Н. Д. Фюстель де Куланж

Римский колонат.

Текст приводится по изданию: Фюстель де Куланж Н. Д. Римский колонат. СПб. Типография М. М. Стасюлевича, 1908.
Перевод с франц. под редакцией проф. И. М. Гревса.
Экземпляр книги любезно предоставлен А. В. Коптевым.
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

с.72

ГЛАВА V.
Зане­се­ние коло­нов в спис­ки цен­за.

Под­хо­жу к одной из наи­бо­лее тон­ких и труд­ных сто­рон пред­ме­та, вооб­ще труд­но­го само­го по себе. Язык чет­вер­то­го века при­ла­га­ет к коло­нам эпи­те­ты cen­si­ti1, cen­si­bus adscrip­ti2, ино­гда adscrip­ti­cii3, cen­si­bus in­ser­ti, tri­bu­ta­rii4. Нель­зя укло­нять­ся от изу­че­ния этих слов. В самом деле, употреб­ле­ние этих тер­ми­нов в юриди­че­ском язы­ке одно уже явля­ет­ся неко­то­рым доку­мен­том. Оно может обна­ру­жить нам то, о чем умал­чи­ва­ют исто­ри­ки той эпо­хи, то есть, обы­чай или прак­ти­ку, кото­рые отно­си­лись к внут­рен­не­му раз­ви­тию коло­на­та5.

Сле­ду­ет преж­де все­го уста­но­вить смысл при­веден­ных выра­же­ний — cen­si­bus adscrip­ti; сло­во cen­sus обо­зна­ча­ет ли с.73 государ­ст­вен­ную подать или част­ный оброк? Под сло­вом adscrip­tio долж­ны ли мы под­ра­зу­ме­вать запись, про­из­веден­ную адми­ни­ст­ра­тив­ной вла­стью в офи­ци­аль­ных кни­гах или какую-нибудь опись, сде­лан­ную внут­ри част­но­го поме­стья его соб­ст­вен­ни­ком? Оба эти мне­ния выска­зы­ва­лись в нау­ке.

Боль­шая часть наших тек­стов остав­ля­ет вопрос под сомне­ни­ем, так как зако­но­да­те­лю неза­чем было опре­де­лять то, что он счи­тал обще­из­вест­ным. Тем не менее один закон 327 г. ясно ука­зы­ва­ет, что сло­во cen­sus обо­зна­ча­ло государ­ст­вен­ную пере­пись, так как он уста­нав­ли­ва­ет репрес­сию про­тив обма­на, состо­яв­ше­го в устра­не­нии cen­si­bus adscrip­ti от пла­те­жа пода­ти6. Так же точ­но закон 365 г. пока­зы­ва­ет, что cen­si­ti были людь­ми, пла­тив­ши­ми подать. Они вно­си­ли ее, прав­да, через посред­ство гос­под, но все-таки государ­ству7. Закон 370 г. обна­ру­жи­ва­ет чело­ве­ка, кото­рый был cen­si­bus in­ser­tus и пла­тил государ­ству «капи­та­цию сво­его цен­за». Государ­ство избав­ля­ет его от пода­ти, если тот всту­пит в вой­ско8. Нако­нец в одном законе 409 г. мы видим одно­го чело­ве­ка ad­no­ta­tus cen­si­bus, кото­рый, по-види­мо­му, пла­тил государ­ству капи­та­цию9.

При­ба­вим еще, что на язы­ке той эпо­хи сло­во cen­sus нико­гда не встре­ча­ет­ся в зна­че­нии част­но­го обро­ка; такой смысл оно полу­чи­ло поз­же. Тер­мин этот пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал оцен­ку иму­ще­ства, оцен­ку, кото­рая все­гда про­из­во­ди­лась пра­ви­тель­ст­вен­ной вла­стью10. В про­из­вод­ном с.74 смыс­ле оно же обо­зна­ча­ло пис­цо­вые кни­ги, в кото­рых содер­жа­лись резуль­та­ты такой оцен­ки11, и кото­рые в то же вре­мя слу­жи­ли рос­пи­ся­ми позе­мель­но­го нало­га12. Нако­нец, сло­во adscrip­tio слу­жи­ло уста­нов­лен­ным тер­ми­ном для обо­зна­че­ния запи­си пла­тель­щи­ка в государ­ст­вен­ные реги­ст­ры13.

Такое же заме­ча­ние мож­но сде­лать о сло­ве tri­bu­tum, кото­рое несколь­ко раз встре­ча­ет­ся при­ме­ни­тель­но к коло­нам. Нет ни одно­го при­ме­ра от дан­ной эпо­хи, где бы оно употреб­ля­лось в смыс­ле част­но­го обро­ка. Оно будет обо­зна­чать упла­чи­вае­мую соб­ст­вен­ни­ку зем­ли рен­ту лишь поз­же. В IV-м веке сло­во это сле­ду­ет пони­мать, как одно из назва­ний государ­ст­вен­ной пода­ти14. Тако­во же зна­че­ние слов an­nuae functio­nes и mu­nia functio­nis, кото­ры­ми так­же ино­гда поль­зу­ет­ся язык того вре­ме­ни по отно­ше­нию к коло­нам15: они обо­зна­ча­ли тогда посто­ян­но налог, вно­сив­ший­ся в государ­ст­вен­ную каз­ну.

Нам поэто­му кажет­ся несо­мнен­ным, что тер­ми­ны cen­si­bus adscrip­ti, cen­si­ti, adscrip­ti­cii, tri­bu­ta­rii обо­зна­ча­ли людей, кото­рые были зане­се­ны орга­на­ми пра­ви­тель­ст­вен­ной вла­сти в подат­ные рос­пи­си16. Они очень часто при­ла­га­ют­ся с.75 к коло­нам17. Мы, кро­ме того, виде­ли, что они же употреб­ля­лись при­ме­ни­тель­но к рабам; про­ис­хо­ди­ло это имен­но пото­му, что дан­ная финан­со­вая опе­ра­ция про­из­во­ди­лась над людь­ми неза­ви­си­мо от того, к како­му соци­аль­но­му поло­же­нию они при­над­ле­жа­ли. Земле­вла­де­лец ока­зы­вал­ся cen­si­tus точ­но так же, как его раб или колон18. Колон и раб оба были adscrip­ti. Одной из при­чин невер­но­го пони­ма­ния наше­го пред­ме­та и явля­лось все­гда то обсто­я­тель­ство, что иссле­до­ва­те­ли не все­гда отли­ча­ли сре­ди адскрип­ти­ци­ев рабов от коло­нов.

Необ­хо­ди­мо иссле­до­вать, как про­изо­шло, что коло­ны ока­за­лись зане­сен­ны­ми в цен­зо­вые кни­ги, и какое дей­ст­вие мог­ло ока­зать такое меро­при­я­тие на их соци­аль­ное поло­же­ние.

Неко­то­рые из уче­ных, зани­мав­ших­ся коло­на­том, утвер­жда­ли, что про­ис­хож­де­ние его сто­я­ло в тес­ной свя­зи с финан­со­вы­ми учреж­де­ни­я­ми импе­рии. Неко­то­рые пошли даже даль­ше. Они пред­ста­ви­ли фис­ка­лизм един­ст­вен­ной или, по край­ней мере, глав­ной при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния коло­на­та19. Такой взгляд при­хо­дит­ся оспа­ри­вать, и опре­де­лить, в какой мере в нем заклю­ча­ет­ся исти­на, мож­но, толь­ко углуб­ля­ясь в самый деталь­ный ана­лиз фак­тов.

Мы выше ска­за­ли, что в прак­ти­ке финан­со­вой адми­ни­ст­ра­ции импе­рии уста­но­вил­ся порядок состав­лять для с.76 каж­до­го поме­стья род подроб­но­го инвен­та­ря, в кото­ром обо­зна­ча­лось коли­че­ство и каче­ство рабов. В него зано­си­лись так­же все мел­кие съем­щи­ки, кото­рые зани­ма­ли отдель­ные части поме­стья. Это выте­ка­ет из одно­го тек­ста Уль­пи­а­на, в кото­ром гово­рит­ся, что если земле­вла­де­лец упу­стит объ­явить о сво­ем нани­ма­те­ле или арен­да­то­ре, то он сам будет нести тяжесть нало­га20. Таким обра­зом, зане­се­ние съем­щи­ков в подат­ные реги­ст­ры явля­ет­ся доволь­но ран­ним обы­ча­ем. Когда эти съем­щи­ки неза­мет­но пре­вра­ти­лись в коло­нов, обы­чай сохра­нил силу.

Из тек­ста Уль­пи­а­на мож­но даже заклю­чить, что имен­но съем­щик пла­тил подать за тот уча­сток, кото­рый зани­мал. Всем извест­но, что подоб­ный порядок суще­ст­во­вал во все вре­ме­на и у всех наро­дов. В дого­во­ры о най­ме зем­ли мож­но все­гда вве­сти усло­вие, что съем­щик обя­зу­ет­ся вно­сить государ­ст­вен­ные повин­но­сти. Уль­пи­ан и разъ­яс­ня­ет нам, что земле­вла­дель­цу пре­до­став­ля­лось на выбор два поряд­ка: если он зано­сил съем­щи­ка в пис­цо­вую кни­гу поме­стья, подать пла­тил съем­щик; если нет, пла­тил он сам. До наших дней во Фран­ции дела­ет­ся то же самое.

Совре­мен­ные исто­ри­ки ино­гда удив­ля­ют­ся и воз­му­ща­ют­ся, что рим­ское государ­ство взыс­ки­ва­ло подать с таких мел­ких земле­вла­дель­цев, у кото­рых не было ника­кой соб­ст­вен­но­сти, и кото­рые едва суще­ст­во­ва­ли трудом сво­их рук. Но чтобы выска­зы­вать бла­го­при­ят­ное или небла­го­при­ят­ное суж­де­ние о такой финан­со­вой систе­ме, надоб­но бы иметь в рас­по­ря­же­нии дан­ные, кото­рых нам недо­ста­ет. Сле­до­ва­ло бы знать, напри­мер, при­бав­лял­ся ли такой налог съем­щи­ка к нало­гу, пла­тив­ше­му­ся земле­вла­дель­цем. Если дело идет толь­ко о нало­ге, при­чи­таю­щем­ся с дан­но­го участ­ка зем­ли, кото­рый вно­сит­ся съем­щи­ком вме­сто земле­вла­дель­ца, то оно вхо­дит в кате­го­рию фак­тов, о кото­рых гово­рит Уль­пи­ан. Во все вре­ме­на и во всех стра­нах для пра­ви­тель­ства без­раз­лич­но, кто пла­тит подать, съем­щик или соб­ст­вен­ник. Если — пер­вый, то сум­ма пода­ти необ­хо­ди­мо вычи­та­ет­ся из его аренд­ной пла­ты или обро­ка.

с.77 Хоть мы и встре­ча­ем еще в V веке коло­нов, не зане­сен­ных в цен­зо­вые опи­си, но зако­но­да­тель­ство пока­зы­ва­ет, что уже с IV-го обрат­ный порядок полу­чил пре­об­ла­да­ние. Есть еще отры­вок у Лак­тан­ция, хоро­шо извест­ный и посто­ян­но цити­ру­ю­щий­ся, кото­рый отно­сит­ся к состав­ле­нию кадаст­ра во вре­ме­на Дио­кле­ти­а­на21. Чтобы понять текст вер­но и точ­но, сле­ду­ет преж­де все­го вытра­вить из него декла­ма­тор­ский и гнев­ный тон хри­сти­ан­ско­го про­по­вед­ни­ка по отно­ше­нию к импе­ра­то­ру, языч­ни­ку и гони­те­лю. Если очи­стить сло­ва авто­ра от тако­го субъ­ек­тив­но­го эле­мен­та, в них оста­нет­ся лишь ука­за­ние на то, как состав­ля­лись подат­ные опи­си поме­стий: для опре­де­ле­ния так­сы пода­ти с каж­до­го поме­стья, пра­ви­тель­ст­вен­ный сбор­щик сосчи­ты­вал дере­вья и лозы, изме­рял поля и луга, отдель­но пока­зы­вая обра­ботан­ную и пусту­ю­щую зем­лю. Здесь обна­ру­жи­ва­ет­ся ста­рое пра­ви­ло, уста­нов­лен­ное со вре­мен Анто­ни­нов. Но, кро­ме того, чинов­ник при­зы­вал к себе всех, кто жил на поч­ве име­нья, рабов и сво­бод­ных, силь­но заботясь, чтобы никто не укло­нил­ся от явки. Вся­кое укры­ва­тель­ство стро­го нака­зы­ва­лось22. Лак­тан­ций гово­рит еще, что жесто­кий сбор­щик не упус­кал слу­чая «наки­нуть по несколь­ко лет детям, сба­вить ста­ри­кам»23. — Это зна­чит, что ни дети, ни ста­ри­ки не долж­ны были вно­сить­ся в опи­си, но чинов­ник не все­гда согла­шал­ся с пока­за­ни­ем пла­тель­щи­ка отно­си­тель­но воз­рас­та его людей. Вся опи­сан­ная Лак­тан­ци­ем про­цеду­ра, кото­рую автор про­кли­на­ет, когда она про­из­во­дит­ся по при­ка­зу Дио­кле­ти­а­на, с.78 умал­чи­вая, одна­ко, что она сохра­не­на была и Кон­стан­ти­ном, очень похо­дит на систе­му, изо­бра­жен­ную уже Уль­пи­а­ном. Раз­ни­ца заклю­ча­ет­ся в том, что теперь уже не соб­ст­вен­ник сооб­ща­ет име­на всех сидя­щих на его зем­ле людей: долж­ны являть­ся сами зем­ледель­цы, и их запи­сы­ва­ет поимен­но сбор­щик. Из это­го вид­но, что уста­но­вил­ся обы­чай зано­сить в пис­цо­вые кни­ги взрос­лое рабо­чее насе­ле­ние поме­стья и опре­де­лять подать по его чис­лен­но­сти.

Подоб­ный порядок может быть хоро­шо понят, лишь если мы отда­дим себе отчет о состо­я­нии земле­вла­де­ния в рас­смат­ри­вае­мую эпо­ху и о харак­те­ре сель­ских поме­стий. Хоть и оста­ва­лось еще доста­точ­ное коли­че­ство мел­ких и сред­них име­ний, оче­вид­но, что круп­ная соб­ст­вен­ность полу­чи­ла в импе­рии реши­тель­ное пре­об­ла­да­ние. То, что язык того вре­ме­ни име­но­вал vil­la, ино­гда sal­tus, дру­гой раз prae­dium или mas­sa, все­гда явля­лось обшир­ной зем­лею. Зако­ны IV-го века посто­ян­но гово­рят о круп­ных вла­дель­цах, назы­вая их po­ten­tio­res pos­ses­so­res24. Вид­но даже из тек­стов, что по отно­ше­нию к таким бога­тым и силь­ным осо­бам яви­лась необ­хо­ди­мость видо­из­ме­нить пра­ви­ла сбо­ра. Муни­ци­паль­ные вла­сти ока­зы­ва­лись слиш­ком скром­ны­ми и сла­бы­ми рядом с ними, и соби­рать нало­ги с них пору­ча­лось пря­мо про­вин­ци­аль­ным намест­ни­кам25. Весь­ма труд­но было уста­нав­ли­вать самую так­су пода­ти с подоб­ных поме­стий и не толь­ко пото­му, что вла­дель­цы их явля­лись лица­ми очень могу­ще­ст­вен­ны­ми. Более глу­бо­кая и вер­ная при­чи­на это­го лежа­ла в самой орга­ни­за­ции круп­ных част­но­вла­дель­че­ских доме­нов.

Огром­ное име­нье состав­ля­лось почти все­гда из земель раз­лич­ной при­ро­ды и очень неоди­на­ко­во­го каче­ства. Если в нем нахо­ди­лось мно­го хлеб­ных полей и вино­град­ни­ков, то боль­шие про­стран­ства оста­ва­лись так­же под леса­ми, с.79 пусто­ша­ми и выго­на­ми26. Почти все­гда слу­ча­лось, что толь­ко часть име­нья отда­ва­лась под хозяй­ст­вен­ную экс­плуа­та­цию. В обыч­ном язы­ке обра­ботан­ная часть, то есть, та, к кото­рой при­ла­га­лись руки, назы­ва­лась — ag­ri oc­cu­pa­ti27. Часть же, остав­ляв­ша­я­ся неза­ня­той и невозде­лан­ной, име­но­ва­лась ag­ri de­ser­ti, ste­ri­les, iacen­tes, cul­to­re va­cua­ti28. Уче­ные дав­но с изум­ле­ни­ем обра­ти­ли вни­ма­ние в источ­ни­ках IV-го в. на ar­va iacen­tia; но они совер­шен­но непра­виль­но поня­ли это выра­же­ние, пере­во­дя его — остав­лен­ные зем­ли, зем­ли без вла­дель­цев. Им обо­зна­ча­лась имен­но та часть име­ний, для обра­бот­ки кото­рых соб­ст­вен­ни­кам не уда­ва­лось нахо­дить людей. Смысл этих слов при­бли­зи­тель­но рав­но­зна­чащ с тем, кото­рый четы­ре века спу­стя будет соеди­нять­ся с выра­же­ни­ем man­si ab­si29.

Рим­ское импе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство все­гда при­дер­жи­ва­лось пра­ви­ла уста­нав­ли­вать точ­ное отно­ше­ние меж­ду циф­рою пода­ти и доход­но­стью зем­ли. Это вид­но из тех с.80 мелоч­ных инструк­ций, кото­рые дава­лись аген­там фис­ка. Оно хоте­ло, явным обра­зом, чтобы подать была про­пор­цио­наль­на не пло­ща­ди зем­ли, но тем пло­дам, кото­рые зем­ля при­но­си­ла на самом деле. Пото­му-то государ­ство допус­ка­ло, что вла­де­лец, часть зем­ли кото­ро­го в дан­ное вре­мя ста­но­ви­лась без­до­ход­ной, имел пра­во на сбав­ку пода­ти30. Мож­но так­же заме­тить, когда чита­ешь под­ряд импе­ра­тор­ские зако­ны, отно­ся­щи­е­ся к позе­мель­но­му нало­гу, что земле­вла­дель­цы в самом деле посто­ян­но рас­счи­ты­ва­ли на осво­бож­де­ние от сбо­ра тех участ­ков на их поме­стьях, кото­рые оста­ва­лись без обра­бот­ки31. Замет­но даже, что пра­ви­тель­ство не осо­бен­но боро­лось про­тив таких при­тя­за­ний и про­тив зло­употреб­ле­ний, кото­рые при этом допус­ка­лись. Оно доволь­ст­во­ва­лось тре­бо­ва­ни­ем, чтобы уста­нав­ли­ва­лось извест­ное отно­ше­ние или сред­нее чис­ло меж­ду возде­лан­ны­ми зем­ля­ми и забро­шен­ны­ми, чтобы сосчи­ты­ва­лись пер­вые со вто­ры­ми32; но нико­гда откры­то не выстав­ля­лось прин­ци­па, чтобы вся­кая необ­ра­ботан­ная зем­ля под­ле­жа­ла нало­гу33.

Из это­го мы можем судить, как труд­на была так­са­ция круп­ных поме­стий. В самом деле ока­зы­ва­лось почти невоз­мож­ным уста­но­вить истин­ную про­пор­цию меж­ду зем­ля­ми заня­ты­ми и неза­ня­ты­ми. Отно­ше­ние меж­ду ними мог­ло менять­ся каж­дый год, смот­ря по коли­че­ству рабо­чих рук, нахо­див­ших­ся в рас­по­ря­же­нии соб­ст­вен­ни­ка. Опре­де­ле­ние оста­ва­лось почти все­гда неточ­ным. Такая неточ­ность при­но­си­ла ущерб если не круп­но­му вла­дель­цу, то государ­ству, или она при­во­ди­ла к повы­ше­нию подат­ной тяже­сти сосед­них мел­ких соб­ст­вен­ни­ков, на пле­чи кото­рых пада­ла невер­ность под­сче­та. Ясно, ста­ло быть, в силу чего необ­хо­ди­мость при­ве­ла к уста­нов­ке в каче­стве с.81 осно­ва­ния для оцен­ки зем­ли — коли­че­ства ее рабо­че­го насе­ле­ния. Раз­ве так не при­об­ре­та­лось самое луч­шее сред­ство захва­ты­вать всю обра­ботан­ную зем­лю и обла­гать ее одну? При­сут­ст­вие зем­ледель­ца, спо­соб­но­го к рабо­те (Лак­тан­ций дей­ст­ви­тель­но пока­зы­ва­ет, что не долж­ны были при­счи­ты­вать­ся ни дети, ни ста­ри­ки), пред­по­ла­га­ет извест­ную сум­му труда и, сле­до­ва­тель­но, извест­ную мас­су про­дук­та. Налич­ность жены у тако­го зем­ледель­ца пред­став­ля­ет доба­воч­ную вели­чи­ну работы и пло­да, менее высо­кую, но все же под­ле­жав­шую оцен­ке. Вычис­ле­ние доход­но­сти поме­стья по коли­че­ству обра­ба­ты­ваю­щих его рук явля­ет спо­соб оцен­ки, кото­рым не нару­ша­ет­ся спра­вед­ли­вость; вме­сте с тем он ока­зы­ва­ет­ся про­стым и прак­тич­ным, не тре­бу­ет от рас­пре­де­ли­те­лей нало­га ника­ких спе­ци­аль­ных сведе­ний. В нем откры­ва­ет­ся еще одно удоб­ство: им устра­ня­ют­ся спо­ры и неопре­де­лен­но­сти, все­гда невы­год­ные для насе­ле­ния; им пони­жа­ет­ся до воз­мож­но­го мини­му­ма про­из­вол чинов­ни­ка и обман пла­тель­щи­ка. При­ме­не­ние подоб­но­го при­е­ма не име­ло бы ника­ко­го осно­ва­ния в совре­мен­ном обще­стве, где гос­под­ст­ву­ет мел­кое и сред­нее земле­вла­де­ние. Но пере­не­сем­ся в ту эпо­ху, когда на боль­ших поме­стьях сиде­ло по 200, 300, 500 чело­век и боль­ше, и мы най­дем вполне есте­ствен­ным, что тогда при­шли к выво­ду оце­ни­вать сто­и­мость поме­стья и уста­нав­ли­вать при­чи­тав­шу­ю­ся с него подать по чис­лу душ его зем­ледель­че­ско­го насе­ле­ния.

Мы не нахо­дим дру­го­го пути объ­яс­нить про­ис­хож­де­ние той капи­та­ции, кото­рая была тогда воз­ло­же­на на зем­ледель­цев. Одно хоро­шо обна­ру­жи­ва­ет здесь мысль пра­ви­тель­ства: запись в цен­зо­вые таб­ли­цы рас­про­стра­ня­лась не на одних коло­нов; зано­си­лись так­же и рабы, по край­ней мере, те, кото­рые были поса­же­ны на паш­ню. Мы видим здесь, ста­ло быть, налог, взи­мав­ший­ся не с опре­де­лен­но­го клас­са, а захва­ты­вав­ший все кате­го­рии людей, зани­мав­ших­ся зем­леде­ли­ем, без раз­ли­чия клас­сов.

Сде­лаю еще одно заме­ча­ние: ни один текст не пока­зы­ва­ет, чтобы этот налог с зем­ледель­цев при­кла­ды­вал­ся к нало­гу земле­вла­дель­цев. Если мы будем опи­рать­ся на выра­же­ния самих источ­ни­ков, мы даже увидим, что здесь мень­ше идет дело о созда­нии ново­го нало­га, чем о про­стом зане­се­нии в спис­ки цен­за. Речь идет с.82 тут так­же не о лич­ном (подуш­ном) нало­ге. Не сле­ду­ет обма­ны­вать­ся при­сут­ст­ви­ем тер­ми­на ca­pi­ta­tio, кото­рый здесь ино­гда употреб­ля­ет­ся. Он обо­зна­чал толь­ко, что высота нало­га опре­де­ля­лась по коли­че­ству душ. Но налог оста­вал­ся позе­мель­ным. Самые выра­же­ния тек­стов ясно это дока­зы­ва­ют: люди зано­си­лись в ценз; под cen­sus же разу­ме­лись спис­ки земель­ной пода­ти. Люди попа­да­ли на них лишь пото­му, что возде­лы­ва­ли зем­лю, и имя каж­до­го из них поме­ща­лось под руб­ри­кой того поме­стья, на кото­ром каж­дый зани­мал уча­сток. Позе­мель­ный харак­тер нало­га ока­зы­ва­ет­ся, ста­ло быть, оче­вид­ным. Рас­смот­рен­ный вид «капи­та­ции» пред­став­ля­ет, таким обра­зом, лишь спо­соб вычис­ле­ния нало­га, кото­ро­му под­ле­жа­ла каж­дая дан­ная зем­ля. То была земель­ная подать, опре­де­ляв­ша­я­ся по чис­лу зем­ледель­цев.

Зане­се­ние в спис­ки пода­ти явля­лось опе­ра­ци­ей боль­ше все­го кадаст­раль­ной. Что пра­ви­тель­ство поль­зо­ва­лось ею для воз­вы­ше­ния пода­ти, — это воз­мож­но, даже веро­ят­но, но не дока­за­но. Из опи­са­ния Лак­тан­ция вид­но одно, что все люди, работав­шие на зем­ле, обя­за­ны были являть­ся к чинов­ни­ку, про­из­во­див­ше­му рас­клад­ку, и что не допус­ка­лось ника­ко­го укло­не­ния или укры­ва­тель­ства лиц. Автор сожа­ле­ет о несчаст­ных, кото­рых застав­ля­ли тащить­ся дале­ко от места их житель­ства, чтобы дать при­счи­тать себя финан­со­во­му чинов­ни­ку государ­ства; но он не гово­рит, что подат­ные тяго­сти были удво­е­ны. Он нахо­дит такую систе­му стес­ни­тель­ной для пла­тель­щи­ков, может быть, даже тиран­ни­че­ской, но нигде не назы­ва­ет он ее неспра­вед­ли­вой.

Мы очень несо­вер­шен­но осве­дом­ле­ны о мно­го­чис­лен­ных и мно­го­раз­лич­ных пра­ви­лах опи­сан­ной систе­мы рас­пре­де­ле­ния позе­мель­но­го нало­га. Мы зна­ем толь­ко, что подат­ная еди­ни­ца обло­же­ния име­но­ва­лась ca­put34. Затем извест­но, что муж­чи­на, чаще все­го счи­тал­ся за целое ca­put, жен­щи­на — за поло­ви­ну. Дру­гой раз пра­ви­тель­ство счи­та­ло за одно ca­put двух муж­чин и четы­рех с.83 жен­щин35. Нако­нец, дети и ста­ри­ки в счет не шли. Очень было бы важ­но опре­де­лить, какой дей­ст­ви­тель­ной цен­но­сти соот­вет­ст­во­ва­ло ca­put; но у нас нет по это­му пунк­ту ника­ких ука­за­ний. В тео­рии нало­гу под­ле­жал сам зем­леде­лец. На прак­ти­ке земле­вла­де­лец обя­зан был вно­сить в государ­ст­вен­ное каз­на­чей­ство все нало­ги, при­чи­тав­ши­е­ся с людей, сидев­ших на его поме­стье36. Он сам про­из­во­дил сбор37 и отве­чал за него38. Послед­няя чер­та очень харак­тер­на. Ею как бы кон­ста­ти­ру­ет­ся, что дан­ный вид капи­та­ции состав­лял подать с зем­ли. На деле государ­ству пла­тил все­гда соб­ст­вен­ник, и это уже было его делом, как воз­на­гра­дить себя через сво­их съем­щи­ков и дер­жаль­цев.

Тако­во было, если мы не оши­ба­ем­ся, финан­со­вое пре­об­ра­зо­ва­ние, осу­щест­влен­ное в III веке. До нас не дошел уста­но­вив­ший его указ, может быть, даже тако­вой нико­гда и не был издан. Сомне­вать­ся, был ли про­воз­гла­шен по это­му вопро­су обще­го­судар­ст­вен­ный зако­но­да­тель­ный акт, меня побуж­да­ет то обсто­я­тель­ство, что дале­ко не все коло­ны ока­за­лись сра­зу запи­са­ны на реги­ст­ры пода­ти39. Может быть, это меро­при­я­тие вво­ди­лось поне­мно­гу с.84 в раз­лич­ных частях импе­рии, без зара­нее опре­де­лен­но­го пла­на преж­де, чем полу­чи­ло общее рас­про­стра­не­ние. Мож­но даже поста­вить вопрос, исхо­ди­ла ли ини­ци­а­ти­ва от само­го пра­ви­тель­ства. Очень воз­мож­но, что внут­ри само­го обще­ства пер­во­на­чаль­но почув­ст­во­ва­лось удоб­ство тако­го поряд­ка, впо­след­ст­вии ока­зав­ше­го­ся выгод­ным и для государ­ства. Может быть, сами земле­вла­дель­цы сво­и­ми посто­ян­но повто­ряв­ши­ми­ся жало­ба­ми на недо­ста­ток рабо­чих рук, при­ве­ли финан­со­вую адми­ни­ст­ра­цию к убеж­де­нию в пра­виль­но­сти оце­ни­вать доход­ность поме­стий имен­но по это­му при­зна­ку. Может быть, еще в самых дого­во­рах, уста­нав­ли­вав­ших­ся меж­ду соб­ст­вен­ни­ка­ми и мел­ки­ми дер­жаль­ца­ми, все чаще вво­ди­лось пра­ви­ло, что земель­ный налог будет упла­чи­вать­ся послед­ни­ми. — Нако­нец, осо­бен­но есте­ствен­но дело мог­ло сло­жить­ся сле­дую­щим обра­зом. Везде попа­да­лись невозде­лан­ные име­нья, пусту­ю­щие зем­ли (sal­tus в пер­во­на­чаль­ном зна­че­нии сло­ва); тако­вые не пла­ти­ли ника­кой пода­ти. Поло­жим, что поме­щик пус­кал на них груп­пу коло­нов, пре­до­став­ляя им пра­во рас­чи­стить зем­ли под обра­бот­ку на нача­лах веч­ной арен­ды из части уро­жая. Он лег­ко мог усло­вить­ся с коло­на­ми в таком смыс­ле: как толь­ко вы сде­ла­е­те зем­лю мою доход­ной, государ­ство обло­жит ее про­пор­цио­наль­ной долей пода­ти; так как высота послед­ней может пре­взой­ти оброк, полу­чае­мый мною с вас, то рас­чист­ка моей зем­ли будет мне не толь­ко не выгод­на, но пря­мо разо­ри­тель­на. Если вы хоти­те возде­лы­вать эту зем­лю и жить пло­да­ми с нее, бери­те на себя вне­се­ние государ­ст­вен­ной пода­ти, и пусть име­на ваши будут запи­са­ны в кадаст­ро­вые кни­ги. Подоб­ные сдел­ки, навер­но, совер­ша­лись посто­ян­но, так как они не нару­ша­ли ничье­го инте­ре­са.

Так обна­ру­жи­ва­ет­ся ряд моти­вов, кото­рые содей­ст­во­ва­ли тому, что мил­ли­о­ны мел­ких коло­нов ока­за­лись заре­ги­ст­ри­ро­ва­ны в государ­ст­вен­ных рос­пи­сях земель­но­го нало­га. Какое бы объ­яс­не­ние мы ни пред­по­чли, во вся­ком слу­чае, факт досто­ве­рен. Боль­шая часть коло­нов с.85 была запи­са­на в цен­зо­вых кни­гах вме­сте с зем­ля­ми, поля­ми и вино­град­ни­ка­ми, на кото­рых они сиде­ли и работа­ли. Небес­по­лез­но упо­мя­нуть, что такие реги­ст­ры назы­ва­лись lib­ri cen­sua­les, po­lyp­ty­cha40.

Подоб­ная запись в офи­ци­аль­ных реги­ст­рах мог­ла прой­ти неза­ме­чен­ной, как дело мало­важ­ное и ничтож­ное меро­при­я­тие само по себе; но кос­вен­но она при­ве­ла к зна­чи­тель­ным послед­ст­ви­ям.

При­смот­рим­ся к судь­бе како­го-нибудь отдель­но­го коло­на. До зане­се­ния в спис­ки цен­за он являл­ся мел­ким дер­жаль­цем зем­ли без опре­де­лен­но­го кон­трак­та и без вся­ко­го обес­пе­че­ния. Ника­кой закон не запре­щал ему ухо­дить с зем­ли, поме­щи­ку — выдво­рять его. Но вот он «зане­сен в спис­ки цен­за»; мы хоро­шо пом­ним, что он попал туда толь­ко в свя­зи с зем­лею, на кото­рой сидел. В пис­цо­вой кни­ге он пред­став­ля­ет теперь эту зем­лю, и пото­му-то зна­чит­ся под руб­ри­кою круп­но­го поме­стья, на кото­ром зани­ма­ет уча­сток41. Отсюда про­ис­хо­дит, что закон, назы­ваю­щий его «запи­сан­ным в ценз», вме­сте с тем гово­рит, что он «при­пи­сан к поме­стью»42. Одно вле­чет за собой — дру­гое. Чело­век, зем­ля, подать — состав­ля­ют одно. С этих пор мож­но ска­зать, что «к каж­до­му поме­стью при­пи­са­но извест­ное чис­ло наро­да», cer­tus nu­me­rus ple­bis prae­dio adscrip­tus43.

Так уста­но­ви­лась, в силу про­сто­го пись­мен­но­го акта, связь меж­ду чело­ве­ком и зем­лею. Уже и рань­ше, конеч­но, связь эта обра­зо­ва­лась на деле, в силу труда, инте­ре­сов, при­вы­чек, чув­ст­во­ва­ний; но кадаст­ро­вая запись как бы санк­ци­о­ни­ро­ва­ла ее. Зане­се­ние в спис­ки цен­за яви­лось с.86 фор­маль­ным, офи­ци­аль­ным, нераз­ру­ши­мым засвиде­тель­ст­во­ва­ни­ем фак­ти­че­ско­го поло­же­ния чело­ве­ка, кото­рое, даже без вся­ко­го наме­ре­ния со сто­ро­ны вла­сти, опре­де­ли­ло и закре­пи­ло его навсе­гда. Эта финан­со­вая опе­ра­ция пра­ви­тель­ства ста­ла иммат­ри­ку­ля­ци­ей, почти легаль­ным при­креп­ле­ни­ем чело­ве­ка к зем­ле.

Пис­цо­вые кни­ги или po­lyp­ty­cha, в кото­рые тща­тель­но зано­си­лись име­на пла­тель­щи­ков и циф­ры нало­гов, не дошли до нас, и мы хоро­шо не зна­ем, как они состав­ля­лись. Но сохра­ни­лись дру­гие поли­пти­хи, состав­лен­ные несколь­ко веков поз­же. Меж­ду эти­ми дву­мя эпо­ха­ми в аграр­ных поряд­ках совер­шил­ся боль­шой пере­во­рот. Меж­ду поли­пти­ха­ми рим­ской импе­рии и теми, кото­рые воз­ник­ли в IX веке, заме­ча­ет­ся та раз­ни­ца, что пер­вые состав­ля­лись государ­ст­вом, вто­рые част­ны­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми. Корен­ное раз­ли­чие их заклю­ча­ет­ся, кро­ме того, в том, что в пер­вых обо­зна­ча­лись государ­ст­вен­ные пода­ти, во вто­рых част­ные обро­ки. Но по фор­ме редак­ти­ро­ва­ния они вряд ли зна­чи­тель­но изме­ни­ли свой вид: они сохра­не­ны были пре­иму­ще­ст­вен­но в земле­вла­дель­че­ской прак­ти­ке церк­ви, кото­рая заим­ст­во­ва­ла употреб­ле­ние пис­цо­вых книг у рим­ской импе­рии и под­дер­жи­ва­ла обы­чай состав­ле­ния поли­пти­хов до IX-го века44; а мы зна­ем, что цер­ковь гораздо менее меня­ла фор­му, чем суть вещей. При­пом­ним, кро­ме того, у Уль­пи­а­на длин­ное опи­са­ние for­ma cen­sua­lis; при­пом­ним еще ясный и опре­де­лен­ный закон Вален­ти­ни­а­на I о descrip­tio име­ний45; срав­ним эти два тек­ста с поли­пти­ха­ми IX-го века; — мы заме­тим, что план их остал­ся тот же. Инвен­та­ри земель­ных иму­ществ, кото­рые носят назва­ние поли­пти­хов св. Гер­ма­на на лугах (St Ger­main des près) и св. Реми­гия Рейм­ско­го (St Re­mi), как буд­то состав­ле­ны по образ­цам, дан­ным Уль­пи­а­ном или Вален­ти­ни­а­ном для подоб­но­го рода опи­сей. Если содер­жа­ние изме­ни­лось, то фор­ма оста­лась преж­няя. Может быть, не будет слиш­ком сме­ло, если мы пред­ста­вим себе рим­ские подат­ные кни­ги по тем, кото­рые были состав­ле­ны в сред­не­ве­ко­вой Фран­ции по при­ка­за­нию абба­та Ири­ми­но­на или архи­епи­ско­па Гинк­ма­ра.

с.87 Вооб­ра­зим же себе боль­шую пис­цо­вую кни­гу каж­дой муни­ци­паль­ной общи­ны (ci­vi­tas). Поме­стья, вхо­див­шие в ее терри­то­рию, были пере­чис­ле­ны одно за дру­гим. Каж­дое выде­ля­лось как бы в осо­бую ста­тью. В заго­лов­ке ста­ви­лось назва­ние поме­стья, так как, мы виде­ли, каж­дое носи­ло опре­де­лен­ное имя46. За сим сле­до­ва­ло опи­са­ние той части его, кото­рую вла­де­лец экс­плу­а­ти­ро­вал за свой счет под над­зо­ром вили­ка47. Обо­зна­ча­лось коли­че­ство юге­ров зем­ли, при­чем по пра­ви­лам, уста­нов­лен­ным Уль­пи­а­ном и Вален­ти­ни­а­ном, отдель­но пока­зы­ва­лись пахот­ные поля, вино­град­ник, луг и лес48. Далее реги­ст­ри­ро­ва­лась та часть име­нья, кото­рая была розда­на по мел­ким участ­кам49. Каж­дый из послед­них ста­вил­ся под име­нем дер­жаль­ца, кото­рый его зани­мал, с ука­за­ни­ем был ли тот рабом, воль­ноот­пу­щен­ни­ком или коло­ном. Рас­смот­ри­те 25 таб­лиц, нахо­дя­щих­ся в поли­пти­хе сен-жер­мен­ско­го аббат­ства. Вставь­те в каж­дой ста­тье циф­ру пода­ти (ca­pi­ta­tio) на место циф­ры обро­ка, и вы полу­чи­те, по всей веро­ят­но­сти, доволь­но пра­виль­ное поня­тие о рим­ских пис­цо­вых кни­гах. Совер­шен­но так же, как в поли­пти­хе Ирми­но­на каж­дый чело­век, серв или колон, при­креп­лен к ман­зу или участ­ку боль­шо­го поме­стья, на рим­ском реги­ст­ре чело­век запи­сы­вал­ся с обо­зна­че­ни­ем сво­его зва­ния — как раб или колон. Это с.88 зва­ние оста­нет­ся за ним навсе­гда, и сам он кажет­ся наве­ки неот­де­ли­мым от участ­ка, кото­рый зани­ма­ет50.

Тако­вы были истин­ные послед­ст­вия при­пис­ки к цен­зу. Совре­мен­ные уче­ные, кото­рые утвер­жда­ли, что обра­зо­ва­ние коло­на­та вызва­но было фис­каль­ны­ми инте­ре­са­ми, пошли даль­ше прав­ды. Запись в кадаст­ро­вые кни­ги не созда­ла ни одно­го коло­на пото­му, что до этой опе­ра­ции люди уже нахо­ди­лись в коло­нат­ном состо­я­нии. Коло­нат, без сомне­ния, суще­ст­во­вал уже в жиз­ни рань­ше, чем на него обра­ти­ло вни­ма­ние пра­ви­тель­ство. Вер­но толь­ко, что финан­со­вые потреб­но­сти побуди­ли адми­ни­ст­ра­цию регу­ли­ро­вать выра­ботав­ши­е­ся отно­ше­ния. Кадаст­ро­вые опи­си не созда­ли коло­на­та; но они были пер­вым пра­ви­тель­ст­вен­ным актом, кото­рый офи­ци­аль­но кон­ста­ти­ро­вал их поло­же­ние. Состав­ле­ние их яви­лось так­же пер­вым пово­дом, по кото­ро­му коло­ны всту­пи­ли в сопри­кос­но­ве­ние с импер­ским пра­ви­тель­ст­вом.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1«His co­lo­nis, quos cen­si­tos es­se con­sta­bit» (закон 366 г. Cod. Iust. XI, 48, 4). — «Co­lo­ni cen­si­ti» (Ibid. XI, 52, 2). — «Ad an­ti­quos pe­na­tes, ubi cen­si­ti sunt» (закон 366 г. Ibid. XI, 48, 6).
  • 2«Co­lo­nos cen­si­bus adscrip­tos» (закон 426 г. Cod. Iust. XI, 48, 18). — «Cen­si­bus adscrip­ti» (закон 434 г. Ibid. I, 3, 20).
  • 3«Co­lo­nus adscrip­ti­cius» (закон 366 г. Cod. Iust. XI, 48, 6). — «Co­lo­num adscrip­ti­cium» (Ibid. XI, 48, 22). — «Adscrip­ti­cia» (Ibid. 21).
  • 4«Cen­si­bus in­ser­tus, cen­si­bus af­fi­xus» (Cod. Theod. VII, 3, 6). — «Cen­si­bus ad­no­ta­tus» (Cod. Iust. I, 3, 16). — «Cen­si­bus ob­no­xius» (Ibid. XII, 43, 1). — «Si quis tri­bu­ta­rius» (Cod. Theod. X, 12, 2, 2). — У Сидо­ния Апол­ли­на­рия (Epist. V, 9) один и тот же чело­век назван co­lo­nus и tri­bu­ta­rius.
  • 5Коло­нат ино­гда обо­зна­ча­ет­ся выра­же­ни­ем adscrip­ti­cia con­di­tio. — См. «Co­lo­ni adscrip­ti­ciae con­di­tio­nis» (закон Кон­стан­ти­на, Cod. Iust. III, 38, 11). — «Adscrip­ti­ciae con­di­tio­nis ne­xi­bus con­scrip­ti» (Cod. Iust. I, 3, 36). — «Adscrip­ti­cia con­di­tio» (Ibid. II, 4, 43) — Cfr. «Ne­xus tri­bu­ta­riae sor­tis» (Ibid. XI, 52, 1).
  • 6Cod. Theod. XI, 3, 2: «Man­ci­pia adscrip­ta cen­si­bus intra pro­vin­ciae ter­mi­nos distra­han­tur, et qui emptio­ne do­mi­nium nac­ti fue­rint, inspi­cien­dum (Год­ф­руа при­бав­ля­ет cen­sum) si­bi es­se cog­nos­cant».
  • 7Ibid. XI, 1, 14: «Ii, pe­nes quos fun­do­rum do­mi­nia sunt, pro his co­lo­nis ori­gi­na­li­bus, quos in lo­cis iis­dem cen­si­tos es­se con­sta­bit, vel per se vel per ac­to­res prop­rios implen­da mu­nia functio­nis ag­nos­cant». — Извест­но, что functio обо­зна­ча­ло государ­ст­вен­ный налог. См. Cod. Iust. XI, 48, 4.
  • 8Cod. Theod. VII, 13, 6: «Si ob­la­tus iunior fue­rit, qui cen­si­bus te­ne­tur in­ser­tus, ex eo tem­po­re, quo mi­li­tiae sac­ra­men­ta sus­ce­pe­rit, prop­rii cen­sus ca­put ex­cu­set… Uxo­riam quo­que ca­pi­ta­tio­nem praes­tet im­mu­nem».
  • 9Cod. Iust. I, 3, 16: «Quis­quis cen­si­bus fue­rit ad­no­ta­tus… ca­pi­ta­tio­nis sar­ci­nam… ag­nos­ce­re com­pel­la­tur». — Дело идет о капи­та­ции, упла­чи­вав­шей­ся государ­ству через посред­ство гос­по­ди­на.
  • 10Cod. Theod. XIII, 10, 8: «Exae­qua­tio­nes cen­suum». — Dig. L, 15, 45, 9: «Na­ta, post cen­sum edic­tum». — Ibid. L, 15, 4, 2: «Vi­tia cen­suum». — Ibid. XIII, 10, 5: «Ex die clau­si re­nun­tia­ti­que cen­sus… cum cen­sus agi­ta­tus est».
  • 11Dig. L, 15, 4: «Ag­ri sic in cen­sum re­fe­ran­tur». — Ibid. XXII, 3, 10: «Cen­sus et mo­nu­men­ta pub­li­ca».
  • 12Кни­ги подат­ных рос­пи­сей назы­ва­лись lib­ri cen­suum, lib­ri cen­sua­les, pa­gi­nae cen­sua­les (Cod. Theod. XI, 3, 5). — Цен­зо­вые заяв­ле­ния носи­ли имя pro­fes­sio­nes cen­sua­les. — Cen­sua­les functio­nes — зна­чи­ло позе­мель­ный налог (Ibid. XI, 28, 12). — У Евме­ния (Grat. ac­tio Con­st. 5) выра­же­ние «no­vi cen­sus» отно­сит­ся к «ag­ri descrip­ti» и, по-види­мо­му, обо­зна­ча­ет новые реги­ст­ры земель­ной пода­ти.
  • 13Cod. Iust. XI, 48, 2: «Pub­li­ci cen­sus adscrip­tio». — Cod. Theod. XI, 22, 5: «Ne­ces­si­tas pub­li­cae adscrip­tio­nis».
  • 14Cod. Iust. XI, 48, 8: «Tri­bu­ta, quae pub­li­cis pe­rie­runt functio­ni­bus, exi­gan­tur». — Cod. Theod. X, 12, 2, 3: «In­dem­ni­ta­tem sar­ciat tri­bu­to­rum». — Уже у Уль­пи­а­на tri­bu­tum ag­ri зна­чит подат­ная так­са, взыс­ки­вае­мая с тако­го-то име­нья (Dig. L, 15, 4, 2. Cfr. Pa­pi­nian. Ibi­dem, L, 15, 5). — Tri­bu­ta­ria functio — это позе­мель­ный налог.
  • 15Cod. Iust. XI, 50, 2: «An­nuis functio­ni­bus ob­no­xii». — Ibid. XI, 48, 23: «Pub­li­cas functio­nes pro co­lo­no, qui apud eum mo­ra­tus est, in­fer­re com­pel­la­tur». Ibid. XI, 48, 4.
  • 16Ука­зы­ва­ли на один текст, в кото­ром коло­ны обо­зна­че­ны — «cen­si­bus alie­nis adscrip­ti», и гово­ри­ли, буд­то бы зна­чит, что они под­чи­не­ны част­но­му цен­зу. См. Wal­lon, Hist. de l’escla­va­ge, 2 éd. t. III, p. 257. — Но в дан­ном тек­сте, нахо­дя­щем­ся в Фео­до­си­е­вом кодек­се (V, 4, 3), сло­во alie­nis пред­став­ля­ет лишь конъ­ек­ту­ру, пред­по­ло­жи­тель­ное вос­ста­нов­ле­ние испор­чен­но­го места.
  • 17Серри­ньи (Ser­rig­ny, Droit pub­lic ro­main, II, 394) дает дру­гое объ­яс­не­ние сло­ву adscrip­ti­cius, когда оно при­ме­ня­ет­ся к коло­ну. Этот колон был рабом, кото­ро­го гос­по­дин пере­вел в коло­нат при посред­стве заяв­ле­ния, сде­лан­но­го в пред­став­ляв­шей­ся им цен­зо­вой опи­си. Эмбер, кажет­ся, при­ни­ма­ет такое тол­ко­ва­ние. Мне оно пред­став­ля­ет­ся черес­чур гада­тель­ным. Ни один текст не кон­ста­ти­ру­ет, чтобы коло­ны были при­зна­ны раба­ми; и подоб­ное испо­ме­ще­ние на зем­ле, про­из­во­дя­ще­е­ся при помо­щи зане­се­ния в цен­зо­вые спис­ки, так­же нигде не обна­ру­жи­ва­ет­ся в памят­ни­ках.
  • 18Cen­si­tus гово­рит­ся о земле­вла­дель­це в Cod. Theod. XIII, 10, 5, о рабе в Cod. Iust. XI, 48, 7.
  • 19Подоб­ное мне­ние выска­зы­ва­лось в недав­нее вре­мя Гей­стер­берг­ком (Heis­ter­bergk, Die Entste­hung des Co­lo­nats, 1876). Он пола­га­ет, что коло­нат, пер­во­на­чаль­но учреж­ден­ный в про­вин­ци­ях и имен­но в видах упо­рядо­че­ния сбо­ра земель­ной пода­ти, оттуда про­ник в Ита­лию. Автор при­во­дит в под­креп­ле­ние сво­ей идеи мно­го рас­суж­де­ний, но ни одно­го тек­ста.
  • 20Ul­pian. Dig. L, 15, 4, 8: «Si quis in­qui­li­num vel co­lo­num non fue­rit pro­fes­sus, vin­cu­lis cen­sua­li­bus te­ne­tur».
  • 21Lac­tant. De mort. per­sec. 7; 23: «Cen­sus in pro­vin­cias et ci­vi­ta­tes mis­sus cen­si­to­ri­bus ubi­que dif­fu­sis… Ag­ri gle­ba­tim me­tie­ban­tur, vi­tes et ar­bo­res nu­me­ra­ban­tur, ani­ma­lia scri­be­ban­tur, ho­mi­num ca­pi­ta no­ta­ban­tur». — Лид (Ly­dus, De ma­gistra­ti­bus, I, 5) напо­ми­на­ет эту опе­ра­цию состав­ле­ния кадаст­ра, кото­рая про­из­во­ди­лась в цар­ст­во­ва­ние Дио­кле­ти­а­на с мелоч­ной тща­тель­но­стью, может быть, даже с чрез­мер­ной стро­го­стью, «ἀνε­μετ­ρή­σατο τὴν ἤπει­ρον».
  • 22Lac­tant. Ibi­dem: «Ho­mi­num ca­pi­ta no­ta­ban­tur; in ci­vi­ta­ti­bus ur­ba­nae ac rus­ti­cae ple­bes adu­na­tae; fo­ra om­nia gre­gi­bus fa­mi­lia­rum re­fer­ta; unus­quis­que cum li­be­ris, cum ser­vis ade­rat. Tor­men­ta ac ver­be­ra per­so­na­bant». — Рядом с таки­ми стро­го­стя­ми пра­ви­тель­ства надоб­но пред­став­лять себе обма­ны и сопро­тив­ле­ние самих земле­вла­дель­цев. При­мер послед­них мож­но най­ти в Cod. Theod. XIII, 11, 3.
  • 23Lac­tant. Ibi­dem: «Aes­ti­ma­ban­tur aeta­tes sin­gu­lo­rum, par­vu­lis adi­cie­ban­tur an­ni, se­ni­bus det­ra­he­ban­tur».
  • 24Cod. Iust. III, 25, 1: «Si­ve do­mo­rum di­vi­na­rum, si­ve vi­ro­rum po­ten­tium con­duc­to­res». Из двух этих выра­же­ний пер­вое обо­зна­ча­ет на язы­ке эпо­хи соб­ст­вен­ность фис­ка, вто­рое — част­ных лиц. — Cod. Theod. XI, 7, 12: «Po­ten­tio­rum pos­ses­so­rum do­mus».
  • 25Ibi­dem, XI, 7, 12 (закон 383 г.): «Po­ten­tio­rum pos­ses­so­rum do­mus of­fi­cium rec­to­ris exi­ge­re de­bet… mi­no­res autem pos­ses­so­rum de­fen­sor ci­vi­ta­tis ad so­lu­tio­nem fis­ca­lium pen­si­ta­tio­num com­pel­le­re».
  • 26К наше­му пред­ме­ту не отно­сит­ся здесь вопрос о состо­я­нии сель­ских поме­стий в рим­ской импе­рии. Ука­жем толь­ко глав­ные тек­сты, по кото­рым мож­но соста­вить себе об этом поня­тие. Plin. Epist. II, 17; V, 6. — Ul­pian. Dig. L, 15, 4. — Cod. Iust. IX, 49, 7. — Auson. Idyll. III. — Si­don. Apol­lin. Epist. II, 1; II, 7; VIII, 11; VIII, 14. — Ср. еще несколь­ко писем Сим­ма­ха, а для сле­дую­ще­го века несколь­ко писем папы Гри­го­рия Вели­ко­го.
  • 27См. о зна­че­нии сло­ва oc­cu­pa­tus при­ме­ни­тель­но к ager у Co­lu­mell. De re rust. I, 3: «Oc­cu­pa­tos ne­xu ci­vium». — Cod. Theod. IX, 42, 7: «Ple­na descrip­tio compre­hen­dat… quot man­ci­pia in prae­diis oc­cu­pa­tis te­nean­tur».
  • 28См. Cod. Theod. XI, 1, 10. — Здесь гово­рит­ся о cen­tu­riae (так назы­ва­лась еди­ни­ца изме­ре­ния боль­ших име­ний, Ibid. XI, 28, 13) и меж­ду ними раз­ли­ча­ют­ся opu­len­tae и de­ser­tae в чис­ле тех, кото­рые при­над­ле­жат одно­му соб­ст­вен­ни­ку. De­ser­tae это имен­но те, для кото­рых не хва­та­ло коло­нов. См. еще дру­гую, так­же часто пло­хо пони­мав­шу­ю­ся ста­тью в том же Cod. Theod. XI, 28, 2, в кото­рой de­ser­tis lo­cis обо­зна­ча­ет необ­ра­ботан­ные части поме­стий, и с кото­рых пра­ви­тель­ство сла­га­ет пода­ти («pro­vin­cia­li­bus con­ces­si­mus»). — Sym­mach. Epist. IX, 40: «Ag­ri cul­to­re va­cua­ti».
  • 29Несо­мнен­но, гла­гол iace­re ино­гда при­ла­гал­ся к зем­лям без вла­дель­ца. Так, напри­мер, мож­но понять выра­же­ние «ne bo­na iaceant» в Dig. XXXVII, 3, 1. — Но чаще все­го iace­re при­ме­ня­лось имен­но к без­до­ход­ным зем­лям. Таков, конеч­но, смысл слов «ar­va iacen­tia» у Eumen. Pa­neg. Con­stan­tio, 21. Тот же автор несколь­ко ниже выра­жа­ет ту же мысль сло­ва­ми «quid­quid infre­quens res­ta­bat Am­bia­no so­lo». — Infre­quens и iacens под­ра­зу­ме­ва­ли одно и то же поня­тие недо­стат­ка зем­ледель­че­ских рук.
  • 30Ul­pian. Dig. L, 15, 4, 1: «Congruat re­le­va­ri eum, qui in pub­li­cis ta­bu­lis de­la­to mo­do frui cer­tis ex cau­sis non pos­sit».
  • 31Кодекс Фео­до­сия назы­ва­ет это «de­ser­to­rum no­mi­ne que­re­la» (XI, 28, 12).
  • 32«Ut squa­li­da at­que ieiu­na cul­ta at­que opi­ma com­pen­sent» (Cod. Theod. XIII, 11, 4). Один закон 417 г. идет даль­ше: он про­воз­гла­ша­ет, что соб­ст­вен­ник тако­го «de­ser­tum prae­dium», кото­рый про­сит сбав­ки пода­ти, не полу­чит тако­вой, если он в то же вре­мя явля­ет­ся «alia­rum pos­ses­sio­num do­mi­nus» (Ibid. XIII, 11, 15).
  • 33См. при­ме­ры таких хода­тайств земле­вла­дель­цев и усту­пок пра­ви­тель­ства в кодек­се Фео­до­сия, XI, 28, 2; 12.
  • 34Cod. Iust. XI, 52, 1: «Hu­ma­nae ca­pi­ta­tio­nis cen­su». — Ibid. XI, 48, 10: «Uni­us pen­den­di ca­pi­tis». — Cod. Theod. VII, 13, 6: «Prop­rii cen­sus ca­put ex­cu­set… Uxo­riam quo­que ca­pi­ta­tio­nem». — Ibi­dem: «In­ser­tae ca­pi­ta­tio­nis nu­me­rus». — Cod. Iust. XI, 48, 10: «Cum ca­pi­tis nor­ma sit cen­sa… pen­den­di ca­pi­tis».
  • 35Cod. Iust. XI, 48, 10 (закон 386 г.): «Cum an­tea per sin­gu­los vi­ros, per bi­nas ve­ro mu­lie­res ca­pi­tis nor­ma sit cen­sa, nunc bi­nis ac ter­nis vi­ris, mu­lie­ri­bus qua­ter­nis, uni­us pen­den­di ca­pi­tis attri­bu­tum est».
  • 36Cod. Theod. XI, 3, 2: «Eorum­dem (co­lo­no­rum) one­ra ac pen­si­ta­tio­nes pub­li­cae ad eorum sol­li­ci­tu­di­nem spec­tent, ad quo­rum do­mi­nium pos­ses­sio­nes eae­dem mig­ra­ve­runt».
  • 37Cod. Iust. I, 3, 16: «Quis­quis cen­si­bus fue­rit ad­no­ta­tus… ca­pi­ta­tio­nis sar­ci­nam per ip­sum do­mi­num ag­nos­ce­re com­pel­la­tur». — Ibid. XI, 48, 4 (365 г.): «Ii, pe­nes quos fun­do­rum do­mi­nia sunt, pro his co­lo­nis ori­gi­na­li­bus, quos in lo­cis iis­dem cen­si­tos es­se con­sta­bit, vel per se vel per ac­to­res prop­rios implen­da mu­nia functio­nis ag­nos­cant».
  • 38Cod. Theod. XI, 1, 7: «Com­per­tum est vos (импе­ра­тор обра­ща­ет­ся к сена­то­рам) pro co­lo­nis ad sol­ven­da fis­ca­lia con­ve­ni­ri». — Ibid. XI, 7, 2: «Unus­quis­que de­cu­rio pro ea por­tio­ne con­ve­nia­tur, in qua vel ip­se, vel co­lo­nus eius con­ve­ni­tur».
  • 39Факт этот обна­ру­жи­ва­ет­ся из сле­дую­щих тек­стов. В одном законе 365 г. (Cod. Iust. XI, 48, 4) гово­рит­ся, что соб­ст­вен­ник будет пла­тить за тех коло­нов, кото­рые запи­са­ны («pro co­lo­nis, quos cen­si­tos es­se con­sta­bit»). — Дру­гой закон 376 г. (Ibid. XI, 53, 1) гово­рит о неко­то­рых коло­нах: «In­ser­viant ter­ris, non tri­bu­ta­rio ne­xu, sed no­mi­ne et ti­tu­lo co­lo­no­rum». — Закон Фео­до­сия (Cod. Iust. XI, 52, 1) отме­ня­ет капи­та­цию и «ne­xus tri­bu­ta­riae sor­tis» во Фра­кий­ской дио­це­зе, но люди, кото­рых он от нее избав­ля­ет, тем не менее оста­ют­ся коло­на­ми. Еще один закон Арка­дия (Cod. Iust. XI, 50, 2) отно­сит­ся толь­ко к тем из коло­нов, кото­рые запи­са­ны («co­lo­ni dum­ta­xat adscrip­ti») и тем самым пока­зы­ва­ет, что суще­ст­во­ва­ли дру­гие, сто­яв­шие выше пер­вых.
  • 40Такие поли­пти­хи цити­ро­ва­ны два раза в кодек­се Фео­до­сия, имен­но как опи­си земель­ной пода­ти. На них-то и зна­чи­лись в юге­рах и цен­ту­ри­ях зем­ли, под­ле­жав­шие нало­гу, а так­же избав­лен­ные от него, как без­до­ход­ные (Cod. Theod. XII, 28, 13). В тех же кни­гах отме­ча­лись про­из­во­див­ши­е­ся упла­ты (Ibid. XI, 26, 2). Сло­во po­lyp­ty­chum обо­зна­ча­ло имен­но подат­ную рос­пись так­же у Веге­ция (II, 19) и Кас­си­о­до­ра (V, 14).
  • 41Это выте­ка­ет из того, что сам вла­де­лец соби­ра­ет нало­ги с сво­их коло­нов и пере­да­ет сбор государ­ству.
  • 42Cod. Theod. V, 3, 1: «Pos­ses­sio­ni adscrip­tus». — Ibid. XI, 1, 26: «Prae­dio adscrip­tus». — Cod. Iust. XI, 48, 6: «Ad pe­na­tes, ubi cen­si­ti sunt».
  • 43Cod. Iust. XI, 1, 26 (зак. 399 г.).
  • 44См. о цер­ков­ных поли­пти­хах — Cas­siod. Va­riar. V, 14; 39. — Gre­gor. Mag­ni. Epist. IX, 40. — Cfr. Iohann. diac. Vi­ta Greg. II, 30.
  • 45Ul­pian. Dig. L, 15, 4, — Cod. Iust. IX, 49, 7.
  • 46Ul­pian. Ibi­dem: «No­men fun­di cui­us­que». — То же самое повто­ря­ет­ся в поли­пти­хах IX века.
  • 47Так надоб­но, если не оши­ба­ем­ся, пони­мать prae­dia oc­cu­pa­ta, о кото­рых гово­рит Вален­ти­ни­ан I, пред­пи­сы­вая ста­вить их рань­ше, чем ca­sa­rii или co­lo­ni. Эта часть обра­ба­ты­ва­лась при помо­щи man­ci­pia. Так как в ней нахо­ди­лись и man­ci­pia ur­ba­na, то зна­чит там же нахо­ди­лась усадь­ба вла­дель­ца: мы зна­ем, что так име­но­ва­лись рабы, при­вя­зан­ные к лич­ной служ­бе гос­по­ди­ну, даже в деревне. Ср. в сред­не­ве­ко­вых поли­пти­хах первую ста­тью каж­до­го отде­ла: в ней содер­жит­ся инвен­тарь — man­sus do­mi­ni­ca­tus.
  • 48Ul­pian. Ibi­dem: «Ar­vum quot iuge­rum sit, vi­nea quot vi­tes ha­beat…» — То же раз­ли­чие заме­ча­ет­ся в поли­пти­хах.
  • 49Ul­pian. Ibid. 8: «In­qui­li­num vel co­lo­num pro­fes­sus». — Закон Вален­ти­ни­а­на, Ibi­dem: «Quot sint ca­sa­rii vel co­lo­ni». — Так же точ­но поли­пти­хи дают спис­ки раб­ских и сво­бод­ных участ­ков (man­si ser­vi­les, man­si in­ge­nui­les) с име­на­ми всех дер­жаль­цев, их соци­аль­но­го состо­я­ния и земель­но­го поло­же­ния.
  • 50Веро­ят­но, поэто­му выра­же­ние ius cen­sus ста­ло сино­ни­мом с ius co­lo­na­tus (Cod. Theod. V, 4, 3).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262418393 1261594326 1262117183 1262418983 1262419114 1262419254