Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.199

77. НИОБА

a. Нио­ба была сест­рой Пело­па и женой фиван­ско­го царя Амфи­о­на, кото­ро­му роди­ла семе­рых сыно­вей и семе­рых доче­рей. Она ими так гор­ди­лась, что одна­жды даже поз­во­ли­ла себе нелест­но ото­звать­ся о Лето, у кото­рой было все­го двое детей, Апол­лон и Арте­ми­да. Дочь Тире­сия, про­ро­чи­ца Ман­то, услы­шав такую необ­ду­ман­ную похваль­бу, посо­ве­то­ва­ла фиван­ским жен­щи­нам тут же уми­ло­сти­вить Лето и ее детей, для чего вос­ку­рить бла­го­во­ния и укра­сить голо­вы лав­ро­вы­ми вен­ка­ми. Когда по возду­ху раз­нес­ся запах бла­го­во­ний, в сопро­вож­де­нии огром­ной сви­ты яви­лась Нио­ба, обла­чен­ная в пре­крас­ные фри­гий­ские одеж­ды, поверх кото­рых лежа­ли ее длин­ные рас­пу­щен­ные воло­сы. Она пре­рва­ла цере­мо­нию жерт­во­при­но­ше­ний и со зло­бой спро­си­ла, поче­му Лето, жен­щи­ну неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния, родив­шую муже­по­доб­ную дочь и жено­по­доб­но­го сына, пред­по­чли ей, Нио­бе, внуч­ке Зев­са и Атлан­та, наво­див­ше­го ужас на фри­гий­цев, и цари­це, при­над­ле­жа­щей цар­ско­му дому Кад­ма? Если даже несча­стье уне­сет у нее двух-трех ее детей, станет ли она от это­го бед­нее?


b. Бро­сив жерт­во­при­но­ше­ния, испу­ган­ные фиван­ки ста­ли шеп­тать молит­вы, чтобы уми­ло­сти­вить Лето, но было уже позд­но. Послан­ные ею Апол­лон и Арте­ми­да воору­жи­лись лука­ми и уже спе­ши­ли, чтобы нака­зать Нио­бу за само­на­де­ян­ность. Апол­лон обна­ру­жил ее сыно­вей, когда те охо­ти­лись на горе Кифе­рон, и пере­бил их всех по одно­му, поща­див толь­ко Амик­ла, кото­рый бла­го­ра­зум­но воз­нес Лето уми­ло­сти­ви­тель­ную молит­ву. Арте­ми­да заста­ла доче­рей Нио­бы за прял­ка­ми во двор­це и выпу­сти­ла в них целый кол­чан стрел, поща­див толь­ко Мели­бею, посту­пив­шую так же, как Амикл. Остав­ши­е­ся в живых брат и сест­ра поспе­ши­ли постро­ить храм Лето, при­чем Мели­бея так поблед­не­ла от испу­га, что полу­чи­ла про­зви­ще Хло­рида, сохра­нив­ше­е­ся за ней даже тогда, когда она несколь­ки­ми года­ми поз­же выхо­ди­ла замуж за Нелея. Неко­то­рые, прав­да, гово­рят, что никто из детей Нио­бы не остал­ся в живых и что ее муж Амфи­он был тоже убит Апол­ло­ном.

c. Девять дней и девять ночей Нио­ба опла­ки­ва­ла сво­их мерт­вых детей и вдруг обна­ру­жи­ла, что их неко­му даже похо­ро­нить, пото­му что Зевс, встав на сто­ро­ну Лето, пре­вра­тил всех фиван­цев в камень. На деся­тый день Олим­пий­цы сами собла­го­во­ли­ли совер­шить погре­бе­ние. Нио­ба бежа­ла за море, на гору Сипил, роди­ну сво­его отца Тан­та­ла, где Зевс, дви­жи­мый состра­да­ни­ем, пре­вра­тил ее в изва­я­ние, кото­рое до сих пор ран­ним летом про­ли­ва­ет обиль­ные сле­зы1.

d. Все люди скор­бе­ли по Амфи­о­ну и жале­ли, что его род пре­кра­тил­ся, но никто не скор­бел по Нио­бе, кро­ме ее тако­го же высо­ко­мер­но­го бра­та Пело­па2.

* * *

1. Коли­че­ство детей Нио­бы у Гоме­ра рав­но две­на­дца­ти, у Геси­о­да (соглас­но неко­то­рым схо­ли­ям) — два­дца­ти, у Геро­до­та — четы­рем, а у Сап­фо — восем­на­дца­ти. Одна­ко, по свиде­тель­ству, кото­рым поль­зо­ва­лись Еври­пид и Апол­ло­дор и кото­рое луч­ше все­го согла­су­ет­ся со здра­вым смыс­лом, у Нио­бы было семе­ро сыно­вей и семе­ро доче­рей. Посколь­ку в фиван­ском вари­ан­те мифа Нио­ба назы­ва­ет­ся внуч­кой с.200 тита­на Атлан­та, в аргос­ском мифе — она дочь или мать Форо­нея (см. 57. a), кото­рый так­же назван тита­ном (Апол­ло­дор II. 1. 1), или Пелас­га, а так­же может счи­тать­ся пер­вой смерт­ной жен­щи­ной — воз­люб­лен­ной Зев­са (Апол­ло­дор. Там же; Пав­са­ний II. 22. 6), этот миф может свиде­тель­ст­во­вать о пора­же­нии, кото­рое семе­ро тита­нов и семе­ро тита­нид потер­пе­ли от олим­пий­цев. Гора Сипил мог­ла быть послед­ним местом, где в Малой Азии еще сохра­нял­ся культ тита­нов, как он сохра­нял­ся в гре­че­ских Фивах. Изва­я­ние Нио­бы — это гора, кото­рая чем-то напо­ми­на­ет чело­ве­че­скую фигу­ру, кото­рая слов­но бы пла­чет, когда от сол­неч­ных лучей на ее вер­шине начи­на­ет таять снег. Сход­ство уси­ли­ва­ет хетт­ская мать-боги­ня, изва­я­ние кото­рой выруб­ле­но в ска­ле при­мер­но в кон­це XV в. до н. э. «Нио­ба», воз­мож­но, озна­ча­ет «снеж­ная», а b соот­вет­ст­ву­ет v в латин­ском сло­ве ni­vis или ph в гре­че­ском сло­ве ni­pha. Одну из ее доче­рей Гигин назы­ва­ет Хиа­дой, при­чем на гре­че­ском язы­ке это сло­во может иметь смысл лишь в том слу­чае, если оно про­изо­шло от редук­ции слов chio­nos ni­pha­des («сне­жин­ки»).

2. Пафе­ний («Любов­ные исто­рии» 33) рас­ска­зы­ва­ет о нака­за­нии Нио­бы по-дру­го­му. Яко­бы по нау­ще­нию Лето отец Нио­бы воз­же­лал совер­шить с ней инцест, и, когда она отверг­ла его, он сжег всех ее детей. Посколь­ку мужа ее к тому вре­ме­ни рас­тер­зал дикий вепрь, Нио­ба не снес­ла сво­его несча­стья, бро­си­лась со ска­лы и раз­би­лась. Этот рас­сказ, под­креп­лен­ный схо­ли­я­ми к «Фини­ки­ян­кам» Еври­пида (159), воз­ник под вли­я­ни­ем мифов о Кини­ре, Смирне или Мир­ре и Адо­ни­се (см. 18. h) и обы­чая сжи­гать мла­ден­цев, при­но­ся их в жерт­ву богу Моло­ху (см. 70. 5 и 156. 2).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гигин. Мифы 9 и 10; Апол­ло­дор III. 5. 6; Гомер. Или­а­да XXIV. 612 и сл.; Овидий. Мета­мор­фо­зы VI. 146—312; Пав­са­ний V. 16. 3; VIII. 2—3 и I. 21. 5; Софокл. Элек­тра 150—154.
  • 2Овидий. Мета­мор­фо­зы VI. 401—404.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1356780069 1341658575 1303312492 1356780078 1356780079 1356780080