«Республиканская монархия»:
метаморфозы идеологии и политики императора Августа
Москва—Калуга, 1994 г. Изд-во КГПУ, 1994 г. 442 с.
с.169
«Возвращение республики»; его социально-психологические предпосылки, исторические корни и теоретические истоки
с.170
Почти год провел Октавиан на Востоке после гибели Антония. Приводились в порядок дела в провинциях. Необходимо было расположить к себе те влиятельные круги, которые недавно поддерживали соперника. Но и среди нелегких забот как было не заметить роскошных дворцов древних и сравнительно недавних правителей, как не обратить внимания на красоту и богатство эллинистических городов? Как уберечься от разлитого, казалось бы, в самом воздухе фимиама лести и религиозного обожания нового властелина Востока? Чудеса Египта и Азии, воспоминания об Александре и сомнительные идеи греческих учителей мудрости были подобны голосам сирен. Однако горький опыт предшественников заставлял Октавиана взвешивать свои чувства на весах рассудка. Трагические судьбы Красса и Помпея, роковые иды марта и свежие воспоминания об Антонии действовали отрезвляюще.
Окончательным возвращением к миру реальностей стало для Октавиана прибытие в Италию летом 29 года до н. э. Здесь в конечном счете решались судьбы всех вождей республики, и цена каждой ошибки могла оказаться слишком велика, чтобы поддаваться велениям страстей и сиюминутным желаниям. Рим, затаившись, присматривался к победителю. Эту особую атмосферу настороженности еще раньше почувствовал и понял Меценат, который все время оставался в Городе не только как «министр внутренних дел», но и в качестве главного эксперта Октавиана по изучению и формированию общественного мнения1.
Италия, как и вся империя, жаждала мира. Все устали от постоянного ощущения опасности и неуверенности в завтрашнем дне. Души людей были потрясены и опустошены увиденными и перенесенными жестокостями. На их глазах рушилось и попиралось самое с.171 святое: здание империи, основы республики, семейные устои. Вооруженный легионер приходил на форум и в курию, диктуя свою волю суверенному Народу и Сенату; узурпатор раздаривал римские владения чужеземным царям; раб, а еще чаще сын, движимые алчностью и ненавистью, выдавали власть имущим своего хозяина и отца. Ураган сокрушительной силы уничтожал, сметал со своего пути все, что хоть немного возвышалось над элементарными не то что человеческими — животными потребностями и устремлениями: сохранить свое или захватить чужое, просто — выжить.
Но опустошительный смерч послужил и великим очищением, а уцелевшие смогли по-новому оценить то, что еще осталось. В пылу и ожесточении вожди «партий» и их приверженцы не замечали, как в кровавой сече гибнет все, за что велась борьба. Для большинства уцелевших убийственным оказалось само прозрение. Они не сочли необходимым последовать примеру покончившего с собой Катона Утического. Но сдача на милость победителю была сопряжена для них с отказом от общественных интересов и уходом в частную жизнь. Не осталось ни вождей, ни «партий», ни самой «республики». Вдруг открылось, что «общее достояние» — фраза, которой прикрывали свои корыстные интересы власть имущие, «свобода» обернулась анархией, едва не погубившей веками возводившееся здание империи. В сознании людей, некогда веривших в призывы ловких демагогов и политиканов, оставалась лишь неясная тоска по «древней», «истинной» республике. Эти смутные грезы, трансформировавшиеся в ожидание «золотого века», брезжили в сознании народа робкими проблесками надежды; но они лишь обостряли чувство неуверенности в настоящем. Людьми овладевал то ужас при воспоминаниях о пережитом, то страх перед угрозой рецидивов; господствовали усталость, безразличие, пессимизм2.
с.172 И все же это была не та духовная пустота, при которой воля людей полностью парализована и с ними можно делать все, что угодно. Сознание народа, господствовавшего над всем миром, невозможно было изменить в течение жизни одного поколения. Римская гражданская корпорация не утратила своего самосознания, она упорно держалась за привилегии, самовоспроизводя себя со всеми своими жизненными ценностями и установками. Этой живучести и жизнестойкости, упорства и духа корпоративности недооценивали ни Юлий Цезарь, ни Антоний. Мощный патриотический подъем Италии, вставшей во всей мощи своих жизненных сил против возникшего призрака восточной угрозы, показал, что именно здесь все еще находится военно-политический центр Средиземноморья.
События 44—
По возвращении в Италию был пышно отпразднован «тройной» триумф: в честь побед в Иллирии, при Акции и в Египте4. Ореол с.173 победоносного полководца, пользующегося особым расположением богов и даже оказывающегося на время триумфа воплощением Юпитера, требовался любому римскому «вождю». Но не менее важно было, в противоположность Антонию (додумавшемуся до проведения триумфа в Александрии), подчеркнуть приверженность римским традициям. Впрочем, имя Антония даже не упоминалось. Октавиан представлялся не как вождь одной из «партий», боровшейся против другой, а в качестве спасителя «республики» от иноземной угрозы, восстановителя мира, общественного спокойствия и римского величия. Были потрачены огромные суммы на устройство празднеств, зрелищ, на щедрые раздачи плебсу. Большое внимание уделялось восстановлению старых и строительству новых храмов. Прощались долги по налогообложениям и сжигались соответствующие документы, были отменены распоряжения времени триумвирата и гражданских войн, при этом прежде всего имелись в виду проскрипции5.
На всем понятном языке политической терминологии и символики того времени, а указанные мероприятия не в последнюю очередь преследовали пропагандистские цели, это означало, что период смут закончился, и о нем следует как можно скорей забыть (как и об участии самого Октавиана в проскрипциях, о перузинской резне и прочих компрометирующих его событиях того времени). Наступала новая эпоха мира и процветания, возвращались исконные, т. е. «республиканские», порядки. Начало эпохи мира символизировала с.174 торжественная церемония закрытия храма Януса6. Произведено значительное сокращение армии (с 60 до 28 легионов). Воины были щедро вознаграждены; ветераны, по возможности без ущерба для землевладельцев, наделены землей. Так вполне практические и даже частные мероприятия прокладывали пути к намечавшемуся всестороннему политическому урегулированию.
Линия на умеренность и «республиканизм» отчетливо прослеживалась в конституционной сфере. Будучи хозяином положения, Октавиан демонстративно избегал каких-либо чрезвычайных полномочий вроде диктатуры. С 29 года до н. э. он регулярно избирался консулом, однако обязательно с коллегой (в 29 и 28 гг. — с Агриппой). Сограждане наверняка отметили, что консулы в соответствии с древними обычаями (и в противоположность порядкам «смутных» лет) пребывают в столице, со всей ответственностью исполняя свои обязанности. Октавиан решительно отказался от должности цензора, которая ставила бы его над сенатом7, не уклоняясь однако от проведения ценза вместе со своим коллегой в качестве консулов8. В дополнение к трибунской власти и неприкосновенности, с.175 которыми он обладал с 36 г., Октавиан получил еще право «трибунской помощи» (auxilium), а также разбора и решения дел по апелляции. Все это выглядело весьма скромным в сравнении с тем, чем обладали, скажем, Сулла, Помпей или Цезарь. И вряд ли многие обратили внимание на мелочь: не будучи членом коллегии трибунов, Октавиан не зависел от вето своих коллег, его власть не была ограничена ни сроком, ни границами померия. В сущности, это придавало трибунской власти новое содержание, но внешне, при соответствующей подаче, Октавиан представал выразителем интересов и заступником народа9.
Действуя так же осторожно, но и последовательно в других областях, Октавиан утверждал свое особое место первого гражданина, но не диктатора или царя. Не желая нарушать древние установления, он оставил Лепида в должности великого понтифика, хотя фактически взял руководство религиозной жизнью Рима под свой неусыпный контроль. Октавиан занимался пополнением жреческих коллегий, лично участвовал в различных религиозных церемониях и т. д.
Традиционалистская политика Октавиана начала приносить определенные плоды, общественное мнение все более склонялось в его пользу. Сенат постановил, что в честь Октавиана следует совершать возлияния на всех пирах, а жрецы и народ должны возносить молитвы за спасителя государства. Его имя было включено в литанию салиев. В 29 г. сенат и народ посвятили Октавиану монумент на форуме с надписью Re publica conservata — «Сохраненная республика». Консул этого года Валерий Потит назначил общественное жертвоприношение и клятву в его честь. Были отчеканены монеты с легендой libertatis populi Romani vindex «Спаситель свободы Римского народа» (Ehrenberg & Jones. 17—
План «урегулирования» окончательно сложился в 28 году. Будучи с.176 консулом, Октавиан разделял со своим коллегой Агриппой использование фасциев10. В ходе пересмотра списка сенаторов во главе его было поставлено имя Октавиана, т. е. он стал принцепсом сената (Dio LIII. I). Были аннулированы все чрезвычайные постановления времени гражданских войн. Эти мероприятия прямо указывали на намерения отказаться от триумвирских полномочий, срок которых формально истек в 32 году, но фактически Октавиан все еще продолжал ими пользоваться11.
с.177
Важнейший шаг был сделан при вступлении в седьмое консульство. 13 января Октавиан произнес в сенате речь, в которой отказался от верховной власти, ссылаясь на налагаемые ею тяготы и одновременно подчеркивая свои заслуги как «спасителя республики».
Хотя выспренные выражения и анахронизмы позволяют усомниться в аутентичности приводимой Дионом Кассием речи, следует видимо, принять достоверность как факта отказа от чрезвычайных (триумвирских) полномочий, так и смятения сенаторов, вызванного самыми различными мотивами. В конце концов криками и просьбами, подкрепленными доводами о государственной необходимости, Октавиан был «принужден» установить монархию, что, согласно Диону Кассию, полностью соответствовало его замыслу. В своих «Деяниях», однако, Август преподносит этот акт как восстановление республики, подчеркивая, что с указанного момента он превосходил остальных магистратов лишь своей auctoritas, будучи равным им в отношении potestas12.
Процедура «отказа»13, как и весь комплекс проведенных в связи с изложенными событиями мероприятий, позволяет обратить внимание на последовательность Октавиана в соблюдении «республиканской» идеологии первого «урегулирования». Ее сердцевиной с.178 было «восстановление республики». Свою власть Октавиан получал от сената и народа. Комициям было возвращено право избирать магистратов14. Оживилась, наряду с восстановлением сенатской auctoritas, и законодательная деятельность комиций. Сенату были возвращены провинции, которыми он распоряжался до установления триумвирата15.
За все заслуги перед «республикой» Октавиану было преподнесено имя «Август» и другие почести. По предложению консуляра Л. Мунация Планка двери дома Августа были украшены лавровым венком и дубовыми ветками, а в здании курии был установлен золотой с.179 щит, запечатлевший «добродетели» спасителя отечества16.
Было ли в мероприятиях по урегулированию что-либо противоречившее «республиканско»-реставрационной идеологии? Почести, предоставленные Октавиану, в основном были известны и желанны для самых выдающихся полководцев Римской республики по крайней мере с III в. до н. э. Несколько двусмысленно звучало почетное имя Август (Augustus — возвеличенный, избранный богами, божественный), присвоенное также месяцу секстилию17. Но если отвлечься от закрепившегося за ним в последующие века монархического смысла, здесь не было ничего принципиально нового в сравнении с некоторыми известными республиканскими прецедентами. Достаточно вспомнить почетные прозвища Суллы — Феликс («Счастливый», «Удачливый»), Помпея — Магнус («Великий»)18. В то же время слово «Август», как, впрочем, и другие указанные прозвища, содержало элемент религиозный и даже мистический, порождая подчас слишком смелые ассоциации. Оно говорило не только об особом расположении богов — в древности это рассматривалось как совершенно необходимая предпосылка для столь выдающихся успехов.
Эпитет «Август» вызывал воспоминание о полулегендарном Ромуле, который основал Город по предначертанию богов (augusto augurio)19, а затем, посмертно, был принят в их сонм. Октавиан признавался таким образом как бы вторым основателем Рима. Неслучайно сохранилась традиция, согласно которой ему предлагалось имя «Ромул». Но Октавиан от него отказался, несомненно руководствуясь бережным отношением к «республиканской» идеологии с.180 создаваемого режима. Он избегал любых намеков на царскую власть и «тиранию»20. Впрочем, в дальнейшем все это не мешало представить дело так, что имя «Август» более почетно, чем даже «Ромул»21. Следует подчеркнуть, что при возникновении принципата «Август» было именно почетным именем, эпитетом, не имея значения титула и не будучи официальным обозначением особого места в государстве, как это оказалось при последующих правителях.
Единственное обращение, которое допускал по отношению к себе в Риме Август, было «принцепс». Однако это тоже не был официальный титул, а слово, обозначавшее особые заслуги, нравственные качества и выдающийся «авторитет». Этот термин применялся по отношению к «первенствующим» людям Рима всегда, и во времена «золотого века» республики, и в период гражданских войн22. Для римского нобилитета такой человек был «первым среди с.181 равных», и такое обозначение вполне вписывалось в контекст «республиканской» идеологии.
Не была ли эта удивительная в своем «республиканизме» последовательность, если учесть несомненно монархические тенденции и итоги эволюции принципата, результатом методичного воплощения некоего чудовищного в своей изощренности и зловещей расчетливости плана? Именно к такой версии склоняются все критики и обличители Августа. Положительный ответ на этот вопрос предполагает наличие соответствующей теоретической базы, детальной разработки и планирования мероприятий на многие годы вперед и полнейшего цинизма самого дирижера и исполнителей. Априори (и весь известный нам исторический опыт не оставляет здесь сомнения) такое не под силу сынам человеческим. Полностью противоречит данной версии амплитуда колебаний Октавиана в период гражданских войн. И все же этот аспект проблемы требует специального рассмотрения.
В развернутом виде концепция запланированного и обдуманного установления монархии Августом представлена у Диона Кассия. В LII книге «Римской истории» подробно излагается якобы имевшая место в 29 году дискуссия о дальнейшей судьбе государства. Толчок к обсуждению был дан самим Октавианом, который «вознамерился сложить свои полномочия и передать власть сенату и народу» (Dio LII. I. I). В программных речах Агриппы и Мецената представлены два плана, диаметрально противоположных не только по содержанию, но даже по тону и характеру аргументации.
Относительно краткая речь Агриппы (LII. 2—
Рассуждения Мецената в пользу установления монархии (LII. 14—
Может ли изложенная Дионом Кассием дискуссия надежно свидетельствовать о сути возникшей перед Октавианом и римским обществом альтернативы и путях разрешения проблемы? Многое вызывает здесь сомнения. Мы уже отметили несуразности, проявившиеся в речи Агриппы, который к тому же, и это было в свое время хорошо известно, отнюдь не был демократом и тем более не философом. Даже в тех случаях, где Дион явно мог бы более компетентно изложить аргументацию Агриппы, он не делает этого, допуская очевидные противоречия. Так, если в самом начале LII книги Дион обнаруживает знание Полибиевой характеристики Римской республики как «смешанной» формы24, то затем, как уже отмечалось, отождествляет ее с греческой демократией. Подобные факты привели одного из современных исследователей к вполне убедительному заключению, что мысли, вложенные Дионом в уста Агриппы, «не с.183 представляют собой реалистической альтернативы императорскому правлению, а служат для демонстрации старомодности и непрактичности демократических идей, как в контексте мировой империи I в. до н. э., так и в III в. н. э.25. С другой стороны, сила аргументации Мецената в большей мере основана на собственном опыте Диона, сенатора и крупного администратора Империи начала III в. н. э., чем на реалиях времени Августа26. Возникает впечатление, что в рассматриваемом пассаже ситуация подверглась двойному искажению: не только вследствие непонимания автором уникальной с.184 ситуации, сложившейся накануне и в начале Августова принципата, но отчасти и в результате сознательной фальсификации историка, стремящегося развенчать демократическую альтернативу монархии27.
Все же некомпетентность и даже явная тенденциозность Диона не означают, что изображенная им альтернатива монархии не отразила исторической реальности. В основу искаженной и модернизированной картины установления принципата должны были лечь какие-то хорошо известные факты. И если источник монархической концепции «Мецената» очевиден — политическая реальность Империи и мышление самого Диона Кассия28, то «республиканский» элемент, представленный «Агриппой», свидетельствует о добросовестности историка. Он не сумел адекватно интерпретировать сохранившуюся традицию, но и не счел возможным ее проигнорировать. Безжизненная, бледная тень «республиканизма» безусловно должна была иметь источник в реальных идеологических контрверзах описываемой эпохи — в противном случае, зачем было совершенно чуждому этим проблемам убежденному монархисту Диону Кассию придумывать их? Речь идет не о деталях, хотя вряд ли, например, имеет смысл отрицать сам факт беседы (и, видимо, не единственной) правителя со своими ближайшими сподвижниками и постоянными советниками29 с.185 на актуальнейшую политическую тему. В версии о «демократизме» Агриппы могли отразиться некоторые его «демагогические» мероприятия в области строительной политики и устройство увеселений для римского плебса30. Но главное и несомненное — в ином. Дион, будучи прагматиком и реалистом, не мог не оценивать сущность принципата иначе, как учитывая перспективы его развития в самую настоящую монархию. И с позиций исторической ретроспекции именно Август представлялся ее основателем. Однако «реализм» и здравый смысл политика сослужили плохую службу Диону Кассию как историку общественной мысли, и он, не отдавая себе в этом отчета, перенес свое понимание сути дела на сознание Августа и менталитет его эпохи.
В образовавшемся таким образом вымышленном мире любые «республиканско-демократические» формулировки оказывались лишь лозунгами и тактическими приемами расчетливого двуличного политика, который использовал «программу Агриппы» в целях камуфляжа своих монархических устремлений. Изобретателем такой версии был не Дион Кассий. Суть ее, как и истоки непонимания идеологии Августова «урегулирования», восходят к гораздо более ранней эпохе. Во всяком случае, уже у Тацита концепция «двуличия» Августа, как и всей системы принципата, получила вполне законченное выражение. Ко времени Диона Кассия еще многое, представлявшееся вполне очевидным Тациту и его современникам, оказалось тайной за семью печатями. Но время и разрушает печати тайн.
Непосредственные мотивы многих мероприятий Октавиана-Августа могут быть поняты лишь в контексте конкретных событий и сиюминутных нужд государства, которые накладывались на определенные установки, обусловливая его реакции, решения и поступки. Что касается идейного фона, который соответствовал общественным настроениям и направлял ход мыслей принцепса, то для его реконструкции с.186 следует обратиться скорее не к Тациту или Диону Кассию, хотя они, казалось бы, обладали преимуществом «беспристрастности» и исторической перспективы. Здесь вновь незаменимым оказывается временный союзник Октавиана — Цицерон, который уже помог нам раскрыть смысл некоторых идейных коллизий последних десятилетий Республики. Хотя знаменитый оратор и не дожил до установления принципата, в поисках выхода из кризиса и путей сохранения «республики» ему удалось сформулировать некоторые идеи, содержание которых общественному сознанию предстояло освоить (а затем отчасти и преодолеть) в следующем, Августовом поколении31.
В предыдущей главе было показано, как в поисках путей спасения «республики» Цицерон на какой-то момент обратился к Юлию Цезарю. Подобный ход мыслей, основным моментом которого была решающая роль некоей выдающейся по своим авторитету и моральным качествам личности, был чрезвычайно характерен для Цицерона. Гораздо раньше эта идея воплотилась в образе Сципиона Эмилиана, который выведен главным персонажем в диалоге «О государстве» (54—
с.187 Многие исследователи, основываясь на сочинениях Цицерона, рассматривали его как идейного предтечу принципата и даже апологета монархии. По мнению
В то же время «монархизация» Цицерона настолько не вяжется с его поведением в известных политических ситуациях, что вызывает естественную реакцию и убедительную критику. Так, Р. Гейнце показал, что идеалом Цицерона была аристократическая республика, его principes — это выдающиеся сенатские деятели, и соответственно, auctoritas — понятие, характерное для сенатской идеологии38. Иначе подошел к проблеме В. Шур, который обратился к идейной эволюции Цицерона: первоначально твердо стоявший на республиканских позициях, он вынужден был пойти на уступки «монархической действительности», и со временем слово princeps с.188 стало наполняться монархическим содержанием. Шур сделал вывод, что Цицерон подготовил почву для монархической трактовки идеи принципата и даже назвал Августа «непосредственным учеником Цицерона»38.
Критически рассматривая взгляды названных исследователей и анализируя сочинения Цицерона,
В приведенных рассуждениях и выводах содержится противопоставление, не вполне адекватно отражающее взгляды Цицерона. Признавая объективную роль Цицерона в идеологической подготовке принципата, Утченко неоднократно подчеркивал, что тот не был «сознательным апологетом новой формы правления»44. Действительно, невозможно было стать «апологетом» несуществующего строя. И Утченко был совершенно прав, сомневаясь в правомерности самой постановки вопроса о моральной ответственности оратора за пороки режима, возникшего после его гибели. Но с другой стороны, нет необходимости «идеализировать» Цицерона, изображая его последовательным «республиканцем», что также не соответствует действительности.
Мы так подробно остановились на трактовке
Вообще, отрицательные суждения Цицерона в трактате «О государстве» связаны не с царской властью как таковой, а с ее вырождением и превращением в «тиранию». Различению и противопоставлению «царя» и «тирана» посвящены пассажи I. 50; 65; II. 47—
с.192 В данном контексте необходимо отметить еще некоторые нюансы известной Цицероновой концепции moderator и rector rei publicae. Согласно Цицерону, выдающиеся деятели римской истории, выступавшие в указанной роли, выполняли функцию «примирителя», «устроителя» в критические, поворотные моменты внешней опасности или внутренних неурядиц, а также — «основателя» важнейших государственных институтов. Их целью было благо «республики», а не удовлетворение личных, корыстных интересов. Поэтому по мере выполнения своей исторической миссии rector, moderator rei publicae добровольно ограничивали или полностью слагали свои полномочия, разделяя ответственность с другими «лучшими» людьми. В соответствии с такой традиционной точкой зрения, получившей классическое выражение у Цицерона, и первые римские цари были такого же рода «устроителями», а царская власть в своем неизвращенном виде оказывалась элементом все той же «республики», служившим ее благу. «Республике» противостояла не царская власть, а «тирания» — ее извращенная форма, проявившаяся, в частности, в правление Тарквиния Суперба.
Важнейшие черты «республиканского» политического деятеля обозначены уже в ранних речах Цицерона, в частности, в выступлении по делу Секста Росция Америйского. Речь датируется 80 г., т. е. временем диктатуры Суллы51. Резко отозвавшись о жестокостях проскрипций, Цицерон тем не менее представляет Суллу защитником нобилитета и борцом за дело «республики»52. Тон речи, в которой обличаются пороки единоличного бесконтрольного правления, проявляющиеся в злоупотреблениях прихлебателей диктатора, с.193 остается лояльным по отношению к самому Сулле53. Представляется, что оценки Цицерона вызваны не только тактическими соображениями54, хотя не принимать их во внимание, конечно же, нельзя, но и принципиальными установками. Помимо просенаторской политики диктатора в целом, это были ожидания, связанные с некоторыми конкретными мероприятиями. Организовав, вскоре после получения диктаторских полномочий (ноябрь 82г.), выборы консулов и проведя ряд соответствующих законов, он «возвратил» полномочия сенату и авторитет знати (Cic. Rosс. Am. 139), тем самым ясно обнаруживая свои мысли и дальнейшие намерения. В сер. 81г. были закрыты проскрипционные списки. Дальнейшее, по Цицерону, уже зависело от самой знати: «Если те, кому они (полномочия и авторитет) возвращены, хотят их сохранить, они смогут получить их навсегда» (ibid.). Разумеется, Цицерон выдает желаемое за действительное, когда утверждает, что можно говорить все, что «справедливо и по закону» (ibid. 138), — этому противоречит вводная часть той же речи. Однако здесь не просто лесть в адрес диктатора. Сам факт и направленность выступления Цицерона явились очевидным подтверждением его мысли: несомненно, и сам оратор, и те, кто стоял за ним, считали момент благоприятным, хотя и не вполне безопасным для Секста Росция и его заступников. Не приходится сомневаться, что процесс явился смелой политической акцией, направленной против приспешников Суллы, злоупотреблявших, по Цицерону, его исключительным положением и доверием.
Дальнейшие события, по крайней мере если взять внешнюю канву, развивались по сценарию, который вполне соответствовал планам и намерениям патронов Секста Росция (и самого Цицерона): сенат формально был поставлен во главе государства, восстановлены магистратуры, ограничены демократические институты. А вскоре после вступления в должность консулов 79 года Сулла сложил с себя диктаторские полномочия и стал частным лицом. Это произошло после того, как он выполнил миссию, для которой собственно и была ему предоставлена диктатура по закону Валерия с.194 — dictator perpetuus legibus scribundis et rei publicae constituendae. С этим «республиканским» жестом, как и с просенатским характером мероприятий Суллы, и были связаны симпатии Цицерона. Вплоть до последних месяцев своей жизни непримиримый враг «тирании», резко отрицательно отзываясь о жестокостях Суллы, о преследовании при нем в корыстных интересах богатых людей, сохранял в своей оценке место для уважительного слова об указанной стороне его деятельности55.
Цицеронова концепция rector rei publicae не была чистой утопией. Ее практическое воплощение легко усматривалось не только в примерах «древних» героев республики и в деятельности самого автора56. Даже Цезарь, всего одиннадцать дней пробыв в должности диктатора, сложил с себя чрезвычайные полномочия. Правда, после того, как был избран консулом на следующий год (осень 49 г.). Реальность теоретических построений Цицерона подтверждал и пример Помпея, самого прославленного полководца, человека дела, которого ни в малейшей степени нельзя заподозрить в склонности к отвлеченному теоретизированию57.
В самом деле, в разгар гражданских смут, когда судьба республики уже не раз решалась мечами не только на полях сражений, но и на форуме, Помпей Великий не только не воспользовался находившимися в его полном распоряжении войсками, но и добровольно дважды (в 70 и 62 гг.) распускал их. Его абсолютное законопослушание было наглядным примером следования «нравам предков». с.195 Такое поведение Помпея вызывало удивление и противоречивые оценки как в древности, так и в новое время58. Т. Моммзен (преклонявшийся перед гениальностью Юлия Цезаря) мог объяснить его только бесхарактерностью, отсутствием мужества и «царственной смелости» у Помпея59. Более историчным представляется толкование Эд. Мейера, который считал «принципат Помпея» прообразом Августова, противопоставляя их «абсолютной монархии Цезаря»; именно Помпея имел в виду Цицерон, когда в De rep. II. 51 писал о «quasi tutor et procurator rei publicae» и «rector et gubernator civitatis»60.
Думается, не следует сужать значение трактата «De re publica», как и концепции в целом, сведением их к идеологическому обоснованию положения Помпея в 54—
Убедительную трактовку личности Помпея дал
Характеристика, данная
Адекватное понимание «республиканизма» на различных этапах его эволюции возможно лишь при отказе от современных штампов. Цицерон не был апологетом принципата или монархии как таковой, но не являлся и противником царской власти в ее конкретно-исторической (как он себе ее представлял) «древней» форме. Он видел необходимость выдающейся личности, которая погасила бы с.198 пожар гражданских смут, восстановила согласие сословий и тем самым — возродила сенатскую «республику». Ясно, что это ни монархизм, ни республиканизм в нашем понимании этих слов.
Концепция Цицерона была не просто органично римской — это было философски и риторически обоснованное выражение интересов и представлений умеренно консервативных кругов правящего класса66. Выдающийся мастер слова сумел аккумулировать и убедительно выразить полумифический «староримский» идеал государственного деятеля как «устроителя» республики, как ее опоры в случае внешней опасности, умиротворителя и объединителя при внутренних неурядицах. Концепция восстановления, урегулирования, морального возрождения «республики», витавшая в духовной атмосфере Рима I в. до н. э. и яснее всех сформулированная Цицероном, легла в основу официальной идеологии принципата Августа в виде формулы «восстановленной республики». Под ней имелась в виду прежде всего некая гражданская общность политического свойства, созданная и завещанная «предками».
Основой концепции было представление об общности интересов всех граждан, но в первую очередь «оптиматов». Понятие «республика» включало самые различные стороны экономической, социальной и политической жизни civitas. Применительно к господствующему классу, представителем которого являлся Цицерон, ключевой была идея тождественности интересов государства, «республики», — интересам сената в союзе со всадниками, а также видными представителями италийской муниципальной знати. Важно было это тождество (означавшее господствующее положение обоих членов), а не с.199 государственные институты и формы, его обеспечивавшие. Цицерон, в соответствии с традиционно римским пониманием, оставался в сущности равнодушным к греческому учению о формах государства. Решающим фактором считалась не «конституция», а «древний уклад и мужи» как опора «республики»67. Важно, чтобы у руля были «лучшие», а не их количество, главным было сохранение «республики». Именно поэтому Цицерон воспевал первых римских царей и идеализировал Сципиона, при определенных обстоятельствах готов был вступить в компромисс с Юлием Цезарем или заключить союз с Октавианом. Но он был непримирим к явному «тирану» — Антонию.
Позднейшие критики, начиная с твердолобых представителей «республиканской» оппозиции времени Юлиев-Клавдиев, не могли понять кажущейся «всеядности» великого оратора. Проецируя в эпоху Цицерона свое понимание «республики» и «монархии», они, к своему неудовольствию, не находили у того бескомпромиссного осуждения единовластия. Но во времена гражданских смут и хаоса на первом месте стояли другие проблемы, вырисовывались иные альтернативы. Дихотомия, представлявшаяся позднее фундаментальной, занимала в размышлениях и поступках Цицерона подчиненное положение.
Не приходится сомневаться, что Октавиан знал важнейшие сочинения Цицерона, которые оказали огромное влияние на его мировоззрение. Для честолюбивого юноши ходившие по рукам и пересказывавшиеся речи и трактаты были живительным воздухом, жадно поглощавшимся в тихой Аполлонии. Поэтому стремление Октавиана к союзу с Цицероном не было основано на голом расчете, и тем легче смог обмануться великий оратор. Полулегендарная традиция, передаваемая Плутархом, смутно намекает на некое духовное сродство учителя и ученика (Plut. Cic. 44—
Август не мог, да и не хотел, поскольку это было связано с его имиджем и политикой, но также со всем строем мыслей «восстановителя республики», отрекаться от подобного идейного родства. Однако публичному признанию препятствовали слишком хорошо известные всем обстоятельства гибели Цицерона. Можно считать несколько наивным предположение, что это камнем лежало на его совести; по крайней мере относительно темного пятна на репутации сомневаться не приходится. Что же было делать? Основатель принципата и здесь избрал наилучшее решение, представая перед посвященными современниками, в зависимости от их испорченности скепсисом, то ли загадочным сфинксом, то ли поистине выдающимся актером, умеющим «держать паузу».
При несомненном идейном влиянии, оказанном на него Цицероном, сами обстоятельства не позволяли Октавиану оставаться почтенным и робким учеником знаменитого оратора. В пылу борьбы невозможно следовать даже самой совершенной теории. Ученичество наследника Юлия Цезаря закончилось рано, и ему пришлось вооружаться не столько логикой рассуждений, сколько искусством политических компромиссов и интриг, искать поддержки жаждавших добычи легионов. Но идейные узы учителя и ученика оказались на удивление крепки. (Не это ли вменяли в вину Аристотелю, когда его воспитанник уже сгорел в лихорадке бесконечных завоеваний?). Даже разведенных по разные стороны вала гражданской войны, их связывало нечто такое, чего Октавиан никогда не мог бы до конца объяснить, но что делало уже мертвого Цицерона более близким, чем союзники и самые закадычные друзья, будь то Антоний или Лепид, Агриппа или Меценат.
Сила и слабость Августовой концепции принципата и его политики были генетически, кровно связаны с силой и слабостью с.201 идей Цицерона. Во времена Цицерона, а тем более Августа и его преемников, римская гражданская община — civitas теряла свою социально-политическую основу, но тем сильней оказывалась на первых порах компенсация в сфере общественного сознания и психики. Гибнущие традиции трансформировались в идеалы, основанные на отрывочных преданиях, представления — в миф, социальные искания — в утопические мечты. Эти превращения в конечном счете обрекали «республиканскую» идеологию на поражение, как через гибель ее носителей, так и путем их и ее перерождения. С отчуждением государства от гражданина (наиболее болезненно этот процесс затронул представителей господствующего класса) последний превращался в подданного, «республика» — в монархию, а место нравственного императива и оценки коллектива должны были занять правовая норма и вооруженная сила, самосознание личности и религиозная догма. Однако эти кардинальные превращения, постепенно охватывая толщу общественного сознания, требовали времени. Октавиан-Август, и в этом его историческая роль, оказался тем rector rei publicae, в правление которого, но помимо и в каком-то смысле даже вопреки его воле, был преодолен решающий участок пути от «республики» к монархии.
С наибольшей очевидностью расхождение субъективных намерений и объективных результатов обнаруживаются в области религии и нравственности, где реставрационные усилия Августа особенно наглядны и даже, что казалось бы совершенно несвойственно величайшему политику всех времен, порой наивны и прямолинейны.
ПРИМЕЧАНИЯ