Т. Дж. Люс

Ливий, Август и форум Августа

Luce T.J. Livy, Augustus, and the Forum Augustum // Between Republic and Empire. Interpretations of Augustus and His Principate / Ed. K. A. Raaflaub, M. Toher. Berkeley; Los Angeles, Oxford, 1993. P. 123—138.
Перевод с английского О. В. Любимовой.
Звездочкой отмечены ссылки, исправленные редакцией сайта.

с.123 Форум Авгу­ста, посвя­щён­ный во 2 г. до н. э.1, нагляд­но пока­зы­ва­ет, как имен­но, по мыс­ли импе­ра­то­ра, сограж­дане долж­ны были вос­при­ни­мать рим­скую исто­рию на всем её про­тя­же­нии и его место в ней. Хотя храм Мар­са Мсти­те­ля был обе­то­ван на поле бит­вы при Филип­пах в 42 г. до н. э. (Suet. Aug. 29. 2; RGDA. 2), до его посвя­ще­ния про­шло сорок лет. Ввиду мно­же­ства судеб­ных и дру­гих дел форум при­шлось начать исполь­зо­вать до завер­ше­ния стро­и­тель­ства хра­ма (Suet. Aug. 29. 1); сколь­ко вре­ме­ни созре­ва­ли пла­ны фору­ма как еди­но­го цело­го, неиз­вест­но. Воз­мож­но, какие-то его чер­ты опре­де­ли­лись задол­го до 2 г. до н. э., в том чис­ле, быть может, выбор геро­ев для рим­ско­го «Зала сла­вы», чьи ста­туи вме­сте с эло­ги­я­ми, были уста­нов­ле­ны в двух пор­ти­ках и эксед­рах по обе сто­ро­ны хра­ма2. В любом слу­чае с.124 ясно, что вне зави­си­мо­сти от того, дати­ро­вать ли план фору­ма рань­ше или поз­же, ко вре­ме­ни его состав­ле­ния Ливий уже дав­но работал над сво­ей исто­ри­ей Рима. Пер­вая кни­га была закон­че­на меж­ду 27 и 25 гг. до н. э., и очень веро­ят­но, что к это­му вре­ме­ни были напи­са­ны пер­вые пять книг3. Свиде­тель­ства о дати­ров­ке осталь­ных частей исто­рии отсут­ст­ву­ют, исклю­чая то, что пуб­ли­ка­ция послед­них два­дца­ти двух книг была отло­же­на до смер­ти Авгу­ста в 14 г. н. э.4 Если выдви­нуть кон­сер­ва­тив­ное пред­по­ло­же­ние о рав­но­мер­ном про­из­вод­стве книг 6—142 с 25 г. до н. э. по 14 г. н. э., то сред­ний пока­за­тель при­мер­но в три с поло­ви­ной кни­ги в год будет озна­чать, что, ска­жем, к 5 г. до н. э. Ливий добрал­ся по мень­шей мере до 75 кни­ги, что соот­вет­ст­ву­ет пери­о­ду Союз­ни­че­ской вой­ны (89 г. до н. э.). Сло­вом, рас­сказ Ливия о зна­чи­тель­ной части рес­пуб­ли­кан­ской исто­рии, веро­ят­но, вышел в свет до 2 г. до н. э., а дошед­шие до нас кни­ги, несо­мнен­но, были извест­ны уже дав­но.

Обще­из­вест­но, что дости­же­ние Ливия «зачи­сти­ло поле». В его рабо­те почти сра­зу ока­за­лись затро­ну­ты неко­то­рые неот­лож­ные заботы импе­ра­то­ра (IV. 20. 5—11), зна­ком­ство с Авгу­стом и импе­ра­тор­ской семьёй ста­но­ви­лось всё бли­же (Tac. Ann. IV. 34. 3; Suet. Claud. 41. 1), и Ливий обрёл повсе­мест­ную и дол­го­веч­ную сла­ву (Plin. Ep. II. 3. 8; Plin. HN. 1 praef. 16). Таким обра­зом, в эпо­ху Авгу­ста форум Авгу­ста и «Исто­рия Рима от осно­ва­ния Горо­да» ста­ли дву­мя самы­ми зна­ме­ни­ты­ми памят­ни­ка­ми рес­пуб­ли­кан­ской исто­рии, и их созда­те­ли были зна­ко­мы друг с дру­гом. Поэто­му мож­но ожи­дать, что меж­ду их пред­став­ле­ни­я­ми о рим­ском про­шлом суще­ст­во­ва­ла какая-то вза­и­мо­связь, будь то вли­я­ние или реак­ция. В насто­я­щей ста­тье будет иссле­до­ван этот вопрос: спер­ва мы посмот­рим на их общую кон­цеп­цию рим­ской исто­рии, а затем — на выбор дея­те­лей для Зала сла­вы и на содер­жа­ние их эло­ги­ев, уде­лив осо­бое вни­ма­ние эло­ги­ям тех людей, кото­рые фигу­ри­ру­ют так­же в дошед­ших до нас частях исто­рии Ливия.

с.125

I

Форум как целое имел общую кон­цеп­цию, и Зал сла­вы был лишь её частью5. На архит­ра­ве хра­ма, гос­под­ст­во­вав­ше­го над цен­траль­ным про­стран­ст­вом, кра­со­ва­лось напи­сан­ное круп­ны­ми бук­ва­ми имя Авгу­ста (Ovid. Fast. V. 567—568). Сред­нюю часть фрон­то­на зани­ма­ла ста­туя боро­да­то­го Мар­са Мсти­те­ля в окру­же­нии Вене­ры, Фор­ту­ны, пер­со­ни­фи­ка­ции Пала­ти­на, Ромы и Отца Тиб­ра. В цел­ле хра­ма сто­я­ли ста­туи Мар­са Мсти­те­ля, Вене­ры и боже­ст­вен­но­го Юлия, при­ём­но­го отца Авгу­ста6. На фору­ме нахо­ди­лась боль­шая ста­туя само­го Авгу­ста в три­ум­фаль­ном оде­я­нии на квад­ри­ге, с над­пи­сью на базе «Отец Оте­че­ства» (PA­TER PAT­RIAE, RGDA. 35) — титул, даро­ван­ный ему ранее в том же году. В цен­тре каж­дой эксед­ры нахо­ди­лась ниша двой­но­го раз­ме­ра. В север­ной нише сто­я­ла ста­туя Энея, несу­ще­го на пле­чах Анхи­за, в окру­же­нии ста­туй потом­ков Энея из рода Юли­ев. В южной нише был изо­бра­жён Ромул, несу­щий на пле­чах «пыш­ный доспех» (spo­lia opi­ma), а вокруг сто­я­ли ста­туи вели­ких дея­те­лей эпо­хи Рес­пуб­ли­ки, дея­ния кото­рых были пере­чис­ле­ны на пли­тах, при­креп­лён­ных под ними7.

Тако­вы основ­ные чер­ты фору­ма Авгу­ста, хотя он был гораздо слож­нее при­ведён­но­го здесь наброс­ка, посколь­ку здесь хра­ни­лись все­воз­мож­ные релик­вии и худо­же­ст­вен­ные про­из­веде­ния, а так­же укра­ше­ния8. В чис­ло релик­вий вхо­ди­ли зна­мё­на, захва­чен­ные пар­фя­на­ми у Крас­са и Анто­ния и воз­вра­щён­ные (дипло­ма­ти­че­ским путём) при Авгу­сте в 20 г. до н. э. (RGDA. 29; Cass. Dio LIV. 8. 3).

Таким обра­зом, форум Авгу­ста пред­став­лял собой сме­ше­ние лич­ных и обще­ст­вен­ных эле­мен­тов с явным пре­об­ла­да­ни­ем лич­ных. Август решил, что испол­не­ние обе­та, дан­но­го при Филип­пах, — это его лич­ное дело. Соот­вет­ст­вен­но, он на свои част­ные сред­ства купил зем­лю, на кото­рой пред­сто­я­ло с.126 постро­ить форум, и не стал изы­мать недви­жи­мость у тех, кто не желал её про­да­вать, путём объ­яв­ле­ния этой терри­то­рии государ­ст­вен­ной зем­лёй, а все­го про­ек­та — государ­ст­вен­ным меро­при­я­ти­ем.

В резуль­та­те этих поку­пок при­об­ре­тён­ный Авгу­стом уча­сток ока­зал­ся мень­ше, чем он хотел бы: оче­вид­но, один или несколь­ко земле­вла­дель­цев отка­за­лись про­да­вать ему зем­лю9. Форум в сво­ём окон­ча­тель­ном виде выдви­гал на пер­вый план его лич­ность: огром­ная посвя­ти­тель­ная над­пись на архит­ра­ве хра­ма, изо­бра­же­ния его боже­ст­вен­ных пред­ков внут­ри и сна­ру­жи хра­ма, три­ум­фаль­ная ста­туя его само­го в цен­тре пло­ща­ди перед хра­мом. Вел­лей сооб­ща­ет, что на фору­ме были так­же выстав­ле­ны назва­ния испан­ских пле­мён, поко­рён­ных Авгу­стом (qua­rum ti­tu­lis fo­rum eius prae­ni­tet, II. 39. 2). Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей счи­та­ет, что это пере­чис­ле­ние име­ло фор­му эло­гия на базе ста­туи. В этом мож­но усо­мнить­ся: такой эло­гий сопер­ни­чал бы с про­стой над­пи­сью PA­TER PAT­RIAE на дру­гой сто­роне базы и не при­вле­кал бы тако­го вни­ма­ния, какое пред­по­ла­га­ет сло­во Вел­лея «бли­ста­ет» (prae­ni­tet). Более под­хо­дя­щим местом для этих назва­ний слу­жи­ли бы архит­ра­вы меж­ду верх­ним и ниж­ним ряда­ми колонн, под­дер­жи­вав­ших пор­ти­ки, дли­на каж­до­го из кото­рых пре­вы­ша­ла 100 м. Бук­вы были бы круп­ны­ми, и назва­ния, напи­сан­ные вдоль длин­ных сто­рон пло­ща­ди, вели бы взгляд к име­ни Авгу­ста на архит­ра­ве хра­ма.

Зал сла­вы был под­чи­нён это­му вели­ко­му пла­ну и под­креп­лял его. Вокруг ста­туи Энея, пред­ка Авгу­ста, в цен­траль­ной нише север­ной эксед­ры сто­я­ли ста­туи пред­ков Авгу­ста из рода Юли­ев, в том чис­ле четыр­на­дцать царей Аль­бы Лон­ги (сохра­ни­лись фраг­мен­тар­ные эло­гии чет­ве­рых, D 2—5)10, отец Юлия Цеза­ря (пре­тор око­ло 92 г. до н. э., умер в 85 г. до н. э.: D 7) и ещё один член рода — Цезарь Стра­бон (куруль­ный эдил в 90 г. до н. э., умер в 87 г. до н. э.: D 6). Эти Цеза­ри иллю­ст­ри­ру­ют срав­ни­тель­но неве­ли­кие дости­же­ния Юли­ев в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки. Опи­са­ние Овидия (Fast. V. 563—566) в стро­гом смыс­ле мож­но истол­ко­вать так, что Юлии сто­я­ли с одной сто­ро­ны фору­ма, а все осталь­ные — с дру­гой. Но посколь­ку в пор­ти­ке было место для 108 ниш (D 2), сомни­тель­но, что одну сто­ро­ну мог­ли запол­нить при­мер­но 54 Юлия, даже с учё­том аль­бан­ских царей и род­ст­вен­ни­ков через брак и усы­нов­ле­ние. Эло­гии Мар­ка Клав­дия Мар­цел­ла, зятя Авгу­ста (D 8), умер­ше­го в 23 г. до н. э., и Неро­на Клав­дия Дру­за, пасын­ка Авгу­ста (D 9), с.127 умер­ше­го в 9 г. до н. э., были най­де­ны в рай­оне север­ной эксед­ры11. Цан­кер, веро­ят­но, прав, пред­по­ла­гая, что на север­ной сто­роне сто­я­ли так­же ста­туи неко­то­рых выдаю­щих­ся мужей (sum­mi vi­ri, как они назва­ны в SHA. Alex. Sev. 28. 6), не свя­зан­ных с Юли­я­ми12. Раз­гра­ни­че­ние меж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми и нерод­ст­вен­ни­ка­ми соблюда­лось так­же на похо­ро­нах Авгу­ста, для кото­рых импе­ра­тор оста­вил подроб­ные ука­за­ния (Cass. Dio LIV. 33. 1). В про­цес­сии три порт­ре­та Авгу­ста пред­ше­ст­во­ва­ли изо­бра­же­ни­ям (ima­gi­nes) Юли­ев, а за ними, в свою оче­редь, сле­до­вал порт­рет Рому­ла, воз­глав­ляв­ший порт­ре­ты дру­гих рим­лян (Cass. Dio LIV. 34. 2—3)13. При­сут­ст­вие и порядок пред­ков и дру­гих выдаю­щих­ся рим­лян оди­на­ко­вы на фору­ме и в похо­рон­ной про­цес­сии.

Зачем Август пред­ста­вил и на фору­ме, и на похо­ро­нах выдаю­щих­ся людей, не состо­яв­ших с ним в род­стве? Све­то­ний (Aug. 31. 5) сооб­ща­ет, что «После бес­смерт­ных богов он боль­ше все­го чтил память вождей, кото­рые воз­нес­ли дер­жа­ву рим­ско­го наро­да из ничто­же­ства к вели­чию. Поэто­му… в обо­их пор­ти­ках при сво­ем фору­ме каж­до­му из них поста­вил ста­тую в три­ум­фаль­ном обла­че­нии, объ­явив эдик­том, что это он дела­ет для того, чтобы и его, пока он жив, и всех пра­ви­те­лей после него граж­дане побуж­да­ли бы брать при­мер с этих мужей»[1]. Таким обра­зом, ста­туи и эло­гии на фору­ме порож­да­ли сопер­ни­че­ство за счёт срав­не­ния. Выбор дости­же­ний, кото­рые Август решил упо­мя­нуть в каж­дом эло­гии, поз­во­ля­ет выявить пунк­ты, по кото­рым про­из­во­ди­лось срав­не­ние. Что до эло­гия само­го Авгу­ста, то он соста­вил его лич­но: в даль­ней­шем «Дея­ния» были выве­ше­ны перед его мав­зо­ле­ем и ско­пи­ро­ва­ны по все­му рим­ско­му миру. В недав­но опуб­ли­ко­ван­ной ста­тье П. Фриш убеди­тель­но пока­зал, что дости­же­ния, тща­тель­но пере­чис­лен­ные в «Дея­ни­ях», долж­ны были сопо­став­лять­ся с дости­же­ни­я­ми тех людей, чьи эло­гии были выстав­ле­ны на фору­ме, и выглядеть более выдаю­щи­ми­ся14.

Сло­вом, «Дея­ния» — это вели­кий срав­ни­тель­ный доку­мент, а форум Авгу­ста — вели­кий срав­ни­тель­ный мону­мент, где все утвер­жде­ния и намё­ки под­чёр­ки­ва­ли те дела, в кото­рых Август что-либо совер­шил пер­вым, или сде­лал боль­ше дру­гих, или с.128 с бо́льшим блес­ком, или более эффек­тив­но. Авгу­сту недо­ста­точ­но было заявить, что он срав­нял­ся дости­же­ни­я­ми со сво­и­ми непо­сред­ст­вен­ны­ми пред­ка­ми или пре­взо­шёл их, что было иде­а­лом для ноби­ли­те­та на про­тя­же­нии всей рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи. Глав­ная идея фору­ма и «Дея­ний» состо­ит в том, что Август срав­нял­ся дея­ни­я­ми со все­ми вели­ки­ми людь­ми в рим­ской исто­рии или пре­взо­шёл их.

Под­дер­жал бы Ливий такое утвер­жде­ние? Отве­тить на этот вопрос не поз­во­ля­ют несколь­ко пре­пят­ст­вий. Во-пер­вых, мы не зна­ем его взглядов на прин­ци­пат как поли­ти­че­ское устрой­ство, как пока­зал в недав­но опуб­ли­ко­ван­ной ста­тье Ю. Дай­нин­гер15. Вто­рое пре­пят­ст­вие свя­за­но с бли­зо­стью друж­бы и объ­ё­мом кон­так­тов меж­ду эти­ми дво­и­ми людь­ми; они мог­ли быть доволь­но близ­ки и проч­ны, но это не обя­за­тель­но. Более того, если оце­ни­вать зна­че­ние упо­ми­на­ний Ливия об Авгу­сте (или их отсут­ст­вия: в пред­и­сло­вии импе­ра­тор не упо­мя­нут), сле­ду­ет пом­нить о том, что если Ливий желал счи­тать­ся чест­ным исто­ри­ком, то дол­жен был зани­мать неза­ви­си­мое поло­же­ние отно­си­тель­но сво­их могу­ще­ст­вен­ных совре­мен­ни­ков16. Откла­ды­вая пуб­ли­ка­цию книг 121—142 (вклю­чаю­щих собы­тия с 43 по 9 г. до н. э.) до смер­ти Авгу­ста, Ливий мог руко­вод­ст­во­вать­ся сра­зу дву­мя вро­де бы про­ти­во­по­лож­ны­ми моти­ва­ми: он мог опа­сать­ся, что оскор­бит его сво­ей откро­вен­но­стью и что будет обви­нён в лести и пар­тий­ных при­стра­сти­ях. Есть осно­ва­ния счи­тать, что на Ливия повли­я­ли оба моти­ва. С одной сто­ро­ны, о его неза­ви­си­мо­сти от Авгу­ста свиде­тель­ст­ву­ет утвер­жде­ние Таци­та, вло­жен­ное в уста Кре­му­ция Кор­да (Ann. IV. 34. 3). Дру­ги­ми при­ме­ра­ми могут послу­жить его обсуж­де­ние про­ис­хож­де­ния Юли­ев от Юла (quis enim rem tam ve­te­rem pro cer­to ad­fir­met?[2] I. 3. 1—3); его бес­при­страст­ное, несколь­ко скеп­ти­че­ское отно­ше­ние к рас­ска­зу Авгу­ста о том, как Кор­не­лий Косс заво­е­вал «пыш­ный доспех» (spo­lia opi­ma, IV. 20. 4—11, ср. 32. 4), и пря­мо постав­лен­ный им вопрос о том, не выиг­рал ли бы мир, если бы Юлий Цезарь не родил­ся на свет (Sen. QNat. V. 18. 4). С дру­гой сто­ро­ны, он вооб­ще мог не назы­вать импе­ра­то­ра по име­ни, одна­ко его упо­ми­на­ния об Авгу­сте явно ком­пли­мен­тар­ны17.

Таким обра­зом, на Ливия, веро­ят­но, повли­я­ли оба моти­ва. Но сомни­тель­но, что он счи­тал Авгу­ста послед­ним и вели­чай­шим из мно­же­ства вели­ких людей Рес­пуб­ли­ки. Ливий смот­рел на рим­скую исто­рию как на сово­куп­ность дости­же­ний вождей и ведо­мых; нра­вы (mo­res) наро­да как цело­го с.129 явля­ют­ся кон­стан­той в его исто­рии, где нацио­наль­ный харак­тер раз­ви­ва­ет­ся, зре­ет и при­хо­дит в упа­док18. Есте­ствен­но, харак­те­рам отдель­ных людей при­да­ёт­ся боль­шое зна­че­ние, но даже вели­чай­шие герои у Ливия име­ют недо­стат­ки; с его точ­ки зре­ния, гораздо важ­нее то, что Рим создан уси­ли­я­ми мно­же­ства вождей, а не како­го-то одно­го чело­ве­ка (см. IX. 18. 9).

В одном кон­крет­ном вопро­се Ливий и Август были под­чёрк­ну­то соглас­ны друг с дру­гом: исто­рия — это вели­кое хра­ни­ли­ще при­ме­ров (exempla), кото­рые могут послу­жить людям ори­ен­ти­ром для постро­е­ния жиз­ни и мерой для оцен­ки их соб­ст­вен­но­го вкла­да. Заме­ча­ния Ливия во введе­нии (10) согла­су­ют­ся с верой импе­ра­то­ра в силу при­ме­ров в рим­ской жиз­ни.

II

Мог­ли Ливий и его исто­рия под­ска­зать Авгу­сту выбор отдель­ных людей в каче­стве наи­бо­лее выдаю­щих­ся (sum­mi vi­ri)? Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из них заслу­жи­ва­ло гром­ко­го про­слав­ле­ния у Ливия, ибо в основ­ном это были три­ум­фа­то­ры19. Кро­ме того, выбор Авгу­ста был вне­пар­тий­ным. Напри­мер, Марий, род­ст­вен­ник через брак, сто­ял на фору­ме и его эло­гий сохра­нил­ся почти пол­но­стью. Окон­ча­ние его карье­ры опи­са­но так: post LXX an­num pat­ria per ar­ma ci­vi­lia ex­pul­sus, ar­mis res­ti­tu­tus est. VII cos. fac­tus («В воз­расте семи­де­ся­ти лет он был изгнан из государ­ства вслед­ст­вие граж­дан­ской вой­ны и с помо­щью вой­ны вер­нул­ся обрат­но. Избран кон­су­лом в седь­мой раз»). Сопо­ста­вим с этим под­веде­ние ито­гов у Ливия, сохра­нив­ше­е­ся в 80 пери­о­хе: edi­tis­que plu­ri­mis sce­le­ri­bus idi­bus Ianua­riis de­ces­sit, vir cui­us si exa­mi­nen­tur cum vir­tu­ti­bus vi­tia, haud fa­ci­le sit dic­tu ut­rum bel­lo me­lior an pa­ce per­ni­cio­sior fue­rit. adeo, quam rem pub­li­cam ar­ma­tus ser­va­vit, eam pri­mo to­ga­tus om­ni ge­ne­re frau­dis, postre­mo ar­mis hos­ti­li­ter ever­tit («После мно­гих зло­действ скон­чал­ся в январ­ские иды. Если сопо­ста­вить доб­ле­сти его с поро­ка­ми, то труд­но ска­зать, был ли он пре­вос­ход­нее в воен­ное вре­мя или пагуб­нее в мир­ное: свое государ­ство он спа­сал с ору­жи­ем в руках и его же пере­во­ра­чи­вал изнут­ри, спер­ва вся­че­ски­ми коз­ня­ми, как сена­тор, а потом и ору­жи­ем, как враг» (пер. М. Л. Гас­па­ро­ва с прав­кой)). Ливий и Август явно рас­смат­ри­ва­ли одно­го и того же чело­ве­ка как при­мер с раз­ных точек зре­ния. С дру­гой сто­ро­ны, Фриш вполне убеди­тель­но пока­зал, что есть доста­точ­но осно­ва­ний пола­гать, что с.130 в чис­ло выдаю­щих­ся дея­те­лей был вклю­чён Пом­пей20 — вне­пар­тий­ный жест, кото­рый Ливий, несо­мнен­но, одоб­рил бы.

Сре­ди девят­на­дца­ти извест­ных нам выдаю­щих­ся мужей двое вызы­ва­ют удив­ле­ние. Пер­вый — это Гай Кор­не­лий Цетег (D 64). Толь­ко хоро­шо под­ко­ван­ный иссле­до­ва­тель рим­ской исто­рии мог бы иден­ти­фи­ци­ро­вать это­го Цете­га без каких-либо поис­ков, — в том чис­ле, пожа­луй, и само­му Ливию это было бы непро­сто, хотя почти всё, что нам извест­но о Цете­ге, сошло со стра­ниц Ливия. Победы Цете­га над инсуб­ра­ми и цено­ма­на­ми на севе­ре Ита­лии в его кон­суль­ство в 197 г. до н. э. опи­са­ны в XXXII. 28—31, спо­ры об их с кол­ле­гой три­ум­фах — в XXXIII. 22—2321. Он, конеч­но, сде­лал при­лич­ную карье­ру, но труд­но пове­рить, что Август выбрал его под вли­я­ни­ем крат­ко­го рас­ска­за Ливия.

Вто­рой — это Луций Аль­би­ний (D 11). И сно­ва, лишь хоро­шо осве­дом­лён­ный спе­ци­а­лист по рим­ской исто­рии мог бы сра­зу его иден­ти­фи­ци­ро­вать, ибо это был пле­бей (Liv. V. 40. 9), кото­рый под­вёз веста­лок до Цере на сво­ей повоз­ке, когда они бежа­ли от гал­лов во вре­мя раз­граб­ле­ния горо­да в 390 г. до н. э. У Ливия содер­жит­ся един­ст­вен­ный лите­ра­тур­ный рас­сказ об этом собы­тии, ибо все после­дую­щие вос­хо­дят к нему (Plut. Cam. 21; Val. Max. I. 1. 10; Flor. I. 7). И здесь мы име­ем серь­ёз­ные осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что рас­сказ Ливия под­ска­зал Авгу­сту выбор Аль­би­ния, кото­рый, насколь­ко нам извест­но, не зани­мал государ­ст­вен­ных долж­но­стей22. Но, как будет пока­за­но ниже, едва ли даже Аль­би­ний был заим­ст­во­ван из исто­рии Ливия.

В той или иной фор­ме до нас дошли эло­гии деся­ти чело­век, чьи карье­ры опи­са­ны в сохра­нив­ших­ся кни­гах Ливия. Что гово­рит нам сопо­став­ле­ние о Ливии как воз­мож­ном источ­ни­ке сведе­ний? В двух слу­ча­ях нель­зя сде­лать ника­ких выво­дов, ибо не сохра­ни­лось почти ниче­го23. В осталь­ных вось­ми слу­ча­ях име­ют­ся рас­хож­де­ния, как круп­ные, так и мел­кие.

Авл Посту­мий Регилль­ский (D 10). В несколь­ких сохра­нив­ших­ся сло­вах с.131 эло­гия упо­ми­на­ет­ся при­сут­ст­вие в бит­ве при Регилль­ском озе­ре сыно­вей Тарк­ви­ния Гор­до­го: «сыно­вья­ми и соро­ди­ча­ми» ([f]iliis et gen[ti­li­bus]). Соглас­но Ливию, там при­сут­ст­во­вал толь­ко один его сын (II. 19. 10: fi­lius), то есть, види­мо, Тит, ибо два дру­гих сына были уже мерт­вы (смерть Секс­та упо­ми­на­ет­ся в I. 60. 2, смерть Аррун­та — в II. 6. 9). Соглас­но вер­сии Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го, в бит­ве участ­во­ва­ли и Секст, и Тит (AR. VI. 4. 1ff. и VI. 5. 4).

Маний Вале­рий Мак­сим (D 60, 78). В эло­гии отме­ча­ет­ся его три­умф над саби­на­ми и медул­ли­на­ми; в вер­сии Ливия послед­ние отсут­ст­ву­ют. Дио­ни­сий сооб­ща­ет, что в нача­ле года медул­ли­ны сго­во­ри­лись с саби­на­ми (VI. 34. 1, 3)*, но боль­ше их не упо­ми­на­ет. В эло­гии Вале­рий назван чело­ве­ком, кото­рый пре­кра­тил сецес­сию плеб­са, вер­нул их со Свя­щен­ной горы и при­ми­рил с сена­то­ра­ми. Ливий при­пи­сы­ва­ет эти дея­ния Мене­нию Агрип­пе (II. 32—33). В подроб­ном рас­ска­зе Дио­ни­сия Вале­рий игра­ет важ­ную роль в пере­го­во­рах, но и здесь чело­ве­ком, пре­кра­тив­шим сецес­сию, назван Агрип­па (VI. 57ff. и VI. 96). В эло­гии так­же утвер­жда­ет­ся, что Вале­рий убедил сенат осво­бо­дить плебс от дол­го­во­го бре­ме­ни; у Ливия он пред­при­ни­ма­ет такую попыт­ку, но тер­пит сокру­ши­тель­ное пора­же­ние, пред­ска­зы­ва­ет дур­ной исход и сла­га­ет с себя дик­та­ту­ру (II. 31. 8—10; далее сле­ду­ет сецес­сия). Эло­гий так­же содер­жит уни­каль­ные или необыч­ные подроб­но­сти: в нём сооб­ща­ет­ся, что Вале­рий был авгу­ром и прин­цеп­сом сена­та и ука­за­но точ­ное место в Цир­ке, где было поме­ще­но куруль­ное крес­ло для него и его потом­ков.

Марк Фурий Камилл (D 61). В эло­гии победы, одер­жан­ные Камил­лом в третью дик­та­ту­ру, пере­чис­ле­ны в сле­дую­щем поряд­ке: этрус­ки, эквы, воль­ски; у Ливия порядок заво­е­ва­ний обрат­ный (VI. 2. 7 — 4. 3). В эло­гии гово­рит­ся, что Камилл пода­вил вос­ста­ние в Велит­рах, кото­рое, соглас­но Ливию (VI. 36. 1ff.), нача­лось в 370 г. до н. э. и ещё про­дол­жа­лось в 367 г. до н. э., когда Камилл был объ­яв­лен дик­та­то­ром в пятый раз, спе­ци­аль­но для веде­ния галль­ской вой­ны. Ливий не упо­ми­на­ет о капи­ту­ля­ции Велитр; после VI. 42. 4 мы о них боль­ше не слы­шим. Плу­тарх (Cam. 41. 6—42. 1) гово­рит, что в пятую и послед­нюю дик­та­ту­ру Камил­ла была одер­жа­на победа над гал­ла­ми и одно­вре­мен­но он взял Велит­ры.

Луций Аль­би­ний (D 11). Эло­гий гла­сит: [Cum Gal­li ob]si­de­rent Ca­pi­to­lium, [vir­gi­nes Ve]sta­les Cae­re de­du­xit; [ibi sac­ra at]que ri­tus sol­lem­nes ne [in­ter­mit­te]ren­tur, cu­rai si­bi ha­buit; [ur­be re­cup]era­ta sac­ra et vir­gi­nes [Ro­man re]ve­xit («Когда гал­лы оса­жда­ли Капи­то­лий, он вывез веста­лок в Цере; там он с.132 поза­бо­тил­ся о том, чтобы свя­щен­ные обряды и цере­мо­нии не пре­рва­лись; а когда Город был отво­ё­ван, он при­вёл свя­щен­ные пред­ме­ты и веста­лок обрат­но»). Ливий не сооб­ща­ет ни о том, что Аль­би­ний при­вёз веста­лок обрат­но в Рим, ни о том, что он поза­бо­тил­ся о непре­рыв­но­сти свя­щен­но­дей­ст­вий. Рас­сказ о воз­вра­ще­нии три­ви­а­лен, но дей­ст­вия Аль­би­ния в Цере — нет. Ибо какое отно­ше­ние мог иметь пле­бей к свя­щен­но­дей­ст­ви­ям, совер­шав­шим­ся пат­ри­ци­я­ми? Глав­ным обра­зом по этой при­чине Бор­ге­зи, Хирш­фельд, Швег­лер и дру­гие иссле­до­ва­те­ли пред­по­ло­жи­ли, что эло­гий отно­сит­ся не к Аль­би­нию, а к нена­зван­но­му фла­ми­ну Кви­ри­на из рас­ска­за Ливия (V. 40. 7)24. Дру­гие исто­ри­ки, напри­мер, Момм­зен, сочли неправ­до­по­доб­ным, что эло­гий на фору­ме Авгу­ста мог про­слав­лять чело­ве­ка, чьё имя не сохра­ни­лось ни в одном источ­ни­ке (хотя и имя Аль­би­ния назва­но толь­ко в ливи­ан­ской тра­ди­ции)25. Более того, что имен­но мог сде­лать пле­бей, чтобы обес­пе­чить непре­рыв­ность свя­щен­но­дей­ст­вий? Деграс­си пред­по­ло­жил, что он мог, напри­мер, пре­до­ста­вить вестал­кам свой дом в Цере. Но Аль­би­ний был рим­ля­ни­ном, а не жите­лем Цере, и труд­но пове­рить, что пре­до­став­ле­ние жилья мог­ло так про­слав­лять­ся. Чем доль­ше раз­мыш­ля­ешь над эло­ги­ем, тем более про­бле­ма­тич­ным он выглядит. Содер­жа­щи­е­ся в нём сведе­ния не могут вос­хо­дить к Ливию; они, веро­ят­но, отра­жа­ют вер­сию, ради­каль­но отли­чав­шу­ю­ся от Ливия.

Аппий Клав­дий Цек (D 12, 79). В эло­гии сохра­не­на стран­ная инфор­ма­ция о повтор­ном заня­тии Цеком пре­ту­ры и эди­ли­те­та, а так­же точ­ные сведе­ния о том, что он три­жды был интеррек­сом и три­жды — воен­ным три­бу­ном. Собы­тия 296 г. до н. э. опи­са­ны в эло­гии так: complu­ra op­pi­da de Sam­ni­ti­bus ce­pit, Sa­bi­no­rum et Tus­co­rum exer­ci­tum с.133 fu­dit[3]. Ливий ниче­го не зна­ет о саби­нах — толь­ко о сабел­лах (X. 19. 20)26. Более того, в его вер­сии победы в Сам­нии при­пи­са­ны про­кон­су­лу Пуб­лию Децию Мусу (X. 17. 1—10); в отступ­ле­нии Ливий отме­ча­ет, что его источ­ни­ки содер­жат три вари­ан­та рас­ска­за; одна­ко ни один из них не сов­па­да­ет с вер­си­ей эло­гия (X. 17. 11—12). Нако­нец, в рас­ска­зе Ливия о собы­ти­ях в Этру­рии Цек выглядит доволь­но блед­но (X. 18).

Квинт Фабий Мак­сим Верру­коз (D 14, 80). В эло­гии сооб­ща­ет­ся о собы­ти­ях чет­вёр­то­го и пято­го кон­сульств Фабия в 215—214 гг. до н. э.,[19] и лишь затем упо­ми­на­ет­ся, что в долж­но­сти дик­та­то­ра (то есть в 217 г. до н. э.) он спас сво­его началь­ни­ка кон­ни­цы Мар­ка Мину­ция (хотя к это­му вре­ме­ни, соглас­но Ливию (XXII. 25. 10; XXII. 26. 5—7), Мину­ций занял более высо­кое поло­же­ние и обла­дал рав­ны­ми с ним пол­но­мо­чи­я­ми)27. Соглас­но эло­гию, Фабия про­воз­гла­си­ло отцом (pa­ter) вой­ско Мину­ция (так же у Пли­ния, NH. XXII. 10), тогда как у Ливия это сде­лал сам Мину­ций (XXII. 30; так же у Плу­тар­ха, Fab. 13. 3). О том, что Фабий два­жды зани­мал долж­но­сти интеррек­са, кве­сто­ра и воен­но­го три­бу­на, извест­но толь­ко из эло­гия.

Гай Кор­не­лий Цетег (D 64). От пер­вой стро­ки на пли­те, при­креп­лён­ной под базой ста­туи, сохра­ни­лись толь­ко бук­вы ]ET CE­NOM[, а от вто­рой стро­ки — толь­ко ]VCEM EO[. Как отме­ча­лось выше, это ука­за­ние на победу и три­умф Цете­га над инсуб­ра­ми и цено­ма­на­ми в его кон­суль­ство в 197 г. до н. э. Во вто­рой стро­ке несо­мнен­но име­ет­ся в виду кар­фа­ген­ский пол­ко­во­дец Гамиль­кар, кото­рый, соглас­но рас­ска­зам неко­то­рых исто­ри­ков, был захва­чен в плен в сра­же­нии и про­ведён в три­ум­фе. Наши сведе­ния об этой вер­сии полу­че­ны от Ливия (XXXII. 30. 11—12, XXXIII. 23. 5, ср. Zo­nar. X. 16), но их нет в той вер­сии, кото­рую при­во­дит сам Ливий (XXXI. 21. 18)28.

Луций Эми­лий Павел (D 81). В эло­гии при­веде­ны подроб­но­сти его карье­ры, отсут­ст­ву­ю­щие в дру­гих источ­ни­ках: интеррекс, кве­стор и три­жды воен­ный три­бун. Кро­ме того, в эло­гии его победы в Лигу­рии отне­се­ны к его пер­во­му кон­суль­ству в 182 г. до н. э. (так же у Вел­лея I. 9. 3; Vir. Ill. 56), тогда как Ливий дати­ру­ет их 181 г. до н. э., когда он был про­кон­су­лом. В эло­гии так­же сооб­ща­ет­ся: co­pias re­gis [de­cem с.134 dieb]us qui­bus Mac[edo­niam at­ti]git de­lev[it[4]. Одна­ко и Ливий (XLV. 41. 5), и Дио­дор (XXXI. 11. 1) сооб­ща­ют, что меж­ду его вступ­ле­ни­ем в Македо­нию и победой над вой­ском Пер­сея про­шло пят­на­дцать дней. В эло­гии слиш­ком мало места, чтобы под­ста­вить [quin­de­cem dieb]us и слиш­ком мно­го для [XV dieb]us. Вос­ста­нов­ле­ние Бор­ма­на (CIL. XI. 1829), кото­ро­му сле­ду­ет Деграс­си, веро­ят­но, пра­виль­но: таким обра­зом, в эло­гии при­во­дит­ся рас­чёт вре­ме­ни, отлич­ный от дру­гих источ­ни­ков. Более того, преды­ду­щее пред­ло­же­ние эло­гия гла­сит: ite­rum cos. ut cum re­ge/[Per]se bel­lum ge­re­ret, ap/[... f]ac­tus est[5]. Оче­вид­ное вос­ста­нов­ле­ние — ap[sens f]ac­tus est[6] (так у Бор­ма­на; для пред­ло­жен­но­го Момм­зе­ном a p[opu­lo][7] недо­ста­точ­но места). Иссле­до­ва­те­ли не склон­ны при­ни­мать это вос­ста­нов­ле­ние, посколь­ку оно не согла­су­ет­ся с вер­си­ей Плу­тар­ха (Aem. 10); и у Ливия отсут­ст­вие Пав­ла тоже не упо­ми­на­ет­ся (XLIV. 17—18). Одна­ко вос­ста­нов­ле­ние Бор­ма­на, ско­рее все­го, вер­но.

Судя по содер­жа­щим­ся в них сведе­ни­ям, эло­гии неза­ви­си­мы, необыч­ны и свое­об­раз­ны. В них обыч­но ука­за­но, сколь­ко раз чело­век был интеррек­сом, воен­ным три­бу­ном и прин­цеп­сом сена­та, и сооб­ща­ет­ся о таких стран­но­стях, как повтор­ное заня­тие кве­сту­ры, куруль­но­го эди­ли­те­та и пре­ту­ры. Одна­ко в них, види­мо, не раз­ли­ча­ют­ся маги­ст­ра­ту­ры и про­ма­ги­ст­ра­ту­ры и не отме­ча­ют­ся низ­шие долж­но­сти (напри­мер, тот факт, что Эми­лий Павел был три­ум­ви­ром для выведе­ния коло­нии (tri­um­vir co­lo­niae de­du­cen­dae) в 194 г. до н. э. [Liv. XXXIV. 45. 3—5]). Эло­гии так­же име­ют ярко выра­жен­ный анти­квар­ный уклон, не толь­ко в отно­ше­нии столь древ­них дея­те­лей, как аль­бан­ские цари, но и, напри­мер, при выис­ки­ва­нии сведе­ний о том, что Маний Вале­рий Мак­сим (D 60, 78) prin­ceps in se­na­tu se­mel lec­tus est[8] и что пре­до­став­лен­ное ему и его потом­кам место в Цир­ке нахо­ди­лось имен­но ad [sa­cel­lum] Mur­ciae[9] (см. так­же Fes­tus, p. 464 L). Но пора­зи­тель­нее все­го мно­же­ство рас­хож­де­ний не толь­ко с Ливи­ем, но и со все­ми осталь­ны­ми дошед­ши­ми до нас источ­ни­ка­ми о дея­ни­ях выдаю­щих­ся мужей (sum­mi vi­ri).

Во вре­ме­на рас­цве­та иссле­до­ва­ния источ­ни­ков (Quel­len­forschung), есте­ствен­но, выдви­га­лись раз­ные пред­по­ло­же­ния об источ­ни­ках эло­ги­ев. Пред­по­ла­га­лось, что это мог­ли быть позд­ние анна­ли­сты, такие как Вале­рий Анци­ат и Лици­ний Макр, или «Порт­ре­ты» Атти­ка через посред­ство Веррия Флак­ка29. Но подоб­ные догад­ки были обре­че­ны на неубеди­тель­ность, учи­ты­вая обшир­ный интер­вал вре­ме­ни, опи­сы­вае­мый эло­ги­я­ми (от паде­ния Трои до смер­ти Дру­за Стар­ше­го), и, види­мо, необы­чай­но широ­ко­мас­штаб­ные поис­ки с.135 сведе­ний, кото­рые в них содер­жат­ся, — порой зага­доч­ных и уни­каль­ных. Момм­зен пола­гал, что сами источ­ни­ки были аутен­тич­ны­ми и надёж­ны­ми, но работа­ли с ними небреж­ные и неком­пе­тент­ные люди. Одна­ко Деграс­си отме­ча­ет, что в эло­ги­ях уда­ёт­ся обна­ру­жить мало несо­мнен­ных оши­бок30.

Сего­дня мы зна­ем ещё одно­го, при­чём более веро­ят­но­го, кан­дида­та на роль источ­ни­ка, кото­рый был совре­мен­ным, про­стран­ным, отчёт­ли­во анти­квар­ным и вклю­чал собы­тия от паде­ния Трои и, веро­ят­но, по край­ней мере до 120-х гг. до н. э. Я имею в виду восемь­де­сят томов «Вели­ких анна­лов» (an­na­les ma­xi­mi), кото­рые, как пока­зал в новой рабо­те Б. У. Фрай­ер, почти навер­ня­ка были авгу­стов­ской ком­пи­ля­ци­ей31. На мой взгляд, Фрай­ер убеди­тель­но дока­зал, что вось­ми­де­ся­ти­том­ное изда­ние, упо­мя­ну­тое Сер­ви­ем (ad Aen. I. 373) не может быть иден­тич­но скуч­ным анна­лам вели­ких пон­ти­фи­ков (pon­ti­fi­cum ma­xi­mo­rum), упо­мя­ну­тым у Цице­ро­на (De Leg. I. 5—6), где хро­ни­ка, лишён­ная вся­ких укра­ше­ний, сооб­ща­ла толь­ко о датах, лицах, местах и собы­ти­ях (De or. II. 51—53). Фрай­ер пока­зы­ва­ет, что все упо­ми­на­ния об этом вось­ми­де­ся­ти­том­ном изда­нии вос­хо­дят к Веррию Флак­ку, анти­ква­ру эпо­хи Авгу­ста. В этом изда­нии содер­жа­лось самое подроб­ное изло­же­ний рим­ской исто­рии, о кото­рых мы слы­шим, начи­ная с бег­ства Энея из Трои. Напри­мер, в IV кни­ге рас­смат­ри­ва­лись отдель­ные аль­бан­ские цари, око­ло IX кни­ги начи­на­лась исто­рия Рес­пуб­ли­ки, посколь­ку рас­сказ о ста­туе Гора­ция Кокли­та содер­жал­ся в XI кни­ге (что соот­вет­ст­ву­ет пери­о­ду, изло­жен­но­му во II кни­ге Ливия). Если «Вели­кие анна­лы» закан­чи­ва­лись на 120-х гг. до н. э., когда вели­кий пон­ти­фик Пуб­лий Муций Сце­во­ла пре­кра­тил пуб­ли­ко­вать белё­ные таб­ли­цы (ta­bu­lae deal­ba­tae, Cic. De or. II. 52), то тому пери­о­ду рес­пуб­ли­кан­ской исто­рии, кото­рый Ливий опи­сал при­мер­но в шести­де­ся­ти кни­гах, в «Анна­лах» было посвя­ще­но око­ло семи­де­ся­ти книг. Фрай­ер сле­дую­щим обра­зом оха­рак­те­ри­зо­вал харак­тер анти­квар­ных сведе­ний, сохра­нив­ших­ся в цита­тах из пер­вых книг: в них часто встре­ча­ют­ся позд­не­рес­пуб­ли­кан­ские фор­му­ли­ров­ки, охот­но при­ни­ма­ют­ся необыч­ные и три­ви­аль­ные вер­сии, а когда в них соеди­ня­ют­ся сооб­ще­ния источ­ни­ков очень раз­но­го про­ис­хож­де­ния и досто­вер­но­сти, они запу­та­ны, а ино­гда и сфаль­си­фи­ци­ро­ва­ны32.

с.136 По край­ней мере в одном слу­чае мы, пожа­луй, можем увидеть, как соста­ви­те­ли эло­ги­ев мог­ли работать с анти­квар­ным мате­ри­а­лом. В эло­гии Мания Вале­рия Мак­си­ма (D 60, 78) сооб­ща­ет­ся, что он был авгу­ром; Р. М. Оги­л­ви отвер­га­ет это сооб­ще­ние, счи­тая его анти­квар­ной рекон­струк­ци­ей: вслед за Момм­зе­ном и дру­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми он пола­га­ет, что эта догад­ка вос­хо­ди­ла к Ливию (III. 7. 6), кото­рый упо­ми­на­ет о смер­ти в 463 г. до н. э. авгу­ра Мар­ка Вале­рия. Маний был пожи­лым чело­ве­ком уже в 494 г. до н. э. (Dion. Hal. AR. VI. 39. 2) и вряд ли мог про­жить ещё трид­цать лет. Оги­л­ви дела­ет вывод, что «иден­ти­фи­ка­ция авгу­ра с дик­та­то­ром, ско­рее все­го, — не более чем догад­ка авто­ра эло­гия, кото­рый, пыта­ясь запол­нить его био­гра­фию, соби­рал и соеди­нял сведе­ния из всех источ­ни­ков… Свиде­тель­ство эло­гия может быть отверг­ну­то как анти­квар­ная рекон­струк­ция»33.

Фрай­ер при­зна­ёт, что цель это­го вось­ми­де­ся­ти­том­но­го изда­ния «оста­ёт­ся загад­кой»34. Но не вызы­ва­ет сомне­ний, что оно было состав­ле­но в прав­ле­ние Авгу­ста, и Фрай­ер убеди­тель­но обос­но­вал пред­по­ло­же­ние, что это про­изо­шло вско­ре после 12 г. до н. э., когда Август сме­нил Лепида в долж­но­сти вели­ко­го пон­ти­фи­ка. Веррий Флакк выдви­нул новую интер­пре­та­цию, соглас­но кото­рой «Вели­кие анна­лы» назы­ва­лись так не из-за сво­его раз­ме­ра, а пото­му, что их состав­лял вели­кий пон­ти­фик35. Вско­ре после 12 г. до н. э. после­до­вал шквал рели­ги­оз­ных меро­при­я­тий, свя­зан­ных с новой долж­но­стью Авгу­ста, осо­бен­но в сфе­ре свя­щен­ных запи­сей. Более того, у Авгу­ста име­лись спе­ци­а­ли­сты, высту­пав­шие экс­пер­та­ми в обла­сти исто­рии и древ­но­стей: ранее они помо­га­ли ему состав­лять Капи­то­лий­ские и Три­ум­фаль­ные фасты, затем соби­ра­ли инфор­ма­цию для эло­ги­ев (како­вы бы ни были их источ­ни­ки), а позд­нее в его прав­ле­ние состав­ля­ли спис­ки основ­ных жре­че­ских кол­ле­гий36. Я пола­гаю, что пред­ло­жен­ная Фрай­е­ром дати­ров­ка име­ет смысл, а это озна­ча­ет, что в тече­ние деся­ти­ле­тия после 12 г. до н. э., по мере состав­ле­ния вось­ми­де­ся­ти книг «Вели­ких анна­лов», были так­же полу­че­ны все или почти все сведе­ния для эло­ги­ев. Несо­мнен­но, для состав­ле­ния «Анна­лов» про­во­ди­лись широ­ко­мас­штаб­ные иссле­до­ва­ния: подроб­ный ана­лиз леген­ды о ста­туе Гора­ция Кокли­та у Фрай­е­ра пока­зы­ва­ет, насколь­ко слож­ной мог­ла быть рекон­струк­ция соста­ви­те­лей, вклю­чав­шая этио­ло­ги­че­ские объ­яс­не­ния, осно­ван­ные на «архив­ных замет­ках», тай­ных рели­ги­оз­ных пре­да­ни­ях, поэ­ти­че­ских про­из­веде­ни­ях, топо­гра­фи­че­ском рас­по­ло­же­нии и т. д.

Таким обра­зом, эло­гии демон­стри­ру­ют неза­ви­си­мость в тех сведе­ни­ях, кото­рые они с.137 дают о выдаю­щих­ся мужах (sum­mi vi­ri), рас­хо­дясь не толь­ко с Ливи­ем, но по неко­то­рым вопро­сам — со все­ми дошед­ши­ми до нас источ­ни­ка­ми. Одна­ко рас­хож­де­ний с Ливи­ем необы­чай­но мно­го, осо­бен­но если учесть, что эло­гии по боль­шей части отме­ча­ют основ­ные фак­ты в карье­рах зна­ме­ни­тых людей; это вдвойне необыч­но, если учесть, что боль­шин­ство эло­ги­ев очень фраг­мен­тар­но, а дошед­шие до нас цели­ком или почти цели­ком очень крат­ки; втройне необыч­но, если учесть сла­ву исто­рии Ливия.

Воз­ни­ка­ет подо­зре­ние, что в опре­де­лён­ных вопро­сах эло­гии, воз­мож­но, наме­рен­но исполь­зо­ва­лись, чтобы вне­сти коррек­ти­вы в изло­жен­ные у Ливия вер­сии собы­тий или воз­ра­зить на них: напри­мер, соглас­но эло­гию, Луций Аль­би­ний не про­сто под­вёз веста­лок до Цере, но имел куда более серь­ёз­ные заслу­ги. В эло­гии Аппия Клав­дия Цека под­чёрк­ну­ты рас­хож­де­ния по вопро­су о его победах в Сам­нии. Соглас­но Ливию, это была цели­ком и пол­но­стью заслу­га Деция Муса, но он сооб­ща­ет и о дру­гих вер­си­ях (X. 17. 11—12): соглас­но одной из них, вклад Фабия Мак­си­ма в эти победы был даже боль­ше, чем вклад Деция; соглас­но дру­гой, сла­ву за них разде­ля­ли новые кон­су­лы Цек и Волум­ний; соглас­но третьей, эти победы одер­жал один Волум­ний. В эло­гии выбран один вари­ант, о кото­ром Ливий не сооб­ща­ет: здесь все заслу­ги при­над­ле­жат одно­му Цеку (или в основ­ном ему). Рас­хож­де­ние ещё замет­нее в эло­гии Мания Вале­рия Мак­си­ма. В II. 18. 5—6 Ливий отвер­га­ет воз­мож­ность того, что в 501 г. до н. э. дик­та­то­ром был избран пле­мян­ник Вале­рия, так как закон тре­бо­вал, чтобы дик­та­то­ры были кон­су­ля­ра­ми. Но в II. 30. 5, рас­ска­зы­вая о назна­че­нии дик­та­то­ром дяди, кото­рый тоже не был кон­су­ля­ром, Ливий не учи­ты­ва­ет своё недав­нее утвер­жде­ние, кото­рое сде­ла­ло бы такое назна­че­ние невоз­мож­ным. Эло­гий же (D 60, 78) содер­жит очень чёт­кую фор­му­ли­ров­ку: pri­us­quam ul­lum ma­gistra­tum ge­re­ret dic­ta­tor dic­tus est[10]. И если у Ливия попыт­ка Вале­рия облег­чить бре­мя долж­ни­ков закан­чи­ва­ет­ся кра­хом, то в эло­гии ему сопут­ст­ву­ет пол­ный успех. Нако­нец, в эло­гии Вале­рий пре­кра­ща­ет сецес­сию пле­бе­ев, тогда как у Ливия это дела­ет Мене­ний Агрип­па.

Итак, Ливий и Август были соглас­ны друг с дру­гом в том, что исто­рия цен­на как собра­ние при­ме­ров, хотя Ливий при­да­вал глав­ное зна­че­ние тому, чтобы отдель­ные люди в сво­ей лич­ной жиз­ни и государ­ст­вен­ной карье­ре под­ра­жа­ли одним и избе­га­ли оши­бок дру­гих, а Август — тому, чтобы потом­ство оце­ни­ва­ло и суди­ло его само­го и после­дую­щих прин­цеп­сов, срав­ни­вая их со свер­ше­ни­я­ми пред­ков. Но в осталь­ном общая поч­ва прак­ти­че­ски отсут­ст­ву­ет. Я не верю, что в пред­став­ле­нии Ливия Август пре­взо­шёл дости­же­ния всех выдаю­щих­ся мужей (sum­mi vi­ri) про­шло­го, а рим­ская исто­рия при Авгу­сте достиг­ла сво­его рас­цве­та (пред­и­сло­вие Ливия пол­но­стью исклю­ча­ет любую подоб­ную интер­пре­та­цию, по край­ней мере если гово­рить о пери­о­де до 25 г. до н. э.)37. Более того, не похо­же, что исто­рия Ливия под­ска­за­ла с.138 Авгу­сту выбор кого-то из тех людей, кото­рые, как нам извест­но, были пред­став­ле­ны на фору­ме. Что каса­ет­ся сведе­ний, пред­став­лен­ных в эло­ги­ях, то мно­го­чис­лен­ные и ярко выра­жен­ные раз­ли­чия меж­ду Ливи­ем и скуд­ны­ми фраг­мен­та­ми свиде­тель­ст­ву­ют о том, что люди, кото­рым Август пору­чил собрать и ото­брать инфор­ма­цию, отно­си­лись к вер­сии рим­ской исто­рии, изло­жен­ной у Ливия, с созна­тель­ным без­раз­ли­чи­ем. Август при­нял их пред­ло­же­ния. Воз­мож­но, друж­ба импе­ра­то­ра и исто­ри­ка была не так близ­кой и непри­твор­ной, как счи­та­ют неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли.

На пер­вый взгляд, эло­гии кажут­ся доволь­но без­обид­ны­ми; мно­го­чис­лен­ные рас­хож­де­ния ста­но­вят­ся замет­ны лишь при более вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии. Я пред­став­ляю себе Ливия, кото­рый впер­вые обхо­дит Зал сла­вы с радост­ным одоб­ре­ни­ем; но когда он оста­нав­ли­ва­ет­ся, чтобы подроб­нее изу­чить эло­гии, то испы­ты­ва­ет разо­ча­ро­ва­ние и доса­ду, пере­рас­таю­щие в ост­рое раз­дра­же­ние.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Веро­ят­нее, 12 мая это­го года (Ovid. Fast. V. 550—552), чем 1 авгу­ста (Cass. Dio LIV. 5. 3): см. Simpson C. J. The Da­te of the De­di­ca­tion of the Temple of Mars Ul­tor // JRS. Vol. 67. 1977. P. 91—94. Я бла­го­да­рен Э. Дж. Чэм­пли­ну и Б. У. Фрай­е­ру за ком­мен­та­рии к чер­но­ви­ку ста­тьи.
  • 2Соро­ка­лет­няя задерж­ка не име­ет удо­вле­тво­ри­тель­ных объ­яс­не­ний. Мне не кажет­ся веро­ят­ным, что пла­ны были состав­ле­ны в 20-х гг. до н. э., см.: Frank T. Augus­tus, Ver­gil, and the Augus­tan Elo­gia // AJPh. Vol. 59. 1938. P. 91—94; Rowell H. T. The Fo­rum and Fu­ne­ral Ima­gi­nes of Augus­tus // MAAR. Vol. 17. 1940. P. 131—143. Вряд ли сыг­ра­ло роль вли­я­ние Вер­ги­лия, см.: Rowell H. T. Ver­gil and the Fo­rum of Augus­tus // AJPh. Vol. 62. 1941. P. 261—276; про­тив это­го см.: Deg­ras­si A. Vir­gi­lio e il Fo­ro di Augus­to // Epi­gra­phi­ca. Vol. 7. 1945. P. 88—103. См. так­же: An­der­son J. C. The His­to­ri­cal To­po­gra­phy of the Im­pe­rial Fo­ra (Coll. La­to­mus 182). Brus­sels, 1984. P. 65—100; Put­nam M. C. J. Ar­ti­fi­ces of Eter­ni­ty: Ho­ra­ce’s Fourth Book of Odes. Itha­ca, N. Y., 1986. P. 327—339. Отбор геро­ев для Зала сла­вы завер­шил­ся не ранее 9 г. до н. э., когда умер Друз Стар­ший; его эло­гий сохра­нил­ся. см.: Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae. Vol 13. 3. Ro­ma, 1937. D 9. Ста­туя Гнея Сен­ция Сатур­ни­на в три­ум­фаль­ном обла­че­нии на фору­ме про­слав­ля­ла кон­су­ла 41 г. н. э., а не кон­су­ла 19 г. до н. э., как ино­гда утвер­жда­ет­ся (в любом слу­чае пре­но­мен послед­не­го был Гай), см.: Bir­ley A. R. The Fas­ti of Ro­man Bri­tain. Ox­ford, 1981. P. 360—361.
  • 3Импе­ра­тор име­ну­ет­ся титу­лом Август, кото­рый он полу­чил 16 янва­ря 27 г. до н. э. (I. 19. 3), но в этом же пас­са­же не упо­мя­ну­то, что импе­ра­тор во вто­рой раз закрыл две­ри хра­ма Яну­са в 25 г. до н. э. Ср.: Lu­ce T. J. The Da­ting of Li­vy’s First De­ca­de // TA­PA. Vol. 96. 1965. P. 209—240.
  • 4Над­пись над 121 кни­гой гла­сит: qui edi­tus post ex­ces­sum Augus­ti di­ci­tur[11]. Воз­ра­же­ния Л. Кан­фо­ры про­тив при­ня­тия этой над­пи­си меня не убеди­ли, см.: Can­fo­ra L. Su Augus­to e gli ul­ti­mi lib­ri li­via­ni // Bel­fa­gor. Vol. 24. 1969. P. 41—43. Одна­ко недав­но их под­дер­жал Ю. Дай­нин­гер, см.: Dei­nin­ger J. Li­vius und der Prin­zi­pat // Klio. Bd. 67. 1985. S. 269, Anm. 46.
  • 5Я сле­дую рекон­струк­ции П. Цан­ке­ра, см.: Zan­ker P. Fo­rum Augus­tum: das Bildprog­ramm. Tü­bin­gen, 1968. См. так­же Zan­ker P. The Power of Ima­ges in the Age of Augus­tus (= Augus­tus und die Macht der Bil­der. Mün­chen, 1987 / Transl. A. Sha­pi­ro)), особ. P. 210—215.
  • 6Тако­во мне­ние Строн­га и Цан­ке­ра, см.: Strong E. The Art of the Augus­tan Age // CAH. Ed. 1. Vol. 10. Cambrid­ge, 1934. P. 578; Zan­ker P. Fo­rum Augus­tum. S. 20, кото­рый счи­та­ет, что Юлий Цезарь отсут­ст­во­вал в Зале сла­вы. Это пред­по­ло­же­ние под­креп­ля­ет­ся сооб­ще­ни­ем Дио­на Кас­сия (LVI. 34. 2—3) о том, что изо­бра­же­ние Цеза­ря не было про­не­се­но в похо­рон­ной про­цес­сии Авгу­ста в чис­ле его пред­ков ввиду обо­жест­вле­ния Цеза­ря.
  • 7Ovid. Fast. V. 563—566:

    Hinc vi­det Aenean one­ra­tum pon­de­re ca­ro
    et tot Iuliae no­bi­li­ta­tis avos,
    hinc vi­det Ilia­dem ume­ris du­cis ar­ma fe­ren­tem
    cla­ra­que dis­po­si­tis ac­ta sub­es­se vi­ris[12].
  • 8Ср. Plin. HN. XXXV. 27. 93—94; см. Zan­ker P. Fo­rum Augus­tum. S. 7—14, 23—24; Put­nam M. C. J. Op. cit. P. 332—335.
  • 9Suet. Aug. 56. 2: fo­rum an­gus­tius fe­cit non ausus ex­tor­que­re pos­ses­so­ri­bus pro­xi­mas do­mos[13]. Сохра­нив­ша­я­ся зад­няя сте­на фору­ма име­ет непра­виль­ную фор­му, и храм, види­мо, был выдви­нут впе­рёд и частич­но занял пло­щадь меж­ду экседра­ми. См. одна­ко заме­ча­ния Андер­со­на: An­der­son J. C. Op. cit. P. 66, 74. Э. А. Джадж спра­вед­ли­во отме­ча­ет част­ные чер­ты фору­ма, ука­зы­вая (в свя­зи с RGDA. 21. 1), что «в про­ти­во­по­лож­ность его государ­ст­вен­ным стро­и­тель­ным про­ек­там, этот храм дол­жен был откры­вать пере­чень его част­ных пожерт­во­ва­ний», см.: Jud­ge E. A. On Jud­ging the Me­rits of Augus­tus // Cen­ter for Her­me­neu­ti­cal Stu­dies in Hel­le­nis­tic and Mo­dern Cul­tu­re. Col­lo­quy 49. Ber­ke­ley, 1984. P. 9—10. Ср. Rowell H. T. The Fo­rum… P. 141.
  • 10Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae; далее в тек­сте сокра­ща­ет­ся как D.
  • 11Одна­ко не все Клав­дии сто­я­ли с север­ной сто­ро­ны; эло­гий Аппия Клав­дия Цека (D 12) был най­ден в рай­оне южной эксед­ры: Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae. P. 5.
  • 12Это мне­ние см. так­же: Put­nam M. C. J. Op. cit. P. 331.
  • 13Похо­ро­ны Агрип­пы в 12 г. до н. э. были орга­ни­зо­ва­ны в том же поряд­ке, что и похо­ро­ны Авгу­ста (Cass. Dio LIV. 28. 5). На похо­ро­нах Дру­за в 9 г. до н. э. были пред­став­ле­ны изо­бра­же­ния и Клав­ди­ев, и Юли­ев, хотя Друз не был усы­нов­лён в род Юли­ев (Tac. Ann. III. 5. 1).
  • 14Fri­sch P. Zu den Elo­gien des Augus­tus­fo­rums // ZPE. Bd. 39. 1980. P. 93—98. Если бук­валь­но интер­пре­ти­ро­вать пас­саж Пли­ния (HN. XXII. 6. 13): quod et sta­tuae eius [Sci­pio­nis Aemi­lia­ni] in fo­ro suo di­vus Augus­tus sub­scrip­sit[14], то он озна­ча­ет, что Август лич­но сочи­нил эти эло­гии. Это неве­ро­ят­но. Но боль­шин­ство совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей, осо­бен­но Фриш, счи­та­ют, что он вни­ма­тель­но про­следил за ними.
  • 15Dei­nin­ger J. Op. cit. P. 265—272.
  • 16См. Lu­ce T. J. An­cient Views on the Cau­ses of Bias in His­to­ri­cal Wri­ting // CPh. Vol. 84. 1989. P. 16—31.
  • 17См. I. 19. 3, XXVIII. 12. 12 и Per. 59. В IV. 20. 7 его фра­за Augus­tum Cae­sa­rem, templo­rum om­nium con­di­to­rem ac res­ti­tu­to­rem[15] — это силь­ное, даже гипер­бо­ли­че­ское выра­же­ние.
  • 18См. Lu­ce T. J. Li­vy: The Com­po­si­tion of His His­to­ry. Prin­ce­ton, 1977. P. 292—294.
  • 19Све­то­ний оши­ба­ет­ся, ука­зы­вая, что все они были в три­ум­фаль­ных оде­я­ни­ях (Aug. 31. 5); были обна­ру­же­ны фраг­мен­ты ста­туй в тогах, и ни Аппий Клав­дий Цек, ни Луций Аль­би­ний, чьи эло­гии сохра­ни­лись, не празд­но­ва­ли три­ум­фы. О воен­ных функ­ци­ях, испол­няв­ших­ся на фору­ме, см.: Cass. Dio LV. 10. 3; Suet. Aug. 29. 2.
  • 20Fri­sch P. Op. cit. P. 97—98. Изо­бра­же­ние Пом­пея было про­не­се­но в похо­рон­ной про­цес­сии Авгу­ста (Cass. Dio LVI. 34. 2—3), кото­рая вос­про­из­во­ди­ла ту же кон­цеп­цию рим­ской исто­рии, какая обна­ру­жи­ва­ет­ся на фору­ме Авгу­ста. Отме­тим так­же, что эло­гий Пом­пея нахо­дил­ся в чис­ле тех, что были постав­ле­ны в Везон­ти­оне в эпо­ху Анто­ни­нов и, види­мо, яви­лись под­ра­жа­ни­ем эло­ги­ям на фору­ме Авгу­ста, см.: Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae. P. 7; CIL. I, p. 201, № xxxviii и XIII. 5381.
  • 21Ливий крат­ко упо­ми­на­ет его в дру­гих местах: XXX. 41. 4—5, ср. XXXI. 49. 7 (про­кон­сул); XXXI. 50. 7—10 и XXXII. 7. 14 (куруль­ный эдил); XXXIV. 44. 4—5, XXXV. 9. 1 (цен­зор в 194 г. до н. э.).
  • 22Если его не сле­ду­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать с воен­ным три­бу­ном с кон­суль­ской вла­стью 379 г. до н. э., кото­ро­го Ливий назы­ва­ет Мар­ком (VI. 30. 2), а Дио­дор — Луци­ем (XV. 51. 1).
  • 23От над­пи­си на базе ста­туи Луция Кор­не­лия Сци­пи­о­на Ази­ат­ско­го (D 15) сохра­нил­ся толь­ко фраг­мент с ука­за­ни­ем его име­ни и долж­но­стей. Фраг­мен­тар­ный эло­гий в честь Луция Папи­рия Кур­со­ра (D 62) опи­сы­ва­ет нача­ло его столк­но­ве­ния с его началь­ни­ком кон­ни­цы Квин­том Фаби­ем Мак­си­мом, сыном Амбу­ста, что согла­су­ет­ся с вер­си­ей Ливия (VIII. 30—36). Из Авла Гел­лия (NA. IX. 11. 10) извест­но, что на фору­ме сто­я­ла ста­туя Мар­ка Вале­рия Кор­ви­на; его эло­гий не сохра­нил­ся.
  • 24Borghe­si B. Oeuv­res complè­tes. T. 3. Pa­ris, 1864. P. 6—7; Hirschfeld O. Klei­ne Schrif­ten. Ber­lin, 1913. S. 815; Schweg­ler A. Rö­mi­sche Ge­schich­te. Bd. 3. Tü­bin­gen, 1872. S. 250, Anm. 3. Из новых работ см.: Jud­ge E. A. Op. cit. P. 11, кото­рый тоже под­дер­жи­ва­ет гипо­те­зу о фла­мине.
  • 25CIL. I, p. 285, no. 84. Б. А. Кел­лум, отве­чая Джа­д­жу (Jud­ge E. A. Op. cit. P. 41), высту­па­ет за Аль­би­ния. Один из её аргу­мен­тов состо­ит в том, что Луций Сестий Кви­ри­нал, кон­сул-суф­фект 23 г. до н. э., как пред­по­ла­га­ет­ся, полу­чил ког­но­мен по мате­рин­ской линии (его мать была Аль­би­ни­ей: Cic. Sest. 6 — но см. ниже); в этом вопро­се она сле­ду­ет за Сай­мом: Sy­me R. Rev. of T. R. S. Broughton’s Ma­gistra­tes of the Ro­man Re­pub­lic, vols. 1 and 2 (Cle­ve­land 1952) // CPh. Vol. 50. 1955. P. 135. В третьем томе Бро­у­тон назы­ва­ет кон­су­ла «Луций Сестий Кви­ри­нал Аль­би­ни­ан, сын Пуб­лия, внук Луция»: Broughton T. R. S. The Ma­gistra­tes of the Ro­man Re­pub­lic. Vol. 3: Supple­ment. At­lan­ta, 1986; послед­ний ког­но­мен изве­стен бла­го­да­ря бук­вам ALB на трёх кир­пич­ных клей­мах с име­нем Сестия (CIL. XV. 1445). Но стран­но, что в каче­стве почёт­но­го ког­но­ме­на для пред­ка мате­ри Сестия было выбра­но имя Кви­ри­нал, а не Вестал. Пря­мо не упо­ми­на­ет­ся, что фла­ми­на тоже под­вез­ли, хотя в источ­ни­ке (или источ­ни­ках) Ливия фла­мин явно сопро­вож­дал веста­лок и направ­лял­ся в Цере (V. 40. 7—10, VII. 20. 4). Поэто­му фла­мин отсут­ст­ву­ет в рас­ска­зах, вос­хо­дя­щих к Ливию. Эло­гий его не упо­ми­на­ет. На осно­ва­нии руко­пис­ной тра­ди­ции Д. Р. Шекл­тон Бэй­ли счи­та­ет, что тестя Сестия зва­ли Аль­ба­ни­ем, см.: Shack­le­ton Bai­ley D. R. Two Stu­dies in Ro­man No­mencla­tu­re. New York, 1976. P. 6—7, хотя Г. В. Сам­нер в рецен­зии на эту работу высту­па­ет за Аль­би­ния, см.: Sum­ner G. V. // CPh. Vol. 73. 1978. P. 159. Даже если согла­сить­ся с Сам­не­ром и Бро­у­то­ном в том, что это был Аль­би­ний, мне не кажет­ся веро­ят­ным, что ког­но­мен Кви­ри­нал вос­хо­дит к подви­гу Луция Аль­би­ния во вре­мя захва­та Рима гал­ла­ми. Р. М. Оги­л­ви иден­ти­фи­ци­ру­ет с Аль­би­ни­ем «Луция», кото­рый, соглас­но Ари­сто­те­лю (apud Plut. Cam. 22. 4), спас Рим, см.: Ogil­vie R. M. A Com­men­ta­ry on Li­vy, Books 1—5. Ox­ford, 1965. P. 723.
  • 26Един­ст­вен­ный источ­ник, кото­рый согла­су­ет­ся с эло­ги­ем в этом вопро­се, — это Vir. Ill. 34. Об этой стран­но­сти см.: Sa­ge M. The Elo­gia of the Augus­tan Fo­rum and the De Vi­ris Il­lustri­bus // His­to­ria. Bd. 28. 1979. P. 197.
  • 27Деграс­си рас­смат­ри­ва­ет это как попыт­ку одним махом опи­сать собы­тия пер­вых четы­рёх кон­сульств Фабия, см.: Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae. P. 6. Сэйдж спра­вед­ли­во счи­та­ет это ошиб­кой, посколь­ку в осталь­ных эло­ги­ях собы­тия изло­же­ны в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке, см: Sa­ge M. Op. cit. P. 199.
  • 28Хюль­зен отме­ча­ет, что хотя от букв EO сохра­ни­лись толь­ко вер­хуш­ки, это­го доста­точ­но, чтобы убедить­ся, что вер­ное чте­ние — E, а не P, см.: CIL. I, p. 341 (D]VCEM PO[ENORVM[16] пре­крас­но под­хо­ди­ло бы по смыс­лу). Одна­ко труд­но себе пред­ста­вить, как мог­ло бы быть вер­ным пред­ло­жен­ное Хюль­зе­ном чте­ние EO[RVM[17]: пред­став­ля­ет­ся, что выше нет места для POE­NI, тем более для CAR­THA­GI­NIEN­SES, к кото­рым мог­ло бы отно­сить­ся EO[RVM (если толь­ко в этой вер­сии Гамиль­кар не счи­та­ет­ся пол­ко­вод­цем инсуб­ров или цено­ма­нов!). EO[DEM PROE­LIO или TEM­PO­RE?[18]
  • 29Von Pre­merstein A. Elo­gium // RE. Bd. 5. 2. 1905. Sp. 2447; Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae. P. 6; Fri­sch P. Op. cit. S 91, Anm. 5 — обзор этих попы­ток. Ано­ним­ный рецен­зент счи­та­ет наи­бо­лее веро­ят­ным источ­ни­ком «Сед­ми­цы, или О порт­ре­тах» Варро­на — труд, состав­лен­ный в 39 г. до н. э. и вклю­чав­ший порт­ре­ты семи­сот гре­ков и рим­лян, про­сла­вив­ших­ся в самых раз­ных сфе­рах дея­тель­но­сти; каж­дый порт­рет сопро­вож­дал­ся сти­хотвор­ной эпи­грам­мой и крат­ким про­за­и­че­ским эло­ги­ем.
  • 30Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae. P. 6; по его мне­нию, един­ст­вен­ная серь­ёз­ная ошиб­ка состо­ит в том, что, соглас­но эло­гию, Павел победил лигу­ров в долж­но­сти кон­су­ла, а не про­кон­су­ла.
  • 31Frier B. W. Lib­ri An­na­les Pon­ti­fi­cum Ma­xi­mo­rum: The Ori­gins of the An­na­lis­tic Tra­di­tion (PAAR 27). Ro­me, 1979. Я не знаю ни одно­го убеди­тель­но­го опро­вер­же­ния глав­но­го тези­са Фрай­е­ра, хотя неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли выдви­га­ли ого­вор­ки и аль­тер­на­тив­ные гипо­те­зы, см., напр.: Cor­nell T. J. The For­ma­tion of the His­to­ri­cal Tra­di­tion of Ear­ly Ro­me // Past Perspec­ti­ves: Stu­dies in Greek and Ro­man His­to­ri­cal Wri­ting / Eds. I. S. Mo­xon, J. D. Smart, A. J. Wood­man. Cambrid­ge, 1986. P. 71, n. 21; Drews R. Pon­tiffs, Pro­di­gies, and the Di­sap­pea­ran­ce of the An­na­les Ma­xi­mi // CPh. Vol. 83. 1988. P. 289—299; ср. Ps. Aure­lius Vic­tor. Les ori­gi­nes du peup­le Ro­main / Ed. J.-C. Richard. Pa­ris, 1983. P. 9—48, особ. 38—48. Я бы пред­по­ло­жил, что «таб­ли­цы пон­ти­фи­ков» (ta­bu­lae pon­ti­fi­cum), извест­ные Като­ну и Цице­ро­ну, были доступ­ны для «кон­суль­та­ций» таким учё­ным, как Варрон, но не извест­но ни одно­го слу­чая, когда кто-то дей­ст­ви­тель­но исполь­зо­вал бы их или ссы­лал­ся на сведе­ния из них.
  • 32Frier B. W. Op. cit. P. 50—67, особ. 55—56 (о про­ис­хож­де­нии Юла) и 60—66 (о ста­туе Гора­ция Кокли­та).
  • 33Ogil­vie R. M. Op. cit. P. 407—408. Он исправ­ля­ет M. Va­le­rius в руко­пи­сях Ливия на M’ в II. 30. 5.
  • 34Frier B. W. Op. cit. P. 196.
  • 35Павел, изла­гаю­щий Веррия (Sex­ti Pom­pei Fes­ti De ver­bo­rum sig­ni­fi­ca­tu quae su­per­sunt cum Pau­li epi­to­me / Ed. W. M. Lindsay. Stuttgar­diae, Lip­siae: In aedi­bus B. G. Teub­ne­ri, 1913. P. 113). См. Frier B. M. Op. cit. P. 47—48, 195.
  • 36Frier B. M. Op. cit. P. 196—200.
  • 37Э. Дж. Вуд­ман в новой рабо­те дока­зы­ва­ет, что Ливий, подоб­но Гора­цию, начал вос­хи­щать­ся Авгу­стом по мере ста­нов­ле­ния прин­ци­па­та, см.: Wood­man A. J. Rhe­to­ric in Clas­si­cal His­to­rio­gra­phy. Lon­don; Syd­ney; Portland, 1988. P. 128—140.
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА:

  • [1]Пер. М.Л. Гас­па­ро­ва.
  • [2]Кто же о столь дале­ких делах решит­ся гово­рить с уве­рен­но­стью? (пер. В.М. Сми­ри­на).
  • [3]Он захва­тил у сам­ни­тов мно­го кре­по­стей, обра­тил в бег­ство вой­ско саби­нов и тус­ков.
  • [4]Он истре­бил вой­ско царя за десять дней после при­бы­тия в Македо­нию.
  • [5]Вто­рич­но избран кон­су­лом, … чтобы вести вой­ну про­тив Пер­сея.
  • [6]Избран заоч­но.
  • [7]Наро­дом.
  • [8]Один раз (или впер­вые) был назна­чен прин­цеп­сом сена­та.
  • [9]У свя­ти­ли­ща Мур­ции.
  • [10]Он назна­чен дик­та­то­ром преж­де, чем занял какую-либо маги­ст­ра­ту­ру.
  • [11]Кото­рая, как сооб­ща­ет­ся, была изда­на после смер­ти Авгу­ста.
  • [12]
    Видит Энея он здесь, доро­гой отяг­чен­но­го ношей,
    Видит праот­цев ряд Юло­вой слав­ной семьи,
    Видит и Рому­ла он, отяг­чен­но­го цар­ским доспе­хом,
    И опи­са­ния всех подви­гов слав­ных мужей.
    (пер. Ф.А. Пет­ров­ско­го)
  • [13]Он умень­шил шири­ну сво­его фору­ма, не реша­ясь высе­лить вла­дель­цев из сосед­них домов (пер. М.Л. Гас­па­ро­ва).
  • [14]Что и боже­ст­вен­ный Август под­пи­сал под его (Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на) ста­ту­ей на сво­ём фору­ме.
  • [15]Август Цезарь, осно­ва­тель и вос­ста­но­ви­тель всех хра­мов.
  • [16]Пол­ко­во­д­ца пуний­цев.
  • [17]Их.
  • [18]«В том же сра­же­нии» или «в то же вре­мя»?
  • [19]Так в ори­ги­на­ле; пра­виль­но: «о собы­ти­ях третье­го и чет­вёр­то­го кон­сульств Фабия в 215—214 гг. до н. э.»
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1569360012 1569360013 1413290010 1652386078 1654291960 1656456308