Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.40

15. РОЖДЕНИЕ ЭРОТА


a. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что Эрот, выси­жен­ный из Миро­во­го яйца, был пер­вым из богов, посколь­ку без него никто не может родить­ся. Поэто­му его при­рав­ни­ва­ют к Гее-Зем­ле и Тар­та­ру, отри­цая у него нали­чие каких бы то ни было отца и мате­ри, если толь­ко мате­рью его не была Или­фия, боги­ня — покро­ви­тель­ни­ца роже­ниц1.

b. Дру­гие утвер­жда­ют, что он был сыном Афро­ди­ты и Гер­ме­са или Аре­са, или ее соб­ст­вен­но­го отца Зев­са; его еще счи­та­ют сыном Ириды и Зефи­ра (Запад­но­го вет­ра). Он был доволь­но свое­нрав­ным маль­чи­ком, кото­рый не выка­зы­вал ника­ко­го ува­же­ния к воз­рас­ту или поло­же­нию и лишь пор­хал на золотых кры­льях, пус­кая во все сто­ро­ны ост­рые стре­лы и без­дум­но под­жи­гая серд­ца сво­и­ми ужас­ны­ми факе­ла­ми2.

* * *

1. Эрот был для Геси­о­да толь­ко абстрак­ци­ей. Древ­ние гре­ки изо­бра­жа­ли его в виде Керы или кры­ла­той «Зло­бы», точ­но так же, как Ста­рость или Чуму, в том смыс­ле, что неуправ­ля­е­мое поло­вое вле­че­ние может быть опас­ным для упо­рядо­чен­но­го обще­ства. Более позд­ние поэты, одна­ко, упря­мо нахо­ди­ли удо­воль­ст­вие в его шало­стях, и ко вре­ме­ни Пра­к­си­те­ля уже сфор­ми­ро­вал­ся сен­ти­мен­таль­ный образ Эрота в виде пре­крас­но­го юно­ши. Самое извест­ное свя­ти­ли­ще Эрота нахо­ди­лось в Фес­пи­ях, где бео­тий­цы покло­ня­лись ему как про­сто­му фал­ли­че­ско­му стол­бу — сво­его рода пас­ту­ше­ско­му Гер­ме­су или При­а­пу, но под дру­гим име­нем (см. 150. a). с.41 Повест­во­ва­ния о его роди­те­лях не тре­бу­ют объ­яс­не­ний. Гер­мес был фал­ли­че­ским богом, а Арес, будучи богом вой­ны, воз­буж­дал жела­ние в женах вои­нов. В том, что Афро­ди­та была мате­рью Эрота, а Зевс — его отцом, есть намек на поло­вое вле­че­ние, кото­рое может не оста­но­вить­ся даже перед инце­стом. Его рож­де­ние от Раду­ги и Запад­но­го вет­ра — это лири­че­ский образ. Или­фия, или «покро­ви­тель­ни­ца роже­ниц», — это титул Арте­ми­ды. Обра­ще­ние к Или­фии долж­но сим­во­ли­зи­ро­вать силу мате­рин­ской люб­ви.

2. Эрот нико­гда не счи­тал­ся столь важ­ным боже­ст­вом, чтобы ока­зать­ся сре­ди две­на­дца­ти олим­пий­ских богов.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Орфи­че­ский гимн LVIII; Ари­сто­тель. Мета­фи­зи­ка I. 4; 984b, 23—30. Геси­од. Тео­го­ния 120; Олен. Цит. по: Пав­са­ний IX. 27. 2.
  • 2Цице­рон. О при­ро­де богов III, 23, 59—60; Вер­ги­лий. Кирис 134; Алкей. Цит. по: Плу­тарх. Об Эро­те 20.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1303242327 1304093169 1356780016 1356780017 1356780018