ва­ет­ся как в чашу или рако­ви­ну, оста­нав­ли­ва­ет этим дви­же­ние кров­ли. Роль кра­соч­но­го покры­тия воз­рас­та­ет, в то же вре­мя образ ста­но­вит­ся менее зна­чи­тель­ным, более деко­ра­тив­ным.

113. Коле­но­пре­кло­нен­ный воин. Деталь деко­ра хра­ма из Сас­си-Каду­ти. Терра­ко­та. V в. до н. э.

В терра­ко­то­вых пли­тах для хра­мов нача­ла V века до н. э. масте­ра отхо­ди­ли от низ­ко­го релье­фа, испол­няя отдель­ные высту­паю­щие части фигур в круг­лой скульп­ту­ре. На пли­те из хра­ма в Арец­цо изо­бра­жен ска­чу­щий всад­ник, воз­мож­но, в момент схват­ки с про­тив­ни­ком (13, ил. 37 b). Трех­мер­ность рез­ко изо­гну­то­го тела вои­на, встав­ший на дыбы конь — все отли­ча­ет памят­ник от плос­кост­ных ком­по­зи­ций про­шло­го века. Воен­ные дей­ст­вия, непре­стан­ные сра­же­ния, запол­няв­шие тогда жизнь этрус­ков, вызы­ва­ли частое появ­ле­ние баталь­ных сцен. На цен­траль­ном акро­те­рии хра­ма Сас­си Каду­ти в Фале­ри­ях пока­зан коле­но­пре­кло­нен­ный воин, в рез­ком с.197 пово­ро­те отки­нув­ший­ся назад и сжи­маю­щий в пра­вой руке кри­вой меч (ил. 113). С ужа­сом смот­рит он на воз­вы­шаю­ще­го­ся над ним про­тив­ни­ка, ожи­дая смер­тель­но­го уда­ра. Выбор темы, трак­тов­ка дви­же­ний, силь­ная эмо­цио­наль­ность типич­ны для про­из­веде­ний нача­ла V века до н. э., одна­ко неко­то­рая ско­ван­ность форм, обоб­щен­ная трак­тов­ка лица, тяго­те­ние релье­фа к плос­ко­сти убеж­да­ют в том, что арха­и­че­ские прин­ци­пы еще не были забы­ты. Мастер вни­ма­те­лен к воору­же­нию вои­на, он тща­тель­но выле­пил шлем с высо­ким греб­нем, круг­лый щит, кри­вой меч. Для дета­ли­ров­ки узо­ров на пан­ци­ре, поно­жах и наплеч­ни­ках исполь­зо­ва­ны не толь­ко пла­сти­че­ские, но и кра­соч­ные сред­ства.

с.198 Терра­ко­то­вы­ми груп­па­ми укра­ша­лись, ранее пустые фрон­то­ны этрус­ских хра­мов. От цен­траль­ной части фрон­то­на хра­ма в Пир­ги со сце­ной гиган­то­ма­хии сохра­ни­лась груп­па с Афи­ной и Зев­сом и фигу­ра бога, одоле­ваю­ще­го скло­нен­но­го к зем­ле могу­че­го гиган­та (24, с. 128, ил. 37). Все пред­став­ле­но в бур­ном дви­же­нии: широ­ко шага­ет Зевс, энер­гич­но жести­ку­ли­ру­ет Афи­на, реши­тель­но смот­ря­щая и буд­то гип­но­ти­зи­ру­ю­щая сво­им взглядом. При срав­не­нии этой сце­ны с совре­мен­ной ей ком­по­зи­ци­ей схват­ки лапи­фов и кен­тав­ров на запад­ном фрон­тоне хра­ма Зев­са в Олим­пии ста­но­вит­ся оче­вид­ной бо́льшая экс­прес­сив­ность изо­бра­же­ния борь­бы в этрус­ском искус­стве.

Гре­че­ские скуль­п­то­ры клас­си­че­ской эпо­хи ста­ра­лись не пока­зы­вать уби­тых гопли­тов. Этрус­ские дости­га­ли боль­шо­го эффек­та в трак­тов­ке иска­жен­ных лиц, закры­тых глаз, рез­ких скла­док на щеках, мор­щин на лбу (21, с. 239). От терра­ко­то­вых ком­по­зи­ций баталь­но­го харак­те­ра сохра­ни­лись испол­нен­ные в обо­жжен­ной глине голо­вы мерт­вых вои­нов с хра­ма Матер Мату­та в Сат­ри­ку­ме. В таких раз­ли­чи­ях ска­зы­ва­ет­ся несхо­жесть эсте­ти­че­ских воз­зре­ний древ­них гре­ков и этрус­ков, хотя послед­ние мно­гое бра­ли в искус­стве от элли­нов.

Деко­ра­тив­ные, тон­ко выпол­нен­ные терра­ко­то­вые узо­ры укра­ша­ли поверх­но­сти стен хра­мов в виде слож­ной кру­жев­ной вязи. Храм Сас­си Каду­ти в Фале­ри­ях-Вете­рес имел широ­кие, огра­ни­чи­вав­шие фрон­то­ны и кар­ни­зы терра­ко­то­вые поло­сы с ажур­ны­ми по одно­му краю узо­ра­ми, в кото­рых спи­рале­вид­ные и круг­лые орна­мен­ты пере­пле­та­лись и окан­чи­ва­лись кра­си­вы­ми паль­мет­та­ми (21, ил. 156). По дру­го­му краю терра­ко­то­вых плит, проч­но кре­пив­ших­ся к сте­нам, не было сквоз­ных про­емов, и пере­ход к бал­кам хра­ма покры­вал­ся палоч­ным орна­мен­том, широ­ко рас­про­стра­нен­ным в этрус­ской деко­ра­тив­ной скульп­ту­ре. Пли­ты эти кро­ме пла­сти­че­ских име­ли еще и живо­пис­ные узо­ры — меандр, с.200 палоч­ный орна­мент, гиб­кие листья паль­метт и дру­гие (21, ил. 157).

115. Жен­ская голо­ва из свя­ти­ли­ща в Вей­ях. Терра­ко­та. V в. до н. э.

Изме­не­ния в худо­же­ст­вен­ных фор­мах пла­сти­ки рубе­жа VI—V веков до н. э. доволь­но ярко высту­па­ют в жен­ской терра­ко­то­вой голо­ве из свя­ти­ли­ща Минер­вы в Вей­ях (ил. 115). Мастер с боль­шей, неже­ли его арха­и­че­ские пред­ше­ст­вен­ни­ки, вни­ма­тель­но­стью отнес­ся к изо­бра­же­нию лица. При­бли­же­ние к види­мой дей­ст­ви­тель­но­сти все более и более зани­ма­ло скуль­п­то­ров. И хотя воз­вы­шен­ная и обоб­щен­ная идея про­дол­жа­ла оста­вать­ся осно­вой про­из­веде­ния, созда­вав­ший­ся образ все явст­вен­нее упо­доб­лял­ся реаль­но­сти, какую видел перед собой худож­ник. Воло­сы изо­бра­жа­лись не услов­но, а гиб­ки­ми, зави­ваю­щи­ми­ся на кон­цах прядя­ми, пра­виль­нее пони­мал­ся рельеф лица, и скуль­п­тор пока­зы­вал гла­за уже не таки­ми выпук­лы­ми, как рань­ше, но сидя­щи­ми глуб­же. Соч­нее выри­со­вы­ва­лись объ­е­мы губ, гар­мо­нич­нее ста­но­ви­лись соот­но­ше­ния отдель­ных про­пор­ций лица. Про­цесс стиле­вых изме­не­ний на рубе­же арха­и­ки и клас­си­ки, хоро­шо извест­ный по памят­ни­кам гре­че­ско­го искус­ства, про­те­кал и в этрус­ской худо­же­ст­вен­ной прак­ти­ке. Назвать этот про­цесс пере­ход­ным к клас­си­ке и тем самым пере­не­сти тер­ми­но­ло­гию гре­че­ской пери­о­ди­за­ции на этрус­ские явле­ния вряд ли пра­во­мер­но, но нель­зя не отме­тить его боль­шо­го зна­че­ния и для этрус­ско­го искус­ства.

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА

В пер­вой поло­вине V века до н. э. этрус­ки про­дол­жа­ли созда­вать рельеф­ные сте­лы, фигур­ные пеп­ло­хра­ниль­ни­цы и круп­ные, до мет­ра дли­ной ящи­ко­по­доб­ные урны с завер­ше­ни­я­ми, как у кры­шек сар­ко­фа­гов. В сти­ле пеп­ло­хра­ниль­ниц, подоб­ных муж­ской урне из Киан­чи­а­но, еще сохра­ня­лось обоб­ще­ние: круп­но и сум­мар­но трак­ту­ют­ся спо­кой­но лежа­щие на теле руки, с.201 боль­шая голо­ва с широ­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми и гори­зон­таль­ной лини­ей рта пора­жа­ет почти кипр­ской рез­ко­стью кон­ту­ров, гра­фич­но­стью дета­лей (13, ил. 43). На крыш­ке урны из Чер­ве­те­ри в такой же обоб­щен­ной мане­ре скуль­п­тор изо­бра­зил поко­я­щу­ю­ся на ложе жен­щи­ну с круп­ны­ми серь­га­ми в ушах и коса­ми, спус­каю­щи­ми­ся на грудь и пле­чи (13, ил. 50), а урну из Киан­чи­а­но завер­шил сидя­щей у ног умер­ше­го кры­ла­той фигу­рой, оче­вид­но, демо­ном смер­ти (13, ил. 71). Обра­зы трак­то­ва­ны деталь­нее, чем в VI веке до н. э.; на голо­вах диа­де­мы, мяг­че моде­ли­ро­ва­на поверх­ность лиц, рельеф­нее очер­че­ны губы, объ­ем­нее вью­щи­е­ся локо­ны. Власт­ный уве­рен­ный взгляд демо­на отте­ня­ет отре­шен­ность умер­ше­го. Здесь гар­мо­нич­нее, чем ранее, фор­мы, глуб­же про­ник­но­ве­ние в чув­ства чело­ве­ка и совер­шен­нее их вопло­ще­ние.

116. Мас­ка. Терра­ко­та. V в. до н. э.

Не все погре­баль­ные релье­фы испол­ня­лись в новой мане­ре, мно­гие еще нес­ли в себе стиле­вые чер­ты VII—VI веков до н. э. Скуль­п­то­ры над­гро­бий были более кон­сер­ва­тив­ны, неже­ли масте­ра укра­шав­ших храм деко­ра­тив­ных плит. Это свя­за­но и с тем, что для над­гроб­ных стел, релье­фов, камен­ных сар­ко­фа­гов или осно­ва­ний ципп исполь­зо­вал­ся камень, а не терра­ко­та. Тех­ни­ка высе­ка­ния релье­фов в камне более трудо­ем­кая, и вая­те­ли доль­ше при­дер­жи­ва­лись ста­рых тра­ди­ций. Имев­шие дело с гли­ня­ны­ми релье­фа­ми чув­ст­во­ва­ли себя сво­бод­нее в трак­тов­ке фигур, дви­же­ний, выбо­ре ком­по­зи­ций. Ред­ким памят­ни­ком этрус­ской скульп­ту­ры явля­ет­ся терра­ко­то­вая, воз­мож­но, над­гроб­ная со сквоз­ны­ми глаз­ни­ца­ми мас­ка из Бри­тан­ско­го музея. Мно­го­чис­лен­ные гра­ви­ро­ван­ные фигу­ры, орна­мен­ты, сцен­ки укра­ша­ют сво­бод­ные плос­ко­сти щек, лба, волос. Не исклю­че­но, что это повто­ре­ние како­го-то про­слав­лен­но­го метал­ли­че­ско­го изде­лия (ил. 116).

117. Две сте­лы. Камень. V в. до н. э. Пра­вая сте­ла из Воль­тер­ры. Левая сте­ла из Тра­ви­ньо­ли.

Сте­лы нача­ла V века до н. э. раз­лич­ны. Над­гро­бие Ауле Тите из Воль­тер­ры — пря­мо­уголь­ное, с оваль­ным вер­хом; на одной сто­роне пли­ты изо­бра­жен воин с с.202 копьем в руке (ил. 117, спра­ва). Круп­ные мас­сив­ные фор­мы его тела, нис­па­даю­щие на спи­ну локо­ны, тяже­ло­вес­ность высту­паю­щих из фона рельеф­ных масс застав­ля­ют вспом­нить более ран­ние памят­ни­ки. Иной тип над­гро­бия — сте­ла из Тра­ви­ньо­ли, увен­чан­ная акро­те­ри­ем с сидя­щи­ми льва­ми (ил. 117, сле­ва). Вер­ти­каль­ная панель ее разде­ле­на на три клей­ма: с загроб­ной тра­пе­зой в верх­нем, тан­цу­ю­щи­ми фигу­ра­ми и флей­ти­стом в цен­траль­ном и дву­мя хищ­ни­ка­ми, с.204 тер­заю­щи­ми оле­ня в ниж­нем. Как и в сте­ле из Воль­тер­ры, релье­фы поме­ще­ны здесь в углуб­ле­ния, обрам­лен­ные невы­со­ки­ми бор­ти­ка­ми по кра­ям.

118. Над­гроб­ный рельеф с опла­ки­ва­ни­ем. Камень. V в. до н. э.

Укра­ша­лись и осно­ва­ния над­гроб­ных ципп. На най­ден­ной в Кью­зи (13, ил. 52b) пока­за­на мно­го­фи­гур­ная сце­на с сидя­щи­ми на склад­ных табу­ре­тах и сто­я­щи­ми вои­на­ми и стар­ца­ми, ожив­лен­но бесе­дую­щи­ми и энер­гич­но жести­ку­ли­ру­ю­щи­ми. Как и на сте­лах, это доволь­но сухие плос­кие фигу­ры на остав­лен­ной поверх­но­сти камен­но­го бло­ка с фоном, обра­зо­ван­ным выем­кой мате­ри­а­ла. Подоб­ные же плос­кие релье­фы высе­ка­лись и на камен­ных сар­ко­фа­гах. На боко­вой стен­ке гро­ба из Перуд­жи (13, ил. 53) мож­но видеть вои­нов с копья­ми, плен­ни­ков, лоша­дей. Укра­шен­ные таким обра­зом узкие камен­ные пане­ли состав­ля­ли длин­ные сто­ро­ны усы­паль­ниц, ино­гда со сце­на­ми заупо­кой­ной тра­пезы. Бли­зок им рельеф нача­ла V века до н. э. с опла­ки­ва­ни­ем из Киев­ско­го музея запад­но­го и восточ­но­го искус­ства (ил. 118).

с.205

ЗЕРКАЛА, КЕРАМИКА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЕММЫ

119. Зер­ка­ло с рельеф­ным укра­ше­ни­ем. Брон­за. V в. до н. э.

Брон­зо­вые этрус­ские зер­ка­ла, круг­лые, а так­же капле­вид­ной фор­мы, с одной сто­ро­ны тща­тель­но поли­ро­ва­лись до полу­че­ния отра­же­ния, с дру­гой же укра­ша­лись гра­ви­ров­кой или ино­гда сце­на­ми в невы­со­ких релье­фах. Дере­вян­ные, костя­ные или брон­зо­вые руч­ки их дела­лись обыч­но фигур­ны­ми, цен­три­че­ские ком­по­зи­ции обрам­лял по бор­ти­ку рас­ти­тель­ный орна­мент. Укра­шаю­щая ред­кое рельеф­ное зер­ка­ло из Вати­кан­ско­го музея кры­ла­тая Эос, несу­щая на руках Кефа­ла, мастер­ски впи­са­на в круг (ил. 119). На фоне рас­хо­дя­щих­ся лучей вокруг ее голо­вы кра­си­во выри­со­вы­ва­ет­ся про­филь боги­ни, при­сталь­но смот­ря­щей на юно­шу. Несколь­ко ста­ро­мод­ны­ми, арха­и­че­ски­ми кажут­ся про­филь­ные лица и полет, подоб­ный коле­но­пре­кло­нен­но­му бегу. Одна­ко поло­же­ние рук Эос, береж­но дер­жа­щей свою ношу, кисть юно­ши, лежа­щая на пле­че боги­ни, и дру­гая, без­воль­но сви­саю­щая вниз, пере­да­ны так искус­но, что не оста­ет­ся сомне­ния в дати­ров­ке про­из­веде­ния V веком до н. э. Реши­тель­ные чер­ты Эос убеж­да­ют в этрус­ском про­ис­хож­де­нии масте­ра, хотя бли­зость сюже­та рос­пи­сям гре­че­ских ваз несо­мнен­на. В этом оча­ро­ва­тель­ном памят­ни­ке гре­че­ская гар­мо­нич­ность ком­по­зи­ции сли­лась с типич­но этрус­ской рез­ко­стью лиц и дви­же­ний. Невы­со­кий рельеф кра­си­во рас­по­ло­жен на сво­бод­ном чистом фоне; при общей плос­кост­но­сти поверх­ность фигур изыс­кан­но про­мо­де­ли­ро­ва­на. По бор­ти­ку зер­каль­но­го дис­ка идет неши­ро­кий фриз с двой­ным рядом листьев плю­ща.

Боль­шая часть этрус­ских зер­кал име­ет на обо­рот­ной сто­роне не рельеф­ные, но гра­ви­ро­ван­ные изо­бра­же­ния. На зер­ка­ле из Эрми­та­жа (11, ил. 77) пока­за­на Эос, несу­щая вме­сте с Фети­дой уби­то­го в тро­ян­ской войне сына Мем­но­на. Склад­ки пла­ща Мем­но­на и одежд Эос и Фети­ды рас­по­ло­же­ны настоль­ко выра­зи­тель­но, что с.208 их глу­бо­ко про­ник­но­вен­ная рит­ми­ка, кажет­ся, отве­ча­ет глу­хим рыда­ни­ям над телом погиб­ше­го. Паль­мет­ты вокруг скор­бя­щих тес­но сжи­ма­ют фигу­ры. Искус­ство рисун­ка и гра­ви­ров­ки в мастер­ских, где созда­ва­лись эти этрус­ские зер­ка­ла, дости­га­ло очень высо­ко­го уров­ня. Не менее гар­мо­нич­ны и ком­по­зи­ции на обо­рот­ных сто­ро­нах дру­гих зер­кал. Этрус­ские худож­ни­ки, как отме­ча­лось, пред­по­чи­та­ли не сфе­ри­че­ские, но плос­кие поверх­но­сти. На них они мог­ли пред­ста­вить свое мастер­ство со всей пол­нотой, совер­шен­нее, неже­ли в рисун­ках на вазах. И в этом заклю­ча­ет­ся, пожа­луй, глав­ное отли­чие их систе­мы гра­фи­ки от гре­че­ской.

Про­из­вод­ство рас­пис­ных ваз в этрус­ских горо­дах V века до н. э. было менее интен­сив­ным, неже­ли в VI веке до н. э. Спад кера­ми­че­ской про­дук­ции, оче­вид­но, объ­яс­ня­ет­ся усло­ви­я­ми воен­но­го вре­ме­ни, мешав­ши­ми гон­ча­рам работать так же пло­до­твор­но, как рань­ше, и к тому же ослаб­ле­ни­ем свя­зей с гре­че­ски­ми мастер­ски­ми. Мень­ше появ­ля­лось сосудов типа бук­ке­ро; при­чем созда­вав­ши­е­ся лише­ны укра­ше­ний, важ­ней­ше­го худо­же­ст­вен­но­го эле­мен­та этой кера­ми­ки. В V веке до н. э. еще про­дол­жа­ли рас­пи­сы­вать в чер­но­фи­гур­ной тех­ни­ке амфо­ры, эйно­хои, гид­рии (5, с. 51).

Поз­же, неже­ли в гре­че­ских мастер­ских, появи­лись у этрус­ков крас­но­фи­гур­ные рос­пи­си. В них мно­го обще­го с ита­лий­ской кера­ми­кой, замет­но воздей­ст­вие кам­пан­ских худож­ни­ков, есте­ствен­но, более близ­ких этрус­кам. Голо­ва жен­щи­ны в про­филь на дне неглу­бо­ко­го блюда собра­ния Эрми­та­жа (5, с. 52—53), рас­пи­сан­но­го в крас­но­фи­гур­ной тех­ни­ке, испол­не­на с типич­ной для этрус­ков рез­ко­стью почти пря­мой линии лба и носа, огром­ным под­бо­род­ком, немно­го манер­ным изги­бом губ. Чепец и диа­де­ма покры­ва­ют голо­ву; круп­ным кру­гом и тре­мя малень­ки­ми круж­ка­ми пока­за­на серь­га, а нит­ка оже­ре­лья с бул­лой настоль­ко тон­ка, что рядом с ней шея жен­щи­ны и ее лицо кажут­ся осо­бен­но мас­сив­ны­ми и тяже­лы­ми.

с.209 Худож­ни­ку боль­ше, неже­ли чело­ве­че­ское лицо, уда­лись здесь деко­ра­тив­ные узо­ры, диа­де­ма с вол­ни­стой лини­ей, ром­бо­вид­ные укра­ше­ния чеп­ца, кра­си­вый, обрам­ля­ю­щий блюдо орна­мент из длин­ных листьев и круп­ных ягод лав­ра; подоб­но­го рода рос­пи­си в кру­ге близ­ки ком­по­зи­ци­ям брон­зо­вых зер­кал. Такие же, как на бор­ти­ках зер­кал, орна­мен­ты мож­но видеть и по кра­ям гли­ня­ных таре­лок.

120. Крас­но­фи­гур­ный киаф из Вуль­чи. Гли­на. V в. до н. э.

Этрус­ские гон­ча­ры пер­вой поло­ви­ны V века до н. э. поль­зо­ва­лись и осо­бен­ной тех­ни­кой; на поверх­ность сосуда, уже покры­то­го чер­ным лаком, нано­си­лись крас­ным лаком фигу­ры с про­ца­ра­пан­ны­ми дета­ля­ми. На рас­пи­сан­ном в такой мане­ре киа­фе из Вуль­чи два про­тив­ни­ка, закрыв­шись щита­ми, под­ня­ли копья, а за спи­на­ми их луч­ни­ки мечут стре­лы (ил. 120).

Юве­лир­ные мастер­ские Вуль­чи, Тарк­ви­ний, Вету­ло­нии про­дол­жа­ли интен­сив­но работать. Круг­лые золотые меда­льо­ны типа булл, кото­рые носи­ли этрус­ки на шее, и серь­ги созда­ва­лись в тех­ни­ках торев­ти­ки, суще­ст­во­вав­ших и ранее. Но чаще появ­ля­лись теперь в золотых изде­ли­ях деталь­ные изо­бра­же­ния чело­ве­че­ско­го лица, ощу­ща­лось тяго­те­ние к укруп­не­нию форм в ком­по­зи­ци­ях. На круг­лой золо­той бля­хе собра­ния Вати­ка­на (13, ил. 72 d) пока­за­но в про­филь круп­ное лицо юно­ши с рез­ки­ми этрус­ски­ми чер­та­ми, со сви­саю­щи­ми из-под лен­точ­ки зави­ваю­щи­ми­ся на кон­цах локо­на­ми. На яйце­вид­ной по очер­та­ни­ям поверх­но­сти серег из Попу­ло­нии (11, ил. 105) золотых дел мастер поме­стил пять круп­ных высту­пов, над ними муж­ские лица анфас, а в верх­ней части боже­ство меж­ду дву­мя фан­та­сти­че­ски­ми обра­за­ми. Обра­ща­ет вни­ма­ние в обе­их серь­гах стро­гая сим­мет­рия, гар­мо­ния и урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции.

121. Гем­ма. Геракл с чудо­ви­щем. Сер­до­лик. V в. до н. э.

В V веке до н. э. в этрус­ских мастер­ских изготав­ли­ва­лось мно­го гемм. Как в чер­но­фи­гур­ной вазо­пи­си, в глип­ти­ке это­го пери­о­да нема­ло обще­го с памят­ни­ка­ми гре­че­ско­го искус­ства (5, с. 67). Гем­мы часто име­ли с.210 фор­му ска­ра­бе­ев, со сце­на­ми на плос­ких поверх­но­стях из гре­че­ской мифо­ло­гии или эпо­са (ил. 121). Геракл, борю­щий­ся со зме­е­но­гим гиган­том, Тезей, сидя­щий на сту­ле и заду­мав­ший­ся, Гефест, при­ко­вы­ваю­щий Про­ме­тея, спут­ник Одис­сея, пре­вра­щен­ный Цир­це­ей в сви­нью, Аякс, несу­щий тело Ахил­ла, — не труд­но увидеть в сюже­тах этих этрус­ских гемм-ска­ра­бе­ев гре­че­скую осно­ву. Встре­ча­ют­ся на рез­ных кам­нях изо­бра­же­ния этрус­ских богов и гени­ев, при­чем их боль­ше, чем ранее. На одной из гемм пока­зан демон смер­ти — кры­ла­тая Лаза, дер­жа­щая малень­кую фигур­ку — душу умер­ше­го. Неред­ко про­ца­ра­пан­ное рядом имя пер­со­на­жа облег­ча­ет пони­ма­ние обра­за.

В этрус­ских про­из­веде­ни­ях пер­вой поло­ви­ны V века до н. э. наблюда­ет­ся отход от услов­но­сти идей и обоб­щен­но­сти форм, повы­шен­ный инте­рес к более досто­вер­ной, чем рань­ше, пере­да­че дей­ст­ви­тель­но­сти, и преж­де все­го к точ­но­му изо­бра­же­нию чело­ве­че­ских с.211 фигур, лиц и более пра­виль­ной трак­тов­ке дви­же­ния. Роб­ко заяв­ляв­шие о себе в нача­ле V века до н. э., эти нов­ше­ства во вто­рой чет­вер­ти про­яви­лись в пол­ную силу, что дало осно­ва­ние иссле­до­ва­те­лям счи­тать этрус­ское искус­ство 475—300 годов до н. э., несмот­ря на тяже­лые годы обще­го кри­зи­са, прин­ци­пи­аль­но новым по срав­не­нию с искус­ст­вом 600—475 годов до н. э. и назы­вать его клас­си­че­ским. Необ­хо­ди­мо отме­тить все же, что ука­зан­ный пери­од вряд ли мож­но отож­дествлять с гре­че­ской клас­си­кой. К пери­о­ди­за­ции этрус­ско­го искус­ства, еще не полу­чив­шей окон­ча­тель­ной раз­ра­бот­ки, тер­ми­но­ло­гия эллин­ско­го искус­ства не вполне под­хо­дит, хотя, как и в искус­стве гре­ков, рубеж VI—V веков до н. э. явил­ся для этрус­ков вре­ме­нем пере­ло­ма и обра­ще­ния к более кон­крет­ным обра­зам.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 21Ста­ту­эт­ки Рому­ла и Рема, исчез­нув­шие со вре­ме­нем, были позд­нее заме­не­ны новы­ми. Изо­бра­же­ния близ­не­цов встре­ча­ют­ся часто в древ­не­рим­ской скульп­ту­ре, релье­фах и на моне­тах.
  • 22Мастер этрус­ской Химе­ры пред­вос­хи­щал прин­ци­пы худо­же­ст­вен­ных ком­по­зи­ций более позд­них эпох. Химе­ра лиш­ний раз убеж­да­ет в том, что в пре­де­лах антич­но­сти мож­но най­ти почти все фор­мы искус­ства вплоть до наших вре­мен. Худож­ни­кам антич­ной эпо­хи уже были зна­ко­мы все чув­ства, раз­вив­ши­е­ся в искус­стве после­дую­щих поко­ле­ний с боль­шей деталь­но­стью и, конеч­но, по-ново­му в свя­зи с ины­ми жиз­нен­ны­ми усло­ви­я­ми.
  • 23Оче­вид­но, подоб­ные фигур­ки слу­жи­ли укра­ше­ни­ем брон­зо­вых дино­сов, как и мно­гие дру­гие ста­ту­эт­ки тако­го типа.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1569360012 1569360013 1413290010 1637589005 1637589006 1637589007