А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава третья

СВОБОДНЫЙ ТРУД В ГРЕЦИИ
И В ЧАСТНОСТИ В АФИНАХ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2

с.58

2

Каким обра­зом граж­дане мог­ли дой­ти до тако­го упад­ка? Поче­му у них уже не было боль­ше чест­ных воз­мож­но­стей зара­бот­ка, кото­ро­го им хва­та­ло бы для жиз­ни, как это было в древ­них Афи­нах? Был ли для них недо­ста­ток в труде или они сами бежа­ли от труда? И если они сами от него укло­ня­лись, откуда полу­чи­лось такое изме­не­ние в их обра­зе мыс­лей и нра­вах? Чтобы вер­нее понять при­чи­ны это­го явле­ния, перей­дем к фак­там. Огром­ная рево­лю­ция про­изо­шла в орга­ни­за­ции труда. Чем был труд в самые цве­ту­щие эпо­хи Афин? Я отме­тил рань­ше роль граж­дан в трудо­вых про­цес­сах. Но граж­дане не были при этом оди­но­ки­ми. Посмот­рим, какая часть труда ото­шла дру­гим, и было ли такое разде­ле­ние полез­но или опас­но для государ­ства.

В мас­се того мно­го­чис­лен­но­го и дея­тель­но­го насе­ле­ния, кото­рое Феми­стокл хотел сде­лать осно­вой мор­ско­го могу­ще­ства Афин, ино­зем­цы были объ­еди­не­ны с афи­ня­на­ми. Уста­нав­ли­вая для этих послед­них обя­за­тель­ность труда, кон­сти­ту­ция уста­нав­ли­ва­ла в их поль­зу и ряд при­ви­ле­гий: так, в основ­ном толь­ко для их тор­гов­ли пред­на­зна­чал­ся внут­рен­ний рынок1. Даже более: закон раз­ре­шал ино­стран­цам пра­во житель­ства толь­ко под извест­ны­ми усло­ви­я­ми — они долж­ны были впи­сать­ся в обще­ст­вен­ные спис­ки и стать под покро­ви­тель­ство како­го-либо граж­да­ни­на2. Эта двой­ная гаран­тия влек­ла за собой два вида обя­за­тельств — по отно­ше­нию к патро­ну и по отно­ше­нию к государ­ству. Ино­стран­цы, став­шие мете­ка­ми (посе­лив­ши­е­ся в Афи­нах), по отно­ше­нию к сво­е­му патро­ну име­ли опре­де­лен­ные обя­за­тель­ства част­но­го харак­те­ра; по отно­ше­нию к государ­ству они были обя­за­ны, во-пер­вых, пла­тить еже­год­ный налог в 12 драхм, так назы­вае­мый метой­ки­он, обык­но­вен­ные пода­ти в такой про­пор­ции, кото­рая сбли­жа­ла их, как бы они ни были бед­ны, с клас­сом самых бога­тых3; во-вто­рых, делать экс­тра­ор­ди­нар­ные взно­сы для устрой­ства игр и празд­неств; кро­ме того, они были обя­за­ны лич­но слу­жить во фло­те с.59 и даже в гопли­тах. Для того чтобы напом­нить мете­кам, что они не афи­няне, на празд­ни­ке вели­ких пана­фи­ней — а это был празд­ник объ­еди­не­ния всех афи­нян как тако­вых, — мете­кам было пред­пи­са­но выпол­нять извест­ные обя­зан­но­сти рабов: муж­чи­ны долж­ны были нести сосуды, нуж­ные для воз­ли­я­ний и жертв, жен­щи­ны — урны с водой или зон­ти­ки, кото­ры­ми они долж­ны были закры­вать от солн­ца афи­ня­нок4. Ксе­но­фонт от их име­ни под­ни­ма­ет про­тест и тре­бу­ет уни­что­же­ния части этих повин­но­стей. Он хочет, чтобы пат­ро­наж над ними в неко­то­ром отно­ше­нии был похож на опе­ку над сирота­ми5; чтобы государ­ство, удо­воль­ст­во­вав­шись еже­год­ным нало­гом, осво­бо­ди­ло их от несе­ния воен­ной служ­бы (почет слиш­ком обре­ме­ни­тель­ный, при­ни­мая во вни­ма­ние их про­из­вод­ст­вен­ную работу) и от выпол­не­ния тех услуг, един­ст­вен­ной целью кото­рых было, по-види­мо­му, уни­зить их, напом­нить им об их под­чи­нен­ном поло­же­нии6. Он пред­ла­гал так­же усту­пить мете­кам опре­де­лен­ные участ­ки в чер­те горо­да, остав­ши­е­ся неза­ня­ты­ми с пра­вом постро­ить там для себя дома7; эти меры долж­ны были иметь резуль­та­том при­вле­че­ние боль­ше­го чис­ла мете­ков в Афи­ны и таким обра­зом вести к росту бла­го­со­сто­я­ния государ­ства.

Из этих повин­но­стей мете­ков ниче­го не было уни­что­же­но; выпол­не­ния их про­дол­жа­ли тре­бо­вать со всей суро­во­стью. Малей­шее укло­не­ние от них встре­ча­лось со всей стро­го­стью зако­нов. Пре­сле­до­ва­ли судом апро­ста­сию, т. е. как укло­не­ние от выбо­ра себе патро­на сре­ди граж­дан, так и попыт­ки осво­бо­дить­ся от его над­зо­ра. Если метек не впи­сы­вал­ся в обще­ст­вен­ные спис­ки, он заклю­чал­ся в тюрь­му; если он не упла­тил обыч­ных нало­гов, он про­да­вал­ся8. Ника­ко­го пору­чи­тель­ства не допус­ка­лось до суда, а в слу­чае оправ­да­ния судом он мог быть сно­ва аре­сто­ван как под­ку­пив­ший судей9. Мете­ки, выпол­няв­шие все пред­пи­са­ния зако­на, поль­зо­ва­лись с его сто­ро­ны покро­ви­тель­ст­вом в сво­их заня­ти­ях ремес­ла­ми и тор­гов­лей; и во мно­гих слу­ча­ях усло­вия, на кото­рых они поль­зо­ва­лись жили­ща­ми, были очень смяг­че­ны. Мете­ки мог­ли быть осво­бож­де­ны от спе­ци­аль­ных пода­тей и при­рав­не­ны в отно­ше­нии нало­гов к осталь­ным граж­да­нам (исо­те­лия)10; ино­гда даже они полу­ча­ли пра­ва пол­но­го граж­дан­ства11. Таким обра­зом, несмот­ря на обя­за­тель­ства, уни­жаю­щие их поло­же­ние, несмот­ря на все при­дир­чи­вые тре­бо­ва­ния и зача­стую на оскорб­ле­ния со сто­ро­ны афин­ско­го наро­да, поло­же­ние мете­ков не было хуже поло­же­ния пери­э­ков в Лако­нии. Хотя ника­кой закон о раб­стве их не задер­жи­вал насиль­ст­вен­но в стране, их все­гда было мно­го в Афи­нах, где они зани­ма­лись тор­гов­лей и раз­но­го рода ремес­ла­ми. В эпо­ху пере­пи­си Демет­рия из Фале­ры они состав­ля­ли поло­ви­ну все­го чис­ла граж­дан12.

Одна­ко не этот класс трудя­щих­ся являл­ся наи­бо­лее опас­ным кон­ку­рен­том для демо­кра­ти­че­ско­го слоя граж­дан. Нахо­дясь под рев­ни­вым над­зо­ром зако­на, огра­ни­чен­ные в сво­ем коли­че­стве, уве­ли­чить или умень­шить кото­рое по мере необ­хо­ди­мо­сти государ­ство име­ло пра­во, они мог­ли сме­шать­ся с афин­ским насе­ле­ни­ем без опас­но­сти погло­тить его сво­ей чис­лен­но­стью, сти­му­ли­руя его с.60 актив­ность и рве­ние, нико­гда не угро­жая пода­вить его сво­и­ми успе­ха­ми. Но наряду со сво­бод­ным трудом граж­дан или мете­ков был еще труд рабов, под­чи­нен­ных воле гос­по­ди­на вне кон­тро­ля государ­ства и остав­лен­ных на про­из­вол всех слу­чай­но­стей экс­плуа­та­ции, — сила подвиж­ная и удоб­ная, кото­рую мож­но было так­же уве­ли­чить или умень­шить, исхо­дя из част­ных инте­ре­сов, а не в меру обще­ст­вен­ной необ­хо­ди­мо­сти. При нали­чии государ­ст­вен­ной вла­сти, кото­рая пре­тен­до­ва­ла на исклю­чи­тель­ное пра­во рас­по­ря­жать­ся раба­ми для обслу­жи­ва­ния общи­ны, класс сво­бод­ных при­шел в упа­док от без­де­лья, от бес­плод­ной обособ­лен­но­сти. Под вла­стью зако­на, кото­рый звал граж­дан к тру­ду и пре­до­став­лял им сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние раба­ми, они ста­ли вырож­дать­ся в усло­ви­ях край­не­го богат­ства и край­ней бед­но­сти. Таким обра­зом, раб­ство, это мни­мое сред­ство антич­ной циви­ли­за­ции, было для гре­че­ско­го обще­ства при вся­ких фор­мах рес­пуб­лик дей­ст­ви­тель­ной при­чи­ной демо­ра­ли­за­ции и смер­ти. Из все­го это­го оста­ет­ся сде­лать толь­ко выво­ды; но для того чтобы не остал­ся без вни­ма­ния и ана­ли­за ни один из фак­тов, на кото­рых осно­вы­ва­ют­ся эти выво­ды, я дам, так же как я сде­лал это для Спар­ты, пол­ную кар­ти­ну раб­ства как в Афи­нах, так и у дру­гих наро­дов, кото­рые раз­ви­лись при тех же усло­ви­ях и, если так мож­но ска­зать, по тому же зако­ну. Я изло­жу после­до­ва­тель­но источ­ни­ки, откуда полу­ча­ли рабов, отдель­ные слу­чаи и при­чи­ны их исполь­зо­ва­ния, их сто­и­мость, их чис­лен­ность срав­ни­тель­но со сво­бод­ным насе­ле­ни­ем. Мы тот­час же увидим, в какое поло­же­ние их ста­ви­ли обы­чай, закон, обще­ст­вен­ное мне­ние, и тогда толь­ко мы будем в состо­я­нии оце­нить, какую роль игра­ло раб­ство в дви­же­нии чело­ве­че­ства, то двой­ное вли­я­ние, кото­рое оно долж­но было ока­зать на клас­сы пора­бо­щен­ные и на те, кото­рые над ними власт­во­ва­ли.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.227
  • 1«Что зако­ном не раз­ре­ше­но чуже­стран­цу тор­го­вать на пло­ща­ди и рын­ке» (Демо­сфен, За Эвбу­лида, стр. 1308). Но, по-види­мо­му, ино­стра­нец мог при­об­ре­сти это пра­во, что в кон­це кон­цов толь­ко под­чер­ки­ва­ет суще­ст­во­ва­ние такой при­ви­ле­гии.
  • 2Патрон во всех слу­ча­ях слу­жил как бы посред­ни­ком, меж­ду ино­стран­цем и государ­ст­вом; Свида под сло­вом (ἀποσ­τα­σίου ὁίκη) <обви­не­ние про­тив воль­ноот­пу­щен­ни­ка, не выпол­ня­ю­ще­го сво­их обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к сво­е­му быв­ше­му хозя­и­ну> по отно­ше­нию к рабам, при­чем он ста­ра­тель­но раз­ли­ча­ет акт ἀπροσ­τα­σίου <(судеб­ное дело про­тив мете­ка, не выбрав­ше­го себе патро­на из среды граж­дан)> по отно­ше­нию к ино­стран­цам. См. под сло­вом, νέ­μειν προ­στά­την («взять себе покро­ви­те­ля»).
  • 3Цен­зо­вые спис­ки Нав­си­ни­ка выде­ля­ли из дей­ст­ви­тель­но­го состо­я­ния (οὐσία) бога­то­го чело­ве­ка пятую часть как под­ле­жа­щую нало­гу (τί­μημα); для мете­ков выде­ля­лась шестая часть (Демо­сфен, Про­тив Анд­ро­ти­о­на, стр. 612, 2). В этих чис­лах не нуж­но видеть опре­де­лен­ной доли состо­я­ния или дохо­дов, кото­рые государ­ство отби­ра­ло аван­сом; это не было нало­гом, это было осно­ва­ни­ем для нало­га. Это были соот­но­си­тель­ные циф­ры, по кото­рым регу­ли­ро­ва­лась рас­клад­ка. См. Бёк, Поли­ти­че­ская эко­но­мия, IV, 10, 2, стр. 369, 370.
  • 4Пол­лукс, Сло­варь, III, 55, и «Боль­шая энцик­ло­пе­дия», под рядом тер­ми­нов. См. доклад Сен-Круа «О мете­ках» в Aca­dem. des inscrip­tions, XLVIII, 182 и сл., 1808 г.; <более новые работы: Schenkl, De me­thoe­cis at­ti­cis, 1880; Clerc, Les mé­thè­ques at­hé­niens, 1893, и в спе­ци­аль­ных работах по гре­че­ским древ­но­стям Бузоль­та, Гер­ман-Тум­зе­ра и др.>
  • 5«…и если мы уста­но­вим охра­ну мете­ков так же, как име­ем охра­ну сирот» (Ксе­но­фонт, О дохо­дах, II, 7).
  • 6Бек­кер, Anek­do­ta, 304; Эли­ан, Раз­лич­ные исто­рии, VI, 1. Сравн. Ари­сто­фан, Ахар­няне, 507.
  • 7Ксе­но­фонт, О дохо­дах, II, 6.
  • 8Самю­эль Пти (Sa­muel Pe­tit), Атти­че­ские зако­ны, II, 5, 2.
  • 9Там же. Уго­лов­ный закон делал раз­ли­чие меж­ду граж­да­ни­ном и мете­ком. Граж­да­нин, убив­ший мете­ка, под­вер­гал­ся изгна­нию, метек, убив­ший граж­да­ни­на, под­вер­гал­ся смер­ти.
  • 10См. сло­ва­ри Гар­по­кра­ти­о­на, Аммо­ния, Фотия под сло­вом ἰσο­τελεῖς («рав­но­пла­тя­щие»); Пол­лукс, III, 56.
  • 11Неко­гда Афи­ны были менее ску­пы на даро­ва­ние этих прав, но начи­ная с Соло­на введе­ние боль­шо­го чис­ла ино­стран­цев в среду граж­дан было все­гда мерой исклю­чи­тель­ной или рево­лю­ци­он­ной. Кли­сфен при­нял их целую мас­су, когда он вновь орга­ни­зо­вы­вал три­бы; рав­ным обра­зом к кон­цу Пело­пон­нес­ской вой­ны были допу­ще­ны в чис­ло граж­дан те, кото­рые хоте­ли носить ору­жие (Дио­дор, XIII, 97).
  • 12Афи­ней, VI, стр. 272.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303320677 1303222561 1263912973 1335253163 1335253318 1335253593