Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.162

62. ЛЕДА

a. Неко­то­рые гово­рят, что, когда Зевс влю­бил­ся в Неме­сиду, она спря­та­лась от него в воде, пре­вра­тив­шись в рыбу. Тогда Зевс пре­вра­тил­ся в боб­ра и стал гонять­ся за ней по воде. Неме­сида выпрыг­ну­ла на берег и ста­ла пре­вра­щать­ся то в одно­го зве­ря, то в дру­го­го, но Зевс все рав­но пре­сле­до­вал ее по пятам, все вре­мя при­ни­мая облик более люто­го или быст­ро­но­го­го зве­ря. Нако­нец, она взле­те­ла, пре­вра­тив­шись в дикую гусы­ню, а он стал лебедем, настиг и потоп­тал ее в Рам­нун­те, что в Атти­ке. Сми­рив­шись со сво­ей уча­стью, Неме­сида сбро­си­ла перья и при­шла в Спар­ту, где Леда, жена царя Тин­да­рея, нашла со вре­ме­нем гиа­цин­то­во­го цве­та яйцо, лежав­шее в боло­те. Она при­нес­ла наход­ку домой и спря­та­ла в сун­дук. Из это­го яйца, когда при­шел срок, роди­лась Еле­на Тро­ян­ская1. Одна­ко неко­то­рые утвер­жда­ют, что это яйцо упа­ло с луны, как и то, что в ста­ро­дав­ние вре­ме­на сва­ли­лось в реку Евфрат, а потом было выне­се­но рыба­ми на берег, выси­же­но голу­бя­ми, и из него роди­лась сирий­ская боги­ня люб­ви2.




b. Третьи утвер­жда­ют, что Зевс, обер­нув­шись лебедем, пре­сле­ду­е­мым орлом, нашел убе­жи­ще на груди Неме­сиды, а затем овла­дел ею. По про­ше­ст­вии поло­жен­но­го вре­ме­ни она снес­ла яйцо, кото­рое Гер­мес швыр­нул меж­ду широ­ко рас­став­лен­ных ног Леды, когда та сиде­ла на ска­мье. Так Леда роди­ла Еле­ну, а Зевс поме­стил изо­бра­же­ния Лебедя и Орла на небе­сах, чтобы таким обра­зом уве­ко­ве­чить свою улов­ку3.

c. Одна­ко чаще все­го рас­ска­зы­ва­ют, буд­то Зевс в обра­зе лебедя воз­лю­бил саму Леду на бере­гу реки Эврот и что потом она снес­ла яйцо, из кото­ро­го вылу­пи­лись Еле­на, Кастор и Полидевк, а впо­след­ст­вии Леда была обо­жест­вле­на под име­нем Неме­сиды4. В ту же ночь муж Леды Тин­да­рей тоже воз­лег с ней, и хотя одни гово­рят, что все трое детей Леды были от Зев­са, вклю­чая и Кли­тем­не­стру, кото­рая вме­сте с Еле­ной вылу­пи­лась из вто­ро­го яйца, дру­гие счи­та­ют, что толь­ко Еле­на была доче­рью Зев­са, а Кастор и Полидевк были сыно­вья­ми Тин­да­рея5. Есть и такие, кто утвер­жда­ют, что Кастор и Кли­тем­не­стра — дети Тин­да­рея, а Еле­на и Полидевк — дети Зев­са6.

с.163

* * *

1. Неме­сида была луной-боги­ней в ипо­ста­си ним­фы (см. 32. 2), и в древ­ней­шем мифе, создан­ном на осно­ве сюже­та любов­ной пого­ни, она пре­сле­до­ва­ла царя-жре­ца, кото­рый пре­тер­пе­вал сезон­ные пере­во­пло­ще­ния, пре­вра­ща­ясь в зай­ца, рыбу, пче­лу, мышь — или же так: в зай­ца, рыбу, пти­цу и пше­нич­ное зер­но, — и в конеч­ном сче­те она пожи­ра­ла его. С победой пат­ри­ар­халь­ной систе­мы пре­сле­ду­е­мый и пре­сле­до­ва­тель поме­ня­лись места­ми: теперь боги­ня бежа­ла от Зев­са, как в англий­ской бал­ла­де о Сми­те-Чер­ном Угле (см. 89. 2). Боги­ня пре­вра­ща­лась в выд­ру или боб­ри­ху, чтобы пре­сле­до­вать рыбу, и имя Кастор («бобр») — есть не что иное, как отго­ло­сок это­го мифа, тогда как имя Полидевк («при­тор­ное вино») свиде­тель­ст­ву­ет о харак­те­ре празд­неств, во вре­мя кото­рых совер­ша­лась эта пого­ня.

2. La­da счи­та­ет­ся ликий­ским, т. е. крит­ским сло­вом, озна­че­ни­ем «жен­щи­на», и Леда была боги­ней Лато­ной, Лето или Лат, кото­рая роди­ла Апол­ло­на и Арте­ми­ду в Дело­се (см. 14. 2). Гиа­цин­то­вый цвет яйца напо­ми­на­ет кро­ва­во-крас­ное яйцо дру­ид­ских пас­ха­лий, назы­вав­ше­е­ся glain, кото­рое дру­иды каж­дый год иска­ли на бере­гу. В кельт­ских мифах это яйцо откла­ды­ва­ла боги­ня в обра­зе мор­ско­го змея. Рас­сказ о том, как яйцо было бро­ше­но меж­ду ног Леды, воз­мож­но, воз­ник на осно­ве изо­бра­же­ния, на кото­ром боги­ня сиде­ла в крес­ле для родов, и из ее чре­ва уже вид­не­лась голо­ва Апол­ло­на.

3. Еле­на и Гел­ле, или Селе­на, — это мест­ные вари­ан­ты луны-боги­ни (см. 43. 10; 70. 8 и 159. 1), тож­де­ст­вен­ность кото­рой сирий­ской богине под­чер­ки­вал Гигин. Одна­ко Гигин пута­ет: у него яко­бы сама боги­ня снес­ла миро­вое яйцо, сово­ку­пив­шись со зме­ем Офи­о­ном, кото­рый высидел это яйцо на водах, при­няв образ голуб­ки. Боги­ня же воз­ник­ла из без­дны (см. 1. a). Елене были посвя­ще­ны два хра­ма око­ло Спар­ты: один — в Терап­нах, постро­ен­ный на месте микен­ско­го посе­ле­ния, а вто­рой — в Дендре, свя­зан­ный с куль­том дере­вьев, как и ее свя­ти­ли­ще на Родо­се (см. 88. 10). Пол­лукс (X. 191) упо­ми­на­ет о спар­тан­ском празд­ни­ке, назы­вае­мом Геле­не­фо­рия. Во вре­мя это­го празд­ни­ка в спе­ци­аль­ной кор­зине, назы­вае­мой he­le­ne, нес­ли безы­мян­ные пред­ме­ты. На сохра­нив­ших­ся релье­фах такую кор­зи­ну несет сама Еле­на в сопро­вож­де­нии дио­с­ку­ров. Безы­мян­ны­ми пред­ме­та­ми ско­рее все­го были фал­ли­че­ские сим­во­лы, а Еле­на — орги­а­сти­че­ской боги­ней.

4. Зевс обма­нул боги­ню пело­пон­нес­ско­го куль­та лебедя Неме­сиду и вос­поль­зо­вал­ся ее жало­стью точ­но так же, как обма­нул боги­ню крит­ско­го куль­та кукуш­ки Геру (см. 12. a). Воз­мож­но, эти мифы ука­зы­ва­ют на при­ход в крит­ские или пеласгий­ские горо­да эллин­ских вои­нов, кото­рые для нача­ла почи­та­ли Вели­кую боги­ню и снаб­жа­ли ее жриц послуш­ны­ми кон­сор­та­ми, но в кон­це кон­цов лиши­ли ее преж­не­го гла­вен­ства.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гомер. Киприя. Цит. по: Ате­ней с. 334; Апол­ло­дор III. 10. 7; Сап­фо. Фр. 105; Пав­са­ний I. 33. 7.
  • 2Ате­ней 57 и cл.; Плу­тарх. Застоль­ные вопро­сы II. 3. 3; Гигин. Мифы 197.
  • 3Гигин. Поэ­ти­че­ская аст­ро­но­мия II. 8.
  • 4Лак­тан­ций I. 21; Гигин. Мифы 77.
  • 5Гомер. Одис­сея XI. 299 и cл.; Или­а­да III. 426; Еври­пид. Еле­на 254, 1497 и 1680.
  • 6Пин­дар. Немей­ские оды Х. 80; Апол­ло­дор III. 10. 6—7.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1341658575 1341747115 1356780063 1356780064 1356780065