Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.200

78. КЕНИДА И КИНЕЙ

a. Посей­дон одна­жды разде­лил ложе с ним­фой Кенидой, доче­рью маг­не­сий­ца Эла­та или, как гово­рят неко­то­рые, лапи­фа Коро­на, и спро­сил ее, что она хочет за свою любовь. «Сде­лай из меня, — ска­за­ла она, — неуяз­ви­мо­го вои­на, а то мне надо­е­ло быть жен­щи­ной».

Посей­дон, как и обе­щал, изме­нил ее пол, и она ста­ла Кене­ем, добив­шим­ся таких воен­ных успе­хов, что лапи­фы вско­ре избра­ли ее сво­им царем. Она даже роди­ла сына Коро­на, кото­ро­го позд­нее убил Геракл, когда сра­жал­ся с дорий­цем Эги­ми­ем. Кенею так понра­ви­лось его новое состо­я­ние, что он на рыноч­ной пло­ща­ди, где соби­рал­ся народ, уста­но­вил копье и заста­вил людей при­но­сить ему жерт­вы, как богу, и не почи­тать боль­ше ника­ких богов.




b. Зевс, про­слы­шав о таком высо­ко­ме­рии Кенея, стал под­стре­кать кен­тав­ров, чтобы они уби­ли его. На свадь­бе Пири­фоя они вне­зап­но напа­ли на Кенея, но тому без труда уда­лось убить пять или шесть из кен­тав­ров и остать­ся невреди­мым пото­му, что их ору­жие отска­ки­ва­ло от его заго­во­рен­ной кожи, не при­чи­няя ника­ко­го вреда. Но остав­ши­е­ся в живых кен­тав­ры ста­ли бить его по голо­ве ство­ла­ми ело­вых дере­вьев, пока не вогна­ли в зем­лю, а затем сло­жи­ли над ним огром­ную полен­ни­цу. Кеней задох­нул­ся и умер. Потом из полен­ни­цы выле­те­ла пти­ца с кры­лья­ми цве­та пес­ка, в кото­рой при­сут­ст­во­вав­ший при этом про­ри­ца­тель Мопс при­знал душу Кениды, и, когда они реши­ли похо­ро­нить труп, их гла­зам пред­ста­ло тело жен­щи­ны1.

с.201

* * *

1. В мифе при­сут­ст­ву­ют три само­сто­я­тель­ных моти­ва. Во-пер­вых, это обы­чай, кото­рый еще не исчез в Алба­нии и соглас­но кото­ро­му девуш­ки, всту­паю­щие в воен­ную дру­жи­ну, обла­ча­лись в муж­ские одеж­ды, поэто­му, когда они гиб­ли в бою, вра­ги удив­ля­лись, обна­ру­жив их истин­ный пол. Во-вто­рых, это отказ лапи­фов при­знать над собой элли­нов. Уста­нов­лен­ное для покло­не­ния копье, ско­рее все­го, было стол­пом, уста­нов­лен­ным в честь боги­ни наро­див­шей­ся луны Кениды или Эла­ты («ель»), свя­щен­ным дере­вом кото­рой счи­та­лась ель. Лапи­фы потер­пе­ли пора­же­ние от эолий­цев из Иол­ка, кото­рые с помо­щью сво­их союз­ни­ков, кен­тав­ров, наса­ди­ли сре­ди них культ сво­его бога Посей­до­на, но оста­ви­ли без изме­не­ний их родо­вые зако­ны, за исклю­че­ни­ем того, что, как и в Арго­се, пред­во­ди­тель­ни­ца пле­ме­ни была обя­за­на носить искус­ст­вен­ную боро­ду, чтобы утвер­дить свое пра­во граж­дан­ской и воен­ной пра­ви­тель­ни­цы. Так Кенида ста­ла Кене­ем, а Эла­та-жен­щи­на пре­вра­ти­лась в Эла­та-муж­чи­ну. Об ана­ло­гич­ном изме­не­нии пола до сих пор еще объ­яв­ля­ет Южная цари­ца — сопра­ви­тель­ни­ца королев­ства Лози, что в бас­сейне реки Зам­бе­зи. Всту­пая в дом сове­та, она про­воз­гла­ша­ет: «Я пре­вра­ти­лась в муж­чи­ну!» Это про­ис­хо­дит пото­му, что одна из ее род­ст­вен­ниц по жен­ской линии захва­ти­ла в свое вре­мя пат­ри­ар­халь­ный трон. В-третьих, это риту­ал, запе­чат­лен­ный на чер­но­фи­гур­ной амфо­ре (см. 9. 1), на кото­рой обна­жен­ные муж­чи­ны, воору­жен­ные колотуш­ка­ми, бьют по голо­ве изва­я­ние мате­ри-Зем­ли, оче­вид­но, для того, чтобы осво­бо­дить Кору, дух ново­го года, посколь­ку «Кенида» озна­ча­ет «новая».

2. Пти­цей с кры­лья­ми цве­та пес­ка мог­ла быть любая пти­ца, в зави­си­мо­сти от вре­ме­ни года, когда испол­нял­ся этот обряд. Вес­ной, напри­мер, такой пти­цей мог­ла быть кукуш­ка (см. 12. 1).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­дор I. 9. 16; II. 7. 7 и Эпи­то­ма I. 22; Апол­ло­ний Родос­ский I. 57—64 и схо­лии; Гигин. Мифы 14; Сер­вий. Ком­мен­та­рий к «Эне­иде» Вер­ги­лия VI. 448; Овидий. Мета­мор­фо­зы XII. 458—531.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1303242327 1341515196 1356780079 1356780080 1356780081