Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Примечания приводятся по 9-му немецкому изданию 1919 г. в переводе С. И. Сосновского, 2015.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
с.331
3. Способы путешествия по суше. Гостиницы, мытари, разбойники.
Способы путешествий по суше описываются там и сям различными авторами. Простые люди путешествовали высокоопоясанные пешком, или с небольшим багажом на скромном муле или на лошади, накинув дождевой плащ1; но редкий обходился без одного или нескольких рабов2. Если путешествие совершалось в экипаже, то они тоже следовали за господином, по крайней мере при более далеком пути, в одном или нескольких экипажах. Сенека однажды надумал совершить путешествие с очень скромным бюджетом. В одном экипаже ехал он сам со своим другом Цэзонием Максимом, без всякого багажа, кроме того, что было на них надето, с таким незначительным количеством слуг, что они умещались тоже в одном экипаже. Если наставало время отдыха, ему клали матрац на голую землю, из двух дождевых плащей один служил ему простыней, другой одеялом. Стол не мог бы быть более простым, все приготовлялось не дольше как в час; при этом никогда не обходились без сухих смокв и без дощечек для записывания замечаний и мыслей. Экипажем ему служила крестьянская телега, быстрота мулов была достаточна, чтобы сойти за признак жизни, кучер был босоногий, — не только потому, что это было летом. Так он провел два счастливейших дня; это путешествие научило его, как много лишнего у нас, отсутствия чего мы даже не замечаем. Все же он не мог уберечься от неприятного чувства, когда увидел роскошную упряжь; он не мог избавиться от ложного стыда и примириться с перспективой, что его экипаж будет сочтен его собственностью3. Такое чувство было очень понятным при столь удивительном способе путешествия для престарелого несметно богатого консулара, ибо лица высших сословий не ездили без многочисленной свиты слуг и огромного багажа4. Это было принято еще во времена республики5, и роскошь, и пышность обстановки путешествий уже тогда не была редкостью. Милон, отправляясь вместе с женою в Ланувий, вез с собою среди прочей свиты рабов и рабынь еще весь домашний хор6; Цезарь в своих походах возил с собою мозаичный пол7; путешествия Марка Антония с их огромным обозом, с экипажами, запряженными львами, с множеством золотых сосудов, которые несли перед ним, как в процессии8, напоминают уже восточные обычаи9.
Эта роскошь была еще превзойдена во времена империи. Нерон никогда не путешествовал иначе как с тысячью повозок, с серебряными с.332 подковами на мулах; погонщик был одет в красный костюм, форейтор и гонец тоже богато наряжены10. Поппея приказала подковать золотом своих вьючных животных и вела с собою 500 ослиц, чтобы каждый день купаться в их молоке11; в шествии невесты императора Констанция Евсевии (353 г.) находились колесницы всех родов — из золота, серебра, желтой меди, — все художественной работы12. Высшие сословия, по-видимому, старались насколько возможно подражать примеру императоров; по крайней мере, роскошь путешествий была очень большой и, по уверению Сенеки, всеобщей13; ибо большая часть думали, что они должны подражать моде, причем случалось, что многие, ездившие так роскошно, были «богатыми только в дороге» и уже думали, не объявить ли себя банкротами, не наняться ли в цирк в борцы со зверями или в гладиаторы14. Пестро одетые негры, нумидийцы, форейторы и скороходы15 открывали подобное шествие для того, чтобы устранить все препятствия, которые могли бы вызвать остановку или задержку. Откормленные мулы, по возможности одной масти, или маленькие, толстые, но быстрые галльские лошади влекли колесницу16; для верховой езды брали с собой иноходцев. Животные были покрыты пурпуровыми или вышитыми тканями, носили золоченые пояса и узды; колесницы были облицованы драгоценными украшениями, даже золотыми и серебряными фигурами, так что иногда их стоимость равнялась стоимости целого имения17; занавеси были из шелка или других дорогих материй18; столовая посуда из самых ценных материалов — как золото, кристалл, мурра — находилась среди багажа, в том числе даже сосуды, имевшие высокую художественную ценность; они не могли бы перенести толчков экипажа, и их несли на руках. Большая свита и многочисленные слуги неизбежны при таком путешествии; любимцы-пажи носили маски из теста перед лицом, чтобы предохранить его от мороза или загара19. Так же путешествовали и богатые провинциалы. Софисту Полемону из Смирны сопутствовали в его поездках многочисленные вьючные животные, лошади, рабы, своры собак для различных родов охоты; сам он ехал во фригийской или галльской колеснице с серебряной упряжью20.
Удобное устройство экипажей и утонченность, с которой их постоянно старались снабдить все новыми удобствами, по-видимому, были в большом ходу в то время. В них можно было читать; для дорожного чтения служили, — вместо обыкновенных свитков папируса, исписанных только на одной стороне, которые надо было держать обеими руками, — особенные книжки из пергамента, вмещавшие в одном томе даже большие литературные произведения. Марциал советует читателю, желающему иметь его книги всегда при себе и своими спутниками в далеких путешествиях, покупать эти миниатюрные издания на пергаменте. «Кто путешествует с пергаментным изданием Цицерона, — говорит он, — тот может вообразить себе, что с.333 имеет своим попутчиком этого великого человека»21. В экипаже также можно было и писать; Плиний Старший всегда во время путешествуй имел с собою стенографа с книгою и доской для письма, руки которого зимою защищались от холода длинными рукавами22. Были также и экипажи, приспособленные для спанья. В Пандектах упоминается духовное завещание мужа жене, при котором возник вопрос, надо ли отнести к наследству и спальную коляску (carruca dormitoria) с мулами23. Клавдий, который очень любил игру в кости, имел экипаж с досками для игры, на которых можно было играть во время езды24. Коммод имел экипаж с приспособлениями для поворачивания сиденья для того, чтобы избегать солнечных лучей или дышать прохладным ветром, и другие, снабженные аппаратами для измерения пройденного расстояния и для указывания часов25.
Состоятельные женщины путешествовали обыкновенно на носилках. Судя по одному письму Цицерона от 49 г., Антоний вез с собою свою любовницу Кифериду на открытых носилках, и семь любовниц его друзей следовали на других носилках26. Когда Юлия, дочь Августа и супруга Агриппы, однажды ночью направлялась в Илион, ей грозила опасность утонуть во внезапно разлившемся Скамандре вместе с ее носильщиками. Агриппа, разгневанный тем, что жители города не оказали ей никакой помощи (хотя они и не знали об ее прибытии), наложил на них штраф в
Богатство и пышность в устройстве путешествий объясняются отчасти существованием рабовладения, отчасти недостаточностью и бедностью гостиниц. Богачам, владевшим сотнями рабов, было возможно создать себе и в путешествии удобства и наслаждения своих дворцов; к тому же благодаря привычке массовое услужение было для них почти неизбежностью. Хозяева гостиниц редко были в состоянии угодить избалованным путешественникам, особенно потому, что южный климат давал возможность ночевать в привезенных палатках28, и чем менее требований им предъявлялось, тем менее они могли их удовлетворять. Впрочем, встречались нередко хорошие и даже пышно устроенные гостиницы, в которых можно было пожелать остаться долее чем нужно. Эпиктет сравнивает людей, которые, вместо того, чтобы добиваться истинной цели — философии, — останавливаются слишком долго на побочном изучении красноречия, с путником, который, возвращаясь на родину, останавливается на долгое время в роскошно устроенной гостинице… «Ты забываешь, — взывает он к нему, — о цели твоего путешествия, для которого гостиница лишь средство. Сколько есть еще прекрасных гостиниц! Но они должны служить только для мимолетных остановок»29. На сильно посещаемых местах, особенно же в торговых пунктах, они были, конечно, многочисленны, как и говорит, напр., Страбон о Беренике в Верхнем Египте на Красном море, которая служила складочным местом для с.334 арабско-индийской торговли30; так же бывало и в местностях с купаньями. Страбон называет гостиницы, находящиеся в Канобе у канала, вполне подходящими для тамошней пышности и роскоши, и попутно упоминает о гостиницах местечка Каруры на границе Фригии и Карии, в котором были горячие источники31. Все же вероятно, что гостиницы, по крайней мере, по большей части, были скудны; но не потому, чтобы они служили пристанищем для низших классов народа. Они таковы до сих пор повсюду на юге, куда еще не проникло влияние северно-европейских обычаев и культуры, а древние, быть может, еще более были привычны к тесным и мало обставленным жилищам, чем их потомки. Тем легче можно было удовлетворить путешественников, которые искали только ночлега, ужина или убежища от непогоды; поэтому гостиницы чаще бывали скромными и бедными, хотя в них и останавливалось большинство путешественников; ибо, конечно, число тех, которые возили с собою палатки и все необходимое, или находили кров у гостеприимцев, было сравнительно очень малым.
Давать квартиру путешествующим должностным лицам, судьям с их свитой, проходящим солдатам32 — было имущественной повинностью домохозяев, которым постояльцы назначались сообразно со временем, сословием и состоянием33. Впрочем, философы, грамматики, риторы и врачи были освобождены от этого еще Веспасианом и Адрианом34. Эта повинность, по-видимому, была еще более тяжелой, благодаря несоответствующему поведению постояльцев35. Плиний рассказывает, что жители Гиппона-Диаррита в Африке убили редкого ручного дельфина для того, чтобы избавиться от обид должностных лиц, которые приезжали туда, чтобы посмотреть на него36. Когда Катон Утический перед принятием должности путешествовал по Азии, он посылал всегда вперед своего пекаря и повара еще утром к определенному месту ночлега. Они входили в город спокойно и скромно и, если не находили там старинного гостеприимца или друга Катона, приготовляли ему остановку в гостинице, чтобы не быть никому в тягость; если не было гостиницы, они обращались к властям и довольствовались квартирой, которую те указывали; но именно потому, что они не шумели и не угрожали, они пользовались часто малым почетом37. Многие из высокопоставленных имели собственные временные пристанища, большей частью для недалеких путешествий по Италии; Цицерон имел таковые, которыми он пользовался, отправляясь в свои виллы, в Анагнии, Атине, Фрузиноне, Ланувии и Синуессе; в Таррацине он искал таковое38.
Так как упомянутые здесь классы путешественников были лишь незначительной частью их общего количества, то нет никакого сомнения в том, что существовали гостиницы на всех дорогах с оживленным движением, как в Италии, так и в провинциях. К расходам, которые мог поставить в счет член торгового предприятия, принадлежали, наравне с издержками на езду, издержки на гостиницы39. Ритор Аристид с.335 описывает путешествие из Смирны в Пергам; он сам, несмотря на то, что у него не было недостатка в знакомых, останавливался всегда в гостиницах. Он выехал летом после полудня, отправив свои повозки с багажом вперед, и на закате приехал к гостинице на реке Герме; но жара комнат показалась ему невыносимой, и он отправился дальше. Поздно вечером он прибыл в Лариссу, где пристанище было не лучше, а в полночь в Киму, где все было закрыто. Он опять поехал дальше и при пении петуха прибыл в Мирину; здесь он нашел своих людей: он встретил их около одной из гостиниц уже готовыми к отправлению, так как все было закрыто; он попытался отдохнуть на своей походной постели в одном из портиков, но, наконец, нашел прием в доме одного знакомого; все же с наступлением дня он поехал дальше, в Гриней, затем отдохнул в Элее, по-видимому, снова в гостинице и на следующий день прибыл в Пергам40. То, что его путешествие через Фракию зимою было затруднительным, кроме всего другого, еще благодаря недостатку в гостиницах, вполне понятно, так как эта страна была не вполне цивилизованной и по ней мало путешествовали41.
Но все же даже и в таких странах не было совершенного недостатка в гостиницах. «Как высоко, — говорит Сенека, — люди ценят убежище в пустыне, кровлю во время проливного дождя, ванну или очаг в мороз, и все же всякий знает, за какую цену он получит все это, если заедет в гостиницу»42. Юлий Цезарь проезжал однажды со своим другом Г. Оппием через лес, тот внезапно заболел, и Цезарь уступил ему единственную маленькую гостиницу, которая там была, сам же спал на земле на открытом воздухе43. Так же и милосердный самарянин мог отвезти в гостиницу человека, ограбленного и израненного разбойниками, найденного им на дороге из Иерусалима в Иерихон44. Что в городах, обыкновенно, бывали гостиницы, понятно само собой (даже в таком местечке, как Вифлеем, был постоялый двор45. Иногда, может быть, нередко, о приеме чужестранцев заботились городские общины46. При часто посещаемом источнике Клитумне стоял город Гиспелл (Спелло), которому Август подарил этот клочок земли; он устроил на свои средства бани и гостиницу47. К постройкам, которые предпринимали состоятельные муниципалы на общую пользу, принадлежали также и гостиницы: одну из них (ospitium adventorium) напр., приказал построить некто Г. Арунцей Котта в одной неизвестной колонии вместе с банею для рабов. В начале V века чиновник, заведовавший городским управлением (curator) северо-африканского города Каламы, приказал на свой счет привести в лучший вид и в лучшее состояние пустое и покрытое мусором место «на пользу гражданам и для гостеприимной встречи чужестранцев»48.
Конечно, в населенных местностях был выбор между многими гостиницами. Плутарх остерегает останавливаться из ложного стыда в плохих гостиницах ради того, что там более приветливы хозяева: это с.336 не должно препятствовать выбору лучшего пристанища49. Также и землевладельцы часто строили в своих имениях, граничащих с большими дорогами, корчмы и гостиницы, которыми управляли за их счет их вольноотпущенники и рабы; и это было очень выгодной эксплуатацией земли50. Иногда же такие дома устраивались на дорогах фиском, особенно в слабо заселенных и мало цивилизованных провинциях. В 61 году Нерон приказал через прокуратора Фракии выстроить на ее больших дорогах таверны и господские дома (praetoria — для высших сановников)51; Адриан велел в 136 г.[1] снабдить в изобилии колодцами, станциями и укреплениями дорогу, проложенную им вдоль Красного моря52. На станциях часто, если не всегда, бывали таверны, по имени которых многие из них и назывались; из апостольской истории известна станция «трех таверн», на Аппиевой дороге, недалеко от Понтийских болот53. То же название носила станция на дороге из Диррахия в Византию54; на Латинской дороге третья станция от Рима называлась «У пестрых» (таверн), и Страбон определенно называет их гостиницами55. Еще многие другие станции носили подобные имена, или потому, что только находившиеся там гостиницы давали пристанище, или же потому, что они присоседились к мансионам, построенным и содержимым на государственный счет; может быть, и эти последние, если в них находилось место, тоже были открыты для путешественников за плату.
Вывески гостиниц, по-видимому, часто снабжались изображениями зверей. Артемидор упоминает об одной гостинице «Верблюд», на вывеске которой было изображено это животное56. В Помпеях раскопана гостиница, кажется, некоего Ситтия, на наружной стене которой нарисован пигмей, ведущий слона57. В Нарбонне сохранилась вывеска отпущенника-содержателя харчевни «Петух», из Таррагоны58. «Петух» называется также станция между Утикой и Карфагеном; и подобно ей, по имени гостиниц, названы также многие другие станции, расположенные на различных дорогах: «Большой Орел», «Малый Орел», «Змеи», «Большой журавль», «Меч», «Колесо», «Оливковый сарай»59. Надписи на вывесках обещали ласковый уход, купанье и все удобства, в Италии часто «по столичному образцу»60; надпись на одной из особенно посещаемых торговцами гостиниц Лиона (на вывеске которой, по-видимому, были изображения Меркурия и Аполлона) — гласит: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон — здоровье, Септуман (хозяин) — прием и угощение. Кто сюда завернет, тому будет лучше. Чужестранец, посмотри, где тебе остановиться»61. На вывеске постоялого двора в Антибе, значится: «Словечко, милый путник! Здесь тебе все сообщит медная доска» (вероятно, тариф)62. Сверх того, хозяин и хозяйка приветствовали сами гостя и восхваляли ему преимущества и достоинства своего дома; в одном стихотворении, дошедшем до нас под именем Вергилия, сирийская трактирщица (Сора), обвязавшая голову греческой повязкой, хмельная, танцует с кастаньетами в дымной таверне, и приглашает зайти к ней путника, усталый осел которого истекает с.337 потом. Она обещает ему в ту пору, когда деревья оглашаются пением цикад и ящерицы прячутся от зноя — прохладу и покой в тенистой зелени ее сада у журчащего ручья, обед из желтых слив, шелковицы, винограду, огурцов, каштанов и яблок, молодое вино и венки из роз, фиалок и лилий и деревенскую музыку; но гость найдет у нее не только Цереру и Вакха, но и Амура63.
Обыкновенные постоялые дворы (которые почти исключительно и упоминаются), как уже было сказано, не годились для продолжительных остановок: они были наполнены конюхами и погонщиками мулов; с ними «на перекрестках и в постоялых дворах» любил проводить время император Вителлий, который до своего восшествия на престол охотно пускал в ход самый низменный тон приветливости64. Плутарх, советующий в своих предписаниях для сохранения здоровья постоянно упражняться в громком произнесении речей, говорит, что не надо избегать этого и при остановке на постоялом дворе и обращать внимание на то, что будешь потом осмеян лодочниками, погонщиками мулов и трактирщиками65. Описание внутренности «засаленной таверны», которое дает Аполлинарис Сидоний66, подходило к большинству постоялых дворов прежнего времени. Она была вся наполнена кухонным чадом, который заставлял входивших затыкать нос; в чашках, обвитых тимианом, лежали горячие красные колбасы, подымался пар от горшков, стучали тарелки, и гости оглашали ее немелодичным пением67. Тюфяки, набитые вместо перьев цветом тростника, кишели летом блохами и «круглыми клопами»68; с потолков комнат часто падали разные животные — ящерицы и ядовитые пауки69. Конечно, и цены не были высокими. Во время Полибия постоялые дворы благословенных низин Ломбардии были настолько дешевыми, что без всякого счета платили за стол и помещение пол асса (в то время 1—
Сверх того, постоялые дворы очень часто бывали местом проституции, а хозяева сводниками. У писателей-юристов часто упоминается, что женская прислуга таверн, как в городах, так и на проселочных дорогах, состояла из публичных женщин, и содержание гостиницы лишь с.338 покрывало собою сводничество74. По указу императора Александра Севера, рабыня, проданная под условием, чтобы не торговали ее телом, не должна была быть проданной хозяину гостиницы, где услуга женщин была лишь предлогом, чтобы обойти закон75. Из определения закона, что с женским персоналом таверн нельзя совершить прелюбодеяния76, Константин впервые в 326 году исключил самих хозяек, но лишь в том случае, если они не прислуживали гостям сами77.
Отчасти за сводничество, отчасти по другим причинам, хозяева гостиниц пользовались дурной славой, и их дело считалось позорным78. На листах у полицейских солдат они были записаны рядом с ворами и игроками в азартные игры79. Они обманывали и лгали, фальсифицировали вино80 (по мнению Петрониева Тримальхиона, они родились под знаком Водолея)81, воровали у погонщиков мулов овес, который те запасали для своих животных82. По соннику Артемидора, который много путешествовал, увиденные во сне медные и железные лбы трактирщикам и мытарям «и всем, кто живет без стыда», предвещают хорошее83; видеть во сне тернии особенно благоприятно для трактирщиков, мытарей, разбойников и для тех, кто обвешивает других и пишет неверные счета — «потому, что и они вырывают силою и против воли у других то, что им принадлежит»84. Гален говорит, что человеческое мясо похоже вкусом на свиное и иногда подается бесстыдными трактирщиками вместо него. Люди, заслуживающие доверия, рассказывали ему, что в одном трактире они съели суп с очень вкусным мясом, а потом нашли в нем сустав пальца. В ужасе они покинули трактир, извергли съеденное и продолжали путь; а позднее в этом трактире накрыли человеческую бойню85. Трактирщицы часто пользовались славою колдуний; подобная упоминается у Апулея. Еще Августин слышал в Италии, что трактирщицы подают гостям в сыре волшебное снадобье, благодаря которому те превращаются во вьючных животных, не теряя, впрочем, человеческого сознания. Если они исполняли возложенные на них работы, они вновь получали человеческий образ86. Впрочем, трактирщики отвечали перед судом за вред, причиненный гостям в их доме87.
Дурная слава всякого рода мытарей вошла в поговорку и, конечно, не без основания. Разумеется, таможенные обманы случались постоянно88, и чиновники возбуждали досаду путешественников даже тогда, когда поступали по закону. «Мы сердимся на таможенных чиновников, — говорит Плутарх, — не тогда, когда они осматривают открыто лежащие товары, но тогда, когда они, разыскивая спрятанное, роются в чужом багаже; однако, закон разрешает им это и, если они этого не делают, они терпят убыток89. Законоположения в выдуманных судебных делах, которые давались с.339 для упражнения в реторических школах, плохо согласуются с действительностью. Все же в одной из этих тем предполагались следующие законы: «Со всех предметов, кроме тех, которые необходимы при путешествии, взимается пошлина в размере
Еще большим злом, чем притеснения мытарей и мошенничества хозяев гостиниц, была для путешественников небезопасность езды по оживленным дорогам. Забота о полиции на них частью была возложена на городские общины93. В западной половине Империи, в отдельных местностях (Нионе[2], у Бингена) встречается специальная военная власть (praefectus arcendis latronibus), как младшая муниципальная должность; в восточной, особенно в Малой Азии, постоянно и с одинаковыми полномочиями существовала должность иринархов, которым было подвластно местное войско диогмитов. Все же сверх того во всех провинциях, по распоряжению центральной власти, стояли военные посты под начальством офицеров до центуриона, и наместники были обязаны предпринимать выступления против нарушителей общественной тишины94; но пока природа человека останется такой же, — полагает Кассий Дион, — разбойничество не прекратится95.
Упорнее всего оно утвердилось в окраинных провинциях96. Надпись, найденная в нижней Паннонии, сообщает, что в 185 г. император Коммод построил крепости и расставил гарнизоны по всему побережью Дуная и этим обезопасил его от нападения разбойников97. Среди могильных надписей Дакии три сообщают о смерти от разбойников двух мужчин и одной женщины; двое из убитых были отомщены родственниками98. Памятники лиц, павших от рук разбойников, найдены также и в Ораховце (в верхней Мэзии)99, возле Дармштадта100 и в Трире101. Как опасно бывало иногда движение по дорогам африканских провинций (несмотря на крепости, стоявшие в определенных местах)102, доказывают слова епископа Киприана карфагенского, что если гостиница на большой дороге занята разбойниками, путешественники, услышавши об этом, ищут других постоялых дворов103. Инженер третьего легиона, стоявшего в Ламбессе, отозванный в 152 г. в Сальды для постройки туннеля, рассказывает, что на дороге он повстречался с разбойниками и, обнаженный и израненный, едва спасся от них вместе со своими спутниками104. Лукиан с.340 упоминает, что во время пророка Александра из Абонутихоса в Египте было много разбойников105. Нильские болота в окрестностях Дамьетты давали убежище целому народу разбойников, ужасно диких, известных еще Эратосфену — так называемых буколов; их жизнь, полную приключений, очень наглядно описывает роман Гелиодора (приблизительно времени Аврелиана[3])106. При Марке Аврелии они угрожали даже Александрии, и Авидий Кассий едва мог покорить их107. Они причиняли затруднения позднее и халифам.
После окраинных провинций, больше всего разбойников было в провинциях горных, особенно в тех, которые были еще мало цивилизованными. Среди могильных надписей из Салоны в Далмации одна сообщает об убийстве десятилетней девочки из-за ее украшений; другая — о похищении мужчины разбойниками108. Среди могильных надписей Испании две относятся к людям, убитым разбойниками109. И в Иудее, по Евангелию, путешественники нередко бывали в опасности встретиться с разбойниками110. Насколько удавалось династии Ирода и позднее римлянам освободить население земель в востоку от Иордана, именно Гауран и Трахонитиду, от разбойников, для которых служили убежищами находившиеся там многочисленные пещеры111 — до нас не дошло сведений. Неискоренимость разбоя в гористой, местами пустынной Малой Азии объясняется также очень незначительным количеством войска в этой стране (не считая легионов, охранявших границы)112. «Жители Памфилии, — говорит Страбон, — еще не совсем оставили разбой и не дают покоя соседям; Мисийский Олимп изобилует громадными дубовыми лесами и недоступными местами, в которых долго могут держаться шайки разбойников, как в мое время разбойничий атаман Клеон»113. Гален рассказывает об одном разбойнике, который незадолго до того жил недалеко от Коракесия в Памфилии и обрубал ноги своим жертвам114. Вряд ли и Исаврия сделалась разбойничьей страной, каковой она оставалась до Византийского времени, лишь в 3 веке, когда ее население стало бичом для всего юга Малой Азии115. Надпись упоминает об истреблении шаек разбойников на Геллеспонте неким Т. Валерием Проклом, служившим у Цезаря Друза, сына Германика116. При Адриане разбойник Тиллобор поселился на возвышенностях Иды, недалеко от Трои, и оттуда совершал нападения на окрестные страны117. Несмотря на старания Адриана и его преемников, дороги провинции Ахаи и соседних с нею земель тоже были угрожаемы разбойниками, и счастливый атаман разбойничьей шайки постоянно встречается у Лукиана в разговорах из обыденной жизни118. Так же и многочисленные истории о разбойниках, встречающиеся в современном ему романе Апулея из греческой жизни, по-видимому, взяты частью из действительности. В Сардинию (где во времена Варрона земли с прекрасной почвой не обрабатывались, благодаря разбоям соседей119 и где, начиная с 6 г. по Р. Хр., в течение с.341 нескольких лет велась настоящая война против разбойников)120, Тиберий послал в 19 г. по Р. Хр.
Но даже и самые культурные и мирные части римского государства временами подвергались нападениям разбойничьих шаек. В 187 году[4] дезертировавший солдат Матерн собрал отряд, с которым он навел ужас на всю Галлию и Испанию; он нападал сначала на деревни и поселки, а затем и на большие города, освобождал находившихся там в тюрьмах преступников, жег и грабил все кругом. Когда Коммод послал против него войска, ему удалось вместе со своей шайкой бежать в Италию; его план убить императора был выдан, и сам он был казнен своими приближенными125.
В Италии опасность передвижения была особенно сильною непосредственно после гражданских войн126, когда вооруженные разбойники совершенно открыто и в большом количестве показывались повсюду, и было опасным предприятием отправиться ночью из Рима в Тибур127, пока Август не укротил их, расставив на определенных местах военные посты128. Но все же Тиберий, который особенно заботился об общественной безопасности, приказал расставить против них новые многочисленные посты129. Пойманных ожидала особенно жестокая казнь — растерзание дикими зверями — и трупы их ради устрашающего примера и «для утешения родственников убитых ими» были повешены на крестах130 и виселицах в тех местах, где они раньше бесчинствовали (как в папской области еще в 1819 г.)131, или же бросались на съедение птицам (особенно в горах) на дорогах, где они иногда доставляли проезжавшим врачам желанную возможность изучать внутренности человеческого тела132. Так, Гален видел лежащим на дороге скелет одного разбойника, убитого путешественником, на которого он напал; так как окрестные жители не погребли его, из ненависти к мертвому, птицы в два дня так расклевали его тело, что скелет представлял из себя поучительное зрелище133. Но все же даже и в Италии нельзя было окончательно вывести разбойничество. Ночью, когда, впрочем, обыкновенно путешествовали с факелами (которые утром часто бросались еще зажженными и иногда поджигали заборы)134, — всякий, кто имел при себе более или менее ценные с.342 вещи, опасался «мечей и копий» и пугался тени тростника, качавшегося при лунном свете135. Грабители врывались также и в дома: Плиний Старший рассказывает, как больной сенатор Цэлий подвергся в Пьяченце нападению разбойников и как он был спасен своей собакой136. Плиний Младший получил в 106/107 году предписание произвести расследование об одном всаднике сенаторского ранга, который бесследно исчез во время путешествия недалеко от Отриколи; он боялся, что с ним случилось то же, что с одним из его земляков, который отправился со значительной суммой денег для того, чтобы экипировать себя как центуриона; ни о нем, ни об его рабах никто больше ничего не слышал. Оставалось под сомнением, был ли он убит вместе с ними или ими самими137. Не только имущество, но и личность путешественников была ценной добычей для разбойников, и похищение людей, как в Италии, так и в провинциях было делом обыкновенным; многие беззащитные путники исчезали навсегда в отвратительных подземельях, в которых содержались рабы крупных землевладельцев138. Даже днем конные отряды уводили пасущиеся стада139. Марк Аврелий, будучи еще наследником престола, рассказывает в одном письме к Фронтону, как однажды пастухи, увидевши его со свитой, сочли их за разбойников, после чего он ради шутки поскакал по направлению к стаду, и один пастух метнул в него вилой140. Самой дурной славой пользовались все время Понтинские болота и Галлинарские заросли, тянувшиеся на расстоянии целых миль (со времени средних веков называемые pineta)141, где капитаны С. Помпея во время войны с триумвирами организовали шайки разбойников142. Отправления войск против живших там бандитов, совершавшиеся от времени до времени, приводили лишь к тому, что они на мгновение исчезали оттуда и переходили в другие места, особенно часто в самый Рим143.
Кроме внутренних войн и волнений, еще и другие причины усиливали разбойничество. Когда Север перестал набирать гвардию преторианцев в Италии (что до тех пор всегда соблюдалось), молодежь, способная к ношению оружия, массами стала поступать в гладиаторы и разбойники144. В конце правления Севера один атаман, Феликс Булла, командовавший шестьюстами разбойников, грабил всю Италию и держался два года, несмотря на все посылаемые против него войска. Хитростью и подкупами он добился того, что, несмотря на высокую цену, обещанную Севером за его отыскание, — «он оказывался невиденным, если его видели, ненайденным, если его находили, непойманным, если его захватывали». Он узнавал ото всех, которые выезжали из Рима или приезжали морем в Брундизий, кто они и что везут с собою; всех остальных он отпускал тотчас же, взяв у них часть их имущества, только ремесленников задерживал на время, заставлял их работать на себя, платил им и отпускал на свободу. Когда двое его товарищей были пойманы и приговорены к сражению со зверями, он отправился к тюремщику, выдал с.343 себя за высшего сановника округа, нуждающегося для своего амфитеатра в таких людях, и сыграл свою роль так хорошо, что их ему выдали. Центуриону, посланному против него, он предложил себя в проводники и заманил его в засаду. Здесь он дал себя узнать, приказал остричь центуриону голову и поручил ему передать его господам совет лучше содержать своих рабов, чтобы те не становились разбойниками. На самом деле, в его отрядах находилось много императорских рабов, частью получавших плохое жалованье, частью совсем не получавших его. Наконец, Север, рассерженный до последней степени, выслал против него трибуна императорской лейб-гвардии с большим конным отрядом, который должен был, чего бы это не стоило, взять его живым в плен. Трибуну удалось захватить его спящим в пещере, благодаря измене его любовницы. Префекту Папиниану, к которому он был приведен, он на вопрос «почему ты разбойник?» ответил вопросом «почему ты префект?». Он был растерзан дикими зверями, о чем было возвещено герольдом, и его шайки благодаря этому были рассеяны с меньшим трудом. Настолько, — говорит Дион, — сила шестисот была сосредоточена в нем одном145. — Прокул, который в 280 г. выступил претендентом на престол, происходил из знатного и богатого разбойничьего рода в области Альбенги в генуэзской Ривьере; он повелевал
Если, таким образом, разбойники существовали во все времена и во всех частях римского государства и часто в большом количестве, то не следует забывать, что сообщенные данные собраны за промежуток многих столетий. Если бы собрать соответствующие данные европейской литературы за три последние столетия149, то результат получился бы тем обширнее, что источники здесь многочисленнее и богаче. Прошло немного больше столетия с тех пор, как существовали английские «highwaymen» (которые еще в 1816 году встречались на дороге из Лондона в Довер)150, большие шайки грабителей в западной Германии151, и когда разбойничьи романы занимали немалое место в нашей литературе. Можно даже спросить, не была ли опасность дорог в странах по Средиземному морю и по нижнему Дунаю еще в девятнадцатом столетии, а частью даже и теперь, такою же как во времена римской империи; даже если не принимать во внимание область распространения ислама и Грецию152. В современной Венгрии более всего занимает фантазию народа и его саги «бродячий бедняк» и «грабитель-бетьяр». В 1852 г. не дали Бисмарку ехать без вооруженного отряда из Сольнока в Кечкемет: в этой местности находились опаснейшие с.344 разбойничьи гнезда; на Тиссе, где болота и пустыни делали почти невозможным их истребление, прекрасно вооруженные конные отряды от 15 до 20 человек нападали на путешественников и на жилища153. В Сегедине, в 1873 году, сидели в плену 800 разбойников и
ПРИМЕЧАНИЯ