Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellshaft, 1969.
Перевод с немецкого О. В. Любимовой под редакцией Е. Валльрабенштайн.
VI. Золотой венок Цезаря и асс с Нумой.
Правильная антикварная оценка венка Цезаря на монетах позволяет окончательно решить ещё одну очень важную нумизматическую проблему. В первой главе было показано, что диктатор на монетах увенчан золотым венком. Из-за довольно нейтральной формы — заострённый овал, — эти листья можно назвать лавровыми, однако речь не идёт о простом превращении зелёного лаврового венка в золотой. Важная и сразу заметная его особенность по сравнению с обычным лавровым венком Августа — это отсутствие с.75 лент на затылке, которые были не нужны, так как металлическая конструкция держалась сама, и по этой причине отсутствуют также на этрусских экземплярах. В описаниях монет Цезаря этой особенностью постоянно пренебрегают. Так, увенчанную голову Божественного Юлия на ауреях и денариях августовского монетария Марка Санквиния описывают точно так же, как и голову Августа, украшенную зелёным лавровым венком с бантом: «увенчан лавром»335. Однако венки без бантов на предыдущих чеканках Цезаря доказывают, что и на этом портрете, созданном при Августе, должен быть задуман тот же самый золотой венок Божественного Юлия без лент на затылке, хотя через тридцать лет уже больше не придавали значения чисто этрусской форме венка. Это следующие монеты:
Аверс | Реверс |
Аурей Илл. III 12 AVGVSTVS DIVI F. LUD. SAE. LVD. SAE. Глашатай Денарий Илл. III 13 |
M. SANQVINIVS III VIR Голова молодого Божественного Юлия, над ней комета |
Согласно надписям и изображениям, монеты отчеканены в честь Столетних игр 17 г. до н. э., конечно, после появления кометы, то есть, не ранее второй половины года, а возможно, и в 16 г. до н. э.
Далее, в чеканке августовских монетариев имеется примечательная группа монет, выпадающая из обычного единообразного ряда — так называемые ассы с Нумой, со следующими типами336:
Группа A. (Асс? Дупондий?) Илл. III 1— | |
CAESAR DIVI F. AVGVST. Голова молодого мужчины в венке |
(1) CN. PISO C. PLOT. L. SVRDIN. (2) CN. PISO C. PLOTIVS L. SVRDIN. (3) CN. PISO L. SVRDIN. L. PLOT. RVF. Голова бородатого Нумы в диадеме вправо |
Группа B (Асс) Илл. III 6— | |
CAESAR AVGVSTVS TRIBVNIC. POTEST Обнажённая голова Августа вправо. |
CN. PISO CN. F. III VIR Голова бородатого Нумы в диадеме вправо |
Описание группы B больше не вызывает никаких сомнений, так как уже давно доказано, что Бабелон, Коэн и Грюбер неправильно описали легенду как CAESAR AVGVST. TRI… Неувенчанный портрет Августа никогда не вызывал сомнений. С группой A дело обстоит иначе. Мэттингли включил этот монетный тип в каталог Британского музея с описанием «bare head»[1]. В качестве источника он ссылается на экземпляр, ранее находившийся в коллекции Холла и изображённый на илл. III 2. Однако сравнение с другими экземплярами (илл. III 1. 3) ясно показывает, что экземпляр из коллекции Холла тоже имеет венок. Спорные части монет, правда, сильно изношены, однако на них ещё видны отчетливые следы венка. Описание «bare head» тем менее обосновано, что Мэттингли сопоставляет его для сравнения с экземплярами, на которых однозначно присутствует венок, и при этом ещё отмечает относительно берлинского экземпляра (илл. III 1): «not с.77 retouched: Willers is wrong»[6]; таким образом, на этой монете, которая, к тому же, кажется, имеет тот же штемпель аверса, что и экземпляр, некогда бывший в коллекции Эсте (илл. III 3), венок не вызывает сомнений. Вероятно, неосознанный — во всяком случае, невысказанный — мотив для отрицания венка состоит в том, что в 23 г. до н. э., когда, по мнению Мэттингли, была отчеканена монета, Август вряд ли мог быть изображён в лавровом венке, ибо лавровый венок как постоянное головное украшение на золотых монетах возобладал лишь существенно позже338. На самом деле, конечно, не следует под воздействием или для поддержания датировки 23 г. до н. э. отбрасывать венок как продукт современной фальсификации, а следует изменить наименование портрета: это не Август, а Божественный Юлий, хотя все описания до сих пор сходятся на наименовании «Август». Слишком мало обращают внимания на то, что у венка мнимого «Августа» не обнаруживается лента со свисающими концами. Понять, почему исследователи не смогли узнать Божественного Юлия на ассах с Нумой, не легче, чем странную слепоту относительно этрусской формы венка на более ранних денариях с портретами Цезаря. Ибо не только венок без лент, но и стиль и оформление портрета очень схожи с ауреями и денариями Марка Санквиния, описанными в начале главы (илл. III 12, 13). В этом можно убедиться, если взглянуть на иллюстрации. Ещё никто не усомнился, что на этих монетах Санквиния голова молодого мужчины, освещённая кометой, изображает обожествлённого Цезаря. Если на чеканке с Нумой из группы A (илл. III 1—
Такое простое, подтвержденное осязаемыми аргументами и прямо-таки напрашивающееся переименование в Божественного Юлия, кажется, до сих пор не рассматривалось, так как легенда к спорному портрету ясно и отчетливо объявляет имя Августа: CAESAR DIVI F. AVGVST. Следует задаться вопросом, может ли портрет, вокруг которого написана титулатура Августа, изображать Божественного Юлия. Ответ на него уже давно готов; следует лишь немного постараться и привести нужные параллели. В 38 г. до н. э. Октавиан выпустил три монетных типа с общим реверсом339:
с.78 На реверсе через все поле изображена надпись M. AGRIPPA COS. DESIG. без каких-либо других изображений (илл. III 9—
С ним связаны три варианта аверса:
(1) | Илл. III 10. В левом поле DIVOS IVLIVS; рядом голова Цезаря в венке без лент вправо; в правом поле DIVI F., рядом обнажённая голова Октавиана вправо[2]. |
(2) | Илл. III 11. IMP. CAESAR DIVI IVL. F. Обнажённая голова Октавиана вправо |
(3) | Илл. III 9. IMP. DIVI IVLI F. TER. III VIR R. Голова Божественного Юлия в венке, надо лбом комета. |
Несмотря на слабое портретное сходство, идентификацию головы молодого мужчины на вышеописанной монете (3) с Божественным Юлием гарантируют отсутствие ленты на венке и звезды (sidus) надо лбом340. Превосходный портрет Октавиана на экземпляре (2) так же очевиден. Всякие сомнения относительно давно принятых идентификаций должна устранить чеканка (1), которая соединяет те же самые головы с подписями DIVOS IVLIVS и DIVI F. Теперь следует отметить, что голову обожествлённого Цезаря сопровождает легенда, которую, в общем, можно было бы ожидать только возле портрета Октавиана: IMP. DIVI IVL. F. TER. III VIR
При этом мы получаем решающее основание для датировки этого монетного выпуска Августа. Самое позднее в 31 г. до н. э. портрет Божественного Юлия исчез с римской чеканки. Единственные более поздние экземпляры — это ауреи и денарии Марка Санквиния, описанные в начале главы, с надписью LVD. SAE., которая ясно показывает их датировку и связь со Столетними играми в 17 г. до н. э. Согласно надёжным источникам, появление sidus Julium вызвало празднование столетнего юбилея, хотя учёные датировали его только 16 г. до н. э.342 Связь между Столетними играми и портретом Цезаря, который появился на монетах Санквиния впервые после долгого перерыва и после этого не встречается, очевидна; напрашивается предположение, что Божественный Юлий на ассах с Нумой группы A связан с тем же событием. К этому можно добавить уже упомянутую тесную стилистическую связь этой головы с портретом Цезаря на чеканке Марка Санквиния из благородных металлов (ср. илл. III 1—
Связь ассов с Нумой группы A со Столетними играми убедительно подтверждается и изображением на реверсе. На монетах обеих групп A и B изображена голова пожилого бородатого мужчины. Идентификация с Нумой, которая дала имя всей монетной группе, уже давно установлена. Кальп, сын Нумы, считался родоначальником семьи Кальпурниев Пизонов. В 49 г. до н. э. член этого же рода тоже чеканил на монетах голову легендарного римского царя (илл. III 15)344. Для ассов с Нумой родство Пизонов с Нумой тоже могло иметь значение, однако едва ли это была единственная причина, тем более, что с 17 г. до н. э. в чеканке из благородных металлов семейные аллюзии монетариев уже исчезают. И портрет Нумы — это, во всяком случае, не обязательная принадлежность чеканки Кальпурниев. Среди римских царей Нума, в противоположность воинственному правлению Ромула, был мирным властителем, который «учредил» римскую религию и остался в памяти как основатель главных жреческих коллегий и культов. Во времена Августа в с.80 принцепсе видели нового Нуму, который повторно основал древнюю религию и восстановил культы345. Август несомненно видел в этом свою миссию. Конечно, сходство было очевидно уже давно; но особым поводом изобразить царя на монетах, скорее всего, послужили Столетние игры — вершина усилий Августа по религиозному и моральному обновлению. Если и можно было ожидать, что на монетах когда-то появится портрет основателя римской религии, то именно тогда. Соединение головы Нумы с портретом Божественного Юлия, звезда которого озаряет Столетние игры, не оставляет сомнений о том, что ассы с Нумой связаны с 17 г. до н. э. Эти монеты должны быть отчеканены не ранее второй половины этого года; более вероятно, что они относятся к 16 г. или даже к 15 г. до н. э.; в эти годы много намеков на великий столетний юбилей встречается и на денариях.
Таким образом, установлена — в конечном счёте, с помощью вновь обнаруженного золотого венка Цезаря — важная дата августовской чеканки. Совершенно независимо от этого, другие соображения тоже требуют исправить принятую до сих пор датировку чеканки Пизона (23 г. до н. э.)346. Тацит рассказывает о письме Пизона к Тиберию, написанном в 20 г. н. э., где полководец, обвинённый в интригах против Германика, просит пощадить хотя бы членов его семьи, ссылаясь на
Оставшийся аргумент в пользу того, что монету Пизона следует датировать, как считалось ранее, 23 г. до н. э., основан на том, что на ассах с Нумой группы A не упомянуты трибунские полномочия, которые упоминаются в группе B360. Поэтому, как полагали, группа A может относиться только к 23 г. перед предоставлением трибунской власти, а группа B — к тому же самому году после предоставления трибунской власти. Уже давно показано, что эти типы взаимно дополняют друг друга. Разница легенд CAESAR DIVI F. AVGVST. и CAESAR AVGVSTVS TRIBVNIC. POTEST., видимо, обусловлена только тем, что на монетах изображены разные люди, причём характерно, что происхождение DIVI F. указано только рядом с портретом Божественного Юлия. Прежде всего, в этом вопросе не следует ошибочно считать, будто вся медная чеканка монетариев упоминает трибунскую власть. Обычно речь идёт не о различных типах чеканки монетария, а об одном и том же типе (с вариантами для сестерциев, дупондиев, ассов). На этих чеканках не меняется ничего, кроме имени монетария. Чеканка с Нумой представляет единственный случай действительно разных монетных типов, и вполне естественно, что на них появляется и другая легенда; к тому же, это единственный случай, где вместо обычного портрета Августа изображена голова Цезаря. Если никто не предлагает датировать чеканку ауреев и денариев до 23 г. только потому, что они не упоминают трибунские полномочия, то не следует рассуждать подобным образом и относительно группы A с Нумой.
Гражданский венок появляется на чеканках из благородного металла не ранее конца 19 г. до н. э. Медная чеканка зависела от оформления типов из благородных металлов, поэтому на медной чеканке гражданский венок вряд ли мог возникнуть раньше361. К тому же, на ауреях и денариях августовских монетариев гражданская корона всегда видна ясно и отчетливо, однако в медной чеканке часто изображена нечётко, так что форма листьев неузнаваема. Нередко встречаются венки с лавровыми листьями, хотя лавровые ветви по бокам указывают, что у венка лишь дубовые листья имеют смысл. Ясно, что прототип с.83 изображения дубового венка следует искать на монетах из благородных металлов. Далее, можно предполагать, что если Август возродил старые республиканские формы городской чеканки, то начал не с мелкой медной монеты, но по меньшей мере одновременно стал выпускать золото и серебро. Таким образом, аргументы за датировку чеканки Пизона 23 г. до н. э. опровергнуты. Нельзя вслед за Пинком просто объявить, что «маленькую группу ассов с Нумой лучше пропустить», так как «имеется очень мало экземпляров, часть которых переделана и подделана»362. Ибо исключено, что фальсификатор узнал о раскрытых нами взаимосвязях и после этого выполнил свои подделки. Но нет и достаточных оснований включать Пизона в число первых монетариев, чеканивших медь, и относить его к 20 г. до н. э., как делает Пинк. Аргументы Пинка в пользу того, что Пизон был одним из первых августовских монетариев, основан на мнении, что коллегии, судя по номиналам, которые они отчеканили, должны располагаться в следующей последовательности363:
1) Две коллегии: сестерции — дупондии — ассы.
2) Две коллегии: сестерции — дупондии.
3) Две коллегии: ассы.
Если мы относим Пизона примерно к 16—
1) Две коллегии: сестерции — дупондии.
2) Две коллегии: сестерции — дупондии — ассы.
3) Две коллегии: ассы.
Нельзя сказать, что эта последовательность менее логична, тем более, что вся августовская медная чеканка имеет отчётливую тенденцию к уменьшению номиналов и заканчивается выпуском одних только квадрантов. Этому гораздо лучше соответствует более позднее появление ассов — только во второй группе. Далее, есть сведения о консульствах многих монетариев из переставленных мною двух первых групп. Они выглядят так:
Согласно Пинку: | Согласно нашей датировке чеканки Пизона: | ||
1) | 8 г. до н. э., Азиний Галл | 1) | 9 г. до н. э., Сульпициан |
7 г. до н. э., Пизон | 8 г. до н. э., Цензорин | ||
2) | 9 г. до н. э., Сульпициан | 2) | 8 г. до н. э., Азиний Галл |
8 г. до н. э., Цензорин | 7 г. до н. э., Пизон |
Отсюда видно, что согласно нашей теории чем позже человек был монетарием, тем позже он становился консулом. Порядок, предложенный Пинком, требует обратной последовательности.
Таким образом, с помощью других аргументов мы вновь приходим к тому, что чеканку Пизона следует датировать чуть позднее 17 г. до н. э. — именно так, как требует идентификация Божественного Юлия на ассах с Нумой группы A. Тот же самый с.84 результат, полученный независимым способом, может лишь подтвердить, что открытие золотого венка Цезаря, на котором основана идентификация Божественного Юлия, верно.
ПРИМЕЧАНИЯ
Группа A
1) один экземпляр 9,24 г; у нас илл. III 1. Берлин, ранее у Самбо в Неаполе: Babelon II, с. 91 № 294. Cohen I, с. 116 № 381. Оба автора неправильно приводят легенду, исправлено Барфельдтом: Num. Z. 32, 1900, с. 35. BMC Rep. II, с. 93. Willers, Kupferprägung, с. 134 № 131: «Голова Нумы подверглась современной переработке резцом». Mattingly BMC Emp. I, с. 28: «not retouched: Willers is wrong»[6].
2) один экземпляр 11,16 г; у нас илл. III 2. Коллекция Холла, аукцион Гледининг, 1950 I, № 760. Хирш, Мюнхен, кат. № XI (4. 5. 1904) № 741 илл. XI. Эггер, Вена, кат. XLIII (1913) № 285. Bahrfeldt, Num. Z. 51, 1918, с. 106: «сильно обработана». Willers, Kupferprägung, с. 134 № 131: «подправлена; вероятно, современная подделка». BMC Emp. I с. 28*. Барфельдт и Виллерс читают легенду как в группе A 1; правильно — Mattingly BMC Emp. I с. 28.
3a) 12,65 г; у нас илл. III 3. Берлин, ранее Эсте, Бунбери, Селтман. Dressel, Z. Num. 21, 1898, с. 241: «с нечётким венком, вовсе не сильно подправлена». Bahrfeldt, Num. Z. 28, 1896, с. 77 № 16; 32, 1900, с. 35 № 6; 51, 1918, с. 105 № 8a: «подлинная, но сильно подправлена». Willers, Kupferprägung, с. 134 № 130: «голова Августа в лавровом венке». Babelon I, с. 306 № 36: «tête laurée d’Auguste»[7]. Cohen I, с. 115 № 380: «обнажённая голова», хотя приводит рисунок, где отчётливо виден венок. BMC Rep. II, с. 92 прим. 3: «It is much tooled, and the wreath is probably a modern addition»[8].
3b) У нас илл. III 4. Лондон. На голове ясно виден венок. Как любезно сообщил
3c) L. Hamburger, Kat. Jan. 1895 № 303. Здесь отсутствует рисунок, монета не поддаётся идентификации. Идентична 3b?
3d) 7,89 г; у нас илл. III 5. A. Heß Nachf. 1917 (Horsky) № 2824. Bahrfeldt, Num. Z. 51, 1918, с. 105 № 8: «сильно переделанная». Венок ещё различим. При переделке голова, видимо, ошибочно подгонялась под портрет Августа.
Группа B
a) 12,14 г; у нас илл. III 6. Париж. Babelon I с. 306 № 37. Cohen I с. 115 № 379. BMC Rep. II с. 90. Все они неправильно приводят легенду; исправлено в Willers, Kupferprägung с. 134 № 132.
b) 14,92 г; у нас илл. III 7. Коллекция Райана, Глендининг (2. 4. 52) № 2250 (ex Santamaria Sale 25). Очевидно, тот же самый штемпель, что у предыдущего парижского экземпляра. Вероятно, изображена на рисунках Патена и Мореля; ср. Bahrfeldt, Num. Z. 51, 1918, с. 106.
c) 8,66 г; у нас илл. III 8. Оксфорд; ранее коллекция Льюиса, аукцион Навилль XI (18. 6. 25) № 231. Коллекция Райана, Глендининг (2. 4. 52) № 2697. BMC Emp. I, с. 28*. Ср. Grant, Six Main Aes Coinages, с. 102: «Nor should there be any doubts about the specimen from the Levis Collection»[9]. 117 BMC Emp. I, с. 28.