Гиро П.
ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РИМЛЯН

Гробницы на Латинской дороге.

Гробницы на Аппиевой дороге.

Две из этих гробниц весьма любопытны; они относятся ко II веку нашей эры.

Вход в правую гробницу устроен через прямоугольный атриум, крыша которого поддерживается четырьмя колоннами, стоящими по четырем углам. Направо и налево от атриума идут две лестницы, шириной в метр, которые были когда-то обложены мраморными плитами. У подножия лестницы с одной стороны находится дверь в подземелье, последнее жилище покойника, с другой – вестибюль, в котором его помещали предварительно и где происходили последние погребальные церемонии. Стены вестибюля голые и всегда были такими. Украшения приберегли для усыпальницы. Эта последняя представляет собой прямоугольное помещение со сводами. От мраморной облицовки, покрывавшей когда-то все четыре стены, едва сохранилось несколько кусков ближе к поверхности земли, но штукатурка свода осталась нетронутой. В тимпанах – фигуры женщин и гениев, окруженные орнаментом из переплетенных между собой ветвей с листьями. Они изображают граций, которые пляшут с гирляндами из листьев в руках, а внизу вакханка, сидящая на коньке. Исполнены эти фигуры очаровательно. Свод разделяется на пятьдесят украшенных рельефами кессонов то четырехугольных, то круглых. Здесь мы видим во всем их изящном разнообразии те декоративные фантазии, которые с такой легкостью создавались творческим гением древних художников: танцовщиц, гистрионов, гениев, морских коньков, вакханок. Любопытную особенность этих гробниц составляет расположенный в верхнем этаже атриум, который служил, очевидно, местом поминальных трапез. Здесь собирались в особо назначенные для этого дни у могилы покойника, память которого чествовали, и устраивали или здесь, или в отдельной зале особого рода мистическое пиршество. Во многих гробницах найдены были такие пиршественные залы и колодцы для участников пира.

От правой могилы на поверхности земли ничего не осталось кроме мозаики. Верхняя часть здания не существует, но по мозаике можно восстановить точный план атриума и смежной с ним столовой; узкая лестница вела в подземные помещения. Вестибюль утратил свой первоначальный характер и обратился в III веке в добавочный склеп. Также, как и в правой гробнице, в углу виднеется отверстие колодца. В одной надписи упомянуты имена владельцев этой гробницы. Это Pancratii – семья, очень влиятельная во II веке империи. Первоначальный склеп заключал в себе саркофаг из дикого камня, в котором покоилось два трупа, отделенных друг от друга тонкой перегородкой. Драгоценные камни, сосуды, дары, которые благочестивые люди древности с такой щедростью приносили на могилу близких, – все это исчезло. Свод склепа четырехугольный и разделен на четыре части, покрытые живописью, которая поражает свежестью красок. На ярком фоне выступают переплетенные ветви с листьями, пальмочками, плоды, сосуды, щиты изящного и тонкого рисунка, гармоничных и нежных оттенков. Эти разноцветные украшения оттеняются рельефами из гипса ослепительной белизны, изображающими богов и героев – Вакха, Минерву, Улисса, Ахилла, Филоктета, а также сцены из троянской войны.

Склоны свода украшены изображениями совсем иного рода. Тут мы видим пейзажи, фантастические улицы, беседки, суда, деревья и даже львов.

Гробница Цецилии Метеллы. Сер. I в. до н.э.

(Beule, Revue des cours litteraires, IV, p. 25).