Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellshaft, 1969.
Перевод с немецкого О. В. Любимовой под редакцией Е. Валльрабенштайн.
I. Золотой венок Цезаря.
с.7 Диктатор Гай Юлий Цезарь первым из римлян получил почётное право при жизни помещать свой портрет на монетах. Это право было привилегией эллинистических царей; однако в республиканском Риме такая награда для гражданина была неслыханной до 44 г. до н. э. и несовместимой с сущностью республики. До Цезаря в Риме на монетах чеканили только портреты умерших великих мужей1, причём лишь в течение нескольких десятилетий, прежде чем в 44 г. до н. э. созревшая монархическая идея получила внешние формы выражения, отчеканенные в металле. Первые исследователи считали прижизненными все портреты Цезаря на денариях, подписанных монетариями, однако Эккель2, как и Моммзен3, допускали, что некоторые из этих монет могли быть выпущены после убийства диктатора. Сегодня это предположение можно считать подтверждённым. Некоторые портретные монеты, подписанные монетариями, несомненно, были отчеканены при жизни диктатора4, а первые экземпляры монет, где Цезарь изображён с покрытой головой (Илл. I. 27), были выпущены после мартовских ид5. Точная дата, когда началась чеканка портрета Цезаря, установлена хуже. Насколько важна эта с.8 дата для исследования развития монархического положения Цезаря, настолько же трудно её выяснить. Ибо речь идёт не о годах, а о месяцах и неделях в течение неполного года между подавлением последних помпеянцев в Испании и мартовскими идами. Некоторые исследователи связывают первые портреты с решениями о почестях, которые были приняты в Риме после известия о победе при Мунде6. Эта точка зрения в значительной степени основана на том, что голову Цезаря считают — как выяснится в данной статье, ошибочно — увенчанной лаврами, и появление этого предполагаемого лаврового венка связывают с правом постоянно носить лавровый венок, которое, вероятно, было предоставлено, согласно перечню Диона Кассия, в апреле или мае 45 г. Другие учёные связывают появление монетных портретов с чествованием Цезаря сразу после возвращения из Испании, примерно в сентябре 45 г. до н. э.7 Большинство исследователей относит это событие к началу 44 г. до н. э., не позднее 14 февраля 44 г.8, так как на некоторых портретных монетах ещё упомянута четвёртая диктатура, тогда как Цицерон, рассказывая об отклонении диадемы в Луперкалии, уже называет Цезаря пожизненным диктатором9.
Альфёльди привнёс твёрдый пункт в трудную дискуссию о датировке, обнаружив диадему на денарии Меттия с легендой DICT. QVART.10 Так как этот монетарий, конечно, выпускал портретные монеты одним из первых, то, исходя из символа диадемы, начало чеканки портретов Цезаря примерно совпадает со временем празднования Луперкалий. Альфёльди предполагает, что портреты уже были выпущены за несколько дней до праздника. После Луперкалий Меттий повторно чеканит портрет Цезаря совместно с Сепуллием Макром и Эмилием Букой. И после мартовских ид голова Цезаря остаётся на монетах, сперва представленная, однако, с покрытым затылком11, как впоследствии обычно изображали всех обожествлённых императоров. Затем следует коллегия с подчёркнуто республиканскими монетными типами: Сервий Руф, Аррий Секунд, Нумоний Ваала, Клодий Весталис12. Портрет Цезаря без покрывала появляется у монетариев Луция Фламиния Хилона, Тиберия Семпрония Гракха, Квинта Вокония Витула12a и затем снова у Муссидия Лонга, Ливинея Регула и Публия Клодия13. с.9 Эта коллегия уже чеканит и головы триумвиров Антония, Октавиана и Лепида. Примерно в это же время Марк Антоний иногда изображает портрет Цезаря на неримской чеканке из благородного металла14. Напротив, после серьёзных трений и разрывов в конце первого пятилетия триумвирата, которые лишь с трудом удалось преодолеть, портрет диктатора встречается только на монетах Октавиана15. После 31 г. до н. э. он вообще исчезает и появляется лишь раз, на ауреях и денариях монетария Марка Санквиния во время Столетних игр16. На всех этих монетах (например, илл. I 21. 22. 25. 27. 29. 30; II 6. 8)17 Цезарь носит венок, который уже столетия называют лавровым. Одна из главных задач данного исследования — пересмотреть правильность этого наименования и в конце концов исправить его.
Необходимо сразу назвать некоторые случаи, когда этот венок не идентифицирован как лавровый. На многих медных монетах, отчеканенных вне Рима в ранние годы Октавиана-Августа, украшение на голове у Цезаря часто обозначалось как диадема или иногда как комбинация лаврового венка и диадемы. Речь идёт о следующих чеканках:
(1) | Илл. I 1, Галлия? Италия? | |
CAESAR DIVI F. Обнажённая голова Октавиана вправо |
DIVOS IVLIVS Голова Цезаря в венке вправо |
|
Виллерс: голова Цезаря в диадеме. Бабелон, Коэн, Грюбер, Сайденхэм: лавровый венок18. |
||
(2) | Илл. I 5, Фессалоника | |
ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΕΩΝ Обнажённая голова Октавиана вправо |
ΘΕΟΣ Голова Цезаря в венке вправо |
|
Геблер: сочетание царской диадемы и лаврового венка (без ленты). Хэд, Макдональд, фон Заллет: лавровый венок19. |
||
(3) | Илл. I 6, Синопа | |
C. I. F. S(?) AN XXIII Голова Цезаря в венке вправо |
Ex. D. D. Обнажённая голова Октавиана вправо |
|
Грант: диадема. Бабелон, Мильн: лавровый венок20. |
||
с.10 | ||
(4) | Илл. I 4, Апамея? Синоп? | |
AVGVSTVS DIV F. COS VII IMP. … C. RVF. Голова Августа в лавровом венке вправо |
DIVOS IVLIVS C. CASSIVS C. F. II VIR. C. I. C. F. Голова Цезаря в венке вправо |
|
Грант: диадема. Бабелон: лавровый венок21. |
||
(5) | Илл. I 7. 8, Парий? Лампсак? | |
C. G. I. L. Голова Цезаря в венке вправо |
a) Q. LVCRETI. L. PONTIO II VIR M. TVRIO LEG. b) Q. LVCRETIO L. PONTIO II VIR COL. D. P. |
|
Грант: диадема (a и b). Имгоф-Блумер: диадема (a); лавровый венок (b)22. |
||
(6) | Илл. I 2, Карфаген? | |
Голова Цезаря в венке |
CAESAR DICT PERP. Корабль |
|
Грант, Сайденхэм: диадема. Бабелон: лавровый венок23. |
Из предложенных описаний, приведённых здесь, очевидно, что наряду с наименованием «диадема» всегда рассматривалось наименование «лавровый венок». Те исследователи, которые последовательно говорят о лавровом венке Цезаря на всех медных монетах, как и на всех монетах из благородных металлов, в противоположность Имгоф-Блумеру, Виллерсу, Геблеру и Гранту, в этом отношении правы постольку, поскольку действительно нельзя заметить никакого существенного различия в головных украшениях, изображённых на разных монетах. По какой причине упомянутые четыре нумизмата дали некоторым изображениям иное наименование ещё менее понятно из-за того, что сами они на других медных монетах видят «лавровый венок»24, а также с.11 ни для одной монеты из благородного металла не указывают ничего иного, кроме обычного лаврового венка. Однако если на денариях присутствует лавровый венок, то, обозначая аналогичный головной убор на отдельных медных монетах как диадему, необходимо по крайней мере указать, чем объясняется иное украшение и какие исторические выводы следуют из этого примечательного различия. Ведь очень вероятно — и именно Грант активно поддерживает эту идею25, — что провинциальные медные чеканки не имели самостоятельных изображений, а копировали портреты на монетах из благородных металлов, отчеканенных в Риме и иногда — на других крупных императорских монетных дворах. Особая и совершенно независимая чеканка диадемы на некоторых провинциальных медных монетах была бы с этим несовместима. Однако можно согласиться, что в указаниях Виллерса, Геблера и Гранта содержится зерно истины, хотя оно состоит не в том, что на некоторых монетах Цезаря его головной убор именуется иначе, чем на других монетах Цезаря, а в том, что венок Цезаря именуется иначе, чем украшение Августа и последующих императоров, действительно изготовленное из лавра. Но тогда следовало бы говорить о «диадеме» на всех монетных портретах Цезаря, в том числе и на денариях. Однако против наименования «диадема» сразу можно возразить, что головной убор Цезаря похож на обычное изображение диадемы гораздо меньше, чем на лавровый венок Августа. Греческая диадема правителя состоит из лент, которые тесно прилегают ко лбу и завязаны узлом на затылке, так что свободные концы лент падают сзади на шею (илл. I 9. 10). Эти признаки отсутствуют на головном уборе Цезаря на монетах. Венок довольно сильно выступает вперёд на лбу и, очевидно, не является гладкой лентой и даже не скреплён лентой, завязанной узлом. Простое обозначение «диадема», без упоминания этих отличий, исключается, если только не называть диадемой вообще всякой головной убор из природных ветвей или листьев, похожий на венок. Геблер учитывает эти обстоятельства, используя выражение «комбинация царской диадемы и лаврового венка (без ленты)» в описании монеты Фессалоники (илл. I 5). Однако это описание опирается не столько на внешний вид, сколько на сообщения источников о лавровом венке, обвитом лентой диадемы, который был возложен на статуи диктатора или предложен самому Цезарю Марком Антонием на празднике Луперкалий. Светоний называет этот предмет coronam laurea candida fascia praeligata[1], Аппиан пишет: ἐστεφάνωσε δάφναις, ἀναπεπλεγμένης ταινίας λευκῆς[2], Плутарх говорит о διάδημα στεφάνῳ δάφνης περιπεπλεγμένον[3], и у Николая Дамасского стоит: δάφνινον… στέφανον, ἐντὸς δὲ διάδημα περιφαινόμενον[4]26. Таким образом, в литературе действительно можно обнаружить комбинацию диадемы и лаврового венка27. Однако нигде не сообщается, что диктатор носил это украшение на голове; сообщается лишь, что он решительно его отверг. И где с.12 же завязанная узлом лента диадемы на головном украшении Цезаря на монетах? Ссылка Геблера на пример, приведённый фон Фритце28, — пергамский венок правителя на тетрадрахме Филетера (илл. I 11) — не даёт ответа на этот вопрос. Не вызывает сомнений, что знак царской власти, предложенный Антонием диктатору, выглядел как украшение пергамских правителей. Но предмет на голове Цезаря на монетах Фессалоники, как и на любой другой чеканке Цезаря, как раз не имеет важных признаков пергамской комбинации венка и диадемы: нет ни отчетливо видной ленты, обвивающей венок, ни свисающих концов. Отсутствие этих деталей на монетных типах Фессалоники становится ещё важнее, если учесть денарий, отчеканенный в Риме во времена Цезаря, на котором можно увидеть Геракла с той самой пергамской композицией (илл. I 12)29. Чтобы можно было согласиться с наименованием «комбинация царской диадемы и лаврового венка», головное украшение Цезаря на монетах должно выглядеть точно так же. Основание для утверждения Геблера — это предположение фон Заллета о денарии Цезаря. При этом довольно странно, что Геблер специально оговаривает «без банта», тогда как для фон Заллета подтверждением служил именно предполагаемый след ленты. Ещё более странно, что фон Заллет, на которого Геблер ссылается по поводу экземпляра из Фессалоники, описал эту самую монету из Фессалоники как «голова Цезаря в лавровом венке»30. Уже Эккель31 заметил, что венок Цезаря существенно отличается от венка Августа отсутствием банта на затылке, хотя и не обратил внимания на другие различия. Тогда фон Заллет попытался объяснить отсутствие банта. Он предполагает, что лента превращала простой лавровый венок в комбинацию венка и диадемы. Поэтому у Цезаря бант на затылке был исключён как предосудительный, тогда как у Августа он уже был возможен32. Берлинский учёный утвердился в этом мнении, когда обнаружил на денарии Фламиния Хилона (илл. I 29) маленькие выступы в задней части венка. Он предположил, что когда-то здесь был изображён предосудительный бант33. Помимо уже приведённого современного денария с Гераклом (илл. I 12), достаточно лишь сравнить крошечный выступ венка на денарии Фламиния (илл. I 29) с портретами Августа, увенчанного лавром (илл. I 19), чтобы сразу увидеть, что на денарии Фламиния виднеется просто дефект штемпеля, а не намеренный намёк на бант. Отсюда ясно, что никакого следа диадемы не существует. Точно так же не существует оснований предполагать с.13, что на разных монетах Цезаря, как из меди, так и из благородных металлов, изображены разные головные украшения. Различие между изображениями легко объясняется тем, что изготовители штемпелей не были одинаково опытны и тщательны. Так, венок кажется то более толстым (илл. I 25), то более тонким (илл. I 26), сплетённым то из аккуратных листиков и шариков (илл. II 6), то из растрёпанных колючек (илл. I 30). Точно такие же различия присутствуют на сестерциях и дупондиях августовских монетариев, где на небрежно вырезанных экземплярах дубовые листья тоже выглядят как растрёпанные и с трудом узнаваемые детали34. Конечно, для выяснения крайне важной формы венка Цезаря можно использовать только тщательно изготовленные штемпели. Таким образом, ясно, что нигде не идёт речь о диадеме или комбинации диадемы и венка.
Поколения нумизматов от Эккеля до Сайденхэма определяли венок Цезаря на монетах как зелёный лавр35. Как правило, не отмечают даже отсутствие банта на затылке и одинаково описывают Цезаря и Августа как «увенчанных лавром». Однако если положить монеты с увенчанной лавром головой Августа (илл. I 19) или одного из его преемников (илл. I 23) рядом с портретами Цезаря (илл. I и II), то беспристрастный наблюдатель вынужден будет согласиться, что различия начинаются с отсутствия банта, но затрагивают и всю структуру венка. Лавровый венок Августа состоит из двух ветвей, на которых растут листья. Между ними тут и там можно разглядеть маленькие круглые плоды растения36. Обе ветви удерживает вместе лента, завязанная узлом, свободные концы которой падают на затылок. По сравнению с размерами головы отдельные лавровые листья, растущие на ветви, примерно соответствуют естественному соотношению величины лаврового листа и человеческой головы. Листья в венке Цезаря, напротив, очень плотно пригнаны друг к другу и, прежде всего, необычайно малы, так что если считать их живым лавром, то они даже приблизительно не соответствуют размеру головы. Такие отклонения от действительности довольно трудно понять, учитывая реалистичную манеру изображения у римлян. Для сравнения рассмотрим размер листьев венков из дуба и лавра во времена Цезаря и Августа (илл. I 14. 19. 20). Несоответствие размеров якобы натуральных лавровых листьев на голове Цезаря покажется ещё необычнее, если вспомнить, что лавровые венки очень часто изображаются с самого начала римской монетной чеканки, а также после Цезаря (илл. I 15. 17. 18. 19), не говоря уже о многочисленных примерах из греческого мира37. Однако листья на них всегда более крупные с.14 и расположены так же, как на лавровых венках Августа. Почему лишь венок Цезаря так резко отличается от реальности в этих деталях, если он и правда не является другим произведением? Чеканка Апамеи (илл. I 4)38 устраняет последние сомнения в том, что не следует одинаково называть «лавровым венком» головное украшение Цезаря, с одной стороны, и Августа — с другой стороны. На этой монете соединены увенчанный лавром портрет Августа на аверсе и голова Цезаря в венке на реверсе. Бабелон описывает их: «tête laurée d’Auguste» и «tête laurée de Jules César»[5]. Уже при поверхностном сравнении аверса и реверса одного и того же экземпляра обнаруживаются те же самые различия между венком Цезаря и лавровым венком Августа, которые встречаются на разных монетах: большой выступ на лбу, величина и расположение листьев. Несомненно, аверс и реверс апамейской монеты изготовлены одним и тем же резчиком штемпелей. Работа одной и той же руки легко выдаёт себя в областях вокруг глаз, углах рта и бюстах. Неужели можно поверить, что один и тот же резчик штемпелей на одной и той же монете изобразил лавровый венок двумя совершенно разными способами? Никто не станет требовать подобного легковерия. Таким образом, можно зафиксировать как надёжный результат, что на монетах Цезарь увенчан не лавровым венком из зеленой листвы, подобно Августу или другим римским императорам. Но тогда чем же?
Решение, которое недавно предложила Чезано39, не является удовлетворительным. Итальянская исследовательница нумизматики тоже увидела, что венок Цезаря существенно отличается от лаврового венка Августа, хотя и не привела наших решающих доказательств. Во всяком случае, ценно уже выступление против единого фронта, который поддерживает укоренившееся наименование лаврового венка. Ни откликов, ни согласия не последовало; это, по-видимому, объясняется недостатками новой интерпретации, предложенной взамен прежней. А именно, согласно Чезано, Цезарь увенчан миртовым венком («probabilmente di mirto»[6]). Обоснование таково: мирт посвящен Венере40 — Венера считалась родоначальницей рода Юлиев — на монетах Цезарь увенчан миртовым венком в знак почитания богини и в то же время для обожествления своей особы и положения, «per leggittimare ancora una volta la sua posizione eccezionale»[7]. Нельзя отрицать, что Цезарь особенно почитал эту богиню. «Венера» была его паролем в решающих битвах при Фарсале и Мунде, Венера была на его кольце с печатью. И в чеканке Цезаря этой богине отведено важное место. Венера Победительница — самый распространённый реверс для монетных портретов диктатора41. Можно уверенно отвергнуть возможность, что Цезарь позволил бы представить себя самого как Венеру. с.15 Таким образом, остаётся лишь задаться вопросом, желал ли Цезарь при помощи миртового венка выразить особое почитание Венеры. Античные авторы почти всегда упоминают мирт в связи с Венерой как знак любовного поклонения42. Так, согласно Овидию, любовники увенчивают надушенные волосы ветвями мирта43. В «Энеиде» Вергилия тени бродят в миртовой роще44. Ввиду этой общераспространённой ассоциации мирта с любовной игрой венок мирта на голове Цезаря не мог бы упрочить его господствующее положение, а скорее дал бы повод для грубых насмешек и ироничных намёков на общеизвестные любовные похождения диктатора, который тогда принимал Клеопатру как любовницу в стенах Рима и о котором говорили, будто он хочет получить право свободного доступа к любой женщине в интересах государства. Традиция, приверженная сплетням, вряд ли упустила бы злоречивую интерпретацию портрета Цезаря в венке из мирта. И если в то время Цезарь действительно готовился принять царское украшение, то неужели он стал бы искать средство «per leggittimare ancora una volta la sua posizione eccezionale»[7] в общепринятом реквизите любовной игры? Размер листьев по сравнению с головой, вероятно, может соответствовать мирту, но тесное расположение листьев уже вызывает сомнения. Пожалуй, можно с уверенностью предположить, что в честь Венеры на волосы свободно возлагали простые ветви мирта, а не такие массивные произведения, как венок Цезаря45.
Если уж воспринимать всерьёз миртовый венок, то скорее остаётся открытой другая дорога, тем более, что при этом тоже сохранялся бы намёк на Венеру46. Согласно древней традиции, полководец, которому вместо большого триумфального шествия с квадригой предоставляли овацию — менее торжественный въезд верхом на коне, — украшал голову миртовым венком47. 26 января 44 г., возвращаясь с Латинских празднеств на Альбанской горе, Цезарь въехал в город на коне48. Однако, вопреки формулировке фаст, с.16 это была не обычная овация, которая совершалась только при возвращении домой с войны. Невозможно установить, был ли Цезарь по этому случаю увенчан миртовым венком. Скорее можно предположить, что он тогда использовал давно полученное право ius laureae coronae perpetuo gestandae[8], тем более, что имелись исторические прецеденты использования лавра при овации49. Наиболее существенным при вступлении диктатора в город было разрешение на верховую езду. Если головное украшение Цезаря по этому случая выглядело соответственно его пожеланиям, то вряд ли можно предположить, что этот эпизод побудил диктатора украсить свой портрет на монетах знаком лёгкой победы и так предстать перед всем миром, где добился величайших побед и триумфов. Следует также принять во внимание, насколько педантичны и подробны сообщения Плиния и Геллия об употреблении мирта. Вряд ли они могли бы упустить из виду монетный портрет Цезаря, увенчанный миртом.
На Форуме, на рострах, стояло две статуи Цезаря, одна из которых была увенчана дубовым венком (corona civica), вторая — травяным венком (corona graminea или obsidionalis)50. Однако чтобы установить, что диктатор на монетах увенчан не дубовым венком, вряд ли требуется даже сравнение с дубовыми венками Августа (илл. I 20). Также не подлежит сомнению, что это не травяной венок, наглядными изображениями которого мы, к сожалению, не обладаем51. Ни зелёный лавр, ни диадема, ни мирт, ни дубовый или травяной венок не выдерживают более тщательной проверки. Для того, чтобы полностью устранить ошибочные наименования, остаётся теперь предложить более обоснованную интерпретацию.
Как уже говорилось, на всех монетных портретах Цезаря изображён один и тот же тип венка. Если он выглядит толще или тоньше, если его передняя часть выдается на лбу больше или меньше, — всё это незначительные вариации, связанные с тем, что штемпели изготавливали разные резчики. Более небрежной работой мастера объясняется также и тот факт, что аккуратные маленькие листья и шарики на венке видны только на тех экземплярах, которые вообще тщательно вырезаны; а на более неряшливых изделиях он выглядит как нечто растрёпанное52. Это подтверждается тем, что, за исключением нескольких провинциальных медных монет, рассмотренных в начале, все исследователи выбрали для всех портретов Цезаря одно и то же наименование «лавровый венок». Эта признанная идентичность даёт нам право точно описать венок по наилучшим экземплярам и рассматривать этот результат как валидный для всех монет Цезаря. С общностью наименования венка следует согласиться, однако само наименование необходимо основательно пересмотреть. Венок Цезаря на монетах отличается уже отчасти с.17 подчёркнутыми особенностями. Их необходимо проанализировать подробнее, с соответствующим материалом. Сразу бросается в глаза, что венок, в противоположность лавру Августа, очень сильно выдаётся надо лбом диктатора, тогда как на затылке прилегает настолько плотно, что может быть описан просто как тонкая лента (Илл. I 21. 22. 25. 26. 29. 30; II 4. 6. 8). Такой странный, крупный выступ на головном венке встречается также в этрусской живописи. Пример приведён на илл. II 1, где изображён фрагмент фрески из гробницы Леопардов в Тарквиниях53. Вазовая роспись54 и рельефы55 тоже дают материал для сравнения. Эти этрусские венки ещё сильнее сужаются на затылке, а на висках и на лбу они заметно шире (илл. II 1. 2). Почти все монеты с портретом Цезаря в венке имеют ту же самую особенность; она особенно хорошо видна на иллюстрациях I 21. 26; II 8. Сужение венка на затылке и расширение в передней части регулярно встречается на этрусских венках. Этот принцип наиболее полно реализован в венках, у которых роскошно оформлена только передняя часть, широкая и украшенная, тогда как от ушей к затылку идёт только узкая тонкая лента. Такая форма засвидетельствована многочисленными источниками: на этрусских монетах56, зеркалах57, этрусских вазах58 (илл. II 3), а также в скульптуре: на статуэтке во Флоренции59 и на прекрасной этрусской голове из Берлина (илл. II 5)60.
Рассмотрим теперь более пристально декоративные элементы венка на этрусской мужской голове V в. до н. э. из Берлина (илл. II 5). На основании смонтированы три параллельных ряда заострённых овальных листьев, причём каждый задний лист немного наложен на передний. Форма заострённого овала для листьев довольно нейтральна; их можно рассматривать как листья лавра; однако величина листа по сравнению с размером головы необычайно мала. И, что важнее всего, листики не растут на центральной ветви, как у растения в природе, а лежат параллельными рядами. Между краями листьев расположены маленькие шарики. С первого же взгляда видно, что речь идёт об искусственной конструкции; это подтверждается и сохранившейся на произведении с.18 позолотой венка. И вот, точное соответствие отделке этого древнего венка обнаруживается на венке Цезаря на прекрасных медных экземплярах, где на аверсе изображён портрет диктатора с легендой DIVOS IVLIVS, а на реверсе — голова Октавиана с легендой CAESAR DIVI F. (илл. I 1; II 4)61. Здесь тоже параллельно идут три ряда заострённых овальных листиков, причём кончики задних листьев немного приподнимаются над передними листьями. Можно также сравнить форму лавровых листьев, соотношение размера которых с размером головы точно так же отклоняется от природного растения, как это зафиксировано на этрусском золотом венке, и между краями листьев тоже заметны маленькие шарики. Нельзя утверждать, что венок на этрусской голове в Берлине абсолютно идентичен украшению Цезаря на монете. На последнем отсутствует тонкая лента вокруг затылка; но нельзя всерьёз отрицать, что венок Цезаря имеет те же декоративные элементы, точно так же расположенные, что и венок V в. Добавим к этому, что в большом выступе венка Цезаря на лбу и сужении на затылке обнаруживаются типично этрусские черты.
Ещё прежде, чем был приведён первый пункт доказательства, мы установили, что все венки Цезаря на монетах представляют собой один и тот же объект. Но когда сравнение венка Цезаря на медной монете, едва ли отчеканенной в Риме, с древними этрусскими венками дало столь поразительный результат, вероятно, может возникнуть желание ещё раз удостовериться в правильности этой предпосылки для денариев города Рима. Поэтому сравним венок на медной монете (илл. II 4) с головным украшением Цезаря на денарии Рима (илл. II 6). Здесь, как и там, обнаруживается выделяющийся, широкий выступ на лбу, тесное прилегание на затылке, расширение передней части венка, чрезвычайно маленькие листья в форме заострённого овала и маленькие шарики. Далее, важно, что на денарии листики тоже лежат параллельно, а не растут на ветви. Ввиду этого близкого соответствия можно спокойно придерживаться ранее принятого мнения, что все венки на монетах Цезаря идентичны. Напротив, если на менее проработанных штемпелях данные детали не так отчётливо видны, то это не имеет особого значения. Однако всё же нельзя отрицать, что на некоторых монетах венки Цезаря имеют несколько иную форму, например, на денариях (илл. I 26; II 8) с кустистой передней частью венка. Однако эта разница, в сущности, затрагивает внешние контуры венка, а не маленький размер листьев, тесное прилегание на затылке, большой выступ на лбу и расширение на висках. Даже признав определённое различие по сравнению с нашим основным медным экземпляром (илл. II 4), можно найти новые параллели для этих денариев — и снова у этрусков, например, на известной женской голове на картине в гробнице Орка62 или на вазовой росписи на илл. II 2. Имеются также с.19 оригинальные этрусские венки. Прекрасный экземпляр из Британского музея в сильном уменьшении изображён на нашей илл. II 963. Листья соединены друг рядом с другом, подобно чешуе, а не растут на ветви, как у природного растения. В середине надо лбом, где золотые листья, идущие с противоположных сторон, встречаются, расположены два полушария, действующие как шарниры. Если надеть этот венок на голову, то концы листьев раскроются вперёд, так что станут сильно выдаваться на лбу. Вид сбоку оригинального этрусского венка из Британского музея представлен на рисунке (илл. II 10). При сравнении его с венком Цезаря на денарии (илл II 8) заметно поразительное сходство. Таким образом, сильно выдающаяся надо лбом передняя часть венка Цезаря без труда объясняется. Учитывая это, можно более не принимать во внимание версии о зелёных лавровых листьях или мирте. Оригинальные этрусские изображения ясно доказывают, что Цезарь на монетах увенчан этрусским золотым венком64.
При наличии столь поразительного, но однозначного свидетельства наглядных источников, следует проверить литературные свидетельства. До нынешнего дня, помимо уже рассмотренной и опровергнутой версии Чезано (миртовый венок), венок Цезаря на монетах интерпретируется на основании литературных источников следующим образом. Из Светония и Диона Кассия65 известно, что Цезарь имел ius laureae coronae perpetuo gestandae[8], и монеты сразу рассматриваются как наглядное соответствие этим литературным сообщениям, хотя внешний вид изображений, — как теперь, надеюсь, понятно, — этому противоречит. В конце концов оказывается, что общепринятая комбинация монетных портретов и сообщений авторов довольно произвольно выбрана из ряда нескольких засвидетельствованных историками венков диктатора. В источниках можно прочесть не только о праве носить лавровый венок, но и о дубовом венке и травяном венке на статуях Цезаря66. Однако традиция ясно и отчётливо свидетельствует также и о том, что Цезарь носил золотой венок. Хотя к этому сообщению обращались снова и снова, однако, как ни странно, его ни разу всерьёз не приняли во внимание для интерпретации венка Цезаря на монетах.
После того, как Цезарь окончательно добился единовластия и уничтожил последние остатки войск противников, сенат и народ стали соревноваться в предоставлении ему почестей. Эти почести включали и особые одежды, внешне подчеркивающие монархическое положение диктатора. Так, он получил право носить пурпурную, шитую золотом одежду с.20 триумфатора на всех больших играх67, несколько позже право на триумфальное платье было распространено на всю территорию города68, и, наконец, Цезарю предоставили золотое кресло и пурпурную одежду римских царей69. В числе этих почестей Цезарю было также предоставлено право носить золотой венок70. Источники прямо не упоминают сам акт разрешения. Говорится лишь о золотом венке на голове диктатора в Луперкалии, когда он в toga purpurea сидел на золотом кресле71. Цицерон сообщает, что на Луперкалиях Цезарь впервые использовал золотое кресло и пурпурную тогу72. Пожалуй, можно предположить, что до Луперкалий 44 г. Цезарь не носил и золотого венка, который впервые упомянут в этом контексте; что венок был тесно связан с одеянием древних царей. Однако облачение мифических царей Рима пришло из Этрурии. Согласно легенде, после поражения этрусков послы передали знаки власти этрусских царей, в том числе и золотой венок73. Этрусское происхождение подтверждается и многочисленными литературными упоминаниями об этрусском одеянии триумфаторов и магистратов, которые происходили от царского облачения74.
С помощью наглядных свидетельств мы показали, что венок Цезаря не изготовлен из природного лавра, а представляет собой искусственную конструкцию несомненно этрусской формы. Из литературных источников следует, что Цезарь носил золотой венок, принадлежащий к царскому костюму. В этом случае тоже следует предположить этрусскую форму венка. Таким образом, цепь доказательств наглядного характера замыкается литературным свидетельством. Конечно, Цезарь на монетах увенчан не естественным лавровым венком или иным венком из зелёных листьев, а этрусской corona aurea[9].
Правильность этой новой интерпретации венка Цезаря подтверждается тем, что она даёт простое решение старой проблемы: почему венок диктатора в противоположность лавру Августа, не имеет лент? Предыдущие исследования не давали на это удовлетворительного ответа75. Теперь он получен самым простым и очевидным способом. Цезарь увенчан металлическим венком, который в силу своей конструкции мог держаться сам по себе и с.21 не требовал лент, тогда как две ветви зелёного лавра у Августа необходимо было связывать бантом76.
Вряд ли возможно не отказаться от описания монет «увенчанная лавром голова Цезаря», хотя такое описание приводят почти все выдающиеся нумизматы и историки77. Вероятно, о лавровом венке можно говорить только в том смысле, что декоративные листики на золотом венке имеют форму заострённого овала, что, однако, не является однозначным аргументом для ботанической классификации78. Важно, что речь не идёт о простом изображении зелёного лаврового венка в золоте. Этрусская форма и металлическая конструкция венка абсолютно несомненны. Труднее однозначно определить значение и идейный фон головного украшения Цезаря. Вне исторической связи и без исторического примера появление у Цезаря металлического венка этрусской формы было бы немыслимо. Можно исключить возможность того, что диктатор принял золотой венок просто как одну из драгоценностей из богатых запасов этрусского искусства. Подтверждённая этрусская форма заставляет искать и содержание украшения Цезаря в трёх направлениях: венок Юпитера, триумфальный венок и царский венок. При этом мы сразу вступаем в противоречие с принятой сегодня точкой зрения, что венок Юпитера и золотой триумфальный венок состояли из дубовых листьев79 и, далее, что золотой триумфальный венок был слишком велик для того, чтобы носить его на голове80. В таком случае уже из-за формы венка Цезаря его нельзя идентифицировать с одним из трёх вариантов для сравнения. Поэтому следующей целью исследования является доказательство того, что венок на монетах вполне может быть идентифицирован с древним венком Юпитера, царским и триумфальным венками, так как эти древние венки не могли состоять из дубовых листьев.
ПРИМЕЧАНИЯ