Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.41

16. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕЯНИЯ ПОСЕЙДОНА

a. Когда Зевс, Посей­дон и Гадес, сверг­нув сво­его отца Кро­на, бро­си­ли в шле­ме жре­бий, кому быть вла­ды­кой неба, моря и мрач­но­го под­зем­но­го мира, оста­вив зем­лю в общее поль­зо­ва­ние, то Зев­су доста­лось небо, Гаде­су — под­зем­ный мир, а Посей­до­ну — море. Угрю­мый и свар­ли­вый Посей­дон — столь же важ­ное боже­ство, как и Зевс, хотя и усту­паю­щее ему в силе, — сра­зу начал стро­и­тель­ство сво­его под­вод­но­го двор­ца неда­ле­ко от горо­да Эги (Евбея). В сво­их огром­ных конюш­нях он дер­жал белых коней с мед­ны­ми копы­та­ми и золоты­ми гри­ва­ми, а так­же золотую колес­ни­цу, с при­бли­же­ни­ем кото­рой мгно­вен­но ути­ха­ли штор­мы; колес­ни­цу, рез­вясь, сопро­вож­да­ли под­няв­ши­е­ся со дна мор­ские чуди­ща1.










b. Желая полу­чить супру­гу, кото­рой бы нра­ви­лись мор­ские глу­би, он стал уха­жи­вать за нере­идой Фети­дой, одна­ко после того, как Феми­да пред­ска­за­ла, что если у Фети­ды родит­ся сын, то он сво­им вели­чи­ем пре­взой­дет отца, отка­зал­ся от сво­их наме­ре­ний и поз­во­лил ей вый­ти замуж за смерт­но­го Пелея. Амфи­т­ри­та, дру­гая при­гля­нув­ша­я­ся ему нере­ида, испу­га­лась его уха­жи­ва­ний и сбе­жа­ла от него в Атлас­ские горы. За ней отпра­ви­лись послан­цы Посей­до­на, сре­ди кото­рых был дель­фин, так искус­но повед­ший дело, что бег­лян­ка не смог­ла отве­тить отка­зом и попро­си­ла его поза­бо­тить­ся о свадь­бе. В бла­го­дар­ность Посей­дон поме­стил изо­бра­же­ние дель­фи­на сре­ди звезд в виде созвездия Дель­фи­на2.

Амфи­т­ри­та роди­ла Посей­до­ну тро­их детей: Три­то­на, Роду[1] и Бен­фе­си­ки­му, но при­чин для рев­но­сти у нее было не мень­ше, чем у Геры, чей супруг, Зевс, изве­стен сво­и­ми любов­ны­ми похож­де­ни­я­ми с боги­ня­ми, ним­фа­ми и смерт­ны­ми жен­щи­на­ми. Осо­бен­но воз­му­ти­ла Амфи­т­ри­ту связь Посей­до­на со Скил­лой, доче­рью Фор­кия, кото­рую она пре­вра­ти­ла в чудо­ви­ще с шестью соба­чьи­ми голо­ва­ми и две­на­дца­тью нога­ми, под­бро­сив в тот водо­ем, где она купа­лась, вол­шеб­ные тра­вы3.

c. Посей­дон жаж­дал овла­деть зем­ны­ми цар­ства­ми и одна­жды объ­явил о сво­ей вла­сти над Атти­кой, уда­рив тре­зуб­цем по афин­ско­му акро­по­лю. В том месте, где трезу­бец кос­нул­ся зем­ли, тут же забил род­ник, из кото­ро­го потек­ла мор­ская вода. Этот источ­ник еще и сей­час мож­но видеть. Позд­нее, в цар­ст­во­ва­ние Кек­ро­па, о сво­ем вла­де­нии Атти­кой более спо­кой­но объ­яви­ла Афи­на — она поса­ди­ла первую мас­ли­ну око­ло это­го источ­ни­ка. Раз­гне­ван­ный Посей­дон вызвал ее на поеди­нок. Афи­на уже гото­ва была при­нять вызов, но встав­ший меж­ду ними Зевс потре­бо­вал, чтобы спор был решен мир­ным путем. Спо­ря­щим ниче­го не оста­ва­лось делать, кро­ме как пред­стать перед судом вер­хов­ных божеств, кото­рые вызва­ли Кек­ро­па для дачи пока­за­ний. Зевс не стал вме­ши­вать­ся в этот спор, но все боги под­дер­жа­ли Посей­до­на, а все с.42 боги­ни — Афи­ну. Таким обра­зом, боль­шин­ст­вом в один голос Афи­на полу­чи­ла пра­во на вла­де­ние Атти­кой как при­нес­шая ей луч­ший дар.

d. Раздо­са­до­ван­ный Посей­дон послал огром­ные вол­ны, чтобы зато­пить Фри­а­сий­скую рав­ни­ну, где рас­по­ло­же­ны Афи­ны — город боги­ни Афи­ны. Боги­ня нашла убе­жи­ще в атти­че­ских Афи­нах, кото­рые так­же назва­ла сво­им име­нем. Одна­ко, чтобы как-то унять гнев Посей­до­на, жен­щи­ны в Афи­нах были лише­ны пра­ва голо­са, а муж­чи­нам отныне запре­ща­лось носить име­на сво­их мате­рей4.










e. Посей­дон так­же оспа­ри­вал власть Афи­ны над горо­дом Тре­зен. На сей раз Зевс пове­лел разде­лить город меж­ду спор­щи­ка­ми, одна­ко это реше­ние ока­за­лось непри­ем­ле­мым для обе­их сто­рон. Затем Посей­дон без­успеш­но пытал­ся отнять ост­ров Эги­ну у Зев­са и Нак­сос у Дио­ни­са, а в спо­ре с Гелио­сом за Коринф полу­чил толь­ко пере­ше­ек Истм, тогда как Гелиос оста­вил за собой мест­ный акро­поль. В еще боль­шей яро­сти Посей­дон попы­тал­ся отнять Арго­лиду у Геры и вновь был готов драть­ся, отка­зав­шись пред­стать перед судом богов из-за пред­взя­то­го, по его мне­нию, к нему отно­ше­ния. В свя­зи с этим Зевс решил пере­дать дело реч­ным богам Ина­ху, Кефи­су и Асте­ри­о­ну, кото­рые вынес­ли реше­ние в поль­зу Геры. Посколь­ку Посей­до­ну было запре­ще­но мстить, как преж­де, навод­не­ни­ем, он сде­лал как раз про­ти­во­по­лож­ное: он так высу­шил пото­ки сво­их судей-рек, что те совсем пере­сы­ха­ли летом. Одна­ко, усту­пив Ами­моне, одной из дана­ид, опе­ча­лен­ной такой засу­хой, он сде­лал так, что Лер­на — река в Арго­лиде — тек­ла посто­ян­но5[2].

f. Посей­дон хва­лил­ся тем, что создал коня, одна­ко неко­то­рые гово­рят, что при его рож­де­нии Рея отда­ла это живот­ное на съе­де­ние Кро­ну. Он так­же хва­лил­ся тем, что при­ду­мал уздеч­ку, хотя до него уздеч­ку при­ду­ма­ла Афи­на, одна­ко никто не оспа­ри­ва­ет его пер­вен­ство во введе­нии ска­чек. Бес­спор­но так­же то, что кони были его свя­щен­ны­ми живот­ны­ми, воз­мож­но, пото­му, что он пытал­ся добить­ся вза­им­но­сти от Демет­ры, когда та, без­утеш­ная, иска­ла свою дочь Пер­се­фо­ну. Гово­рят, что Демет­ра, устав­шая и отча­яв­ша­я­ся от бес­плод­ных поис­ков, менее все­го была рас­по­ло­же­на к любов­ным уте­хам с любым богом или тита­ном; она пре­вра­ти­лась в кобы­ли­цу и ста­ла пастись в табуне неко­е­го Онка (сына Апол­ло­на), цар­ст­во­вав­ше­го в Арка­дии. Одна­ко ей не уда­лось обма­нуть Посей­до­на, кото­рый, пре­вра­тив­шись в жереб­ца, покрыл ее. От это­го воз­му­ти­тель­но­го сою­за появи­лась ним­фа Дес­пой­на и дикий конь Арей­он. Ярость Демет­ры была столь вели­ка, что до сих пор суще­ст­ву­ет мест­ный культ «мстя­щей Демет­ры»6.

* * *

1. Фети­да, Амфи­т­ри­та и Нере­ида — это раз­лич­ные мест­ные наиме­но­ва­ния мор­ской вла­ды­чи­цы, и посколь­ку Посей­дон был богом-отцом эолий­цев-море­пла­ва­те­лей, он пре­тен­до­вал на зва­ние ее супру­га везде, где суще­ст­во­вал культ этой боги­ни. Пелей женил­ся на Фети­де на горе Пели­он (см. 81. l). Нере­ида, дочь Нерея, озна­ча­ет «теку­чая». В гоме­ров­ских поэ­мах Амфи­т­ри­та озна­ча­ет про­сто «море», при­чем там она не с.43 явля­ет­ся женой Посей­до­на. Ее неже­ла­ние вый­ти замуж за Посей­до­на сов­па­да­ет с неже­ла­ни­ем Геры стать женой Зев­са, а Пер­се­фо­ны — женой Гаде­са. Рас­сказ о дель­фине — это сен­ти­мен­таль­ная алле­го­рия: дель­фи­ны появ­ля­ют­ся, когда море успо­ка­и­ва­ет­ся. Эги рас­по­ло­же­ны на мел­ко­вод­ной бео­тий­ской сто­роне Эвбеи и были пор­том Орхо­ме­на, и имен­но здесь соби­ра­лась мор­ская экс­пе­ди­ция про­тив Трои.

2. Рас­сказ о том, как Амфи­т­ри­та ото­мсти­ла Скил­ле, напо­ми­на­ет месть Паси­фаи дру­гой Скил­ле (см. 91. 2). Скил­ла («рву­щая» или «щенок») — это все­го лишь отвра­ти­тель­ная ипо­стась Амфи­т­ри­ты: соба­ко­го­ло­вая боги­ня смер­ти Гека­та (см. 31. f), кото­рая име­ет губи­тель­ную власть на зем­ле и море. На обна­ру­жен­ной в Кнос­се печа­ти она изо­бра­же­на угро­жаю­щей чело­ве­ку, сидя­ще­му в лод­ке. Она так­же угро­жа­ла Одис­сею в Мес­син­ском про­ли­ве (см. 170. t).

3. Попыт­ки Посей­до­на захва­тить опре­де­лен­ные горо­да — это поли­ти­че­ские мифы. Его тяж­ба из-за Афин отра­жа­ет неудач­ную попыт­ку стать богом-хра­ни­те­лем это­го горо­да вме­сто боги­ни Афи­ны. Одна­ко ее победа была сопря­же­на с уступ­ка­ми пат­ри­ар­ха­ту: афи­няне отка­за­лись от крит­ско­го обы­чая, сохра­няв­ше­го­ся в Карии вплоть до клас­си­че­ской эпо­хи (Геро­дот I. 173), и пере­ста­ли носить име­на сво­их мате­рей. Варрон, сооб­щив­ший об этом, пред­став­ля­ет эту тяж­бу как пле­бис­цит всех муж­чин и жен­щин Афин.

Совер­шен­но ясно, что ионий­ские пеласги в Афи­нах потер­пе­ли пора­же­ние от эолий­цев, и Афи­на сохра­ни­ла свою власть над горо­дом бла­го­да­ря сою­зу с покло­няв­ши­ми­ся Зев­су ахей­ца­ми, кото­рые впо­след­ст­вии отка­за­ли ей в про­ис­хож­де­нии от Посей­до­на и пред­ста­ви­ли ее повтор­но рож­ден­ной из голо­вы Зев­са.

4. Куль­тур­ные оли­вы пер­во­на­чаль­но вво­зи­лись из Ливии, что под­твер­жда­ет ливий­ское про­ис­хож­де­ние мифа об Афине, одна­ко при­не­сти она мог­ла толь­ко ветвь, посколь­ку куль­тур­ные оли­вы не пло­до­но­сят и для полу­че­ния уро­жая их нуж­но при­вить к диким олив­ко­вым дере­вьям. Оли­ву Афи­ны пока­зы­ва­ли даже во II в. н. э. Затоп­ле­ние Фри­а­сий­ской доли­ны, ско­рее все­го, было собы­ти­ем исто­ри­че­ским, одна­ко дати­ро­вать его невоз­мож­но. Не исклю­че­но, что в нача­ле XIV в. до н. э., с кото­рым метео­ро­ло­ги соот­но­сят мак­си­мум осад­ков, реки в Арка­дии нико­гда не пере­сы­ха­ли и их после­дую­щее обме­ле­ние объ­яс­ня­лось местью Посей­до­на. Хоро­шо извест­но, что до при­хо­да элли­нов в Корин­фе суще­ст­во­вал культ солн­ца (Пав­са­ний II. 4. 7; см. 67. 2).

5. Миф о Демет­ре и Посей­доне свиде­тель­ст­ву­ет о при­хо­де элли­нов в Арка­дию. В Фига­лии Демет­ра изо­бра­жа­лась как боги­ня-покро­ви­тель­ни­ца с голо­вой кобы­лы, дав­шая нача­ло, еще до при­хо­да элли­нов, куль­ту лоша­ди. Древ­ние элли­ны доста­ви­ли в Гре­цию из-за Кас­пия новую поро­ду более круп­ных лоша­дей. Мест­ная поро­да лоша­дей по раз­ме­рам не пре­вы­ша­ла шот­ланд­ских пони и не годи­лась для исполь­зо­ва­ния в колес­ни­цах. Похо­же, что элли­ны захва­ти­ли цен­тры куль­та лоша­ди, где их цари-вои­ны насиль­но жени­лись на мест­ных жри­цах, тем самым полу­чая пра­во на зем­лю. В резуль­та­те это­го исчез­ли оргии, в кото­рых фигу­ри­ро­ва­ла дикая кобы­ли­ца (см. 72. 4). Свя­щен­ные кони, Арей­он и Дес­пой­на (эти име­на были эпи­те­та­ми самой Демет­ры), ста­ли назы­вать­ся детьми Посей­до­на. Имя Ами­мо­на мог­ло быть одним из имен боги­ни в Лерне, кото­рая была извест­на как центр водя­но­го куль­та дана­ид (см. 60. g и 60. 4).

6. Неисто­вая Демет­ра, как и неисто­вая Неме­сида (см. 32. 3), — это еже­год­ное состо­я­ние боги­ни, при­но­ся­щее смерть, и исто­рия Посей­до­на и Демет­ры, рас­ска­зы­вае­мая в Тель­пу­се (Пав­са­ний VIII. 42), как и Посей­до­на и безы­мян­ной фурии, про­ис­шед­шая у источ­ни­ка в Тиль­фу­се (Бео­тия) (схо­лии к «Илиа­де» Гоме­ра XXIII. 346), была уже доста­точ­но древ­ней к при­хо­ду элли­нов. Этот сюжет мож­но най­ти в древ­не­ин­дий­ских свя­щен­ных кни­гах, где Сара­нью пре­вра­ща­ет­ся в кобы­ли­цу, а Бива­сват ста­но­вит­ся жереб­цом и покры­ва­ет ее; от это­го сою­за рож­да­ют­ся два геро­и­че­ских ашви­на. с.44 Демет­ра—Эри­ния мог­ла озна­чать не Демет­ру неисто­вую, а Демет­ру—Сара­нью, в чем вид­на попыт­ка при­ми­рить две чуж­дые куль­ту­ры; одна­ко для оби­жен­ных пеласгов Демет­ра была и оста­ва­лась разъ­ярен­ной.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гомер. Или­а­да XV. 187—193; VIII. 210—211; XII. 21—30; Одис­сея V. 381; Апол­ло­ний Родос­ский III. 1240.
  • 2Апол­ло­дор III. 13. 5; Гигин, Поэ­ти­че­ская аст­ро­но­мия II. 17.
  • 3Цец. Схо­лии к Ликофро­ну 45 и 50.
  • 4Геро­дот VIII. 55; Апол­ло­дор III. 14. 1; Авгу­стин. О гра­де божи­ем XVIII. 9; Гигин. Мифы 164.
  • 5Пав­са­ний II. 30. 6; Плу­тарх. Застоль­ные вопро­сы IX. 6; Пав­са­ний II. 1. 5; II. 15. 5; II. 22. 5.
  • 6Пин­дар. Пифий­ские оды VI. 50; Пав­са­ний VIII. 25. 3 и сл.; Апол­ло­дор III. 6. 8.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.552

  • [1]Три­тон — мор­ское боже­ство, полу­че­ло­век-полу­ры­ба («рыбо­кен­тавр»). Это имя не име­ет отно­ше­ния к чис­лу «три»; оно догре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и, веро­ят­но, ука­зы­ва­ет на шум волн.

    Рода (или Родос) — боги­ня, оли­це­тво­ре­ние ост­ро­ва Родос. О ее про­ис­хож­де­нии суще­ст­ву­ют весь­ма раз­но­ре­чи­вые сведе­ния: ее мате­рью назы­ва­ют и Афро­ди­ту, и Амфи­т­ри­ту, и Галию, а отцом — и Посей­до­на, и реч­но­го бога Асо­па. Оче­вид­но, сло­во Родос — так­же догре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и к греч. rho­don (роза) отно­ше­ния не име­ет.

  • [2]Пока­за­тель­но, что Посей­дон как более древ­нее боже­ство сти­хий­ных и нера­зум­ных сил тер­пит пора­же­ние в борь­бе с новы­ми бога­ми, кото­рым при­су­ще свет­лое и разум­ное нача­ло.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1304093169 1356780017 1356780018 1356780019