Н. Д. Фюстель де Куланж

Римский колонат.

Текст приводится по изданию: Фюстель де Куланж Н. Д. Римский колонат. СПб. Типография М. М. Стасюлевича, 1908.
Перевод с франц. под редакцией проф. И. М. Гревса.
Экземпляр книги любезно предоставлен А. В. Коптевым.
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

с.89

ГЛАВА VI.
Доку­мен­ты, извле­кае­мые из кодек­сов. Зако­но­да­тель­ная санк­ция коло­на­та.

Мы виде­ли, как неза­мет­но сла­гал­ся коло­нат поми­мо вся­ко­го уча­стия зако­но­да­тель­ства. Преж­де все­го, люди, быв­шие воль­ны­ми арен­да­то­ра­ми по кон­трак­там на опре­де­лен­ные сро­ки, в силу нако­пив­ших­ся недо­и­мок и несо­сто­я­тель­но­сти, пре­вра­ща­лись посте­пен­но в съем­щи­ков, при­креп­лен­ных фак­ти­че­ски к зем­ле и обя­зан­ных перед ее вла­дель­цем. Дру­гие зем­ледель­цы, подоб­но кре­стья­нам sal­tus Bu­ru­ni­ta­nus, сади­лись на чужие поме­стья в каче­стве сво­бод­ных съем­щи­ков, но без кон­трак­тов. Они сами при­вя­за­лись к сво­им участ­кам инте­ре­са­ми и при­выч­кой. Они сами так же мало жела­ли уйти, как соб­ст­вен­ник про­гнать их. Поз­же бес­чис­лен­ные вар­ва­ры, гер­ман­цы и сар­ма­ты при­во­ди­лись, напо­ло­ви­ну доб­ро­воль­но, напо­ло­ви­ну силой, на рим­скую поч­ву и рас­пре­де­ля­лись меж­ду земле­вла­дель­ца­ми в каче­стве веч­ных дер­жаль­цев на поме­стьях послед­них. Так, в рам­ках коло­на­та встре­ча­лись раз­лич­ные пле­ме­на; раз­но­об­раз­ные источ­ни­ки послу­жи­ли его обра­зо­ва­нию. Нако­нец, после того, как подоб­ные част­ные и отдель­ные фак­ты повто­ря­лись и мно­жи­лись в про­дол­же­ние жиз­ни несколь­ких поко­ле­ний, когда мил­ли­о­ны семейств попа­ли в ука­зан­ное поло­же­ние, коло­нат как бы сам собою обна­ру­жил­ся сре­ди прак­ти­че­ских поряд­ков финан­со­во­го управ­ле­ния, и коло­ны есте­ствен­ным обра­зом ока­за­лись к извест­но­му момен­ту зане­сен­ны­ми в рос­пи­си земель­но­го нало­га. Оста­ва­лось коло­на­ту полу­чить с.90 зако­но­да­тель­ную санк­цию, чтобы сде­лать­ся пра­виль­ным и неиз­мен­ным инсти­ту­том.

Послед­нее совер­ши­лось в IV-м веке; но необ­хо­ди­мо вни­ма­тель­но рас­смот­реть, как осу­ще­ст­вил­ся этот резуль­тат. В кодек­сах мы нахо­дим сорок три импе­ра­тор­ских поста­нов­ле­ния, отно­ся­щи­е­ся к коло­нам. В сово­куп­но­сти таких мно­го­чис­лен­ных тек­стов мож­но было бы наде­ять­ся най­ти все пра­ви­ла о коло­на­те, открыть, так ска­зать, весь его орга­низм. Но мы сей­час убедим­ся, как мно­го недо­ста­ет в кодек­сах необ­хо­ди­мых дан­ных, чтобы мож­но было полу­чить тре­бу­ю­щий­ся свет для выяс­не­ния при­ро­ды все­го инсти­ту­та.

В зако­нах отсут­ст­ву­ет самое пер­вое, что надо было бы опре­де­лить. Если вы буде­те искать зако­на, кото­рым был учреж­ден коло­нат, вы его не най­де­те. Не сохра­ня­ет­ся ни одно­го зако­на, в кото­ром бы пря­мо чита­лось, что зем­ледель­цы, нака­нуне еще сво­бод­ные, ста­но­ви­лись со дня его обна­ро­до­ва­ния коло­на­ми, обя­за­тель­но и неиз­беж­но, и долж­ны оста­вать­ся на веч­ные вре­ме­на при­креп­лен­ны­ми к зем­ле. Тако­го учреди­тель­но­го зако­на в кодек­сах не нахо­дит­ся.

С дру­гой сто­ро­ны, поищи­те в них же зако­но­да­тель­но­го тек­ста, в кото­ром уста­нав­ли­ва­лось бы с точ­но­стью, при­су­щей пра­ву, что такое колон, зако­на, кото­рый пере­чис­лял бы обя­зан­но­сти, на него воз­ла­гав­ши­е­ся, и пра­ва, кото­рые мог­ли ему пре­до­став­лять­ся. Поста­рай­тесь най­ти поста­нов­ле­ние, кото­рое отчет­ли­во фор­му­ли­ро­ва­ло бы его поло­же­ние, упо­рядо­чи­ва­ло его отно­ше­ние к вла­дель­цу, зем­ле и государ­ству. Тако­го орга­ни­че­ско­го зако­на о коло­на­те не суще­ст­ву­ет.

Мож­но еще заме­тить, что сре­ди ука­зан­ных соро­ка трех ука­зов нет почти ни одно­го, кото­рый носил бы харак­тер обще­го зако­на. Все это слу­чай­ные, частич­ные меро­при­я­тия или, еще ско­рее, спе­ци­аль­ные рас­по­ря­же­ния, отно­ся­щи­е­ся к отдель­ным груп­пам коло­нов. Несколь­ко импе­ра­тор­ских поста­нов­ле­ний в Кодек­се Юсти­ни­а­на могут вве­сти в заблуж­де­ние. Редак­то­ры сво­да выпи­сы­ва­ли из преж­них ука­зов две-три стро­ки, касав­ши­е­ся коло­нов, и при­да­ва­ли им вид пол­но­го зако­но­да­тель­но­го акта. Но если мы обра­тим­ся за срав­ни­тель­ной про­вер­кой к Кодек­су Фео­до­сия, то лег­ко убедим­ся, что име­ем с.91 дело лишь с отрыв­ка­ми зако­на, более обшир­но­го и посвя­щен­но­го совсем дру­го­му пред­ме­ту1. Мно­гие из таких поста­нов­ле­ний, в кото­рых упо­ми­на­ет­ся о коло­нах, изда­ва­лись не пря­мо на их счет. В боль­шей части тек­стов зако­но­да­тель гово­рит о них толь­ко мимо­хо­дом, разъ­яс­няя какое-нибудь дело, гораздо более его оза­бо­чи­вав­шее.

Беру в виде при­ме­ра древ­ней­ший из ука­зов, о кото­рых идет речь. Он отно­сит­ся к 332 г. и обна­ро­до­ван Кон­стан­ти­ном. Текст его начи­на­ет­ся так: «Тот, у кого будет най­ден колон, при­над­ле­жа­щий дру­го­му, дол­жен будет не толь­ко воз­вра­тить его в поме­стье, где тот родил­ся, но еще и запла­тить подать, при­чи­таю­щу­ю­ся с это­го коло­на за вре­мя, кото­рое тот у него про­вел»2. Ясно вид­но, что центр тяже­сти рас­смат­ри­вае­мо­го зако­на лежит в самых послед­них сло­вах. Лег­ко схва­тить мысль госуда­ря: он раз­ре­ша­ет подат­ное недо­уме­ние. В самом деле, мы видим, что колон зано­сил­ся в реги­ст­ры земель­ной пода­ти, как съем­щик участ­ка на круп­ном поме­стье. Мы виде­ли еще, что соб­ст­вен­ник зем­ли обя­зы­вал­ся пере­да­вать в каз­ну подать коло­на и отве­чал за ее вне­се­ние. Тут-то и воз­ни­кал вопрос: если колон покидал име­нье и пере­хо­дил в дру­гое, кто будет пла­тить налог, ста­рый или новый вла­де­лец? Кон­стан­тин реша­ет, что новый, по рас­че­ту вре­ме­ни, кото­рое чужой колон у него оста­вал­ся3.

с.92 Почти все импе­ра­тор­ские поста­нов­ле­ния рас­смат­ри­вае­мой кате­го­рии, осо­бен­но отно­ся­щи­е­ся к IV-му веку, носят такой харак­тер. Они пред­на­зна­ча­лись вовсе не для опре­де­ле­ния юриди­че­ско­го поло­же­ния осо­бо­го клас­са людей, но для уста­нов­ки пра­вил финан­со­вой систе­мы или адми­ни­ст­ра­ции. В кодек­се Юсти­ни­а­на, кото­рый состав­лен был в VI-м веке[1], два­дцать три зако­на объ­еди­не­ны в спе­ци­аль­ный отдел (ti­tu­lus), оза­глав­лен­ный — De co­lo­nis4. Но пере­ли­стай­те кодекс Фео­до­сия, и вы най­де­те эти зако­ны, раз­бро­сан­ны­ми по раз­лич­ным руб­ри­кам. Дело в том, что редак­то­ры кодек­са Фео­до­сия и, тем более, зако­но­да­те­ли IV-го века вовсе не помыш­ля­ли начер­ты­вать пра­ви­ла о коло­нах.

Боль­шая часть импе­ра­тор­ских кон­сти­ту­ций, касав­ших­ся коло­нов, как и рас­смот­рен­ный закон 332-го года, яви­лись есте­ствен­ным послед­ст­ви­ем той финан­со­вой меры, в силу кото­рой все коло­ны ока­за­лись зане­сен­ны­ми в кни­ги рас­пре­де­ле­ния позе­мель­ной пода­ти.

Импе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство мог­ло в про­дол­же­ние трех веков совсем не зани­мать­ся коло­на­том, так как послед­ний во всю эту эпо­ху не сопри­ка­сал­ся ни с его суда­ми, ни с его финан­са­ми. Но с того момен­та, как коло­нат занял место в офи­ци­аль­ных пис­цо­вых кни­гах, он дол­жен был появить­ся в мно­го­чис­лен­ных инструк­ци­ях, кото­рые цен­траль­ное ведом­ство посы­ла­ло сво­им област­ным орга­нам. Часто долж­ност­ным лицам при­хо­ди­лось ста­вить вер­хов­ной вла­сти вопро­сы по пово­ду изме­не­ний или сомни­тель­ных пунк­тов в финан­со­вых рас­по­ряд­ках, к кото­рым мог­ли иметь отно­ше­ние и коло­ны. Импе­ра­то­ры в виде отве­тов посы­ла­ли им спе­ци­аль­ные рескрип­ты. Имен­но из подоб­ных инструк­ций и рескрип­тов состав­ля­ет­ся зна­чи­тель­ная часть содер­жа­ния Кодек­сов. Вот поче­му коло­нат, о кото­ром не при­хо­ди­лось рас­суж­дать юрис­кон­суль­там, попав­шим потом с.93 в Диге­сты, зани­ма­ет доволь­но вид­ное место в Кодек­сах. Вот, поче­му, с дру­гой сто­ро­ны, импе­ра­то­ры затра­ги­ва­ли коло­нат, лишь посколь­ку он касал­ся финан­со­во­го управ­ле­ния.

Воз­вра­ща­ем­ся к зако­ну 332 г. Если зако­но­да­тель и раз­ре­ша­ет в нем толь­ко финан­со­вое затруд­не­ние, тем не менее спра­вед­ли­во, что тем самым в нем при­зна­ет­ся инсти­тут коло­на­та. Дей­ст­ви­тель­но сре­ди тер­ми­нов, кото­ры­ми закон поль­зу­ет­ся, встре­ча­ет­ся одно очень харак­тер­ное выра­же­ние. В нем гово­рит­ся, что колон, о кото­ром идет речь, «при­над­ле­жит дру­го­му». Юрис­кон­суль­ты пока­зы­ва­ли во вто­ром веке, что чело­век, назы­вае­мый ими co­lo­nus, был совер­шен­но сво­бо­ден, «вовсе не нахо­дил­ся в зави­си­мо­сти от земле­вла­дель­ца», ста­ло быть, являл­ся лич­но­стью sui iuris. Напро­тив, закон Кон­стан­ти­на гово­рит о колоне, являв­шем­ся уже iuris alie­ni. Так и Зако­но­да­тель IV века кон­ста­ти­ру­ет и допус­ка­ет соци­аль­ное поло­же­ние, кото­ро­го юрис­кон­суль­там II-го не было пово­да касать­ся.

Кон­стан­тин, прав­да, утвер­жда­ет, что колон, поки­нув­ший поме­стье, где он родил­ся, будет воз­вра­щен на пер­вое место; но импе­ра­тор не заяв­ля­ет, что им уста­нав­ли­ва­ет­ся впер­вые новое пра­ви­ло. Заме­тим хоро­шень­ко, как он выра­жа­ет­ся: «Тот, кто дер­жит у себя чужо­го коло­на, не толь­ко будет обя­зан воз­вра­тить его на поме­стье, в кото­ром тот родил­ся». Он как буд­то хочет ска­зать: до сих пор дело огра­ни­чи­ва­лось таким воз­вра­том, мы же при­ба­вим еще нечто. Импе­ра­тор в самом деле допол­ня­ет, что налог будет упла­чи­вать­ся соб­ст­вен­ни­ком, кото­рый при­нял к себе чужо­го коло­на. Ста­ло быть, поло­же­ние, по кото­ро­му колон при­над­ле­жал к поме­стью и в слу­чае бег­ства под­ле­жал воз­вра­ще­нию, не было уста­нов­ле­но Кон­стан­ти­ном; этот импе­ра­тор толь­ко напо­ми­на­ет о нем. Он не вво­дит, а толь­ко сохра­ня­ет это пра­ви­ло.

Да и как бы мог он его не при­знать? На нем осно­ва­на была вся систе­ма рас­пре­де­ле­ния пода­ти. Пра­ви­тель­ство тре­бо­ва­ло с земле­вла­дель­ца упла­ты за такое чис­ло ca­pi­ta, какое опре­де­ля­лось дан­ным коли­че­ст­вом налич­но­го соста­ва зем­ледель­цев на его поме­стье, и оно воз­ла­га­ло на него ответ­ст­вен­ность за их вне­се­ние. В с.94 обес­пе­че­ние это­го оно, конеч­но, долж­но было охра­нять веч­ное пре­бы­ва­ние коло­нов на дан­ной зем­ле.

Кон­стан­тин гово­рит еще сле­дую­щее: «Что каса­ет­ся коло­нов, кото­рые пыта­ют­ся бежать, земле­вла­дель­цу доз­во­ля­ет­ся зако­вать их в желе­зо, как рабов»5. Лег­ко дога­дать­ся, что эта часть импе­ра­тор­ско­го декре­та отве­ча­ет на про­ше­ния и жало­бы, с кото­ры­ми поме­щи­ки обра­ща­лись к вла­сти по таким пово­дам6. Они заяв­ля­ли, что будут в состо­я­нии пла­тить подать лишь при усло­вии, если им гаран­ти­ру­ет­ся кре­пость зем­ледель­че­ско­го насе­ле­ния. Импе­ра­тор дей­ст­ви­тель­но, как кажет­ся, отве­ча­ет им, что их коло­ны при­над­ле­жат им и не долж­ны пере­хо­дить на дру­гие поме­стья. Он обо­зна­ча­ет уход коло­на сло­вом «бег­ство». Он раз­ре­ша­ет соб­ст­вен­ни­ку задер­жи­вать коло­на, пытаю­ще­го­ся бежать, теми же спо­со­ба­ми, какие тот при­ме­нил бы в подоб­ных слу­ча­ях к сво­е­му рабу. После это­го, оче­вид­но, соб­ст­вен­ник уже лиша­ет­ся вся­ко­го пово­да укло­нять­ся от пла­те­жей.

Отме­тим еще раз, что ново­введе­ние здесь заклю­ча­ет­ся не в запре­те коло­нам пере­хо­дов с зем­ли на зем­лю; фор­маль­но это поло­же­ние и не выра­же­но в тек­сте зако­на, оно лишь под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, как исти­на, уже извест­ная и дав­ным-дав­но осу­ществляв­ша­я­ся на деле. Ново­введе­ние заклю­ча­ет­ся лишь в том, что соб­ст­вен­ни­ку зем­ли раз­ре­ша­ет­ся употреб­лять силу, чтобы удер­жи­вать коло­на на месте7.

В позд­ней­шие годы импе­ра­то­ры несколь­ко раз про­воз­гла­ша­ли прин­цип, что колон не дол­жен был остав­лять зем­ли: «Мы не пола­га­ем, — гово­рит Вален­ти­ни­ан с.95 в 371 г., — чтобы коло­ны мог­ли сво­бод­но ухо­дить с полей, к кото­рым их, без сомне­ния, при­вя­зы­ва­ет про­ис­хож­де­ние и рож­де­ние. Если они ухо­дят, то будут воз­вра­щать­ся и под­вер­гать­ся нака­за­ни­ям. Соб­ст­вен­ник, кото­рый завле­чет или при­мет к себе чужо­го коло­на, не толь­ко дол­жен будет воз­на­гра­дить закон­но­го земле­вла­дель­ца за поте­рян­ный для него труд бег­ло­го коло­на, но будет еще под­ле­жать штра­фу по при­го­во­ру судьи»8. Новым ока­зы­ва­ет­ся в этом законе 371 г. опять же не кре­пость коло­на зем­ле его поме­щи­ка, но факт при­вле­че­ния к уго­лов­ной ответ­ст­вен­но­сти перед судом того поме­щи­ка, кото­рый его завле­чет или при­мет к себе.

Еще несколь­ко поз­же закон Фео­до­сия объ­яв­ля­ет, что «во всех про­вин­ци­ях долж­но соблюдать­ся пра­ви­ло, уста­нов­лен­ное пред­ка­ми, что коло­ны удер­жи­ва­ют­ся на зем­ле как бы веч­ным пра­вом (quo­dam aeter­ni­ta­tis iure). Им не поз­во­ле­но ни ухо­дить с полей, кото­ры­ми они поль­зу­ют­ся, ни забра­сы­вать зем­лю, кото­рую они раз взя­ли под обра­бот­ку. Колон не может пере­дви­гать­ся, куда хочет, как чело­век пол­но­прав­ный и сво­бод­ный. Если он покида­ет зем­лю, вла­де­лец име­ет пол­ное пра­во его насиль­но вер­нуть»9.

Нако­нец в законе 386 г. чита­ем сле­дую­щее: «Земле­вла­де­лец, кото­рый завле­чет к себе и будет укры­вать с.96 чужо­го коло­на, запла­тит штраф в пол­фун­та золо­том, если колон при­над­ле­жит част­но­му лицу, целый фунт, если он при­над­ле­жит импе­ра­тор­ско­му фис­ку»10. Здесь ново­введе­ние выра­жа­ет­ся в опре­де­ле­нии нор­мы штра­фа и в удво­е­нии его, если дело каса­ет­ся импе­ра­тор­ско­го коло­на.

Вот как колон ока­зал­ся легаль­но при­креп­лен­ным к зем­ле. Импе­ра­то­ры не уста­нав­ли­ва­ли тако­го поряд­ка, они толь­ко допу­сти­ли и про­воз­гла­си­ли его. Они внес­ли его в закон или, по край­ней мере, в свои рескрип­ты поль­зо­вав­ши­е­ся силой зако­на, лишь дол­го спу­стя после того, как он посте­пен­но уста­но­вил­ся сам собой в жиз­ни. Пер­во­на­чаль­но пра­ви­ло это не обла­да­ло санк­ци­ей, импе­ра­то­ры же закре­пи­ли его угро­зой уго­лов­ной кары. Инте­рес­но обра­тить здесь вни­ма­ние, что нака­зы­вал­ся даже не бег­лый колон, а земле­вла­де­лец, его укрыв­ший11. Такой акт был кра­жей. Импе­ра­то­ры нака­зы­ва­ли за него, как за вся­кую дру­гую кра­жу, воз­вра­ще­ни­ем похи­щен­но­го, воз­на­граж­де­ни­ем за убыт­ки и штра­фом. Так-то коло­нат ока­зал­ся легаль­но уста­нов­лен­ным почти непред­на­ме­рен­но для зако­но­да­те­ля.

Надоб­но еще при­ба­вить, что мы очень бы ошиб­лись, если бы пред­по­ло­жи­ли, буд­то уже в IV-м веке все коло­ны были при­креп­ле­ны к зем­ле. Один закон импе­ра­то­ра Ана­ста­сия пока­зы­ва­ет, что еще в кон­це V-го рядом с зем­ледель­ца­ми «запи­сан­ны­ми» суще­ст­во­ва­ли «сво­бод­ные» коло­ны. Прав­да, в этот момент импер­ское зако­но­да­тель­ство дела­ет шаг впе­ред. Здесь оно с.97 дей­ст­ви­тель­но берет на себя ини­ци­а­ти­ву и созда­ет прин­цип реши­тель­но новый, учреж­да­ет коло­нат, на самом деле при­нуди­тель­ный. Ана­ста­сий объ­яв­ля­ет, что «сво­бод­ный колон, про­сидев­ший на одной и той же зем­ле трид­цать лет под­ряд, поте­ря­ет после это­го пра­во сой­ти с дан­ной зем­ли»12.

Из при­веден­но­го тек­ста выво­дят­ся два заклю­че­ния. Во-пер­вых, оче­вид­но, мож­но было оста­вать­ся сво­бод­ным съем­щи­ком чужой зем­ли в про­дол­же­ние два­дца­ти девя­ти лет. Чело­век может сидеть все это вре­мя на той же зем­ле, не всту­пая в узы коло­нат­ных отно­ше­ний. Во весь этот про­ме­жу­ток за ним сохра­ня­ет­ся пра­во поки­нуть зем­лю и идти, куда гла­за глядят. Во-вто­рых, по завер­ше­нии трид­ца­то­го года он ста­но­вит­ся коло­ном на веч­ные вре­ме­на и на той самой зем­ле, где его захва­тит конец это­го сро­ка. Этот вто­рой пункт осо­бен­но пора­зил совре­мен­ных исто­ри­ков; одна­ко пер­вый заслу­жи­ва­ет не мень­ше­го вни­ма­ния. Вто­рой обна­ру­жи­ва­ет перед нами меру зави­си­мо­сти, пер­вый долю сво­бо­ды.

Попы­та­юсь выяс­нить себе, как было при­веде­но импе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство к при­креп­ле­нию зем­ледель­ца к зем­ле по исте­че­нии трид­ца­ти­лет­не­го сро­ка. Неко­то­рые уче­ные, заме­чая, что та же циф­ра, трид­цать лет, состав­ля­ла так­же пре­дел дав­но­сти при завла­де­нии недви­жи­мо­стя­ми, выска­за­ли пред­по­ло­же­ние, что зако­но­да­тель при­рав­нял здесь чело­ве­че­ские души к недви­жи­мой соб­ст­вен­но­сти. Это — фра­за, лишен­ная смыс­ла. В наших текстах нет ни одно­го выра­же­ния, кото­рое наво­ди­ло бы на такую идею. Наобо­рот, зако­но­да­тель выска­зы­ва­ет мысль, очень мало на то похо­жую. Он объ­яв­ля­ет, что пра­ви­ло, кото­рое он ста­вит, «оди­на­ко­во выгод­но для соб­ст­вен­ни­ка и для коло­на»13. Мно­гие дума­ют, что не надо при­да­вать зна­че­ния этим сло­вам по той при­чине, что они могут быть пря­мо лжи­вы­ми. Я со сво­ей сто­ро­ны пола­гаю, что в исто­рии нель­зя ничем пре­не­бре­гать, и пото­му гораздо луч­ше с.98 при­смот­реть­ся побли­же к тек­сту, чем сра­зу его отбра­сы­вать. При­веден­ная фра­за долж­на пони­мать­ся в том смыс­ле, что импе­ра­тор хочет забо­тить­ся о поль­зе обе­их заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон. Он мог заблуж­дать­ся, но мысль его направ­ля­лась к согла­со­ва­нию выгод поме­щи­ка и кре­стья­ни­на. В чем заклю­чал­ся на самом деле вопрос? Сво­бод­ный зем­леде­лец был пущен в поме­стье; он сел на уча­сток без кон­трак­та, без точ­но ого­во­рен­ных усло­вий най­ма, не полу­чив ника­ких гаран­тий сво­его поло­же­ния. В про­дол­же­ние два­дца­ти девя­ти лет он мог уйти с зем­ли по доб­рой воле. В про­дол­же­ние тех же два­дца­ти девя­ти лет поме­щик так­же мог согнать его и поса­дить на его место дру­го­го кре­стья­ни­на: во весь про­ме­жу­ток ника­кие пра­во­вые обя­за­тель­ства не свя­зы­ва­ли этих людей друг с дру­гом. Меж­ду ними уста­нав­ли­ва­лись отно­ше­ния непроч­ные, кото­рые мог­ли быть нару­ше­ны инте­ре­сом или капри­зом той или дру­гой сто­ро­ны. Но может, одна­ко, в кон­це-кон­цов насту­пить момент, к кото­ро­му подоб­ные отно­ше­ния в силу жиз­нен­ной прак­ти­ки и жиз­нен­ной дав­но­сти ока­жут­ся настоль­ко утвер­див­ши­ми­ся, что из них может вырас­ти пра­во­вая связь, кото­рая при­даст им пра­виль­ность и посто­ян­ство. Зако­но­да­тель опре­де­ля­ет этот момент окон­ча­ни­ем трид­ца­то­го года. Он, оче­вид­но, дума­ет, что если земле­вла­де­лец поже­лал трид­цать лет дер­жать у себя коло­на, если колон был трид­цать лет дово­лен хозяй­ст­во­вать на том же поле, если обя­за­тель­ства и пра­ва вза­им­но каза­лись под­хо­дя­щи­ми обо­им так дол­го, мож­но было фик­си­ро­вать поло­же­ние, как окон­ча­тель­ное на веч­ные вре­ме­на при сохра­не­нии тех же усло­вий.

Мы гово­рим — на тех же усло­ви­ях. Это, в самом деле выра­же­но в доста­точ­но ясных сло­вах в законе Ана­ста­сия. Колон, кото­рый всту­пил сво­бод­ным на зем­лю, «дол­жен оста­вать­ся сво­бод­ным». Юсти­ни­ан, объ­яс­няя указ сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка, гово­рит, что это озна­ча­ет «запре­ще­ние ста­вить коло­на в поло­же­ние, худ­шее, чем преж­нее», что «нель­зя будет тре­бо­вать ни с него, ни с его детей ниче­го лиш­не­го», что «земле­вла­де­лец не име­ет боль­ше пра­ва уве­ли­чи­вать его оброк»14. Таким с.99 обра­зом, по исте­че­нии трид­ца­ти­лет­ней дав­но­сти кре­стья­нин-дер­жа­тель не попа­да­ет в новое поло­же­ние, но оста­ет­ся в том же самом, в каком про­жил по доб­рой воле трид­цать лет, обра­ба­ты­вая ту же зем­лю и про­дол­жая вно­сить те же побо­ры.

В таком све­те мож­но лег­ко понять мысль импе­ра­то­ра Ана­ста­сия. Может быть «выгод­ным для соб­ст­вен­ни­ка» сохра­нить навсе­гда у себя зем­ледель­ца. Может быть «выгод­ною и для коло­на» уве­рен­ность сохра­нить за собой кло­чок зем­ли, на кото­ром он работал в про­дол­же­ние трид­ца­ти лет, кото­рый он, может быть, сам рас­чи­стил, на кото­ром сде­лал сам улуч­ше­ния, на кото­ром он, конеч­но, поса­дил пло­до­вые дере­вья и выстро­ил себе дом. До послед­не­го дня трид­ца­то­го года каж­дый из них мог сво­бод­но порвать связь, кото­рая соеди­ня­ла его с дру­гим. На буду­щее же вре­мя связь эта ста­но­ви­лась нерас­тор­жи­мой.

Не будем судить об этих вещах по нашим совре­мен­ным поня­ти­ям и вку­сам. Совер­шен­но спра­вед­ли­во, что в наши дни, если бы зако­но­да­те­лю при­шлось регу­ли­ро­вать подоб­ное поло­же­ние, он раз­ре­шил бы дело в сто­ро­ну пол­ной сво­бо­ды, т. е., измен­чи­во­сти. Он был бы прав, так как такое реше­ние соот­вет­ст­во­ва­ло бы общим потреб­но­стям и склон­но­стям всех. Но в V-м в. зако­но­да­тель ина­че фор­му­ли­ро­вал вопрос, пото­му что поня­тия, цар­ст­во­вав­шие тогда в умах, отли­ча­лись от наших. Воз­мож­но, что боль­шая часть земле­вла­дель­цев была доволь­на этим меро­при­я­ти­ем, кото­рое, одна­ко, отни­ма­ло у них воз­мож­ность выдво­рять сидев­ших на их зем­лях кре­стьян. Очень воз­мож­но так­же, что огром­ное боль­шин­ство коло­нов при­ня­ло с радо­стью такой выход, кото­рый обес­пе­чи­вал им их наде­лы, хотя бы с запре­ще­ни­ем их менять. Серд­це кре­стья­ни­на не так устро­е­но, чтобы закон, при­вя­зы­вав­ший его к его полю, пока­зал­ся бы ему сра­зу неспра­вед­ли­вым и жесто­ким. Неко­то­рые из них, воз­мож­но, пред­по­чи­та­ли сво­бо­ду с.100 пере­хо­да; но у послед­них оста­ва­лось сред­ство не пере­сту­пать за два­дца­ти­де­вя­ти­лет­ний срок. Осо­бен­но же убеж­да­ет меня в том, что новый закон не очень затра­ги­вал умы, инте­ре­сы, при­выч­ки боль­шин­ства, наблюде­ние, что веч­ность коло­нат­ных отно­ше­ний сама собой уже уста­но­ви­лась в жиз­ни в тече­ние трех веков. Она ста­ла обыч­ным аграр­ным поряд­ком на тыся­чах поме­стий, и в фор­мах ее вылил­ся быт мил­ли­о­нов семейств зем­ледель­че­ско­го насе­ле­ния импе­рии. Закон Ана­ста­сия толь­ко рас­про­стра­нил на неболь­шое чис­ло новых людей соци­аль­ное поло­же­ние, захва­тив­шее боль­шие мас­сы.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1См. — напр. в кодек­се Юсти­ни­а­на (XI, 48) пер­вые три ста­тьи. Пер­вая, в кото­рой вос­пре­ща­ет­ся нала­гать на зем­ледель­цев чрез­вы­чай­ные бар­щи­ны в пору пахоты и убор­ки, пред­став­ля­ет отры­вок из зако­на о бар­щи­нах вооб­ще и об их рас­пре­де­ле­нии, кото­рый мы нахо­дим в цель­ном виде в кодек­се Фео­до­сия (XI, 16, 4). — Вто­рая так­же пред­став­ля­ет лишь часть одно­го финан­со­во­го уста­ва. См. Cod. Theod. XIII, 10, 3: «de cen­su si­ve adscrip­tio­ne». — Третья отыс­ки­ва­ет­ся в отде­ле кодек­са Фео­до­сия, оза­глав­лен­ном — «De an­no­na et de tri­bu­tis», где обна­ру­жи­ва­ет­ся насто­я­щий ее смысл.
  • 2Cod. Theod. V, 9, 1: «Imp. Con­stan­ti­nus ad pro­vin­cia­les. — Apud quem­cum­que co­lo­nus iuris alie­ni fue­rit in­ven­tus, is non so­lum eum­dem ori­gi­ni suae res­ti­tuat, ve­rum su­per eodem ca­pi­ta­tio­nem tem­po­ris ag­nos­cat». — Сло­ва ca­pi­ta­tio­nem tem­po­ris ag­nos­cat в неко­то­ром роде осве­ща­ют­ся и выяс­ня­ют­ся в кодек­се Юсти­ни­а­на (XI, 48, 23). «Om­nis tem­po­ris, quo apud eum re­mo­ra­tus est, pub­li­cas functio­nes pro eo in­fer­re com­pel­le­tur».
  • 3Я часто слы­шал такое тол­ко­ва­ние зако­на Кон­стан­ти­на, буд­то в нем гово­рит­ся о чело­ве­ке, дав­шем убе­жи­ще бег­ло­му коло­ну. А на самом деле речь идет о соб­ст­вен­ни­ке, кото­рый при­нял на свою зем­лю коло­на, при­над­ле­жав­ше­го к дру­гой зем­ле, и вос­поль­зо­вал­ся им, как дер­жаль­цем. Таков, оче­вид­но, смысл этой ста­тьи, так же как и ста­тей 3, 8, 12, 14 и 23 в Cod. Iust. XI, 48.
  • 4Cod. Iust. XI, 48 (ed. Krue­ger).
  • 5Cod. Theod. Ibi­dem: «Ip­sos etiam co­lo­nos, qui fu­gam me­di­tan­tur, in ser­vi­lem con­di­tio­nem fer­ro li­ga­ri con­ve­niet».
  • 6Мы не будем рас­смат­ри­вать здесь раз­лич­ных спо­со­бов, нахо­див­ших­ся в руках насе­ле­ния обла­сти, чтобы дово­дить до сведе­ния цен­траль­но­го пра­ви­тель­ства о сво­их жела­ни­ях и жало­бах; отме­тим лишь, что закон, кото­рый мы раз­би­ра­ем, обра­щен имен­но «ad pro­vin­cia­les».
  • 7Один закон Вален­ти­ни­а­на и Вален­та (Cod. Iust. VII, 38, 1), отно­ся­щий­ся спе­ци­аль­но к коло­нам импе­ра­тор­ских доме­нов, так же опре­де­лен­но запре­ща­ет им схо­дить с зем­ли, как рабам и воль­ноот­пу­щен­ни­кам. Текст пояс­ня­ет, что в нем лишь напо­ми­на­ет­ся мно­го раз пред­пи­сы­вав­ше­е­ся пра­ви­ло: «sae­pe­nu­me­ro praescrip­tum est».
  • 8Cod. Iust. XI, 53, 1 (ed. Krue­ger): «Co­lo­nos abeun­di ru­re, in quo eos ori­gi­nis ag­na­tio­nis­que me­ri­to cer­tum est im­mo­ra­ri, li­cen­tiam ha­be­re non pos­se cen­se­mus… Si absces­se­rint ad ali­um­ve tran­sie­rint, re­vo­ca­ti vin­cu­lis pœhis­que sub­dan­tur, ma­neat­que eos pœna, qui alie­num et in­cog­ni­tum re­ci­pien­dum es­se du­xe­rint… ita ut etiam dom­nus fun­di, in quo alie­nus fuis­se monstra­bi­tur, pro qua­li­ta­te pec­ca­ti coer­ci­tio­nem sub­ire co­ga­tur… Poe­na mul­tae, cui­us mo­dum in auc­to­ri­ta­te iudi­cis col­lo­ca­mus».
  • 9Cod. Iust. XI, 51: «Cum per alias pro­vin­cias… lex a maio­ri­bus con­sti­tu­ta co­lo­nos quo­dam aeter­ni­ta­tis iure de­ti­neat, ita ut il­lis non li­ceat ex his lo­cis, quo­rum fruc­tu re­le­van­tur, absce­de­re nec ea de­se­re­re, quae se­mel co­len­da sus­ce­pe­runt». — Зако­но­да­тель гово­рит здесь, что Пале­сти­на состав­ля­ла един­ст­вен­ное исклю­че­ние, во всех же осталь­ных про­вин­ци­ях подоб­ное пра­во было пре­до­став­ле­но земле­вла­дель­цам. Он поста­нов­ля­ет теперь, что такое же пра­ви­ло с тех пор будет при­ме­нять­ся в Пале­стине, как и везде: «Nul­lus om­ni­no co­lo­no­rum suo iure vel va­gus et li­ber ex­sul­tet, sed exemplo alia­rum pro­vin­cia­rum ita do­mi­no fun­di te­nea­tur, ut si­ne poe­na sus­ci­pien­tis non pos­sit absce­de­re, ad­di­to, ut pos­ses­sio­nis do­mi­no re­vo­can­di eius ple­na tri­bua­tur auc­to­ri­tas».
  • 10Cod. Theod. V, 9, 2: «Quis­quis co­lo­num iuris alie­ni aut sol­li­ci­ta­tio­ne sus­ce­pe­rit, aut oc­cul­ta­tio­ne ce­la­ve­rit, pro eo, qui pri­va­tus erit, sex auri un­cias, pro eo, qui pat­ri­mo­nia­lis, lib­ram auri co­ga­tur in­fer­re». — Извест­но, что на язы­ке того вре­ме­ни pat­ri­mo­nia­lis гово­ри­лось обо всем, что при­над­ле­жа­ло к импе­ра­тор­ско­му иму­ще­ству. Ср. Cod. Iust. XI, 64, 2. Соста­ви­тель Юсти­ни­а­но­ва кодек­са сохра­нил этот закон лишь в той его части, кото­рая отно­сит­ся к импе­ра­тор­ским коло­нам. Авто­ры in­terpre­ta­tio объ­яс­ня­ют, что сло­ва «eum, qui pri­va­tus erit» зна­чат «ho­mi­nem pri­va­ti»; они при­бав­ля­ют, что sex un­ciae упла­чи­ва­лись гос­по­ди­ну — «sex un­cias do­mi­no red­dat».
  • 11Cod. Iust. XI, 51 (закон Вален­ти­ни­а­на II): «Non si­ne poe­na sus­ci­pien­tis». — То же самое уже гово­рит­ся рань­ше в одном законе Вален­ти­ни­а­на I. Ibid. 53: «Do­mi­nus fun­di, in quo alie­nus co­lo­nus monstra­bi­tur coer­ci­tio­nem sub­ire co­ga­tur».
  • 12Cod. Iust. XI, 48, 19: «Alii tri­gin­ta an­no­rum tem­po­re co­lo­ni fiunt, li­be­ri taьen». — Cfr. Cod. Iust. Ibid. 23 (закон Юсти­ни­а­на): «Anas­ta­sia­na lex ho­mi­nes, qui per tri­gin­ta an­nos co­lo­na­ria de­ten­ti sunt con­di­tio­ne, vo­luit li­be­ros qui­dem per­ma­ne­re, non autem ha­be­re fa­cul­ta­tem de­re­lic­ta ter­ra in alia lo­ca mig­ra­re».
  • 13Cod. Iust. XI, 48, 19: «Hoc tam do­mi­no, quam ag­ri­co­lis ex­pe­dit».
  • 14Cod. Iust. XI, 48, 23: «Cum Anas­ta­sia­na lex… vo­luit li­be­ros per­ma­ne­re… San­ci­mus li­be­ros eorum nul­lo de­te­rio­re con­di­tio­ne praeg­ra­va­ri… Ca­veant do­mi­ni ali­quam in­no­va­tio­nem vel vio­len­tiam eis in­fer­re… Rec­tor pro­vin­ciae pro­vi­deat ve­te­rem con­sue­tu­di­nem in re­di­ti­bus praes­tan­dis eis ob­ser­va­re».
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]В тек­сте опе­чат­ка: «в IV-м веке». Исправ­ле­но.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262006812 1262418393 1261594326 1262419114 1262419254 1262419377