Иллюстрации в электронной публикации для удобства размещены рядом с текстом, в котором упоминаются. В книжном варианте они находятся на отдельных вклейках в конце книги.
МИРОН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
Мы старались охарактеризовать вкратце каждое в отдельности из тех произведений, которые стоят в более или менее тесной связи с Мироном. Они принадлежат к разным эпохам деятельности великого мастера и рисуют нам интересную картину его творчества в разных аспектах. Но художественная индивидуальность Мирона будет выступать ярче, если мы укажем и на те течения в художественной жизни Греции, которые могли на него повлиять и содействовать развитию его стиля.
Когда молодой мастер переселился в Афины, эпоха архаики уже доживала свой век. Мало-помалу изысканная, основанная на условности, грациозность обреченной на гибель, древней, высокой культуры вырождалась, воспринимала много новых элементов, чуждых ей по самой глубокой своей сущности, и таким заимствованием ускорила свое падение. Но уже в это время с Востока, с островов и из городов Малой Азии широкой волной нахлынула масса переселенцев предприимчивой ионийской расы, среди них и много художников. Не все переправлялись в Афины, но где бы они ни работали, произведения их стали известными, так как значительная часть их находила себе место в святилищах и на площадях тех центров панэллинской культуры, которые посещались всеми.
Среди этих переселенцев мы встречаем яркие индивидуальности новаторов, не чувствовавшие уважения к старине. Если архаика диктовала, как основной закон, условную приветливую улыбку, новые мастера выработали тип, противоположный этой придворной фразе, если архаика требовала тонко отделанных линий, стилизованной грациозности в расположении складок, художественные революционеры проповедовали с.35 беспощадный натурализм. И вот мы видим, как Алкамен Старший, художник с о. Лемноса, на фигурах западного фронтона храма Зевса в Олимпии выдвигает самые смелые мотивы. Каждое явление в природе, каждое возможное движение человеческой фигуры подлежит передаче в скульптуре; он не признает художественно-критического подбора мотивов. Правда, работа суммарная, не входящая в детали, но в своих грубых формах выражает всю мощь неслыханно нового творчества; там и падающие, и умирающие, там и кусающиеся кентавры и тщетно защищающиеся от дикого насилия женщины; художник не брезгает никакими средствами для достижения впечатления кипучей жизни.
На другой группе памятников мы видим влияние другой великой художественной личности, вероятно, дорийской школы. Она ставит себе задачей оживление и новое решение проблемы чисто формального характера: изображение мужской, спокойно стоящей фигуры. Новая пропорциональная система, новое соотношение частей тела, в смысле правильного расположения масс поддерживающих и давящих, новые, приятные глазу очертания — вот задачи чисто формального характера, которые всецело поглощают внимание этой дорийской школы.
Наконец, из массы новых явлений мы должны указать на одну группу памятников, на которой наблюдается много общего с тенденциями Мирона. За ней, как мы предполагаем, стоит один из величайших художников этого периода — самосец Пифагор, переселившийся в Регий в южной Италии. В этой группе памятников наблюдается та же смелость композиции, как у упомянутых нами на первом месте новаторов, но больше уравновешенности и художественной критики, та же грандиозность в развитии художественного воображения, но больше тонкости наблюдения в частностях, та же творческая сила в смысле отрицания архаических принципов, но с сохранением тех элементов старого искусства, которые могли быть использованы для новых целей; одним словом — личность, глубоко проникшаяся старой художественной культурой, но полная свежих сил. Таких личностей мало в истории искусства. Так индивидуальность Джотто вырабатывается из лабиринта средневековой символики, так св. Георгий Донателло является результатом преобразования готических форм, так Вероккио дает в «Давиде» всю прелесть раннего Возрождения и в Коллеони предвосхищает монументальную скульптуру XVI в., так на базе средневековья вырастает воистину глубокая психология и мощный колорит Маттии Грюневальда, так великий Тернер из романтики Лореновского пейзажа создал новый с.36 импрессионизм. Эта личность или тот круг памятников, которые слагаются в представление о каком-то могучем световом фокусе, называемом нами пока условно именем Пифагора, является важнейшим фактором для дальнейшего развития Мирона. Мы должны остановиться на них, так как произведения Мирона особенно ярко выступают на таком фоне. Одна из первых попыток освободить человеческую фигуру из плоскости и внести живую игру линий в пространстве встречается в указанном круге памятников.
Рис. 21. Фигура Гоплитодрома (бронза). Тюбинген. |
В собрании Тюбингенского университета сохранилась бронзовая статуэтка, восходящая, по-видимому, к выдающемуся оригиналу (рис. 21). Она находится еще под непосредственным влиянием архаики. Голова имеет еще условную улыбку, характерную для предыдущей эпохи, условна также трактовка бороды и волос. Но тело этой фигурки обнаруживает полный разрыв с традициями и открывает новые горизонты. Изображен атлет перед бегом со шлемом на голове и со щитом в левой руке (особый род состязания: гоплитодромия). Атлет ждет сигнала, ноги сжатыми пальцами упираются в землю, туловище наклонено вперед, правая рука вытянута, он придерживает дыхание. Это — момент высшего напряжения сил, момент, в который человеческая фигура как бы коченеет, причем, однако, силы движения в скрытом виде накоплены до крайности. Фигура, так сказать, в высшей степени заряжена энергией. Этот момент передан художником не только в физическом виде тела, в напряженности всех его частей до пальцев ног; он выражен и в линиях. Левая нога выставлена вперед, но ей отвечает по своему движению выдвинутое вперед правое плечо. Этот поворот правого плеча намекает уже на следующее мгновение, когда скрытая энергия выльется всей силой в свободное движение вперед. Ибо, делая шаг вперед, мы сначала двигаем одновременно ногу и плечо, потом следует поворот другого плеча, и после этого перемещения направления в верхней части тела происходит следующий шаг другой ногой. Поставив фигуру в описанную «хиастическую» позу, при которой движение правого бедра соответствует движению левого плеча и наоборот, художник указал на то движение, которое сейчас последует после изображенного момента устойчивости. Статуэтка в Тюбингене в смысле моментальности движения является прямым предшественником Дискобола, ибо на ней изображено лишь начало движения, а в Дискоболе уже переходный момент от одного движения к другому. Она предшествует Дискоболу и по схеме ее расположения. Фигура заключена между двумя плоскостями, причем задний фон образует правый бок и правая рука, передний план левый бок и щит. Между этими с.37 плоскостями расположена в ракурсе грудь, внизу же выступающая одна перед другой нога дает представление о расстоянии между планами. На Дискоболе наблюдается такое же расположение плоскостей и такие же связующие линии между ними. Следует, однако, обратить внимание на то, что Тюбингенская бронза значительно древнее Дискобола.
Рис. 22. Фигура юноши из группы «Убийца тирана». Флоренция. Giardino Boboli. |
Рис. 23. Торс укушенного змеей Филоктета Пифагора? Рим. Палаццо Валентини. |
Новое расположение человеческой фигуры, намеченное на Тюбингенском бегуне, развивается дальше и в новых видах является с формальной стороны свободной игрой линии в пространстве, с точки зрения содержания достигает высшей степени экспрессивности. Перед нами статуя кулачного бойца во Флоренции (рис. 22); юноша нанес удар; отскочив в сторону, он ожидает контрудара и, защищаясь, протягивает руку вперед; правая рука у него наготове, сейчас он снова выступит. Опять — мотив, полный богатого движения; одни силы направлены назад, другие вперед, в плечах — движение, расходящееся с движением ног, не только контур оживлен разнообразной игрой сил, но и внутри фигуры одна сила противопоставляется другой, одно движение сменяется другим. Или же торс в Палаццо Валентини в Риме (рис. 23); по всей вероятности он воспроизводит статую раненого Филоктета Пифагора1). Герой хромает, его укусила змея, осторожно он выставляет раненую левую ногу и осторожно движется вперед, опираясь левой рукой на палку. Фигура в высшей степени сложна. Тяжесть тела опирается на правую ногу и переносится отчасти через левое плечо на палку в левой руке; нижняя часть правой половины тела, а верхняя левой половины, в высшей степени напряжены; нижняя часть левой половины совершенно свободна от тяжести, а правая рука держала только легкий лук. Кроме того плоскости, в которые заключена фигура, раздвинуты, и в этом пространстве фигура развивается свободно. Или же — проблема стоящей фигуры; в Эрмитаже хранится статуя юноши, смотрящего вверх (рис. 24); в строгие очертания туловища внесено сильное движение поворотом головы и мотивом отставленной в сторону левой ноги. Эта нога энергично отодвинута в сторону и по характеру главных линии противоположна правой: Эрмитажная статуя — самый удивительный пример сочетания движения с полным спокойствием; нет равной ей в скульптуре первой половины V в. Далее — проблема сидящей фигуры: перед нами статуэтка юноши, играющего на лире (рис. 25). Задний план фигуры образован левой рукой и левой ногой; в эту с.38 сторону с удивительной легкостью направлены линии от переднего плана; движения совершенно свободны и естественны, игра их в данном пространстве ничем не стеснена. В свободном ракурсе в сторону левого плеча проведена правая рука, туда же стремятся складки плеча, поворот тела имеет то же направление, и энергичный сдвиг правого колена связывает и движение правой ноги с общим движением фигуры.
Рис. 24. Статуя юноши. Эрмитаж. |
Рис. 25. Юноша, играющий на лире. |
Наконец — головы. Юношеский идеальный тип, как таковой, по-видимому, играл второстепенную роль для этой группы памятников, развивавшей в своей среде движение тела до высшего совершенства. По крайней мере голова кулачного бойца во Флоренции не имеет той сплоченности форм, которая так характерна для Дискобола; это — более умеренный овал с маленьким подбородком. Но интересна голова Геракла в Британском музее, непосредственно напоминающая статуэтку стоящего Геракла Мирона (рис. 26). Те же, характерные по своей неразвитости, по отсутствию детальной моделировки формы головы, те же короткие завитки локонов. Но характер лица иной. На лондонской голове массы нагромождены; щеки, лоб, глаза, рот — все эти формы колоссальны и чрезвычайно выразительны, доводя характеристику героя-силача почти до крайности; но они не связаны в формальную систему; у Мирона формы мельче, линии на лбу, сдвинутые скулы, остроконечная борода энергично сосредоточивают их около средней вертикали лица.
Рис. 26. Голова Геракла. Лондон. Британский музей. |
Рис. 27a, 27b. Голова неизвестного (портрет). Рим. Вилла Альбани. |
Различия между этими головами тем более характерны, что они типичны. Эрмитажный портрет имеет своего брата-близнеца в Вилле Альбани под Римом (рис. 27). Действительно, эти два портрета неотделимы друг от друга; но сходство только внешнее. Мастера римской головы интересовали только характерные формы как таковые, борода, скулы, ширина челюсти, криво поставленный рот. У Мирона резко проведенные по направлению к переносице надбровные линии, прямолинейное ограничение бороды, в связи с другими упомянутыми особенностями, создают из конгломерата индивидуальных форм строгую систему; на голове в Вилле Альбани они, только, так сказать, перечислены, правда, с той идеализацией и схематизацией, которых требовала эпоха. Но главное ударение лежит не на связи форм между собою, но на индивидуальности их, как таковых. Наконец, статуя пьяной старухи. Резкий натурализм в подобном виде появляется в живописи того же периода, стоявшей под более или менее непосредственным влиянием великого живописца Полигнота, уроженца ионийского острова Фасоса. Перед нами изображение старухи на вазе музея в Шверине (рис. 28). с.39 Подробно на ней отмечены высохшие формы рук, впалые щеки, выдающийся подбородок, впалый рот с одним торчащим зубом. Мирон опять примкнул к ионийским образцам; из того же круга памятников заимствованы тяжелые складки плаща, извилистые линии края нижней одежды. Но из этих отдельных форм Мирон создал удивительно сплоченное целое. Как на Дискоболе он сумел сгруппировать все вокруг одного центра.
Рис. 28. Ваза с изображением старухи. Шверин. Музей. |
Художественное развитие Мирона вырисовывается на таком фоне довольно ясно. То громадное богатство новых художественных впечатлений, которое могло развиться в Греции в период последнего десятилетия Персидских войн и непосредственно после битвы при Саламине, не могло не отразиться на молодом художнике, поселившемся в Афинах, одном из главнейших центров художественной жизни Греции. Смелые опыты ионийских мастеров, новые проблемы, всплывавшие и решавшиеся, бесконечное количество новых мотивов, обогативших художественный горизонт, реализм, подчас грубый, как реакция против условностей прошлого — все это создало атмосферу, насыщенную творческой энергией. С другой стороны — упорная, тихая работа аргосских мастеров над решением не менее сложной проблемы изображения человеческой фигуры, работа над созданием нового идеала, выражающего спокойное бытие, погруженность в самого себя, над изображением человека, как такового в смысле совершенства, уравновешенности его красоты, которая не требует объяснений, не действует под давлением сил извне и не распространяет своей активности вне себя, человека, как он есть. И то, и другое повлияло на молодого мастера. В одном из его первых произведений, в сидящем Дионисе, он берется за проблему, стоявшую на очереди — сидящей фигуры не в строго фронтальной позе, как в предыдущую архаическую эпоху, а с поворотом, дающем возможность развития фигуры в пространстве. Он выбрал мотив, бывший в ходу у группы ионийских мастеров, работавших в южной Италии.
Рис. 29. Зевс и Гера. Метоп храма Геры в Селинунте. Palermo. Museo Nazionale. |
Так изображен Зевс на метопе храма Геры в Селинунте (рис. 29); перед ним стоит, разоблачаясь, Гера. Верховный бог сидит на скале, опираясь на нее левой рукой и протягивая вперед правую; левая нога слегка отставлена назад; таким образом получились очень удачные для рельефа ракурсы живота и груди. Дионис Мирона расположен таким же образом с соответствующими другому сюжету изменениями. Рельефная фигура, следовательно, прямо использована для монументальной статуи, но художник не рискнул сгруппировать ее иначе для развития большей глубины пространства и большей свободы движения; он лишь отсек, так с.40 сказать, фон рельефа и оставил композицию, как таковую, неизмененной. В исполнение самой фигуры он внес, однако, новый элемент. Тощие фигуры упомянутой группы памятников не знают впечатления двигающихся масс, они скорее являются сочетаниями линий; на Дионисе туловище имеет более полные формы, поворот груди отражается на мускулах, глубокая впадина отделяет грудную клетку от нижней части туловища; получается впечатление, что грудь действительно отдыхает, тяжело опускаясь вниз; такое впечатление усиливается еще тем, что левая рука проведена к левому колену, сливаясь с общей массой тела. На метопе руки больше отделены от тела и действуют более самостоятельно. В подобной обработке фигуры, как таковой, сказывается влияние дорийской школы, которая, как мы упомянули, изучала распределение масс в архитектурном смысле как соотношение между давящими и поддерживающими частями. В фигуре Диониса Мирон, следовательно, вступил на путь опытов, но с крайней осторожностью, сочетая более свободные элементы, свойственные ионийским новаторам, со строгими учениями о формальном равновесии дорийских мастеров. К тому же времени мы можем отнести статую стоящего Геракла, на которой выдвигается на первый план проблема стоящей фигуры, т.е. проблема изучавшаяся той дорийской школой, о которой мы говорили, как о противоположном ионийским тенденциям течению. Влияние ионийской школы сказывается, однако, в том, что грудь трактована сухо и не производит впечатления грузности. Наиболее показательна же характеристика героя, как представителя атлетики. В самой постановке проблемы стоящей фигуры у аргосских мастеров содержится принцип безличности; фигура, как таковая — идеал, отрешенный от случайных явлений натуры. На данной статуе же Геракла приземистая структура тела характеризует индивидуальность, в голове же заметны определенно портретные черты. Портрет развивается в это время в связи с чрезвычайно индивидуальными изображениями кентавров и силенов, которые иногда поражают своей жизненностью. Иония создала эти типы, и появление портретных черт на фигуре Геракла объяснимо лишь влиянием такого элемента из области мифа. Действительно, мы могли указать на голову Геракла в Британском музее, сильно напоминающую Геракла Мирона. В кругу ионийских мастеров Геракл получил свои индивидуальные черты; от них они перешли к Мирону. Но опять мы видим, что Мирон подчиняется не беспрекословно. Полученные им элементы приведены в строгую систему и подчинены определенному формальному идеалу, нашедшему себе наиболее яркое выражение в голове Дискобола.
с.41 Дискобол должен считаться наиболее законченным выразителем художественного мировоззрения Мирона. Сравнение с ходом развития передачи фигуры в движении у ионийских мастеров, может быть, бросит свет и на Мирона и его художественную индивидуальность. От тюбингенской бронзы эти мастера пошли дальше по пути использования контраста и хиазма для достижения большей свободы и эластичности фигуры с одной и свободного развития ее в пространстве с другой стороны. Ярким представителем этого направления на дальнейшей ступени развития является кулачный боец во Флоренции. Как развивался дальше Мирон? Мотивы, подобные Дискоболу, выдвигались ионийскими мастерами. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии встречается фигура юноши-лапифа, борющегося с кентавром. Мощный поворот тела очень похож на движение Дискобола. Весьма характерная трактовка правой ноги, пальцы которой, так сказать, вцепляются в землю, сильно напоминает ноги тюбингенской бронзы. Безусловно Мирон был вдохновлен идеями ионийских мастеров, но характерно, как он их использовал. Между тем, как на упомянутых ионийских типах мотивы обусловливаются действием извне, мотив Дискобола самодовлеющий; действующие силы сосредоточены в самой фигуре и в данный момент, парализуя друг друга, вызывают впечатление полной устойчивости. Этот элемент клонит уже в сторону дорийских принципов. Внутреннее равновесие достигнуто и описанными уже чисто линеарными приемами. Схема, как уже указано, планиметрическая, а не стереометрическая. Между тем как ионийские мастера в статуях бойца или Филоктета дошли до полной свободы расположения фигуры в пространстве, Мирон не пошел дальше по этому пути. Как на Дионисе, так и на Дискоболе он твердо придерживался плоскостной композиции, так что статуя производит впечатление рельефа. Голова Дискобола была охарактеризована нами, как нечто абсолютно законченное в смысле сплоченности форм. Действительно, она представляет собою идеальную сводку всего того, что было сделано в области стилизации лица в течение первой половины V века до Р. Х. У ионийских мастеров наблюдаются разные типы: то — это длинные продолговатые лица с большими подбородками, то — грубые лица с выдающимися скулами и энергично выработанными челюстями, то — как на кулачном бойце во Флоренции, овал без определенно выраженной структуры. Мирон воспользовался, как основной формой, овалом бойца, но, усиливая скулы и подбородок, придал этим линиям твердые точки опоры; резкие переходы от фаса к профилю, наблюдающиеся на олимпийских скульптурах, он смягчил с.42 без ущерба для ясности очертаний. В результате получилось удивительно гармоничное целое, в котором доминирующей линией является вертикаль, но ясно отмеченные скулы создают крепкие устои для структуры лица и в достаточной мере подчеркивают горизонтальное деление. Такая строгая систематичность характерна для традиций аргосской школы, хотя формы в ней более мощны и менее мягки. Мы могли бы, следовательно, усматривать некоторые влияния аргосской школы на Мирона при образовании идеального типа. Оба портрета — голова в Эрмитаже и так называемый Кимон в Мюнхене — принадлежат к тому же периоду. Влияние ионийского портрета очевидно, но группировка форм проведена в духе Дискобола.
Группа Афины и Марсия относится к более поздним произведениям мастера около середины V в., но и на этом шедевре Мироновского искусства определенно сказалось влияние Ионии. Принцип контраста в сопоставлении фигур в наиболее резкой форме выражен на метопах олимпийского храма Зевса. Так, например, Афина в величественной позе стоит за Гераклом, чистящим Авгиевы стойла. Герой в сильнейшем движении, Афина в полном спокойствии. Если у Мирона контраст мягче, думается, что это не случайность. Одаренный тонким художественным тактом мастер избегал резкостей. Любопытно далее сравнение изображений Афины на обоих памятниках. В обоих случаях соединены два наиболее простых вида: фас и профиль, на метопе, однако, в более строгих формах; ступни также изображены в фас. У Мирона отставленная в сторону нога и движение левой руки вносят в общее очертание мягкость, отсутствующую на олимпийской метопе, и в этом отношении он в значительной мере смягчил образ Афины. Наконец, трактовка шерстяного платья — пеплоса. На олимпийской метопе художник стремился передать материю, как таковую, во всей ее характерной грубости; у Мирона широкие, мягкие складки получили острые грани, отворот подпоясан, и складки под ним спадают симметрично. Характеристика материала как таковая, отходит на задний план перед новой задачей дать стройную картину красивого сочетания линий. Фигура Марсия тоже известна в ионийской скульптуре; в подобном движении изображена амазонка, сражающаяся с Гераклом и падающая под ударом героя. Мирон изменил характер движения, как этого требовал сюжет: голова Сатира наклонена вперед, левая нога более отставлена назад, благодаря чему фигура выиграла в устойчивости, в смысле, примерно, Дискобола. На голове Марсия, также как и на голове Зевса-Амона, начинают появляться с.43 натуралистические мотивы в трактовке волос. В этих случаях, может быть, сюжеты заставляли художника отказаться от строгой схематизации, но на статуе Геракла в Ватикане наблюдается изменение и в трактовке идеальных голов. Волосы уже не являются более исключительно второстепенным моментом, а принимают более свободные, пышные формы. Статуи Гермеса, Посейдона и Асклепия показали проникновение в идеал Мирона нового элемента — мотива движения отставленной в сторону ноги. Связь со статуей юноши в Эрмитаже очевидна и указывает на продолжающееся влияние со стороны ионийских мастеров. От Ватиканского Гермеса к статуе Асклепия Эрмитажа большой шаг по новому для Мирона направлению. До того времени, даже на статуе сидящего Диониса, мы имели дело со сравнительно сухой трактовкой форм, причем отдельные плоскости отчетливо вырисовывались. В связи с этим стояла и некоторая резкость в движении. Статуя Асклепия поражает своими тяжелыми, мощными формами, причем складки плаща усиливают тяжеловесность фигуры. Эти крупные формы, однако, распределены по простым плоскостям и отчетливо отделены друг от друга. Подобное сочетание форм и превращает несколько мелкий на первых порах стиль Мирона в монументальный. Такое явление не единично и указывает на определенный поворот Мирона в сторону новых тенденций. В то время, как ионийские мастера на фигурах, вроде Эрмитажного игрока на лире, подходят к решению проблемы свободного расположения фигуры в пространстве, Мирон по вопросам формального характера определенно уходит от этого круга. Его сидящий Геракл воистину монументален, доводя упрощение почти до крайних пределов; туловище фигуры почти лишено движения, а спокойное расположение рук и ног, подчеркивая лишь главные линии композиции, обнаруживает тенденцию в сторону строгой «классичности», совершенно чуждую Дискоболу. Этот монументальный стиль отражается и в трактовке головы. Персей весьма далек в этом отношении от Дискобола. Как на туловище Геракла гладкие плоскости грудных мышц превращены в выступающие массы, как линеарный рисунок на животе Дискобола принял на Геракле характер рельефно выступающих выпуклостей, так на голове Персея составные части строгого канона Дискобола расчленены и выработаны каждая в отдельности до наибольшей степени рельефности. Монументальна даже сидящая старуха; упрощенность композиции особенно бросается в глаза при сравнении с Эрмитажным игроком на лире. Во имя принципа сохранения основной фигуры правильного куба, формы сплочены вместе до крайности. Крупные формы складок вполне соответствуют тенденции с.44 к рельефному выделению главнейших линий на Геракле в Палаццо Алтемпс.
Мы старались проследить развитие величайшего в это время художника Афин, правда, стоя на весьма шаткой почве. Но личность его выясняется с достаточной определенностью, и наши выводы подтверждаются теми суммарными суждениями о его стиле, которые дошли до нас из античной художественно-критической литературы. Мы не причисляем Мирона к кругу творцов новых идей, к числу революционных новаторов в истории греческого искусства. Эту роль играли ионийские мастера — пришельцы, которые необычайно смелым размахом рассеяли тучи и открыли перед глазами художественного мира необъятное богатство явлений природы. Это были ионийские мастера, которые не отступали ни перед какими трудностями, которые смело брались за воспроизведение самых сложных мотивов, они открыли возможности новых сочетаний фигур в группы, эффекты контрастов и экспрессивность линий.
С другой стороны была проведена идея теоретической проработки человеческой фигуры. Дорийские мастера открыли всю великую красоту, лежащую в мотиве спокойно стоящей фигуры; они же начали смотреть на человеческую фигуру, как на архитектурное целое, незыблемое, вечное. Но Мирон воспринимал все влияния, идущие с разных сторон; он их перерабатывал со свойственным ему и вообще аттическим мастерам художественным тактом. Обогащая аттическое искусство рядом новых мотивов, стремясь придать своим фигурам большую эластичность путем установления более легкой пропорциональной системы, он несмотря на многие архаические черты должен был считаться одним из первейших мастеров своего времени. Благодаря чуткости своего художественного такта, своим критическим способностям он не стал слепым подражателем чужих идей. Поворот его в сторону монументального стиля поэтому нельзя считать изменой его художественному мировоззрению. Еще стоя под полным влиянием ионийцев, которое сопровождало его по всему пути его развития, он стремился к схематизации полученных им новых элементов, и шаг от Дискобола к Гераклу Алтемпс значительно меньше той эволюции, которую проделал Вероккио от Давида к Коллеони. При всей новизне своих мотивов, Мирон — консерватор. Достаточно указать на Дискобола, чтобы понять такое, на первый взгляд парадоксальное, суждение. Прогрессист в смысле ионийского искусства не мог остановиться на полпути, он пошел дальше по пути к свободному развитию линий в пространстве, к натурализму с.45 в движениях, Мирон не отказывался от старого принципа сохранения плоскостности фигуры, но как только сильное ионийское течение начало ослабевать, вернулся в своем сидящем Геракле к наипростейшим и строжайшим формам. Цельность его художественной личности и обеспечивает ему видное место в истории античного искусства, как одному из наиболее талантливых аттических мастеров, остававшемуся верным самому себе, несмотря на самые сильные влияния со стороны, и использовавшему новые элементы лишь постольку, поскольку они соответствовали его собственной художественной индивидуальности. Только такая среда, чуткая ко всему выдающемуся новому, способная связать разнородные элементы в одно гармоничное целое, могла родить всеобъемлющего гения, действительно высшего представителя эллинского искусства, как такового, — Фидия.
ПРИМЕЧАНИЯ