История рабства в античном мире
Том I
Рабство в Греции
Глава пятая
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОВ
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.
Рабов использовали для обслуживания дома и для различных работ в городе и деревне.
Обслуживание дома совершенно естественно перешло в руки рабов, как бы мало их ни было. Они исполняли всевозможные обязанности по дому, и нет необходимости приводить тексты в доказательство того, что им поручалась охрана дома, поддержание порядка в нем, покупка провианта, приготовление обеда, служба за столом и т. д.1 Они служили также провожатыми, иногда даже надсмотрщиками над женщинами2 и во всяком случае являлись слугами хозяина, которые сопровождали его повсюду — в места исполнения им своих обязанностей, на прогулках, на зрелища и в бани, на охоту, туда, где он занимался своими коммерческими делами или выполнял свои гражданские обязанности, на войну или в посольства3. Считалось невозможным обойтись без их услуг, если не путешествовать в компании с таким кудесником, который, прибыв на постоялый двор, брал кол, задвижку двери или палку от метлы, надевал на них одежду и при помощи нескольких слов делал их лакеями, поварами, прекрасными слугами: фокус легкий, но опасный, если в то же время не обладать искусством вновь вернуть этих новоявленных слуг в их прежнее состояние палки и задвижки4. Те, которые по своему уму или честности приобретали со стороны своего хозяина большее уважение, использовались для обучения молодых рабов5, были воспитателями хозяйского сына или управляли делами господина и вели домашнее хозяйство.
Рабы не несли всех забот по внутреннему обиходу дома; женщина продолжала там сохранять свое место. В том уединении, в которое она была поставлена обычаями греческого общества, труд был для нее необходимостью. «Тки свои полотна, — говорит у Аристофана один муж, — а то у тебя заболит голова»6. Пословица напоминала ей, что ее дело — ремесло, а не собрания7; в «Облаках» жена Степсиада, несмотря на любовь к роскоши, не бросала с.73 заниматься приготовлением одежды, как это было во времена Гомера8. Но в этих работах она не оставалась одинокой; как это было и прежде, рабы приходили ей на помощь9, и, по мере того как росло довольство и богатство, она увеличивала их число, заставляя мужчин и женщин служить этому своему интересу, этой новой страсти, которая проникла в гинекеи и стремилась проявить себя и во внешней жизни.
Не одного раба подобного рода можно найти в этих нескольких стихах Плавта, которые можно считать переводом с греческого:
Уж тут приведет целый дом: Та за платьем, та за мазью смотрит, та за золотом, На руках у этой веер, у другой сандалии, И шкатулочки у третьей; взад-вперед посыльные, Расхитители запасов кладовой любовника. |
Действительно, слишком стремительно было введение10 эллинских обычаев в нравы Рима, который должен был в будущем превзойти в этом отношении Грецию, но пока еще не сравнялся с ней. Роскошь в домах богачей увеличила число красивых мальчиков, составлявших украшение праздников, — они подавали пирующим воду для омовения рук и раздавали им венки11, — увеличила число молодых девушек, как бы украшавших своей миловидностью хозяйку — занятия девушек держали их рядом с ней, — вводила черных рабов из Эфиопии, более редко евнухов12, и всякого рода рабов, которые при важных событиях пополняли собой кортеж господина. Но нужно предупредить, что только при преемниках Александра подобная роскошь могла безнаказанно выставляться напоказ перед глазами афинян13.
Кроме обслуживания дома рабы обычно использовались во всех видах работ в поле, в ремесле и торговле.
Мы видели, что в аристократических государствах все работы без исключения были возложены на порабощенные племена, потому что все внимание поработителей было обращено на войну и потому что военные упражнения требовали свободного от труда времени. В торговых республиках выполнение земледельческих работ должно было находиться приблизительно в таких же условиях, потому что здесь, естественно, все внимание поработителей было обращено на торговлю и ремесло. Так было в Коринфе; этот город, во всем остальном столь чуждый дорическому духу, в этом отношении следовал Спарте. Наоборот, Афины очень долго удерживали свой земледельческий характер. Даже под управлением Перикла, когда город, получивший столь высокое политическое значение, обогатившийся торговлей, украшенный произведениями искусства, привлекал к себе всю Грецию, даже тогда афинянин любил жизнь в деревне; Фукидид нарисовал перед нами со всей суровой энергией своего стиля печаль семейств, оторванных от своих очагов при приближении пелопоннесцев и считавших, что они покидают родину, когда им приходилось покидать свои старые поселки. Они не вернулись уже к ним, как в былые с.74 времена. Настоящая революция произошла в жизни афинского народа, и хотя много граждан еще удерживало земельную собственность, но стало гораздо более частым явлением применение труда рабов для возделывания ее14. В своей книге «Трактат о хозяйстве» («Экономика») Ксенофонт показывает нам Исхомаха и его жену, которые руководили своим имением, но самый труд несли под их надзором управляющий, ключница, работницы15.
Раб, который почти вытеснил свободного гражданина из полевых работ, начал становиться для него опасным конкурентом также в ремесле и торговле, которые Афины, казалось, хотели сохранить исключительно для своих свободных граждан. То развитие, которое получили эти занятия, и та важная роль, которую рабы стали играть в Афинах, привели к этому изменению. Гражданин, который обогатился трудом, не отказывался совершенно от средств, которые раньше открыли ему путь к богатству; но, чтобы еще расширить и укрепить свои предприятия, он занял в них более высокое место. Он больше уже не работал сам — он заставлял работать других; он больше уже не торговал сам — он заставлял торговать других и послужил образцом для знати, которая, не имея больше привилегий, кроме своего богатства, не сочла для себя предосудительным прибегнуть к самому верному способу — укрепить вместе со своими богатствами и свое политическое значение. В качестве хозяев ремесленных мастерских или купцов они нашли для себя более выгодным иметь в рабах «инструмент», «орудие» производства для своих предприятий или поверенного во всех своих операциях; и, таким образом, рабское население, увеличиваясь численно, проникало также и в ту область, которая была предназначена для свободного населения. Стали покупать работника. Никакое помещение денег для всех классов граждан не было более выгодным. Для более богатых это был особый род спекуляции, для других — средство поправить свои дела. По словам Дионисия Галикарнасского, это становилось средством существования16, а по словам Сократа в «Воспоминаниях» Ксенофонта, многие находили в использовании рабского труда возможность обогащения и составляли себе такой капитал, который позволял им выполнять все тяготы государственных повинностей17. Этим способом многие увеличивали, даже утраивали свои доходы; даже врачи имели рабов, которые от их имени занимались лечением наименее состоятельных граждан18. Благодаря такому способу можно было в любой отрасли заниматься каким угодно незнакомым производством; ведь вместе с ремесленной мастерской покупали и заведующего ею, как руководителя всего этого предприятия. Так, Сократ, видя, как гетера Феодота выставляет напоказ на себе и на сопровождавшей ее толпе слуг все тогдашнее великолепие и роскошь, спросил ее, есть ли у нее имение, или доходный дом, или рабы, искусные в «ручных работах» (ειροτἑκναι)19. Вопрос по существу может показаться наивным, но он подчеркивает, что в тех слоях общества, к которым принадлежал с.75 философ, такие формы эксплуатации были обычны. Прежде наблюдали, как люди от простого ремесла поднимались до знания и мудрости: Протагор был носильщиком, когда Демокрит угадал в нем философа по его манере складывать дрова20. Теперь же можно было видеть, как философы занимаются производством. Эсхин, один из учеников Сократа, приобрел фабрику духов21. Хотел ли он на практике применить те уроки по экономике, которые некогда, согласно Ксенофонту, Сократ преподавал Аристарху? Однако это не принесло ему чести, и его пример был плохим доказательством в пользу таких мероприятий. Чтобы пустить в ход свою фабрику, он занял деньги по 3 драхмы с мины, т. е. из 3 % месячных, или 36 % годовых. Вполне понятно, что при таких условиях он должен был разориться. Равным образом он занял деньги у Лисия из расчета 9 оболов на мину, т. е. 1½ % месячных, или 18 % годовых22. Оратор не говорит, вел ли при таких процентах философ свои дела лучше, но он говорит, что он сам не мог получить с него ни процента, ни капитала23.
Таких мастерских различного рода, вполне организованных, не требующих ничего, кроме денежного вклада, могло быть много в распоряжении одного и того же гражданина. В наследстве Конона одновременно были рабы-позументщики и рабы, выделывавшие лекарства24. Отец Демосфена оставил ему два предприятия на полном ходу: одно — оружейное, другое — кроватное25; отец Тимарха — девять или десять кожевников, одну красильщицу в пурпур, которая носила на торговую площадь драгоценные вещи, выходившие из ее рук, искусного вышивальщика и т. д. Кроме того, он владел двумя кузницами в Авлоне и во Фрасилле, в районе Лаврийских рудников26.
Для эксплуатации этих рудников обычно применялись два способа. Согласно одному, тот, кто получал рудники от государства, предоставлял управляющему весь риск, но и всю выгоду предприятия: он давал ему рабов и за твердо установленную плату оставлял ему все плоды их труда, возлагая на него обязанность их кормить27. При другом способе владелец рудника сам брал напрокат рабов, нужных для этой работы. Действительно, очень многие, вместо того чтобы самим эксплуатировать какую-либо отрасль торговли или промышленности или давать ее другим на эксплуатацию с использованием своих рабов, предпочитали отдавать рабов напрокат предпринимателям или частным лицам. Людей этого рода, которых часто называют в наших источниках наемными рабочими, было без сомнения не меньше, чем людей свободных, на той афинской площади, где происходил наем работников. Этот способ применялся в наиболее широком масштабе. Филонид имел 300 рабов, Гиппоник — 700, а Никий даже 1000, которых он отдавал напрокат для работы в рудниках. Быть может, отсюда извлекали меньше выгоды, но зато она была более верной. Этот прокат рабов был подобен прокату скота: он гарантировал хозяина от всяких потерь от болезней и даже от бегства рабов, так как наниматель брал на себя обязательство с.76 представить их обратно по окончании контракта в том же числе, в каком он получил их28.
Этот прием применялся не только по отношению к рудникам и ремесленным предприятиям, им пользовались иногда и по отношению к внутридомашнему обслуживанию. Были граждане, которые, применяя известную экономию, вместо того чтобы держать постоянных рабов, из тщеславия нанимали на время лиц, которые должны были сопровождать и охранять их женщин или следовать за ними самими во время их прогулок29, — очень удобный прием, который и теперь применяется в самых знатных и элегантных домах30. Еще чаще практиковался такой прием при экстраординарных обстоятельствах, в дни свадеб и больших празднеств. Так, нанимали поваров, которые приготовляли обед31 для пиров, танцовщиц и флейтисток, которые появлялись в конце пира. Во все времена музыка и танцы — два искусства, которые философы ставили, можно сказать, в основу греческого образования, — занимали заметное место на праздниках. Но в поэмах Гомера молодые люди в хороводах выказывали гибкость своего тела и изящество движений32, а старый певец — «аэд», вдохновленный музами, пел о славных подвигах героев, а иногда и о похождениях богов33. С тех пор дело сильно переменилось. Производство благодаря рабству нашло даже в этом материал для спекуляции. Молодые девушки сладострастной Ионии и соседних с Пафосом (священным островом «золотой» Афродиты) прибрежий собирались по зову богача в пиршественных залах целыми хороводами; были ли они одеты? Об этом можно спросить, но ответить вполне точно едва ли возможно34. Больше того, дети; обученные каким-либо подлым учителем, изображали почти естественно похождения, воспетые Гесиодом в его «Эоях» (ἤοἷαι). Это обычай, засвидетельствованный, отраженный в комедии всех веков, от Эвполиса и Аристофана до Менандра и Филемона35, отмеченный сатирой36, допущенный самой философией. Ксенофонт не видит никакой неловкости вывести этот обычай на пиру, где участвует Сократ. Во всем этом диалоге царит какой-то тон испорченности, от которой лицам, присутствующим тут, даже самому Сократу, едва ли удается очистить все ведущиеся речи. Как раз ведь Сократ просит учителя заставить двух молодых рабов танцевать под условным видом граций, нимф или гор37, он, который, несмотря на все свои прекрасные речи о небесной любви, является виновником той бесстыдной сцены, которой заканчивается пиршество38.
Рабов нанимали также и для других дел. Нужно ли говорить о бесчестном промысле Никераты39, личности вполне достоверной, тем более что и комедия часто выводила на сцену лиц подобного рода?40 Но имеет ли право современное общество бросать обвинение в лицо античному обществу? Являются ли наши «либеральные» времена более нравственными, чем эти времена рабства? По крайней мере у них больше стыдливости. Аспасия, которая была не кем другим, как Никератой высшего тона, Аспасия, которая своим ремеслом (оно не было ни хорошим, ни честным, по словам с.77 Плутарха)41 в некотором отношении как бы оправдывала то, что комики рассказывали о ее личности42, была подругой и, может быть, женой Перикла, мыслями и планами которого она владела. Она была наставницей целого ряда ораторов43. Ее дом служил школой для самого отца греческой философии44. Сократ, нравственную чистоту которого мы не подвергаем сомнению (это указывает на широко распространявшуюся порчу общественной нравственности), часто посещал ее со своими друзьями45. Его ученики ходили к ней учиться устраивать хорошие браки46. Афиняне приводили к ней своих жен47, вероятно, для того, чтобы она сообщила им какие-либо секреты того очарования, которое в ней находили, того дара нравиться, тайной которого она одна владела. Гетеры, как и все остальное, были предметом гражданских сделок. Иногда двое граждан складывались, чтобы приобрести одну гетеру48, и закон санкционировал статьи этого позорного контракта: ведь он мог дать место судебному процессу49. Иногда эти грязные споры решались третейским судьей, который часто привлекался к таким скандальным делам: «Третейские судьи, — говорит Демосфен в цитированной выше речи, — в споре Фриниона и Стефана решили, чтобы она (гетера) принадлежала им поочередно, по два дня каждому; на этих условиях они должны были стать друзьями и забыть прошлое»50.
ПРИМЕЧАНИЯ
Λάτρις, <общий корень с латинским latro, — «разбойник», «наемник»>, говорят, назывался проданный пленник; ἀμφίπολις, как и πρόπολος, раб, мужчина или женщина, специально находящийся при хозяине; ἄτμήν назывался и раб и свободный, поставленный в зависимость от кого-нибудь. Ἄφοι, θεράποντες, ἀκόλουθοι, διάκονοι, ὑπηρέται — все они имеют значение: служитель с сильным оттенком свободы; θεράπων часто указывает на значение «спутника», хотя и низшего ранга, как, например, Патрокл при Ахиллесе; φής <одинакового корня с глаголом θέω — «бегу», «тороплюсь»> и πελάτης <«тот, кто близко»; «кто подходит»> обозначали «наемники». Есть еще слова παλμόνες и ἑρκίται в значении «трудящиеся», «люди труда». См. различные тексты у Афинея (VI, 267), Поллукса, Аммония, Фомы Магистра и других грамматиков.
Одна довольно интересная фраза Поллукса о персонажах трагедии и комедии, среди различных деталей, которые касаются масок, дает нам некоторые частичные замечания, применимые к именам и деятельности рабов.
В трагедии таковыми были лица рабов-мужчин (IV, 137, 138): раб деревенский, или пастух (διφθερίας), как в «Царе Эдипе», и два раба, служащие вестниками, специально отличающиеся остроконечной бородой и вздернутым носом. Женщины (там же, 138—
с.232 В комедии среди рабов (там же, 148—
Считая некоторые черты этих фигур прихотью театра — прическу молодых девушек, два или три зуба старух, рыжие косички одних, косоглазость других, — можно, думается мне, из этих указаний извлечь несколько данных: из роли рабов в театре получить указания, как ими пользовались в реальной жизни. Из театральных пьес можно видеть, что в трагедии они являлись лишь как побочный элемент; только комедия дала им руководящую роль; сверх того, в трагедии они встречаются редко; наоборот, в комедии их очень много, и мужчин и женщин, и они принимают очень активное участие в действии. Все эти маски Поллукса можно приложить к именам новой комедии, которые нам известны из Плавта и Теренция, и эти театральные имена были лишь типами для тысяч тех рабов, которые фигурировали в сценах частной жизни Греции.
В отдельных изданиях есть некоторые разночтения; так, вместо μαίσων читается μέσος, которое можно перевести: «раб средних лет», или через латинский термин mediastinus — «раб для всяких мелких дел, по земледелию, по бане и т. д.»:
Раб суеты, о деревне ты тихим моленьем взываешь. |
Между прочим, афинский закон запрещал рабам медицинскую практику. В одной надписи в Дельфах раб, проданный богу, — это особый вид вольной — остается обязанным, если потребуется, заниматься медицинской практикой вместе со своим хозяином еще пять лет (Вешер и Фукар, Надписи, собранные в Дельфах, № 234. См. ниже главу об освобождении на волю).
Если верить Лисию, он приобрел ее за счет одного несчастного, притворившись страстно влюбленным в
Хочу себе я поваров нанять двоих. Искуснейших, какие только есть у нас. |
(Алексис). |
Эти наемные повара очень часто фигурируют во фрагментах и пьесах авторов средней и новой комедии. См. Плавт, Горшок, II, 4, 236, и III, 2, 404; Купец, IV, 2, 689 и сл. Сравн. также Теофраст, Характеры, XXII. Чтобы приготовлять пирожные, также нанимали женщин, которых называли демиургами (творцами, создателями). См. Менандр и Антифан у Афинея, IV, стр. 172.