Гражданская община древнего мира.
КНИГА ПЕРВАЯ.Древние верования.
Гражданская община древнего мира
Санкт-Петербург, 1906 г.
Издание «Популярно-Научная Библиотека». Типография Б. М. Вольфа. 459 с.
Перевод с французского А. М.
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
проф. Д. Н. Кудрявского
Экземпляр книги любезно предоставлен А. В. Коптевым.
В доме всякого грека или римлянина находился алтарь, а на этом алтаре было постоянно немного пепла и горячих углей. И хозяину каждого дома вменялось в священнейшую обязанность поддерживать день и ночь этот огонь. Горе было тому дому, где он угасал! Всякий вечер угли покрывались золой, чтобы воспрепятствовать им окончательно сгореть; утром, пробудясь, первой заботой было оживить этот огонь новым топливом, подложить в него несколько веток. Огонь на алтаре переставал гореть лишь тогда, когда погибала вся семья; угасший очаг, угасшая семья — эти выражения были синонимами у древних.
Очевидно, что обычай поддерживать неугасаемый огонь на алтаре относился к какому-нибудь древнему верованию. с.21 Правила и обряды, которые соблюдались в этом отношении, показывают, что это был не пустой обычай. Не всяким деревом разрешалось поддерживать огонь; религия различала между породами деревьев те из них, которые могли быть употребляемы для названной цели, и те, употреблять которые считалось нечестием. Религия предписывала также, чтобы огонь оставался всегда чистым; в буквальном смысле это означало, что никакой грязной вещи нельзя бросать в этот огонь; а в переносном, что никакое преступное деяние не должно было совершаться перед лицом его. У римлян был в году один день —
Огонь этот являлся чем-то священным, его обоготворяли, ему воздавали истинное поклонение; ему приносили в жертву все, что могло считаться приятным богу: цветы, плоды, ароматы, вино. У него просили покровительства, его считали могущественным; к нему обращались с горячими молитвами, прося о ниспослании того, чего вечно жаждет человечество, — здоровья, богатства, счастья. До нас дошла в орфеевских гимнах одна из этих молитв; в ней говорится следующее: «Сделай нас всегда цветущими, всегда счастливыми, о огонь, о ты, который вечно прекрасен, всегда юн, ты, который питаешь, ты, богатый, прими милостиво с.22 наши приношения и дай нам за это счастье и столь приятное для человека здоровье». В огне, таким образом, видели благодетельного бога, который поддерживал жизнь человека, бога изобилия, который питал его своими дарами, бога сильного, который охранял дом и семью. В случае опасности близ него искали убежища. Когда враги овладели дворцом Приама, Гекуба увлекает старого царя к алтарю. «Твое оружие не защитит тебя, — говорит она, — но этот алтарь будет нам всем охраной».
Посмотрите, что делает, умирая, Альцеста, когда она жертвует своей жизнью для спасения мужа. Она подходит к алтарю и взывает к нему в таких выражениях: «О божество, владыко этого дома, в последний раз преклоняюсь я перед тобой, в последний раз обращаюсь к тебе с молитвами, потому что я скоро сойду туда, где живут умершие. Блюди моих детей, у которых не будет более матери; дай моему сыну нежную жену, дай моей дочери благородного супруга. Дай, чтобы они не умерли преждевременно, как я; но пусть проведут они в счастии долгую жизнь». Огонь же и обогащал семью. Плавт в одной из своих комедий изображает его соразмеряющим свои дары с тем почитанием, которое ему воздают. Греки называли его богом изобилия, богатства, κτήσιος. Отец призывал его на своих детей и просил дать им здоровья и всяких земных благ. В несчастии человек роптал на свой очаг и обращался к нему с упреками, в счастии он воздавал ему благодарность. Воин, возвратившийся с поля брани, благодарил его за избавление от опасностей. Эсхил изображает нам, как возвращается Агамемнон после Троянской войны, счастливый, покрытый славою; но не Зевса идет он возблагодарить за это, не в храм богов несет он свою радость и благодарность, он спешит принести благодарственную жертву собственному очагу, огню, горящему на алтаре его дома. Человек никогда не выходил из своего дома, не помолившись перед уходом очагу; по возвращении, раньше чем увидаться с с.23 женой, обнять детей, он должен был преклониться с молитвою перед огнем, горящим на алтаре.
Огонь очага был, следовательно, провидением семьи. Культ этот был очень прост; первое и главнейшее правило заключалось в том, что на алтаре должны были постоянно находиться горящие уголья; если угасал огонь, то вместе с ним угасал и бог. В определенные часы дня на очаг возлагались дрова и сухие травы; и бог являл тогда свое бытие в ярком пламени. Ему приносились жертвы, но важнейшей сущностью всех жертвоприношений было поддерживание и оживление священного огня, самое главное было питать и развивать существо бога. Вот почему прежде всего ему приносили в жертву дерево, затем возливали воспламеняющееся вино Греции, оливковое масло, ароматы, жир жертвенных животных. Бог принимал и пожирал эти жертвы; ублаготворенный и светозарный, вздымался он вверх на алтаре, освещая своими лучами поклоняющихся ему. В этот именно момент нужно было обращаться к нему с молитвой, и молитвенный гимн выливался из сердца человека.
Принятие пищи было делом религиозным по преимуществу. Сам бог занимал тут первое место. Ведь он пек хлеб и варил пищу, поэтому к нему нужно было обращаться с молитвой при начале и окончании еды. Раньше чем приступить к еде, на алтарь возлагали первые куски пищи, раньше чем начать пить, на алтарь возливали вино. Это была доля бога. Никто не сомневался в том, что он присутствует здесь, ест и пьет; и в самом деле, разве не было для всех видимо, как возрастало его пламя, как бы питаемое предложенной пищей? Трапеза, таким образом, разделялась между человеком и богом; это был священный обряд, при помощи которого они входили во взаимное общение. Эти древние верования исчезли из сознания людей с течением времени, но созданные ими обычаи, обряды, формы речи существовали еще очень долго, и даже неверующий человек не мог без них обойтись. Гораций, с.24 Овидий, Ювенал ужинали еще перед своим очагом и совершали возлияния и молитвы.
Культ священного огня не являлся исключительной особенностью народов Греции и Италии. Мы находим его и на Востоке. Законы Ману, в той редакции, в которой они дошли до нас, представляют нам культ Брамы уже окончательно сложившимся и клонящимся даже к упадку, но тем не менее они сохранили следы и остатки другой более древней религии, религии очага, которую культ Брамы низвел на вторую степень, но уничтожить все-таки не мог. У брамина свой очаг, и он должен день и ночь поддерживать на нем неугасимый огонь. Всякое утро и всякий вечер он дает ему в пищу дерево; но, как и у греков, для этого могли употребляться только известные определенные сорта дерева, указанные религией. Подобно тому как греки и италийцы приносили в жертву огню вино, точно так же и индус возливает перебродивший напиток, называемый сома. Принятие пищи и здесь опять-таки является священнодействием, и обряды его тщательно описаны в законах Ману. К огню обращались с молитвами, как и в Греции; ему предлагали начатки всякой пищи: рис, масло, мед. Сказано: «брамин не должен вкушать рису от новой жатвы, пока не принесет сперва часть его в жертву очагу. Потому что священный огонь алчет зерна; если же очагу не воздадут почитания, то он погубит жизнь нерадивого брамина». Индусы, подобно грекам и римлянам, представляли себе, что боги алчут не только почестей и уважения, но также и пищи и пития. Человек считал себя обязанным утолять их голод и жажду, если хотел избежать их гнева.
У индусов божество огня называется часто Agni, Агни. Риг-Веды содержит большое количество посвященных ему гимнов. В одном из них говорится: «О, Агни, ты жизнь, ты покровитель человека… За наши хваленья дай умоляющему тебя отцу семьи славу и богатство… Агни, ты мудрый защитник и отец: тебе обязаны мы жизнью, мы — твоя с.25 семья». Таким образом, огонь очага у индусов, как и в Греции, есть сила охраняющая, оберегающая. У него испрашивает человек изобилия: «сделай землю всегда щедрой для нас». У него просят здоровья: «Дай мне долго наслаждаться светом и пусть я приближусь к старости, как солнце к своему закату». У него же просит он и мудрости: «О, Агни, ты поставляешь на истинный путь человека, уклонившегося на пути неправые… Если мы совершим грех, если мы удалимся от тебя, прости нас». Этот огонь очага был, как и в Греции, обязательно чистым; брамину было строго запрещено бросать в него что-либо грязное и даже греть на нем ноги. Как и в Греции, виновный человек не смел подходить к своему очагу, раньше чем не очистится от вины.
Важным доказательством древности этих верований и обрядов является тот факт, что они встречаются одновременно у народов, живших по берегам Средиземного моря, и у племен полуострова Индостана. Без сомнения, ни греки не заимствовали этой религии у индусов, ни индусы у греков. Но греки, италийцы и индусы принадлежали к одной и той же расе, их предки в весьма отдаленную эпоху жили вместе в центральной Азии. Там среди них зародились прежде всего эти верования и возникли относящиеся к ним обряды. Религия священного огня коренится в эпохе весьма отдаленной и покрытой мраком, когда еще не существовало ни греков, ни италийцев, ни индусов, когда были только арийцы. Когда же племена отделились друг от друга, они унесли с собою и этот культ, одни на берега Ганга, другие на берега Средиземного моря. Племена, разделившись, не имели более сношений друг с другом, и с течением времени одни стали обожать Браму, другие Зевса, третьи Януса; каждая группа создала себе собственных богов, но все они сохранили, как древнее наследие, первобытную религию, которая некогда зародилась среди них и которую они исповедывали в общей колыбели их расы.
Если бы существование этого культа у всех с.26 индоевропейских народов не являлось достаточным доказательством его глубокой древности, то можно найти этому еще и другие доказательства в религиозных обрядах греков и римлян. При всех жертвоприношениях, даже тех, которые совершались в честь Зевса или Афины, к очагу обращались с первым молитвенным воззванием. Всякое моление какому бы то ни было богу должно было начинаться и оканчиваться молитвой к очагу. В Олимпии первое жертвоприношение от всей Греции совершалось очагу, второе Зевсу, подобно тому, как в Риме прежде всего воздавалось поклонение Весте, которая была не что иное как очаг; Овидий говорит об этом божестве, что оно занимает первое место в религиозных обрядах людей. Точно так же и в гимнах Риг-Вед мы читаем: «Раньше всех других богов мы должны призывать Агни. Его достохвальное имя мы произнесем раньше имен всех прочих бессмертных. О Агни, какому бы богу мы ни воздавали почитание принесением жертвы, всесожжение всегда относится к тебе». Таким образом, достоверно известно, что в Риме во времена Овидия и в Индии во времена браминов огонь очага находился еще впереди всех прочих богов; хотя Юпитер и Брама приобрели гораздо большее значение в религии, но память людей продолжала хранить сознание, что огонь очага на много предшествовал этим богам. Он занимал в течение многих веков первое место в культе, и новые, хотя и более значительные, боги не, могли его вытеснить с этого места.
Символы этой религии видоизменялись с веками. Когда у народов Греции и Италии вошло в привычку представлять себе богов как личности, придавать им человеческий образ и давать всякому из них собственное имя, тогда и древний культ очага подпал под влияние того общего закона, которому человеческий разум в те времена подчинял всякую религию. Алтарь священного огня получил свое воплощение и его назвали ἑϲτια, Vesta (Веста): имя было одно и то же на греческом и «латинском языках, и слово это означало в с.27 сущности не что иное, как название алтаря на первобытном общем языке. Путем довольно обычным из имени нарицательного сделали имя собственное. Мало-помалу сложилась и легенда; самое божество стали представлять себе в виде женщины, потому что слово, означающее алтарь, было женского рода. Дошли, наконец, и до изображения богини в виде статуи; но тем не менее никогда не мог изгладиться след первобытного верования, по которому это божество было просто огнем, горевшим на алтаре; сам Овидий принужден, сознаться, что Веста не что иное, как «живое пламя».
Если мы сопоставим культ священного огня с культом умерших, о котором мы только что говорили, то между обоими обнаружится тесная связь.
Заметим прежде всего, что огонь, поддерживаемый на алтаре, не был в представлении людей вещественным по своей природе. В нем видели не чисто физическую стихию, которая греет или сжигает, видоизменяет тела, плавит металлы и делается могущественным орудием человеческого производства. Огонь алтаря был по природе нечто совершенно другое. Это огонь чистый, он мог быть получен только при помощи известных обрядов, и поддерживать его разрешалось только определенными сортами дерева. Это огонь целомудренный; совокупление полов должно быть удалено от него. У него просят не только богатства и здоровья, у него испрашивается также чистота сердца, умеренность, мудрость. «Сделай нас богатыми и цветущими, — говорится в одном из орфеевских гимнов, — сделай нас также мудрыми и целомудренными». Огонь очага есть, следовательно, нечто вроде нравственного существа. Правда, он светит, согревает и варит священную пищу, но в то же время у него есть мысль, сознание; он создает обязанности и блюдет за их исполнением. Его можно было бы назвать человеком, потому что у него, как у человека, двойственная природа: физически — он светит, движется, живет, приносит изобилие, готовит кушанья, питает тело; нравственно — он чувствует и любит, он дает человеку нравственную чистоту, он с.28 управляет добром и красотой, питает душу. Можно сказать, что он поддерживает человеческую жизнь в двойном ряду своих проявлений. Он является одновременно источником богатства, здоровья и добродетели. Это поистине бог человеческой природы. Позже, когда этот культ был отодвинут на второй план Брамой и Зевсом, огонь очага остался тем, что было для человека наиболее доступным, понятным в божественном: он стал посредником между человеком и богами физической природы; на него была возложена обязанность возносить к небесам молитвы и жертвы людей и приносить им свыше божеские милости. Еще позднее, когда из мифа о священном огне создалась великая Веста, Веста стала богиней-девственницей; она не являла собою в мире ни плодородия, ни могущества; она была порядком, но не строгим, отвлеченным порядком, математическим законом, не повелительной и роковою ἀνάγκη (необходимость), которую человечество подметило с ранних пор среди явлений природы. Веста представляла порядок нравственный. Ее представляли себе чем-то вроде мировой души, которая приводит в гармонию движения различных миров, подобно тому, как человеческая душа управляет нашими органами.
Здесь сквозит, таким образом, мысль первобытных поколений. Основа этого культа лежит вне физической природы и находится в том таинственном мире, который составляет человека.
Сказанное приводит нас к культу мертвых. Оба культа одинаково древни и оба были столь тесно связаны, что вера первобытных народов сделала из них одну религию. Очаг, демоны, герои, боги, Лары — все это было перемешано. Из двух отрывков Плавта и Колумелы видно, что в повседневной речи говорили безразлично — очаг или домашний Лар, из отрывка же Цицерона видно, что не было различия ни между очагом и Пенатами, ни между Пенатами и богами Ларами. У Сервия мы читаем: «Под очагом древние разумели богов Ларов; иначе разве мог бы Вергилий ставить безразлично то очаг вместо Пенатов, то Пенатов с.29 вместо очага». В одном знаменитом месте «Энеиды» Гектор говорит Энею, что он передаст ему троянских Пенатов и передаст ему огонь очага. В другом месте Эней, призывая тех же самых богов, называет их одновременно Пенатами, Ларами и Вестой.
А мы уже видели, что те, кого древние звали Ларами и Героями, были не что иное, как души умерших, которым человек приписывал сверхчеловеческое могущество и божественность. Воспоминание о каком-либо из этих священных мертвецов было всегда связано с очагом. Поклоняясь одному, нельзя было забыть другого. Оба они были соединены в почитании людей и в их молитвах. Потомки, говоря об очаге, охотно упоминали при этом имя предка: «Покинь это место, — говорит Орест Елене, — и подойди выслушать мои слова к древнему очагу Пелопса»! Также и Эней, говоря об очаге, который он перевозил с собою через моря, называет его именем Лара Ассарака, как бы видя в этом очаге душу своего предка.
Грамматик Сервий, обладавший весьма большими знаниями по части греческих и римских древностей (в его время они изучались гораздо больше, чем во времена Цицерона), говорит, что в глубокой древности существовал обычай погребать умерших в домах, и затем добавляет: «Вследствие этого обычая в домах именно и воздавалось поклонение Ларам и Пенатам». Эта фраза ясно восстановляет древнее соотношение между культом мертвых и очагом. Можно, следовательно, думать, что домашний очаг был вначале лишь символом культа мертвых, что под камнем этого очага покоился какой-либо предок, и огонь возжен был в его честь: огонь этот как будто поддерживал его жизнь или представлял собою его вечно бодрствующую душу.
Это не более как догадка, и у нас нет достаточных данных для ее подтверждения. Одно лишь достоверно — это что древние племена той расы, из которой вышли греки и римляне, исповедывали культ мертвых и очага, древнюю с.30 религию, взявшую своих богов не из физической природы, но изнутри самого человека, предметом поклонения которой было существо невидимое, находящееся в нас, сила духовная и разумная, которая оживляет наше тело и управляет им.
Не всегда одинаково сильна была могущественная власть этой религии над человеческой душой; она ослабевает мало-помалу, но не исчезает совершенно. Современница первых веков арийской расы, она укоренилась так глубоко и сильно в ее недрах, что блестящая религия греческого Олимпа была не в силах искоренить ее, и для этого должно было явиться христианство.
Мы скоро увидим, какое могущественное влияние оказала эта религия на домашние и общественные учреждения древних. Она возникла и установилась в ту отдаленную эпоху, когда индоевропейская раса вырабатывала свои учреждения, и она определила путь, по которому затем пошли народы.