Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Примечания приводятся по 9-му немецкому изданию 1919 г. в переводе С. И. Сосновского, 2015.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
с.323
2. Быстрота путешествия по суше и по морю.
С государственной почтой можно было при далеких путешествиях делать 5 миль (1 геогр. м.[1]) в час[2], включая сюда остановки: из Антиохии в Константинополь доезжали менее, чем в 6 дней (747 м.1 = 150 геогр. м.[3])2. При путешествиях в наемных экипажах эта скорость считалась очень большой, и вполне справедливо, так как здесь наем новых лошадей и людей требовал более долгих остановок. Цезарь, путешествия которого вызывали всеобщее удивление своей быстротой, совершал путь от Рима до Роны менее, чем в 8 дней3. Судя по расписанию станций, расстояние от Рима до Арля, по дороге через Тоскану и приморские Альпы, равнялось 796 милям[4]4; Светоний, говоря, что Цезарь проезжал величайшие расстояния с невероятной быстротой и что он без багажа в наемном экипаже проехал расстояние в 100 м. (20 геогр. м.[5])[6], — по-видимому, имеет в виду это путешествие5. Путь в Обулько (в Бэтике) Цезарь совершил в 27 дней6, — между тем как известие о сражении при Мунде (тоже в Бэтике) дошло в Рим только через 35 дней7. Еще быстрее, чем Цезарь, ехал вестник, привезший весть об убийстве С. Росция в с.324 Америю — 56 миль[7] в 10 ч. — на двухколесном экипаже, ночью; но это было небольшое расстояние, которое требовало не больше двух перепряжек8. Также и путешествие Ицела, привезшего известие о смерти Нерона Гальбе в Испанию, считалось исключительно быстрым: он проехал в июне 68 г. из Рима в Клунию меньше чем в семь дней9. Морское путешествие от Остии до Тарракона требовало в лучшем случае не менее пяти дней, так как Плиний Старший считает очень быстрым четырехдневное путешествие из ближней Испании — вероятно из Тарракона в Остию10; сюда надо прибавить еще расстояние от Остии до Рима. Так как Ицел прибыл на седьмой день еще до заката солнца, то он не употребил на путешествие от Тарракона до Клунии даже и 36 часов — это было 332 мили[8]11. Сервантес называл уже двенадцатидневное путешествие из Неаполя в Барселону счастливым. Дорога оттуда в Толедо совершалась на почтовых в 6 дней[9]12. Еще быстрее, чем Ицел, ехал курьер, привезший из Аквилеи в Рим известие об убийстве Максимина: он прибыл туда «на перекладных» на четвертый день13; он должен был (если он все время ехал сушею — через Болонью) проезжать 130—
Морские путешествия, разумеется, совершались лишь весной, летом и ранней осенью. С наступлением поздней осени корабли возвращались со всех сторон в родные гавани36, если они не оставались в чужих странах на зиму37. Навигация не действовала от 11 ноября до 5 марта[28]38: в этот день по позднейшему календарю праздновался «корабль Исиды» (как покровительницы судоходства), по-видимому, на всех берегах Средиземного моря, причем к морю отправлялись процессии, торжественно освящали один корабль и дожидались его выхода в открытое море39. Теперь-то «машины влекли высохшие корабли в море»40. Без настоятельной необходимости никто не подвергал себя опасностям зимнего путешествия; все же, как говорит Плиний, ярость штормов не совсем закрывала море: ибо теперь алчность побеждает опасности зимней езды по морю, на которую решались раньше только из боязни пиратов41. Но включая даже движения торговых судов, число кораблей, отвозивших депеши и чиновников, или транспортировавших пленных и изгнанников, даже и в зимние месяцы не было малым. Овидий был принужден в начале декабря отправиться в ссылку в Томы и перенес шторм42. Префект Египта, Авилий Флакк был в начале зимы 37 г. привезен пленником из с.326 Александрии в Рим; путешествие его было чрезвычайно затруднительным43. Но также и Цицерон ездил в 50 г. между 9 и 25 ноября из Анция в Брундизий; он оставался из-за шторма до
Береговые жители часто практиковали по отношению к потерпевшим кораблекрушение «береговое право», несмотря на все противодействия императоров — Адриана, Антонина Благочестивого и Марка Аврелия (особенно дурной славой пользовались в этом отношении жители Циклад)45. Они даже продавали в рабство несчастных, попавшихся им в руки; так, один счетовод (dispensator) Кальвиния Сабина (конс. 26 г., ум. 39 г.[29]), потерпевший кораблекрушение, был продан в рабские казармы и там заклеймен46. Манилий упоминает о водолазах, которые жадно обыскивали морское дно и приносили все ценное с потонувших кораблей47. По-видимому, также нередко случалось, что рыбаки, зажигая огни, вызывали этим кораблекрушения48. Особенно в этом подозревали жителей опасных берегов — как, напр., у так наз. лощин Евбеи, на ее восточном берегу, на предгорьях Каферея49. Потерпевшие кораблекрушение поставляли постоянный контингент в число нищих, особенно в Риме. Они также образовали класс, постоянно покровительствуемый христианскими общинами50.
Со времени восстановления мира пираты не были опасными в Средиземном море51, и только в виде исключения случалось, особенно как последствие войн, что безопасность мореплавания нарушалась; так, во время иудейской войны беглые и изгнанные евреи в большом количестве укрепились в Иоппе и, занимаясь грабежом и разбоем на море, долгое время препятствовали спокойному движению судов между Сирией, Финикией и Египтом52. Разумеется, на отдаленных морях римское могущество было бессильно против пиратов, как, напр., в Индийском океане53 и в северо-восточной части Черного моря54. В третьем столетии господство над морем было окончательно утрачено55.
Морские путешествия совершались большею частью звездными ночами56. Рулевой определял направление движения по положению созвездий57, которым и путешественники поклонялись перед отъездом58. Ночные путешествия упоминаются часто59. Филострат говорит, что корабли, отправлявшиеся из Путеол в Остию, всегда снимались с якоря вечером60; они достигали устья Тибра на третий день61; вероятно, в ближайшее утро они останавливались в Кайете[30], во второе — в Анции (во время Цицерона эта гавань была загромождена кораблями)62. В Стабии приезжали из Рима по морю на четвертый день63. Из Брундизия в Коркиру или Диррахий переправлялись в хорошую погоду и при попутном ветре в один день64, с.327 в бурю путешествие продолжалось дольше65. Столько же времени требовал переезд из Брундизия или Гидрунта (Otranto) в Авлону (Valona) в южной Иллирии66. В ноябре 50 года[31] Цицерон отправился из гавани Кассиопы[32] на Коркире в Гидрунт67. Апостол Павел в один день переехал из Регия в Путеолы при южном ветре68; но у Филострата Аполлоний и Дамид, выехав тоже из Путеол, достигли при попутном ветре Тавромения лишь на третий день69. Постоянный рейс кораблей совершался из Сицилии по открытому морю в гавань Киллену в Элиде70; из Сиракуз туда приезжали на шестой день71; при особенно благоприятном ветре переправлялись из Коринфа в Путеолы даже на шестой день72.
При поездках из Италии в Эгейское море, Аттику и Малую Азию обыкновенно приставали в Лехее, переходили Истм пешком или переезжали в экипаже и в Кенхреях снова садились на корабль. Часто перевозили также через Истм и корабли (вероятно, по дощатым мосткам)73. Предпринятое Нероном прорытие Истма (причем была выбрана лучшая линия, использованная и теперь) было прервано до завершения, хотя и успело подвинуться довольно далеко74. Позднее этот же план был у Герода Аттического75.
О сухопутной переправе через Истм мечтает и Проперций76; так же путешествовал и Овидий, купивший или нанявший в Кенхреях новый корабль «Минерву» на пути в Томы77. По этой же дороге отправили также Авиллия Флакка[33] на остров Андрос, назначенный ему местом изгнания78; Гален возвращался со своим другом из Рима в Малую Азию через Коринф; он отправил свой багаж и своих лучших рабов на корабле в Афины; сам же нанял экипаж для того, чтобы в сопровождении нескольких рабов проехать туда сухим путем через Мегару79. В сентябре 145 г. Аристид возвращался из Рима по морю. После того как корабль с самого начала принужден был бороться со штормом, был пригнан к Пелору на северо-восточном берегу Сицилии и долго метался по Мессинскому проливу, последовал переезд через Ионийское море, продолжавшийся две ночи и один день при тихой погоде; все же пристать к Кефалонии было трудно. Затем моряки, несмотря на настоятельные советы Аристида, выехали из Патр, ехали тоже две ночи и день, и поездка была тоже такой же трудной. После того как Истм был перейден по суше, поездка в Милет потребовала еще 4 дня, так что все морское путешествие продолжалось четырнадцать дней80. Часто случалось, что объезжали на корабле вокруг Пелопоннеса: в этом нас убеждает надпись одного купца или фабриканта Флавия Зевксида из Гиераполя во Фригии, который 72 раза переехал мимо Малеи (вошедшей в поговорку своей опасностью) в Италию81. Тот же самый путь в обратном направлении счастливо совершил Плиний Младший (ок. 111 г.) вместе со своей свитой, как он сообщает об этом из Эфеса Траяну. Оттуда он хотел ехать с.328 в Вифинию, отчасти морем вдоль берега во избежание жары, отчасти в повозке из боязни дувших тогда пассатов82.
Кто, направляясь из Италии в Азию, хотел возможно более сократить морское путешествие, мог ехать сушею через Македонию и Фракию (по Эгнатиевой дороге, шедшей из Аполлонии в греческой Иллирии до реки Гебра во Фракии), и это, по-видимому, случалось нередко. Когда Гален во второй раз отправился в Рим, он и туда и обратно ехал по этому пути. Он хотел посетить остров Лемнос и воспользовался для этого кораблем, который шел из Александрии Троадской в Фессалонику; но так как он думал, что на Лемносе, как на других островах Эгейского моря, всего один город, — он причалил к Мирине на западном берегу вместо Гефестиады на восточном, где он хотел изучить приготовление печатной глины. Так как корабельщик не хотел его дожидаться, он отложил исполнение своего намерения на обратный путь; тогда он отправился из Филипп в Македонии на морской берег, отстоявший на расстоянии 120 стадий[34], переправился в Фасос, оттуда в Лемнос (700 ст.[35]), наконец снова в Александрию в Троаде (тоже 700 стад.)83. Аристид начал свое путешествие в Рим по Эгнатиевой дороге в середине зимы 144 года. Проливные дожди, изморози, морозы и бури сменяли друг друга. Гебр был весь покрыт льдом, и его пробивали для того, чтобы проложить путь лодкам; поля были затоплены, насколько можно было охватить глазом; в гостиницах был недостаток, и в них с крыш домов и потолков текло больше воды, чем с неба. При этом Аристид ехал так быстро, что его не обгоняли курьеры императорской почты84. Большей части рабов он велел следовать за собой более медленным ходом. Там, где было необходимо, он сам разыскивал проводников, и это было нелегко; ибо варвары повсюду обращались в бегство и с ними надо было вести долгие переговоры или даже захватывать их силою. В Эдессе Аристид довольно долго пролежал больной и приехал в Рим на сотый день после выезда. Часть его вьючных животных погибла в пути, остальных он продал85. Рассказы о мученичестве св. Игнатия повествуют, что он позднею осенью или зимою отправился из Селевкии по морю через Смирну в Троаду, затем сушею через Македонию до Эпидамна, снова морем до Остии86; если в его житии и есть преувеличения, то все же такой путь вполне возможен. Овидий ехал из Коринфа через Имброс в Самофракию, откуда, как он говорит в написанной там элегии, был лишь небольшой прыжок в Темпиру[36] (вблизи Траянополя). Отсюда он хотел ехать сушею через Фракию и Мэзию в Томы, между тем как его «Минерва» должна была ехать через Геллеспонт вдоль берега Черного моря87. Продолжительность его путешествия неизвестна: если он и говорит в одном из своих посланий с Понта, что ответ на письмо, посланное из Том в Рим, приходит через год88, то это, конечно, не дает масштаба. Известие о смерти Г. Цезаря в Лимире, в Ликии[37], 21 февр. 4 г. по Р. Хр. пришло в Пизу 2 апреля89.
с.329 С Мэотийского (Азовского) моря грузовые корабли часто приходили в Родос при попутном ветре на десятый день, оттуда на четвертый день в Александрию, оттуда по Нилу на десятый день в Эфиопию; так что, как замечает Диодор, путешествие из холодного пояса земли в самые ее жаркие страны могло быть совершено в 24 дня90. Префект Галерий прибыл из Сицилийского пролива в Александрию на седьмой день, префект Бальбилл на шестой, Валерий Мариан[38], сенатор преторского ранга, даже из Путеол прибыл туда на девятый день при очень слабом ветре91. Во время монсунов охотнее ездили из Италии в Сирию через Александрию, чем прямо из Брундизия (что было долгим и трудным путешествием) особенно потому, что александрийские корабли считались самыми быстроходными и имеющими лучших рулевых (так ехал иудейский царь Агриппа по совету Калигулы92). Наоборот, тот, кто хотел по возможности избежать путешествия по морю, — мог достигнуть Александрии круговой дорогой через Грецию, Малую Азию и Сирию (так, по-видимому, ехал сам Калигула)93. Впрочем, если для путешествия из Берита в Брундизий и обратно брали деньги в долг на 200 дней94, то само собою понятно, что при этом принимались в расчет все возможные и предполагаемые задержки такого делового путешествия, и притом очень щедро. Письмо, отправленное Кассием из местности вблизи Апамеи к Цицерону в Рим, шло немного долее пятидесяти дней95; наоборот, письмо Антистия Вета[39] из Сирии шло к Бальбу в Рим более 100 дней96. Письмо, отправленное в Тир из одной Тирской фактории в Путеолах 23 июля 174 г.[40], пришло туда 8 декабря, т. е. через 107 дней97. Цицерон Младший получил в Афинах письмо своего отца через 46 дней после отправления, другое было передано на 21 день, что считалось очень быстрой доставкой98. Письмо Тирона к Цицерону пришло из Патр в Брундизий на
Из сопоставления всех относящихся сюда известий можно довольно точно определить среднюю быстроту тогдашних кораблей (они, впрочем, иногда были снабжены приборами для измерения пройденных расстояний, которые описывает Витрувий)107. Правда, географ Марциан из Гераклеи с.330 замечает, что данные о расстояниях (в греч. стадиях) на море очень уклоняются одно от другого, поэтому он сопоставляет наибольшие и наименьшие108. Он говорит, что известно, что корабль при попутном ветре может пройти в день 700 стадий[42], хорошо построенное быстроходное судно даже 900; плохо же построенный корабль едва проходит 500 стадий[43]109. У Скилака из Карианды принята за среднюю дневную скорость при долгих путешествиях всего 500 стадий110. Что в обоих случаях ночи не принимаются в расчет, видно из других данных: между прочим Геродот говорит, что корабль (во время самых долгих дней) может пройти днем самое большее
ПРИМЕЧАНИЯ