[с.55] ГЛАВА VI РИМСКИЙ ПОРТРЕТ II ВЕКА Н.Э.
ПОРТРЕТ ВРЕМЕНИ АДРИАНА Время правления императора Траяна было периодом последних блестящих завоеваний Римской империи. Огромные покоренные Римом, но не усмиренные территории было трудно держать в повиновении. Необходимость упорядочить управление обширными провинциями, подавить внутренние волнения и укрепить императорскую власть заставили преемника Траяна Адриана (117—138 гг. н.э.) перейти от завоевательной политики к оборонительной. Опытный полководец, Адриан главное внимание уделял укреплению границ государства и сохранению мирных отношений с соседями, предпочитая действовать не силой оружия, а путем дипломатических переговоров. Он возвратил парфянскому царю области, завоеванные Траяном, чем предотвратил возможность новой войны с Парфией. Из покоренных Траяном областей он сохранил только Дакию и часть Аравии. Адриан большое внимание уделял провинциям, заботился о росте и обогащении провинциальных городов. Он много путешествовал, преследуя прежде всего политические цели и удовлетворяя в то же время свою любознательность. «...Он страстно любил путешествия; со всем тем, о чем он читал относительно разных мест по всему кругу земель, он хотел познакомиться, увидав своими глазами» (Элий Спартиан, Жизнеописание Адриана, XVII, 8). Он побывал почти во всех римских провинциях от Британии до Греции и Египта. Высокообразованный ученый и художник, Адриан не был человеком цельного мировоззрения. Рационализм и практицизм сочетались у него со склонностью к мистическим культам и учениям. Он увлекался греческой философией, главным образом учением стоиков. Углубление в свои внутренние переживания, стремление уйти от реальной действительности были характерны не только для мировоззрения самого Адриана, но и для многих представителей римской знати, составлявших его окружение. При своем дворе Адриан стремился сосредоточить самых образованных людей империи, ученых и художников, старался развить интерес к греческой культуре среди молодежи. Эллинофильская политика императора, его увлечение греческой культурой обусловили в значительной [с.56] мере создание нового направления в римском искусстве. Время Адриана было временем нового классицизма. В этот период делается много копий и воспроизведений греческих статуй. Многие из них украшали виллу Адриана в Тиволи (Тибур), представлявшую собой род музея. Из своих путешествий Адриан вынес интерес также к египетской культуре, что привело к чисто внешнему подражанию в ряде скульптур его времени формам египетской пластики. Увлечение греческой философией привело к подражанию внешности греческого философа, что сказалось на облике самого Адриана. Он стал носить бороду и ввел ее в моду в кругу придворных. Таким изображен он в дошедших до нас портретах. В скульптуре времени Адриана, в частности портретной, появляются новые стилистические черты, представляющие собой своего рода реакцию на линеарную сухость искусства периода Траяна. Они выражаются в стремлении к более живой и пластичной передаче человеческого тела. Жесткие, немного угловатые контуры траяновского портрета сменяются более мягкими и плавными. Волосы передаются свободно лежащими на голове локонами, в отличие от жестких, зачесанных на лоб прядей траяновских портретов. В этом также сказывается подражание греческим портретам. Поверхность мрамора на лице начинает заглаживаться и полироваться. Благодаря этой полировке, очень умеренной, сильнее оттеняется различие между волосами и гладкой кожей лица. Самое важное нововведение в портретной скульптуре времени Адриана — в пластическом исполнении глаз, придающем взгляду большую живость и известную одухотворенность. Радужная оболочка обводится процарапанной линией, зрачок пробуравливается. Благодаря этому выражение глаз меняется в зависимости от освещения. Несомненно, это нововведение было вызвано стремлением придать портретам большую выразительность. Однако подобная трактовка глаз распространяется не сразу. В ранних портретах глаза раскрашиваются, как это делалось раньше. Изменение стиля сказывается уже в посмертном, и одном из лучших, портрете Траяна,
Важное место в портретном искусстве этого времени занимают портреты самого Адриана. Их сохранилось более двухсот тридцати, причем значительно больше на периферии, чем в Риме. Очевидно, это объясняется политикой самого Адриана, его ориентацией на провинции, где он был более популярен, чем в Риме. Все портреты изображают императора в зрелом возрасте — он вступил на престол в возрасте сорока одного года. Большая часть их носит официальный характер. Они хорошо передают внешность Адриана, в той или иной степени ее идеализируя, но не выражают его характер. [с.57] «Он был высокого роста, отличался внешним изяществом, завивал с помощью гребня свои волосы, отпустил бороду, чтобы скрыть природные недостатки лица, имел крепкое телосложение...» (Элий Спартиан, Жизнеописание Адриана, XXVI, 1).
Один из лучших официальных портретов — мраморный бюст во дворце Консерваторов в Риме. Император изображен в расцвете сил, видимо, в начале своего правления. На нем панцирь, украшенный медальоном с головой Горгоны. Плащ (палудаментум) скреплен на правом [левом. — Прим. ред. сайта.] плече крупной фибулой и падает красивыми складками. Лицо обрамлено холеной бородой с усами, вьющиеся волосы тщательно уложены на голове. В их изображении применен бурав, с помощью которого выявлена и подчеркнута красота вьющихся прядей. Черты лица моделированы мягче, чем на портретах траяновского времени, что особенно сказывается в исполнении рта. Но зрачки глаз еще не пробуравлены. Монументальная форма бюста, охватывающего плечи и верхнюю часть груди, появившаяся уже в портретах императора Траяна, распространяется теперь на все скульптурные портреты. К ранним портретам Адриана относится также прекрасная голова Адриана Берлинских музеев, выполненная из темно-зеленого, почти черного базальта. Этот портрет, как и предшествующий, передает только внешность Адриана, но не передает его внутренний мир. Вместе с тем он поражает мастерским овладением материалом — базальтом, часто применявшимся в египетской скульптуре и распространившимся в это время среди римлян. Голова Адриана слегка повернута влево. Вьющиеся пряди волос не уступают по четкости выполнения трактовке волос в бронзе. Зрачок не пробуравлен, но радужная оболочка глаза обведена тонко процарапанной линией.
К числу официальных портретов относятся панцирные статуи императора (то есть в полном вооружении), прославляющие его как военачальника. Такова, например, хорошая по качеству, но плохо сохранившаяся статуя Адриана из Олимпии. Свойственное этой эпохе увлечение искусством Греции, но в духе холодного, чисто внешнего подражания, отражено в статуе Капитолийского музея,
В отличие от ранних, внешних, официальных портретов Адриана его поздние изображения больше говорят о его внутренней жизни.
В портрете из мавзолея исполнение лица Адриана с впалыми щеками, запавшими губами и другими чертами старости так же обобщенно-идеализированно, как и на более ранних его изображениях. Классицизирующий портрет характерен для всего периода правления Адриана.
Для искусства времени Адриана велико значение образа Антиноя. Антиной — молодой грек из Вифинии, любимец Адриана, отличался необыкновенной красотой. Он сопровождал императора во всех его путешествиях. Во время пребывания в Египте Антиной, по преданию, покончил с собой, бросившись в Нил. После его самоубийства, которым он, по мнению современников, отвратил гибель Адриана, ему предсказанную, был учрежден культ Антиноя, в котором соединились религиозные представления Древнего Египта с образами греческих богов — явление, характерное для этого времени. Культ Антиноя получил широкое распространение главным образом в Греции и в Египте. Его почитали как Озириса и Адониса, Аполлона и Диониса, посвящали ему храмы и алтари. «Греки, по воле Адриана, обожествили Антиноя и утверждали, что через него даются предсказания» (Элий Спартиан, Жизнеописание Адриана, XIV, 7). Чеканились монеты с изображением Антиноя. Сохранилось очень много его портретов, большая часть их была выполнена в Греции и восточных провинциях Римской империи. Во всех этих портретах мы видим одни и те же черты, воспроизводящие, по-видимому, реальный образ: мускулистый торс с широкими плечами, довольно тонкие руки, округлое лицо
Одним из лучших портретов Антиноя является мраморная голова в Лувре, вероятно, копия с бронзового оригинала. Она выполнена в духе классического греческого искусства V века до н.э. При этом идеализация черт лица соединяется со стремлением передать портретное сходство. Глаза были вставлены из цветного прозрачного камня и должны были производить живописное впечатление на гладкой поверхности мрамора. Голова Антиноя слегка наклонена, выражение лица немного грустное. Пассивная грусть и обреченность, которые мы видим почти на всех портретах Антиноя, делают его образ сложным и противоречивым, далеким от простоты, ясности и оптимизма подлинных произведений греческого искусства. По характеру головного убора некоторые ученые считают, что на луврском портрете Антиной представлен в образе Озириса. Соединение черт египетского и греческого искусства можно видеть и в некоторых других скульптурах Антиноя. Такова, например, египетизирующая статуя из красного порфира в Ватиканском музее, изображающая Антиноя в древнеегипетском головном уборе — клафте и набедренной повязке. Его фигура представлена в позе, свойственной древнеегипетским статуям. Такое эклектическое соединение черт искусства Греции и Египта характерно для времени Адриана. К тому же периоду относится ряд интересных портретов частных лиц. В этих портретах влияние классицизма сказывается главным образом в простоте и строгости построения, в известной обобщенности, отсутствии стремления к передаче деталей. Но в целом эти бюсты более индивидуальны, чем официальные, такие, как изображения Адриана и Антиноя. К началу правления Адриана относится одна из лучших скульптур
В греческом портрете времени Адриана наблюдаются различные тенденции. Многие его образы следуют художественным направлениям римского столичного портрета. Об этом говорят многочисленные бюсты Адриана, выполненные в Греции. Однако в ряде из них, найденных при раскопках в Афинах, надо отметить некоторое отставание от римского портрета.
ПОРТРЕТ ВРЕМЕНИ АНТОНИНОВ После смерти Адриана императором стал усыновленный им Тит Элий Антонин (138—161 гг. н.э.), получивший прозвище Пий (Благочестивый). Он вышел из среды богатых сенаторов провинции Галлии. На престол он вступил уже пожилым человеком, пятидесяти одного года. Своими личными качествами Антонин Пий значительно больше, чем Адриан, соответствовал представлениям римской знати, особенно сенаторов, об идеальном правителе. Он твердо следовал римским обычаям и религиозным традициям. По словам современников, он отличался мягким и добрым нравом, щедростью и отсутствием тщеславия. «Он выделялся своей наружностью, славился своими добрыми нравами, отличался благородным милосердием, имел спокойное выражение лица, обладал необыкновенными дарованиями... при всем этом у него было большое чувство меры и отсутствие всякого тщеславия» (Юлий Капитолин, Антонин Пий, II, 1). Будучи верным учеником Адриана, Антонин Пий следовал его миролюбивой политике. Во время его правления, продолжавшегося двадцать три года, произошло мало изменений во внешнем и внутреннем положении Рима. «...Он всегда любил мир в такой степени, что часто повторял слова Сципиона, что лучше сохранить жизнь одному гражданину, чем убить тысячу врагов» (Юлий Капитолин, Антонин Пий, IX, 10). При Антонине Пии процветают провинции, растут и богатеют провинциальные города. Следуя советам Адриана, он большое внимание уделяет Афинам, выступает как защитник и покровитель эллинства. В Афинах основываются новые школы риторики и философии. Продолжается идеализация прошлого Греции, ее культуры и искусства. В римском искусстве этого времени, в частности в искусстве портрета, не происходит резких изменений сравнительно с периодом Адриана. [с.61] Шире используются художественные приемы, впервые появившиеся в портретах времени Адриана: тонкая моделировка и полировка лица, применение бурава для волос и бороды. Техника бурава с течением времени приобретает все большее значение. Пластическая передача глаза становится постоянным явлением. Официальные портреты Антонина Пия мало отличаются от портретов Адриана.
Панцирная статуя дрезденского Альбертинума изображает императора стоящим во весь рост, с мечом в левой и копьем в правой руке. Плащ перекинут через левое плечо. На груди панцирь, украшенный рельефными изображениями головы Медузы и грифонов. На ногах — высокие башмаки. Этот официальный портрет, отличающийся большой репрезентативностью и пластической ясностью построения, не вносит ничего нового по сравнению с аналогичными статуями Адриана. Черты классицизма в искусстве раннеантониновского времени особенно хорошо выражены в портретах супруги Антонина Пия — Фаустины Старшей. Известно более тридцати ее портретов, выполненных в различных частях Римской империи. Строгие и правильные черты лица Фаустины хорошо согласовались с классицистическими вкусами того времени. Во всех портретах Фаустины удлиненный овал лица, полные щеки, шея и подбородок, красивой формы нос, образующий в профиль почти прямую линию, что соответствует классическим нормам красоты.
Если портреты Фаустины Старшей являются превосходными образцами классицистического портрета времени Антонина Пия, то в ряде портретов частных лиц этого периода значительно сильнее выражено стремление передать сложную духовную жизнь человека. [с.62] Начало упадка Римской империи, которое столь ясно проявилось при последних Антонинах, чувствовалось уже в середине II века н.э., при Антонине Пии, несмотря на сохранение внешнего блеска «золотого века» империи. Усталость, стремление отойти от реальной жизни и углубиться во внутренний мир особенно характерны для римской знати того времени с ее утонченной культурой.
В рассматриваемый период уменьшается различие между римским и греческим портретом, которое мы отмечали выше. Римские скульпторы в своих работах вдохновлялись образами классической греческой скульптуры, подражали многочисленным портретам философов. Эти образы были близки и понятны греческим скульпторам, работы которых отличаются от столичного портрета лишь большей мягкостью в обработке материала, особым мастерством моделировки, отражавшим веками накопленный опыт. В греческих портретах также переданы настроение легкой грусти, самоуглубленность. Интересно, что эти портреты, изображающие частных лиц, часто более индивидуальны, чем римские. В середине II века н.э. в Греции большую роль играл Герод Аттик, богатейший горожанин Афин, фактически державший в своих руках все управление городом. Его влияние распространилось на всю страну. Многие греческие города он украсил прекрасными постройками, наиболее известной из которых является Одеон в Афинах. Во время пребывания в Риме Герод Аттик обучал философии и риторике будущих императоров — Марка Аврелия и Люция Вера. Он основал в Афинах философскую школу. Его учениками были не только греки и римляне, но и представители других народов. Известны имена трех любимых учеников Герода Аттика — негра Мемнона, греков Ахилла и Полидевка.
[с.63] Портретом другого ученика Герода Аттика — Полидевка считается бюст юноши, также в Государственных музеях Берлина. Он найден в поместье Герода Аттика близ Афин. Если в образе Мемнона акцентированы этнические черты чужеземца, то тут прекрасно передано очень индивидуальное лицо юноши грека с тонким овалом и правильными чертами. Своеобразен его рот с очень полными губами и упрямый подбородок. Волосы небрежно падают на лоб. Поворот головы усиливает впечатление жизни, которым веет от этого портрета. Глаза с вырезанными зрачками подняты кверху, взгляд их несколько затуманен, как у человека, поглощенного своими мыслями, и говорит о внутренней сосредоточенности изображенного. Следует упомянуть об интересной находке еще одного портрета Полидевка и превосходного изображения самого Герода Аттика, сделанной в 1961 году в Кефисьи близ Афин, где, как полагают, была вилла Герода Аттика. Он изображен как греческий философ, с бородой, в плаще, перекинутом через левое плечо. Интерес к передаче внутренней жизни портретируемого лица, который мы отметили в портретах времени Антонина Пия, увеличивается во второй половине II века н.э. При преемнике Антонина Пия, Марке Аврелии (161—180 гг. н.э.), период процветания — «золотого века» — Римской империи сменяется полосой новых войн. Рим вынужден защищать свои границы от нападения варварских племен. В 161 году н.э. парфянские войска вторглись в пределы Сирии и напали на Армению. Война с Парфией закончилась победой Рима, но поглотила огромные средства. Римские войска сильно пострадали от чумы. В 167 году германские племена квадов и маркоманов, сарматы и другие варвары напали на придунайские области. Нападение варваров, отраженное римлянами, возобновилось в 177 году. В 180 году император Марк Аврелий во время похода против них умер от чумы. Войны, эпидемии чумы и восстания в провинциях, из которых самым большим было крестьянское восстание «буколов» в Египте, сильно ухудшили положение империи. Будучи незаурядным полководцем, Марк Аврелий не пользовался, однако, популярностью ни у армии, ни у народа. Это был император-философ, последователь стоической философии. Он считал, что человек должен стремиться к самоусовершенствованию и жить сообразно законам природы. В своем трактате «Наедине с собой» Марк Аврелий выражает сомнение в ценности реального мира. «Время человеческого бытия — миг. Его сущность — вечное течение. Ощущение смутно, строение всего тела — бренно, душа неустойчива, судьба загадочна, слава недостоверна... Жизнь — борьба и странствие по чужбине». В этих словах звучат усталость, разочарование, стремление уйти от реальной действительности, чрезвычайно характерные для римского общества этого времени. Они находят отражение в портретах как самого Марка Аврелия, так и многих его современников. В скульптурном портрете еще сохраняется простота композиции, строгость построения. Но поиски большей выразительности приводят к нарастанию живописных тенденций в обработке мрамора. Обильнее, чем раньше, применяется бурав при изображении волос и бороды. Зрачок [с.64] вырезается глубже, из желания придать глазу большую одухотворенность. Поверхность лица сильнее полируется и контрастирует с пышной массой волос и бороды. Еще более тонкой становится моделировка мрамора. Все эти черты особенно ярко проявляются в портретах самого Марка Аврелия. Их сохранилось очень много, они отражают все периоды его жизни, начиная с юного возраста. Уже в ранних портретах ясно выражено духовное начало, характерная для Марка Аврелия самоуглубленность.
Самым знаменитым портретом Марка Аврелия является бронзовая статуя, изображающая его верхом на коне — единственная дошедшая до нас конная статуя римского императора.
[с.65] «Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет. Ничтожна и самая долгая слава посмертная» («Наедине с собой»). По мнению Марка Аврелия, только философия может вывести человека на правильный путь. Занимаясь философией, следует добиваться того, чтобы стоять выше наслаждений и страданий и безропотно ждать смерти. Совсем иной образ дают портреты соправителя Марка Аврелия, рано умершего Люция Вера (даты жизни: 130—169 гг. н.э.). По своему характеру он был полной противоположностью Марка Аврелия. Это был гордый, самонадеянный человек, очень заботившийся о своей внешности. За короткий период правления Люций Вер мало находился в Риме, проводя свою жизнь в походах.
Период правления Марка Аврелия дал целый ряд хороших портретов, тонко раскрывающих внешний и внутренний облик человека. Некоторые из них находятся в музеях СССР.
Женский портрет в Эрмитаже, так называемая «Сириянка», отличается от московского портрета сильной полировкой лица и почти полным [с.66] отсутствием следов бурава.
Другой, очень яркий образ неримлянина — человека восточного происхождения — представляет портрет некоего Меропна Волкация.
Характерные черты антониновского портрета достигли предела своего развития к концу II века н.э. Время правления последнего императора из династии Антонинов Коммода, сына Марка Аврелия (180—192 гг. н.э.), характеризуется нарастанием кризиса рабовладельческих отношений и борьбы социальных группировок. Экономическое состояние государства было сильно поколеблено длительными войнами. Вступив на престол, Коммод заключил мир с непокоренными еще племенами квадов и маркоманов, чем вызвал большое недовольство сената. Опираясь главным образом на военные круги, особенно на преторианские войска, Коммод стремился к превращению своей власти в неограниченную монархию. Он требовал особого поклонения и божеских почестей. Недовольство Коммодом вызвало заговор против него среди его приближенных. Он был убит в ночь на 1 января 193 года. Портретов Коммода сохранилось немного. Видимо, многие из них были уничтожены после его смерти. Портреты юного Коммода, выполненные в 70-х годах II века н.э., сохраняют еще черты классицизма в построении и отличаются официальной репрезентативностью. Таков погрудный бюст Капитолийского музея, изображающий Коммода в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет.
Наибольшей известностью пользуется портрет Коммода, хранящийся во дворце Консерваторов в Риме. Император изображен в образе Геркулеса. Культ Геркулеса, греческого Геракла, считавшегося покровителем династии Антонинов, получил особенно широкое распространение в Риме при Коммоде, который называл себя «новым Геркулесом». Коммод изображен в накинутой на плечи львиной шкуре, лапы которой завязаны узлом на его груди. Голову покрывает львиная морда. Правой рукой Коммод держит положенную на плечо дубинку, в левой — яблоки Гесперид. Лицо, обрамленное пышной шапкой волос и короткой вьющейся бородой, напоминает портреты Марка Аврелия. Глаза полуприкрыты верхними веками, но зрачки пробуравлены глубже, благодаря чему взгляд кажется особенно выразительным. Сильно полированы обнаженные части тела. Создается живописный контраст гладкой и блестящей кожи лица с крутыми завитками волос и бороды, глубоко расчлененными врезами бурава. «Он имел пропорциональное телосложение, но выражение лица было тупое, как у пьяниц, и речь беспорядочна. Его волосы были всегда выкрашены и припудрены золотым порошком. Он заставлял подпаливать себе волосы и бороду, так как боялся бритвы» (Лампридий, Коммод, 17). Бросается в глаза несоответствие большого бюста, почти полуфигуры, и хрупкой резной подставки, на которой он покоится. Подставка представляет собой шар — символ Вселенной, — на котором лежат два перекрещивающихся рога изобилия — символ Фортуны. Между ними — щит с рельефной головой Горгоны. По сторонам шара находились две фигуры коленопреклоненных амазонок, из которых сохранилась лишь левая. В целом портрет Коммода, выполненный около 190 года н.э., отличается изысканной манерностью, утонченностью техники обработки мрамора. Если лицо Коммода выполнено еще в традициях более раннего антониновского портрета, то построение всей скульптуры говорит о полном нарушении этих традиций. Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа — строгости, простоты и ясности построения. Портрет, развивающийся в восточных провинциях, до конца II века сохраняет сложившиеся в раннеантониновскую эпоху стиль и приемы исполнения.
В заключение следует еще раз отметить, что скульптурный портрет времени Антонинов представляет собой знаменательное явление в истории римского портретного искусства. От более ранних периодов он отличается в основном тем, что, используя новые художественные приемы, глубже передает внутреннюю жизнь — мысли, настроения и чувства людей своего времени. ПРИМЕЧАНИЯ: 21. Арей Боргезе — греческая статуя второй половины V в. до н.э., изображающая бога войны, Арея. Считают, что она была выполнена скульптором Алкаменом Младшим. До нас дошла в римской копии. [назад] 22. Немецким ученым К. Леман-Хартлебен сделана попытка реконструкции этого памятника с фигурой поверженного варвара под правым копытом коня (K. Lehmann-Hartleben, Die antiken Grossbronzen, II). Ряд ученых выступает против этой реконструкции, считая, что по первоначальному замыслу фигуры варвара не было. Основное доказательство — изображения на монетах и медалях времени Марка Аврелия. [назад] 23. Об использовании золота и серебра для изготовления монументальных скульптур сообщает Плиний (Nat. Hist., XXXIV). В 1939 г. при раскопках в Аванше в Швейцарии был найден бюст Марка Аврелия, сделанный из чистого листового золота, высотой 0,33 м. Он является провинциальным повторением официального типа портретов этого императора. [назад] 24. Горгиппия была столицей государства синдов, населявших юго-западную часть Таманского полуострова. В IV в. до н.э. стала частью Боспорского царства. [назад]
|